Креационизм – творение мира из «ничего». Дуализм бытия: Божественный мир и Природный мир. Высшее бытие – Бог. Природа – неподлинное бытие. Геоцентризм.
АНТРОПОЛОГИЯ
Креационизм – творение человека Богом.
Человек – подобие Бога.
Человек: дух + душа + тело.
Посмертное бытие души в соответствии с воздаянием.
Идея бессмертия как приобщение души к духу. Идея спасения человека через Бога-Сына. Открытие самосознания.
ГНОСЕОЛОГИЯ
Священное Писание (Библия) – Откровение Бога. Бог непознаваем.
Вера выше знания.
Философия – «служанка» богословия.
ЭТИКА
Моральные заповеди Христа. Аскетизм. Человек имеет божественную душу, но вместе с тем, грешен и зол. Зло в мире не от Бога, а от человека. Моральный долг человека – спасение своей души.
ФИЛОСОФИЯ
ИСТОРИИ
Провиденциализм. Главный движущий фактор истории – Бог. Направленность истории ко «второму пришествию». Эсхатология.
СОЦИАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Бог даёт и устанавливает общественные законы.
Социальная иерархия подобная «Небесной»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (II – XIV ВВ.)
ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЛИГИЙ
РАЗНОВИДНОСТИ
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Теологическая теория внутренней религиозности человека
Человек внутренне ощущает присутствие Бога.
Это ощущение порождает стремление понять Бога и религию.
Католическая теология
Идеалистическая теория Георга Гегеля
Религия присуща человеку изначально, т. к. его дух есть отражение Мирового Духа, который через человека познаёт самого себя
Георг Гегель
Антропологическая теория Людвига Фейербаха
Человек создаёт Бога, т.к. отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное Существо
Людвиг Фейербах и последователи марксизма
Материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса
Религия – фантастическое отражение в сознании людей реальных внешних сил, которые воспринимаются как сверхъестественные
Фридрих Энгельс,
Карл Маркс,
последователи марксизма
Психологическая концепция религиозности
Религия – механизм психологической компенсации человека перед неведомым и враждебным миром внешней природы и внутренних инстинктов
ЗигмундФрейд, последователи психоанализа
Теософская концепция происхождения религий
Религии – доступное человеческому сознанию (часто искажённое) представление о Высших Мирах и Духовных Существах, которые реально существуют в природе, но не являются сверхъестественным
Елена Блаватская,
Анни Безант,
Франчиа Ла Дью,
Елена Рерих
ДЕИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ БОГА
ДЕИЗМ
Бог – Абсолютная Всемогущая Личность (Существо)
Бог существует над миром
Бог сотворил мир и установил природные законы
Бог не вмешивается в закономерное течение природных событий
Бог непознаваем, но познаваемо его творение – мир (природа)
Бог недоступен
ПАНТЕИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ БОГА
ПАНТЕИЗМ
Бог не является личностью (существом)
Бог – некая сила, присутствующая в природе и неотделимая от неё (Закон, Идея, Принцип Жизни, Духовная Энергия и т. д.)
Происхождение мира и человека – естественный природный процесс
Бог присутствует в каждом живом существе (в каждой частице природы)
Человек способен делать выбор, его поступки не предопределены Богом
Человек способен продвигаться в познании природы и её скрытой духовной силы
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(XV – XVI ВВ.)
БОГ
(ТЕОЛОГИЯ)
Противостояние теизма и пантеизма.
Секуляризация.
ОНТОЛОГИЯ
Бесконечная Вселенная. Отказ от дуализма бытия. Гелиоцентризм. Полицентризм. Существование скрытых (оккультных) сил в природе и человеке.
АНТРОПОЛОГИЯ
Антропоцентризм. Гуманизм. Реабилитация телесного начала человека. Возвращение ценности земной жизни. Свобода человека. Культ человека-творца.
Идея духовного преображения человека.
ГНОСЕОЛОГИЯ
Укрепление позиций Разума.
Становление научных методов познания.
ЭТИКА
Дуализм: этика заповедей Нового Завета и
эпикурейское отношение к жизни.
Человек способен сам определять свою судьбу.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Модели совершенного, гармоничного, справедливого общества (социальные утопии)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI ВВ.)