Тот, кто не может определить направление ќиблы, к примеру, из-за темноты или облачности, должен спросить того, кто знает об этом. Если ему некого спросить, то он должен попробовать определить это своими силами и совершить молитву повернувшись в ту сторону, которая по его предположению является ќиблой. В таком случае его молитва будет действительной и он не обязан повторять её, даже если позже обнаружит, что стоял в неправильном направлении. Если (во время совершения молитвы) выяснится, что он стоит в неправильном направлении, то он должен повернуться в нужном направлении не прерывая молитву.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал:
﴿ بينما الناس بقباء في صلاة الصبح ، إذ جاءهم آت فقال : إن النبي صلى الله عليه وسلم قد أنزل عليه الله قرآن ، وقد أمر أن يستقبل الكعبة فاستقبلوها . وكانت وجوههم إلى الشام فاستداروا إلى الكعبة ﴾ متفق عليه .
«(Однажды,) когда люди совершали утреннюю молитву в мечети Ќубаъ, к ним пришёл один человек и сказал: “Воистину, Аллах ниспослал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Куръан, в котором велел повернуться в сторону Ка’бы, так повернитесь же к ней”. Они стояли лицом к аш-Шаму и повернулись к Ка’бе». Этот хадис передали аль-Бухари 403 и Муслим 13/526.
Затем, если он совершил молитву повернувшись в ту сторону, которую он определил (как ќиблу) и затем захочет совершить другую молитву, то ему следует снова попробовать определить направление ќиблы. Если окажется, что она отличается от того, что он определил ранее, то ему нужно совершить молитву, повернувшись в этом (новом) направлении не повторяя раннее совершённую молитву.
Когда можно не становиться лицом к ќибле?
Поворачиваться в сторону ќиблы при совершении молитвы является обязательным, исключая следующие случаи:
1) Добровольная молитва всадника
Всаднику разрешается совершать дополнительную молитву при езде, совершая поясные и земные поклоны. При совершении земного поклона, он будет наклоняться больше чем при совершении поясного поклона, а ќиблой будет то направление, в котором движется его животное (транспорт).
Сообщается, что ‘Амир ибн Раби’а сказал:
﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يصلي على راحلته حيث توجهت به ﴾ رواه البخاري ومسلم ، وزاد البخاري : يومئ ، والترمذي : ولم يكن يصنعه في المكتوبة
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал». Этот хадис передали Муслим 701, и аль-Бухари 1093, у которого добавлено: «Он слегка наклонял свою голову». У ат-Тирмизи к тексту (этого хадиса) добавлено следующее: «(Однако) он не поступал таким образом при совершении обязательных молитв».
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يصلي على راحلته وهو مقبل من مكة إلى المدينة حيثما توجهت به ، وفيه نزلت : ( فأينما تولوا فثم وجه الله ) ﴾
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время поездки из Мекки в Медину, не поворачиваясь в сторону Мекки, и в это время был ниспослан (аят, в котором говорится):
«Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». Сура «аль-Баќара», 115.
Сообщается, что Ибрахим ан-Наха’и сказал: «Они[Имеется в виду сподвижники пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.] молились во время поездок верхом на животных в том направлении, в котором они двигались».
Ибн Хазм сказал: «Это было передано от сподвижников и их последователей, во время путешествия и пребывания по месту жительства».
2) Совершение молитвы при вынужденных условиях, болезни и опасности.
При таких обстоятельствах, позволяется молиться, не поворачиваясь в сторону ќиблы, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
﴿ إذا أمرتكم بأمر فأتوا منه ما استطعتم ﴾
«Если я приказываю вам что-то сделать, то делайте то, что вы в силах (сделать)». Этот хадис передали аль-Бухари 7288 и Муслим 1337, ат-Тирмизи 2681 и ан-Насаи 5/110.
Также, Всевышний Аллах сказал:
﴿ فإن خفتم فرجالا أو ركبانا ﴾
«Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом». Сура «аль-Баќара», 239.
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
﴿ مستقبلي القبلة أو غير مستقبليها ﴾ رواه البخاري
«В направлении ќиблы или в другую сторону». Этот хадис передал аль-Бухари 4535 и Муслим 839.
Описание молитвы
От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переданы хадисы, объясняющие как совершать молитву и ее описание. Мы ограничимся, приводя два хадиса: первый о его поступке и второй о его высказывании.
1) Передают со слов ‘Абдуллы ибн Ѓанама:
﴿ أن أبا مالك الاشعري جمع قومه فقال : يا معشر الاشعريين اجتمعوا واجمعوا نساءكم وأبناءكم أعلمكم صلاة النبي صلى الله عليه وسلم التي كان يصلي لنا بالمدينة فاجتمعوا وجمعوا نساءهم وأبناءهم ، فتوضأ وأراهم كيف يتوضأ . فأحصى الوضوء إلى أماكنه حتى أفاء الفئ وانكسر الظل قام فأذن . فصف الرجال في أدنى الصف ، وصف الولدان خلفهم . وصف النساء خلف الولدان ، ثم أقام الصلاة ، فتقدم فرفع يديه فكبر ، فقرأ بفاتحة الكتاب وسورة يسرها . ثم كبر فركع فقال : سبحان الله وبحمده ثلاث مرات ، ثم قال : سمع الله لمن حمده واستوى قائما ، ثم كبر وخر ساجدا ، ثم كبر فرفع رأسه ، ثم كبر فسجد ، ثم كبر فانتهض قائما . فكان تكبيرة في أول ركعة ست تكبيرات . وكبر حين قام إلى الركعة الثانية . فلما قضى صلاته ، أقبل إلى قومه بوجهه فقال : احفظوا تكبيري وتعلموا ركوعي وسجودي ، فإنها صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم التي كان يصلي لنا كذا الساعة من النهار ، ثم إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لما قضى صلاته أقبل إلى الناس بوجهه فقال ( يا أيها الناس اسمعوا واعقلوا ، واعلموا أن الله عز وجل عبادا ليسوا بأنبياء ولا شهداء ، يغبطهم الانبياء والشهداء على مجالسهم وقربهم من الله ، فجاء رجل من الاعراب من قاصية الناس وألوى بيده إلى نبي الله صلى الله عليه وسلم فقال : يا نبي الله . ناس من الناس ليسوا بأنبياء ولا شهداء ، يغبطهم الانبياء والشهداء على مجالسهم وقربهم من الله ؟ انعتهم لنا فسر وجه النبي صلى الله عليه وسلم لسؤال الاعرابي ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : وهم ناس من أفياء الناس ونوازع القبائل ، لم تصل بينهم أرحام متقاربة ، تحابوا في الله وتصافوا ، يضع الله لهم يوم القيامة منابر من نور فيجلسهم عليها ، فيجعل وجوههم نورا ، وثيابهم نورا ، يفزع الناس يوم القيامة ولا يفزعون ، وهم أولياء الله الذين لا خوف عليهم ولا هم يحزنون ﴾ رواه أحمد وأبو يعلى بإسناد حسن ، والحاكم وقال : صحيح الاسناد .
«(Однажды) Абу Малик аль-Аш’ари собрал людей своего племени и сказал:
“O племя Аш’ари, соберитесь вместе, и соберите своих женщин и детей, чтобы я научил вас молитве, которую посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами в Медине”. И они собрались и собрали своих женщин и детей. И он (Абу Муса) совершил омовение и показал им, как он это делает, и довел его до конца, пока солнце пройдет зенит и появится тень, а затем он сделал азан. Он поставил мужчин в ряд, который был ближе к нему, детей в ряд позади мужчин, а женщин поставил в ряд позади детей и затем сделал иќаму.
И он начал молитву подняв руки, и (затем) произнёс такбир. Затем он тихо (про себя) прочитал суру «Открывающая писание» /Аль-Фатиха/ и другую суру. После этого он произнес такбир /Аллаху акбар/ и совершив поясной поклон три раза сказал: «Слава Аллаху и хвала Ему» /Субханаллахи ва бихамдихи/. Зтем он выпрямился и сказал: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его» /Сами’а-л-Лаху лиман хамидах/. Затем произнося такбир он совершил земной поклон. Он произнес такбир, поднял голову (и сел). Повторив такбир и снова совершив земной поклон, после которого он опять произнёс такбир и (затем он) встал. В первом рак’aте он произнёс шесть такбиров и сделал тоже самое, когда стоял во время второго рак’aта. Закончив молитву, он повернулся лицом к людям и сказал:
“Запомните количество такбиров и выучите поясные и земные поклоны (которые я совершил), поскольку именно так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву с нами в это время дня. Затем, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он повернулся к людям и сказал: “O люди, слушайте и внимайте, и знайте, что у Аллаха Великого и Всемогущего есть рабы, которые не являются ни пророками, ни мучениками, но пророки и мученики позавидуют им за их близость к Аллаху”. И тогда один бедуин вышел вперед и сказал: “O пророк Аллаха, (это) люди из числа людей не являющиеся ни пророками ни шахидами, и им позавидуют пророки и шахиды из-за их близости к Аллаху? Опиши их нам!” И на лице пророка, да благословит его Аллах и приветствует, виднелась радость от просьбы бедуина и он сказал: “Они из разных народов и племен, которые не имеют между собой никаких родственных связей. Они любят друг друга только ради Аллаха и в День воскресения, Аллах дарует им минбары (возвышения) из света, на которых они будут восседать. Их лица будут излучать свет, и их одежда будет излучать свет. Люди будут напуганы в День воскресения, но им не будет ведом страх. Они угодники Аллаха, которые не испытают страха и не будут они опечалены». Этот хадис передали Ахмад 5/343 и Абу Йа’ля 6110 с хорошей цепью и аль-Хаким 4/188, который сказал: «Цепочка (передатчиков этого хадиса) достоверная».[ Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис слабым из-за передатчика по имени Шахр ибн Хаушаб у которого была плохая память. См. «Тамамуль-минна» 1/166, «Муснад» 22957.]
2) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ دخل رجل المسجد فصلى ، ثم جاء إلى النبي صلى الله عليه وسلم يسلم . فرد عليه السلام وقال : ( إرجع فصل فإنك لم تصل ) فرجع ، ففعل ذلك ثلاث مرات . قال فقال : والذي بعثك بالحق ما أحسن غير هذا فعلمني ، قال : ( إذا قمت إلى الصلاة فكبر ثم اقرأ ما تيسر معك من القرآن ، ثم اركع حتى تطمئن راكعا ثم ارفع حتى تعتدل قائما ، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ، ثم ارفع حتى تطمئن جالسا ، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ، ثم افعل ذلك في صلاتك كلها ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم .
«(Однажды) один человек зашёл в мечеть и совершил молитву. После того, (как он закончил молитву) он подошёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует и поприветствовал его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие и сказал: «Вернись и помолись (заново), так как ты не совершил молитву». Это повторилось три раза.
(Абу Хурайра) сказал: «И тот человек сказал: «Клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, я не умею молиться лучше этого, так научи же меня». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Когда ты становишься на молитву, произнеси «такбир» /Аллах Велик/ и затем читай то, что ты можешь из Корана. Затем соверши поясной поклон, пока не успокоишься (в поясном поклоне) и затем возвращайся в исходное положение, пока не станешь прямо. Затем соверши земной поклон, пока ты не достигнешь спокойствия в нем, а потом подними голову и садись и успокойся сидя. Затем опять соверши земной поклон (и оставайся в таком положении) пока не достигнешь спокойствия. И далее поступай так в течение всей молитвы». Этот хадис передали аль-Бухари 757, Муслим 397, Абу Дауд 856, ан-Насаи 2/124, ат-Тирмизи 303, Ибн Маджах 1060, Ахмад 2/437 и известен как «Хадис нерадивца в молитве».
Это совокупность того, что дошло до нас из того что описывает молитву посланника, будь то в виде действий или высказываний. Далее мы постараемся провести различие между предписаниями молитвы и её Сунан.
فرائض الصلاة
Предписания молитвы
У молитвы свои предписания и столпы, в которых заключается сама суть молитвы. При отсутствии хотя бы одного из данных предписаний молитва теряет свою юридическую силу и считается не действительной. Ниже дается их разъяснение:
1. Намерение[Некоторые относят его к условиям молитвы, а не к ее предписаниям.]
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وما أمروا إلا ليعبدوا الله مخلصين له الدين ﴾
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне». Сура «аль-Баййина», 5.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿إنما الاعمال بالنيات ، وإنما لكل امرئ ما نوى ، فمن كانت هجرته إلى الله ورسوله فهجرته إلى الله ورسوله. ومن كانت هجرته لدنيا يصيبها أو امرأة ينكحها فهجرته إلى ما هاجر إليه ﴾ رواه البخاري
«Поистине, дела оцениваются по намерениям, и каждому воздастся по его намерению. Тот, кто переселился ради Аллаха и ради Его посланника, то его переселение считается ради Аллаха и ради Его посланника, а тот, кто переселился ради мирского, чтобы заполучить его, либо ради женщины, чтобы жениться на ней, то его переселение (будет отнесено) к тому, ради чего он и переселялся». Этот хадис передал аль-Бухари 1.
О сущности намерения мы уже говорили в главе «Омовение».
О произнесении намерения:
В своей книге «Содействие нетерпеливому», Ибн аль-Каййим пишет:
«Намерение - это цель и стремление к чему-либо. Это деяние сердца и не произносится языком, и поэтому, ни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ни его сподвижники, никогда не произносили намерение. А что касается тех фраз, которые позже были введены и произносятся приступая к омовению и молитве, то они исходят от шайтана и являются его наущением для тех, кому он наущает, чтобы на этом схватить их и подвергнуть наказанию, он впутывает их в это и не дает им исправиться. Ты видишь, как они повторяют его раз за разом (из-за своего незнания), хотя это и не имеет никакого отношения к молитве».
Вступительный такбир
Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ مفتاح الصلاة الطهور ، وتحريمها التكبير ، وتحليلها التسليم ﴾ رواه الشافعي وأحمد وأبو داود وابن ماجة والترمذي ، وقال : هذا أصح شئ في هذا الباب وأحسن ، وصححه الحاكم وابن السكن
«Ключ к молитве - очищение, вход в нее – такбир, а выход из нее – таслим[Дословно «такбир делает его запретным (харам)», что подразумевает все действия, совершение которых во время молитвы Аллах сделал запретными (харам), «а таслим делает ее разрешенной (халал)», как всё разрешённое за пределами молитвы. Хадис утверждает, что дверь к молитве заперта, и ни один верующий не может открыть её, предварительно не очистившись, точно так же в нем утверждается и то, что входом в молитву является только такбир, а выходом из него - только таслим. Этого мнения придерживаются большинство мусульманских ученых.
Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани: «Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами». Пер. Н. Гайнуллин и Д. Хайруддин. – М. : УММА, 2004. стр. 56. Прим. пер.]». Этот хадис передали аш-Шафи’и, Ахмад 1/123, Абу Дауд 61, Ибн Маджах 275 и ат-Тирмизи 3, который сказал: «Это самое достоверное и самое хорошее сообщение на эту тему».[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 55, «Сахих аль-Джами'» 5885.] Аль-Хаким 1/223 и Ибн ас-Саккан подтвердили его достоверность, что подтверждается действием и высказыванием посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах подобных предшествовавшим двум (хадисам).
Такбир - это высказывание «Аллах Велик»/Аллаху Акбар/, как об этом сообщается в хадисе Абу Хамида:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا قام إلى الصلاة اعتدل قائما ورفع يديه ثم قال :
( الله أكبر ﴾ ﴾ رواه ابن ماجه ، وصححه ابن خزيمة وابن حبان .
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он выпрямлялся, поднимал свои руки и говорил: “Аллаху Акбар”». Этот хадис передали Ибн Маджах 862, а Ибн Хузайма 561 и Ибн Хиббан 1870 подтвердили его достоверность.[ Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 1/280.]
Похожийхадис с достоверной цепью, соответствующий условиям Муслима передал иаль-Баззар от ‘Али, да будет доволен им Аллах:
﴿ عن علي أنه صلى الله عليه وسلم كان إذا قام إلى الصلاة قال : ( الله أكبر ) ﴾
«Когда он, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, то говорил: “Аллаху Акбар”».
А так же и у ат-Табарани, в хадисе (где рассказывалось о том, кто пренебрегает своей молитвой):