Это основано на описании Абу Хумайдом молитвы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ وإذا رفع رأسه استوى قائما حتى يعود كل فقار إلى مكانه ﴾ رواه البخاري ومسلم.
«А когда он поднимал свою голову (после поясного поклона) то выпрямлялся так, что каждая кость возвращалась на свое место». Этот хадис передали аль-Бухари 828 и Муслим.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
﴿ فكان إذا رفع رأسه من الركوع لم يسجد حتى يستوي قائما ﴾ رواه مسلم
«Когда он[Имеется в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.] поднимал голову с поясного поклона, то не совершал земной поклон, пока не становился прямо». Этот хадис передал Муслим 240/498.
(Также) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ ثم ارفع حتى تعتدل قائما ﴾ متفق عليه .
«Затем выпрями (спину), пока не станешь ровно (или прямо)». Этот хадис передали аль-Бухари 757, Муслим 397.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا ينظرالله إلى صلاة رجل لا يقيم صلبه بين ركوعه وسجوده ﴾ رواه أحمد ، قال المنذري : إسناده جيد .
«Аллах не смотрит на молитву человека, который не выпрямляет свою спину между поясными и земными поклонами». Этот хадис передал Ахмад 2/525.[ Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. См. «Муснад» 10812.] Аль-Мунзири сказал: «Его иснад хороший».
7. Земной поклон /суджуд/
Мы уже приводили аят из Куръана, указывающий на обязательность этого действия, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил это в хадисе, сказав:
﴿ ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ثم ارفع حتى تطمئن جالسا ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ﴾
«Затем соверши земной поклон, (и оставайся в таком положении) пока не достигнешь спокойствия в земном поклоне, а затем подними (голову) и сиди, пока не успокоишься сидя. Затем соверши земной поклон, пока не успокоишься в нем».
Первый земной поклон, сидение после него, второй земной поклон и достижение спокойствия во время совершения этих действий, являются обязательными в каждом рак’aте каждой обязательной или дополнительной молитв.
Определение меры (или граница) «спокойствия»
Под «спокойствием» имеется в виду временное замедление после того, как части тела полностью выпрямятся. Ученые установили его минимальную меру, и она равна мере одного тасбиха.
«Спокойствие» приходит от сидения в таком положении, когда тело остается неподвижным. Некоторые ученые говорят, что нужно оставаться в неподвижном состоянии как минимум на то время, которое требуется, чтобы сказать один раз «Субханаллах».
Части тела, принимающие участия в земном поклоне:
Этими частями тела являются: лицо, руки, колени и ноги.
Передают со слов аль-‘Аббаса ибн ‘Абд аль-Мутталиба о том, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ إذا سجد العبد سجد معه سبعة آراب: وجهه ، وكفاه ، وركبتاه ، وقدماه ﴾ رواه الجماعة إلا البخاري .
«Когда раб (Аллаха) совершает земной поклон, то вместе с ним участвуют (в поклоне) семь частей его тела: лицо, руки, колени и ноги». Этот хадис передали Муслим 491, Абу Дауд 891, ат-Тирмизи 272, ан-Насаи 2/208, Ибн Маджах 885.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:
﴿ أمر النبي صلى الله عليه وسلم أن يسجد على سبعة أعضاء ولا يكف شعرا ولا ثوبا : الجبهة ، واليدين والركبتين والرجلين ﴾
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел при совершении земного поклона опираться на семь частей тела, не подбирая волосы или одежду: лоб, руки, колени и ноги». В другой версии этого хадиса говорится:
﴿ أمرت أن أسجد على سبعة أعظم : على الجبهة - وأشار بيده على أنفه - واليدين ، والركبتين ، وأطراف القدمين ﴾ متفق عليه .
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне велено совершать земной поклон семью костями: лбом, и он указал рукой на свой нос, руками, коленями и кончиками ног». Этот хадис передали аль-Бухари 812 и Муслим 490.
В другой версии этого хадиса говорится:
﴿ أمرت أن أسجد على سبع ولا أكفت الشعر ولا الثياب ، الجبهة ، والانف ، واليدين ، والركبتين ، والقدمين ﴾ رواه مسلم والنسائي .
«Мне велено совершать земной поклон семью частями (тела), не подбирая волосы или одежду: лбом, носом, руками, коленями и ногами».Этот хадис передали Муслим 331/490 и ан-Насаи 2/209.
Передают со слов Абу Хумайда:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا سجد أمكن أنفه وجبهته من الارض ﴾ رواه أبو داود والترمذي وصححه
«Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон, то он касался земли носом и лбом». Этот хадис передали Абу Дауд 734 и ат-Тирмизи 270, который подтвердил его достоверность и сказал: «Ученые в этом вопросе поступают так: человек совершает земной поклон, опираясь на нос и лоб. Если он совершает земной поклон, касаясь земли только лбом и не касаясь носом, то некоторые ученые сказали: «Этого достаточно». Другие сказали: «Этого не достаточно, пока он не совершит земной поклон (касаясь земли) лбом и носом.[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 673.]