Все это должно быть свободно от физических нечистот в меру возможности. Если невозможно удалить их, то можно молиться с этим и позже не нужно повторять молитву. Что же касается чистоты тела, то Анас передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ تنزهوا من البول ، فإن عامة عذاب القبر منه ﴾ رواه الدار قطني وحسنه .
«Очищайте себя от мочи, так как большинство наказаний в могиле получают из-за этого». Этот хадис передал ад-Дара Кутни, который назвал его хорошим.
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ كنت رجلا مذاء فأمرت رجلا أن يسأل النبي صلى الله عليه وسلم لمكان ابنته ، فسأل فقال : ﴿ توضأ واغسل ذكرك ﴾ ﴾ رواه البخاري وغيره .
«Я страдал от простатита и попросил одного человека спросить пророка об этом (поскольку я стеснялся спросить его об этом, из-за моего родства с ним через его дочь). Он спросил его и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Совершай омовение и обмывай свои половые органы”».Этот хадис передали аль-Бухари132, Муслим 303, Абу Дауд 206, ан-Насаи 1/97, 1/111, 1/214, ат-Тирмизи 114, Ибн Маджах 504.
Также передают от ‘Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщине с хроническим кровотечением:
﴿ اغسلي الدم عنك وصلي ﴾ .
«Смой с себя кровь и молись».
Что же касается чистоты одежды, то Всевышний Аллах говорит:
﴿ وثيابك فطهر﴾
«И одежды твои очисти!» Сура «аль-Муддасир», аят 4.
Сообщается, что Джабир ибн Самура рассказывал, что он слышал, как один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Можно ли мне молиться в той же одежде, в которой я совершил половой акт со своей женой?» Он сказал:
﴿ نعم إلا أن ترى فيه شيئا فتغسله ﴾ رواه أحمد وابن ماجة بسند رجاله ثقات
«Да, но если ты увидишь на ней что-нибудь, то ты должен смыть это». Этот хадис передали Ахмад 5/97 и Ибн Маджах 542 и его рассказчики заслуживают доверия.[ Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, а Шу’айб аль-Арнаут назвал его иснад сильным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 1/180, «Муснад» 20958.]
Сообщается, что Му’авийа сказал:
﴿ قلت لام حبيبة : هل كان النبي صلى الله عليه وسلم يصلي في الثوب الذي يجامع فيه ؟ قالت : نعم إذا لم يكن فيه أذى ﴾ رواه أحمد وأصحاب السنن ، إلا الترمذي
«Я спросил у Умм Хабибы: “Совершал ли молитву пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в той же одежде, в которую он был одет при совершении полового акта?” Она сказала: “Да, если на ней не было никаких пятен”». Этот хадис передали Ахмад 6/426, Абу Дауд 366, ан-Насаи, 1/154; Ибн Маджах, 540.[ Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 352, «Муснад» 27444.]
Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах:
﴿ أنه صلى الله عليه وسلم صلى فخلع نعليه فخلع الناس نعالهم ، فلما انصرف قال : ( لم خلعتم ) ؟ قالوا رأيناك خلعت فخلعنا ، فقال : ( إن جبريل أتاني فأخبرني أن بهما خبثا فإذا جاء أحدكم المسجد فليقلب نعليه ولينظر فيهما فإن رأى خبثا فليمسحه بالارض ثم ليصل فيهما ﴾﴾ رواه أحمد وأبو داود والحاكم وابن حبان وابن خزيمة وصححه
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снял свою обувь, и люди стоявшие за ним сделали тоже самое. Закончив молитву, он спросил:
«Почему вы сняли обувь?» Они сказали: «Мы увидели, что ты снял свою (обувь) и поэтому мы сняли свою». Он сказал: «Джибрил явился ко мне и сообщил, что на них были нечистоты. Когда кто-нибудь из вас приходит в мечеть, пусть осмотрит подошву своей обуви, а если найдет на ней какую-то нечистоту, пусть вытирает её землю и затем молится в ней». Этот хадис передали Ахмад 3/20, 92, Абу Дауд 650, Ибн Хиббан 2185, Ибн Хузайма 786, который подтвердил его достоверность, аль-Байхаки 2/431, ад-Дарими, 1/320, ат-Тахави, 1/294, аль-Хаким 1/260. Также его передал ат-Тайалиси в своем «Муснаде» 2154. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и аз-Захаби согласился с ним.[ Ан-Навави в «аль-Маджму'» 2/179, 3/132, 156 сказал: «Его иснад достоверный». Шейх аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 605, «Ирваъ» 284.]
В этом хадисе есть доказательство того, что, если кто-то войдет в мечеть (в обуви) не зная или забыв о том, что на ней есть (следы) нечистот и внезапно вспомнит об этом во время молитвы, то ему следует попробовать удалить их и продолжить молитву и он не обязан повторять молитву позже.
Что же касается чистоты места молитвы, то в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится:
«Один бедуин стал и помочился в мечети и люди вскочили, чтобы схватить его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановил их и сказал:
﴿ دعوه وأريقوا على بوله سجلا من ماء ، أو ذنوبا من ماء ، فإنما بعثتم ميسرين ولم تبعثوا معسرين ﴾ رواه الجماعة إلا مسلما .
«Оставьте его и налейте ведро воды на то место, куда он помочился. Воистину, вы посланы, чтобы облегчать, а не создавать трудности». Этот хадис передали аль-Бухари 220, Муслим 284, Абу Дауд 380, ат-Тирмизи 147, ан-Насаи 3/14, Ибн Маджах 528.
Аш-Шаукани - после того как выявил, что приводимые доводы противоречивы - сказал: «Если тебя устраивают те доводы и их содержимое, которые мы привели тебе, то знай, что они не допускают проявления небрежности в вопросе об обязательности чистоты одежды. Тот, кто совершает молитву, имея нечистоты на одежде, относится к числу тех, кто упускает одно из обязательных действий молитвы, либо его молитва является ложной – в ней как бы отсутствует условие подлинности молитвы и только.
В «Ар-Раудат ан-Надиййа» сказано: «Большинство ученых считает, что три вещи обязательно должны быть чистыми: тело, одежда и место молитвы. Некоторые считают, что это является условием полноценности молитвы, а другие говорят, что это является только Сунной, но правильное заключается в том, что это является обязательным. Тот, кто намеренно молится в нечистой одежде, оставляет одно из обязательных условий (молитвы), но его молитва при этом является действительной».
4. Прикрытие ‘аурата[«’Аурат» – на языке арабов означает незащищенное место, после чего это слово стало термином Фикха, и означает место на теле, которое следует прикрыть. Прим. пер.]
Аллах говорит в Куръане:
﴿ يا بني آدم خذوا زينتكم عند كل مسجد ﴾
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети».Сура «аль-А’раф», аят 31.
Слово «украшения» здесь означает покрытие ‘аурата. Значением слова «мечеть», является «молитва». Следовательно, это означает: «Прикройте свой ‘аурат для каждой молитвы».
Сообщается, что Салама ибн аль-Аква’ сказал:
- Я сказал: «O посланник Аллаха, могу ли я молиться в длинной рубахе?» Он сказал:
﴿ نعم زرره ولو بشوكة ﴾ رواه البخاري في تاريخ وغيره .
«Да, но застёгивай её хотя бы одной пуговицей». Этот хадис передал аль-Бухари в своем «Тарихе» и другие мухаддисы.
Что является ‘ауратом мужчины?
‘Аурат, который следует прикрыть мужчине во время молитвы, - это половые органы и ягодицы, а что касается остального тела: бедра, пупка, колени, то по их поводу имеются разногласия; есть те, кто относит их к ‘аурату и те кто не считает их таковыми.
Доводы тех, кто не относит их к ‘аурату:
Те, кто не относит пупок, бедро и колени к ‘аурату ссылаются на нижеследующие хадисы:
1) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:
﴿ أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان جالسا كاشفا عن فخذه ، فاستأذن أبو بكر فأذن له وهو على حاله ، ثم استأذن عمر فأذن له ، وهو على حاله ثم استأذن عثمان فأرخى عليه ثيابه . فلما قاموا قلت : يا رسول الله استأذن أبو بكر وعمر فأذنت لهما . وأنت على حالك ، فلما استأذن عثمان أرخيت عليك ثيابك ؟ فقال : ( يا عائشة ألا أستحي من رجل والله إن الملائكة لتستحي منه ) ﴾ رواه أحمد ، وذكره البخاري تعليقا .
«Как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел с обнаженным бедром, и к нему пришел Абу Бакр и попросил разрешения войти, и пророк разрешил ему, сам находясь в таком положении. Затем попросил разрешения войти ‘Умар, которому также было позволено войти. (Однако,) когда попросил разрешения войти ‘Усман, (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прикрыл свое (бедро) одеждой. Когда они ушли, я сказала: “O посланник Аллаха, ты разрешил Абу Бакру и ‘Умару войти, хотя твое бедро было обнаженным. Когда же попросил разрешения войти ‘Усман, ты прикрыл себя одеждой”. Он сказал:
“O ‘Аиша, разве я не должен стесняться человека, которого, клянусь Аллахом, стесняются даже ангелы?”».Этот хадис передал Ахмад 6/62, а аль-Бухари передал «подвешенную» /му’аллак/ версию этого хадиса.
2) Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم يوخ خيبر حسر الازار عن فخذه ، حتى إني لانظر إلى بياض فخذه ﴾ رواه أحمد والبخاري .
«Во время битвы при Хайбаре, одежда пророка была от бедра задрана так, что я смог увидеть белизну его бедра». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари 341.
Ибн Хазм сказал: «Верно то, что бедро не является частью ‘аурата. Если бы оно было ‘ауратом, тогда почему Аллах позволил Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который был защищен (от грехов), обнажить его так, чтобы Анас и другие смогли увидеть его? Аллах оберег бы его от этого. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи юношей, до начала пророческой миссии, как об этом передано в двух «Сахихах» со слов Джабира, что он однажды нес камни для Ка’бы, одетый только в набедренную повязку, его дядя аль-’Аббас сказал ему: «O племянник, почему бы тебе не развязать свою набедренную повязку и не положишь её на своё плечо как мягкую подкладку?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это и затем упал без сознания. После этого дня его никогда больше не видели обнажённым».
3) Муслим (242/648) передал от Абу аль-‘Алийи Барраъ, что ‘Абдуллаҳ ибн ас-Самит похлопал по его бедру и сказал:
«Я спросил Абу Зарра, и он ударил по моему бедру так, как я ударил по твоему, и сказал: “Я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он похлопал по моему бедру так, как я по твоему и сказал:
﴿ صل الصلاة لوقتها ﴾
“Совершай молитву вóвремя”, идо конца хадиса.
Ибy Хазм сказал: «Если бы бедро являлось ‘ауратом, то посланник Аллаха не коснулся бы его своей священной рукой. Если бы бедро являлось ‘ауратом, то Абу Зарр не коснулся бы его. Тоже самое можно (сказать) и о ‘Абдулле ибн ас-Самите и Абу аль-‘Алиййи.
Не позволяется мусульманину трогать рукой лобковую область другого человека либо его ягодицы, даже если они и прикрыты одеждой. Также и мужчина не может касаться тела посторонней женщины, даже поверх одежды».
4) Далее Ибн Хазм упомянул со ссылкой на Хубайра ибн аль-Хувайрис о том, что он посмотрел на бедро Абу Бакра, когда оно было обнажено, и что Анас ибн Малик пришёл к Ќас ибн Шамасу, когда его бедро также было не прикрытым.
Доводы тех, кто считает, что эти части тела у мужчины являются ‘ауратом:
Те, кто считает, что это является ‘ауратом ссылаются на два следующие хадиса:
Сообщается, что Мухаммад Джахш сказал:
«Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо Ma’мара, у которого были обнажены бедра, и сказал ему:
﴿ يا معمر غط فخذيك فإن الفخذين عورة ﴾ رواه أحمد والحاكم والبخاري في تاريخه ، وعلقه في صحيحه .
«O Ma’мар, прикрой свои бедра, воистину, бедра (являются частью) ‘аурата». Этот хадис передали Ахмад 5/290, аль-Хаким 3/738 и аль-Бухари в «Тарихе» и «подвешенную» версию этого хадиса в своем «Сахихе».[ Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. См. «Муснад» 22547.]
Сообщается, что Джурхад сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо меня, когда плащ, в который я был одет, не прикрывал мое бедро. (Увидев это) он сказал:
﴿ غط فخذيك فإن الفخذ عورة ﴾ رواه مالك وأحمد وأبو داود والترمذي وقال : حسن : وذكره البخاري في صحيحه معلقا .
«Прикрой свои бедра, воистину, бедро (является частью) ‘аурата». Этот хадис передали Малик, Ахмад 3/479, Абу Дауд 4014 и ат-Тирмизи 2798, который назвал его хорошим, а аль-Бухари передал «подвешенную» версию этого хадиса в своем «Сахихе».[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 5/111, «Ирваъ» 1/297-298.]
Это – доводы каждой из сторон. Наблюдатель волен делать выбор между ними, конечно же, будет лучше, если молящийся во время молитвы по мере возможности прикроет то, что между пупком и коленями.
Аль-Бухари сказал: «Хадис Анаса более силен с точки зрения иснада (передачи), а хадис Джурхада отличается большей предосторожностью», и это означает, что хадис Анаса более силен.
‘Аурат женщины
Тело женщины целиком является ‘ауратом и ей следует прикрыть его полностью за исключением лица и кистей рук.
Аллах говорит в Куръане:
﴿ ولا يبدين زينتهن إلا ما ظهر منها ﴾
«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны»[ Сура «ан-Нур», 24:31.]. То есть, пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением лица и кистей рук.
Как было сказано в достоверном хадисе от Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара и ‘Аиши, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا يقبل الله صلاة حائض إلا بخمار ﴾ رواه الخمسة إلا النسائي ، وصححه ابن خزيمة والحاكم وقال الترمذي : حديث حسن .
«Аллах не принимает молитву женщины достигшей совершеннолетия, если она не носит химáр[Носить химар – значит прикрывать голову. Прим. Пер.]». Этот этот хадис передали Ахмад 6/150, Абу Дауд 641, ат-Тирмизи 377 и Ибн Маджах 655. Ибн Хузайма 753 и аль-Хаким 1/380 подтвердили его достоверность, а ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 596, «Сахих аль-Джами’» 7383.]
Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Может ли женщина молиться в длинном платье и покрывале (с прикрытой головой) без изара?» Он сказал:
﴿ إذا كان الدرع سابغا يغطي ظهور قدميها ﴾ رواه أبو داود وصحح الائمة وقفه[Имамы установили, что этот ẋадис является достоверным, поскольку это не является высказыванием Умм Саламы а восходит к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.]
«(Да,) если платье длинное и ниспадает, закрывая верхнюю часть ее ног». Этот хадис передал Абу Дауд 640. Ученые говорят, что этот хадис является достоверным и передан в форме «мауќуф»[ Маукуф (прерванный) – сообщение, цепочка рассказчиков которого восходит до сподвижника Пророка Мухаммада. Поскольку все сподвижники пророка Мухаммада заслуживают доверия, прерванные хадисы имеют юридическую силу. Прим. пер.].[ Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 126, «аль-Мишкат» 763.]
Сообщается, что однажды у ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, спросили:
﴿ في كم تصلي المرأة من الثياب ، فقالت للسائل : سل علي بن أبي طالب ثم ارجع إلي فأخبرني ، فأتى عليا فسأله فقال : في الخمار والدرع السابغ . فرجع إلى عائشة فأخبرها فقالت : صدق ﴾ .
«В какую одежду должна облачиться женщина для совершения молитвы?» Она сказала тому, кто задал ей вопрос: «Спроси у ‘Али ибн Аба Талиба, и затем вернись ко мне, и сообщи мне то, что он скажет». Тот пришел к ‘Али и спросил его об этом и он сказал: «В покрывале и длинном (ниспадающем) платье». Вернувшись, он передал это ‘Аише и она сказала: «Он сказал правду».[ Шейх аль-Албани сказал: «Так этот хадис без тахриджа привел автор. Этот хадис передали ‘Абду-р-Разак в «аль-Мусаннафе» 3/128 и Ибн Абу Шейба 2/224». И далее шейх аль-Албани привел другие достоверные хадисы, которые подтверждают достоверность этого хадиса. Прим. пер.]