Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Молодежные субкультуры



 

Понятие молодежи в каждом обществе различно. В традиционных об­ществах существует несколько рубежей взросления, переход каждо­го из которых отмечается определенным обрядом. Последним рубе­жом является вступление в брак. В современном обществе, к сожа­ле­нию, такие четкие границы и обряды отсутствуют, что говорит, ско­рее всего, о его незрелости.

В любом обществе – как традиционном, так и современном – су­ществуют молодежные субкультуры. Они несут функции социали­за­ции, адаптации культуры к новым условиям (культурной динамики), социального контроля.

Однако место этих функций в традиционной и современной культуре различно. В традиционном обществе боль­ший вес имеют функции социального контроля и социализации мо­ло­дежи к куль­турным нормам, выработанным предками. В совре­мен­ном общест­ве важ­нее адаптивная функция. Поэтому молодежные культуры имеют поисковый характер, они неизбежно в чем-то оши­боч­ны. Bаж­но, что­бы эти ошибки вовремя замечались и корректи­ро­ва­лись. Однако это задача самой молодежи, а не представителей дру­гих поколений.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 10

 

1. Дайте определение культуры. Как взаимосвязаны понятия общества и культуры, укажите их общие признаки и их основные отличия. В чем принципиальное отличие обыденного понимания культуры от научного? Как вы думаете, чем объяснить тот факт, что в современной науке существует более двухсот определений куль­туры? Существует ли культура в сообществах животных? Почему?

2. Укажите основные подходы, существующие в современной нау­ке, к классификации культур. Дайте определения народной, массо­вой, элитарной культур. Как вы объясняете тот факт, что массовая культура является неотъемлемым атрибутом современных обществ? К каким последствиям это ведет? Дайте определения духовной и ма­териальной культур, приведите примеры, иллюстрирующие относи­тель­ность этих понятий. Подумайте, может ли один и тот же предмет в одних случаях относиться к материальной, в других случаях – к ду­хов­ной культуре. Дайте определения субкультуры и контркультуры, при­ведите примеры. Можно ли утверждать, что существование в об­ществе контркультур всегда является однозначно негативным явле­нием, представляющим угрозу их существованию?

 

 

Основные термины и понятия

 

Артефактысовокупность предметов, произведенных в рамках ка­кой-либо культуры и отражающих ее нормы, ценности, содержа­щиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служа­щие символами данной культуры.

Доминирующая культуракультура, господствующая и данном об­ществе, т.е. принимаемая подавляющим большинством его чинов.

Контркультурасубкультура группы, нормы которой противо­ре­чат основным нормам доминирующей культуры.

Культураэто опыт группы или общества, который передается (или может передаваться) из поколения в поколение посредством систем символов.

Нормы социальныестандарты (правила), регулирующие пове­де­ние в социальной обстановке.

Образцы поведенияустойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и (или) ситуацию.

Субкультуракультура группы, нормы которой заметно отли­чаются от доминирующей, хотя и не обязательно проти­воречат ей.

Ценностиразделяемые в обществе (группе) убеждения отно­си­тельно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

 

 

Литература к теме

 

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 308–376.

 

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 11, 13.

3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 31–37.

 

Дополнительная:

4. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. С. 10–17, 61–85, 104–138.

5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 40–70.

 

Глава 11. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

 

Система этических норм является важнейшим элементом норма­тив­ной системы общества. В отличие от прочих правил и социальных стандартов, этические нормы неразрывно связаны с представлениями о добре и зле. С позиций данных представлений осуществляется, соот­ветственно, и этическая оценка поступков, поэтому далеко не каждое отклонение от существующих норм подлежит этической оценке. На­пример, человек, сидя на светском банкете, может неправильно поль­зо­вать­ся вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением су­щес­т­вующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Кроме того, в отличие от остальных норм, которые могут сильно от­ли­чаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, этические нормы носят более устойчивый и общий характер. Именно поэтому можно говорить о том, что эти нормы свя­за­ны с доминирующей культурой и являются неотъемлемым эле­мен­том ее функционирования.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.