Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ



При рассмотрении этого вопроса особое значение имеют принятые федеральные законы:

«Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», принятый от 06.10.1999. № 184-ФЗ1 и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти субъектов РФ» от 24.06.1999 г. № 119-ФЗ.2

Система законодательных и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов РФ устанавливается ими само­стоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование и деятельность законодатель­ных и исполнительных органов государственной власти субъек­тов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными зако­нами, а также конституцией республики, уставом края, облас­ти, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа (далее — Конституция (устав) субъекта РФ, за­конами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В этом Федеральном законе термины «исполнительные орга­ны государственной власти субъекта РФ» и «органы исполни­тельной власти субъекта РФ» используются в одном значении. Что является не тождественным и вносит сложность в по­нимание исполнительной власти вообще, так как первый термин это орган государственного управления, осуществ­ляющего исполнительно-распорядительную деятельность, а второй — в нынешней трактовке самостоятельной (функци­онально) исполнительной власти, (выделено автором — В.Ч.)

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3205; 2001, № 7, ст. 608.

2 СЗ РФ, 1999, № 24, ст. 2442.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполни­тельной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руково­дителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливать­ся должность высшего должностного лица субъекта РФ. Выс­шее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший ис­полнительный орган государственной власти субъекта РФ и является одновременно высшим должностным лицом испол­нительной власти субъекта РФ.

Поэтому Президент РФ как глава государства также должен быть высшим должностным лицом исполнительной власти в России, что исключило бы дублирование в деятель­ности исполнительной власти между Правительством РФ и Администрацией Президента РФ и обеспечило целостное един­ство всей системы исполнительной власти в стране. (Выде­лено автором — В.Ч. ).

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения и полномочий РФ, а также по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной вла­сти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако вви­ду отмеченных выше положений эта система исполнитель­ной власти пока не отвечает на практике требованиям це­лостности и единства. (Выделено автором —Б.Ч. ).

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) избирается на срок не более пяти лет и не может изби­раться на указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) имеет следующие полномочия:

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государствен­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и согла­шения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование пу­тем подписания законов или издания специальных ак­тов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

4*

в) формирует высший исполнительный орган государствен­ной власти субъекта РФ в соответствии с законодатель­ством субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания зако­нодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодатель­ный орган государственной власти субъекта РФ на пер­вое заседание ранее срока, установленного для этого за­конодательному органу государственной власти субъек­та РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного органа го­сударственной власти субъекта РФ с правом совещатель­ного голоса;

е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоя­щим Федеральным законом, другими федеральными за­конами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) при осуществлении своих полномочий обязано соблю­дать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (ус­тав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Прези­дента РФ и постановления Правительства РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ(руководителя высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ) прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законо­дательным органом государственной власти субъекта РФ;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом РФ;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объяв­ления умершим;

ж) вступления в отношении его в законную силу обвини­тельного приговора суда;

з) его выезда за пределы РФ на постоянное место житель­ства;

и) утраты им гражданства РФ;

к) его отзыва избирателями субъекта РФ в случае, если

такое положение предусмотрено законодательством

субъекта РФ.1

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3205.

5-Админи<.тративное право

Решение Президента РФ об отрешении высшего должност­ного лица субъекта РФ от должности влечет за собой также и отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В случае отставки высшего должностного лица исполни­тельного органа государственной власти субъекта РФ, он про­должает действовать до сформирования нового высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта РФ.

В случае отрешения Президентом РФ высшего должност­ного лица субъекта РФ от должности, если конституцией (ус­тавом) или законом субъекта РФ не установлен порядок вре­менного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ, Президент РФ может назначить временно испол­няющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом испол­нительной власти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспе­чению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государствен­ной политики в области финансов, науки, образования, здра­воохранения, социального обеспечения и экологии.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по ре­ализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государ­ственной власти субъекта РФ проект бюджета и проек­ты программ социально-экономического развития субъек­та РФ;

5-2

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и гото­вит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического разви­тия субъекта РФ для представления их высшим долж­ностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъек­та РФ;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в уп­равление субъекту РФ в соответствии с законодатель­ством;

е) предлагает органу местного самоуправления, его долж­ностному лицу привести в соответствие с законодатель­ством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд;

ж) заключает в соответствии с федеральным законом дого­воры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;

з) осуществляет иные полномочия, установленные законо­дательством.

Акты, принимаемые высшим должностным лицом субъек­та РФ.

1. Высшее должностное лицо субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Пра­вительства РФ, конституции (устава) и законов субъек­та РФ издает указы (постановления) и распоряжения.

2. Акты высшего должностного лица субъекта РФ и акты высшего исполнительного органа государственной влас­ти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

3. Акты высшего должностного лица субъекта РФ, акты выс-

шего исполнительного органа государственной власти

субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ,

федеральным законам, принятым по предметам ведения

РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ,

указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ,

конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

Правовые акты законодательного органа государственной

власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ,

высшего исполнительного органа государственной власти

субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта

РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных ор­ганов, противоречащие Конституции РФ, федеральным зако­нам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его замес­тителем в установленном законом порядке.

Президент РФ вправе обращаться в законодательный орган государственной власти субъекта РФ с представлением о при­ведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами кон­ституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативно­го правового акта законодательного органа государственной власти субъекта РФ.1

В случае возникновения разногласий Президент РФ исполь­зует согласительные процедуры для их разрешения, а в случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего

суда.2

Должностные лица органов исполнительной власти субъек­та РФ несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ.

Президент РФ выносит предупреждение руководителю выс­шего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ в случае:

а) издания высшим должностным лицом субъекта РФ нор­мативного правового акта, противоречащего Конститу­ции РФ, федеральным конституционным законам и фе­деральным законам, если такие противоречия установ­лены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течение двух месяцев со дня вступ­ления в силу решения суда либо в течение иного предус­мотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

б) уклонения высшего должностного лица субъекта РФ в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правово­го акта высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3205.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31,

ст. 3205.

5-4

нормативного правового акта, или от внесения в указан­ный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в соответ­ствующий суд.

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесе­ния ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее дол­жностное лицо субъекта РФ от должности.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процес­суальным законодательством РФ, вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстра­нить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвине­ния в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Решение Президента РФ о предупреждении принимается в форме указа, который вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Высшее должностное лицо субъекта РФ, полномочия кото­рого были прекращены указом Президента РФ вправе обжало­вать данный указ в Верховный Суд России в течение десяти дней со дня официального опубликования указа.

Верховный Суд РФ должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

На основании предмета совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ), был принят от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и пол­номочий между органами власти РФ и субъектов РФ»

Принцип конституционности при разграничении предме­тов ведения и полномочий.

1. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные норма­тивные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перерас­пределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения.

2. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие (заключение) указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению

г

или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целост­ности России и единства системы государственной власти в РФ.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.