Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В осуществлении функций исполнительной власти, государственного управления



Применительно к любому виду деятельности под методами обычно понимают способы, приемы или средства анализа, оцен­ки ситуаций и достижения поставленных целей, решения по­ставленных задач. Метод управления — это способ анализа и оценки состояния реализации функций и задач управления, средство и приемы воздействия органа исполнительной власти (субъекта управления) на управляемые объекты (физические и юридические лица). Принципиальная роль метода, его глав­ное предназначение состоит в том, что он служит наиболее эффективным подходом и средством достижения сформулиро­ванной цели управления. Методы управления тесно связаны с целями управления. Они характеризуют сам характер процес­са государственного воздействия на управленческие отноше­ния. Методы управления в какой-то мере зависят от полити­ческого режима в государстве.

Методы в деятельности исполнительной власти, государ­ственного управления, администраций органов МСУ показы­вают, как, каким образом государство выявляет актуальные проблемы, как формулирует цели и решает задачи по обеспе­чению демографически обоснованной социальной политики. По сути дела используемые методы в основном определяют каче­ственную характеристику государственного управления, осу­ществляемого в основном органами исполнительной власти, государственного управления. Совершенствование организации деятельности органами исполнительной власти, государствен­ного управления, администрации органов МСУ осуществляе­мого по предметам ведения и в объеме своих полномочий не­возможно без совершенствования существующих методов и средств управления.

Методы органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ можно классифици­ровать по различным основаниям. Например, в зависимости от реализации основных (предметных) функций всего процес­са управления (общие методы) или на его отдельных стадиях (специальные методы). Особенностью методов деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ является то, что они применяют­ся в процессе управления от имени и по поручению государ­ства в установленном законом порядке.

Они должны отвечать ряду требований: обладать реальной способностью обеспечивать реализацию воздействий на объек­ты управления; быть реальными и востребованными практи­кой; адаптируемыми (приспособленными) к реальным услови­ям; творческими, то есть использовать достижения науки и передовой практики.

Традиционно в административном праве общие методы уп­равленияклассифицируют на методы убеждения и методы принужденияпо так называемому признаку властных полно­мочий, оказываемых со стороны субъекта управления на объек­ты управления,

К общим методам управлениятакже относят методы кон­троля, наблюдения или административного надзора и разра­ботки мер воздействия (в зависимости от критериев и целей в управлении).

По способу воздействиясо стороны субъекта управления метода общие методы можно подразделять на властное и сти­мулирующее воздействие. Например, административные ме­тоды, экономического или социально-психологического стиму­лирования.

Особое значение в настоящее время имеют методы, класси­фицируемые по степени управляющего воздействия наЪбъек-ты со стороны субъекта управления.Рыночные отношение ввели многих в заблуждение в плане понимания и примене­ния таких основополагающих терминов как «руководство», «го­сударственное управление», «хозяйственноеуправление», «ре­гулирование управленческих отношений». Сами по себе эти термины не имеют однозначной функциональной (рабочей) нагрузки и лишь субъекты управления при использовании конкретных способов и средств могут придавать им позитив­ную или негативную направленность. В этом отношении нам приходиться слышать, что статистика — «лукавая наука», ча­сто забывая при этом, что наука является, прежде всего, эф­фективным инструментом познания процессов и явлений при­роды и общества, а субъекты ее, используемые в силу своих профессиональных, экономических, нравственных, политичес­ких и других особенностей, придают результатам статистичес­ких исследований «лукавые» выводы. Следовательно, все эти названные методы, различные по степени управляющего воз­действия, необходимо применять комплексно с учетом харак­тера процессов, участвующих субъектов и объектов управле­ния, а также условий внешней среды, что зачастую не учиты­вается. Поверхностное или формальное отношение к примене-

нию различных методов управления принесет больше негатив­ных последствий, нежели позитивных результатов. При изу­чении и обобщении зарубежного опыта следует всегда помнить, что положительные качества разных социально-политических систем не могут арифметически складываться, они интегриру­ются в новое качество в соответствии с учетом объективных закономерностей и условий внешней среды.

Руководство в процессе деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления, администрации ор­ганов МСУ чаще понимается как командный или властный метод воздействия. Его достоинства, как правило, быстрое при­нятие и исполнение управленческих решений. К числу недо­статков можно отнести подавление творческой инициативы снизу. Однако применение этого метода, как правило, более предпочтительно для жестко централизованных структур го­сударственного управления. Например, руководство обороной, безопасностью государства.

Государственное управлениев нормативных актах чаще используется как руководство в определенной сфере государ­ства по предметам ведения и в объеме компетенции, но этот термин больше учитывает обратную связь снизу для осуществ­ления целостного процесса управления делами государства и общества.

Хозяйственное управлениекак термин переходный от го­сударственного управления к правовому регулированию озна­чает, прежде всего, самостоятельность в распоряжении полу­ченными доходами субъектом управления в той или иной со­циально-экономической сфере. Правовое регулирование — это, прежде всего, нормотворческая и правоприменительная дея­тельность органов исполнительной власти, государственного управления по осуществлению функций регистрации юриди­ческих лиц, осуществления налоговой политики, лицензиро­вание, аккредитация, контроль, административный надзор, стандартизация, сертификация, квотирование и оказание дру­гих административных услуг физическим и юридическим ли­цам.

Метод убежденияявляется основным методом в деятель­ности органов исполнительной власти, государственного уп­равления, администраций органов МСУ, что предполагает по­вседневную разъяснительную и воспитательную работу по убеж­дению масс, формированию правосознания в целесообразнос­ти, обоснованности и необходимости, установленных государ­ством правил, норм и проводимых властью мероприятий.

Разъяснение основных целей государства, законов, подзакон­ных актов и других мероприятий необходимо, прежде всего, потому, что они затрагивают коренные интересы большинства граждан. Метод убеждения выступает и как средство форми­рования правосознания граждан и должностных лиц органов государственной власти и МСУ, укрепление государственной дисциплины, профилактики правонарушений и укрепления законности и правопорядка в государстве.

К мерам убеждения относятся:обоснование, объяснение, обсуждение, внушение, поощрение, привитие заинтересован­ности, демонстрация положительных примеров управления и многое другое, что должно позитивно формировать духовный мир гражданина и человека.

В условиях радикального изменения общественных отно­шений, становление и развития рыночной экономики, намере­ние развиваться по пути к демократии и правовому государ­ству ставят на первый план решение сложной задачи — форми­рование в нашей стране единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех государственных и негосударственных структур общества и граждан. В этом отношении принят рад нормативно-право­вых актов. Одним из основных является Федеральный закон, принятый 4 июля 1996 г. «Об участии в международном ин­формационном обмене» (СФКЗ и ФЗ РФ. 1996.Выпуск 10(28). Здесь возникают две проблемы: преодоление отставания и ин­теграция в мировое информационное пространство и одновре­менно обеспечение безопасности государственной и иной ком­мерческой тайны.

Одним из механизмов и средств реализации методов убеж­дения является создание автоматизированной системы инфор­мационно-правового обеспечения правотворческой и правопри­менительной деятельности, правового образования и воспита­ния граждан, что позволит существенно повысить эффектив­ность государственного управления. Созданная система будет представлять многоуровневую совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде тер­риториально распределенной сети банков нормативных актов всех видов, иной правовой и социально-экономической инфор­мации.

По критериям и целям методы управления различают:общие методы контроля, наблюдения или административного надзора и разработки комплекса мер воздействия на управля­емые объекты.

Общие методы контроля можно классифицировать по субъектам(по их компетенции):

• органы общей компетенции (Правительство РФ, прави­тельства республик в составе России, администрации субъектов РФ);

• отраслевой компетенции (Государственные комитеты РФ, Министерства и иные ФОИВ);

• межотраслевой (надведомственной) компетенции, напри­мер, Федеральные надзоры России.

Самостоятельным методом контроля является судебный контроль. Государственный контроль осуществляют также за­конодательные органы государственной власти. Конституци­онно (ст. 32, 33) определен общественный контроль за состоя­нием управления делами государства и общества.

Наблюдение является необходимым, но относительно пас­сивным методом. До тех пор пока процесс организации управ­ления не выходит за рамки допустимых показателей, осуще­ствляется режим наблюдения. Этот метод в какой-то мере на­поминает административный надзор, который осуществляется пассивно, пока не обнаружены отклонения от требований норм и правил и применяются уже методы административного на­казания. Когда зафиксировано отклонение от заданных норм и правил, то встает на повестке дня активный метод воздей­ствия, такой как разработка мер или программ восстанавлива­ющего воздействия, то есть приведение процесса управление в рамки допустимых параметров, способствующих достижению сформулированной цели управления.

По способу воздействия на управляемые объекты различа­ются: административные (прямые) методы, (государственно-властные) и экономические (косвенные) методы, например, стимулирующие.

Экономические методы- это методы косвенного воздей­ствия, влияющие на объекты управления (льготы, цены, нало­ги, премии, проценты, экономические санкции, квоты и др.).

К методам административного (прямого) воздействия относятся:общее и непосредственное руководство, государствен­ное управление, хозяйственное управление, правовое ре­гулирование, государственный контроль, прокурорский и ад­министративный надзор.

Во времена плановой экономики методы административ­ного воздействия были основными. В ходе становления в го­сударстве рыночной экономики все большее применение при­обретают экономические методы. Однако опасны представле-

ния, согласно которым в рыночной экономике обязательные предписания государственных органов вообще не нужны. Как показал зарубежный опыт, рыночная экономика не должна быть природной стихией, не регулируемой государством. Го­сударство должно выработать комплекс форм и методов ра­ционального регулирования. Несмотря на то, что основным методом является проявление творческой инициативы и самостоятельности управляемых, это не исключает примене­ния в строго ограниченных законодательством пределах, и метода обязательных предписаний. Например, это отражено в указе Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 478 « О мерах по обеспечению государственного управления закрепленными в федеральной собственности акций Российского АО «Газпром».1 По существу, мы оказались позади многих зарубежных стран по применению методов правового регулирования экономи­ческих отношений, где рыночные отношение более развиты, чем в России.

В числе административно-правовых методов особое место занимают средства принудительного характера, которые состав­ляют институт административного принуждения.В широ­ком смысле административное принуждение призвано обеспе­чить исполнение правил поведения, выраженных в нормах и правилах. Этим мерам характерен внесудебный (подведомствен­ный юрисдикционный) порядок реализации.

Меры административного принуждения подразделяются на четыре группы:

• административно-предупредительные меры, например, проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр вещей, регистрация документов и проверка ручной кла­ди при посадке на самолет;

Ш меры административного пресечения, например, проверка на трассе инспектором ГИБДД состояния автомобиля и в случае выявления неисправности, создающей реаль­ную опасность для окружающих запрещается его даль­нейшая эксплуатация;

• меры, обеспечивающие административное производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАП РФ), в которой определено 9 мер обеспечения, име­ющих характер административного принуждения;

• меры административной ответственности, например, при­менение меры административного наказания, их ст. 3.2. определено 8 видов.

1 СЗ РФ.1997. № 20, ст. 2236.

Все эти перечисленные меры административного принуж­дения используются в интересах более эффективного решения задач и функций исполнительной власти и государственного управления. Эти меры не утрачивают своего значения и в на­стоящее время, даже возможно приобретают дополнительное значение для ряда правонарушений и, в первую очередь, для юридических лиц. При этом административное наказание на юридическое лицо, не освобождает от административного на­казания руководителя или собственника юридического лица и наоборот.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.