Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Просветительство XVIIIв., его идейные основы.



Вопрос 1. Понятие «средневековье» впервые стали употреблять гуманисты во второй половине XV века и охватывает период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока – со времени падения Римской империи в V веке до начала эпохи Возрождения (XIV – XV вв.). Для студента важно усвоить, прежде всего понимание соотношения веры и разума в периоды апологетики, патристики и схоластики, учений реализма и номинализма в средневековой философии, философские взгляды Аврелия Августина Блаженного и Фомы Аквинского, а также формирование на основе учения последнего томизма.

Средневековая философия имеладва основных источника своего формирования: 1) древнегреческую философию,прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях, и 2) священные писания, повернувшие эту философию в русло христианства.

Студентам необходимо уяснить, что отличительной особенностью средневековья является рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти. В это время на смену языческим религиям многобожия (политеизму) приходят религии единобожия (монотеизма). Среди них – зарождаются и развиваются в первом тысячелетии нашей эры христианствои ислам.Христианство возникло в первом веке и распространилось среди народов Римской империи с центрами в Риме и Константинополе. Эта религия сформировала средневековое мировоззрение европейцев, которые по сути своей теоцентричнои опирается на два принципиальных положения: 1) идею творения, лежащую вонтологии христианской философии, и 2) идею откровения, составляющую в этой философии фундамент учения о познании.

Хотя период средневековья датируется V-ХV веками, начало средневековой философии относят к II веку – времени возникновения первых христианских доктрин. В течение средних веков различают периоды патристики (II-VIII века) и схоластики (ХI-ХIV вв.); между ними – «темные века», когда философская мысль замер

Обратившись к рассмотрениюфилософии средневековой Европы, надо выделить два важнейших периода – патристику и схоластику. Патристика(учение отцов церкви) постулирует превосходство веры над разумом, но, начиная с Августина Блаженного, пытается дать философское обоснование религиозных догматов, доказать, что подчинение светских властей церковному авторитету – гарантия гармоничного существования общества. Религиозное мировоззрение стало ведущей идеологической силой. Следует уяснить, что под воздействием христианской идеологии сформировалось искусство средневековой Европы и без учета этого воздействия невозможно понять особенности художественного мироощущения и мировосприятия.

Патристика – совокупность теологических, социальных и философских доктрин христианских мыслителей II-VIII веков. Среди них особое место занимают отцы церкви, которые славились как святой жизнью, так и строгой ортодоксальностью мнений. Им приходилось вырабатывать философскую терминологию, могущую адекватно отразить христианское учение.

Христианское мировоззрение, господствующее в Европе средневековья, резко отличалось от античного (так называемого языческого). Хотя христианство нельзя назвать философией, христианское видение мира и человека содержит ряд философских идей и служит основой философских систем. Формирование христианской философии происходило в полемике с ересями, ее результатом было формирование догматов. Основные положения философии патристики – это и основные положения христианского мировоззрения. Они таковы:

1.Теоцентризм – источником бытия считается Бог, он един, уникален, радикально отличен от всего (языческие боги – не более чем бессмертные люди со всеми их недостатками, подчиненные безличной судьбе; единый Бог – всемогущ и всеблаг, то есть обладает всеми мыслимыми совершенствами).

2. Креационизм – рядом с Богом нет никакого вечного «первоначала», все сотворено им, он – единственный источник бытия (мир сотворен Богом из ничего, его существование поддерживается Божественным всемогуществом, он подчиняется не безличным законам, а Божественной воле).

3. Человек – не микрокосм, а «образ и подобие Бога», которому указано «хранить и возделывать» мир; он создан особо, чтобы править миром. Он имеет смертное тело и бессмертную душу, которая обладает рядом Божественных свойств (способность различать добро и зло, разум, воля, свобода выбора).

4. Нынешнее состояние человека и мира (болезни, смерть, несчастья) – результат грехопадения первых людей, их неподчинения воле Бога; зло и смерть рождены грехом, а не Богом.

5. Главное для человека – спасение души. Если античная этика проповедует продолжение законов природы в человеческом обществе, то требования христианства кажутся неисполнимыми (если тебя ударят по одной щеке, подставь другую; благословляй проклинающего тебя и благотвори ненавидящему тебя). Но для спасения души не нужно быть совершенным: достаточно осознать свое несовершенство, увидеть грехи и раскаяться в них.

6. Догматизм– считали, что истина уже найдена (и содержится в Библии). Сомнение в ней невозможно, требуется только вера в то, что дано в догматах христианства. Если в античности вера – доразумный этап, свойственный некритически мыслящим людям, а мудрец все подвергает сомнению, то в христианском мировоззрении вера – основа, для ее поддержания требуются усилия воли, и в случае столкновения веры с разумом должен уступить разум, признав себя недостаточным.

7. Все люди равны перед Богом, а социальные различия не влияют на спасение и поэтому не играют важной роли.

Оригендал первый образец цельного христианского вероучения, но не во всем признанный церковью. По этой концепции, Бог как творец не может пребывать без творимого им мира; поэтому до сотворения нынешнего мироздания были другие – бесконечное число миров, сменяющих друг друга. Души людей творятся раньше тела и лишь затем вселяются в него – для очищения от греха; если человек не искупит своих грехов в мире, он снова родится в следующем, и так будет до тех пор, пока грехи не искупят все сотворенные. Ориген был уверен, что христианство – вершина античной философии, а в тексте Писания, хотя он и является истиной в конечной инстанции, кроме буквального смысла можно выделить этический и духовный.

Тертуллианвыступал против попыток разума постичь суть веры и сформулировал суть христианского мироощущения – о том, что душа человека «по природе христианка», то есть знание о Боге врождено душе, и цель веры – разбудить это знание.

Особое место занимают труды Августина Блаженного: он посвятил свои труды двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль – динамике человеческой души и динамике истории. Мировоззрение Августина теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог, сверхприродный и личный. Бог абсолютно всемогущ, а созданный им мир ограничен в пространстве и времени. По мнению Августина, все сущее – благо: Бог не творил зла, оно лишь недостаток или порча сотворенного. Причина появления греха – когда человек стремится к земному, предпочитая его небесному. Особый интерес представляет трактовка понятия времени: вопреки Оригену, Августин утверждал, что время есть мера движения и изменения, поэтому оно возникло лишь с началом мира. До этого царила вечность.

Августин провозглашает принципиальное равенство всех людей перед Богом – и невозможность равенства земного, социального. Он представил историю человечества как построение двух «градов» – царства зла и царства Божьего. Земное царство создается любовью человека к себе, доведенной до презрения к Богу; небесное – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Историю завершит «конец света», то есть крушение града земного и вечное водворение града небесного.

Августин утверждал, что главная из тайн – личность в ее уникальности и парадоксальности: «Я сам не знаю всего, что я есть». Он исследовал проблемы несовпадения воли и разума, вызывающего раскол внутреннего мира, раскрывал противоречивость и «темные бездны» души. Все, что может сделать человек – познавать свою душу: чем лучше он знает себя, тем ближе к Богу. Августин подчеркивает трудность самопознания, необходимость отречения от собственной воли и подчинения Богу. Человек занимает промежуточное место между высшим бытием Бога и чувственным миром (который он «поднимает» до себя). Но человек полностью зависит от Бога и посылаемой им благодати, без которой он не может преодолеть зло даже в своей душе. Бог посылает благодать одним людям (которых он по непостижимой причине предназначил к спасению) и не посылает ее другим (тем самым обрекая их на погибель). Человек находится в сложном положении: иногда он желает того, чего не может, и может то, чего не желает. Первородный грех вверг человеческую волю в рабство; грех не преодолим моралью. Даже когда разум указывает человеку на благо, воля может отвергать его; воля – источник зла. Поэтому высшая форма человеческой свободы есть свободное подчинение Богу. Свобода не произвол, а самоограничение, обращенность к Богу как высшему совершенству. Добродетельный человек, даже раб, свободен в душе; злой человек – раб своих пороков. Закон морали, по Августину, прост: «Люби и тогда делай, что хочешь».

Григорий Нисский считал, что мир был создан ради человека, назначение которого – связывать материальное с духовным. Как образ Бога, человек наделен разумом, бессмертной душой, свободой воли. Тело человека необходимо для его разумной жизни и преобразится после воскресения.

Развивался институт духовных наставников, под руководством которых проходило очищение от семи смертных грехов: чревоугодия, блуда, сребролюбия, печали, гнева, уныния, гордости. Христианские подвижники создавали духовные практики, направленные на достижение мистического богообщения: сначала нужно было принести покаяние в прошлых грехах, затем следовали борьба со страстями, непрерывная молитва, отречение от мира и обретение бесстрастия, очищение мысли и отречение от собственной воли (в послушании наставнику.

Главной целью философской мысли периода схоластики было создание всеобъемлющей системы рационального знания о Боге, мире и человеке. Для схоластики характерны поиск рационального выражения духовного опыта и уверенность в том, что это возможно – вера и разум гармонично сочетаются друг с другом. При этом, когда спорили о согласовании веры и разума, речь не шла о непосредственном исследовании природы – искали согласие с трудами античных философов. Альберт Великий изложил и прокомментировал с христианских позиций труды Аристотеля. По его мнению, первыми творениями были материя, время, эмпирей («небеса» или рай) и ангелы. Он сформулировал геоцентрическую систему мироздания как отвечающую текстам Откровения: в центре мира – Земля, затем по окружностям движутся планеты, внешние из небес – «сфера неподвижных звезд», эмпирей и обитель Бога. Таким образом, истина считалась уже найденной и содержащейся в трудах Платона и Аристотеля, с одной стороны, и в Священном Писании – с другой. Роль философа сводилась к выведению из нее всевозможных следствий при помощи логических приемов. Петр Дамиани выразил это с предельной ясностью: «Философия должна служить священному писанию, как служанка своей госпоже». «Отец схоластики» Ансельм Кентерберийский утверждал, что есть два источника знания – вера и разум. Разум может даже доказать бытие Бога (чем и занимались многие схоласты).

Одной из проблем схоластики было определение универсалий (общих понятий), выявление их сущности и связи с индивидами. Существуют ли они самостоятельно или только в мышлении человека? Телесны они или бестелесны? Обладают ли отдельным бытием или существуют в единичных вещах?

Основные ответы на эти вопросы таковы: реализм – универсалии существуют самостоятельно, общее предшествует существованию единичных вещей; номинализм – универсалии возникают только в человеческом уме в процессе познания; реальны лишь индивиды; концептуализм – общие понятия существуют в уме, но им соответствует нечто в вещах – не отдельное существо, а общая природа (идея единична в конкретных вещах и универсальна в интеллекте, универсалия – образ, извлекаемый мышлением из сходных по природе вещей).

Уильям Оккам призывал удалить понятия, не сводимые ни к интуиции, ни к опыту: нужно не формулировать всеобщие законы, а вероятностные гипотезы, основанные на опыте и обладающие силой предсказания. До сих пор используется логический прием, называемый «бритвой Оккама»: «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости. Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством малого». Эта «бритва» отсекает отвлеченные понятия.

Схоластика демонстрирует возникновение интереса к учениям древности, прежде всего, к учению Аристотеля. В связи с этим возникла дискуссия реалистов и номиналистов. Студентам следует разобраться в сущности споров.

Фома Аквинский систематизировал наследие схоластики и подвел итог попытке выработать вероучение в рациональной форме. Он считал, что вера и философия говорят одно, только философия дает знание несовершенное, а откровение – полно и самодостаточно. Поэтому вера должна не отвергать разум, а совершенствовать его. Фома Аквинский утверждал, что богословие и философия – самостоятельные науки, ибо их принципы различны: догматы веры носят сверхразумный характер, а философские принципы постижимы. Источник «истин разума» и «истин Откровения» один – Бог, поэтому противоречия между ними не может быть. Философия помогает богословию истолковать истины Откровения. Но в случае конфликта Откровение перевешивает доказательства: философия настолько ниже богословия, насколько разум человека ниже Божественного.

В Богетождественны сущее, благое и единое. Его свойства – вечность, простота, бестелесность, совпадение сущности и существования, всемогущество, всеблагость, всезнание.

Все, кроме Бога – первопричины сущего – состоит из формы и материи. Форма – «принцип порядка», цель вещи; материя – «слабейший вид бытия», восприемница формы. Общие понятия существуют тройным образом: до вещей (в Божествен. разуме), в вещах, после вещей (в разуме человека).

Фома Аквинский закончил формулировку христианского учения о человеке. Человек, по его учению, – соединение души и тела; душа есть двигатель тела и его форма, лишь через тело получающая свое завершение. Естественный моральный закон вложен Богом в сердца людей: все стремится к благу (неразумные существа – к личному, разумные – к Богу). Поэтому разум должен постоянно анализировать частные блага, пытаясь оценить, являются ли они ступенями к личному благу. Цель человеческой жизни – достижение блаженства через созерцание совершенства Бога; на этом пути человек приобретает интеллектуальные и нравственные добродетели. Фома Аквинский выделил семь добродетелей: четыре кардинальных (умеренность, мужество, справедливость, благоразумие) и три богословских (вера, надежда, любовь). Зло – это неподчинение Богу, потому грешит не тело, а душа. Любовь к Богу – средство достигнуть и нравственного совершенства, и высшего блага

Важно верно оценить значение учения о двойственной истине, а также осмыслить доктрину Фомы Аквинского, который подогнал философию Аристотеля под нужды католической церкви.

Изучая русскую средневековую философию, очень важно осознать, что важнейшие темы философии – место человека в мире, вопросы организации общества и т. д. – рассматривались русскими мыслителями под углом зрения патриотизма, задававшего этические и эстетические ценности русской культуры. Надо обратить внимание на «Слово о Законе и Благодати», в котором обсуждается место нашего народа в истории человечества. «Поучение» Владимира Мономаха дает представление о принципах отношений князя и народа, о ценностных ориентациях общества.

Вопрос 2. На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения.Возрождением (или ренессансом) называют переходный период от Средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (Италия: XIV – XVI вв.; другие европейские страны: XV – XVI вв.). В этот период Средневековье в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый, буржуазный строй еще не утвердился.

Студенту прежде всего необходимо усвоить основные положения философии Возрождения о человеке: основные идеи и их гуманистическое значение, антропоцентризм и культ уникальной индивидуальности в философии Возрождения. В эту эпоху важное значение приобретает пантеизм и студенту важно понять его мировоззренческое значение. В свою очередь творчество Н.Кузанского и Д.Бруно и в целом натурфилософские системы привели к созданию новой картины мира.

Этот период характеризуется становлением простого товарно-денежного хозяйства, возрастания социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, процветали торговля и банковское дело, появились мануфактуры. Это приводит к изменению духовной ситуации. Возникает городская светская культура, ее деятели – художники, писатели, философы – подвергают пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды Средневековья, хотя и полностью не порывают с ними. Большинство представителей светской культуры обращается к ценностям античной культуры.

Если средневековая культура устремлена к Богу, то новая – к человеку. В этой культуре закладываются принципы антропоцентризма, своеобразного воззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Развиваются представления о свободном и сильном человеке, его независимости, что порождало абсолютизацию индивидуализма и моральный нигилизм. Студентам следует обратить внимание на развитие гуманизма – и как мировоззрения, и как социально-политического движения, социальной практики в среде политики, новой морали практически во всех областях общественной жизни. Гуманизм и антропоцентризм неразрывно связаны с антиклерикальными настроениями,то есть направленными против привилегий церкви и духовенства.

В это период происходит дальнейшая секуляризация философии – освобождение от религиозного влияния на все сферы жизнедеятельности общества и личности, ограничение влияния религиозного сознания на философское мировоззрение. Философы этого периода убеждены в расцвете личности после такого освобождения человеческого сознания.

Рассмотрение философии эпохи Возрождениядолжно сформировать понимание того, что человек стал рассматриваться как творец, создающий мир вокруг себя, выступающий как скульптор собственной судьбы. Читая труды Н. Макиавелли («Государь»), надо обратить внимание, что философ вполне осознал, что история государств – это история борьбы классов, в центре этой борьбы – собственность, т. е. экономические интересы.

Усиливающийся интерес к природе, стремление к ее пониманию и усилению власти над ней привели к возникновению натурфилософских идей, развитию философии природы. Здесь следует обратить внимание на пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского, нашедшие свое выражение в космологии и натурфилософии. Среди исходных положений космологии Кузанского является утверждение, что Земля не является центром Вселенной, она имеет такую же природу, как и другие планеты, а также Солнце, и находится в постоянном движении. Он предвосхитил своей концепцией выводы Коперника, который, «сдвинув Землю, остановил Солнце» и ограничил Вселенную сферой неподвижных звезд. Идеи Кузанского оказали существенное влияние на Дж. Бруно, который, опираясь на идеи Кузанского, преодолел узость взглядов Коперника. Вот почему студентам полезно было бы познакомиться с биографиями и взглядами данных мыслителей.

Особое внимание в философии Николая Кузанского уделяется учению о человеке.Он отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека с натуралистических позиций. В то же время Кузанский обожествляет человека и высказывает мысль о творческой сущности человека. Подобно Богу, человек представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

Вопрос 3.В этом разделе студентам для лучшего понимания сегодняшних перемен в философии и науке, образе жизни людей важно усвоить влияние первой научной революции на философию и новых философских учений: Ф.Бэкона об индуктивном методе и идолах познания и Р.Декарта о дедуктивном методе, интеллектуальной интуиции и правилах для руководства ума, эмпиризма и рационализма в европейской философии XVII-XVIII веков, философии Б.Спинозы на и зменения в экономической и социальной жизни.

В конце XVI – начале XVII вв. в передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства, который в то же время является и промышленным. Разложение феодальных и зарождение капиталистических отношений изменяет и духовную жизнь общества. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникшее мировоззрение ориентируется на развитие наук о природе. И.Ньютон формирует очевидные законы классической механики, открывает закон Всемирного тяготения. У. Гарвей делает открытие кровообращения и исследует его роль. Значительный вклад в развитие механики, физики, математики вносят выдающиеся философы Р.Декарт и Г.Лейбниц.

Нетворческое отношение к открытиям в механике приводит к созданию механистического материализмас присущим ему метафизическим методомисследования окружающего мира.

Свою главную задачуфилософы и естествоиспытатели видят в увеличении власти человека над природой и совершенствовании самого человека.Бесплодная, схоластическая псевдонаука уступает место новой науке, опирающейся, прежде всего, на практику. Перед философией на одно из ведущих мест выдвинулась задача создания и обоснования методов научного познания. К разработке научного метода на основе наблюдения и понимания природы приступает Ф. Бэкон. В своем труде «Новый органон» он представил свои материалистические взгляды на природу и дал обстоятельное обоснование индуктивному методу и его роли в познании. В своем утопическом произведении «Новая Атлантида» он раскрывает важную роль науки и техники для развития производства, роста материального благосостояния и всестороннего развития общества. Высшей задачей познания Ф. Бэкон считал завоевание природы и совершенствование человеческой жизни. Знание становится силой, если оно опирается на исследование явлений природы.

Ф. Бэкон был родоначальником материализма Нового времени. В понимании материи он ушел дальше механицистов, писал о качественной разнородности материи, имеющей многообразные формы движения. Он придерживался идей вечности материи и движения. Хотя, по его мнению, природа познаваема, но на пути познания существуют трудности, препятствия, заблуждения человеческого разума.

Надо понять, что эмпиризм, основоположником которого был Бэкон, вовсе не отрицает рационального, разумного познания. Речь идет о том, как строить теорию, формировать научные знания. Бэкон полагал, что только те знания достоверны, которые подтверждены экспериментом. В связи с этим, студентам надо уяснить, что такое эксперимент, чем он отличается от наблюдения и житейского опыта. Методом познания, по мнению Бэкона, должен быть индуктивный метод: движение мысли, познания от частного - к общему. Интересной частью гносеологии Ф.Бэкона является учение об «идолах» познания. Надо понять смысл этого учения.

Обращение к философии младшего современника Ф. Бэкона – Рене Декарта необходимо для понимания многих проблем, ибо Декарт, будучи великим ученым-естествоиспытателем и математиком, открыл и новую страницу в философии. Надо запомнить, что онтологию Декарта составляет дуализм, т. е. учение о том, что две субстанции – материальная и духовная – существуют одновременно и соединяются в человеке. Атрибутом материи является протяженность (пространство), а атрибутом, неотъемлемым свойством, сознания является мышление.

Именно Декарт в наиболее яркой форме в Новое время выразил идеи рационализма. Важно понять смысл рационализма, который состоит вовсе не в отрицании ценности эксперимента. Как физик Р. Декарт ставил немало экспериментов. Рационалисты, и прежде всего Декарт, полагали, что научная теория должна строиться на основе некоторых основополагающих, фундаментальных принципов, из которых дедуктивным путем выводятся следствия. Представители эмпиризма считали, что если нет возможности экспериментально проверить гипотезу, то ее не надо рассматривать. Рационалисты свободно формулировали гипотезы, закрывая ими все «прорехи» в знании.

Следует обратить внимание на то, что Декарт ввел в науку идею развития, которая выразилась в математике введением понятия переменной величины, функции, а в философии он применил идею развития к построению космогонической модели.

Студентам рекомендуется также ознакомиться с эмпиризмом и рационализмом в европейской философии XVII – XVIII вв., с философским материализмом Б. Спинозы, с учением Дж. Локка о первичных и вторичных качествах, субъективным идеализмом Дж. Беркли, скептицизмом Д. Юма.

Вопрос 4. В значительной степени студенты смогут расширить свой кругозор, ознакомившись с философией Просвещения, с идеями общественного прогресса, правового общества, другими знаменитыми концепциями того времени. Сюда относится философия французских просветителей: о материи, человеке и обществе, концепция суверенной личности. Вера в человеческий разум и общественный прогресс во французском Просвещении приводит к разработке общественного идеала правового общества. вслед за французким развивается американское, английское, немецкое и русское Просвещение, в котором понимание сущность человека представляется продуктом воспитания и воздействия среды, в которой он живет.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Характеризуя европейскую философию Средних веков, Ф.Энгельс назвал ее «служанкой богословия». Какой смысл несет в себе это определение?

2.Какие древнегреческие философы были наиболее авторитетны для философов Средневековья?

3.Дайте характеристику двум периодам в развитии средневековой философии – патристике и схоластике.

4.Что собой представляет учение Фомы Аквинского? В каком обновленном виде существует это учение сейчас?

5.Какие качества в человеке философия Средних веков поощряла, а какие – порицала, осуждала?

6.Что собой представляет эпоха Возрождения и какие идеи и представления характерны в целом для картины мира, свойственной философии Возрождения?

7.В философии эпохи Возрождения человек стал рассматриваться как «человекобог», «малый Бог». Что здесь имеется в виду?

8.В чем проявился пантеизм как тип философствования? В чем его смысл и философское значение?

9.Какие новаторские натурфилософские идеи Вы можете отметить у Н.Кузанского?

10.Что собой представляют эпохи раннего Нового времени и Просвещения?

11. Каковы доводы Ф.Бэкона в защиту теории эмпиризма?

12. Каковы доводы Р.Декарта в защиту теории рационализма?

13. В чем состоят отличия сенсуализма от рационализма?

14.Какое значение Ф.Бэкон придавал науке в будущем?

15. В чем суть теории общественного договора?

16. Какие идеи преобладали в философии эпохи Просвещения?

17. Что такое концепция общественного прогресса?

18. Почему материализм эпохи Просвещения – механистический?




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.