Запрещается как вступать в половую связь с женщиной, у которой начались месячные, так и ласкать её, прикасаясь к тем местам её тела, которые находятся ниже пупка и выше колен. В "Ад-дурр аль-мухтар" указывается, что тот, кто поступает так намеренно и знает о запретности этого, совершает большой грех, и ему необходимо принести покаяние в отличие от человека, совершающего это по неведению, по принуждению или по забывчивости. Как отмечается в "Радд аль-мухтар", ат-Тахтави указывает, что невежество позволяет только не считать совершение этого тяжким грехом, но не делает подобное менее запретным, не говоря уже о том, что в мусульманской стране незнание установлений шариата не может служить оправданием. Ласкать те места тела женщины, которые находятся ниже пупка и выше колен, разрешается лишь при том условии, что на ней будет изар[263] из плотной и толстой ткани, которая не позволит ощутить тепло её тела. К другим же местам прикасаться можно без ограничений. Аллах Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о месячных. Скажи: «Это - страдание. Удаляйтесь же от женщин во время месячных и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся, а когда они очистятся, то совокупляйтесь с ними, как повелел вам Аллах». Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».[264]
В "Сахихе" Муслима приводится передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что, когда у женщины из числа иудеев начинались месячные, они не ели вместе с такой женщиной и не оставались с ней в одном доме. Сподвижники спросили об этом Порока , после чего был ниспослан приведенный выше айат, а Посланник Аллаха сказал: «Делайте всё, но не вступайте в половую связь». Кроме того, в "Сахихе" Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Маймуны, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Когда у жён Посланника Аллаха бывали месячные, он прикасался к ним через изары». Там же приводится хадис, передаваемый со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Когда у кого-нибудь из нас[265] начинались месячные, Посланник Аллаха повелевал ей надеть изар и дотрагивался до неё только после того, как она делала это».
Разрешается ли вступать в половую связь с женщиной сразу же после завершения у неё месячных или же это можно делать только после полного омовения? Имамы Малик и аш-Шафи'и, да помилует Аллах их обоих, считали, что вступать в половую связь нельзя, пока женщина не совершит полное омовение или не очистится песком, если не сможет достать воды. По мнению Абу Ханифы, вступать в половую связь с женщиной можно до совершения ею полного омовения, если месячные прекращаются через десять дней после их начала. Если же месячные продолжаются меньше десяти дней, делать это нельзя, пока она не омоется полностью или не пройдёт определённое время, в течение которого она должна была бы совершить молитву, о чём более подробно говорится ниже. Всё это касается тех случаев, когда месячные прекращаются в обычный срок, в противном же случае вступать с ней в половую связь нельзя.
Мужу запрещается вступать с женой в половую связь после того, как она сообщит ему о начале месячных, если её слова можно будет счесть правдивыми независимо от того, нечестивой или праведной она является. То же самое относится и к её словам о завершении периода "'идда". Автор "Радд аль-мухтар" пишет: «Как считают некоторые факихи, если существует вероятность того, что её слова относительно месячных правдивы, ей следует поверить, даже если она является нечестивой, и то же самое касается периода "'идда". Это мнение следует считать наиболее надёжным и близким к проявлению благочестия». Далее автор "Радд аль-мухтар" пишет: «Отсюда ясно, что если женщина является нечестивой, а муж не сочтёт, что её слова об отсутствии месячных скорее всего соответствуют истине, этим словам, по общему мнению, доверять нельзя. Факихи говорили, что если источником сообщения является нечестивец, поступать согласно тому, что он говорит, обязательно лишь в том случае, когда есть мнение, что его слова, скорее всего, являются правдой».
Если женщина подчинится мужу во время месячных, она совершит грех вместе с ним, и тогда оба они должны будут принести покаяние и молить Аллаха о прощении. Если же один из супругов совершает грех добровольно, а другой делает это по принуждению, бремя греха понесёт лишь тот, кто совершает его добровольно.
Правомерно ли обвинять в неверии того, кто считает дозволенным совершение полового сношения с женой во время месячных? На этот счёт есть два мнения. Суть первого и наиболее распространённого состоит в том, что человек, считающий это дозволенным, а не запретным, заслуживает обвинения в неверии. Согласно второму мнению, которое, как указывается в "Ад-дурр аль-мухтар", является правильным, обвинять такого человека в неверии не следует ввиду существования разногласий по этому вопросу. Автор "Ад-дурр аль-мухтар" пишет: «Не следует выносить решение о неверии такого мусульманина, относительно неверия которого есть расхождения во мнениях, даже если они опираются на слабые сообщения».
Желательно, чтобы человек, который совершил грех, вступив в половую связь с женщиной во время месячных, раздал в качестве милостыни один динар[266], если сношение имело место в начале месячных, или полдинара, если это было в конце. Говорят также, что если во время сношения кровь была красной, следует раздать динар, а если жёлтой - полдинара. Указанием на это служит хадис, приводимый Абу Даудом и аль-Хакимом, который считал его достоверным. В этом хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Пусть человек, который совершит половое сношение со своей женой во время месячных, раздаст в качестве милостыни динар, если кровь была красной, или полдинара, если кровь была жёлтой».