Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управления, администраций органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций



Органы государственного управления как субъекты адми­нистративного права имеют наибольшее распространение, как в центре, так и на местах, они осуществляют оперативную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения и объеме полномочий, определяемую, прежде всего, органами исполнительной власти, а также феде­ральными законами, указами Президента РФ и постановлени­ями Правительства РФ. Совершенно справедливо отмечает Ю.М. Козлов, что, когда идет речь о субъектах исполнитель­ной власти, то имеются в виду органы исполнительной власти (1, с.27-28). Поэтому в законодательстве, как было указано выше, не оправдано отождествление «исполнительные органы государственной власти» и «органы исполнительной власти». В соответствии с ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную. Тогда, если в первый термин вмес­то «государственной власти» вставить «исполнительную власть», то получится, что у исполнительной власти есть свои исполнительные органы, если это так, то ими являются орга­ны государственного управления, которые осуществляют опе­ративную и повседневную исполнительно-распорядительную де­ятельность. В правовом аспекте исполнительная власть по иерархии исполнительно-распорядительной деятельности выше, чем органы государственного управления, являющиеся наибо­лее многочисленными субъектами административного права.

Исходя из конституционного смысла органами исполнитель­ной власти являются только те органы государственной влас­ти, которые имеются наравне с законодательными и судебны­ми органами власти. Следовательно, система исполнительных органов власти включает в себя две подсистемы — федераль­ную и на уровне субъектов РФ. Отсутствие федерального зако­на о системе органов исполнительной власти РФ, не дает осно­вания для расширительного толкования органов исполнитель­ной власти за пределы, очерченные Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Другой позиции придерживается Ю.М. Козлов, ссылаясь в основном на федеральные законы и зако­нодательство субъектов РФ (например, на нормы о территори­альных и местных исполнительных органов). Однако, как было рассмотрено выше, «исполнительные органы государственной

власти» некорректно отождествляются с «исполнительными органами власти», тогда и получается, что у органов исполни­тельными власти имеются нижестоящие исполнительные орга­ны власти, а именно территориальные и местные, что не соот­ветствует действительности, т.к. исполнительные органы вла­сти осуществляют правовое регулирование многочисленных органов государственного управления и частично администра­циями органов МСУ в соответствии с частью 2 ст. 132 Консти­туции РФ (1, с. 147-148).

Как отмечалось ранее, функции государственного управле­ния в разной мере осуществляют практически все органы го­сударственной власти и иные государственные органы (проку­ратура РФ, Счетная палата ФС РФ, ЦИК РФ, органы военного управления, контроля и иные государственные органы) и их обеспечивающие аппараты, а также административные комис­сии при органах МСУ, в части переданных им в законном по­рядке отдельных полномочий, например, в г. Москве эти от­дельные полномочия заключены в виде 105 функций жизне­обеспечения населения районов с передачей, определенных материальных и финансовых средств городской властью, для их осуществления. То есть органы исполнительной власти Москвы через свои отраслевые и функциональные структуры собирают все виды налогов в районах, а потом выделяют часть средств, нормативно определенную, в фонд финансовых ресур­сов каждого района. Реализация переданных полномочий под­контрольна государству (часть 2 ст. 132 Конституции РФ), то есть исполнительная власть выделяет финансовые и матери­альные ресурсы и контролирует их использование. На данном этапе реформы местного самоуправления это исключение ста­ло, по существу, правилом. Учитывая это положение, приня­ты указ Президента РФ и постановление Правительства РФ «О мерах по реализации указа Президента РФ от 11 июня 1997 г. «Об основных направлениях реформы местного самоуправле­ния в РФ». В постановлении приоритетным является обеспе­чение участия представительных органов в проведении бюд­жетной, жилищно-коммунальной и социальной реформ по со­гласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Основная цель такой реформы — обеспечить механизм реализации законодательных актов о местном самоуправлении, превращение жителей райо­нов в заинтересованный актив по решению своих вопросов финансово-бюджетного, жилищно-коммунального и социаль­ного характера.

Возвращаясь к понятию органов государственного управле­ния как субъектов государственного управления, следует от­метить, что по справедливому мнению Г.В. Атаманчука, в со­бирательном смысле субъектом государственного управления является государство в целом. При этом далеко не все его органы непосредственно участвуют в государственном управлении, так как законодательством определен объем, способы их участия в реализации государственных функций.1

Основной объем функций государственного управления (в первую очередь функции правового регулирования) реализует система органов исполнительной власти, компетенция кото­рой определяется, прежде всего, Конституцией РФ, федераль­ными конституционными законами и федеральными закона­ми. Президент РФ или Правительство РФ по предметам веде­ния и в объеме своих полномочий образуют, преобразуют или передают от одного федерального органа исполнительной вла­сти другому отраслевые, функциональные и территориальные органы государственного управления. Например, указом Пре­зидента РФ от 09. 11. 2001 г. 1309 «О совершенствовании государственного управления пожарной безопасностью» этот орган государственного управления от Федерального органа исполнительной власти МВД РФ, передан в другой - МНЧС России2, или, например, Главное управление по организован­ной преступности МВД РФ (согласно положения о нем) явля­ется самостоятельным специализированным оперативно-розыс­кным подразделением криминальной милиции в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ как федерального органа исполнительной власти. В свою очередь, при ГУОП МВД РФ создаются непосредственно подчиненные ему подразделения, в том числе, региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП РФ), финанси­руемые из федерального бюджета. Одной из основных задач этого Главного управления является борьба с коррупцией в федеральных органах государственной власти и органах влас­ти субъектов РФ.

Органами государственного управления являются также аппараты, обслуживающие институт президентуры (админис­трация Президента РФ и ее структурные подразделения, раз­личные советы и комиссии при Президенте РФ), аппараты,

1 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лек­ций. М., 1997. С. 1201-129.

2 СЗ РФ. 2001. № 46, ст. 4348.

обслуживающие Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокура­туру РФ> аналогичные государственные органы на уровне субъектов федерации.

Эти аппараты как органы государственного управления, осуществляют внутриорганизационную деятельность, направ­ленную на обеспечение определенных Конституцией РФ, фе­деральными конституционными законами, федеральными за­конами и соответствующими нормативными актами на уровне субъектов РФ, полномочий по осуществлению задач и функ­ций государственного управления.

Также государственными органами управления являются многочисленные отраслевые, функциональные и территориаль­ные структурные ораны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. На­пример, постановлением Правительства РФ от 22.09. 1999 г. № 1073 «О территориальных органах Министерства природ­ных ресурсов РФ» созданы территориальные государственные органы управления. Эти территориальные органы наделяются частью функций исполнительной власти, но в целом они осу­ществляют исполнительно-распорядительные функции государ­ственного управления. Исполнительными-распорядительными функциями наделяются и многочисленные административные комиссии при органах местного самоуправления, но они от этого не становятся органами исполнительной власти.

Если проанализируем главу 23 КоАП РФ, принятого 30.12.2001 г.1, то из 61 субъекта, уполномоченного рассматри­вать дела об административных правонарушениях, значитель­ное большинство является органами государственного управ­ления в своей сфере и объеме полномочий, при этом практи­чески каждый из этих органов, кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, входят в какой-то федеральный орган исполнительной власти.

Многогранность государственного управления, большое раз­нообразие связей государства с обществом, политическими партиями и движениями определяет и многообразие и разно­сторонность видов государственных органов, их различные способы и средства в реализации функций и задач государ­ственного управления. При этом органы государственного уп­равления определяют содержательную сторону практически всех взаимосвязей и взаимозависимостей с обществом, коллек-

1 РГ.31.12.2001 г.

тивами и отдельной личностью, осуществляют социально-эко­номические задачи, правоприменительную деятельность, обес­печивают безопасность как внутреннюю, так и внешнюю с по­мощью разнообразных механизмов и средств воздействия, в том числе применения мер государственного принуждения и силовой защиты суверенитета государства. Следовательно, многочисленные и вместе с тем рационально организованные органы государственного управления должны работать как единая, целостная система, осуществляющая конституционную деятельность различных органов государственной власти по предметам их ведения и в объеме компетенции.

Предприятия, учреждения и организации государствен­ной, муниципальной, кооперативной и иной общественной формы собственности являются субъектами административ­ного права,однако они не могут быть органами государствен­ного управления, так как их руководители, осуществляя ис­полнительно-распорядительную деятельность, принимают ло­кальные правовые акты, организовывают подчиненный персо­нал на решение экономических, производственно-хозяйствен­ных, социально-культурных и иных задач.

Органы местного самоуправлениятакже являются субъектами административного права.Особое значение име­ет принятый 15 октября 1999 г. указ Президента РФ № 1370 «Об утверждении основных положений государственной поли­тики в области развития местного самоуправления в РФ».

В период проведения реформы местного самоуправления реализуются большие полномочия органов МСУ по реализа­ции местных и региональных программ на средства, выделяе­мые из государственного бюджета. И основной вопрос стоит не в мере самостоятельности в процессе реализации основных за­дач и функций на местах, а в размерах материальных и фи­нансовых средств, выделяемых государственными органами власти органам местного самоуправления, кадровом обеспече­нии и осуществлении государственного контроля за их расхо­дованием, т.е. обеспечения ответственности за результаты де­ятельности органов МСУ.

Необходимо определить законодательно-финансовую само­стоятельность органов местного самоуправления и их ответ­ственность за реализацию государственных функций и задач по экономическому и социальному развитию районов и осо­бенно социальной защиты населения муниципального образо­вания. Федеральным законом от 25.09.1999 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» были регламентиро-

ваны правовые основы формирования и исполнения местных бюджетов.

В большинстве зарубежных государств органы местного самоуправления всегда были оплотом государственности про­тив различного рода сепаратизма, в России же все наоборот, так как традиционно у нас «уважали» и выполняли, прежде всего, волю начальника, потом уже по возможности подгоня­ли эти действие под закон.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является укрепление государственности, его целостности, что и делает­ся Президентом РФ и его реорганизованным институтом пол­номочных представителей. Поэтому особое внимание должно уделяться формированию и укреплению целостной системы исполнительной власти РФ, оптимизации организационных структур ФОИВ в целях эффективного осуществления объек­тивных функций и задач государственного управления. Дей­ствующая нормативная база правового регулирования органи­зации деятельности исполнительной власти еще недостаточно отработана. В Конституции РФ установлены схематично лишь ее принципиальные положения. Не урегулированы нормами и правила, взаимоотношения между главой администрации ор­ганов МСУ и федеральными органами власти, главой админи­страции и законодательным органом субъектов РФ. В связи с этим возникает множество трудноразрешимых ситуаций, сни­жающих общую эффективность работы различных структур исполнительной власти на всех уровнях, и особенно на уровне субъектов РФ и органов МСУ.

Вопросы для самоподготовки и контроля

Понятие органов исполнительной власти, система и структура. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Полномочия Правительства РФ по осуществлению исполни­тельной власти.

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ. Полномочия исполнительной власти субъектов РФ. Полномочия органов государственного управления. Полномочия администраций органов МСУ. Полномочия предприятий, учреждений и организаций.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.