Тот, кто не может совершать обязательную молитву стоя, может молиться в соответствии со своими возможностями, поскольку Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу, и он получит полную награду за свою молитву.
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا مرض العبد أو سافر كتب الله له ما كان يعمله وهو صحيح مقيم ﴾ رواه البخاري .
«Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, Аллах записывает ему (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым[Имеется в виду любое добровольно совершаемое человеком благое дело, возможности совершения которого он лишается в результате болезни или во время путешествия. Прим. пер.]».Этот хадис передал аль-Бухари 2996, Абу Дауд 3091, Ахмад 4/410.
4. Чтение суры "Аль-Фатиха" при каждом рак‘aте как обязательной, так и дополнительной молитв
Существует множество достоверных хадисов, в которых сообщается, что чтение суры «Аль-Фатиха» в каждом рак’aте молитвы является обязательным, и пока эти хадисы продолжают оставаться достоверными и ясными, нет места противоречиям. Мы упомянем следующие из этих хадисов:
1. Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب ﴾ رواه الجماعة .
«Нет молитвы у того, кто не прочел “Фатихату-ль-Китаб”[То есть суру «Аль-Фатиха». Прим. пер.]/«Открывающая Писание»/. Этот хадис передали аль-Бухари 756, Муслим 34/394, Абу Дауд 822, ат-Тирмизи 247, ан-Насаи 2/135 и 136, Ибн Маджах 837, ад-Дара Кутни 1/318, Ибн Хиббан 1786 и Ибн Хузайма 2/351 в своих «Сахихах».
2. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من صلى صلاة لم يقرأ فيها بأم القرآن - وفي رواية : بفاتحة الكتاب - فهي خداج هي خداج غير تمام ﴾ رواه أحمد والشيخان .
«Тот, кто совершил молитву и не читал в ней “Умм аль-Куръан”/«Мать Писания»/, а в другой версии этого хадиса сказано: “… Фатихату-ль-Китаб”, то она (подобна) выкидышу (сказав это дважды) и является неполноценной». Этот хадис передали Ахмад 2/457, аль-Бухари и Муслим 38/395.[ Шейх аль-Албани сказал, что этот хадис в «Сахихе» аль-Бухари не приводится и его передал только Муслим, но этот хадис аль-Бухари привел в двух других книгах. См. «Тамамуль-минна» 1/167.]
3. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا تجزئ صلاة لا يقرأ فيها بفاتحة الكتاب ﴾ رواه ابن خزيمة بإسناد صحيح ، ورواه ابن حبان وأبو حاتم .
“Молитва, в которой не читалась “Фатихату-ль-Китаб”, не будет зачтена”».Этот хадис с достоверной цепью передал Ибн Хузайма 472. Также его передали Ибн Хиббан 1789 и Абу Хатим.
4.У ад-Дара Кутни приводится хадис с достоверным иснадом:
﴿ لا تجزئ صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب ﴾
«Молитва того, кто не читал “Фатихату-ль-Китаб” не будет зачтена».
5.Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах:
﴿ أمرنا أن نقرأ بفاتحة الكتاب وما تيسر ﴾ رواه أبو داود ، قال الحافظ وابن سيد الناس : إسناده صحيح .
«Нам было велено читать “Фатихату-ль-Китаб” и (еще) то, что было (для нас) легко (читать)». Этот хадис передали Абу Дауд 818, Ибн Хиббан 1790, Ахмад 3/3, Абу Йа‘ля 1210, аль-Баззар. Аль-Хафиз и Ибн Саййид ан-Насс сказали: «Его иснад достоверный».[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 732.]
6.В некоторых версиях хадиса, рассказывающего о молитве того, «Кто пренебрежителен к молитве» сказано:
«И затем читай “Умму-ль-Куръан”, до его слов сказанных ему: «И делай это при каждом рак’aте».
7. Затем, установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (суру) «аль-Фатиха» в каждом рак’aте как обязательной, так и дополнительной молитв, и не подтверждено, что он поступал иначе. Поскольку дело относится к поклонению, то нам остается только следовать, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ صلوا كما رأيتموني أصلي ﴾ رواه البخاري .
«Совершайте молитву так, как вы видели, как совершаю молитву я». Этот хадис передал аль-Бухари 631.
Формула «Басмала»
Ученые едины во мнении о том, что «басмала[Слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Прим. пер.]» является частью аята из суры «Ан-Намл», но они разошлись во мнениях, относительно «басмалы», которая находится перед каждой сурой, вследствие чего возникли три известных направления (мазхаба):
1. Эти слова являются аятом суры «аль-Фатиха» и каждой суры (Куръана), поэтому, читать их следует обязательно вместе с сурой «аль-Фатиха». Если во время совершения молитвы «аль-Фатиха» читается вслух, то и «басмала» читается также, а если «аль-Фатиха» читается тихо, то «басмала» также читается про себя.
Самым сильным доказательством в пользу этого мнения является хадис Ну’айма аль-Муджаммира, который сказал:
﴿ صليت وراء أبي هريرة فقرأ ( بسم الله الرحمن الرحيم ، ثم قرأ بأم القرآن ) الحديث وفي آخره قال : والذي نفسي بيده أني لاشبهكم صلاة برسول الله صلى الله عليه وسلم ﴾ رواه النسائي وابن خزيمة وابن حبان
«Я совершал молитву за Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, и он прочитал: “Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим”/ Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного/ а затем он прочитал “Мать Куръана”»[То есть суру «Аль-Фатиха». Прим. пер.]. В конце хадиса он передал слова (Абу Хурайры, который) сказал:«Клянусь Тем, в чьих Руках моя душа, я совершил молитву подобную той, (какую совершал) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали ан-Насаи 905, Ибн Хузайма 481 и Ибн Хиббан 1797.[ Шейх аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса является слабым». См. «Сунан ан-Насаи» 2/134.]
Аль-Хафиз сказал в книге «аль-Фатх»: «Это самый достоверный хадис в пользу того, что «басмалу» следует читать вслух».
2. Эти слова являются отдельным аятом и были ниспосланы в виде доброго предзнаменования и для разграничения сур. Их разрешается читать с сурой «аль-Фатиха», более того, это является желательным, но читать их вслух не является Сунной.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ صليت خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم وخلف أبي بكر وعمر وعثمان ، وكانوا لا يجهرون ببسم الله الرحمن الرحيم ﴾ رواه النسائي وابن حبان والطحاوي بإسناد على شرط الصحيحين .
«Я совершал молитву за посланником Аллаха, за Абу Бакром, за ‘Умаром и ‘Усманом, и они не читали “Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим” вслух».
Этот хадис передали ан-Насаи 907, Ибн Хиббан 1799 и ат-Тахави с цепочкой соответствующей условиям двух «Сахихов».[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «См. «Сунан ан-Насаи» 2/135.]
3. Эти слова не являются аятом ни суры «аль-Фатиха», ни какой-либо другой суры, и их чтение является нежелательным, как вслух так и про себя при выстаивании обязательной молитвы, но только не в добровольной. Это направление (мазхаб) является слабым.
Ибн аль-Ќаййим объединил первое и второе мнения и сказал:
«Иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (“Бисмилляхир-Рахманир-Рахим”)вслух, но в основном он читал это тихо. Нет сомнения в том, что он не всегда читал эти слова вслух, денно и нощно по пять раз, будучи дома или в поездке, так чтобы этого не заметили его праведные халифы, все его сподвижники и обитатели его страны, которые имели честь жить в превосходную эпоху».