Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимосвязи человека и общества в их развитии.



Вопрос 1.Тема общества в философии занимает занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она несет в себе все общие черты, присущие общефилософскому знанию, но в то же время имеет свою специфику, ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования. Социальная философия рассматривает общество как целостную, противоречивую и динамичную систему, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общественного организма, место и роль человека в жизни общества. В социальной философии изучается и ряд других проблем общественной жизни: например, соотношение общего и особенного в развитии общества, общие законы и закономерности его развития, многообразие и единство форм общественной жизни.

Социальная философия как филосфская дисциплина также изучает целое и всеобщее. Однако данная интенция в социально философии осуществляется лишь в рамках изучения общества людей. При этом студенту следует иметь ввиду, что социальная философия не абстагируется ни от изучения всеобщих закономерностей бытия, которые своеобразно проявляются в общественной жизни, ни от изучения ее специфических законов развития. Она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место. Социальная философия представляет собой интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.

Таким образом, объектом познания социальной философии является общество как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Студентам следует обратить внимание на то, что не только люди взаимодействуют с миром, но весь общественный организм как определенная целостность. То есть происходит взаимодействие человека с миром как на индивидуальном уровне, так и через общественный организм. Объект же социально-философского познания – это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.Все это определяет и основную проблему социальной философии – вопрос о том, что есть общество, т.е. какова его природа (основания) и закономерности существования и развития. (См.более подробно: «Социальная философия. Учебник/под редакцией И.А.Гобозова.- М., 2003. С. 6-7.»

Социальная философия разрабатывает свои категории (общие понятия), с помощью которых она исследует сущность и особенности бытия людей в обществе и на всех этапах его развития: «общественное бытие», «общественное сознание», «общественные отношения», «общественная деятельность и т.п. Именно философские категории позволяют выявить и сформулировать принципы и законы, значимые для любой сферы общественной жизни, получить объективные и доказательные знания о деятельности человека. В отличие от понятий других общественных наук, фиксирующих отдельные стороны и свойства социальной действительности, категории социальной философии представляют собой ступени познания общественных процессов в целом, вследствие чего их роль в познании жизни людей особенно значима.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология, которая изучает функционирование общества как конкретной системы и развитие отдельных социальных систем (социология труда, семьи, науки, культуры и т.п.). Она выявляет те связи и взаимодействия, которые лежат в основе социальных систем. Социальную философию же интересует общество как единое целое во взаимосвязи с человеком и миром. При разработке исторических теоретических моделей общественного развития социология исходит только из социальных взаимосвязей внутри общества, абстрагируясь от взаимосвязей с окружающим миром, что привело к созданию во многом неполных и во многом ущербных теорий формационного восхождения общества, индустриального и постиндустриального, а также и информационного общественного развития. Эти две отрасли знания (социальная философия и социология) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Но восприятие социологических концепций общественного развития социальной философией, дополнение философии социологическими идеями развития бывает далеко не критичным со стороны философии, о чем свидетельствует упущение философией изменения характера общественного и социоприродного развития мира и жизни на земном шаре в последние два столетия. Речь идет о переходе развития жизни, и в первую очередь общественной, с биосферно-биологической эволюции на эволюцию социтехноприродную под воздействием сформированного техногенного общественного организма. Отсюда мы можем выделить два гипертипа общественных систем: биосферныйитехногенный, или постбиосферный(Демиденко Э.С. Философия социально-техногенного развития мира: статьи, понятия, термины/Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева, Н.В.Попкова. – Брянск, 2011: статьи – Биосферное человечество, Становление концепции техногенного общества, Социотехноприродная эволюция).

Студентам по учебникам необходимо самим ознакомиться с возникновением первых социально-философских учений (Платон, Аристотель). Далее – переход к развернутым социально-философским учениям Нового времени (Т.Гоббс, Дж. Локк), системные представления об обществе в социальной философии (Г.Гегель, К.Маркс) и социологии (О.Конт, М.Вебер, П.Сорокин). Следует обратить внимание на новые, социологические подходы к развитию общества во второй половине ХХ - ХХ1 вв. (У.Ростоу, Р.Арон, Дж.Гэлбрейт, Д.Белл) и социально-философские техногенные системы (В.С.Степин, Э.С.Демиденко).

Вопрос 2.Обращаясь к анализу смысла понятия «общество», следует отметить, что оно имеет множество значений. В философской, социологической и исторической литературе термин общество используется в пяти, хотя и связанных между собой разных смыслах. Первое и самое важное значение термина «общество» – отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей общественного развития. Второй смысл – общество вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным обществам. Нас интересует первый смысл: общество, хотя и состоит из индивидов, но оно не сводится к простой совокупности людей. Оно есть целостное образование, имеющее свою жизнь, свои совместные формы жизнедеятельности. Оно является особым субъектом, развивающееся по особым, только ему присущим законам. Подобную точку зрения называют еще социологическим реализмом в отличие от социологического номинализма, когда общество представляют как совокупность индивидов. Уже Аристотель понимал, что человек в государстве не является «существом самодовлеющим», а частью своего целого. Третье значение – все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые, что часто выражается понятием «человеческое общество в целом», или «человечество», изучаемое историками. Четвертое значение – общество вообще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его существования; оно не может быть объектом исторического исследования, поскольку существует как объективное общее. Отношение общества как социоисторического организма и общества вообще представляет собой отношение отдельного и общего. И как всякое общее, это общество реально существует, но не само по себе, а только в отдельном и через отдельное.

Обществопредставляет собой систему деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культурой, образом жизни. Общество – форма существования человеческого бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны: объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.); субъективную– сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу людей, эволюцию общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей. Основными сферами жизни общества являются: 1) экономическая (материально-производственная); 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная; 5) семейно-бытовая, которая, как правило, игнорируется в теории.

Студентам необходимо самим на основе учебников изучить такие темы: Важнейшие признаки и структура общества. Мировоззренческие и методологические основы идеалистических и материалистических концепций общества. Природные, антропологические и культурные основания общественной жизни. Понятие гражданского общества. Объективное и субъективное в историческом процессе. Объективный характер законов общественной жизни. Свобода и необходимость в жизни общества. Специфика социальной формы движения материи. Особенности социологического и социально-философского подходов к пониманию общественной жизни и ее прогресса.

Подводя итоги, следует раскрыть основные признаки общества:

Во-первых, общество – это высший уровень самоорганизации материи или, как говорят философы, – социальный космос. Началом и решающим фактором его становления явился труд, представляющий орудийную деятельность людей. Труд есть основа общества и его организующее начало. В настоящее время большое значение приобретает интеллектуальный труд.

Во-вторых, общество представляет собой сверхсложный социальный организм, имеющий тенденцию к дальнейшему усложнению. Студенту следует показать мир его многообразия в области хозяйства, социальной и политической жизни, духовной сфере и т.д.

В-третьих,общество является в высокой степени организованной системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития.

В-четвертых,для общества характерно многообразие внутренних источников и движущих сил развития. Сюда относят творчество народных масс, классов, слоев; влияние политических партий и движений, общественных организаций и трудовых коллективов людей, исторических личностей на жизнь общества, развитие производительных сил.

В-пятых, развитие социально-политических институтов, государственного и общественного демократизма, что усиливает творческую энергию людей и повышает их общественный цивилизационный статус.

В-шестых, усложнение общества по линии техногенности развития, ухода от «естества». Кроме того, активный обмен веществ с природной средой в ходе жизнедеятельности, универсальная деятельность людей как членов общества, творческое целеполагание и др.

Вопрос 3.Для объяснения характера исторического общественного развития создаются концепции, среди которых в мире можно выделить наиболее существенные: формационную (К. Маркс), индустриальную(Р. Арон, Дж. Гэлбрэйт), постиндустриальную(Д. Белл) и становящуюся социотехноприродную, берущую свое начало в идеях В.И.Вернадского. Последняя получила свое развитие в трудах В.С.Степина (техногенная цивилизация) и Э.С.Демиденко (техногенное, постбиосферное общество).

Как известно, К. Маркс выделил в истории общественного развития способ производства материальных благ (материальной жизни). В советском марксизме было окончательно выделено 5 способов производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистическийикоммунистический. Им соответствовали и пять исторических типов общественных систем: первобытно-общинный строй, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое (на первых порах - социалистическое) общество.

Если Маркс в основу деления исторических общественных систем положил по сути классовый (социально-политический и экономический в их взаимосвязи) принцип, то идеологи индустриализма и постиндустриализма – деятельностный (т.е. преобладающую сферу человеческой деятельности).

Анализируя формационную и постиндустриальную теории, доктор философских наук А.М. Ковалев выделил четыре основных исторических способа производства общественной жизни: собирательный (собирания плодов природы, включая охоту), земледельческий (традиционный, аграрный), промышленный (индустриальный) и научно-технологический (наука превращается в непосредственную производительную силу). Способ производства общественной жизни включает в себя: 1) способ производства материальной жизни (К.Маркс), способ производства человеческой жизни (Ф.Энгельс), способ производства географической среды (А.М.Ковалев). Последний становится крайне необходимым в связи с тем, что в ходе общественного развитиия крайне сильно была нарушена географическая среда.Она же не только нуждается в своей дальней шей защите, но и в определенной степени воспроизводства. Поисками конкретных форм воспроизводства придется заняться и тем, кто окончит бакалавриат и уйдет на конкретное место работы. Здесь следует обратить особое внимание на то, что А.М.Ковалев в своей концепции исторического общественного развития опирается на методологию социальной философии, выходящей за рамки узкого социологического понимания общественной жизни.

В соответствии с историческими способами воспроизводства на основе деятельностного подхода мы можем выделить и исторические типы общественных систем: собирательное общество (собирательства и охоты), земледельческое(традиционное, общество земледелия и ремесла), индустриальное(постаграрное, промышленно-городское), постиндустриальное (или информационное). В своей теории Д.Белл рассматривал только три последних типа, характерных для эпохи производящей экономики (хозяйства).

Студентам предстоит внимательно разобраться в сущности и содержании этих общественных систем, перспективах их развития. Следует обратить внимание на то, что каждой из общественных систем эпохи производящей экономики соответствует определенный сектор основной деятельности: земледельческое общество – первичный, или земледелие; индустриальное общество – вторичный, или промышленность; постиндустриальное общество – третичный, или сфера услуг.

Постиндустриальное общество в настоящее время уточняется по ведущей сфере услуг, и его называют еще информационным, когда решающую роль играет научно-философская и в целом положительная знаниевая информация и информационные технологии.

Понятие техногенного общества включает в себя индустриальную и постиндустриальную общественные системы, поскольку в постиндустриальном обществе техногенность человеческой жизнедеятельности усиливается, а техносфера и техногенные грунты при таких темпах развития уже к середине третьего тысячелетия практически охватят три четверти суши и планеты. К тому же идет быстрая техносферизация планеты, развитие искусственного мира – как неживого (техносферы), так и живого (технологичных и генетически модифицированных живых организмов).

Для лучшего представления сущности общественных систем в период постбиосферного развития мира Е.А.Дергачева предложила совместить принятые широко в мире исторические социологические системы с идеями техногенного общественного развития. Эти системы для лучшего понимания называются так6 индустриально-техногенное общество, постиндустриально-техногенное общество, информационно-техногенное общество. Речь идет о том, что начиная с промышленной революции конца XVIII в. стало формироваться техногенное общество как социотехноприродный организм.

Вопрос 4. Между человеком и обществом устанавливаются определенные взаимосвязи, которые со временем развиваются и усложняются, в первую очередь, в процессе трудовой деятельности. Труд создал и объединил людей, направляя их усилия на покорение природы. Между человеком и природой появилось опосредующее звено – орудия труда, благодаря чему и было создано общественное бытие.

Еще Д. Вико писал, что история общества отличается от истории природы тем, что история природы создается не нами, а историю общества создают люди. Рассматривая общественное бытие, стоит вспомнить размышления Платона, Аристотеля, Макиавелли о строении общества, в том числе и о политической структуре. Для понимания концепций исторического развития нельзя упустить из виду концепцию культурно-исторических типов В. Я. Данилевского, а также следует познакомиться с цивилизационными концепциями. При этом необходимо уяснить, что все эти подходы не столько отрицают друг друга, сколько дополняют, уточняют.

Для характеристики основных сфер человеческой деятельности – материальной, социально-политической и духовной используется понятие «культура». Важно понять, что содержание культуры составляет социальный опыт человечества. Стоит поразмышлять, почему И. Кант полагал, что одним из определений культуры может быть такое: культура – это комплекс навыков, доведенных до автоматизма. Студентам особенно важно осознать, что в основе предпринимательской деятельности, в основе экономической и социальной жизни общества лежит система культурных ценностей.

Весьма существенно стоит разобраться в соотношении понятий культура и цивилизация. В основе цивилизации лежит определенный технологический способ производства, а значит и целый нормативно-регулятивный комплекс. Отметим, что различные культуры могут находиться на одной цивилизационной ступени, но характерные для их нормы поведения, традиции, привычки, правила жизни и деятельности отражают специфику исторической судьбы народа.

Изучая данную тему, необходимо осмыслить сущность такого понятия как «общественное сознание». Следует выделить уровни общественного сознания – обыденный и теоретический, а также рассмотреть основные формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, художественное, религиозное, философское, иногда выделяют научное. Существуют также и такие формы общественного сознания, как историческое, экологическое, экономическое, демографическое и т п. Характеризуя нравственное сознание, полезно вспомнить моральное учение И. Канта о категорическом императиве. Тщательно следует рассмотреть, каким образом формируется экономическое и правовое сознание. Для понимания многих событий в современном мире надо уяснить, что такое массовое сознание и в чем отличие понятий «массовое сознание» и «сознание масс». Весьма полезно разобраться в том, как осуществляется манипуляция сознанием с тем, чтобы не стать объектом манипулирования.

Нередко выделяют в некоторых науках понятие «гражданское общество», соотнеся его обычно с понятием «государство». Гражданское общество – это социальное пространство, основой которого являются добровольные ассоциации свободных индивидов. Это неполитическая составляющая общественной жизни, непосредственно не связанная с государством как носителем государственной власти.

Размышления, касающиеся места России в мировой истории, требуют осознания особенностей западной культуры, ее отличия от культуры восточной. Следует вспомнить и рассуждения Иллариона в его «Слове о Законе и Благодати», и дискуссию западников и славянофилов о судьбе России. Говоря о сегодняшнем дне, надо обсудить, что требуется делать, чтобы Россия оставалась великой державой, какой она была большую часть ХХ века.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Как понимается в философии сущность общества?

2. Какие факторы важны для общественной жизни?

3. Что включает материальная сфера жизни общества?

4. Что такое духовное производство?

5. Какова связь между общественным сознанием и индивидуальным?

6. В чем отличие между материальной культурой и духовной?

7. Какие социальные функции выполняет искусство?

8. Каковы основные вопросы эстетики?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.