Понятие молодежи в каждом обществе различно. В традиционных обществах существует несколько рубежей взросления, переход каждого из которых отмечается определенным обрядом. Последним рубежом является вступление в брак. В современном обществе, к сожалению, такие четкие границы и обряды отсутствуют, что говорит, скорее всего, о его незрелости.
В любом обществе – как традиционном, так и современном – существуют молодежные субкультуры. Они несут функции социализации, адаптации культуры к новым условиям (культурной динамики), социального контроля.
Однако место этих функций в традиционной и современной культуре различно. В традиционном обществе больший вес имеют функции социального контроля и социализации молодежи к культурным нормам, выработанным предками. В современном обществе важнее адаптивная функция. Поэтому молодежные культуры имеют поисковый характер, они неизбежно в чем-то ошибочны. Bажно, чтобы эти ошибки вовремя замечались и корректировались. Однако это задача самой молодежи, а не представителей других поколений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 10
1. Дайте определение культуры. Как взаимосвязаны понятия общества и культуры, укажите их общие признаки и их основные отличия. В чем принципиальное отличие обыденного понимания культуры от научного? Как вы думаете, чем объяснить тот факт, что в современной науке существует более двухсот определений культуры? Существует ли культура в сообществах животных? Почему?
2. Укажите основные подходы, существующие в современной науке, к классификации культур. Дайте определения народной, массовой, элитарной культур. Как вы объясняете тот факт, что массовая культура является неотъемлемым атрибутом современных обществ? К каким последствиям это ведет? Дайте определения духовной и материальной культур, приведите примеры, иллюстрирующие относительность этих понятий. Подумайте, может ли один и тот же предмет в одних случаях относиться к материальной, в других случаях – к духовной культуре. Дайте определения субкультуры и контркультуры, приведите примеры. Можно ли утверждать, что существование в обществе контркультур всегда является однозначно негативным явлением, представляющим угрозу их существованию?
Основные термины и понятия
Артефакты – совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.
Доминирующая культура – культура, господствующая и данном обществе, т.е. принимаемая подавляющим большинством его чинов.
Контркультура – субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры.
Культура – это опыт группы или общества, который передается (или может передаваться) из поколения в поколение посредством систем символов.
Нормы социальные – стандарты (правила), регулирующие поведение в социальной обстановке.
Образцы поведения – устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и (или) ситуацию.
Субкультура – культура группы, нормы которой заметно отличаются от доминирующей, хотя и не обязательно противоречат ей.
Ценности – разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 308–376.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 11, 13.
3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 31–37.
Дополнительная:
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. С. 10–17, 61–85, 104–138.
5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 40–70.
Глава 11. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Система этических норм является важнейшим элементом нормативной системы общества. В отличие от прочих правил и социальных стандартов, этические нормы неразрывно связаны с представлениями о добре и зле. С позиций данных представлений осуществляется, соответственно, и этическая оценка поступков, поэтому далеко не каждое отклонение от существующих норм подлежит этической оценке. Например, человек, сидя на светском банкете, может неправильно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Кроме того, в отличие от остальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, этические нормы носят более устойчивый и общий характер. Именно поэтому можно говорить о том, что эти нормы связаны с доминирующей культурой и являются неотъемлемым элементом ее функционирования.