Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современная информационно-техногенная цивилизация (общество) и земная естественная природа.



 

Вопрос 1. С точки зрения современной социальной философии, природа – это естественный материальный мир, непосредственно окружающий человека. Общество находится в самых тесных взаимосвязях с ней, поскольку общество вышло из природы. Более того, общество – это преображенная, преобразованная человеческим трудом природа. Следует обратить внимание на то, что человек является результатом развития прежде всего биосферной природы, биосферы как особой живой системной целостности. Образовав общество, человек выделился из природы, сохраняя все еще глубокие природные основы. Природа представляет собой неотъемлимое условие жизни человека и общества, и сама земная жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной – биосферной, которая эволюционировала на протяжении около 4-х млрд. лет. Вышедший когда-то из природного («дикого») мира человек своей судьбой оказался быть обреченным на вечное присутствие и существование в биосферной среде - естественной или искусственно созданной. «Окруженные и охваченные ею, – писал И. Гете о природе, – мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее». Все люди, подчеркивал немецкий мыслитель, находятся внутри ее, а она пребывает в каждом из нас. Жизнь является лучшим и высочайшим ее изобретением.

Какое же отношение природа имеет к человеку и обществу? Какую роль в их жизни она играет? Во-первых, природа – это наша мать («рождающее начало»). Природа – это исток общества, его «предыстория».Породив человеческий род, природа не «покинула» человека, а присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей нашего организма и наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой означает для человека смерть. Подчеркивая это, Маркс писал: «Природа есть неорганическое тело человека, а именно – природа в той мере, в какой она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть». В такой же мере все это относится к обществу, поскольку оно состоит из людей и не может жить без природы, в отрыве от нее. Во-вторых, природа является источником всех материальных потребительских благ, выступая «питающим началом» общества как своеобразного живого организма. Все живые организмы находятся в системе биотического круговорота веществ, они обмениваются с природой веществом, энергией и информацией. Пища, одежда, жилье, энерго- и другие ресурсы – все это дает нам природа, она же является и важнейшим источником физического здоровья. В-третьих, природа – это естественная и ничем не заменимая красота, она выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения, неся в себе прекрасное начало. Она является и общим Домом для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка. Обобщая все это, отмеченное в учебнике В.Г.Горбачевым, можно сказать: Природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие существования и дальнейшего развития социального организма.

В.А.Канке в своем учебнике «Философия» отмечает четыре фундаментальных факта, которые отражают «человеческое лицо» природы. Во-первых, Вселенная (природа) такова,что она обладает возможностью возникновения жизни и порождения человека. Во-вторых, человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения. В-третьих, природная основа человечества есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т.п. В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни. И далее В.А.Канке справедливо замечает: «Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе». К этому можно было бы добавить: чтобы успешно охранять ее, осуществляя рациональное природопользование.

Одним из важнейших вопросов взаимоотношений человека, общества и природы является экологическая проблематика, которая изучается экологической философией, нацеленной на осмысление путей утверждения гармонического единения между человеком и миром природы методами философии. В обществе доминируют экономические и политические интересы в ущерб экологическим. Выход из кризисной ситуации видится в основном в придании приоритета экологическим ценностям. Материальное производство, экономика и политика должны быть подчинены требованиям экологической этики и экологического права. Экологическая философия, или экософия – молодая дисциплина со своими принципами, она не только ориентируется на ценностно-этические представления, но и на экогуманизм. Столь незыблемые принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с биосферной природой. Студенты уже знакомы с понятием экологии, но особое внимание необходимо обратить на социальную экологию и экологию человека.

И далее необходимо изучить взаимоотношения общества и земной природы на протяжении всей истории их отношений, которые привели человечество к мысли покорения природы, что оборачивается уничтожением биосферы, живого вещества, гумуса в почвах как основы жизни биологических организмов, органики в недрах планеты.

Это порождает глобальный экологический кризис, а вместе с техногенным общественным развитием ведет к переходу жизни от ее естественных к искусственным формам. Студенты должны уяснить не только трагичный характер отношений человечества и природы, но и сделать для себя выводы, что они могут сделать как специалисты для спасения биосферы и биосферной жизни. Речь идет о подключении всех форм человеческой активности для преодоления кризиса и создания условий коэволюции, устойчивого развития общества и биосферы, земной природы в целом.

Вопрос 2. Во второй половине ХХ-начале ХХ1 веков особенно сильно обострились отношения человечества и биосферной природы. Экологический кризис связан, прежде всего с негативными изменениями структуры и качества биосферной природы, нарушениями равновесия в ней, что приводит к изменению жизни форм и даже гибели их, включая и самого человека. В происходящих изменениях решающую роль играет техногенность развития общественного организма и социально-техногенного развития мира. Экологический эволюционный кризис и экологический коллапс развиваются как результат стихийного техногенного общественного развития, техногенной трансформации всего живого и уничтожения биосферы. Техногенность развития мира связана не только с развитием техники и технологии, их ошибочным применением, но и с нарастающими изменениями биосферных биогеохимических процессов на техногенные, с огромным введением синтезированной химии в биотический круговорот веществ на планете. Биосферу на планете все больше и больше вытесняет техносфера как неживой искусственный предметно-вещественный и электромагнитный мир. Техносфера – это «вторая природа», созданная человеком, которая помогает ему интенсифицировать общественное и природное развитие, которое постоянно теряет свои биосферные качества. Как подчеркивает А.П.Назаретян, каждый виток цивилизации приводит к потерям естественного и укреплению искусственного в мире. И одна из проблем, которую должны решать специалисты-экологи, остановиться в перепроизводстве искусственного и осуществлять постепенный возврат к утверждению естественного. Это требует формирования экософского мировоззрения у будущих специалистов.

Что требуется сейчас делать для спасения биосферной природы? Во-первых, необходимо жестко проводить принцип коэволюции в жизнь, т.е. партнерского существования человека и природы, при этом основную роль играет человек, возлагая на себя ответственность за сохранение биосферы на основе ее реконструкции в соответствии с приведением общества и природы в гармоническое состояние. Во-вторых, необходимо изменить модель хозяйственной деятельности, которая должна отвечать тезису: дальнейший прогресс – только через сохранение жизни для последующих поколений. В-третьих, разработка новой экологической политики на всех уровнях ее проявления, что необходимо добиваться не только путем принятия жесткого законодательства, но и государственного и общественного контроля. В-четвертых, ограничения в расширении техносферы и улучшение ее качества. В-пятых, скоординированное сотрудничество государств, народов, общественности, поскольку эта проблема общемировая. В-шестых, воспитание экософского мировоззрения и экологической культуры, высоконравственного отношения к природе, экогуманизма. Наряду с нравственным императивом (И.Кант) необходимо всемерно развивать экологический императив (В.А.Кутырев, Н.Н.Моисеев), вырабатывая общее правило для человека и природы:«Не навреди!» В настоящее время в процессе техногенного социоприродного развития на смену биосферно-биологической эволюции приходит эволюция социотехноприродная, которую необходимо остановить. Устойчивое биосферное развитие и общества и самой природы – одна из важнейших перспектив для гуманизации и экологизации социоприродной эволюции на нашей планете.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие изменения происходят во взаимосвязях природы, общества и человека в последние два столетия? Что является основным фактором этих изменений?

2. Для чего нужна экологическая философия, т.е. экософия? Почему недостаточно экологической науки для верной ориентации в мире?

3.С чем связан экологический кризис второй половины ХХ - начала ХХ1 столетий?

4.Какую роль играют научно-технические проиводительные силы и техносфера в обострении эволюционного экологического кризиса?

5.Какую роль играют в нарастании эволюционного социально-экологического кризиса господствующие классы?

6.Как Вы оцениваете необходимость введения в сознание человека экологического императива? Кто является автором этой идеи и концепции?

7.Что собой представляет современный переход от биосферно-биологической эволюции жизни к социотехноприродной?Каковы могут быть последствия такого перехода?




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.