Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков.



4. Российская философия советского периода.

Вопрос1. Студентам рекомендуется ознакомиться с истоками и особенностями русской философии, которая имеет многогранное и гуманистическое содержание и является органической частью мировой духовной культуры. Ее социальные предпосылки уходят в эпоху расцвета Киевской Руси, принятия христианства, которое оказало существенное влияние как на культуру, так и философию. В последней выделяются следующие основные идейные потоки: историософский, религиозный, антропологический, нравственный, натурфилософский. Ранний период в русской философии – XI-XVII века. Студентам рекомендуется ознакомиться по учебникам с творчеством Илариона и Филофея, натурфилософскими идеями М.В.Ломоносова, социально-философскими идеями А.Н.Радищева.

Первым русским философом принято считать киевского митрополита Иллариона (Х1в.). Если Илларион рассматривал природу человека, подчеркивая ее нестойкость и греховность и для спасения человека требуется его обращение к Богу, то Нил Сорский(XVв.)проповедовал идею нравственного восхождения личности по ступеням собственного совершенства. В XIV-XVI веках (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключилась на осмысление социально-политической и историософской проблематики. Это особенно ярко проявилось в учении псковского монаха Филофеяо Москве как «Третьем Риме». По-Филофею, «Старый Рим», который был в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевания варварами. «Новый Рим» (Констан- тинополь) стал продолжителем этого учения, но и он погиб под ударами турецких завоевателей. Поэтому «Третьему Риму», как якобы истинному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Хотя в XI-XVII веках русская философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, но ее значение заключается, в частности, в том, что в этот период выделился ряд важных идейных потоков отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.

В XVIII веке – веке Просвещения, развивалась философская мысль и культура, науки и ремесла. Во многом это было обусловлено рефоматорской деятельностью Петра I, открывшего дорогу для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время был учрежден Московский университет, в котором был основан философский факультет. Под влиянием французских и немецких мыслителей философия все более и более стала обретать светский характер. Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления внес М.В.Ломоносов – ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного знания. С именем Ломоносова связывают формирование в России философии естествознания.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев – писатель, философ и просветитель. В опубликованной в 1790 г. книге «Путешествие из Петербурга в Москву» критиковал крепостничество, порабощение человека человеком. Самодержавие, по его мысли – царство роизвола. Радищев придерживался в основном материалистических взглядов. Природу он рассматривал как многообразие различных форм «телесности», т.е. материи, сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Она существует вне и независимо от человека, порождая в ходе эволюции все более развитые существа. Человек, «совершеннейшая из тварей, тоже представляет собой произведение природы. Основной же движущей силой общества является человеческий разум в его различных проявлениях – науке, искусстве, ремесле.

Вопрос 2. Классический период в истории русской философии (Х1Х в.) по праву называют «золотым веком», эпохой русского универсализма, т.е. многообразия. В центре внимания находились проблемы филосфии истории. На ней в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновывалась русская идея.Развиваясь, в значительной мере, внутри художественной литературы, «русская идея» указывала пути движения общества к своему социальному идеалу.

Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, который один из первых поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском нацио-нальном самосознании. Высоко оценивая вначале Западную цивилизацию, он затем начал критически к ней относиться, отмечая в ее социальном организме такие пороки, как эгоизм, жизнь по расчету, вражде-бность частных интересов и др. Достоинства же русского народа он видел в совестливости, солидарности, открытости и щедрости души. По его убеждению, призвание России в мире должно состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные проблемы человечества, при этом «дать миру какой-нибудь важный урок». Размышления Чаадаева об исторической судьбе России способствовали расколу общественной мысли Х1Х столетия и возникновению в ней двух противоположных течения – западничестваиславянофильства.

Поскольку эти два течения общественной мысли хорошо описаны в учебной и научно-популярной литературе, то студентам следует эти течения подробно изучить идеи славянофилов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковы и др.) и западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.) о путях развития России и ее социальном устройстве. Следует обратить внимание на то, что Герцен, будучи революционером-демократом, подчеркивал необходимость освобождения России от крепостничества и строить будущее России на основе крестьянского социализма.Будущее справедливоеобщество должно вобрать в себя традиции сельской общины с ее здоровой моралью и духом коллективизма.

В русской философии Х1Х в. существовали и другие идейные течения. Заметную роль среди них играл антропологический материализм Н.Г.Чернышевского.Человек является продуктом развития живой природы, представляет собой цельное существо, а целью его устремлений должно быть получение наслаждений, счастья. Но поскольку основным качеством человека является эгоизм, то Чернышевский в связи с эти разработал теорию «разумного эгоизма». То есть, с помощью разума человек должен приводить свои поступки в соответствие с потребностями общества.

Особую роль в общественной жизни играло народничество как политическое мировоззрение и движение. Студенту следует усвоить три его течения: анархистское (М.А.Бакунин), пропагандистское (П.Л.Лавров), заговорщическое (П.Н.Ткачев),ознакомившись с литературой. Самые же глубокие и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом (Г.В.Плеханов,В.И.Ленин),который и привел Россию к социализму, создав уникальную Советскую цивилизацию («сверхдержаву»). Среди других течений студентам следует познакомиться с такими: философией права (Б.Н.Чичерин), философией истории (Н.Я.Данилевский), естественно-научным материализмом (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.), философией консерватизма (К.Н.Леонтьев), почвенничеством (Ф.М.Достоевский), русским позитивизмом (Н.К.Михайловский), религиозной философией (В.С.Соловьев). В России развилось в конце XIX- начале XXв. и такое особое и уникальное в мире явление как русский космизм,представителями которого являются такие яркие мыслители как Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский.

Вопрос 3.Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв._ явление уникальное, являющееся продолжением развивающейся русской православной философии на протяжении почти тысячелетия Развития Руси. Она представляет собой синтез философской мысли и православной веры. Центральной ее фигурой в Х1Х в. был B.C. Соловьев, филосов, поэт и публицист. Исходной и основной идеей его философии является идея всеединства,или мировой целостности и гармонии.

Рассматривая онтологию В. С. Соловьева надо обратить внимание на то, что, по мысли философа, мировой космоэволюционный процесс проходит множество этапов, главными из которых являются следующие:

- космическая материя господствующим действием силы тяготения стягивается в великие космические тела – это эпоха звездная или астральная;

- эти тела становятся базисом для развития более сложных сил и вместе с тем конкретно расчленяются на сложную и гармоническую систему тел, каковой является наша Солнечная система;

- в пределах такой системы некоторый уже обособившийся член ее (какова наша Земля) становится материальным базисом жизни органической.

Через живой организм, по представлениям философа, происходит сближение мировой души с божественным началом. Через ряд ступеней образуется совершенная форма для божественной идеи - человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой этой идеи как начала внутреннего всеединства в форме сознания и свободной деятельности.

Необходимо разобраться в том, что идея единства у В. С. Соловьева сочетала в себе и онтологический, и гносеологический, и эстетический, и этический аспекты. Поэтому он пришел к новому пониманию взаимосвязи человека и природы, утверждая, что цель труда не есть использование ее для добывания вещей или денег, а совершенствование ее самой – оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного.

Исключительно важно понять идеи В. С. Соловьева о том, что смысл творчества заключается в оправдании добра, в нравственном освоении истории, утверждении высоких идеалов личности и творчества.

Следует также студенту получить целостное представление и первом профессиональном философе России – Н.А.Бердяеве. Вся философия его антропологична, поскольку ставит человека в центр своего внимания. Специалистам в области экологии очень важно усвоить его идеи о свободе, творчестве и смысле истории, о роли машинной техники в изменении мира, о пагубном воздействии индустриальной цивилизации на традиционную нравственность и гуманные отношения в обществе. Религиозное крыло философия русского космизма представлено трудами Н.Ф.Федорова

Вопрос 4.Российская философия советского периода существовала в условиях политико-идеологического антикапиталистического режима в стране и соответствующей ему демократии. Антикоммунисты называли такой режим тоталитарным, многие другие – либерально-диктаторским (Дж.Гэлбрейт). Перемены, которые произошли на пространстве СССР, привели к современному режиму, который можно назвать либерально-буржуазной демократией. Среди видных и оригинальных философов-материалистических диалектиков можно отметить в советской России М.Б.Митина, П.Ф.Юдина, Э.В.Ильенкова, В.Г.Афанасьева, А.М.Ковалева, А.В.Кутырева, В.С.Степина, И.Т.Фролова.Их философские концепции отражены в энциклопедических словарях и философских энциклопедиях, и студентам рекомендуется ознакомиться с ними. Следует обратить внимание студентов на то, что на смену единственной государственной философии диалектического и историче- ского материализма пришло немало иных, еще не оцененных по достоинству.

Вопросы для самоконтроля.

1. Когда возникла русская философия?

2. Что отличало русскую философию от европейской?

3. В чем состояла полемика славянофилов и западников?

4. Каковы были философские взгляды Ф.М.Достоевского?

5. Каковы основные идеи народничества?

6. К чему призывали сторонники почвенничества?

7. В чем состоял проект «общего дела»?

8. Когда в Россию проник марксизм?

9. В чем различие взглядов Г.В.Плеханова и В.И.Ленина?

4. Что такое «русская идея»?

6. Каковы основные философские идеи Л.Н.Толстого?

8.Чем вызвано создание В.С.Соловьевым философской системы?

Как понимал Соловьев всеединство?

9.Социально-философский смысл коммунистической идеи в России. 10. Какие концепции русских философов Вы знаете?




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.