Вопрос 1. Понятие бытия – одно из самых древних и содержательных в истории философской мысли. Оно возникло из стремления познать окружающий человека мир как предельно разнообразное и вместе с тем – единое целое. С его помощью познаются коренные характеристики мироздания. проблема бытия, его форм, общих характеристик и законов мироздания рассматривается в разделе под названием онтология.
Первые представления о бытии сформировались еще в древней философии. Так, греческий философ Парменид учил, что бытие – это сущее, а кроме него в действительности ничего больше нет. По убеждению Гераклита, все сущее в мире пронизано борьбой противоположных начал, их взаимодействием. Бытие изменчиво, динамично: «все течет, все изменяется». У Демокрита первоосновой бытия являются атомы, неделимые далее частицы. Кроме бытия, по его мысли, есть и небытие – пустое пространство как вместилище вещей. Платон выделил два рода бытия: материальное, то есть вещественное и идеальное, духовное. Мир идей, по Платону,- это подлинное бытие, вечноеное и неизменное. Мир же вещей представляет собой бытие неподлинное, преходящее. В средние века бытие рассматривалось как созданная Богом реальность. В эпоху же возрождения рассматривали бытие уже многие философы (Н.Кузанский и др.) преимущественно как физическую реальность. Г.Гегель же, подобно Платону, подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. В марксистской философии (К.Маркс) существенное внимание было уделено изучению материального бытия – материи, ее свойств и форм существования.
Поводя итоги, можно сказать, что большинство философов считает реально существующим не только окружающий мир, природу, человека, нои сознание, духовный мир человека и человечества. Итак, бытие – это философское понятие, которое обозначает реальное существование объекта как его основное свойство. Существует бесконечное многообразие материальных и нематериальных объектов, процессов и явлений природного, антропологического, социального и иного происхождения. Отсутствие же бытия обозначается понятиями «небытие», «ничто», «пустота».
Подчеркивая вопросы многообразия и единства мира, изучаемые философской онтологией, студенту следует понять не только сущность понятия «бытие», но и проникнуть в суть его основных его основных форм проявлений. Речь идет о: 1) бытии вещей, процессов и состояний природы (неживой и живой); 2) бытии человека; 3) бытии духовного; 4) бытии общества. Процесс познания бытия имеет свою историю, в ходе которой мы все глубже и глубже проникаем в существующую картину Вселенной, открывая все новые и новые формы бытия. В то же время в процессе современного взаимодействия общества и природы рождаются новые формы бытия, с которыми человечество не сталкивалось раньше: бытие искусственного мира, техносферное,географическое, биосферно-биологическое, техногенно-биологическое и социотехноприродное бытие. Конечно, формально эти формы бытия можно свести к бытию природы, но тогда теряется их своеобразие, которое появляется в процессах многогранного взаимодействия общества и природы. Следует также усвоить монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизацию бытия, а также понятия материального и идеального. Студенту следует также самостоятельно изучить понятие «субстанция», под которой принято понимать некоторую неизменную основу мироздания, а также разобраться в понятиях монизма, дуализма и плюрализма субстанций.
Вопрос 2. Философские представления о бытии конкретизируются с помощью понятия «материя». Уже в древней философии складывалась традиция воспринимать материальный мир как реальность, материальную в своей основе. Так сложился философский материализм,вкотором основным понятием является «материя» («вещь», «вещество»). Само понятие «материя» появилось впервые в трудах Аристотеля. Под материей он понимал бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. В эпоху Возрождения и Нового времени материя стала рассматриваться как совокупность физических тел, которые существуют по законам механики. На рубеже Х1Х-ХХ веков в естествознании произошла революция, в результате чего было доказано, что мир бесконечен и неисчерпаем в своих формах, свойствах и проявлениях. В 1908 г. В.И.Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» подчеркивает, что произошло новое открытие – открытие полей, которые представляют собой новый вид материи; материя (то есть вещество, к которому ранее сводили материю) не исчезает, а переходит из одного вида в другой. Он говорит также и о том, что в будущем могут быть открыты новые виды материи. В связи с этим он и дает философское понятие материи: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощуще- ниях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощу- щениями, существуя независимо от них». Говоря короче, материя есть собирательное понятие, то есть «объективная реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. Данное понятие является основополагающим в философском материализме как одного из центральных направлений в истории философии. Студенту, специальностью которого будет экология и природопользование, важно понимать, что без философского материализма не может быть верной ориентации в области защиты биосферной природы и самого человека. Важно также усвоить, что материя обладает рядом свойств и характеристик. Среди них – объективность существования, неисчерпаемость материального мира, бесконечность, отражение, структурность, целостность и иные. Особым свойством материального мира является движение,иначе – изменение вообще. Движение есть способ существования материи.
Философский материализм выделяет различные формы движения, которые представляют собой специфические типы взаимодействий и изменений в материальном мире. Ф.Энгельс в своей работе «Диалектика природы» предложил простейшую классификацию форм движения материи с учетом их конкретного материального носителя. Это – механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение. Современная философия и наука выделяют географическую, геологическую, космологическую и иные формы движения. В связи с бурной человеческой деятельностью, нарастающим воздействием общества на биосферную природу и формированием на основе научно-технической революции социально-техногенного мира и жизни на нашей планете можно выделить еще и такие формы движения материи: социоприродную, социотехноприродную, биосферно-биологическую, техногенно-биологическую, ноосферно-биологическую, техносферную,которые будут объяснены на занятиях со студентами.
Особое внимание студентов следует обратить на всеобщие формы существования материи – пространство и время, изучив самостоятельно этот вопрос по учебникам. Рассматривая вопрос о мифологической картине мира, следует обратить внимание на то, что мифопоэтическое сознание, воображение, олицетворение и одухотворение сил природы приводят к картине мира, которая заполнена чувственно-наглядными образами. Мифология сплачивала членов общины, укрепляла ее структуру, определяла ценностные ориентиры членов общины, влияла на их поведение, поскольку миф для первобытного человека – не вымысел и не сказка, а реальность, в которой он действовал, с которой он и взаимодействовал.
Религия появляется на более поздней стадии человеческого общества, а еще позднее складываются мировые религии: буддизм (VI – V вв. до н. э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н. э.). Полезно вспомнить работу И. Канта «Религия в пределах только разума», поразмышлять над выделенными Кантом этапами формирования религиозной картины мира.
Обратившись к изучению научной картины мира, надо вспомнить, что естествознание начало формироваться в XVII столетии, вспомнить те сведения, которые были получены на занятиях по концепциям современного естествознания, сосредоточившись на концепциях, касающихся возникновения Вселенной.
Знания концепциий современного естествознания помогут и в рассмотрении вопроса о современных представлениях о материи, ее видах и формах.
Опираясь на уже известные результаты исследований Ньютона, касающиеся понятия абсолютного пространства и времени, ознакомившись с трудами А. Пуанкаре и Г. Лоренца по теории относительности, можно будет сформулировать понятия пространства и времени как форм существования материи
В философском материализме рассматривается также идея материального единства мира.Мир, все его объекты, явления и процессы материальны, имеют единую материальную основу – субстанцию. Он имеет одни и те же всеобщие принципы, свойства, законы существования и развития. Идея единства мира обосновывается и естественными науками. Мы можем сделать выводы: мир единственный, единообразен и един.В то же время человеческое сознание устроено так, что способно воспринимать окружающий человека мир в единстве всех его сторон и проявлений. Человеческий разум способен схватывать картину мира, то есть его целостный образ, формирующийся на конкретных мировоззренческих основаниях – мифологических, религиозных, научных, научно-философских. Исторически сложилось несколько типов картин мира: мифологическая, религиозная, обыденная, научная, художественная, научно-философская, которые существенно отличаются друг от друга.
Рассматривая вопрос о мифологической картине мира, следует обратить внимание на то, что мифопоэтическое сознание, воображение, олицетворение и одухотворение сил природы приводят к картине мира, которая заполнена чувственно-наглядными образами. Мифология сплачивала членов общины, укрепляла ее структуру, определяла ценностные ориентиры членов общины, влияла на их поведение, поскольку миф для первобытного человека – не вымысел и не сказка, а реальность, в которой он действовал, с которой он и взаимодействовал.
Религия появляется на более поздней стадии человеческого общества, а еще позднее складываются мировые религии: буддизм (VI – V вв. до н. э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н. э.). Полезно также вспомнить работу И. Канта «Религия в пределах только разума», поразмышлять над выделенными Кантом этапами формирования религиозной картины мира. Обратившись к изучению научной картины мира, надо вспомнить, что естествознание начало формироваться в XVII столетии, вспомнить те сведения, которые были получены на занятиях по концепциям современного естествознания, сосредоточившись на концепциях, касающихся возникновения Вселенной. Знания концепциий современного естествознания помогут и в рассмотрении вопроса о современных представлениях о материи, ее видах и формах.
Ведя речь о научно-философской картине мира, философия пытается открыть и постигнуть его законы как некие объективные, устойчивые и повторяющиеся связи между объектами и процессами. В окружающем человека мире имеют место следующие законы:
1) всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах материальной действительности; они познаются философией
2) общие, присущие отдельным сферам мира (законы биосферы, законы общественной жизни и т.д.;
3) частные, существующие в отдельных объектах, или их совокупности (например, законы химических реакций).
Вопрос 3. Люди, обладающие разумом, мыслят в жизни простейшими и сложными понятиями, благодаря чему ориетируются в жизни. Понятие – это форма мысли, в которой отражены существенные свойства и признаки предметов, процессов, явлений. Наука и философия оперируют достаточно сложными специальными понятиями, и в этом студентам следует внимательно разобраться. С помощью «мира понятий» философ и ученый проникает в «мир сущностей». Философия не может обойтись без понятийного аппарата. Философские понятия выступают как важнейшие инструменты мысленного познания бытия, всей окружающей человека действительности. Философским понятиям свойственна высокая степень охвата действительности, глубина проникновения в сущность и содержание мира. Наиболее общие понятия философии и науки называют категориями.
Студенту необходимо усвоить, что они являются, во-первых, фундаментальными понятиями, поскольку на них опирается в конечном итоге весь познавательный процесс. Во-вторых, они применяются не только в философии, а во всех сферах научного познания, так как отражают наиболее существенные, необходимые свойства и всеобщие связи окружающего мира. В-третьих, категории философии являют предельный синтез разнообразных знаний о мире, поскольку философия обобщает весь познавательный опыт человечества. Категории философии – это ее всеобщие понятия, которые вместе с философией относятся к высшему уровню мысленного постижения мира.
Студенту рекомедуется познать природу ифункции философских понятий, их место в структуре философского и научного знания. Необходимо также внимательно разобраться с парными категориями философии как предельно общими понятиями, которые используются не только в философии, но и науке. Среди них – категории «содержание» и «форма», «сущность» и «явление», «единичное», «особенное» и «общее», «причина» и «следствие», «необходимость и «случайность». Следует поразмышлять о единстве философских категорий и их значении для развития науки и практики.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие цели преследует онтология?
2. Что такое субстанция и сколько субстанций выделялось?
3. Каковы принципы синергетической картины мира?
4. Как используется в философии понятие бытия?
5. Какие виды бытия выделяет философия?
6. Что понимается под материей разными философскими учениями?
7. Что означает материальное единство мира?
8. Каковы структурные уровни материи?
9. Почему уже не противопоставляются поле и вещество?