Прежде чем рассматривать различные случаи, имеющие отношение к прекращению месячных, следует сделать важное замечание.
Время, которого будет достаточно для омовения (с учётом того, что необходимо снять с себя одежду, приготовить воду и снова одеться), следует исчислять с момента завершения месячных, если истечение крови продолжалось менее десяти дней. Если женщина не может найти воду по уважительной причине, в силу которой ей можно совершить очищение песком, вместо времени совершения полного омовения следует принимать во внимание время, необходимое для очищения песком. Если месячные прекращаются в конце периода, отведённого для совершения той или иной молитвы, необходимым условием обязательности возмещения этой молитвы является наличие у женщины достаточного запаса времени для произнесения слова "Аллах", которое является частью фразы "Аллах велик", произносимой имамом непосредственно перед началом молитвы.
Если же истечение крови прекращается по завершении десяти дней, то время, необходимое для полного омовения или очищения песком в случае невозможности омовения, считается относящимся к состоянию чистоты, чтобы не получилось так, что продолжительность месячных превышает десять дней, то есть их максимальный срок. В этом случае вместе с прекращением истечения крови у женщины прекращаются и месячные, и если после этого (но до завершения периода, отведённого для совершения той или иной молитвы), остаётся достаточно времени для произнесения слова "Аллах", она должна будет возместить эту молитву. Так утверждал Абу Ханифа, да помилует его Аллах, из чего и следует исходить. Абу Йусуф считает, что понятие "тахрима"[270] состоит из двух слов фразы "Аллах велик", но оба они считали, что "тахрима" произносится в состоянии чистоты, и в этом смысле не имеет значения, когда прекратится истечение крови - через десять дней или раньше.
Действие того же установления распространяется и на пост. Так, если истечение крови будет продолжаться менее десяти дней и прекратится до рассвета, после чего останется достаточно времени для совершения полного омовения и произнесения слов "Аллах велик", тогда женщина обязана соблюдать пост в этот день. Если же для всего этого времени у женщины не хватит, то пост её будет недействительным, но из уважения к рамадану ей следует воздерживаться от всего, что запрещается делать постящимся. Вместе с тем соблюдение поста в подобном случае не может заменить ей пост, совершаемый по всем правилам, и поэтому она обязана будет возместить его.
Если месячные продолжались десять дней и завершились до зари, за мгновение, которого хватит для произнесения слова "Аллах", женщина обязана соблюдать пост в этот день. Если же времени на это не хватит, то её пост будет недействительным.
Возможны четыре различных случая прекращения истечения крови.
1. Если истечение крови не прекращается более десяти дней, следует считать, что она очистилась сразу же по завершении максимального срока месячных, то есть десяти дней, даже если после этого истечение крови не прекратится. Или же она считается очистившейся после полного омовения, хотя мужу разрешается вступать с ней в половую связь и без этого, поскольку месячные продолжаются не более десяти дней. Вместе с тем, как указывает Ибн 'Абидин, совершать половые сношения желательно после полного омовения. Это касается таких случаев, когда месячные у мубтада'а или му'тада продолжаются ровно десять дней. Если же истечение крови у женщины, обычная продолжительность месячных которой была менее десяти дней, продолжается более десяти дней, следует считать, что месячные у неё завершились в обычный срок, и она обязана будет возместить все молитвы, пропущенные ею с момента их завершения. Так, если месячные у женщины обычно продолжались семь дней, но истечение крови у неё не прекращается более десяти дней, следует считать, что она очистилась от месячных через семь дней, и поэтому она должна будет возместить пропущенные молитвы за те три дня, которые прошли после завершения обычного срока.
2. Если истечение крови прекратилось меньше чем через десять дней, но продолжалось не менее обычного срока, это значит, что женщина обязана совершить ту обязательную молитву, до завершения срока которой у неё закончилось истечение крови. В данном случае необходимым условием является возможность совершения омовения и всех прочих обязательных действий, к числу которых относится и начало молитвы до истечения установленного для неё срока, что уже разъяснялось ранее. Если же после завершения истечения крови раньше этого срока остаётся слишком мало времени для того, чтобы совершить полное омовение и приступить к молитве, это значит, что данную молитву женщина не обязана ни совершать, ни возмещать, а следующие молитвы ей следует совершать как обычно.
Рассмотрим такой случай, когда истечение крови у женщины прекращается за десять минут до завершения времени полуденной молитвы. Если этих десяти минут ей обычно хватает для того, чтобы приготовить воду, раздеться, полностью омыться, одеться и приступить к молитве, произнеся слово "Аллах", она обязана либо совершить, либо возместить эту молитву. Если же этого времени ей не хватит, то данную полуденную молитву (зухр) она совершать не должна, а первой обязательной молитвой после прекращения месячных для неё будет послеполуденная молитва ('аср).
Как утверждает Ибн 'Абидин в "Радд аль-мухтар" вступать в половую связь не следует, пока женщина не помолится после совершения полного омовения или полного очищения песком, которое позволит ей совершать молитву[271]. Далее он пишет: «Возможно, смысл выдвинутого факихами условия относительно полного очищения песком, которое позволит совершать молитву, заключается в том, что необходимым условием совершения очищения песком является отсутствие месячных. Таким образом, если женщина совершит молитву, признание действительности этой молитвы по шариату означает признание действительности совершённого ею очищения песком и тот факт, что она очистилась от месячных». Под полным очищением песком он подразумевает то, что позволяет совершать молитву с поясными и земными поклонами, а также возмещать пропущенную обязательную молитву (в отличие от заупокойных и праздничных молитв). Пропущенные заупокойные и праздничные молитвы не возмещаются, а женщине не разрешается ни совершать очищение песком для таких молитв, ни принимать в них участие. Если же истечение крови прекращается ровно через десять дней, то женщине разрешается совершать очищение песком для заупокойных и праздничных молитв. Разрешается вступать в половую связь с такой женщиной, если она не совершит полное омовение и должна будет возместить пропущенную молитву. В том случае, когда после прекращения истечения крови остаётся достаточно времени для того, чтобы совершить полное омовение и приступить к молитве, муж может вступить с ней в половую связь тогда, когда это время закончится, даже если женщина не омоется полностью. Если же истечение крови прекратится незадолго до восхода солнца, и времени для совершения полного омовения и произнесения слов "Аллах велик" не хватит, то, как указывает аль-Баркави, вступать с ней в половую связь не разрешается вплоть до завершения времени полуденной молитвы и наступления времени послеполуденной. Объясняется это тем, что возмещать полуденную молитву не надо, пока отведённое для неё время не закончится с началом времени послеполуденной молитвы.
3. В том случае, когда истечение крови продолжается не менее трёх дней и прекращается раньше обычного срока, необходимо принимать определённые меры предосторожности.
Когда дело касается молитвы и поста, женщина должна поступать согласно тому, что было изложено нами в предыдущем разделе. Иначе говоря, если в конце ночи рамадана или в период времени, отведённый для совершения обязательной молитвы, истечение крови прекратится, но женщина ещё успеет совершить полное омовение и произнести слова "Аллах велик", она будет обязана соблюдать пост или совершить эту молитву. Кроме того, она обязана откладывать молитву до конца желательного для её совершения срока, если же истечение крови прекратится в обычный срок, откладывать молитву желательно.
До завершения обычного срока месячных вступать в половую связь возбраняется, даже если женщина совершит полное омовение. Дело в том, что чаще всего в подобных случаях истечение крови возобновляется, и поэтому из предосторожности от совокупления лучше воздержаться.
Аль-Баркави поясняет, что значит принимать меры предосторожности в подобном случае. Он пишет: «Если истечение крови у женщины, месячные которой обычно продолжаются десять дней, завершилось через три дня, после чего она шесть дней остаётся чистой, совокупляться с ней не разрешается, пока не закончится её обычный срок. Иначе говоря, делать это не разрешается, пока не пройдут десять дней, даже если в это время она будет обязана соблюдать пост и молиться». Шейх Ибн 'Абидин комментирует этот вопрос следующим образом: «Если эти месячные были третьими во время срока "'идда",[272] муж теряет право на возобновление брака с разведённой женой, а она из предосторожности не должна сразу выходить замуж за другого после третьего раза[273]». Это значит, что если женщина получила такой развод, после которого она может вернуться к мужу, срок "'идда" для неё заканчивается после третьего менструального цикла, и тогда мужу уже не разрешается возвращать её. Если же он вернёт её в течение тех шести дней, когда женщина будет чистой, она не будет дозволенной для него, если только истечение крови на десятый день не возобновится, после чего продолжится один день и завершится ровно через десять дней со времени их начала или не продолжится дальше. В подобном случае считается, что месячные у женщины продолжались, как обычно, десять дней, а возобновление брака будет действительным, поскольку муж вернул её в течение третьего менструального цикла, относящегося к сроку "'идда". Кроме того, из предосторожности она не должна сразу выходить замуж за другого после завершения третьего менструального цикла, а второй муж может совокупляться с ней только в том случае, если истечение крови у неё не возобновится до завершения обычного срока месячных. Это послужит подтверждением действительности брака, поскольку произойдёт после завершения срока "'идда", а мужу можно будет совокупляться с ней по истечении десяти дней.
Здесь следует сделать важное замечание относительно поста. Если обычно месячные у женщины продолжаются десять дней, но истечение крови прекратилось через три дня, ей следует поститься и молиться, о чём уже говорилось ранее. Если же, к примеру, через четыре дня истечение крови возобновится, будет ясно, что месячные у неё не закончились, а те дни, во время которых она соблюдала пост, приходились на период месячных. Из этого следует, что пост женщины в это время не может считаться действительным, и она обязана возместить его.
4. В том случае, когда истечение крови продолжается менее трёх дней, женщине следует начать молиться, но она должна дожидаться конца периода времени, в течение которого желательно совершать ту или иную молитву. Если истечение крови не возобновится, она должна совершать омовение (вуду) и молиться, на что указывается в "Радд аль-мухтар". Из этого следует, что после того, как истечение крови, продолжавшееся менее трёх дней, прекращается, ей достаточно совершить для молитвы только частичное омовение (вуду). Если же истечение крови продолжалось не менее трёх дней, молитва будет действительной только после совершения полного омовения, поскольку подобная продолжительность истечения крови указывает на то, что речь идёт о месячных.
Следует ли женщине откладывать полное омовение и молитву до конца периода времени, желательного для совершения этих действий? Как указывается в "Радд аль-мухтар", если истечение крови прекратится до завершения обычного срока месячных, она должна откладывать эти действия, а если это случится после завершения их обычного срока, поступать так желательно. Что же касается поста, то женщине следует соблюдать его, если истечение крови будет продолжаться менее трёх дней и прекратится ночью. Если же истечение прекратится днём, в знак уважения к рамадану ей следует поступать подобно постящимся и до конца дня воздерживаться от всего, что является запретным для них.
Разъясняя всё, что было изложено выше, шейх Ибн 'Абидин пишет в своём комментарии к "Посланию о месячных": «Если во время месячных, которые продолжаются десять дней, истечение крови у женщины бывает через день, ей следует прекратить молиться и поститься после того, как это случится в первый раз. Когда на второй день истечение прекратится, она должна совершить частичное омовение (вуду) и вернуться к молитве и посту. Если на третий день истечение крови возобновится, она должна снова отказаться от молитвы и поста. В случае прекращения истечения на четвёртый день, она должна совершить полное омовение (гусль) и снова начать молиться, и ей следует поступать так вплоть до завершения месячных каждый раз, как истечение крови будет прекращаться. Иначе говоря, начиная с четвёртого дня, женщина должна каждый раз совершать полное омовение и возвращаться к молитве».