Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественные и иные негосударственные объединения и их служащие



Под общественным объединениемпонимается доброволь­ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создан­ное по инициативе граждан, объединившихся на основе общ­ности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого пра­ва, основные его государственные гарантии, статус обществен­ных объединений, порядок их создания, деятельности, реорга­низации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»1, 17 мая 1997 г. № 78-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «Об обществен­ных объединениях» (СЗ РФ от 19 мая 1997, № 20, ст. 2231), Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений — политических партиях, закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21); закон 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятель­ности и благотворительных организациях» (СФКЗ и Ф3.1995, выпуск 12) и другими правовыми актами.

При этом следует отметить, что действие указанного зако­на «Об общественных объединениях» распространяется толь­ко на общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также некоммерческих союзов (ассоциаций).

1 Российская газета, 25 мая 1995 г. 34.

2 СЗ РФ. 1998.№ 8. Ст.224.

Важнейший признак общественного объединения —доб­ровольность формирования. Граждане имеют право создавать по своему усмотрению любые, не запрещенные законом обще­ственные объединения без предварительного разрешения орга­нов государственной власти и органов местного самоуправле­ния.

Организованные гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобре­тать права юридического лица или функционировать без госу­дарственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Учредителями, членами и участниками общественного объе­динения могут быть физические лица и юридические лица -общественные объединения, чья заинтересованность в совмес­тном решении задач данного объединения оформляется инди­видуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.

Созданное общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовой ста­тус.

Общественные объединения могут создаваться в следую­щих пяти организационно-правовых формах:общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятель­ности. Каждое из названных объединений имеет свои особен­ности или черты.

1. Общественной организацией являетсяоснованное на членстве общественное объединение, созданное на основе со­вместной деятельности для защиты общих интересов и дости­жения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или об­щее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съез­ду или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной орга­низации ее постоянно действующий руководящий орган осу­ществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с ус­тавом.

Собственниками имущества являются общественные орга­низации, обладающие правами юридического лица, каждый индивидуальный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего об­щественной организации. Их структурные подразделения име­ют право оперативного управления, закрепленным собствен­ником.

2. Общественное движениесостоит из участников и не име­ет фиксированного членства массовое общественное объедине­ние, преследующее социальные, политические и иные, обще­ственно полезные цели, поддерживаемые участниками этого движения. Выборный коллегиальный орган является постоян­но действующим руководящим органом и с момента государ­ственной регистрации приобретает права юридического лица, действует в соответствии с принятым уставом.

От имени общественного движения право собственника имущества осуществляет их постоянно действующий руково­дящий орган, указанный в уставе.

3. Общественный фонд— это один из видов некоммерчес­ких фондов и представляет собой не имеющее членства обще­ственное объединение, цель которого заключается в форми­ровании общего имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использова­нии данного имущества на общественно полезные и благотво­рительные цели. Руководящий орган фонда формируется его учредителями и/или участниками либо решением учредите­лей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участника­ми на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда он свою деятельность осуществляет в порядке, предусмотренным ГК РФ.

От имени общественного фонда права собственника имуще­ства осуществляет его постоянный руководящий орган.

4. Общественным учреждениемявляется не имеющее член­ства общественное объединение создаваемое с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников учреждения и соответствующим уставным целям этого обще­ственного объединения. Управление общественным учрежде­нием и его имуществом осуществляется лицами, назначенны­ми учредителем. Может создаваться коллегиальный орган,

имеющий право совещательного голоса, но не вправе распоря­жаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистра­ции осуществляет свою деятельность в порядке, установлен­ном ГК РФ.

Собственником имущества является .учредитель, который может передать право оперативного управления имуществом общественному учреждению. Последнее может быть собствен­ником созданного или законно приобретенного имущества.

5. Создание органа общественной самодеятельностипре­следует цель совместного решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, ра­боты или учебы, направленное на удовлетворение потреб­ностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ орга­на общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по ини­циативе граждан. В случае государственной регистрации он приобретает права и обязанности юридического лица в соот­ветствии с уставом. Орган общественной самодеятельности может быть собственником созданного или законно приоб­ретенного имущества.

Все организационно-правовые формы общественных объе­динений могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность лишь постольку, поскольку это служит достижению ус­тавных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществля­ется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ и другими законодательными актами.

По территориальной сфере деятельности существует сле­дующие виды общественных объединений:общероссий­ские, межрегиональные, региональные и местные обществен­ные объединения. Их деятельность основывается на прин­ципах добровольности, равноправия, самоуправления и за­конности. Общественные объединения свободны в определе­нии своей внутренней структуры, целей, форм и методов дея­тельности. Их деятельность должна быть гласной, а ин­формация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Законом запрещается создание и деятельность обществен­ных объединений, цели или действия которых направлены на

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безо­пасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религи­озной розни.

В законе определено, что государство, не вмешивается в деятельность общественных объединений, при этом обеспечи­вает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им оп­ределенных налоговых льгот.

На съезде (конференции) или общем собрании принимает­ся решение о создании общественного объединения, об утвер­ждении его устава и о формировании руководящих и кон­трольно-ревизионных органов. С принятием решения обще­ственное объединение считается созданным. Оно с этого мо­мента осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Полная административ­ная правоспособность общественного объединения как юриди­ческого лица возникает с момента государственной регистра­ции данного объединения в соответствующих органах юсти­ции. В данном случае ему выдается соответствующее свиде­тельство. Государственная регистрация общественных объеди­нений — это своеобразная форма государственного контроля за их деятельностью, однако, государство при этом не вмеши­вается в их деятельность.

Международные и общероссийские общественные объеди­нения регистрируются Министерством юстиции РФ, межреги­ональные общественные объединения — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего орга­на общественного объединения, региональные и местные об­щественные объединения регистрируются органами юстиции соответствующих субъектов Федерации.

Для государственной регистрации в органы юстиции по­даются необходимые документы:заявление в регистрируе­мый орган, подписанное членами постоянно действующего ру­ководящего органа с указанием места жительства каждого; устав общественного объединения в двух экземплярах; выпис­ка из протокола учредительного съезда (конференции), общего собрания, содержащего сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов; сведения об

учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; до­кумент о представлении юридического адреса общественному объединению, протоколы учредительных съездов (конферен­ций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального обще­ственных объединений.

При использовании общественным объединением личного имени или символики, защищенной законодательством Рос­сии - документы, подтверждающие правомочия на их исполь­зование.

Основополагающее значение в определении статуса обще­ственного объединения имеет его устав. /

Он должен предусматривать:название, цели, организаци­онно-правовую форму объединения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; усло­вия и порядок приобретения и утраты членства в объедине­нии; права и обязанности его членов; компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руково­дящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и/или ликвидации объе­динения.

Государственные органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

При этом общественные объединения в силу своей социаль­ной природы не обладают государственно-властными полномо­чиями, но могут быть наделены некоторыми правами и обя­занностями в сфере исполнительной власти и могут быть уча­стниками некоторых административно-правовых отношений.

При осуществлении уставных целей общественное объеди­нение имеет право:свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; про­водить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикети­рование; учреждать средства массовой информации и осуще­ствлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; осуществлять в полном объеме полно-

мочия, предусмотренные законами об общественных объеди­нениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения органы государ­ственной власти; участвовать в избирательных кампаниях, при условии наличия в уставе этого права и если с момента его регистрации исполнилось шесть месяцев.

Общественное объединение обязано:соблюдать законода­тельство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятель­ности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахож­дения постоянно действующего руководящего органа, его на­звания и данных о руководителях в объеме сведений, включа­емых в единый государственный реестр юридических лиц.

Объем административной правоспособности общественных объединений как юридических лиц может быть различным и зависит от уставных целей общественного объединения.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов общественными объединениями

Контроль за соответствием деятельности общественных объединениях их уставным целям осуществляют органы юс­тиции, которые регистрируют эти общественные объединения. Контролирующий орган вправе: запрашивать у руководя­щих органов общественных объединений их распорядитель­ные документы; направлять своих представителей для учас­тия в проводимых ими мероприятиях; в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом юстиции может быть вынесено руководящим органам объединений письменное предупреждение.

За правомерностью их хозяйственно-экономической деятель­ности осуществляют контроль финансовые органы. Они конт­ролируют источники поступления доходов общественных объе­динений, размеры получаемых ими средств и правильности уплаты налогов.

Имущество общественного объединения формируется на основании вступительных взносов, если их уплата предусмот­рена уставом; добровольных взносов и пожертвований и дру­гих не запрещенных законом поступлений.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.