Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Предмет и структура философского знания



Вопросы темы:

1.Философия как форма познания человеком мира, ее объект и предмет

2.Философия и мировоззрение, его структура и роль в жизни человека и человечества.

3.Особенности философского знания и его функции.

4.Место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества.

Вопрос 1.Человечество начинает активно осваивать мир примерно 10-12 тыс. лет назад с зарождения земледелия как первого типа производительного хозяйства (экономики), приходящего на смену присваивающему хозяйству. Но это освоения мира шло на основе практического познания с целью удовлетворения насущных человеческих нужд и развивающихся социально-культурных потребностей. Философская же форма освоения и понимания человеческим разумом мира начинает вызревать на более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития – в VII-VIII вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Египте, Древней Греции.

Философия зародилась примерно 2,5 тыс. лет назад в различных регионах мира, а ее расцвет произошел в Древней Греции в городах-полисах, а само географическое положение и благоприятная для расцвета жизни средиземная природа способствовали ее распространению в странах Средиземноморья. Среди первых греческих философов были Фалес, Гераклит, Пифагор. Они впервые и начали употреблять термин «философия», обозначающий «любовь к мудрости». Появление философского (а также и научного) знания определялось не только потребностью преодолеть мифологическую (и даже религиозную) картину мира, построенную на стихийном отражении нашим сознанием явлений, но и проникнуть вглубь явлений, их сущность, и на основе логической аргументации создать рациональную картину мира. Эмоционально-образные предсталения о мире мешали объективно решать уже многие практические задачи общественно развития. В становлении философии в античном обществе особенно большую роль сыграл великий культурный переворот в Древней Греции в VIII-V веках до н.э. Он был связан в первую очередь с развитием полисной демократии, приоткрывавшей возможность для свободного мышления. С появлением в античном обществе (Греция, Рим) слоя свободных граждан, многие из которых выполняли и функции интеллектуального труда (научное познание, искусство, религиозный культ и т.п.), растет потребность в точных и в целом объективных знаниях. Появление научного знания приводит к оформлению теоретико-познавательного отношения человека к миру. И философия в течение многих столетий развивалась вместе и даже в соединении с естественно-научным знанием, она все больше и больше в решении мировоззренческих проблем опиралась на обобщения научных знаний и всего человеческого опыта познания мира, включая и многие другие стороны жизнедеятельности человека.

Философия – это духовная форма освоения действительности, стремящаяся к построению рационально обоснованной системы, объединяющей общие принципы бытия и познания и содержащей всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия многогранна, она исследует и наиболее общие формы бытия, и отношение человека к миру, и культурно-исторические ценности. Цель философии – рациональное, логическое объяснение действительности (а не с помощью эмоциональных символов, что характерно для искусства). Она удовлетворяет потребности человека рационально сформулировать понимание мира.

Весьма сложным вопросом является вопрос о том, является философия наукой или нет. Поскольку философия опирается все более на научные знания, то ряд философов относят ее к науке. Хотя между философией и научными знаниями существуют значительные различия, не позволяющие ее поставить в один ряд с другими науками. Науки своими объектами исследования выбирают определенные «части» мира – отдельные объекты, родственные процессы и явления и изучают законы их существования и развития, сущностные и содержательные их стороны, что составляет предмет науки. Философия же в системе «человек-мир» изучает всеобщее. То есть объектом философии являются мир как целое, человек и их взаимоотношения, а предметом философии – всеобщее в этой системе, включая сущностные и содержательные стороны: всеобщие принципы их существования, всеобщие законы развития, всеобщие формы познания и многое другое. Но центральная проблема философии – сам человек, его сущность, отношение к миру, смысл его жизни. Все философские исследования проводятся с целью не просто описать и объяснить мир, но и показать человеку, как ему в этом мире провести достойную и счастливую жизнь. Поэтому философы дают и другие определения философии.

По словам И.Канта, «философия есть наука о последних целях человеческого разума» и «об отношении всякого знания к конечной цели человеческого разума». Г.Гегель считал, что философия – в мыслях схваченная эпоха. По-видимому, было бы лучше сказать, что философия – в мыслях схваченный мир. Х.Ортега-и-Гассет писал: «В отличие от ученого философ не знает, каков предмет философии… Философия – синоним теоретического героизма». Задача философии, с точки зрения В.С.Соловьева, «не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство» Поэтому «на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком». В.С.Библер считает целью философии «индивидуальное обоснование всеобщих начал мышления». Философ, по его словам, – «человек, стремящийся мыслить изначально, как будто он – первый мыслящий» и «сомневающийся там, где сомневаться невозможно и запрещено». Поэтому к философствованию способны немногие.

Расходятся во мнениях и видные современные философы. Так, В.А.Лекторский считает, что «философия сегодня – это способ критического анализа, осмысления наиболее значимых, универсальных процессов и проблем, от которых зависит развитие современной цивилизации» Н.Н.Моисеев считал, что философия начинает выполнять «цементирующие функции, превращая разрозненные знания о человеческой природе… в некую метанауку о месте, целях, возможностях бытия Человека как органической части Универсума». Р.Рорти подчеркивает, что «философ полезен… когда язык прошлого пришел в конконфликт с потребностями будущего». Смысл философского исследования, как подчеркивает В.С.Степин, всегда состоял в том, чтобы не только прояснить те мировоззренческие структуры, которые определяют образ мира…, но и предложить возможные варианты новых жизненных смыслов и новых ценностей. Решая эти проблемы, философия выступает, с одной стороны, как критическое осмысление глубинных оснований культуры…, а с другой, как проект ее возможных изменений». По словам А.Н. Чанышева, «философия есть попытка разгадать тайны бытия и небытия интеллектуальными средствами».

В своих размышлениях и познании мира философия опирается не только на научные, но и многие ненаучные знания о мире и человеке, на социальный опыт человеческой жизнедеятельности, на выработанные человечеством социокультурные ценности. Именно это позволяет философии на основе межпредметных и транспредметных исследований создать обобщенную картину развивающихся мира и человека, предвидеть перспективы взаимосвязанного развития человечества и планеты Земля, общества и биосферы. Также как философия не может успешно развиваться и быть полезной для человечества без развития науки, так и наука не способна определять многие направления своего развития. Научные исследования, направленные в своей основе на удовлетворение потребностей, интересов и прихотей людей и игнорирующие интересы биосферной жизни, например, привели к тому, что уже в первой половине 3-го тысячелетия может быть уничтожена биосфера с перспективами формирования весьма сложной и нелегкой постбиосферной, искусственной жизни.

По мере развития философии сложилась целая система философских дисциплин. В настоящее время она такова:

1. Онтология (учение о бытии) рассматривает вопрос о мире в целом; ее цель – создание картины мира, поиск единства вещей, спрятанного за их многообразием, отыскание их внутренних связей, их скрытой сущности.

2. Гносеология (учение о познании) рассматривает особенности процесса познания: способен ли человек познавать внешний мир, не искажая? как исключить субъективные искажения? каковы критерии истины как соответствия наших знаний о вещах самим вещам?

3. Философская антропология– центральная область философии, учение об универсальных характеристиках человека, его происхождении и развитии как биосоциального существа, осмысление основных проблем его бытия.

4. Социальная философия изучает наиболее общие характеристики общественной жизни, взаимосвязи общества и мира, пытается выявить ее закономерности, осмыслить исторический процесс.

5. Этика,как учение о нравственности и морали,рассуждает о свободе воли, о добре и зле, анализирует и пытается обосновать гуманные моральные нормы.

6. Эстетика– учение о прекрасном, стремится осмыслить его значение и его проявления в жизни и искусстве.

7. История философии – изучает творчество мыслителей прошлого, прослеживает изменение и уточнение предмета философии, проводит анализ философских концепций по мере развития человечества и причины их появлений и изменений и т.п.

Иногда выделяют и другие философские дисциплины – философию истории, философию техники, философию культуры и так далее. Но все они появились сравнительно недавно и остаются связанными с традиционными дисциплинами. Одной из последних дисциплин можно назвать философию социально-техногенного развития мира, анализирующую причины смены эволюции земного мира на планете с биосферно-биологческой на социотехноприродную.

При изучении данной темы следует обратить внимание, что философия выступает самостоятельной исторической формой общественного сознания, преодолевающей и мифологическое и религиозное сознание. В отличие от них философия опирается на конкретное знание о мире и человеке, все более и более преодолевая «фантастическое» в их понимании и тем самым, создавая общие и все более и более реальные представления о бытии.

Вопрос 2.В связи с этим необходимо внимательно разобраться, что собой представляет мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос об отношении человека и мира. Человек, как существо деятельное и мыслящее, благодаря чему он удовлетворяет свои потребности, нкждается всегда в определенности своих мыслей и замысов. Без этого он не сможет ориентироваться в окружающем мире и удовлетворять свои потребности, добиваться поставленных целей. В связи с этим и в ходе процесса социализации в целом он формирует собственное мировоззрение, хотя и специально этим не занимается.

Мировоззрение – это система знаний и понимания человеком окружающего его мира, своего места в нем, на основе чего определяется отношение человека к миру, принципы жизнедеятельности, цели своей жизни и активности в ней. Иногда это выражается кратко: система взглядов на мир и место человека в мире. Отсюда появляется необходимость разобраться в соотношении таких понятий как «миропонимание», «мироощущение», «мировосприятие» и почему именно философия составляет теоретическое ядро мировоззрения, притом не всякая философская система, а ориентирующаяся на научные и взвешенные, не искаженные ненаучные знания, практический социальный опыт и выработанные человечеством социокультурные ценности.

Важно усвоить и основные формы мировоззрения, их содержание; это – мифологическое, повседневное (или обыденное), религиозное, художественное, натуралистическое, философское. При этом нас интересуют при изучении философии важнейшие массовые исторические формы мировоззрения: 1) мифологическое; 2) религиозное; 3) философское; 4) научно-философское. По мере изучения философии, усвоения научных профессиональных знаний и практики их применения, научно-популярных и иныхважных вненаучных знаний, усвоения социального опыта и социокультурных ценностей формируется научно-философское мировоззрение как некий идеал мировоззрения и поведения на его основе.

Мировоззрение представляет собой целостное выражение духовно-практического опыта человека, в связи с чем студенту предстоит усвоить систему носителей, субъектов мировоззрения, которыми являются человек, социальная группа, общество. В структуру мировоззрения человека включаются не только знания, но и жизненная практика, убеждения и идеалы. Знания и практика составляют основу мировоззрения.

Мировоззрение содержит следующие компоненты:

1) познавательный – синтез знаний об окружающем мире как целостности, складывающихся в картину мира;

2) ценностный – настроения, ценности, идеалы, убеждения, регулирующие отношение человека к миру;

3) волевой – установки, дающие реальную готовность к определенному поведению в конкретных условиях.

Каждый человек имеет свое мировоззрение, которое к тому же изменяется в течение его жизни. Все их многообразие может быть разделено на две большие группы:

1) обыденное мировоззрение – складывается в основном стихийно, на основе повседневного опыта и социализации, лишено достаточного логического обоснования;

2) теоретическое мировоззрение – складывается в результате критического пересмотра обыденного мировоззрения на основании полноценной социализации и научно-философского образования, содержит обоснованные идеалы, социокультурные ценности и цели.

Таким образом, мировоззрение формируется или в результате полноценной социализации и сознательной работы разума, или стихийно, под воздействием окружения. Разумеется, у большинства людей имеется смешанное мировоззрение, одни компоненты которого обоснованы, а другие являются повторением принимаемых человеком стереотипов

Обыденное мировоззрение присуще всем людям на этапе их роста и развития, а многие остаются на этом уровне всю жизнь. Как правило, при его описании употребляются слова «здравый смысл» и «традиция». Обыденное мировоззрение складывается стихийно, на основе повседневного опыта, а значит – в зависимости от переданных традиций, образования, профессии и т.д.; содержит знания об окружающей действительности на уровне восприятия внешних ее сторон. Оно не оформляется в систему, не отличается продуманностью и обоснованностью, а потому содержит предрассудки и противоречия, не защищено от ошибок и воздействия эмоций

К теоретическому мировоззрению в настоящее время относятся религиозное и философское.Иногда выделяют научное мировоззрение, но оно весьма ограничено: наука пока раскрывает глубоко исследование отдельных частей мира, но не может дать целостную картину мира и места человека в нем. Философское мировоззрение тоже не является единым в мире, значительная часть его смыкается с религией и наукой единовременно (например, томизм), вторая – с наукой. Высшим достижением в мировоззрении является научно-философское, учитывающее не только достижения наук, но и социальный опыт человечества и его гуманистические идеалы.

Наука, религия и философия имеют много общего: все они стремятся к целостному пониманию мира, к объяснению его устройства и развития через немногие общие принципы. Для них характерно представление, что мир обладает внутренним единством, несмотря на многообразие частей.

И философия, и религия направлены на построение целостной системы взглядов на мир и место человека в нем. Но их разделяют применяемые методы: религиозное мировоззрение строится на вере – доверии к некоему авторитету, признанному священным, а философское – на требовании критического анализа всех общепринятых представлений, на отказе от авторитетов и стремлении логически обосновать все принципы.

Религия строит мировоззрение нерациональным, некритическим путем, а философия стремится получить цельную систему взглядов, основанную не на вере, а на разуме. Философия и наука основаны на использовании теоретических методов исследования, на стремлении вывести логически обоснованные, общезначимые принципы. Но различна их цель: каждая наука стремится исследовать «свою» область мира, а философия – и объяснить мир в целом, и дать человеку рекомендации для правильной жизни в нем.

И все же граница между философией и наукой неоднозначна: проблема их соотношения до сих пор обсуждается, и высказываются различные точки зрения. Причина разногласий в том, что наука и философия возникли одновременно и долго развивались вместе. Одни и те же мыслители часто оставляли заметный след и в конкретных науках, и в философии (Пифагор, Аристотель, Г.Лейбниц, Р.Декарт и т.д.). Сначала философией называли всю совокупность знаний человека о себе и мире, цель которой – найти правильный образ жизни. В работах древних философов раскрывались проблемы математики, физики, биологии и других областей знания. Тогда философию называли метафизикой(«то, что после физики») и считали учением о сверхчувственной реальности, обладающей большей устойчивостью, чем вечно изменяющиеся предметы, но недоступной для чувств и открываемой разумом. Но, по мере накопления материала и усовершенствования методов исследования, произошла дифференциация наук, отделились друг от друга и наука, и философия.

Студенту следует самостоятельно глубоко изучить общественное мировоззрение и его основные формы: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, научно-философское. Взаимосвязь последнего с естествознанием, экологической проблематикой и необходимостью сохранения биосферы, притом всей биосферной природы, включая и ее непосредственное окружение.

 

Наряду со структурой философского знания следует ознакомиться с главными философскими направлениями XIX – XXI веков, эволюцией предмета в истории человеческой мысли, уяснить понимание теории и метода, социальных функций философии и роли философии в жизни человека и общества.

Вопрос 3.Вопрос о потребности обществу и человеку философии относится к тем, которые постоянно встают перед изучающими ее. Прагматичный подход к миру, распространенный в нашу эпоху, склонен считать занятия философией излишней роскошью, отвлечением от реальной жизни и уклонением от полезной деятельности. На самом деле философия выполняет определенную роль как в обществе, так и в жизни отдельного человека, который ею занимается.

Философское учение – система воззрений, логически связанных друг с другом, выработанная одним мыслителем. Философская школа – совокупность философских учений, которые при некоторых расхождениях основаны на общих принципах.

По каким же критериям можно разделить множество философских учений на отдельные направления? Наиболее известная классификация философских учений принадлежит Ф. Энгельсу. Он считал, что существует основной вопрос философии – об отношении мышления к бытию. В зависимости от этого все философские учения были разделены им на два лагеря: материализм признает основой бытия материю, а сознание – лишь ее свойством; идеализм считает, что первоначало духовно. Основные общественные функции философии таковы:

1)мировоззренческая– помогает формированию мировоззрения с минимальным количеством пробелов, противоречий и предрассудков, для чего она стремится обобщить достижения всех областей культуры и довести их до сознания людей, подвергает критике стереотипы и предрассудки, помогает осмыслить проблемы, стоящие сегодня перед человечеством, и найти пути их решения;

2)методологическая– помогает науке в формировании мировоззренческих основ и проверке методов исследования, изучает вопросы, относительно которых опытное познание невозможно, и способствует гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов.

Особенности философского знания и его функции студенту следует проработать самостоятельно. Нужно внимательно усвоить содержание таких функций философского знания как мировоззренческая, методологическая,о которых говорилось выше, а также аксиологическая, социализирующая, преобразовательная, жизненно-практическая,

социальной критики. Рекомендуется обратить внимание на сферы и формы существования философского знания, его универсальный характер, особую роль понятий, философского языка и мышления в выражении мыслей и их обобщении, взаимосвязь философии и науки в познании и понимании мира, взаимоотношения философии и религии.

 

Вопрос 4. Место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества требует привлечения не только указанной философской учебной литературы, но и словарей с раскрытием содержания понятий культуры и философской культуры. Отдельный человек, изучая философию, формирует у себя философскую культуру. Во-первых, философски образованный человек защищен от суженности сознания: как известно, именно так специализация может воздействовать на внутренний мир человека, обедняя и искажая его. Философская культура помогает адекватно воспринимать реальное место своей деятельности и ее методов и не «зацикливаться» на одной идее. М.Мамардашвили так выразил философскую позицию: «Начало философии – принципиальное непонимание. Отвага сказать… «Я не понимаю!». Отвагой этой обладают немногие люди. Во-вторых, вырабатывается владение навыками критического мышления, что дает возможность сформировать собственное миропонимание, а не стать жертвой обработки сознания, проводимой средствами массовой информации. В-третьих, мировоззрение может включать как выверенные взгляды, так и предрассудки; разумеется, никакая философская культура не гарантирует абсолютного отсутствия подобных ошибок, но лишь она может свести их к минимуму. И, наконец, философски культурный человек владеет трудным умением жить в заведомо несовершенном мире, не разочаровываться в своих идеалах, видя трудность их воплощения, не изменять своим ценностям под влиянием окружающих. Изучение философии должно преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в продуманное, обоснованное мировоззрение. Она необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

Итак, философия должна научить: выдвигать и обосновывать собственные суждения, анализировать и критиковать чужие, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи и выявлять противоречия, соотносить факты с идеалами, а значит – видеть действительность в ее развитии. В отличие от древности, современный философ не считает, что ему известна истина, не дает рецепты решения всех проблем. Современной философии свойственно приближение к проблемам конкретного человека, новый взгляд на природу и общество, усложнение и утончение методики. В настоящее время перед философией стоят следующие задачи: синтез научных знаний и культурных ценностей; исследование последствий и противоречий научно-технического прогресса; обоснование общечеловеческих ценностей и анализ традиций.

Настоящая философия существенно отличается от самоделок: она требует систематической подготовки под руководством профессионалов. Для серьезных занятий философией необходимы особые условия и специальное образование. Еще в древности для обучения философии создавались специальные учреждения. Система образования обеспечивает преемственность философских идей, накапливает опыт решения философских проблем, дает гарантии от упрощения и искажения.

Особенности философских обобщений в развитии материальной и духовной культуры человечества в условиях техногенеза, урбанизации и техносферизации общественной и природной жизни можно найти в университетской библиотеке в книгах Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачевой, Н.В.Попковой. Изменение философской культуры человека и ее духовной направленности в Х1Х-ХХ1 веках – вопрос для размышления студента на семинарских занятиях.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философия?

2. Что входит в состав мировоззрения?

3. Какое место философия занимает среди типов мировоззрения?

4.Назовите исторические типы мировоззрения.

5. Чем отличается понятие «идеология» от понятия «мировоззрение»?

6. Является ли философия наукой?

7. Как сегодня взаимодействуют наука и философия?

8. В чем причина философского плюрализма?

9. Каковы социальные функции философии?

10. Какие два основных метода исследования выработала философия? Какой из них утвердился в современной философии и науке и почему?

11.В чем состоят различия объекта философии от предмета философии?

12. Что собой представляют понятия «объект» и «субъект»?

13. В чем заключается основной вопрос философии? По каким признакам Вы определите материалистическое или идеалистическое учение?

14.Усвоили ли Вы различия между объективным и субъективным идеализмом?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.