Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления таможенной службы



Таможенная деятельность— это политика, проводимая государством в установлении порядка и условий перемещения через границу товаров и транспортных средств, порядка и раз­меров взимания таможенных платежей, вопросов таможенно­го оформления и таможенного контроля. Таможенная деятель­ность относится к ведению федеральных органов государствен­ной власти. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ относится таможенное регулирование.

Правовые, социально-экономические и организадионные отношения таможенного дела регламентированы Таможенным Кодексом РФ1.

1 ВВС РСФСР. 1993. № 31, ст. 1224.

Вопросы экономической безопасности России решают мно­гие федеральные органы исполнительной власти, в том числе правоохранительные органы, Центробанк России другие фи­нансовые учреждения. Важное место среди них занимает Го­сударственный таможенный комитет РФ.

Раньше, при государственной монополии внешней торгов­ли, предприятия не могли самостоятельно выходить на миро­вой рынок, теперь ситуация в корне изменилась и, по мнению большинства ученых, в худшую сторону, так как в новых прак­тически не контролируемых рыночных условиях стал пробле­матичным вопрос уплаты налогов, так как, по заявлениям многих исследователей, большая часть полученных средств в результате самостоятельной экономической деятельности ос­тается в зарубежных банках или на них приобретается недви­жимость. Идет большой отток денежных средств и валюты за рубеж, и в результате этого увеличиваются сроки взаиморас­четов, задержки выплат пенсий и зарплат.

Во многом улучшить эту ситуацию, призваны органы Госу­дарственного таможенного комитета РФ. Решить такую про­блему возможно лишь при соответствующей постановке тамо­женного дела, которое складывается из таможенной политики и средств ее проведения.

Централизованную систему органов управления таможен­ной службой возглавляет федеральный орган исполнитель­ной власти - Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России).Положение о ГТК России принято постановле­нием Правительства РФ от 25.10.1994 г. № 20141, в ред. 16.09.1999 г. Действует ГТК России как непосредственно, так и через свои региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

ГТК России является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодей­ствии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов РФ и обще­ственными объединениями.

ГТК России в своей деятельности руководствуется Консти­туцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральны­ми законами, указами и распоряжениями Президента РФ, по­становлениями и распоряжениями Правительства РФ, а так­же Положением о нем.

1 СЗ РФ. 1994. № 27, ст.2855. 460

ГТК России решает возложенные на него задачи непосред­ственно и через региональные таможенные управления, тамож­ни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведе­ния, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами ГТК России являются:

• участие в разработке таможенной политики РФ и реали­зация этой политики;

• обеспечение в пределах своей компетенции экономичес­кой безопасности РФ;

• обеспечение в пределах своей компетенции единства та­моженной территории РФ;

• защита экономических интересов РФ;

• организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельнос­ти исходя из приоритетов развития экономики РФ и не­обходимости создания благоприятных условий для уча­стия России в мирохозяйственных связях;

• организация и совершенствование таможенного дела в РФ обеспечение соблюдения законодательства по тамо­женному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы в РФ;

• обеспечение участия РФ в международном сотрудниче­стве по таможенным вопросам.

ГТК России в соответствии с возложенными на него задача­ми выполняет следующие функции:

• подготавливает предложения о совершенствовании та­моженной политики РФ;

• разрабатывает правовой, экономический и организаци­онный механизмы реализации таможенной политики РФ, обеспечивает ее претворение в жизнь;

• разрабатывает и реализует программы развития тамо­женного дела в РФ;

• подготавливает проекты законодательных и иных пра­вовых актов о таможенном деле;

• участвует в подготовке предложений о совершенствова­нии механизма регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфере экономики;

• вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым че­рез таможенную границу РФ;

• участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры;

• организует взимание таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей;

• организует систему контроля за правильностью опреде­ления таможенной стоимости товаров;

• обеспечивает своевременное и полное внесение в феде­ральный бюджет таможенных пошлин и налогов;

• обеспечивает эффективное использование таможенных режимов;

• выполняет другие функции, возложенные на него зако­нодательством РФ.

Для выполнения возложенных на него задач ГТК России в соответствии с Таможенным кодексом РФ и другими актами законодательства РФ вправе:

• определять особенности правового регулирования тамо­женных режимов;

• ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

• устанавливать упрощенный, льготный порядок переме­щения физическими лицами товаров не для коммерчес­ких целей;

• определять особенности правового регулирования дея­тельности таможенного брокера и специалистов по та­моженному оформлению;

• осуществлять иные правомочия, предусмотренные зако­нодательством РФ.

ГТК России руководит деятельностью таможенных органов РФ, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также деятельно­стью таможенных атташе представительств РФ за границей.

ГТК России издает в пределах своей компетенции норма­тивные акты по таможенному делу, действующие на всей тер­ритории РФ и обязательные для исполнения всеми государ­ственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, орга­низациями независимо от форм собственности и подчиненнос­ти, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК России возглавляет председатель.

Председатель ГТК России назначается на должность и ос­вобождается от должности Президентом РФ.

Председатель ГТК России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представ­лению Правительством РФ.

Председатель ГТК России правомочен:

• руководит на принципах единоначалия деятельностью ГТК России, иных таможенных органов Российской Фе­дерации, таможенных лабораторий и других подведом­ственных предприятий, учреждений и организаций;

• несет персональную ответственность за выполнение воз­ложенных на ГТК России задач и функций;

• представляет ГТК России и обеспечивает его взаимодей­ствие с другими государственными органами РФ;

• распределяет обязанности между заместителями предсе­дателя ГТК России и устанавливает степень их ответ­ственности;

• подписывает (утверждает) нормативные акты в преде­лах компетенции ГТК России, организует проверки их исполнения;

• назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников ГТК России, руководителей и главных бухгалтеров региональных таможенных управ­лений и таможен РФ, руководителей таможенных лабо­раторий и других подведомственных предприятий, уч­реждений и организаций;

• устанавливает правомочия подведомственных таможен­ных органов РФ по самостоятельному решению органи­зационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

Ш утверждает положения о главных управлениях и иных структурных подразделениях ГТК России, региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах РФ, таможенных лабораториях, а также положе­ния (уставы) других подведомственных предприятий, учреждений и организаций; '

• утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру, штатное рас­писание ГТК России, а также смету расходов на содер­жание аппарата управления;

• осуществляет другие функции и пользуется другими правами в соответствии с законодательством РФ.

Председатель ГТК России вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам.

Государственный таможенный комитет структурно вклю­чает в себя:Таможенно-тарифное управление, Управление та­моженных платежей, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Управление таможенной статистики и анализа, Управление организации таможенного контроля, правовое управление, Отдел внешних связей и дру­гие подразделения.

В зарубежных странах действуют представители ГТК Рос­сии - таможенные атташе представительства России. Они и создаваемый при них аппарат составляют заграничный аппа­рат ГТК России. Положение о представителях утверждено Правительством РФ от 4 декабря 1995 г. Представители на­значаются приказом председателя ГТК России по согласова­нию с МИД РФ.

В рамках своей компетенции ГТК России обеспечивает эко­номическую безопасность государства, организует борьбу с на­рушениями таможенных правил.

Административно-правовые основы деятельности тамо­женной службыопределены Таможенным кодексом РФ1; ука­зом Президента РФ от 15 марта 1993 г. «Об импортном тамо­женном тарифе»; Законом от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»; Положением о Государственном таможенном коми­тете РФ, утвержденным указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. в ред. 16.09.1999 г. и другими нормативными актами. Учитывая большую нормотворческую деятельность в системе ГТК России, им был принят приказ от 14.12.2000 г. № 1155 «Об утверждении положения о нормативно-правовых актах ГТК России».

Основные цели таможенной политики- обеспечение наи­более эффективного использования средств и методов таможен­ного контроля и регулирования товарообмена на территории России, участие в реализация торговых и социально-полити­ческих задач по защите внутреннего рынка, стимулирование развития национальной экономики и др.

Основными средствами и методами осуществления таможен­ной политики являются порядок и условия перемещения че­рез таможенную границу товаров и транспортных средств, взи­мание таможенных платежей, таможенное оформление и та­моженный контроль.

Должностные лица ГТК России осуществляют таможенный контроль путем проверки документов и сведений, необходи-

1 ВВС РСФСР. № 31. Ст. 1224. 464

мых для досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, а также путем учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц, осмотра тер­риторий, помещений и различных складов и других мест, где могут находиться предметы и объекты, подлежащие таможен­ному контролю.

Кодексом РФ об административных правонарушениях в главе 16 определены административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил).

В последнее время широко распространена организация системы таможенного контроля на местах. Раньше таможен­ный контроль осуществлялся в пунктах на таможенных гра­ницах, что не соответствовало полноценному регулированию внешнеэкономической деятельности, тогда в связи с выходом производителей на внешний рынок возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни и таможенные посты.

Ширится практика заключения и ратификации соглашений и договоров о Таможенном союзе между Россией и странами-участниками СНГ. Например, 29 января 1997 г. был принят Федеральный закон № 21-ФЗ «О ратификации Соглашения о Таможенном союзе между Правительством Российской Федера­цией и Правительством Республики Казахстан о едином поряд­ке регулирования внешнеэкономической деятельности».




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.