Вопрос1. Студентам рекомендуется ознакомиться с истоками и особенностями русской философии, которая имеет многогранное и гуманистическое содержание и является органической частью мировой духовной культуры. Ее социальные предпосылки уходят в эпоху расцвета Киевской Руси, принятия христианства, которое оказало существенное влияние как на культуру, так и философию. В последней выделяются следующие основные идейные потоки: историософский, религиозный, антропологический, нравственный, натурфилософский. Ранний период в русской философии – XI-XVII века. Студентам рекомендуется ознакомиться по учебникам с творчеством Илариона и Филофея, натурфилософскими идеями М.В.Ломоносова, социально-философскими идеями А.Н.Радищева.
Первым русским философом принято считать киевского митрополита Иллариона (Х1в.). Если Илларион рассматривал природу человека, подчеркивая ее нестойкость и греховность и для спасения человека требуется его обращение к Богу, то Нил Сорский(XVв.)проповедовал идею нравственного восхождения личности по ступеням собственного совершенства. В XIV-XVI веках (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключилась на осмысление социально-политической и историософской проблематики. Это особенно ярко проявилось в учении псковского монаха Филофеяо Москве как «Третьем Риме». По-Филофею, «Старый Рим», который был в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевания варварами. «Новый Рим» (Констан- тинополь) стал продолжителем этого учения, но и он погиб под ударами турецких завоевателей. Поэтому «Третьему Риму», как якобы истинному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Хотя в XI-XVII веках русская философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, но ее значение заключается, в частности, в том, что в этот период выделился ряд важных идейных потоков отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.
В XVIII веке – веке Просвещения, развивалась философская мысль и культура, науки и ремесла. Во многом это было обусловлено рефоматорской деятельностью Петра I, открывшего дорогу для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время был учрежден Московский университет, в котором был основан философский факультет. Под влиянием французских и немецких мыслителей философия все более и более стала обретать светский характер. Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления внес М.В.Ломоносов – ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного знания. С именем Ломоносова связывают формирование в России философии естествознания.
Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев – писатель, философ и просветитель. В опубликованной в 1790 г. книге «Путешествие из Петербурга в Москву» критиковал крепостничество, порабощение человека человеком. Самодержавие, по его мысли – царство роизвола. Радищев придерживался в основном материалистических взглядов. Природу он рассматривал как многообразие различных форм «телесности», т.е. материи, сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Она существует вне и независимо от человека, порождая в ходе эволюции все более развитые существа. Человек, «совершеннейшая из тварей, тоже представляет собой произведение природы. Основной же движущей силой общества является человеческий разум в его различных проявлениях – науке, искусстве, ремесле.
Вопрос 2. Классический период в истории русской философии (Х1Х в.) по праву называют «золотым веком», эпохой русского универсализма, т.е. многообразия. В центре внимания находились проблемы филосфии истории. На ней в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновывалась русская идея.Развиваясь, в значительной мере, внутри художественной литературы, «русская идея» указывала пути движения общества к своему социальному идеалу.
Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, который один из первых поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском нацио-нальном самосознании. Высоко оценивая вначале Западную цивилизацию, он затем начал критически к ней относиться, отмечая в ее социальном организме такие пороки, как эгоизм, жизнь по расчету, вражде-бность частных интересов и др. Достоинства же русского народа он видел в совестливости, солидарности, открытости и щедрости души. По его убеждению, призвание России в мире должно состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные проблемы человечества, при этом «дать миру какой-нибудь важный урок». Размышления Чаадаева об исторической судьбе России способствовали расколу общественной мысли Х1Х столетия и возникновению в ней двух противоположных течения – западничестваиславянофильства.
Поскольку эти два течения общественной мысли хорошо описаны в учебной и научно-популярной литературе, то студентам следует эти течения подробно изучить идеи славянофилов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковы и др.) и западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.) о путях развития России и ее социальном устройстве. Следует обратить внимание на то, что Герцен, будучи революционером-демократом, подчеркивал необходимость освобождения России от крепостничества и строить будущее России на основе крестьянского социализма.Будущее справедливоеобщество должно вобрать в себя традиции сельской общины с ее здоровой моралью и духом коллективизма.
В русской философии Х1Х в. существовали и другие идейные течения. Заметную роль среди них играл антропологический материализм Н.Г.Чернышевского.Человек является продуктом развития живой природы, представляет собой цельное существо, а целью его устремлений должно быть получение наслаждений, счастья. Но поскольку основным качеством человека является эгоизм, то Чернышевский в связи с эти разработал теорию «разумного эгоизма». То есть, с помощью разума человек должен приводить свои поступки в соответствие с потребностями общества.
Особую роль в общественной жизни играло народничество как политическое мировоззрение и движение. Студенту следует усвоить три его течения: анархистское (М.А.Бакунин), пропагандистское (П.Л.Лавров), заговорщическое (П.Н.Ткачев),ознакомившись с литературой. Самые же глубокие и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом (Г.В.Плеханов,В.И.Ленин),который и привел Россию к социализму, создав уникальную Советскую цивилизацию («сверхдержаву»). Среди других течений студентам следует познакомиться с такими: философией права (Б.Н.Чичерин), философией истории (Н.Я.Данилевский), естественно-научным материализмом (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.), философией консерватизма (К.Н.Леонтьев), почвенничеством (Ф.М.Достоевский), русским позитивизмом (Н.К.Михайловский), религиозной философией (В.С.Соловьев). В России развилось в конце XIX- начале XXв. и такое особое и уникальное в мире явление как русский космизм,представителями которого являются такие яркие мыслители как Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский.
Вопрос 3.Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв._ явление уникальное, являющееся продолжением развивающейся русской православной философии на протяжении почти тысячелетия Развития Руси. Она представляет собой синтез философской мысли и православной веры. Центральной ее фигурой в Х1Х в. был B.C. Соловьев, филосов, поэт и публицист. Исходной и основной идеей его философии является идея всеединства,или мировой целостности и гармонии.
Рассматривая онтологию В. С. Соловьева надо обратить внимание на то, что, по мысли философа, мировой космоэволюционный процесс проходит множество этапов, главными из которых являются следующие:
- космическая материя господствующим действием силы тяготения стягивается в великие космические тела – это эпоха звездная или астральная;
- эти тела становятся базисом для развития более сложных сил и вместе с тем конкретно расчленяются на сложную и гармоническую систему тел, каковой является наша Солнечная система;
- в пределах такой системы некоторый уже обособившийся член ее (какова наша Земля) становится материальным базисом жизни органической.
Через живой организм, по представлениям философа, происходит сближение мировой души с божественным началом. Через ряд ступеней образуется совершенная форма для божественной идеи - человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой этой идеи как начала внутреннего всеединства в форме сознания и свободной деятельности.
Необходимо разобраться в том, что идея единства у В. С. Соловьева сочетала в себе и онтологический, и гносеологический, и эстетический, и этический аспекты. Поэтому он пришел к новому пониманию взаимосвязи человека и природы, утверждая, что цель труда не есть использование ее для добывания вещей или денег, а совершенствование ее самой – оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного.
Исключительно важно понять идеи В. С. Соловьева о том, что смысл творчества заключается в оправдании добра, в нравственном освоении истории, утверждении высоких идеалов личности и творчества.
Следует также студенту получить целостное представление и первом профессиональном философе России – Н.А.Бердяеве. Вся философия его антропологична, поскольку ставит человека в центр своего внимания. Специалистам в области экологии очень важно усвоить его идеи о свободе, творчестве и смысле истории, о роли машинной техники в изменении мира, о пагубном воздействии индустриальной цивилизации на традиционную нравственность и гуманные отношения в обществе. Религиозное крыло философия русского космизма представлено трудами Н.Ф.Федорова
Вопрос 4.Российская философия советского периода существовала в условиях политико-идеологического антикапиталистического режима в стране и соответствующей ему демократии. Антикоммунисты называли такой режим тоталитарным, многие другие – либерально-диктаторским (Дж.Гэлбрейт). Перемены, которые произошли на пространстве СССР, привели к современному режиму, который можно назвать либерально-буржуазной демократией. Среди видных и оригинальных философов-материалистических диалектиков можно отметить в советской России М.Б.Митина, П.Ф.Юдина, Э.В.Ильенкова, В.Г.Афанасьева, А.М.Ковалева, А.В.Кутырева, В.С.Степина, И.Т.Фролова.Их философские концепции отражены в энциклопедических словарях и философских энциклопедиях, и студентам рекомендуется ознакомиться с ними. Следует обратить внимание студентов на то, что на смену единственной государственной философии диалектического и историче- ского материализма пришло немало иных, еще не оцененных по достоинству.
Вопросы для самоконтроля.
1. Когда возникла русская философия?
2. Что отличало русскую философию от европейской?
3. В чем состояла полемика славянофилов и западников?
4. Каковы были философские взгляды Ф.М.Достоевского?
5. Каковы основные идеи народничества?
6. К чему призывали сторонники почвенничества?
7. В чем состоял проект «общего дела»?
8. Когда в Россию проник марксизм?
9. В чем различие взглядов Г.В.Плеханова и В.И.Ленина?
4. Что такое «русская идея»?
6. Каковы основные философские идеи Л.Н.Толстого?
8.Чем вызвано создание В.С.Соловьевым философской системы?
Как понимал Соловьев всеединство?
9.Социально-философский смысл коммунистической идеи в России. 10. Какие концепции русских философов Вы знаете?