В данном случае подразумевается человек, из тела которого постоянно выделяется то, что делает его омовение недействительным. Примером может служить больной, страдающий недержанием мочи, кала или кишечных газов, или человек, у которого из-за какой-нибудь глазной болезни текут слёзы необычного вида, или тот, у кого из-за болезни не прекращаются выделения из уха, сосков или иных частей тела. При этом необходимым условием является то, чтобы время, в течение которого он заслуживает оправдания, хотя бы условно охватывало весь период, отведённый для совершения обязательной молитвы, и чтобы за весь этот период он не мог найти времени для совершения омовения и молитвы не в состоянии осквернения.
Поскольку в основе шариата лежат милосердие и стремление к облегчению, человеку, который заслуживает оправдания, вменяется в обязанность совершение омовения для каждой молитвы, после чего он может совершать любые обязательные и дополнительные молитвы. Указанием на это служат уже приводившиеся ранее слова Пророка , сказавшего женщине, которая страдала от непрерывного кровотечения: «Кроме того, совершай омовение перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных)» (Аль-Бухари).
Вот почему нельзя выносить суждение о недействительности омовения того, кто заслуживает оправдания, из-за его осквернения, если он совершил омовение в то время, когда истечение продолжалось. Если человек совершил омовение в период прекращения истечения, после чего оно возобновилось, его омовение станет недействительным. Недействительным омовение станет и в том случае, если он совершит его для очищения от осквернения, вызванного не тем, за что он заслуживает оправдания, а чем-то иным, и если это омовение будет совершено в период прекращения истечения, после чего истечение возобновится.
Омовение становится недействительным и в том случае, когда человек совершает омовение, желая очиститься от осквернения, за которое он заслуживает оправдания, после чего оскверняется по иной причине.
Поясним это следующим примером; если человек, страдающий постоянным кровотечением из носа, совершил омовение, а потом осквернился вследствие выделения мочи или кишечных газов, его омовение станет недействительным.
Если человек, заслуживающий оправдания по причине постоянного кровотечения только из одной ноздри, совершит омовение, а потом кровь пойдёт у него и из другой, его омовение сразу же станет недействительным, поскольку причиной осквернения стало не то, за что он заслуживает оправдания, а нечто иное. На это указывает в своей книге "Радд аль-мухтар" Ибн 'Абидин.
Омовение того, кто заслуживает оправдания, становится недействительным также и по истечении периода времени, отводимого для той или иной молитвы. Так, если человек совершил омовение незадолго до завершения времени полуденной молитвы, после чего наступит время послеполуденной, его омовение станет недействительным в силу того, что время полуденной молитвы уже прошло. Это касается такого случая, когда истечение, за которое он заслуживает оправдания, продолжается. В противном случае омовение недействительным не становится, даже если время той или иной молитвы истекло, поскольку человек продолжает оставаться в состоянии ритуальной чистоты, пока не случится то, что с нею несовместимо.
Одним словом, для начала, продолжения и завершения действия каждого оправдания имеются свои необходимые условия.
Необходимым условием начала действия оправдания является то, чтобы время, в течение которого человек заслуживает его, хотя бы условно охватывало весь период, отведённый для совершения обязательной молитвы.[224] Так, например, если истечение иногда и прекращается, это не должно продолжаться достаточно долго, чтобы человек мог успеть совершить обязательную молитву и омовение.
По продолжительности то, что делает омовение недействительным, должно охватывать весь период, отведённый для совершения именно обязательной молитвы. Мы назвали это необходимым условием начала действия оправдания, чтобы подчеркнуть, что это не касается необязательных (например, праздничных или дополнительных утренних (духа)[225] молитв. Их время не учитывается, поскольку в эти периоды обязательные молитвы не совершаются.
Условием продолжения действия оправдания является появление соответствующей причины, например, истечения хотя бы один раз после начала периода, отведённого для совершения обязательной молитвы. Однако наличие такой причины в течение всего этого периода обязательным условием не является.
Условием прекращения действия оправдания, в силу чего человек уже не считается заслуживающим его, является отсутствие соответствующей причины в течение всего периода времени, отведённого для молитвы.
В том случае, когда человек оскверняется после начала периода, отведённого для совершения обязательной молитвы, ему следует подождать некоторое время в надежде на то, что истечение прекратится, а если оно не прекращается, он должен совершить омовение и помолиться. Если же после этого истечение прекратится,[226] ему надо будет совершить эту молитву заново, поскольку то, за что он заслуживал оправдания, не продолжается в течение всего периода времени, отведённого для данной молитвы. Таким образом, ясно, что он совершил молитву в состоянии осквернения, а это значит, что такая молитва действительной не будет. Если же истечение будет продолжаться и дальше, совершать молитву заново не следует, поскольку человек заслуживал оправдания с самого начала.
Всё сказанное касается очищения от осквернения того, кто заслуживает оправдания. Что же касается очищения одежды такого человека, то ему можно не смывать следы, даже превышающие по площади дирхем, если из-за этого он осквернится до завершения молитвы. Если же за это время он не осквернится, то отказываться от очищения одежды нельзя.[227]
Человеку следует либо полностью устранять проявления того, за что он заслуживает оправдания, либо стараться делать это по мере сил, даже если для этого ему придётся совершить молитву, обозначая необходимые движения с помощью знаков стоя или сидя, но не лёжа на спине.
Если человек может полностью устранить вышеупомянутые проявления с помощью бинта, тампона или совершения молитвы сидя, это значит, что больше он не заслуживает оправдания.[228]
Протирание носков
На снисходительность и лёгкость шариата указывает предписание протирать (масх) носки вместо мытья ног во время омовения.
Носком (хуфф)[229] именуется вид обуви, полностью покрывающий стопу и щиколотки. Если обычные носки являются плотными, они приравниваются к кожаным.
О протирании кожаных носков говорится во многих хадисах, в которых приводятся слова Пророка или сообщается о его поступках. Количество этих хадисов столь велико, что их можно отнести к категориям "мутаватир"[230] и "машхур"[231].
К их числу относится хадис, который передал аль-Мугира бин Шу'ба, да будет доволен им Аллах. В нём сообщается, что как-то раз Пророк вышел, чтобы удовлетворить нужду, а аль-Мугира последовал за ним, держа в руках сосуд с водой. Когда Пророк удовлетворил свою нужду, аль-Мугира стал сливать для него воду, он же совершил омовение и протёр свои кожаные носки (Аль-Бухари).
Передают, что 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, (как-то раз) услышал от Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк протирал влажными руками кожаные носки (в конце омовения перед молитвой). А потом 'Абдуллах бин 'Умар спросил об этом 'Умара, и тот сказал: «Да, (он делал это), но если Са'д рассказал что-нибудь о Пророке , то тебе уже не следует спрашивать об этом никого другого!».
Один из улемов упоминал, что хадисы, в которых сообщается о том, что Пророк протирал кожаные носки, передавались со слов около сорока сподвижников.
Если соблюдены все необходимые условия действительности омовения, протирание кожаных носков заменяет мытьё стоп.
Протирать кожаные носки нельзя тому, кто должен совершить полное омовение. Так, если человек совершил частичное омовение (вуду) и надел кожаные носки, а потом впал в состояние большого осквернения, он не может омыть все части тела и протереть кожаные носки, поскольку в подобных случаях необходимо снять носки и омыть стопы. Указанием на это служит хадис, передаваемый со слов Сафвана бин 'Ассаля, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и не обязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна» (Ан-Наса'и; ат-Тирмизи).
Протирание кожаных носков было узаконено для облегчения. В этом нуждаются многие люди, особенно те, кому трудно снимать носки перед каждым омовением, например, жители холодных стран, путники, солдаты и прочие. Разрешение протирать кожаные носки было названо разрешением отмены, поскольку человек, надевший кожаные носки, не обязан мыть ноги.