Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение понятия «культура». Общество в целом и отдельные составляющие его группы обла­дают специфическими



 

Общество в целом и отдельные составляющие его группы обла­дают специфическими культурами. Что же такое «культура»?

В XIX в. культуру определяли в основном через отличие резуль­татов человеческой деятельности от чисто природных явлений, то есть давали «определение через отрицание». При таком подходе понятие «культура» практически сливалось с понятием «общество». Когда же ав­торы этого периода пытались дать содержательное определение, то, как правило, оно представляло собой набор эпитетов, ассоциируемых у европейца или североамериканца с понятием «культурность».

В качестве примера можно привести формулировку Э.Тайлора, одного из основателей научной антропологии: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование че­ловеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нрав­ственности, силы и счастья человека. Это теоретическое опреде­ле­ние цивилизации в немалой степени соответствует действительной цивилизации, какой она выступает при сравнении дикого состояния с варварством и варварства – с современной цивилизацией» [30, 36]. Таким об­разом, согласно этому определению, с одной стороны, существо­вали культурные европейцы и североамериканцы, с другой – некуль­турные или малокультурные «дикари».

Десятилетия исследований и дискуссий значительно продвинули по­нимание сущности культурных явлений. Если проанализировать наи­более распространенные подходы к оп­ределению культуры, при­ня­тые в современной науке, можно выде­лить следующие ее сос­тав­ляющие. Культура:

– это опыт общества и составляющих его социальных групп, на­кап­ли­ваемый в результате деятельности по удовлетворению по­треб­ностей и адаптации к окружающей природной и социальной среде;

– это не любой опыт, а только тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поде­лил­ся с членами своей группы, не входит в состав культуры;

– это опыт, который передается с помощью языка, а не через био­логические механизмы (генофонд);

– наконец, лишь тот опыт входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение.

Говоря кратко: Культура это опыт общества или группы, кото­рый передается из поколения в поколение посредством системы сим­во­лов (языка).

Основные элементы культуры:

Ценности – разделяемые в обществе (группе) убеждения отно­си­тельно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные).

Нормы социальные – стандарты (правила), регулирующее пове­де­ние в социальной обстановке.

Образцы поведения – устойчивые комплексы поведенческих актов, ко­торые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стан­дартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.

Знания – представления о свойствах природы и общества в зако­но­мерностях, управляющих ими, функционирующие в данном об­ще­ст­ве или социальной группе.

Навыки – практические приемы манипулирования природными и социальными объектами, распространенные в обществе (группе).

Символы – «знаки, в которых связь между ними и отображаемы­ми ими значениями является условной» [7, I, 198] (см. 1.2). К симво­лам каждой конкретной культуры принадлежат различные знаки, позво­ляю­щие классифицировать явления природы и общества, а также алфавит письменности.

Артефакты – совокупность предметов, произведенных в рамках ка­кой-либо культуры и отражающих ее нормы, ценности, содержа­щие­ся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служа­щие символами данной культуры.

 

 

Культура и общество

 

На самых ранних этапах суще­ст­вования человечества коллектив, который обеспечивал существо­ва­ние индивида, составлял несколько соседних очаговых групп и об­разовывал племя, которое и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превы­шала несколько десятков, иногда – сотен человек. По мере роста на­селения Земли, усложнения и разви­тия технологий, развития потреб­ностей, численность таких макси­маль­ных групп возрастала, услож­ня­лась их структура. Утрата общест­вом качеств, перечисленных в его определении (см. 7), сопро­вож­дается распадом культуры как целого. И наоборот, распад культуры ведет к распаду общества.

Почему же именно общество является носителем целостного комп­лекса культуры? Почему в строгом смысле слова нельзя говорить о целостном автономном культурном комплексе таких социальных групп, как класс, страта, политическая партия, население террито­риаль­но-административной единицы (области, города)?

Прежде всего потому, что ни одна из перечисленных групп не обес­печивает полного цикла удовлетворения основных потребностей ин­дивидов и групп, входящих в их состав. Население города, многие со­циальные классы и тем более совокупность политических еди­номыш­ленников, составляющих партию, не могут обеспечить себя про­до­вольствием без участия других социальных групп. Население облас­ти не может быть гарантировано от вооруженного вторжения без учас­тия всего государства. Многие большие социальные группы в со­­вре­менном обществе не могут обеспечить демографического и куль­тур­ного воспроизводства и тем более гарантировать соблюдение опре­деленного нормативного порядка в своей среде. Полноту удовле­тво­рения этих потребностей гарантирует именно общество как целое.

Культура – свойство общества в целом. Любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться суб­куль­турой, но для краткости часто говорят о культуре отдельных со­циаль­ных групп.

Например, группа абитуриентов вместе с преподавателем обра­зуют социальную группу. У этой группы есть элементы собственной куль­туры. Однако главная часть культурных норм, управляющих этой груп­пой, принадлежит обществу, частью которого она является.

Одним из основных свойств культуры является ее системность. Системность культуры состоит в том, что:

каждый элемент культуры связан с каждым другим;

изменение любого существенного элемента культуры неизбежно влечет за собой изменение всех других элементов культуры. Понятие «системность культуры» относится только к целостному культурному комплексу, то есть к культуре общества. Субкультура, то есть культура отдельно взятой группы, не обладает свойством системности в полной мере именно потому, что многие ее элементы составляют более ши­рокие социальные общности и не обязательно меняются вместе с из­ме­нением отдельных элементов данной группы.

Например, если в группе абитуриентов изменяются способы контроля усвоения знания (вводятся домашние работы или эссе), это не меняет в принципе норм общения преподавателя и абитуриентов или форму договора и оплаты.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.