Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Ученые расходятся во мнениях относительного того, как долго можно ждать, чтобы жара остыла. Некоторые говорят: «Пока тень от предмета не становится длиной в локоть», или, «Пока тень не становится длиннее на четверть». Другие говорят на третью часть или половину, и так далее. Его решение - согласно исходному положению и оно изменяется в зависимости от обстоятельств, при условии, что молитва не отсрочивается до окончания ее времени».
Время для послеполуденной молитвы /‘аср/
Время послеполуденной молитвы начинается днем, когда тень от предмета имеет ту же длину, как и высота самого предмета, и продолжается до захода солнца.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من أدرك ركعة من العصر قبل أن تغرب الشمس فقد أدرك العصر ﴾ رواه الجماعة
«Кто успел совершить один рак’ат послеполуденной молитвы до заката солнца, тот успел совершить послеполуденную молитву». Этот хадис передали аль-Бухари 579, Муслим 165/608, Абу Дауд 412, ат-Тирмизи 186, ан-Насаи 1/254, Ибн Маджах 699.
Также этот хадис передал аль-Байхаки с текстом:
﴿ من صلى من العصر ركعة قبل أن تغرب الشمس ثم صلى ما تبقى بعد غروب الشمس لم يفته العصر ﴾
«Кто совершил один рак’ат послеполуденной молитвы до того, как закатится солнце, и затем совершит оставшуюся (часть) молитвы после захода солнца - не пропустил послеполуденную молитву».
Лучшее и наиболее предпочтительное время послеполуденной молитвы заканчивается, когда солнце становится желтоватым на горизонте. Это и подразумевается в предшествующих хадисах Джабира и ‘Абдуллаха ибн ‘Умара.
Задерживание молитвы до того, пока солнце не покраснеет хотя это и допустимо - очень нежелательно, если в этом нет необходимости.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ تلك صلاة المنافق، يجلس يرقب الشمس حتى إذا كانت بين قرني الشيطان قام فنقرها أربعا. لا يذكر الله إلا قليلا ﴾ رواه الجماعة، إلا البخاري، وابن ماجه.
«Подобная (молитва, является) молитвой лицемера; он ждет, пока солнце не становится между рогами шайтана, а затем встает и совершает четыре быстрых рак’aта, и поминает Аллаха только немного». Этот хадис передала Муслим 195/622, Абу Дауд 413, ат-Тирмизи 160, ан-Насаи 1/254.
В комментариях к «Сахиху Муслима», ан-Навави сказал:
«Наши товарищи (шафи’иты) сказали, что время послеполуденной молитвы делится на пять частей:
1) лучшее время
2) предпочтительное время
3) допустимое время, которое никак не осуждается
4) допустимое время, хотя и нежелательное
5) время, при котором (человек) имеет оправдание или необходимость.
Наиболее достойное время - это начало времени молитвы.
Предпочтительное время - это время, когда тень, отбрасываемая от предмета, становится вдвое длиннее высоты самого предмета.
Допустимое время, в котором нет никакого осуждения, продолжается до времени, когда солнце становится желтоватым.
Допустимое время, которое является нежелательным, наступает со времени, когда солнце становится желтоватым и продолжается до захода солнца.
Время, которое имеет оправдание или необходимость начинается, фактически, со времени полуденной молитвы для того, кто может объединить полуденную и послеполуденную молитвы, из-за путешествия или дождя. Если послеполуденная молитва совершается в течение любого из этих времен, то она будет выполнена должным образом. Если в эти времена мусульманин не успеет помолиться, то совершенная им молитва будет считаться как восполняемая».
В облачный день, совершение этой молитвы следует ускорить.
Сообщается, что Бурайда аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мы принимали участие в битве с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал:
﴿ بكروا بالصلاة في اليوم الغيم، فإن من فاتته صلاة العصر فقد حبط عمله ﴾ رواه أحمد وابن ماجه.
“Поспешите с молитвой в облачный день. Поистине, тот, кто пропустит послеполуденную молитву, у того пропадут все его деяния”». Этот хадис передали Ахмад 3/561 и Ибн Маджах 694. [Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис, исключая его слова “тот, кто пропустит послеполуденную молитву …”». См. «Сунан Ибн Маджах» 694.]
По этому поводу Ибн аль-Каййим сказал: «Оставление молитвы бывает двух видов: оставление ее полностью и никогда не совершая ее и это губит все дела (человека), и оставление ее в течение определенного времени дня, которое уничтожает все дела этого дня».