Самостоятельную работу студентов по данной дисциплине можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа планируется по изучаемым темам как в лекционном курсе, так и на практических занятиях. Это обеспечивают подготовку студента к практическим аудиторным занятиям, или же к другим, интерактивным формам работы по практикуму, например, проверочным беседам по подготовке материала домашних заданий. Результаты этой подготовки проявляются при выполнении индивидуальных заданий – рефератов, IT- докладов на практических занятиях, тестовых заданий и других форм контроля.
Самостоятельная работа предполагает:
- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях преподавателя с использованием компьютерных технологий и других средств;
- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины в читальном зале библиотеки как с обычными учебниками, так и с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
- закрепление теоретического материала при проведении практических занятий, выполнении рефератов, IT-докладов и других проблемно-ориентированных, поисковых и творческих заданий.
Текущая и опережающая самостоятельная работа студентов, направленная на углубление и закрепление знаний, развитие практических умений, заключается в следующем:
- проработке материалов лекций, поиске и анализе учебно-методической и научной литературы, а также internet-ресурсов по вопросам изучаемой дисциплины;
- поискам и изучении теоретического материала для подготовки к практическим занятиям, которые меняют свои формы проведения. Следовательно каждый раз необходимо «заглянуть» в интернет, навести самостоятельно справки, как лучше подготовиться к предстоящему занятию.
- выполнении индивидуальных заданий, которые будут предложены на практических занятиях (по вариантам и выбору);
- анализе заданий практических занятий по заданной теме, проведении расчетов, составлении схем, графиков и отчетов;
- изучении и подготовке тем, вынесенных на самопроработку;
- особое внимание должно быть уделено студентами проработке понятийного аппарата. Здесь могут быть определенные трудности в понимании: во-первых, авторские понятия и термины имеют во многом философское и общенаучное содержание, во-вторых, многие из понятий отсутствуют в словарях и Интернете; в связи с этим предлагается студентам книга-словарь «Философия социально-техногенного развития мира», выполненная в содружестве трех авторов, изучавших философию, социологию, технические науки, экономику, экологию. Данная книга рекомендуется ко всем практическим занятиям, в ней студент самостоятельно ищет необходимые понятия и термины. В случае отсутствия таковых, обращается в Интернет, благодаря которому можно найти содержание понятия;
- поиску и систематизации материала по выбранной теме реферата, в т.ч. на иностранном языке; следует иметь в виду, что по реферату, его новаторскому исполнению определяют степень подготовки будущегоспециалиста;
- поиску, анализу, структурированию и презентации информации по темам дисциплины;
- подготовке к тестированию и зачету по курсу.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в соответствии с учебным планом. Студенту рекомендуется на основе изученного материала ответить на контрольные вопросы, которые даются ниже.
ВОПРОСЫ для повторения
1. Философия Древнего Востока (Индия, Китай), ее черты и особенности, основные школы и их идейное содержание.
2. Философия Древней Греции, ее предпосылки и истоки, основные периоды, течения и школы. Значение древнегреческой философии.
3. Исторические условия возникновения, идейные истоки и особенности философии средних веков, ее основная тема. Патристика и схоластика.
4. Натурфилософия Возрождения, ее основные идеи. Понятие пантеизма, его смысловое содержание.
5. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Тема человека в возрожденческой философии и культуре. Понятие гуманизма.
6. Картина мира в философии раннего Нового времени (XVII век). Рационализм и эмпиризм о методах научного познания.
7. Социально-философские учения в философии раннего Нового времени. Концепции "общественного договора" и "естественных прав" человека.
8. Философия эпохи Просвещения, культ Разума в ней. Учения французских просветителей о материи, человеке и обществе.
9. Особенности классической немецкой философии. Творчество И.Канта, его основные периоды и их идейное содержание. Понятие категорического императива.
10. Философская система и метод Г.Гегеля. Понятие абсолютной идеи, ее смысл и мировоззренческое значение, основные формы проявления.
11. Антропологический материализм Л.Фейербаха, его исходные принципы, идейное содержание и значение.
12. Социальные предпосылки и идейные истоки, особенности и содержание марксистской философии. Обоснование коммунистической идеи в марксизме.
13. Философский иррационализм конца XIX - XX в.в., его истоки и особенности, основные формы проявления.
14. Экзистенциальная философия XX столетия, ее основная проблематика.
15. Философия науки и техники (XX век). Современная НТР и ее отражение в социально-философских учениях ("технократические" учения).
16. Социокультурные предпосылки и идейные истоки, особенности русской философии. Ранний период и век Просвещения в ее истории.
17. Классический период в истории русской философии, общая характеристика его важнейших течений и их проблемного поля. Философия и художественная литература XIX века.
18. Русская религиозная философия, ее истоки и идейное содержание, значение для отечественной и мировой духовной культуры.
19. Развитие философской мысли в советский период отечественной истории, ее особенности, ориентации и содержание.
20. Мировоззрение как феномен, его структура и особая роль в духовно-практической жизни человека. Мировоззрение и личность. Формы общественного мировоззрения.
21. Философия - особого рода форма познания. Объект и предмет, круг традиционных проблем философии, ее место и роль в духовной культуре. Понятие философской культуры личности.
22. Понятие бытия в философии, его смысл и мировоззренческое значение, основные формы его проявления. Мир как Универсум, его антропологическая составляющая.
23. Материя, ее всеобщие свойства, формы и способы существования. Философия о материальном единстве мира.
24. Категории философии как выражение универсальных (всеобщих) связей бытия, их мировоззренческое и методологическое значение.
25. Диалектика как учение о развитии всего сущего, метод философского мышления. Диалектика и метафизика.
26. Философская антропология, ее объект, круг проблем и основные задачи. Образ человека в истории зарубежной и отечественной философской мысли (основные учения).
27. Человек как многомерная, развивающаяся целостность, его природа и сущность. Особая роль творческого начала в жизнедеятельности человека.
28. Феномены бытия человека в мире (свобода, творчество, труд, любовь, насилие, одиночество, страдание, смерть), их многообразие и единство.
29. Философия о свободе и несвободе человека, смысле его жизни и призвании. Смерть и бессмертие человека.
30. Аксиология как область философского знания, ее проблематика и важнейшие понятия. Особая роль духовных ценностей в жизни человека. Понятие идеала.
31. Место проблемы сознания в философии. Отражение как универсальное (всеобщее) свойство материального мира, формы его проявления.
32. Сознание - социальное явление, высшая форма отражения мира. Сознание и мозг человека, проблема искусственного интеллекта. Сознание и творчество.
33. Сущность познания. Развитие и направленность познавательного процесса, его взаимосвязь с практикой и жизненным опытом человека. Философия об истине.
34. Наука, ее признаки и особенности, социокультурная роль.
35. Общенаучные методы познания и формы существования научного знания. Понятие научной картины мира.
36. Вненаучное познание, его основные формы и их роль в духовном освоении мира человеком. Место философии в системе форм познания.
37. Понятие общества в социальной философии. Основные мировоззренческие позиции и методологические подходы в познании общества и его истории.
38. Философия истории: круг основных проблем. Источники и движущие силы, смысл и направленность исторического процесса.
39. Природные основы бытия. Современное общество
взаимоотношений. Понятие личности.
40.Культурные основания. Философия о культуре, ее сущности,
месте и роли в жизни человека и общества.
41.Общество как система. Материальное производство (общая
характеристика). Социокультурная сущность и роль труда.
42.Общество как система. Социальная сфера общественной жизни,
ее содержание и место в ней человека (общая характеристика).
Понятие классов (общественных).
43.Общество как система. Мир политической жизни человека (общая характеристика). Демократия как принцип и ценность 44.Общество как система. Общественное сознание и его основные
формы: (общая характеристика. Понятия духовной жизни и духовной культуры.
45.Особенности современного общества. Глобальные проблемы цивилизации, их истоки, формы проявления, выживания человечества.
10. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по «Основам философии». Вопросы к зачету:
1) Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры
2) Исторические типы мировоззрения
3) Мировоззрение: сущность и компоненты
4) Античная натурфилософия
5) Античная философия классического периода и эллинизм
6) Средневековая христианская философия
7) Философия эпохи Возрождения
8) Философия Нового времени
9) Немецкая классическая философия. Научно-философское учение И.Канта о происхождении Солнечной планеты и жизни.
10)Философское учение И. Канта о познании и этике.
11)Г. Гегель и законы диалектики
12)Философия XIX века. Марксистская философия
13)Русская философия: особенности учений западников и славянофилов
14) Русская философия в XX-XXI вв
15) Онтология: учение о бытии
16)Мифологическая и религиозная картины мира.
17)Научно-философская картина мира
18)Формирование понятия сознания и его структура
19)Гносеология: учение о познании. Чувственное и логическое познание
20)Проблема истины в философии
21)Философия техники и техносферы
22)Философия истории и науки 23)Философия социально-техногенного развития мира и жизни
24)Философская антропология
25)Философские проблемы антропосоциогенеза
26)Культура и цивилизация
27)Общество. Его структура
28)Марксистское понимание исторического общественного развития.
28)Западные теории индустриального и постиндустриального (информационного) развития общественного организма
29)Cоциально-техногенное развитие мира. Техногенное общество и цивилизация
30)Глобальные проблемы современности: сущность, особенности, причины, пути разрешения 31) Диалектика усложнения жизни и современного перехода жизни на нашей планете 32)Основные направления развития цивилизации и меры по формированию устойчивого развития общества и биосферной природы.
Критерии оценки
Зачтено
«Зачтено» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой.
не зачтено
«Не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.