Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Философия Древнего мира



Вопросы темы:

1. Возникновение философского знания. Философская мысль в Китае.

2. Философская культура Древней Индии.

3. Древнегреческая философия, ее возникновение и становление.

 

Возникновение философского знания. Философская мысль в Китае. Даосизм и конфуцианство как основные течения древнекитайской философии. Принцип естественности/цзы жань/ и принцип недеяния /у вэй/ в свете современных проблем глобальной экологии. Ценностная направленность конфуцианской философии и естественная необходимость принципа духовно-нравственных норм поведения человека /у син/.

Философская культура Древней Индии. Ее особенности в ведическом, эпическом и классическом периодах. Важнейшее религиозно-философское учение – буддизм. «Четыре благородные истины» буддизма и ценности современного потребительского общества в свете глобальной экологии.

Древнегреческая философия, ее возникновение и становление. Космоцентризм ранней греческой философии. Философско-натуралистическое учение Фалеса. Атомистический материализм Демокрита и идеи детерминизма. Диалектика Гераклита. Классический период греческой философии. Сократ о самопознании человека и его «диалектический» метод. Мир идей и мир вещей Платона. Его учение о душе. Философская система Аристотеля. Создание Аристотелем логики и психологии.

Размышляя об основных философских проблемах, студенту следует уяснить, что для более глубокого понимания этих проблем необходимо обратиться к истории философии и ее взаимосвязей с наукой. Как известно, философия в свое время объединяла все практически все знания о мире и человеке, но постепенно от философии стали отходить развившиеся в ней научные знания, образуя отдельные науки. Философия их не отбрасывала как «чужие» области знания, а включала их и включает сейчас для более глубокого познания реальности, но не целиком, а их сущностно-содержательные выводы. Обращение к истории философии позволяет предвидеть будущее и земного мира, и человека, и характер эволюции Вселенной. Такое философское знание составляет основу и научного прогнозирования.

Вопрос 1-2. Когда возникла философия и в каком регионе мира это произошло? Ответы различны. Иногда родиной философии считают Азию – Индию, Китай, Вавилонию и относят ее рождение к началу I-го тысячелетия до н.э. Возникновение философии приписывают Древней Греции VII-V веков до н.э., которая положила начало европейской философии.

Обе точки зрения имеют свои доводы и своих сторонников. Возможно, причина разногласий – многозначность слова «философия»: называть ли так любые мировоззренческие поиски, попытки найти ответы на «вечные вопросы»? Или же называть философией попытки найти эти ответы с помощью разума, ответы обоснованные и систематизированные, полученные путем рационального поиска и собранные в единую систему?

Сторонники первой точки зрения указывают, что на Древнем Востоке попытки построения рациональной картины мира были соединены с остатками метода интуитивного постижения действительности, недостаточная строгость рассуждений компенсировалась указаниями на «озарение» или «просветление», достигнутое создателем учения: тем, кто не достиг той же стадии, предписывалось верить учителю. Лишь античная философия преодолела остатки некритического подхода к построению философских систем и перешла к полноте рационального обоснования объективно значимых принципов. Именно в трудах античных философов были поставлены и рассмотрены проблемы, получившие название философских; именно в них проявились методы, которые воспринимаются как философские.

Приступая к изучению философии Древнего мира, студенту следует прежде всего ознакомиться с философской культурой Китая и Индии, с их ценностными направлениями, которые позволяют более глубоко познать действительные общечеловеческие ценности, особенно происходящую в Европе деградацию духовно-нравственных норм поведения и утверждения так называемых «ценностей» современного потребительского общества. Студентам можно порекомендовать книгу: «Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3-х частях. Ч.1.- М.: ВЛАДОС, 1997. С.3-43.».

Знакомясь с философской мыслью в Китае, следует проработать такие учения как даосизм и конфуцианство - основные течения древнекитайской философии. Принцип естественности/цзы жань/ и принцип недеяния /у вэй/ следует рассмотреть в свете современных проблем глобальной экологии. Ценностная направленность конфуцианской философии и естественная необходимость принципа духовно-нравственных норм поведения человека /у син/ дает нам пищу для размышления над поведением людей в современную эпоху и искать пути укрепления нравственности и в нашей стране.

Философская культура Древней Индии для нас представляет интерес в ее ведическом, эпическом и классическом периодах, а также важнейшее религиозно-философское учение – буддизм. «Четыре благородные истины» буддизма следует сопоставить с ценностями современного потребительского общества в свете глобальной экологии

Родиной философии, видимо, является Греция: именно в этой стране в I-м тыс. до н.э. были поставлены основные философские вопросы и даны попытки их решения, – причем эти попытки до сих пор остаются образцом логического поиска и последовательного вывода мировоззрения из основных принципов; именно там и тогда появилось само слово «философия», получили имя основные разделы философского знания, сформулированы первые понятия и выработана передача полученных систем с помощью философских школ. Развитию науки и философии именно в древней Греции помогло то, что в течение многих веков в ней существовало то, о чем можно было лишь мечтать в деспотических государствах Востока – свобода мысли. Отсутствие единого централизованного государства и демократическое правление в большинстве городов делало невозможным внедрение единой обязательной идеологии; отсутствие религиозных догматов и касты жрецов, следивших за их нерушимостью, позволило высказывать любые концепции.

В VI в. до н.э. возникли одновременно наука и философия и долго оставались связанными друг с другом. Первые философы Греции (так назы ваемая Милетская школа, к которой причисляются Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) были и первыми учеными. Их внимание приковывал не внутренний мир человека, а явления природы: движение небесных тел, причины солнечных затмений, появление живых существ и многое другое. Ими были созданы первые немифологические картины мира. Они заложили основы европейской науки и, вместе с тем, поставили философский вопрос о первоначале, к которому можно свести многообразие предметов и явлений. Появилась онтология – раздел философии, чья цель – построить целостную картину мира

Первый из античных философов – Фалес (ок. 625- 547 до н.э.)– пришел к выводу, что все состоит из воды. За наивными словами скрывается большой научный шаг. Основой любой формы теоретического осмысления действительности служит попытка за бесконечным множеством предметов и явлений найти объединяющее их единство: общие свойства, связи, закономерности. При возникновении науки и философии это привело к попыткам определить, имеется ли за множеством вещей некое первоначало, которое ни от чего не зависит, но все зависит от него: найти его можно, отвлекаясь от конкретных характеристик вещей.

Сначала первоначало искали в природе: одна из стихий мыслилась основной. Фалес считал, что за многообразием вещей и процессов скрыто единое начало, и назвал его водой: все вещи возникают из воды, и, разрушаясь, превращаются в воду. Мы можем считать это предположение наивным, но главная заслуга Фалеса в том, что он первый попытался найти первоначало в природе, не прибегая к мифологическим образам богов и духов: он заговорил о единстве мироздания и попытался дать ему естественное объяснение. А то, что он не нашел для его обозначения иного слова, чем вода, отнесем на счет времени, когда еще не была создана научная терминология.

Далее первоначало искали другие представители милетской школы. Анаксимен считал первоначалом воздух: все остальное образуется путем его сгущения или разрежения. Приемник Фалеса Анаксимандр(ок.610 - 540 до н. э.) первым возвысилсядо оригинальной идеи бесконечности миров. Он принимает за основу неопределенную и бесконечную субстанцию и изобретает для нее термин «апейрон». Это – беспредельное, вечно движущееся первоначало: оно недоступно чувствам, но постижимо разумом, все созидает и движет. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало. Поскольку последнее бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии. Утверждение, что первоначало не имеет качественной определенности, было большим шагом вперед. Для Анаксимандра существует конечный космос и вне его – бесконечное пустое пространство. Множество миров то возникает, то гибнет. Люди возникли естественным путем, развившись из рыб; земля висит в пустоте из-за равновесия сил.

Третий представитель Милетской школы – Анаксимен (ок.585-525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Все вещи создаются путем сгущении и разрежения. Даже великий Кант уже после открытий Ньютона утверждал, что все планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы.

Что касается античной философии, то ее основы должны быть прочно усвоены, поскольку она в решающей степени определила развитие мировой науки и европейской культуры, а вместе с ними и российской культуры.

Основоположник европейской философии и естествознания Фалес поставил вопрос, определивший дальнейшее развитие науки: не имеет ли мироздание в целом одну первооснову? Из чего всё происходит и в чем всё гибнет?

Фалес пришёл к мысли о том, что первоосновой всего существующего является вода.И этот ответ не так уж наивен, как кажется на первый взгляд. Если вода переходит в любое другое вещество, но при этом остаётся первоосновой, инвариантом, то ясно, что речь идет не просто о чувственно воспринимаемом веществе, а об особом веществе, творящем все формы бытия.

В данном случае Фалес первым столкнулся с проблемой создания философского, и в то же время научного, языка. В те времена еще не было понятий для обозначения ни предметов, ни явлений, с которыми человек имеет дело в повседневной жизни, а тем более фиксирующих особые сущности, объекты научного исследования. Поэтому Фалес был вынужден пользоваться известными словами, но придавал им дополнительный смысл. Его «вода» во вселенной играет роль, сходную с той, которую обычная вода имеет в земной, а тем более живой природе.

Проблема первоосновы, поставленная Фалесом, в результате философских (учение Демокрита об атомах), а затем и естественнонаучных исканий привела к современной концепции элементарных частиц. Открываются все новые элементарные частицы, создаются новые гипотезы, даются новые ответы, но вопрос Фалеса продолжает жить, продолжает вести исследовательскую мысль к новым высотам.

Студентам необходимо обратить внимание на ещё один важный момент. Все наблюдения, все открытия, которые делались до Фалеса, не затрагивали мифологических представлений о мироздании, привычных людям того времени.Им жебыл сделан первый шаг по преодолению мифологических представлений, которые описывали, по сути, происхождение и существование вселенной.

При этом Фалес, обратившись к первоэлементу мироздания, из существования материального «первокирпичика» выводил существование всех вещей окружающего мира. Следовательно, идеи Фалеса были истоком материалистической традиции, считающей первичным материальное начало.

Кроме того, Фалесом была создана первая рационалистическая (ratio – разум) система устройства мира и - из единого начала, принципа, диктуемого разумом, строилась логическим путём система взглядов на строение вселенной.

Обратим внимание: философия, созданная Фалесом и его последователями, формировала представления и понятия об объективной реальности, о бытии, в основе которых лежали первоэлементы. Тем самым уже при своем возникновении философия выполняла онтологическую функцию (онтология – учение о бытии).

Следует также усвоить: формирование философии оказало сильнейшее, решающее воздействие на развитие знаний. Вся история науки – это история влияния философских идей на процесс исследования, включения философских размышлений в познавательные ситуации, в саму ткань науки. Для развития науки чрезвычайно важно, необходимо решение вопросов о возможности и границах познания, об истине и ее критериях. Именно античная философия строит теорию познания – гносеологию. Поэтому одной из фундаментальных функций философского знания следует считать гносеологическую функцию.

Кроме того, философия исследует необходимую для функционирования и развития науки проблему методов и способов получения знания, а значит, она выполняет методологическую функцию.

Пифагор (VI в. до н.э.) проблему первоначала (из чего всё?) решал иначе, чем милетцы. Его исходная позиция: «всё есть число». Он первым назвал философию этим именем. Он организовал школу, в которую ходили и женщины. Именно в числах пифагорийцы усматривали свойства и отношения, присущие гармонически сочетаниям сущего. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Все античные источники основателем первой философской школы называли Пифагора. Само слово «философия» создано им, а кроме слова, – первая философская школа, члены которой были связаны не только одним учением, но и образом жизни. Так философия приобрела еще одну роль – педагогическую. В школе Пифагора изучались, кроме собственно философских вопросов, также грамматика, геометрия, музыка.

Пифагор увидел законы природы в соотношениях чисел: «все есть число», для познания мира нужно найти эти числовые закономерности. По его мнению, поиск гармонии в мире и есть поиск управляющих им законов. Число – принцип порядка и ритма, поэтому «все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать». Итак, согласно Пифагору, силы, миром управляют не слепые непредсказуемые, азаконы, которые можно выразить численно. Утверждали, что именно Пифагор назвал мир космосом – единым упорядоченным целым, где все имеет свое место и свой смысл. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Все происходящее повторяется, а души вновь вселяются.

Затем возник вопрос о том, может ли человек раскрывать законы мироздания, находить истину и получать достоверное представление о внешнем мире. Так утверждалась гносеология – раздел философии, изучающий процесс познания. Элейская школа (Парменид, Зенон, Ксенофан) занялась освобождением разума от мифологической символики, поставив целью разработку философских понятий и методов исследования.

Заслугой элейской школы был и переход от поисков первоосновы в мире стихий к формулировке предельно абстрактных понятий бытия и небытия. Парменид утверждал, что бытие –то, что есть, а небытие – то, чего нет, и даже представить невозможно. Бытие едино и вечно, однородно и неизменимо, но в пространстве ограничено и имеет форму шара. Небытие отождествлялось с пустотой; элеаты утверждали, что его в природе нет. Итак, бытие – философская категория, обозначающая связь всего сущего. Бытие лишено всего, что относится к вещам и состояниям. Оно едино, неделимо, бесконечно. Но откуда тогда берется многообразие и изменение мира? Бытие – то, что существует вне возможных разделений и изменений. Но, поскольку все в нашем мире множественно и изменяемо, получилось, что бытие к нашему миру отношения не имеет. Так поиски первоначала привели к тому, что оно оттеснило реальность материального мира в область иллюзий.

Ксенофанвпервые поставил вопрос о возможности и границах познания и признал, что знание человека всегда субъективно и имеет вероятностный характер. Парменид разграничил мнение (основанное на чувственном восприятии) и истину (основанную на рациональном познании). Мнение лишь видимость истины; истинное знание дает лишь философия. В познании основная роль принадлежит разуму, роль чувств – подсобная. А поскольку (как говорилось выше) видимый мир есть изменение, а лишь завершенное и неизменное может быть познаваемо, истинное знание и истинное бытие непротиворечивы, а любое изменение противоречиво, значит, движение невозможно. Итак, вещи не всегда таковы, какими кажутся; мудрец способен отличить кажущееся от реального. Познающий человек имеет право на предположения и обобщения, не сводящиеся к чувственному опыту; истинность подобных теорий можно доказать логически.

Рассматривая древнегреческую философию, следует обратить внимание на учение Гераклита(ок. 530-470 до н. э.), который продолжил размышления, касающиеся движения, возникновения и уничтожения всех объектов окружающего мира. При этом он сумел не просто признать движение, его всеобщность, но довёл понимание до вскрытия внутренней противоречивости, до характеристики движения как единства противоположностей. Именно в учении о единстве противоположностей и проявилось глубокое понимание Гераклитом проблемы единства бытия.

Концепция, согласно которой существует всеобщая связь объектов и явлений, а источник развития, движения, изменения находится в самих вещах и процессах, во взаимодействии, «борьбе» противоположностей, содержащихся в этих объектах и процессах, называется диалектикой.

Метод познания, который вскрывает существующие противоречия, исследует противоположности, является диалектическим. Гераклит стал основоположником такого подхода к пониманию сущности и развития бытия.

Развитие науки в значительной степени обязано своими успехами ещё одной философской концепции, которая была развита в древнегреческой философии. Речь идет об атомизме,разработанномДемокритом, который считал, что начала и основа всего – атомы, т. е. неделимые, не разделяемые на части элементы. Они характеризуются так:1) атомы существуют вечно; 2) они неделимы; 3) они невидимы, поэтому постигаются только мыслью; 4) бесчисленны; 5) отличаются друг от друга формой, величиной; 6) пребывают в непрерывном и самопроизвольном движении; 7) группируясь различным образом, производят всё многообразие вещей; 8) атомы никогда не возникают и не погибают; 9) атомы имеют своей противоположностью пустоту, которая существует объективно, являясь при этом беспредельной, неоформленной, неподвижной; это – пространство в понимании Демокрита.

Обратим внимание: концепция Демокрита объясняла единство мира (всё состоит из атомов) и многообразие мира (атомы соединяются различным образом). Из свойств атомов выводились следствия: вселенная бесконечна, в бесконечном пространстве одновременно существует бесконечное множество миров.

Важно подчеркнуть, что современное представление о делимости атомов никоим образом не отрицает воззрений Демокрита, поскольку он говорил не о тех объектах, которые мы называем атомами, а о первоэлементах, далее неделимых частицах вещества. В современной физике эту роль выполняют кварки.

Стоит упомянуть и космогоническую концепцию Эмпедокла. Как и многие предшественники, он считал, что бытие не должно знать гибели и возникновения. Для обоснования движения и развития Эмпедокл выдвинул предположение о том, что первоначало не одно: существуют четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь), которые не изменяются и не превращаются друг в друга. Их количество сохраняется неизменным, но в каждой вещи эти начала смешаны в различных пропорциях. Кроме элементов, Эмпедокл выделил две силы – Любовь и Вражду. Поскольку проявление Любви – притяжение частиц друг к другу, а действие Вражды – их разделение, мы можем назвать эти силы современными терминами – притяжение и отталкивание. Силы то ослабевают, то усиливаются, что и создает бесконечно повторяющиеся циклы эволюции космоса.

Возникающие и выделяющиеся из философии науки становились самостоятельными, а философия начала осуществлять поворот к человеку. Еще Демокрит, говоря о человеке, употребил слово микрокосм – «маленький космос». Демокрит называл наивысшей добродетелью безмятежную мудрость, когда человек не подвержен действию страстей. Он говорил, что существует борьба между душой и телом: желания нужно обуздывать, причем делать это не из страха наказания, а из желания прийти к гармонии души, которая сама по себе – награда.

Школа софистов обратила внимание на осмысление сущности человека и общества. Ими были поставлены вопросы социальной философии и этики. Именно софисты первыми стали обучать философии всех желающих, за деньги; именно они, развивая искусство диспута, похвалялись умением убедительно доказать любой тезис. Именно благодаря софистам философия из занятия удалившихся от мира мудрецов превратилась в форму интеллектуальной деятельности, знание которой считалось необходимым для любого образованного человека; а главное – в центре их внимания впервые оказались не проблемы космоса, а человек, общество, культура. Отвержение традиционных взглядов и принцип свободного анализа любой проблемы имели большое значение, несмотря на злоупотребления этой свободой.

Древнегреческая философия не замыкалась на размышлениях о сущности мироздания. Важное место в ней, благодаря деятельности Сократа, стало познание смысла жизни, места человека в мире. В поле зрения философов вошли исследования проблем моральных качеств человека. При изучении этических воззрений Сократа надо не упустить из виду его понимание гражданских добродетелей, прав и обязанностей истинного гражданина, представление об ответственности человека перед собой и миром за свои деяния.

Студентам рекомендуется самостоятельно изучить философские идеи Сократа, обратив особое внимание на то, что он разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Последнюю он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога и уточнения содержания понятия.

Начиная с Сократа философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, его внутреннего мира (души), смысла жизни, свободы и счастья. Идеями Сократа (учителя Платона) был заложен антропологический переворот, то есть переориентация философии с темы природы на тему человека – живого, познающего и ищущего себя в окружающем мире, обладающего сложным духовным миром («душой»). Человек рассматривался как «микрокосм», существо общественное и нравственное. Чтобы верно ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познать мир и самого себя. Для верной ориентации в мире человек должен мыслить – в этом его сущность. С помощью мышления достигается свобода, власть над своими страстями и иными чувственными порывами.

 

В древнегреческой философии сформировался не только материализм, т. е. учение, в соответствии с которым в основе мироздания находится материальное первоначало, но и идеализм, считающий, что определяющей силой бытия являются идеи. Последние существуют прежде материальных вещей и, действуя подобно лучам солнца на косную материю, вызывают к жизни материальные предметы. Идеи, в соответствии с идеализмом, первичны. Именно ученик Сократа великий философ Платонсо всей полнотой и ясностью выразил эту философскую позицию, которая называется объективным идеализмом. . Итак, в первые полтора столетия существования античной философии были поставлены ее основные проблемы и намечены пути их решения. Философия вместила все виды интеллектуальной деятельности и результаты дофилософской мудрости, придав им логическую форму; в рамках философских школ развивались наука и образование. Два великих философа подвели итог греческой мысли, их идеи до сих пор служат образцами философского мышления. Это Платон и Аристотель, авторы первых из дошедших до нас законченных философских систем, построенные по строго логическому принципу: из нескольких мировоззренческих положений выводили конкретные следствия, охватывающие многие области – от онтологии до морали.

Для Платона истинное бытие – вечно, неизменно, недоступно для чувств; существует четкое различие между бытием и реальными вещами – одно всегда существует и никогда не изменяется, другие всегда изменяются и никогда не существуют. А если так, существует два мира: мир невидимых, вечных, неизменных сущностей – идей, и мир чувственно воспринимаемых вещей. Отдельные предметы создаются и разрушаются, а их идея пребудет вечно. Идеи не мысли, а реальные сущности, хотя и нефизические; они – причины материального мира, но не изменяются. Свести многообразие вещей к идее – вот путь преодоления неисчерпаемости чувственного мира. Существует связь между идеей и множеством ее материальных проявлений (некоторого класса вещей): она – их образец, причина и цель. Кроме того, существуют идеи моральных ценностей, математических символов и других отвлеченных понятий. Идеи создают вещи из бесформенной и неопределенной материи, которая существует в вечном хаотическом движении

С онтологией, т. е. с учением о бытии, тесно связана гносеология, т. е. учение о познании, сформулированное Платоном. В теории познания великого философа существенную роль играет концепция знания как воспоминания, ярко и интересно изложенная в диалоге «Менон». Ознакомившись с этим произведением, студенты должны иметь в виду, что в своей теории познания как воспоминания Платонвыделил весьма существенную особенность познания – активность разума, указав на то, что, отвечая на вопросы, человек сам находит ответы.

Студенты должны обратить внимание на великие произведения Платона «Государство», «Законы», «Политик», «Критий». Следует понять, какие достоинства и недостатки имеют выделенные Платоном формы правления, уяснить неизбежность смены одних типов правления другими, разобраться в закономерностях развития общества, обнаруженных Платоном. Великий философ ясно и выразительно написал о разделении труда, указывал на значение экономических интересов в процессе перехода к иному общественному состоянию, т. е. подчеркивал роль экономического базиса общества.

Говоря о том, что в каждом государстве имеется два государства – богатых и бедных, что они враждуют, Платон впервые в истории человеческой мысли обратил внимание на классовую борьбу и связал с её развитием изменения, происходящие в обществе. Недаром известный философ ХХ века К. Поппер видит прямую связь взглядов Платона на процессы, протекающие в обществе, с идеями К. Маркса. Поппер даже считает, что утверждения марксизма: «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», «экономическое бытие определяет общественное сознание», - можно было бы полагать тезисами, характеризующими учение Платона об обществе.

Вряд ли стоит так прямолинейно связывать воззрения Платона с воззрением К. Маркса, но необходимо осознавать, что в европейской философии ряд идей, касающихся существования и развития общества, появились ещё в Древней Греции. Меняя форму, они прошли через века и страны, стали важнейшими элементами философских и политических концепций. По-видимому, это объясняется тем, что древнегреческими мыслителями были отмечены фундаментальные инвариантные характеристики человеческого бытия.

Следует также взять на заметку студентам и то, что Платон не только проанализировал возможные формы правления, но и предложил детально продуманный проект идеального государства. Многие его рассуждения, касающиеся такого государства, весьма проницательны, другие – утопичны. Стоит поразмышлять над тем, как Платон предлагал избавиться от коррупции, обратить внимание на то, какой социальный слой в идеальном государстве Платона имел право на частную собственность. Необходимо уяснить, почему уже много столетий разные мыслители полагают, что идеальное государство Платона – это выдающийся проект, великое творение человеческого духа, интеллектуальное достояние всего человечества. Полезно также обратить особое внимание на учение об обществе, государстве, о политике великого греческого философа.

Величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него, был Аристотель. Высоко отзываясь о своем учителе Платоне, но критически оценивая предшествовавшие философские взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которыми понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственно воспринимаемый мир является первичной непротиворечивой и неизменной реальностью, природой, которая ничем не определена.

Материя, считает Аристотель, есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия. Однако она пассивна и бесформенна, она лишь материал для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Движущая причина (движение) проходит путь от материи вообще к конкретной материи. Если материя вообще есть возможность бытия, «бытие как потенция», то человек всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, с реальной действительностью. Конкретность вещи придает форма, благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Иными словами, форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. В отличие от Платона, у Аристотеля сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вместе с тем наряду с «материей вообще» у него существует и «форма вообще» – то есть Бог.

Студентам рекомендуется также ознакомиться с теориями познания, диалектики, человека, государства Аристотеля.

Желательно познакомиться с принципами философии скептицизма, эпикуреизма, стоицизма в эпохуэллинизма, чтобы иметь общее представление об особенностях данных философских учений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает термин «философия» и кто первым ввел это понятие?

2. Что являлось объектом изучения у первых мыслителей Античности?

3. Назовите видных философов Древней Греции, принимавших за основу содержания мира стихии?

4.Чем отличалось учение Демокрита от более ранних стихийных материалистов?

5.Какой поворот в истории философии осуществил Сократ?

6.Кто из античных философов был материалистическим диалектиком, а кто – идеалистическим?

7. В чем основное различие систем Платона и Аристотеля?

8. Чем идея (по Платону) отличается от формы (по Аристотелю)?

9. На каком принципе основано «идеальное государство» Платона?

10. Какие типы государства выделил Аристотель?

11. Чем философы, согласно Платону, отличаются от других людей?

12. Какие философские школы существовали в период эллинизма?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.