Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности деятельности органов государственной власти в период действия военного положения (ст. 17).



1. В период действия военного положения:

указом Президента РФ могут быть определены федераль­ные органы исполнительной власти, которыми он осуществля­ет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасно­сти РФ, режима военного положения;

указом Президента РФ функции и полномочия федераль­ных органов исполнительной власти могут быть перераспреде­лены исходя из интересов обеспечения обороны и безопаснос­ти России, режима военного положения.

2. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности которых регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении военного по­ложения вносят в указанные регламенты необходимые измене­ния, учитывающие особенности режима военного положения.

Правовое положение граждан в период действия военно­го положения определено ст. 18.

1. В период действия военного положения граждане пользу­ются всеми установленными Конституцией РФ правами и сво­бодами человека и гражданина, за исключением прав и сво­бод, ограничение которых установлено настоящим Федераль­ным конституционным законом и другими федеральными за­конами.

2. Граждане обязаны выполнять требования настоящего ФКЗ, других федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов РФ по вопросам военного положения.

3. Граждане, находящиеся на территории, на которой вве­дено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов военного управления, обеспечивающих

8'

режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы военного управления, обеспечивающие ре­жим военного положения, а также в военные комисса­риаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований, на территориях которых указанные граж­дане проживают;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их дол­жностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвида­ции последствий применения противником оружия, вос­становлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объек­тов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизо-отиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящее­ся в их собственности, с последующей выплатой госу­дарством стоимости указанного имущества.

Правовое положение организаций в период действия во­енного положения (ст. 19)

1. В период действия военного положения права организа­ций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения оборо­ны и безопасности РФ, по основаниям, установленным настоя­щим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

2. Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должност­ных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

8-4

3. Организации в период действия военного положения обя­заны:

1) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящее­ся в их собственности, с последующей выплатой госу­дарством стоимости указанного имущества;

2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения оборо­ны и безопасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

За нарушение положений настоящего Федерального кон­ституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по воп­росам военного положения, а также за правонарушения, со­вершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Военное положение, введенное на территории РФ или в от­дельных ее местностях в соответствии с настоящим Федераль­ным конституционным законом, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основани­ем для его введения, о чем население РФ или соответствую­щих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

С момента отмены (прекращения действия) военного поло­жения нормативные правовые акты, принятые для обеспече­ния режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими.

В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведом­лению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств-участников Организации Объе­диненных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан.

Вопросы для самоподготовки и контроля

1. Понятие, виды административно-правовых режимов.

2. Основы правового регулирования административно-правовых режимов.

г

3. Правовое регулирование мер специального административно-правового режима о чрезвычайном положении.

4. Правовое регулирование мер специального административно-правового режима о военном положении.

5. Полномочия Президента РФ по введению и организации мер специальных административно-правовых режимов.

6. Полномочия Федерального Собрания РФ (обеих палат) по вопросам введения мер специальных административно-право­вых режимов.

7. Полномочия Правительства РФ и ФОИВ по организации мер специальных административно-правовых режимов.

8. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по организации мер специальных административно-правовых ре­жимов.

9. Права и обязанности физических и юридических лиц в процес­се осуществления мер специальных административно-право­вых режимов.

Раздел IV

АДМИНИСТРАТИВНОЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 9. Административное правонарушение, виды и правовая характеристика

Разум дан человеку для того, чтобы он хоро­шо жил, а не для того, чтобы он видел, что нера­зумно живет.

Чевист

9.1. Административное правонарушение, понятие, признаки и состав

Административным правонарушением признается противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или за­конами субъектов РФ об административных правонарушени­ях установлена административная ответственность. То есть существуют определенные специфические (управленческие) отношения, которые охраняются административно-правовыми нормами, и за их нарушение могут привлекаться к админист­ративной ответственности как физические, так и юридические лица (ст. 2.1. Ко АЛ РФ принятый от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ в ред. 30.10.2002 г. № 127-ФЗ).

При этом существуют и формальные составы правонаруше­ний, когда вред от совершения административное правонару­шения не наступил реально, но лицо, нарушившее админист­ративную норму, может быть привлечено к административной ответственности. К таким случаям относится рад формальных составов, закрепленных в главе 12. Административные право­нарушения в области дорожного движения, так как наруше­ние некоторых норм серьезно повышает вероятность соверше­ния дорожно-транспортного происшествия и, как следствие, повышается вероятность наступления факта вредоносности для личности и общества в целом.

Важная новация определена в ст. 1.1., что законодатель­ство об административных правонарушениях состоит из Ко­декса РФ об административных правонарушениях (далее — Ко АП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъек­тов РФ об административных правонарушениях, и что ранее предусмотренная многими федеральными законами админист­ративная ответственность определяется теперь только в соот­ветствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ.

В новом Кодексе нетрадиционно законодатель квалифици­рует вину юридического лица, так как вина обычно считалось как психическое отношение лица, совершившего администра­тивное правонарушение к результатам своего деяния v

Юридическое лицо признается виновным в совершении ад­министративного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все завися­щие от него меры по их соблюдению. То есть не реализованная юридическим лицом (точнее ее руководителем или собствен­ником) возможность соблюдения правил и норм, является умышленной виной, то есть демонстрирует психическое отно­шение руководителя юридического лица к возможным вредо­носным последствиям в результате административного право­нарушения.

При этом назначение административного наказания юри­дическому лицу не освобождает от административной ответ­ственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уго­ловной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В ст. 2.2. Ко АП РФ предусмотрена следующие две формы вины.

1. Административное правонарушение признается совершен­ным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало про­тивоправный характер своего действия (бездействия), предви­дело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершен­ным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предви­дело возможность наступления вредных последствий своего

действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких послед­ствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

То есть законодатель также рассматривает вину руководи­теля или собственника юридического лица, если оно имело возможность для соблюдения правил и норм, но не приняло все от него зависящие меры по их соблюдению. В связи с чем законодатель предъявляет к нему меры повышенной админис­тративной ответственности как субъекту, управляющему объек­том повышенной степени вредоносности, который в результа­те невыполнения норм и правил может нанести реальный су­щественный ущерб (вред) как благополучию граждан, так и окружающей среде. Поэтому административный штраф нала­гается как на юридическое лицо, так и на его руководителя одновременно.

Особой административной ответственности подлежит долж­ностное лицо в случае совершения им административного пра­вонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4).

Примечание.Под должностным лицом в Кодексе следует пони­мать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специаль­ными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке рас­порядительными полномочиями в отношении лиц, не находя­щихся в служебной зависимости от него, а равно лиц, выполня­ющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах мест­ного самоуправления, государственных и муниципальных орга­низациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распо­рядительных или административно-хозяйственных функций ру­ководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, несут административную ответствен­ность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Особо важный признак, который отсутствует в новом Ко АП РФ, это то, что административная ответственность насту­пает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уго­ловной ответственности. Разграничение здесь возможно толь­ко по признаку общественной опасности деяния, что также не нашло четкого определения как один из признаков админист-

'

ративного правонарушения. Законодатель также своеобразно закрепил признак общественной опасности административно­го правонарушения в форме задач (ст. 1.2).

Задачами законодательства об административных правона­рушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита обще­ственной нравственности, охрана окружающей среды, установ­ленного порядка осуществления государственной власти, об­щественного порядка и общественной безопасности, собствен­ности, защита законных экономических интересов физичес­ких и юридических лиц, общества и государства от админист­ративных правонарушений, а также предупреждение админи­стративных правонарушений. То есть признаком обществен­ной опасности административного правонарушения в этом слу­чае является посягательство в форме действия или бездействия на общественные (публичные) интересы, которые включены в форме задач, охраняемых нормами административного права.

Подводя итог, отметим, что сформулированное выше поня­тие административного правонарушения отражает специфичес­кие признаки (черты) административного правонарушения — антиобщественная направленность (ст. 1.2.), противоправ­ность, виновность и наказуемость деяния (ст. 2.1).

Нет также в новом определении административного право­нарушения и разграничения его с уголовным преступлением, как это было ранее. При этом некоторые правонарушения име­ют сложный комплексный характер, являясь одновременно дисциплинарным и административным правонарушением. Их иногда называют административно-дисциплинарными право­нарушениями.

Исходным в характеристике названных признаков адми­нистративного правонарушения является само понятие деяния, представляющее собой акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

Действие представляет собой активное невыполнение пре­дусмотренных нормой или правилом обязанностей или нару­шение запрета (например, нарушение правил охоты).

Бездействие— пассивное невыполнение обязанности (напри­мер, правил пожарной безопасности). Иногда одни и те же пра­вила могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

Противоправность деяниязаключается в том, что оно на­рушает конкретную норму права. Эти нормы могут принадле-

жать не только административному праву, но и финансовому, земельному, таможенному, трудовому и другим отраслям пра­ва, которые охраняются нормами административного права.

Виновность деянияозначает, что правонарушение совер­шено лицом умышленно или по неосторожности (ст. 2.2). На­личие вины является обязательным признаком администра­тивного правонарушения, но для административной ответствен­ности этого признака недостаточно, так как субъект админис­тративной ответственности включает такие необходимые ха­рактеристики, как возраст и дееспособность лица. Например, несовершеннолетний или невменяемый нарушает правила, ус­тановленные для пешеходов и при наличии формальной про­тивоправности отсутствует виновность деяния.

Административная ответственность за деяние также отно­сится к безусловным признакам административного правона­рушения. Таким деянием признается только то, за которое законодательством предусмотрена административная ответ­ственность.

Административное правонарушение выступает в качестве основания административной ответственности и в то же время такая ответственность — признак административного правона­рушения. В некоторых случаях законодательством предусмот­рено наличие причинной связи между деянием и его вредонос­ными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. п. (например, рас­точительное расходование электрической и тепловой энергии и др.). Однако административное деяние может считаться фор­мально таковым без вредоносных последствий, и виновный в нарушении этих норм может быть привлечен к администра­тивной ответственности, например, гражданин, перешел ули­цу в неустановленном месте, не создав при этом опасной ситу­ации в дорожном движении. Квалификация признаков адми­нистративного правонарушения необходима нам для последу­ющей квалификации состава административного правонару­шения и привлечения виновного к административной ответ­ственности.

Под составом административного правонарушенияпони­мается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь админис­тративную ответственность.

Различие состава административного правонарушения и признаков административного правонарушения однозначно отражено в ч. 2 ст. 24.5 Ко АП РФ, где сказано, что отсутствие

состава административного правонарушения, в том числе не­достижение физическим лицом 16-летнего возраста, на момент совершения административного правонарушения, исключает производство по делам об административных правонарушени­ях, или когда лицо, совершившее административное правона­рушение, невменяемо, то речь идет уже о совершении им дей­ствия или бездействия (ст. 2. 8 и ч. 2. ст. 24.5), когда им не осознается фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хро­нического психического расстройства, временного психичес­кого расстройства, слабоумия или иного болезненного состоя­ния психики.

Основные элементы юридического состава административного правонарушения и их содержание

Основными элементами юридического состава администра­тивного правонарушения являются объект, субъект, объектив­ная и субъективная стороны.

Содержанием объекта административного правонаруше­нияявляются специфические общественные отношения, уре­гулированные нормами права и охраняемые мерами админис­тративной ответственности. Формы выражения объекта могут быть различны, в Ко АП РФ они перечислены в ст. 1.2; напри­мер, объектом мелкого хулиганства, являются нормы, охраня­ющие общественный порядок или общественной нравственно­сти.

Содержание объективной сторонывключает характер дей­ствия или бездействия, которое законодательством квалифи­цируется как административное правонарушение.

Субъектами административного правонарушенияявля­ются как физические лица, так и юридические лица.

Среди физических лиц различаются граждане России (го­сударственные и муниципальные служащие, должностные лица, руководители юридических лиц или их собственники и другие категории граждан, с учетом особенностей их правово­го положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям), иностранные граждане, лица без гражданства и другие категории физических лиц, являющиеся субъектами административного правонарушения. Для отдельных катего­рий физических лиц эти факторы обусловливают дополнитель­ные основанияпри привлечении их к административной от-

ветственности, для других — ограничение мерприменения ад­министративной ответственности.

К первой категориифизических лиц применимы дополни­тельные основания, усиливающие меру административной от­ветственности. К ним можно отнести должностных лиц, води­телей транспортных средств, работников торговли и др. На­пример, некоторые должностные лица становятся субъектами административной ответственности и за несоблюдение установ­ленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. При этом они несут административную ответствен­ность за действия или бездействия свои и подчиненных им лиц. За остальные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Вторая категорияфизических лиц включает военнослужа­щих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних (не достигших 18 лет). Для этой группы существует законодательное ограничение мер при­менения административной ответственности.

Субъект административного правонарушения не всегда под­лежит административной ответственности. Военнослужащие срочной службы за ряд административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5). Следовательно, круг субъектов административного правонару­шения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Субъективная сторона административного правонаруше­ния— это психическое отношение субъекта к противоправно­му действию или бездействию и его последствиям. Оно выра­жается в форме умысла или неосторожности. Следовательно, лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в форме умысла или неосторожности и при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Форма вины является обязательным призна­ком административного правонарушения (ст. 2.2.)

Вина— это психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию и возможным последствиям. Вина проявляется в форме умысла или по нео­сторожности. В отношении вины юридического лица подразу­мевается неиспользованная возможность соблюдения нормы или правила, то есть не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1).

Признаки административного правонарушения необходи­мо отличать от юридического состава административного пра­вонарушения. Понимание такого различия важно больше прак­тически, чем теоретически. При наличии всех признаков ад­министративного правонарушения может отсутствовать при­знаки состава административного правонарушения, что исклю­чает возможность привлечения лица его совершившего к ад­министративной ответственности.

Правильная юридическая квалификация состава админис­тративного правонарушения облегчает его разграничение, на­пример, с преступлением. Отграничение их проводится в ос­новном по юридическим критериям элементов их составов. Например, мелкое хулиганство отличается от хулиганства уго­ловно наказуемого по степени общественной опасности или вредоносности деяния.

Все правонарушения делятся на преступления, админист­ративные правонарушения или деликты, дисциплинарные (слу­жебные) проступки.

Нормативными актами, которыми определяются виды, ос­нования юридической ответственности и меры наказания за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об администра­тивных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положе­ния о прохождении службы.

В настоящее время действует большое количество различ­ных административных правил и норм. Например, правила паспортной системы, правила безопасности дорожного движе­ния, санитарно-эпидемиологические правила, правила проти­вопожарной безопасности, правила торговли, налоговые пра­вила, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и другие.

В большинстве случаев за нарушение этих правил наступа­ет административная ответственность, которая представляет собой применение административных мер наказания за совер­шение административных правонарушений. Нарушение таких правил в некоторых случаях регламентированных законом может повлечь и уголовную ответственность виновных в этом правонарушении лиц.

Особенность административного — деликтного института зак­лючается в применении превентивных или профилактических мер предупреждения административных правонарушений. Этот

институт ориентирован, прежде всего, на разработку концепции предупреждения административных правонарушений и разработ­ки системы правовых средств осуществления этой серьезной пра­воохранительной задачи. Роль деликтологии как науки о систе­ме административных правонарушений, причинах и условиях их совершения, личности правонарушителей имеет общеметодо­логическое сходство с криминологией. Об этом отмечали в своих работах известные отечественные ученые - административисты Б.М. Лазарев. А.Е. Лунев, В.И. Ремнев и др.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.