Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткий словарь основных философских понятий



 

 

Абсолют— духовное первоначало бытия — единое, бесконечное, вечное.

Абсолютизм — политический режим, характерный для абсолют­ной монархии, при котором политическая власть принадлежит одному человеку — монарху (королю, царю, султану и т.д.).

Авидья— в индийской философии незнание, невежество, заблуж­дение относительно важнейших духовных истин.

Авторитаризм — политический режим, при котором власть кон­центрируется в руках одного человека или группы лиц и сопровожда­ется ограничением прав и свобод социальных и политических институ­тов или общества в целом.

Агностик— приверженец агностицизма.

Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность достоверного знания о сущности предметов.

Адживика— одна из школ древней индийской философии, тяго­теющая к фатализму и не признающая авторитета Вед.

Адл— «справедливость» — этическое понятие в исламе и ислам­ской философии. Согласно исламу, адл есть одно из естественных ка­честв Аллаха; а также качество, которое должен воспитывать в себе человек.

Аксиология – учение о природе ценности и общих закономерностях ее производства и потребления.

Аксиома — исходное положение теории, принимаемое без логиче­ского доказательства.

Аль-инсан аль-камил — суфийское понятие, обозначающее Со­вершенного Человека. В определённом смысле соответствует индуист­скому термину дживан-мукта, буддийскому — бодхисаттва, христиан­скому — богочеловек.

Анализ— процедура мысленного (логического) и реального рас­членения предмета на части (признаки, свойства, отношения). Обрат­ная процедура — синтез.

Анамнесис (греч. – припоминание) – термин платоновской философии, обозначающий состояние души человека, вспоминающей те знания, которыми владела, пребывая в мире идей. Концепция познания как воспоминания, припоминания развита Платонов в «Меноне», в «Федоне», используется в «Федре».

Анархизм — социально-политическая теория и течение, отрицаю­щее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического инсти­тута.

Антиномия (греч. – противоречие закона самому себе) – 1) сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, одинаково убедительно доказываемых; 2) неустранимое противоречие, мыслимое об идее или законе при попытке их доказательства. И. Кант придал философский смысл понятию антиномии в «Критике чистого разума».

Антропологизм – философский принцип, согласно которому учение о сущности человека должно быть положено в основу всей системы философских и научных знаний.

Антропологическая проблематика –совокупность философских и конкретно-научных проблем, с которыми сталкивается познание человека.

Антропологическая философия– философская система, построенная в соответствии с антропологическим принципом.

Антропоморфизм (греч. – человек и вид) – наделение человеческими свойствами объектов окружающего мира: неживой природы, растений, животных, небесных тел и т. д. Выступает как первая форма мировоззрения.

Антропосоциогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека в процессе трудовой деятельности и общественного развития.

Антропоцентризм — мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек.

Апория (греч – затруднение) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения, опыта и их теоретическим представлением, осмыслением. Понятие введено Зеноном Элейским при рассмотрении проблем движения, множественности, делимости пространства.

Ассоциация –связь между образами, при которой возникновение одного из них влечет за собой появление других.

Атараксия (греч. – невозмутимость) – термин философии Эпикура, обозначающий состояние души человека, к которому следует стремиться; достигается избавлением от страха перед богами, смертью, явлениями природы, а также умеренностью в желаниях.

Атеизм— система философских убеждений, отрицающая сущест­вование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.

Атман— понятие индийской философии, означает высшее субъек­тивное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой — тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский — некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: личностный — высшее духовное начало человека, его искра духа, яв­ляющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципа. Атман (Джив-Атма) — Высший Бог, находящийся в глуби­нах психического мира каждого человека.

Атомизм – учение о дискретном строении материи, возникло в философии Левкиппа и Демокрита.

Атрибут – неотъемлемое свойство объекта.

Аффицирование – понятие философии И. Канта, означающее воздействие внешнего объекта («вещи в себе») на субъекта, обладающего способностью чувственного восприятия.

Бесконечное – философская категория, характеризующая неисчерпаемость материи, многообразие явлений и предметов материального мира.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не фиксируемых сознанием субъекта.

Бог — в религиозных учениях высшее духовное сверхъестествен­ное Существо.

Брахман — понятие индийской философии, обозначающее выс­шую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание. Для I обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин — Па­ра-Брахма (Парабраман).

Буддизм— этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель — принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда).

Бытие— реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Бюрократия — социальный слой, выполняющий функции управ­ления в обществе в V веке до н.э.

Вайшешика — одна из школ ортодоксальной индийской философии. Веданта — одна из самых крупных индийских философских школ ортодоксального направления.

Веды — наиболее древние (из всех известных) индийские религиозные писания: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. К Ведам примыкают брахманы, араньяки, упанишады — собрания различных комментариев.

Верификация – понятие, употребляемое в философии и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений при помощи эмпирической проверки.

Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности возникновения некоторого события при определенных условиях.

«Вещь в себе» - философское понятие, означающее вещи как они существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас». Понятие «вещи в себе» является одним из основных в «Критике чистого разума» И. Канта.

Власть— способность навязывать свою волю другим людям и со­циальным группам, а также концентрировать ресурсы для достижения цели.

Возможность –это вариант изменения действительности, не противоречащий ее законам.

Волюнтаризм– направление в философии, считающее волю высшим принципом бытия.

Воля — способность выбирать цель и развивать усилия к ее дос­тижению.

Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.

Время –это система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.

Всеединство –понятие религиозной онтологии В. С. Соловьева, обозначающее связь бога и мира, божественного и человеческого бытия.

Гедонизм – учение, полагающее высшим благом наслаждение, сводящее к нему все моральные принципы.

Гелиоцентризм— учение о строении Солнечной системы и Все­ленной, согласно которому их центром является Солнце. Появилось в древности, было развито польским астрономом и натурфилософом Ни­колаем Коперником в XVI веке.

Генезис— происхождение и дальнейшее развитие.

Географический детерминизм – учение, приписывающее решающую роль в развитии общества и народов природным условиям, географической среде.

Геоцентризм — учение о строении Солнечной системы и Вселен­ной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов.

Герметизм — одно из течений древней религиозно-философской мысли, близкое эзотерической традиции познания. Развивалось в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Европе примерно с I тыс. до н.э. до сер. I тыс. Позже герметизм сливается с другими религиозными и философскими учениями.

Гилозоизм — учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свой­ством первичной субстанции и отвергающее границу между «живым» и «неживым».

Гипотеза — научное предположение, основанное на определённых теоретических и (или) опытных положениях.

Глобализм — в широком смысле идейно-политическая доктрина, рассматривающая земную цивилизацию как единую (взаимосвязан­ную) культурную, экономическую, политическую систему.

Гносеология – учение об универсальных особенностях познания реальности

Гностицизм — христианское философско-религиозное течение поздней античности. Впитало некоторые идеи эзотерической филосо­фии, античной и восточной мысли.

Государство — социальный институт, осуществляющий функции организации, управления и защиты конкретного общества, а также распределения общественных (экономических, военных, демографических, духовных и т.д.) ресурсов.

Государство правовое — разновидность демократического госу­дарства, политический режим которого основан на соблюдении законов, правовых норм и свобод человека (право на жизнь, свободу, соб­ственность и т.д.).

Гражданское общество — независимая от государства совокуп­ность развитых социальных отношений (правовых, экономических, по­литических и др.) и форм культуры, развивающихся благодаря призна­нию со стороны государства приоритета неотъемлемых прав человека и всеобщих гуманистических ценностей.

Гуманизм – система воззрений, возникшая в философии эпохи Возрождения, признающая ценность человека как личности. Мировоззрение, признающее человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, а также культурное движение в Европе в период раннего Возрождения.

Дао (букв. «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее со­стояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Даосизм— одно из направлений древней китайской философии, I древняя китайская религия. Основатель — мудрец Лао-цзы.

Движение— всякое изменение и взаимодействие форм материи. Дедукция — логический метод вывода умозаключений от «обще­го» к «частному».

Двойственная истина –учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.

Деизм – философско-религиозное учение, получившее распространение в эпоху Просвещения. Согласно этому учению бог, сотворив мир, более не вмешивается в ход событий.

Действительность – это актуальное бытие объекта.

Демократия—дословно «власть народа»; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным массам.

Деспотизм— форма неограниченной власти, для которой харак­терны произвол и беззаконие относительно членов общества и его со­циальных институтов. Детерминизм — учение о закономерности и обусловленности яв­лений мира.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимной обусловленности явлений бытия.

Джайнизм — древнее индийское неортодоксальное религиоз­но философское учение крайне аскетического толка. Основатель — мудрец Махавира. Джива — в индийской философии божественная душа человека или искра жизни. В определённом смысле соответствует европейскому термину «монада» в его лейбницианском и теософическом понимании. Иногда Джива, или Джив-Атма, обозначает единое вселенское жиз­ненное начало духовного характера.

Диалектика— в широком смысле учение о противоположностях и развитии.

Дискретный— разделенный, прерывный.

Дискриминация— подавление, ущемление в правах, притеснение определённых социальных групп со стороны власти (правящей элиты).

Диссидент— в широком смысле инакомыслящий человек, не раз­деляющий господствующие политические (или иные) взгляды и откры­то отстаивающий свои убеждения.

Дифференциация— разделение, расчленение в процессе разви­тия.

Догма— положение, истинность которого принимается на веру и неможет подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Доктрина— систематизированные представления, учение, кон­цепция.

Дуализм – философское учение, признающее равноправными, не сводимыми друг к другу материю и дух, материальное и духовное.

Дух— в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу (субстанции).

Душа— в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.

Дхарма— одно из основных этических понятий индийской фило­софии — моральный закон, долг, духовное учение (существуют и дру­гие значения).

Дэ— понятие китайской философии, во многом близкое понятию «дао». В «Дао дэ цзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармли­вает (их)». Дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступ­ное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В дао­сизме человек с«высшим дэ» — это совершенномудрый человек.

Ересь— отклонение от общепринятого (ортодоксального) понима­ния тех или иных религиозных вопросов.

Жэнь— основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гу­манность», «милосердие», «человечность», Жэнь — одно из «пяти по-стоянств», которым должен обладать совершенный человек.

Закон – это повторяющееся, устойчивое отношение, существенная связь предметов и явлений.

Западники— течение в русской мысли середины XIX века, счи­тавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропей­скому сценарию.

И — понятие китайской философии, означающее «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и— моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

Идеализм — общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).

Идеализм– философское направление, утверждающее первичность духовного, идеального начала, сознания, мышления по отношению к материальному, природному, физическому.

Идеология— сложное духовое образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

Иммиграция— перемещение людей в конкретное общество извне.

Императив— требование, закон, приказ.

Империя— монархическое государство (объединение колониальных стран), единовластно управляемое одним правителем (императором).

Инволюция— плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности. Один из типов развития.

Индукция— логический метод вывода умозаключений от «частно­го» к «общему».

Интенция— направленность сознания (мышления) на определен­ный объект.

Интуитивизм – философское течение, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Интуиция – способность постижения истины без обоснования с помощью доказательства.

Инь-ян— парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма — свет, покой — движение, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.

Иррационализм – течение в философии, которое ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания.

Исихазм— одно из течений в восточном мистическом христианстве (Византия, Русь), признающее молитвенную медитацию («умное дела­ние») главным средством духовного совершенствования.

Ислам (мусульманство)— одна из трех мировых религий. Основа­на пороком Мухаммедом в VII веке на Аравийском полуострове.

Истина – знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Иттихад— термин арабо-мусульманской философии, означа­ет — «слияние» или «соединение» (человеческой души с Аллахом). В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божественной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле.

Ишрак— учение о мистическом озарении в арабской философии. Характерно для суфизма.

Йога— одна из школ ортодоксальной индийской философии, уделяющая основное внимание практике психического развития; 2) метод развития духовной сущности человека и объединения личного сознания с Космическим Сознанием.

Каббала— мистико-философское течение в иудаизме.

Калам— рациональное исламское богословие. Приверженцы ка­лама — мутакаллимы — использовали рациональные методы в толко­вании и обосновании как важнейших догматов ислама, так ирелигиоз­но-философских вопросов.

Капитализм— историческая форма развития общества; обще­ственно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наёмных работ­ников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными от­ношениями.

Карма— в индуизме и индийской философии закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских уче­ниях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настига­ют последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма опре­деляет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Категорический императив – термин, введенный Кантом, выражающий основной закон его этики. Имеет следующие формулировки: 1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом», 2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, ив лице всякого другого только как к цели и никогда не относился бы к нему только как средству».

Качество (качественная определенность) – характеристика явления, определяемая его свойством и субстратом.

Киники— последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к «естественному» образу жизни.

Количество (количественная определенность) – совокупность множества и величин, характеризующих вещь как процесс.

Коммунизм— 1)идеология, провозглашающая социальное равен­ство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; об­щественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы иценности коммунистической идеологии.

Компромисс— соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Конвенция— международное соглашение (договор).

Консенсус— согласие, согласованность, общее понимание и оценка тех или иных вопросов.

Консерватизм— идеология, социально-политическое течение, на­правленное на сохранение традиционных форм общественного устрой­ства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ иинноваций.

Консолидация— объединение, сплочение, интеграция.

Конституция— основной закон государства, отражающий и нор­мативно закрепляющий основные политические, экономические, соци­альные, религиозные принципы существования данного государства и общества.

Континуум— в широком смысле нечто непрерывное, единое.

Конфликт — острое столкновение интересов, форма социального противоречия.

Конформизм — приспособленчество, соглашательство с сущест­вующим мнением или порядком вещей.

Конфуцианство— одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Концепция— способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов.

Коран— Священное Писание в исламе.

Космогония— одна из астрономических наук, в которой изучается происхождение космических объектов.

Космос— 1) в античной философии — упорядочное, организован­ное, конечное бытие как противоположность хаосу — бытию неорга­низованному и бесконечному; 2) в современной науке и филосо­фии — мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Космоцентризм— специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом.

Креационизм— религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.

Культ личности— необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тота­литарной) власти.

Легальный— узаконенный, разрешенный законом.

Легизм— одна из школ древней китайской философии, уделяю­щая основное внимание проблемам государственного устройства и правового обеспечения власти.

Легитимный— признанный (в своих правах, полномочиях, вла­сти) обществом или социальной группой.

Ли— понятие китайской философии, означающее «ритуал», «це­ремония», «этикет». Ли — это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.

Либерализм— идеология, социально-политическое течение, на­правленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демократии, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, плавных реформ и рыночной экономики.

Либидо— термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.

Логика— учение о законах рационального мышления.

Лока— термин индийской философии, означает «область», «место», «сфера», «мир». В индийской метафизике упоминаются раз­личные по количеству системы лок (миров или сфер) — три локи, семь лок, четырнадцать лок и т.д. С помощью этого понятия выража­ется представление о существовании множества миров — материаль­ного земного и духовных надземных.

Локаята— материалистическая философская школа Древней Ин­дии.

Магия — религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определен­ных обрядов и ритуалов.

Майя — термин индуизма и индийской философии, означает ил­люзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обо­значения материального бытия, которое считается объективно воспри­нимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реально­стью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).

Маргиналы— представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устой­чивых социальных групп или доминирующих культур.

Марксизм — философское и социально-экономическое учение К.Маркса и Ф. Энгельса (XIX в,), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В.И. Лениной и получило широкое распро­странение в мире.

Материализм– философское направление, философское направление, утверждающее первичность материи, природы и рассматривающее сознание, психическое, мышление как порождение материальным началом.

Материя– это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Махатма — дословно «Великая Душа». Духовный титул выдающих­ся подвижников, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической традиции Махатмами принято называть Великих Учителей Шамбалы — сверхче­ловеческих духовных индивидуальностей, намного опередивших основ­ную массу земного человечества по развитию.

Махаяна— одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения для широких масс мирян.

Медитация— концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустоте (ментальное безмолвие).

Менталитет — в широком смысле образ мыслей, устойчивое пред­ставление о чём-либо.

Метафизика — 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположный диалектике.

Метемпсихоз — «переодушевление» — понятие древней грече­ской философии, тождественное терминам «реинкарнация» и «пересе­ление души».

Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Миграция — перемещение социальных групп. Милетская школа — наименование учений ранних греческих фи­лософов из города Милеты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Миманса— одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии. Основана Джаймини примерно во II веке до н.э.

Мин-цзя — философская школа имен (логиков, диалектиков, со­фистов или спорщиков) в Древнем Китае.

Мистическая философия — общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и исполь­зовании.

Мистический — таинственный, тайный.

Мифология – способ познания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Моизм — философская школа в Древнем Китае, Основана Мо Ди в V в. до н.э.

Монада— единица, единое. В широком смысле некая духовная частица — основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).

Монархия— государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю — монарху (король, царь, им­ператор, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.

Монизм — точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию). Разновидности монизма: материалистиче­ский, идеалистический, пантеистический.

Мукти— термин индийской философии, означает освобождение от сансары и власти земной кармы. «Мукти» в определенном смысле соответствует буддийскому понятию «нирвана».

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, творческое созидание новых идей, прогнозирование событий и действий.

Натурфилософия — умозрительная философия природы.

Научное наблюдение – целенаправленное и специально организованное восприятие явлений.

Национализм — идеология, политическая практика, разновид­ность массовой психологии, в основе которой лежит признание приви­легированного значения, роли и интересов одной нации перед другими.

Необходимость – это реализация единственной возможности перехода к новой действительности перехода к новой действительности

Неоплатонизм— одно из самых влиятельных философский тече­ний эпохи поздней античности. Было основано на учениях Платона и Пифагора.

Неопозитивизм— течение в европейской философии первой по­ловины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начина­ется с работ участников Венского кружка — научного семинара в Венском университете.

Неотомизм— философское течение в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основано на идеях средневеко­вого философа Фомы Аквинского.

Нигилизм— в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.

Нирвана— в буддийской философии высокое состояние духа че­ловека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бы­тия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угаса­ние», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угаса­ние всякой жизни». В действительности означает лишь угасание пла­мени чувственных желаний и привязанности к материальному, земно­му миру.

Номинализм – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

Ноосфера— в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.

Ноумен— в широком смысле скрытая сущность явления или про­цесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен — явление, воспринимаемое органа­ми чувств.

Ньяя— одна из школ ортодоксального направления в древней ин­дийской философии, развивавшая учение о логике и методах познания.

Общественный договор – философская концепция, объясняющая возникновение государства соглашением между людьми, чтобы прекратить «войну всех против всех».

Общество, в широком смысле – это обособившаяся часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Объект— пассивное начало, воспринимающее действие.

Объективный— в широком смысле независимый от субъекта, су­ществующий сам по себе.

Оккультизм— общее название учений, восходящих к эзотериче­ской традиции познания, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.

Олигархия— 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе наиболее богатых граждан (олигархам); 2) богатые собственники, политическая элита, управляю­щая государством-олигархией.

Онтология – учение об объективной реальности и ее атрибутах, рассматриваемых в предельно общем виде.

Оппозиция— 1) процесс противопоставления одних убеждений другим; 2) объединение людей (в обществе, движении, партии, парла­менте и т.д.), придерживающееся иных убеждений и взглядов, нежели господствующее большинство.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Охлократия — в широком смысле власть толпы,власть черни.

Ощущение – отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.

Панпсихизм— учение о всеобщей одушевленности природы. Раз­новидности — анимизм, гилозоизм и др.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога ипри­роду. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким су­ществом, а представляет собой активное духовное начало — силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице.

Парадигма— теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.

Парадокс— противоречие.

Парламентаризм— система политической власти в государстве, основанная на разделении функций законодательных и исполнитель­ных органов, в которой парламент играет доминирующую роль как высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Патриотизм— глубокое, бескорыстное чувство любви к своей ро­дине, готовность служить, защищать и жертвовать своими интересами.

Патристика— общее название учений ранних христианских бого­словов и философов (II—VIIIвв.).

Пацифизм— идеология, идейно-политическое течение, выступаю­щее против вооружённой борьбы ивсех видов войн.

Персонализм – направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности.

Перцепция— восприятие.

Плутократия— власть богатых.

Плюрализм политический— принцип существования социаль­но-политической и идеологической жизни общества, допускающий ши­рокое многообразие различных идеологических, социальных, экономи­ческих, культурных доктрин, а также партий, движений и организаций.

Плюрализм субстанций— точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Готфрида Лейбница.

Позитивизм – философское направление, полагающее, что всё подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, а философия как наука, исследующая наиболее общие законы бытия, не имеет права на существование.

Политика— деятельность всфере достижения, удержания, изме­нения и осуществления власти в обществе и государстве.

Понятие – это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.

Популизм— политическая тактика, направленная на достижение популярности среди народных масс и их поддержки через провозгла­шение угодных народу, но объективно невыполнимых лозунгов, обе­щаний ипрограмм.

Постулат — положение (аксиома), принимаемое в качестве осно­вы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности.

Потенция— в широком смысле возможность осуществления оп­ределенного действия.

Право— система социальных норм, установленных государством для регулирования общественных отношений.

Пракрити— в индийской философии материальная природа или субстанция как противоположность духовной природы (Пуруши).

Предрассудок— необъективное суждение, основанное в большей мере на стереотипах, чем на реальной оценке явления или объекта.

Представление – наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

Престиж— оценка обществом социального статуса.

Природа, в широком смысле – весь мир в многообразии его форм. Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями материальных объектов или явлений в процессе движения, развития.

Провиденциализм— религиозная концепция исторического про­цесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план, недоступный пониманию человека.

Прогресс— один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорга­низованным.

Прогресс социальный— поступательное развитие общества от примитивных, кизкооргаиизованных форм к сложным, упорядоченным и высокоорганизованным.

Пропаганда политическая— распространение, разъяснение, по­пуляризация каких-либо социально-политических идей и доктрин для необходимого изменения общественного сознания.

Пространство – это система отношений, характеризующих протяженность и взаимное расположение вещей.

Психоанализ— 1)метод в психотерапии, разработанный австрий­ским психологом Зигмундом Фрейдом; 2) общее название группы фи­лософских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи психоаналитической теории Фрейда и, в частности, его психоана­литический метод.

Пуруша— в индийской философии духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека — «небесный человек»; иногда — выс­шее духовное «Я» человека.

Развитие – эволюция системы, связанная с усложнением ее организации.

Развитие социальное— в широком смысле любое изменение об­щества.

Разделение властей — один из важнейших принципов существо­вания демократического (правового) государства и гражданского об­щества, предполагающий деление власти в государстве на независи­мые ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Расизм— идеология, политическая практика, вид массовой психо­логии, в основе которых находится убеждение в природной неравно­ценности человеческих рас.

Рационализм– философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональное познание – процесс формирования и развития абстрактных мыслей.

Рациональный— связанный с разумом.

Реализм— течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существова­ние общих понятий (универсалий).

Революция— резкие, скачкообразные, качественные изменения сложных систем. Один из типов развития.

Революция социальная— качественные изменения во всех сфе­рах жизни общества, протекающие резко и скачкообразно и завер­шающиеся сменой социально-экономической системы (формации) об­щества.

Регресс— один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорга­низованным.

Редукционизм— методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены наоснове законов, присущих низшим формам. В широком смысле — сведение сложного или высшего к простому или низшему.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование (одного или нескольких) богов.

Релятивизм— методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания.

Республика— форма государства (политической власти), осно­ванная на выборах высших органов власти, либо их формировании об­щегосударственными представительными политическими институтами (парламент и др.)

Рефлексия— направленность мышления на сам процесс мышле­ния — его формы, причины, следствия.

Реформа социально-политическая— плавное, эволюционное из­менение общества, инициируемое определёнными политическими си­лами.

Сакральный — священный.

Санкхья— одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии, придававшая особое значение изучению природы, рассмат­риваемой в процессе космического развития.

Сансара— в индуизме и индийской философии круг постоянных странствований или перевоплощений человеческой души.

Секуляризация— освобождение общества от власти церкви и ре­лигии.

Сенсуализм— философское направление (гносеологическая кон­цепция), признающее чувственное восприятие основной или главной формой человеческого познания.

Сепаратизм— теория и политическая практика отделения (обо­собления) части территории единого государства для образования но­вого независимого государства или автономии с широкими полномо­чиями.

Синтез— в широком смысле соединение в единое целое.

Система – это целое, элементы которого связаны так, что приобретают свойства, отсутствующие у них вне системы.

Случайность – это реализация одной из многих возможностей.

Сознание – это способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предметов в субъективное содержание душевной жизни человека.

Сокровенная Мудрость— эзотерическая традиция познания; сим­волическое название духовных учений Великих Учителей (Махатм) Шамбалы.

Софизм— логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное.

Социал-демократия— идеология, социально-политическое тече­ние реформаторского характера, направленное на воплощение ценно­стей социализма и либерализма (свобода, равенство, социальная спра­ведливость идр.).

Социализм— стадия развития общества согласно марксистской теории, является промежуточной ступенью между капитализмом икоммунизмом и отличается ликвидацией частной собственности на средства производства иполитической власти капитала.

Социальная среда— совокупность общественных условий жизни и деятельности человека, которая оказывает влияние на его сознание,. ценности, поведение и нормы.

Социум— социальная общность, общество.

Спиритуализм – Объективно-идеалистическое философское воззрение, согласно которому дух является первоосновой действительности, как особая бестелесная субстанция, существующая вне материи и независимо от нее.

Спонтанный— самопроизвольный.

Стереотип— упрощенный, привычный образ мышления или дей­ствия.

Стратификация социальная— структурирование общества на различные слои (страты).

Субстанция— сущность; нечто, лежащее в основе; первоначало всех вещей.

Субстрат— материальная основа какого-либо предмета или яв­ления.

Субъект— активное начало, направляющее (производящее) дей­ствие.

Суждение – это мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается.

Суфизм — мистико-философскоетечение в исламе, впитавшее некоторые идеи и принципы эзотерической традиции познания. Заро­дилось примерно в VIII веке на территории современного Ирака и Си­рии. Суфизм оказал большое влияние на мусульманское богословие

Сущность – это внутренняя сторона объекта, недоступная непосредственному чувственному созерцанию и постигаемая с помощью мышления.

Сяо— один из этических принципов конфуцианства — «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо -— зна­чит служить родителям по правилам ли.

Танасух— исламский аналог греческого термина «метемпсихоз» (букв, «переодушевление»), т.е. переселение души из одного тела в другое. Использовался у исмаилитов и в некоторых других течениях шиитского направления.

Теизм— религиозно-философское учение, в котором Бог пони­мается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных (запредельных, надмировых) областей бытия.

Тенденция— направленность развития какого-либо процесса в определенную сторону.

Теология— богословие, учение о Боге.

Теософия— дословно «Божественная Мудрость». Течение, близ­кое эзотерической философии.

Теоцентризм— специфическая черта мировоззрения эпохи Средних веков, вкотором центром культуры и философии являлся Бог.

Тождество – понятие, выражающее предельный случай равенства объектов, когда все их свойства совпадают.

Толерантность— терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям.

Томизм –направление средневековой схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским.

Тоталитаризм— политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторона­ми общественной жизни.

Трансцендентный— выходящий за рамки чувственного опыта; на­ходящийся за пределами ограниченного бытия; запредельный.

Труд – это изменение природы, общества, объекта посредством орудий труда.

Тянь— понятие китайской философии, означает «Небо», которое воспринималось как некая высшая духовная сила, управляющая Ми­ром.

Увэй— «не-деяние» — одно из основных понятий даосизма, оз­начает следование естественным законам и ненарушение их своей во­лей, Увэй в понимании даосов это не полное бездействие, а, скорее, действие особого рода, когда поступки человека сгармонизированы с законами природы и естественной необходимостью.

Умозаключение – это логическое рассуждение, при помощи которого из одних суждений выводятся другие.

Универсалии – общие понятия.

Усин— понятие китайской философии, которое означает пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.

Утопия— в широком смысле некоторое построение (проект), ре­альное воплощение которого практически недостижимо.

философию.

Чувственное познание – процесс возникновения наглядных образов и оперирование ими.

Эксперимент – это управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем.

Эмпиризм – философское направление, утверждающее, что опыт является источником познания, что содержание знания может быть представлено либо как содержание этого опыта, либо сведено к нему.

Явление– внешняя сторона объекта, которая отражается человеком в чувственных образах.

 


 

 

 

 

 

 


[1] Коренные Расы – основные этапы антропогенеза




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.