Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В деятельности исполнительной власти, государственного управления



Органы исполнительной власти, государственного управле­ния по предметам ведения и в объеме своих полномочий реа­лизуют определенные задачи и функции государства. Напри­мер, к общим функциям государственного управления отно­сят:прогнозирование, планирование, выработку, обоснование и принятие решения, организацию его исполнения, контроль результатов, координацию, взаимодействие, правовое регули­рование, материально-техническое обеспечение и другие. Ко­нечно, эти функции не могут быть реализованы без сбора, об­работки и анализа информации, то есть работы с информаци­ей, поэтому некоторые авторы выделяют сбор и анализ инфор­мации в самостоятельную функцию. Административно-право­вое регулирование отношений, процессов, взаимосвязей в ра­боте с информацией повышает эффективность и упорядочен­ность реализации функций и задач государственного управле­ния. Осуществление этих функций происходит в конкретных формах управленческой деятельности,которые регламенти­руются правовыми и организационно-правовыми актами в це-

лях их упорядоченности и результативности, а также органи­зационно-техническими формами и ресурсным обеспечением (финансовым, материально-техническим и иным).

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние и устойчиво фиксируемые проявления воздействий в процессе деятельности органов исполнительной власти, госу­дарственного управления, администраций органов МСУ по формированию целей и реализации функций и задач государ­ственного управления.

По формам исполнительной деятельности можно в какой-то мере судить что, и как надо делать. Среди форм управлен­ческой деятельности обычно выделяют:

1 — установление норм права (правотворчество или нор-

мотворчество);

2 — применение норм права (правоприменительная или

правоохранительная деятельность, принятие индиви­дуальных актов управления);

3 — осуществление организационно-штатных действий;

4 — осуществление организационно-технических мероп-

риятий;

5 — осуществление материально-технического обеспече-

ния этих действий.

Эти перечисленные формы целесообразней объединить в две формы:

• правовую форму, с помощью, которой закрепляются ре­шения и действия, имеющие юридический смысл и по­следствия. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие от­ношения в деятельности органов исполнительной влас­ти, государственного управления и администраций ор­ганов МСУ;

• неправовую форму (организационно-техническую и ма­териально-технического обеспечения).

Организационно-правовая является смешанной формой воз­действия. Например, разработка оптимальной организацион­ной структуры и утверждение правовым актом штатной чис­ленности территориального органа государственного управле­ния. Наряду с принятием правовых актов иногда употребляют термин «юридически значимые действия». Например, регист­рация жалобы гражданина, выдача справки и т.п. Кроме того, органы исполнительной власти, их должностные лица кроме издания управленческих актов осуществляют достаточно боль­шое количество действий юридического характера, которые не

относятся к правовым актам, однако влекут юридические по­следствия. Например, регистрация юридических лиц, выдача лицензий, специальных прав и многое другое, что также отно­сится по содержанию к функции регулирования.

Посредством правовых форм закрепляются и реализуются многие цели, задачи и функции органов исполнительной влас­ти, государственного управления, администраций органов МСУ. Применение различных форм управленческой деятельности отражает творческий характер государственного управления, но вначале обеспечивается юридической регламентацией. При этом, как правило, правовые формы принимаются в опреде­ленном установленном организационном порядке. Этот поря­док определен соответствующими регламентами деятельности органов государственной власти и органов местного самоуп­равления. Нарушения закрепленного в регламенте порядка принятия правовой формы акта управления, ставит под воп­рос законность ее применения.

Поэтому каждый вид государственной деятельности также характеризуется в соответствующих регламентах определен­ными формами издаваемых правовых актов. Принцип разде­ления власти предполагает не только их самостоятельную фун­кциональную значимость, но и их различие в формах прини­маемых ими нормативно-правовых актов. Например, деятель­ность органов законодательной власти осуществляется в фор­ме принятия законов и постановлений. Президент РФ прини­мает указы и распоряжения. Правительство РФ принимает постановление и распоряжения. Суд осуществляет правосудие в форме принятия решений, постановлений, приговоров, част­ных определений. Органы исполнительной власти, осуществ­ляют функции государственного управления как внешней на­правленности, так и внутриорганизационного характера. Эта деятельность по содержанию и есть реализуемые ими управ­ленческие функции, в рамках осуществления прав и обязанно­стей в пределах своей полномочий. Следовательно, внешне выраженные действия органа исполнительной власти, осуще­ствляемые в рамках своих полномочий по предметам ведения и оформленные в определенном порядке, является также пра­вовой формой управленческой деятельности.

В правовых формах проявляется односторонний государ­ственно-властный характер. Разработка и принятие (их регис­трация и опубликование) таких нормативно-правовых актов, обуславливает при наличии юридических фактов и событий возникновение, изменение или прекращение административ-

ных правоотношений между субъектом и объектом управлен­ческих отношений

Правовые формы государственного управления классифици­руются по содержанию, цели и способу выражения (11, с. 156).

По содержанию правовые формы актов исполнительной власти, государственного управления можно классифицировать так:

• правотворческая деятельность, заключающаяся в разра­ботке и принятии новых норм;

• усовершенствование существующих, их изменение и до­полнение действующих актов управления;

• правоприменительная.

Правотворчество (нормотворчество)представляет собой сложный процесс определенной последовательности правовых действий. Это, прежде всего, принятие решения компетент­ным органом об актуальности разработки проекта норматив­ного акта управления, может быть предложен такой проект в результате защиты диссертации. Проект текста нормативного акта управления готовится с привлечением специалистов, об­суждается, дорабатывается, согласовывается, обсуждается и принимается в правотворческом органе, регистрируется в Ми­нюсте России и опубликовывается в соответствующих изда­тельствах. При принятии актов управления единоначальни­ком в объеме полномочий и компетенции этот процесс нормот­ворчества более упрощен. Например, министра Министерства образования РФ об утверждении штатной численности и фон­да оплаты подразделений министерства.

Такая правовая форма управленческой деятельности, как рассмотрение уполномоченным органом или должностным ли­цом дела об административном правонарушении и принятии решения об административном наказании правонарушителя называется правоприменительной формой. Такие акты управ­ления также входят в категорию индивидуальных актов. Они порождают, изменяют или прекращают правоотношения для конкретного физического или юридического лица. Например, индивидуальным актом являетсяиздание приказа о назна­чении государственного служащего на должность, так как с этим юридическим фактом связывается возникновение у слу­жащего правоотношений, позволяющих осуществлять опре­деленные полномочия, имеющие государственно-властный ха­рактер.

Разработка и принятие нормативных правовых актов, и издание индивидуальных правовых актов и организационно-

правовых актов — это основные и наиболее значимые правовые формы осуществления деятельности исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ. Но существуют и другие: например, административные проце­дуры (порядок проведения конкурса на получение государствен­ного заказа); представление обязательных статистических и бухгалтерских отчетов; осуществление обязательной государ­ственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие какого-либо специального права (на вождение транс­портных средств, на охоту). Во всех этих случаях также выра­жается характерное для исполнительно-распорядительной де­ятельности юридическое волеизъявление органа исполнитель­ной власти, государственного управления, администрации ор­ганов МСУ.

Особо следует выделить заключение административных до­говоровкак особую правовую форму регулирования админис­тративно-правовых отношений, которая в отличие от обычных односторонне властных правовых актов имеет между субъек­тами равенство отношений.

К неправовым формам управления относятся,прежде все­го, различного рода организационно-технические действия, которые часто встречаются в повседневной деятельности орга­нов исполнительной власти, государственного управления, ад­министрации органов МСУ. Это не значит, что эти формы во­обще не регламентируются нормами права. Такие формы дея­тельности не порождают, не изменяют и не прекращают адми­нистративные правоотношения. Эти действия не рассматрива­ются в качестве форм правового регулирования или воздей­ствия. Например, разработка и принятие методических реко­мендаций по составлению протокола об административных правонарушениях в таможенной, налоговой сфере или безо­пасности дорожного движения.

Исполнительная деятельность, государственное управление является подзаконной деятельностью, уполномоченной осуще­ствлять распорядительные функции. Эта деятельность осуще­ствляется в рамках действующего законодательства по вопро­сам, входящим в компетенцию конкретного органа исполни­тельной власти, государственного управления или админист­рации органов МСУ. В целом организаторская деятельность этих органов управления опирается на правовые формы (акты управления), но многие организационные меры не требуют такого правового оформления, но без них не могут быть ус-

пешно реализованы правовые формы управления, так как ос­новным механизмом реализации правовых форм зачастую яв­ляются организационные и материально-технические опера­ции или действия.

К организационным мерам относятся:разработка про­грамм в различной сфере управленческой деятельности, пла­нирование, проведение оперативных совещаний, контроль, про­верка исполнения, разъяснение тех или иных заданий или мероприятий, обучение, координация и обеспечение взаимо­действия, изучение и обобщение передового опыта работы, подбор и расстановка кадров и т.п. Организационные мероп­риятия по упорядочению и согласованию действий субъектов и объектов органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ — это важнейшая повседневная деятельность призванная обеспечить их эффек­тивную деятельность по предметам ведения, в объеме их пол­номочий и порядке определенном законом.

Не менее важной, чем организационные формы в деятель­ности органа исполнительной власти, государственного управ­ления, являются вопросы финансирования и материально-технического обеспечения.Они носят вспомогательный или обеспечивающий характер в процессе организации управлен­ческой деятельности. Это относится, прежде всего, к финанси­рованию мероприятий, ведению делопроизводства, регистра­ции предложений, заявлений и жалоб граждан, составлению различных справок, аналитических обзоров, отчетов, работа с информацией, в том числе с компьютерной информацией и другими видами вспомогательных работ, без которых невоз­можно осуществление управленческой деятельности вообще.

Работа с информацией в последнее время приобрела особую актуальность и значимость, без применения количественных методов, современных компьютерных средств и новых инфор­мационных технологий проблематично решать вопросы повы­шения эффективности управленческой деятельности в государ­стве и обществе в целом.

В связи с этим необходимо вести постоянную исследова­тельскую работу по совершенствования различных форм уп­равленческой деятельности органов государственной власти как основного гаранта обеспечения прав, свобод и законных инте­ресов физических и юридических лиц как субъектов админис­тративного права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.