Если молитва уже началась, то нежелательно совершать добровольную молитву.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا أقيمت الصلاة فلا صلاة إلا المكتوبة ﴾
«Если возвестили икаму, то нет другой молитвы, кроме предписанной».
В другой версии этого хадиса говорится:
﴿ إلا التي أقيمت ﴾ رواه أحمد ومسلم وأصحاب السنن.
«Кроме той, к которой призвали [Т.е. кроме той молитвы, для которой возвестили икаму. Прим. пер.] ». Этот хадис передали Ахмад 2/352, Муслим 63/710, Абу Дауд 1266, ат-Тирмизи 421, ан-Насаи 864, Ибн Маджах 1151.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Сарджис сказал:
«Однажды какой-то человек зашел в мечеть, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возглавлял людей в утренней молитве. Этот человек помолился в два рак’aта в стороне мечети и затем встал за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Закончив молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ يا فلان بأي الصلاتين اعتددت، بصلاتك وحدك أم بصلاتك معنا ؟ ﴾ رواه مسلم وأبو داود والنسائي.
«O такой-то, которую из этих двух молитв ты считаешь (совершенной): ту, что ты совершил в одиночку, или ту, что ты совершил с нами?» Этот хадис передали Муслим 67/712, Абу Дауд 1265, ан-Насаи 867, Ибн Маджах 1152.
То, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возразил против этого действия, но не велел ему повторить молитву, является доказательством того, что подобная молитва действительна, хотя это и является нежелательным.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды, когда я молился в то время, когда муаззин возвестил икаму, пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потянул меня и сказал:
﴿ أتصلي الصبح أربعا؟ ﴾ رواه البيهقي والطبراني وأبو داود الطيالسي وأبو يعلى والحاكم، وقال: إنه على شرط الشيخين.
«Ты совершаешь утреннюю (обязательную) молитву в четыре рак’aта?» Этот хадис передали аль-Байхаки, ат-Табарани, Абу Дауд ат-Тайалиси Абу Йа’ла и аль-Хаким 1/454, который сказал: «Хадис соответствует условиям аль-Бухари и Муслима».
Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, чт однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, совершающего два рак’aта утренней молитвы, когда муаззин произносил икаму, и коснувшись его локтя, он сказал ему:
﴿ ألا كان هذا قبل هذا ﴾ رواه الطبراني. قال العراقي: إسناده جيد.
«Разве она не совершается до нее?» Этот хадис передал ат-Табарани. Аль-‘Ираки сказал: «Иснад этого хадиса хороший»
الاذان
Призыв на молитву
/аль-Азан/
Призыв на молитву
Это – объявление о наступлении времени молитвы посредством произнесения определенных выражений. Тем самым осуществляется призыв к объединению, и проявляется один из обрядов Ислама. Азан является обязательным, либо весьма желательным.Аль-Куртуби и другие помимо него сказали, что азан, хотя и состоит из малого количества слов, охватывает вопросы идеологии, так как он начинается с провозглашения величия Аллаха, из которого вытекают Его наличие и совершенство. Затем дважды повторяются слова Единобожия, и отрицается соучастие [То есть наличие у Аллаха сотоварища. Прим. пер] , после чего также подтверждается пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Затем азан призывает к определенному действию повиновения вслед за подтверждением пророчества, так как об этом можно было узнать только от посланника. Затем следует призыв к спасению, что является вечным пребыванием (в раю), и в нем указание на возвращение (к Вечной жизни), после чего идет повторение (слов азана) в виде усиления.
Его достоинства
О достоинствах азана и муаззина, говорится во многих хадисах, и мы упомянем некоторые из них, в число которых входят следующие:
1) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لو يعلم الناس ما في الاذان والصف الاول ثم لم يجدوا إلا أن يستهموا عليه لاستهموا ولو يعلمون ما في التهجير لاستبقوا إليه، ولو يعلمون ما في العتمة والصبح لاتوهما ولو حبوا ﴾ رواه البخاري وغيره.
«Если бы люди знали о (награде, которая ждет тех, кто произносит слова) азана и (находится) в первом ряду (во время общей молитвы), если бы туда можно было попасть, лишь бросив жребий (из-за того, что число желающих много), то они прибегали бы к этому. Если бы люди знали о переселении, то они опережали бы в нем друг друга, если бы они знали о ночной и утренней молитвах, то они прибывали бы на них, даже (если бы им пришлось) ползти!». Этот хадис передали аль-Бухари 615, Муслим 437, ан-Насаи 2/23.
2) Передают со слов Му’авиййи, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إن المؤذنين أطول الناس أعناقا يوم القيامة ﴾ رواه أحمد ومسلم وابن ماجه.
«В День воскресения самые длинные шеи из всех людей будут у муаззинов [Муаззин – человек, который призывает людей к молитве. Иначе говоря тот, кто возвещает Азан. Прим. пер.] ». Этот хадис передали Ахмад 4/95, Муслим 14/387, и Ибн Маджах 725.
3) Передают со слов Аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إن الله وملائكته يصلون على الصف المقدم، والمؤذن يغفر له مد صوته، ويصدقه من سمعه من رطب ويابس، وله مثل أجر من صلى معه ﴾ قال المنذري: رواه أحمد والنسائي بإسناد حسن جيد.
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют первые ряды. И муаззину прощаются (грехи) так, насколько (далеко) достигает его голос, и кто бы ни услышит его, независимо от того, какое это создание, подтвердит то, что он скажет и он получит награду, подобную награде тех, кто молятся с ним». Аль-Мунзири сказал: «Этот хадис передали Ахмад 4/284 и ан-Насаи 2/13 с хорошим иснадом. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 646, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 235, «Сахих аль-Джами’» 1841.]
4) Сообщается, что Абу ад-Дардаъ, да будет доволен им Аллах, сказал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ ما من ثلاثة لا يؤذنون، ولا تقام فيهم الصلاة إلا استحوذ عليهم الشيطان ﴾ رواه أحمد.
«Если три человека не возвещают азан и не совершают вместе молитву, то ими овладеет шайтан». Этот хадис передали Ахмад 5/196, Абу Дауд 547, ан-Насаи 2/106, Ибн Хузайма 2/371 и Ибн Хиббан 2098 в своих «Сахихах», аль-Хаким 1/330. [Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 427, «Сахих аль-Джами’» 5701.]
5) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Имам - поручитель, а призывающий к молитве (муаззин) это тот, кому оказано доверие. O Аллах, веди имамов истинным путем и прости призывающих на молитву». Этот хадис передали Абу Дауд 517, ат-Тирмизи 207, Ибн Хузайма 1528 и Ибн Хиббан 1671 в своих «Сахихах», аль-Байхаки 1/430. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 486, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 237, «Сахих аль-Джами’» 2787.]
6) Сообщается, что ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ يعجب ربك عز وجل من راعي غنم في شظية بجبل يؤذن الصلاة ويصلي، فيقول الله عزوجل: انظروا لعبدي هذا يؤذن ويقيم الصلاة يخاف مني! قد غفرت لعبدي وأدخلته الجنة ﴾ رواه أحمد وأبو داود والنسائي.
«Всевышний Господь восхищается (и доволен) тем, кто, будучи пастухом на своем пастбище в горах, возвещает азан и молится. И Аллах Всевышний говорит: “Посмотрите на Моего раба, который возвещает азан и совершает молитву из-за своей богобоязненности. Я простил Своего раба и введу его в рай”». Этот хадис передали Ахмад 4/157, Абу Дауд 1203 и ан-Насаи 2/20. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1062, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 247, «Сахих аль-Джами’» 8102.]