Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия о ценностях человека и человечества.



Вопрос 1. Социальная философия рассматривает общество как сложное целое, представляющее собой систему, включающей в себя многообразие компонентов разного уровня и функционального значения. Системный подход к пониманию и изучению общественной жизни уже начал формироваться в трудах Гегеля и Маркса. Рассматривая проблематику общества как подсистему развития жизни, студенту необходимо обратить внимание на основные этапы формирования общества в биосфере и его воздействия на биосферную природу. Здесь мы можем выделить такие этапы: 1)собирательный, во временных границах которого человечество собирало плоды биосферной природы и уничтожало крупных животных, перераспределяя пропорции между живыми организмами, особенно животными, и частично меняя биотический круговорот веществ; 2)земледельческий, который уже характеризовался как первая форма производящей экономики. Если до этого было перерапределение в основном животного мира, то с земледелия начинается активное воздействие на основу основ биосферы на суше – почвы,которые формировались в верхних слоях земли на протяжении более 400 млн. лет. Всего за 10-12 тыс. лет развития земледелия было израсходовано (+разорено, уничтожено) на продукты питания человечества 2 млрд. га самых плодородных земель на планете, а оставшихся 1,5 млрд. га осталось всего на 150-200 лет эксплуатации. Практически человечество завершает в 3-м тысячелетии уничтожение самой важной части биосферы – ее почв, если не будут приняты экстренные меры по прекращению этого процесса. Земледельческий способ производства общественной жизни привел к тому, что орудия труда переросли в машинное производство, подготовив тем самым почву (условия) для возможного «скоростного» уничтожения биосферы и биосферной жизни на суше планеты; 3)промышленно-городской, который базируется на крупном производстве и при его помощи стремительно развиваются мощные научно-производительные производительные силы, создающие невиданные доселе блага для человека и уничтожающие биосферные ресурсы, а с ними и биосферу. В результате образуется определенная техногенно-общественная подсистема биосферы, которая своей человеко-технической мощью стала сравнимой с геологическими силами планеты (В.И.Вернадский), уничтожает биосферу при помощи этих сил и вынуждена брать на себя всю ответственность за дальнейшее развитие жизни на нашей планете. При этом стремительно на планете растут города, в которых скапливается не только население, но и техносферный мир, по сути – «вторая природа», конфликтующая с биосферно-биологической жизнью, вызывающая экотехнологический кризис развития и человечества, и биосферы. Именно за счет урбанизации, техносферизации, информатизации и сайентификации из биосферной подсистемы превращается в социотехноприродную систему развития жизни на планете. Параллельно с концентрацией людей идет концентрация производства – начиная от промышленного и до производства продуктов питания. Здесь же появляются не только технологические промышленные производства, но и производства продуктового характера, под которые выводятся новые сорта растений, проходит трансформация животных. В конце концов на смену «природно-биосфер- ному дому» приходит «дом техносферный», в котором трансфомируется и сам человек.

Вопрос 2. Вопрос общественного организма как системы деятельности и отношений между людьми достаточно полно раскрыт в философской литературе. С точки зрения социальной философии, содержанием общественной жизни является, в основе своей, универсальная деятельность людей, проявляющая себя в различных сферах и множестве форм. Иными словами, можно сказать, что общество – это мир деятельности человека (физического и умственного труда, научной, образовательной, инженерной и иной), которая направлена на производство и воспроизводство форм совместной жизни людей.

И хотя общество является единым целым, в нем можно выделить и характеризовать пять основных сфер общественной жизни: материально-производственную(или экономическую),социальную, политическую, духовную и семейно-бытовую.Последнюю многие игнорируют, хотя она занимает существенное место в жизни общественного организма. Сфера общества представляет собой относительно самостоятельную систему жизнедеятельности людей, в которой люди реализуют свои интересы и цели. Следует заметить, что эти сферы очень сильно переплетаются в реальной жизнедеятельности людей, поэтому некоторые исследователи выделяют некоторые интегративные сферы, например, культуру, пронизывающую как материальную, так и духовную жизнь, да и все остальные сферы.

Студенты сами в состоянии усвоить многогранность человеческой деятельности и человеческих отношений, особенности социальных общностей. Но поскольку выпускники-бакалавры будут работать в сфере материального производства или теснейшим образом связаны с ней, то ее особенно хорошо следует усвоить. Эта сфера является ведущей, поскольку важнейшим условием жизни является производство пищи, одежды, жилья и т.п. Если животные собирают плоды биосферы (и человек делал это на первых этапах жизни), то люди научились и умеют производить. Производство материальных благ осуществляется в ходе труда (всякой социально полезной деятельности), представляющего собой целесообразную орудийную деятельность человека, направленную на преобразование природы в своих интересах и целях. Таким образом, труд (деятельность, активность) – это важнейшее и непреходящее условие жизни человека и общества.

При характеристике материального производства социальная философия выделяет способ производства материальных благ ( иначе – материальной жизни). Способ производства –это единствопроизводительных силипроизводственных отношений.Данное понятие тем самым ставит и разъясняет вопрос, чем и как обрабатывается природа, каким образом взаимодействуют люди в ходе ее обработки и производства благ. Производительные силы – это все то, с помощью чего преобразуется природа. Сюда, прежде всего, относятся люди как главная производительная сила и многогранные средства производства, среди которых решающую роль играют орудия труда (орудия производства). Последние представляют собой специальные инструменты, станки, линии для обработки природного материала человеком. На основе орудий труда сформировалась техника,а затем инаукотехникакак воплощение научных знаний и научной рациональности.

В структуре способа производства центральное место занимает сам человек, производитель не только предметно-вещественного мира, но и духовного, т.е. материальной и духовной культуры. Человек– это носитель творческого труда, главная производительная сила любого общества и его основное достояние.

Способ производства материальных благ включает в себя и производственные отношения. Под ними понимаются связи и зависимости между участниками трудовой деятельности, которые складываются в процессе материально производства, распределения и обмена произведенных благ. Совершенствование производственно-экономической сферы происходит на основе научно-технического прогресса (НТП), который проявился уже с эпохи прединдустриального развития и особенно промышленной революции XVIII в., и научно-технической революции (НТР),начавшейся в середине ХХ в. и продолжающейся сейчас. НТП – это процесс непрерывного совершенствования всех вещественных компонентов способа производства на основе развития науки и внедрения ее достижений в производство. НТР по своей сущности – это глубокий переворот во всей системе производительных сил и материального производства, способах и формах деятельности, по своему содержанию – органическое соединение научных и технико-технологических революций на основе интеграции науки, технологий, техники и производства с решающей ролью научных знаний в экономическом и социальном развитии.

Необходимо также подчеркнуть, что наука в ХХ веке превратилась в непосредственную производительную силу, что предсказал еще К.Маркс. Это происходит по таким основным направлениям как:

1) вложение современных научных знаний и профессиональных навыков и умений в главную производительную силу общества – человека; 2) внедрение достижений науки в технологии и технику; 3) создание на основе научных достижений современной организации производства и др.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что достижения науки, техники и производства подчиняются преимущественно для удовлетворения растущих интересов и потребностей человека на всех его социальных уровнях, начиная с правящего класса, элитных слоев населения и кончая рядовыми тружениками. При этом все больше и больше игнорируются совокупные общественные потребности общества как единого целого, что приводит к кризисному состоянию общественного организма, уничтожению биосферной природы.

Далее необходимо самостоятельно проработать такие вопросы: социальная сфера жизни общества; социально-классовые общности: сословия, маргинальные слои, люмпенские слои; социальные группы, расы, этнос, семья в истории общества; политическая, правовая и духовная жизнь общества; роль философии в формировании безопасного для человека и биосферы общественного организма, его гуманно-духовной жизни.

Студентам необходимо на основе учебной и рекомендованной научной литературы внимательно изучить сущность и содержание всех сфер, их роль в развитии общественной жизни и прогрессе общества, всестороннем развитии его граждан, преодолении негативных процессов под воздействием техногенного общественного развития. Следует обратить внимание на то, что техника и техносфера, созданные для удовлетворения насущных человеческих потребностей, усилили мощь человеческого организма, но они используются все больше и больше для уничтожения природы и подрыва биосферной жизни,а не на благо земной биосферного человечества.

Вопрос 3. В философии существует такая область знаний, при помощи которых окружающий человека мир и человеческая деятельность рассматриваются с точки зрения их значения для человека. Она называется аксиологией, теорией социокультурных ценностей. В ней рассматриваются темы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире, смысле жизни и деятельности, выборе ориентиров на своем жизненном пути. Древнегреческий философ Протагор называл человека «мерой всех вещей», а Н.А.Бердяев рассматривал его как «существо оценивающее».

В своих отношениях с природой и людьми человек проявляет себя универсально, в различных формах. Ценностное отношение – это выявление, переживание и осмысление значения объекта (предмет, явление, процесс) для бытия субъекта. Это отношение имеет ряд аспектов: объективный (качества, свойства вещей), субъективный (их индивидуальное восприятие и осмысление), психологический (чувства, переживание), социологический, педагогический и другие.

Основы аксиологических представлений уходят своими корнями в Древнюю Грецию. Так, Сократ попытался в общем виде сформулировать вопрос о том, что есть благо, то есть значимое для человека. В качестве такового он выделил знание как высшее благо, которое призвано отделять человека от животных, способствовать становлению его как существа, отличающего Добро от Зла. В средние века высшим благом считалось почитание Бога, а эпоха Возрождения в качестве высшей ценности предложила рассматривать не Бога, а живого и деятельного человека. В Х1Х веке И.Кант ввел понятие «ценность» и сделал выбор на нравственных ценностях – совести, долге, чести. В середине ХХ века аксиология заняла одно из видных мест в философском знании. А с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика выдвинулась на ведущие позиции.

Аксиологияпредставляет собой философское учение о природе ценностей, их месте и роли в жизни человека и человечества и о структуре самого ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и человеком. В аксиологии центральным является понятие ценности. Ценность – это термин, который используется в философии и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность – это нечто предпочтительное для человека, что определяет его выбор, придает ему смысл в жизни, ориентирует и побуждает его к активной деятельности. Ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. Они выявляются только в ходе активного взаимодействия людей, а также человека с предметом или явлением. Объекты и явления могут восприниматься и как антиценности, например, некачественный товар. Мир ценностей и антиценностей велик: Добро и Зло, Любовь и Ненависть и т.п. К важнейшим понятиям относятся также оценка, т.е. процедура определения значения объекта для человека, его смысла и т.п., иерархия ценностей (по их значимости), оценочные сужденияидр. Мир ценностей – это мир положительных для человека значений. В этом мире человек существует и в нем он ищет ориентиры своего жизненного пути. Существенное значение в философской аксиологии играют и такие понятия как – идеал, ценностные ориентиры, ценностные представления, ценностный нигилизм, ценностный вакуум, конфликт ценностей, кризис ценностей, духовность и др.

Мир ценностей (аксиосфера) многообразен и многоцветен, поскольку речь идет не только о ценностях индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. Для лучшей ориентации в мире ценностей применяют классификацию ценностей, выявляя тем самым формы существования ценностей, их реальное многообразие. Ниже дается классификация В.Г.Горбачева.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) – это ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Вторая группа ценностей (выделение по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности социальные (дружба, милосердие), экономические (деньги, рынок), политические (демократия, ненасилие), духовные (знания, образы, идеалы), правовые (закон, правопорядок). Большим разнообразием отличаются ценности духовные у разных групп людей, имеющие место в науке и философии, искусстве, морали, религии и иных сферах духовной деятельности. Ценности закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существования) – ценности материальные и духовные. К материальным относят те блага, которые необходимы для повседневного существования (пища, одежда, жилье), предметы, выполняющие роль орудий труда – от топора до компьютера. Духовные ценности формируются в рамках духовного производства ( научные исследования, искусство, устное народное творчество, религия и т.п.). Эти ценности существуют в различных формах: идея, общественный идеал, художественный образ, традиция, ритуал, мечта, фантастическое представление и т. п. Особое место среди этих ценностей занимает идеал.

Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (вечные). Известно, что время и люди меняются, но «вечные ценности» не умирают. Так, сохраняет свою ценность биосферная природа как первейшее условие нашего существования. Непреходящее значение имеет Жизнь во всей ее красоте и разнообразии. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, благодаря которому сформировался человек.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, существующие в обществе.

Далее студентам следует самостоятельно усвоить ценности Жизни и проблематику смысла жизни, противоречивые ценности современной информационно-техногенной цивилизации, ценности Идеала, его значение для человека, а также воспитание и проблему формирования ценностных ориентаций личности.

Особое внимание в самостоятельной работе с литературой необходимо уделить сущности и содержанию ценностного отношения человека к миру, изучить формы существования ценностей, место и роль духовных ценностей в жизни человека и общества.

Деятельностное отношение человека к миру и другим людям существует в различных формах, и в жизни человека имеет место так называемое ценностное отношениек миру. Оно существует издревле и усложнялось по мере становления человека в своей истории, обретения им социокультурных качеств. Что касается содержания, то оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, в том числе и социальных, предметов и процессов в человеческой жизнедеятельности. При ответах студентам предстоит выбрать и дать характеристику в первую очередь общечеловеческих (универсальных) ценностей, индивидуальных и неиндивидуальных, материальных и духовных, преходящих и непреходящих.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимается в философии сущность общества в отличие от социологии?

2. Какие факторы важны для строительства справедливой и хорошо обеспеченной общественной жизни?

3. Что включает материальная сфера жизни общества?

4.Что представляет собой способ производства материальной и способ производства общественной жизни?

5. Какая смена общественных систем происходила на протяжении истории?

6. Что такое духовное производство?

5. В чем отличие между материальной культурой и духовной?

6. Что такое духовные ценности?

7. Каковы основные ценности общественной жизни определяются

аксиологией?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.