Контроль и оценкарезультатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проверки домашних заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
-сформулировать представления об истине и смысле жизни.
текущий опрос, домашняя работа, зачет
Знания:
-роль философии в жизни человека и общества;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
-основы философского учения о бытии;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
-сущность процесса познания;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и окружающей среды;
текущий опрос, домашняя работа, зачет
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
текущий опрос, домашняя работа, зачет
Студенты после изученияучебной дисциплины «Основы философии» обязаны:
-изучить основные темы рекомендуемой основной литературы к курсу и использовать ее при ответах;
-усвоить полный объем программного материала;
При изучении курса используются текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных занятий в формах фронтального опроса, что служит основой для самоконтроля и проверки знаний.
Итоговый контроль предусмотрен в форме зачёта.
Ошибка! Ошибка связи.. Понятие искусственного интеллекта.
23.Сознание, самосознание и личность. Основные элементы сознания. Сознание и разум, диалектика их связи. Действительность, мышление, логика и язык.
24.Гносеология как традиционная область философского знания, круг ее основных проблем и понятий. Сущность познания. Агностицизм как философская позиция.
25.Движение, развитие и общая направленность познавательного процесса, его взаимосвязь с практикой и с жизненным опытом человека. Проблема истины в философии.
26.Вера и знание. Понимание и объяснение.Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
27.Наука, ее признаки и особенности, социальная роль. Общенаучные методы познания и формы существования научного знания. Критерии научности. Понятие научно-философской картины мира.
28. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Философия науки, техники и социально-техногенного развития современного мира.
29.Вненаучное познание, его основные формы и роль в духовном освоении мира человеком. Роль философии в системе форм познания.
30.Человек, общество и культура в их взаимосвязи и развитии. Основные ступени их восхождения: варварство, первобытность, цивилизованность.
31.Социальная философия, ее объект и предмет. Социальная философия и социология, их специфика и взаимосвязи.
32.Понятие общества в социальной философии. История философских учений об общественной жизни (общий обзор). Основания и признаки общественной жизни.
33.Общество как система. Материально-производственная сфера общественой жизни и ее развитие в истории человечества.
34.Сущность труда, его особая роль в жизни человеческого общества. Производительные силы и производственные отношения и их общая характеристика.
35. Социальная философия о способе производства материальных благ и способе производства общественной жизни, их характеристика.
36.Общество как система. Социальная сфера общественной жизни.
Человек в системе социальных связей. Социальные классы и слои, их взаимоотношения в истории общества.
37.Общество как система. Политическая сфера общественной жизни: политика, политическая система и политическая организация общества Их краткая характеристика.
38.Гражданское общество и государство. Демократия как принцип и ценность. Правовое и социальное государство. Конституционная цель движения России к социальному государству.
39.Общество как система. Общественное сознание, его уровни и
основные формы. Понятие духовной жизни общества.
40.Общество как система. Общество и природа в их взаимосвязи. Природная сущность первичных элементов общества.
41.Общество и биосфера. Особенности превращения общества в подсистему биосферы и формирование социоприродной системы в процессе перехода человечества к производящей экономике.
42.Экологическая проблематика современного общественного и природно-биосферного развития. Структура экологии. Экософия как философия экологии.
43.Философская антропология, ее объект и круг рассматриваемых проблем. Определение понятия человека в философии.
44.Теории происхождения человека. Ч.Дарвин и Ф.Энгельс о происхождении человека, особенности их концепций.
45.Современные теории трансформации биологических и социальных качеств человека в техногенную эпоху. Экотехногенная трансформация человека и его качеств. Формирование техногенных качеств человека.
46.Феномены бытия человека в мире (свобода, творчество, труд, насилие, одиночество, страдание, любовь, смерть), их разнообразие и единство.
47.Человек, личность, индивид, краткая характеристика понятий. Становление личности как проблема для человека.
48.Философия о свободе и несвободе человека. Формы проявления свободы и ее границы. Свобода и ответственность.
48.Человек и исторический процесс. Философия истории как область знаний о жизни общества, ее основная проблематика. Смысл человеческой истории и роль личности в ней.
49.Исторические концепции общественного развития: формационная, цивилизационная, индустриальная и постиндустриальная (информационная), постэкономическая. Краткая их характеристика.
50.Постиндустриальная (информационная) концепция общественного развития, подробная ее характеристика.
51Биосферные и постбиосферные, техногенно-общественные системы: 1)биосферные: собирательные и земледельческие; 2) техногенные: индустриально-техногенные, постиндустриально-техногенные (информационно-техногенные). Их характеристика.
52.Аксиология как область философского знания, ее основная проблематика и важнейшие понятия. Формы существования ценностей в
обществе. Особое значение духовных ценностей в жизни человека.
53.Ценности-антиценности современной информационно-техногенной цивилизации. Деградация биосферы и формирование техно-ноосферы.
54.Философская глобалистика. Глобальные процессы в современном мире: саентификация, индустриализация, урбанизация, техносферизация, антропо-техногенная деградация биосферы, экотехнологическая трансфомация человека, переход жизни от биосферно-биологической эволюции к эволюции социотехноприродной. Их характеристика.
55.Глобальные проблемы современности: социальные, антропо-природные, эволюции человека.
56.Основные закономерности и направления общественного и социотехноприродного развития. Сценарии будущего, их характеристика.