Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техногенное общественное развитие и его воздействие на



биосферу и человека.

 

Вопрос 1. Тема человека для философии была и есть центральной. Раздел философии, в котором изучается тематика и проблематика человека, называется в настоящее время философской антропологией.Основными для нее являются вопросы о природе человека, о его сущности и смысле его существования. Философия рассматривает человека как живое разумное и уникальное существо, взятое в единстве всех его сущностных сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности. Можно сказать, что учение о человеке и его воздействии на окружающий мир представляет собой высший уровень философского знания. Данная проблема становится весьма актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стали научно-техническая революция, урбанизация, техносферизация планеты. Человек рискует не только транформироваться в условиях информационно-техноген- ного общества, но и потерять свою природную сущность, интегрироваться с техникой и техносферой. В начале ХХ1 в., когда начала с нарастанием развиваться антропологическая катастрофа,а вместе сней ибиосферная катастрофа,проблема человека и его взаимоотношений с миром выдвинулась на первый план философского (и даже научного) познания. Она является, по сути, глобальной. Современными проблемами развития человека в начале ХХ1 в.стала активно заниматься философская антропология, которой предстоит не только исследовать многие «темные пятна» антропосоциогенеза, но и найти способы сохранения и гуманного развития технологизирующегося человека в современном мире.

Пытаясь понять, что такое человек, необходимо уяснить, что человек является, с одной стороны, биологическим существом, с другой – социальным. Это заставляет изучать человека в его эволюции, видеть его связь с представителями животного мира, в частности, человекообразными обезьянами. Но особенно важно осмыслить роль труда в процессе его превращения в homo sapiens. Полезно вспомнить рассуждения Платона, Аристотеля, Канта о двойственной природе человека.

Поворот философской мысли к теме отдельного человека, взятого самого по себе, связывают с греческим философом Сократом, призывавшим познать самого себя и определить свою нравственную позицию. Демокрит обосновывал происхождение человека из звероподобного состояния. Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Платон раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины, ремесленники), развивая вопросы взаимосвязи государства и гражданина. Аристотель охарактеризовал человека как животное политическое, т.е.социальное. Если философия средневековья рассматривала человека как существо тварное (сотворенное Богом), то в эпоху Возрождения философы и мыслители сделали человека предметом культа и восторженного поклонения. В литературе Италии (Л.Валла и др.) сформировался гуманизм как идейное течение, в котором человек рассматривается как высшая ценность общества. В философии Нового времени человек рассматривается как существо разумное. В классической немецкой философии (у И. Канта) человек двойственен – существо природное, где властвует естественная необходимость, и духовное, принадлежащее миру свободы; специфика человека определяется его нравственной свободой поведения. Л.Фейербах рассматривал человека как высший предмет философии и естественных наук, и он был убежден, что обновленное общество должно преодолеть эгоизм и утвердить отношения солидарности между людьми. Марксизм рассматривал решение вопроса о свободе человека на путях коренного преобразования общества на принципах социального равенства и справедливости – коммунизма.

В Х1Х-ХХ веках появляется множество других теорий и предложений преобразования общества и человека. Проблема человека исследуется философией, науками и религией. Среди заметных теорий – иррационализм, социоцентризм, персонализм, психологизм, экзистенциализм, технократизм. В настоящее время появилось и порядка 10 концепций происхождения человека, конкурирующих между собой. Среди них наибольшую популярность получила трудовая теория антропосоциогенезакак результат сложения исследований Ч.Дарвина и Ф.Энгельса. Ч.Дарвин на основе теории происхождения видов (1859) и труда «Происхождение человека и половой отбор»(1871) раскрыл биологическую эволюцию человека, а Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»(1876) раскрыл социальную эволюцию человека, убедительно сформулировав трудовую теорию антропосоциогенеза. Как отмечалось в разделе «Проблема сознания в философии» данного УМК, в формировании человека и его сознания сыграли свою роль биологические и социальные факторы. Студенту следует усвоить, что решающую роль среди биологических факторов становления и развития человека и его сознания сыграли в процессе его эволюции появление прямохождения, высвобождение передней конечности и превращения ее в руку и формирование самого сложного и большого (по отношению к телу) мозга.Среди социальных факторов можно назвать:1) коллективный образ жизнедеятельности; 2) труд; 3) многогранное общение; 4) язык как средство новой формы общения и духовной жизни. В последние годы в связи с развивающимся антропологическим кризисом появляется множество работ, направленных на изучение человека. Среди них предложения совместить достижения традиционных западного и восточного образов жизни для решения проблемы человека, разрушающего биосферу как свою природную нишу жизни, чтобы сформировать его новое мировоззрение.

Вопрос 2. Философская антропология рассматривает человека как явление особого рода, отличающегося от всех живых существ как строением своего тела, так и социальностью и трудовой жизнедеятельностью, породивших его духовность. Можно сказать, человек – биосоциальное существо, способом существования которого является универсальная, многогранная жизнедеятельность физического и духовного характера.

Чтобы понять мир, содержание и способы мышления о нем, надо, прежде всего, познать человека, каково его место и роль в преобразова- нии мира. Начиная с Сократа, каждая философская система включает в себя учение о человеке, или антропологию. Антропология (греческое «антропос» – человек, «логос» – слово, наука) представляет собой один из важнейших разделов философии и философствования, который анализирует проблему человека и его сущности. Вопрос о том, что есть человек и каково его назначение в мире – один из существенных философских вопросов. Не случайно И.Кант считал вопрос о человеке тем вопросом, который синтезирует всю философскую проблематику.

Понятие «философская антропология» употребляется в трех смыслах: 1) для обозначения любого философского вопроса о человеке, в отличие от множества существующих естественных и гуманитарных наук, исследующих тематику и проблематику человека; 2) в более узком смысле применяется к тем учениям, в которых «проблема человека» становится центральной, иной раз даже единственной проблемой; 3) это понятие в более точном смысле применимо к одному из направлений немецкой философии (1920-1960): учения М.Шелера, Х.Плесснера, А.Геллена, Э.Ротхакера, В.Зомбарта. . . Весьма большое значение для определения объекта и предмета «Философской антропологии» имеют весьма распространенные понятия «природа человека», «сущность человека», «многомерность человека», «человек культурный», «человек разумный», «человек биосферный», «человек технологический». Каждое из этих и множества других понятий характеризует человека как уникальное явление на планете Земля. С одной стороны, это существо имеет земную (и космическую) природу, встроено в биотический круговорот жизни, а с другой – изменяет и свою природу, и биосферно-биологический круговорот веществ на планете, строит свой особый, надприродный дом. С одной стороны, это существо разумное, а с другой – губит себя самого, неразумно уничтожая биосферу и создавая вместо биосферного природного окружения – искусственно-техносферное. С одной стороны, он уничтожает биосферную природу ради удовлетворения безграничных потребностей, а с другой – и себя самого как род людской, не оставляя ничего для будущих поколений, обрекая все последующие поколения на вымирание. Поэтому понять человека можно только в контексте всей его жизнедеятельности как в обществе, так и в природе, выделяя его многомерные сущностные и содержательные характеристики. Сущность человека можно рассматривать как совокупность его основных содержательных качеств во взаимосвязи с основными сферами его жизнедеятельности – как в природной, так и общественной жизни. К.Маркс определял сущность человека через совокупность (и гармонию) общественных отношений, т.е. за основу брал социальные качества, формирующиеся на основе характера того общества, в котором он живет. Видимо, это только фундамент сущности, на котором строится вся ее конструкция. Нельзя не учитывать все важнейшие нити, которые скрепляют человека в его жизнедеятельности с биосферной природой, космосом, общественной жизнью и с самим собой, с его устремлениями в будущее. Рассматривая социальную сущность человека, его личностные качества, надо разобраться в понятии «духовность», что непременно приведет к аксиологической проблематике, т. е. к вопросам смысла и ценности человеческого существования. Всё сказанное позволяет нам сделать вывод, что объектом философской антропологии является человек как уникальное и разумное биосоциальное существо в его многогранных деятельностных взаимосвязях с миром и с личностной мировоззренческой установкой.Соответственно и предметом философской антропологии является выяснение сущностных и содержательных сторон развития человека как родового существа в его исторической динамике.

Студентам самостоятельно необходимо проработать такие вопросы как раскрытие смысла понятий «человек», «личность», «индивид», далее – социальное измерение человека, место и образ человека в современной философской мысли, основные учения о человеке.

Вопрос 3. Студентам предлагается на основе прочитанной литературы поразмышлять над вопросом о взаимосвязях человека с обществом и культурой, образом человека в истории духовной культуры, его творчеством, проблематикой отчуждения, свободы и ответственности, смысла жизни и судьбы человека и человечества. Здесь существенное значение придается роли нравственных, эстетических, политико-правовых, научных и экологических ценностей в определении человеком смысла своей жизни.

Надо обратить внимание и на то, что человек в своей жизнедеятельности постоянно ставит перед собой определенные цели; значит, размышления о целеполагании, ценностных установках деятельности необходимо для понимания смысла жизни. Полезно обсудить высказывание известного философа ХХ века Х. Ортега-и-Гассета: «Человеческая жизнь по самой своей природе должна быть чему-то посвящена – славному делу или скромному, блестящей или будничной судьбе. Наше бытие подчинено удивительному, но неумолимому условию. С одной стороны, человек живет собою и для себя. С другой стороны, если он не направляет жизнь на служение какому-нибудь общему делу, то она будет скомкана, потеряет цельность, напряженность и «форму». Мы видим сейчас, как многие заблудились в собственном лабиринте, потому что им нечему себя посвятить. Все заповеди, все приказы потеряли силу…Жизнь, посвященная самой себе, потеряла себя, стала пустой, бесцельной».

Для понимания сущности человека, его места в мире следует понять также смысл творчества. Здесь надо вспомнить важнейшие идеи философии эпохи Возрождения, а также познакомиться с размышлениями русского философа Н. Бердяева, изложенными в книге «Смысл творчества».

Нужно также уяснить смысл и взаимосвязь понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Затем требуется определить, каким образом социальные условия влияют на формирование тех или иных качеств личности. При этом следует обратить внимание на систему культурных и нравственных ценностей, в которой происходит становление личности. В структуре личности можно выделить следующие уровни: природный, социально-культурных ролей, здравого смысла, одаренности.

Для каждой личности важна проблема свободы. Немало мыслителей обсуждали данную тему, соотносили понятия свободы и необходимости. Стоит вспомнить решение Демокрита, касающееся необходимости в жизни людей. Следует обсудить высказывание Б. Спинозы о том, что свобода – это познанная необходимость. Очень важно уяснить неразрывную связь свободы и ответственности. Заслуживают внимания идеи экзистенциалистов, которые внесли большой вклад в понимание сущности внутренней свободы. Полезно иметь в виду, что независимо от исторических обстоятельств человеком осуществляются следующие модели реализации своей свободы:

1) органическая модель, связанная с таким положением дел, когда интересы и цели личности совпадают с интересами и целями господствующих в обществе сил, так что достижение человеком своих целей не встречает серьезных препятствий;

2) страглистская модель (от англ. Struggle - борьба), связанная с обстоятельствами, когда личность для достижения своих целей вступает в борьбу со всеми препятствиями, стоящими на ее пути и преодолевает их;

3) эскапистская модель (от англ.escape – бегство), связанная с ситуациями, когда личность, сталкиваясь с препятствиями к достижению своих целей, находит способ сбежать от неблагоприятных обстоятельств, возможно, «уйти в себя»;

4) адаптивная модель, связанная с тем, что личность так или иначе приспосабливается к обстоятельствам, изменяет свое поведение, подгоняя его под обстоятельства, а тем самым реализует в модифицированной форме свои планы.

Вопрос 4. Особое внимание необходимо уделить изучению социально-техногенного развития мира и трансформации человеческих качеств. В условиях техногенного общественного развития усиливаются противоречия между эволюцией природных и социальных качеств человека. Если социальные стремительно развиваются (сознание, образование, профессионализм, культура), то природные также стремительно теряют свои вековые свойства, деградируют. Вызывает тревогу и то, что в человеке нарастает гипертрофированный индивидуализм и эгоизм, теряются такие былые достоинства как коллективизм, соборность, сострадание и т.п. Будущему специалисту предстоит поразмышлять, какими формами социализации и воспитания молодого поколения можно и нужно устранить сегодняшние потери. Этот вопрос рекомендуется проработать по работе «Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека. Брянск, 1993 (Доклад на Х1Х Всемирном Философском конгрессе в Москве)»

Особого внимания заслуживает формирование техногенных качеств у современного человека и глобальная трансформация его природных и социальных качеств, крупные изменения состояния здоровья человека, его средней продолжительности жизни, демографических процессов, тела и телесности. Следует поразмыслить и над перспективами развития человека как постбиосферного, биотехносоциального существа на основе интеграции «био», «техно» и «социо», необходимостью коренного улучшения условий жизнедеятельности человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое человек? Каковы основные ответы философии?

2. Какие понятия используются для обозначения человека?

3. В чем состоит проблема смысла жизни человка?

4. Что понимается под природой?

5. Каковы этапы взаимодействия человека и природы? Как изменялся человек в ходе взаимодействия с природой?

6. В каком направлении изменяются природные и социальные качества человека в информационно- техногенную эпоху цивилизационного развития?

7. Что собой представляют новые качества человека, которые называют сейчас техногенными?

8. Что собой представляет выражение, брошенное в мир американским социологом Фрэнсисом Фукуямой «Наше постчеловеческое будущее» ( в названии книги).

9.Как сочетаются два следующих мира «постбиосферное» и «постчеловеческое» будущее? Есть ли для этого основания?




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.