Лит.: Б е к к е р Г., Б о с к о в А., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961., Н. Новиков. Москва.
ЛАНДГРЕБЕ(Landgrebe), Людвиг (р. 9 марта 1902) — нем. философ-идеалист, последователь феноменологии Э. Гуссерля, его ассистент (1923—30), один из издателей Архива Гуссерля. Л. сближает феноменологию Гуссерля с философией Хейдеггера. Активный противник марксизма. По Л., осн. проблема всей европ. философии — проблема свободы человека. Свободу Л. понимает как такое состояние, при к-ром «человек не признает никакой другой зависимости, кроме зависимости, оправданной его мышлением» («Marxismusstudien», 1 Folge, Tubingen, 1954, S. 43). Понимание процесса познания как отношения субъекта к объекту, характерное, по мнению Л., для всей европ. философии нового времени, он называет субъективизмом, а саму эту философию — «метафизикой субъективности». С этой т. зр. Л. объявляет марксизм таким выражением «метафизического субъективизма», когда объект рассматривается якобы лишь как пассивный, пластич. материал человеч. деятельности, труда.
В своей философии, осн. принципом к-рой является идеалистически понимаемое единство субъекта и объекта [причем бытие для Л. лишь «коррелат сознания» (см. «Philosophic der Gegenwart», В., 1957, S. 34)], Л. опирается на субъективный идеализм позднего Гуссерля и приближается к иррационализму, отвергающему науч. философию.
С о ч.: W. Diltheys Theorie der Geistwissenschaften, Halle, 1928; Nennfunktion und Wortbedeutung, Halle, 1934; Was bedeutet uns heute Philosophie?, Hamb., 1948, 2 Aufl., 1954; Phanomenologie und Metaphysik, Hamb., 1949; Hegel und Marx, в кн.: Marxismusstudien, 1 Folge, Tifbingen, 1954; Philosophie der Gegenwart, В., 1958; Das Problem der Dia-lektik, там же, 3 Folge, Tubingen, 1960. А. Огурцов. Москва. ЛАНЖЕВЁН(Langevin), Поль (23 янв. 1872 — 19 дек. 1946) — франц. физик-теоретик и экспериментатор, сторонник диалектич. материализма. Род. в Париже в семье рабочего. Ученик Пьера Кюри. В 1891 окончил Школу промышленной физики и химии, в к-рой впоследствии (с 1903) был преподавателем и директором (с 1925). В 1897 окончил Высшую нормальную школу. В 1902 в Сорбонне защитил докторскую диссертацию, а в 1909 был избран проф. Коллеж де Франс, где преподавал почти 40 лет. Учеником Л. был Жолио-Кюри; под руководством Л. была выполнена де Бройлем дисс. о волнах материи. Науч. интересы Л. группировались в трех областях: исследование масс и поведения атмосферных ионов, теория пара- и диамагнитных явлений, разработка методов получения ультразвуковых колебаний с помощью пьезокварца. Был почетным членом АН СССР, членом Королевского об-ва в Лондоне, почетным д-ром многих ун-тов. Парижская АН избрала Л. своим членом только в 1934 из-за враждебного отношения официальной франц. науки к прогрессивной обществ.-политич. деятельности ученого и его передовым философским воззрениям.
В 1939 Л. основал близкий марксизму журнал «La Pensee» в целях пропаганды «идей современного рационализма». В конце 1941 Л. был арестован гестапо, заключен в тюрьму, а затем выслан из Парижа. Вернувшись в Париж после его освобождения от гитлеровцев, Л. в 1944 вступил в ряды компартии. Л.—
один из организаторов об-ва «Франция — СССР»,, в 1946 избран председателем этого общества.
Мировоззрение Л. имеет своими истоками рацио-налистич. и материалистич. традиции франц. филос. мысли. Взгляды Л. последовательно развивались в направлении к диалектич. материализму. Почти все работы Л. по методологич. вопросам науки пронизывает диалектич. идея историзма, последоват. развития человеч. знания. В цикле работ, посвященных теории относительности, Л. доказывает, что «понятия времени и пространства не являются априорными. Каждому этапу наших познаний, каждой стадии в развитии наших теорий о физическом мире соответствует определенное представление о пространстве и времени. Механицизм породил прежнюю-концепцию, электромагнетизм требует новой, и у нас нет никаких оснований думать, что эта новая концепция окончательна» (Избр. труды, М., 1960, с. 452).. В статьях по квантовой теории и проблеме причинности в микромире Л. протестовал против «интеллектуального разврата» поборников индетерминизма ж «свободы воли» электронов, писал: «В действительности речь идет вовсе не о кризисе детерминизма вообще, но лишь о кризисе механицизма, который мы пытались приспособить для объяснения совершенно-новой области. Нам приходится констатировать недостаточность для объяснения микромира тех концепций, которые оправдывали себя в макроскопической области, для которой они были созданы, и где применялись в продолжение многих поколений» (там же, с. 655). Он подчеркивал, что те, кто говорят о банкротстве причинности, «... напрасно ссылаются на новейшие достижения современной науки. Их идеи взяты совсем не оттуда; они извлечены из старой философии, враждебной научному познанию... И когда философы-идеалисты ссылаются на физика-идеалиста» они лишь берут у него обратно те представления, которые когда-то ссудили ему сами» (там же, с. 657).. Развитие материалистич. воззрений Л. в области естествознания, его прогрессивная обществ, деятельность, близость к социальной и политич. борьбе масс закономерно привели Л. в конце жизни на позиции диалектич. материализма и науч. коммунизма.
Соч.: Физика за последние двадцать лет, Л., 1928; Избр. произв., М., 1949.
Лит.: Г е й в и ш Ю. Г., П. Л.— ученый, борец за мир1 и демократию, М., 1955; Ландсберг Г. С, Поль Лан-жевен, «Усп. физ. наук», 1947, т. 31, вып. 3.
И. Акчурин. Москва.-
ЛАНФРАНК(Lanfranc) (p. ок. 1005 — ум. 24 или 28 мая 1089) — реакц. ср.-век. теолог, архиепископ. Кентерберийский (с 1070); один из зачинателей ортодоксальной церк. схоластики, противопоставленной, оппозиционным рационалистич. тенденциям филос. мысли Ив. Род. в Павии (Италия). Основал в Нормандии (Франция) изв-естную школу бенедиктинского монастыря Бек, из к-рой вышел ряд ортодоксальных схоластов, в т.ч. и ученик Л.— Анселъм Кентерберийский. Л. известен активной борьбой с проявлениями раннего номинализма. Он обрушился на попытки рационалистич. и сенсуалистич. истолкований церк. догмата пресуществления Беренгаром Турски.ч, к-рого Л. преследовал на церк. соборах, и добился его осуждения.
Л. утверждал, в противовес Беренгару (см. «Трактат против Беренгара»—«De corpore et sanguine Domini», Migne, PL, t. 150, 1854), что диалектика (т. е. логич. рассуждение) не может считаться судьей в вопросах веры, но лишь вспомогательным средством для обоснования и разъяснения догматов религии.
Соч.: Opera quae supersunt omnia..., ed. J. A. Giles, v. 1—2, Oxf., 1844.
Лит.: Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953, с. 195, 253—54; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зал.-европ. средневек. философии, М., 1957, с. 32—33; М а с d о -
ЛАО-ЦЗЫ — ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ 147
па Id A. J., Lanfranc, a study of his life, work and writing, L., 1944; Southern R. W., Lantranc ot Bee and Berengar of Tours, в кн.: Studies in medieval history presented to F. Powicke, Oxf., 1948, p. 27—48. С. Стаж. Саратов. ЛАО-ЦЗЫ(Ли Эр)— др.-кит. философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6—5 вв. до н. э.) или несколько раньше. Ему приписывается филос. трактат «Лао-цзы» (др. название — «Дао дэ цзин»), к-рый служит источником изучения филос. воззрений Л.-ц. Историки кит. философии высказывают различные мнения относительно времени жизни и взглядов Л.-ц. Окончательно еще не решен вопрос о том, какое отношение имеет трактат «Лао-цзы» к личности самого философа. Ряд ученых считает, что трактат написан в 4—3 вв. до н. о. и является плодом труда последователей философа. В трактате обосновывается направление, получившее назв. даосизма. Согласно этому учению, первоосновой мира является дао. Учение о дао переносится на природу и общество. В природе нет ничего постоянного и неизменного: все находится в движении, в процессе развития и изменения. Достигнув определ. степени развития, вещи переходят в свою противоположность: несчастье есть основа счастья, а счастье есть то, в чем заключено несчастье. В обществе все несчастья происходят из-за нарушения естеств. закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны научиться находить удовлетворение в спокойствии, а не в действии. Отсюда проповедь фаталистич. теории «недеяния», лежащей в основе жизни общества. Все должно быть предоставлено самому себе. Ожесточенная борьба между различными обществ, группами вызвана развитием цивилизации; по мнению Л.-ц., необходимо возвратиться к первобытному обществу, где пет классового угнетения, войн, а каждый человек находит удовлетворение в простой, естеств. жизни. В совр. науке существует две т. зр. по вопросу о том, является ли дао в учении Л.-ц. материальным или духовным началом. Нек-рые полагают, что дао у Л.-ц., с одной стороны, означает материальную первооснову, к-рую нельзя ни увидеть, ни услышать, ни ощупать, а с другой — всеобщий естеств. закон самих вещей, исключающий вмешательство сверхъ-естеств. сил. Согласно этой т. зр., филос. идеи Л.-ц. в своей основе являются материалистическими. Другие полагают, что дао — это сверхъестеств. духовная первопричина вещей. Согласно этому толкованию, филос. идеи Л.-ц. идеалистичны в своей основе, хотя и содержат нек-рые материалистич. элементы.
Лит.: К о н и с с и Д. П., «Тао-те-кинг» Лао си, «Вопр. филос. и психологии», 1894, май; Р о и и д е, Философия Лао-цзы, «Научное обозрение», 1900, N« 5; его же, Мораль и политика по теории Лао-цзы, там же, 1902, № 2; Ян Хин-щу н, Древнекит. философ Лао-цзы и его учение, М., 1950; История философии, т. 1, М., 1957, с. 64; Ф а н ь В э н ь-л а н ь, Древняя история Китая, пер. с кит., М.. 1958; Александров Г. Ф., История социологам, учений. Древний Восток, М., 1959, с. 197—215; Ж э н ь Ц з и - ю й, Лао-цзы цзиньи (Перевод «Лао-цзы» на совр. язык), Пекин, 1956; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян туниси (История кит. идеологии), т. 1, Пекин, 1957.
ЛАПЛАС(Laplace), Пьер Симон (23 марта 1749 — 5 марта 1827) — франц. ученый, сыгравший своими открытиями в области теоретич. астрономии, математики и физики выдающуюся роль в развитии естеств.-науч. взглядов на природу. Родился в местечке Бомон в семье нормандского крестьянина. Чл. Парижской АН (с 1785), председатель Палаты мер и весов (с 1790).
Осн. науч. наследие Л. представлено в «Трактате о небесной механике» («Traite do mecani.vje celeste», v. 1—5 [1798/99—1825]), где изложены его открытия, позволяющие доказать, что закон всемирного тяготения Ньютона при учете взаимных возмущений планет полностью объясняет их наблюдаемое движение. В приложении к кн. «Изложение системы мира» («Exposition du systeme du monde», v. 1—2, [1795/96]) Л. выступил со своей гипотезой о происхождшшм солнечной системы из «первичной» туманности, находившейся в медленном равномерном вращении и распространявшейся за пределы возникшей из нее позднее солнечной системы. В отличие от небулярной гипотезы Канта, Л. рассматривал только солнечную систему, не касаясь более общего вопроса о происхождении звездных систем. Гипотеза Л., получившая в середине 19 в. математич. подтверждение, сохраняла свое значение до начала 20 в. Однако материалистич. основы ее построения определили непреходящую роль гипотезы Л. в развитии космогонии и естественнонауч. картины мира (см. Космогония).
Большое значение для науки имели труды Л. по математич. теории вероятностей, созданной в значит. мере самим Л. В качестве введения к одному из изданий «Аналитической теории вероятностей» («Theorie analytique des probabilites», 1812) Л. предпослал «Опыт философии теории вероятностей» («Essai phi-losophique sur les probabilites», 1814), в к-ром развил принцип механич. детерминизма.
Естеств.-науч. взгляды Л. нашли свое отражение в его филос. убеждениях, близких к воззрениям франц. материалистов. Известен его ответ Наполеону I: когда последний спросил Л., почему он в своей небесной механике не отвел соответствующего места богу, ученый ответил, что при построении теории происхождения солнечной системы он не нуждался в гипотезе существования бога. Механистич. ограниченность его взглядов проявилась в попытке объяснить весь мир, в т. ч. физиологич., психич. и социальные явления, с. т. зр. механич. детерминизма. Свое понимание детерминизма Л. рассматривал как методологич. принцип построения всякой науки. Образец окончат, формы науч. познания Л. видел в небесной механике. Лапласовский детерминизм стал нарицат. обозначением механистич. методологии классич. физики.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1—14, P., 1878 — 1912; в рус. пер.— Изложение системы мира, т. 1—2, СПБ, 1861; Опыт философии теории вероятностей, М., 1908.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 8; А н д р о н о в А. А., Лаплас, М., 1930; Воронцов-Вельяминов Б. А., Лаплас, М., 1937.
ЛАППО-ДАНИЛЁВСКИЙ,Александр Сергеевич [15 (27) янв. 1863 —7 февр. 1919] — рус. бурж. историк и социолог. Окончил историко-филологич. фак-т Петерб. ун-та (1886); с 1890 — проф. этого ун-та; академик (с 1899). С 1887 до конца жизни вел семинар и читал лекции в Петерб. ун-те по методологии истории («Методология истории», вып. 1—2, 1910—13; вып. 1, 1923). Вначале примыкал к юридич. школе в историографии («Организация прямого обложения в Моск. гос-ве...», 1890), затем перешел на позиции неокантианства. В ст. «Осн. принципы социологич. доктрины О. Конта» (в сб. «Проблемы идеализма», 1902) подверг критике исто-рико-социологич. идеи позитивизма контовского типа. Коренной недостаток концепции Конта Л.-Д. видел в отсутствии разработанной гносеологич. основы теории историч. знания. Такую основу Л.-Д. нашел в по-своему толкуемой теории познания баден-ской школы. Цель историч. знания, по Л.-Д.,— в построении историч. действительности как «эволюционного целого», т. е. как совокупности явлений, покоящихся на психич. факторах. Сделать это с номотетической (т. е. «законополагающей», стремя-
148 ЛАПУЖ — ЛАРРА
щейся к установлению закономерностей) т. зр. нельзя, ибо она не может учесть специфики историч. факта, под к-рым Л.-Д. понимал «... воздействие сознания данной индивидуальности (включая в нее и коллектив.— Ред.) на среду, в особенности на общественную среду» («Методология истории», вып. 2, СПБ, 1913, с. 322). Ближе к истине, по Л.-Д., идиографи-ческий метод, к-рый стремится воспроизвести своеобразие фактов истории. Установление историч. роли события достигается отнесением его к ценности, т. е. к значению данного переживания, обладающему императивностью и абсолютностью. Отнесение к ценности (этической, эстетической и т. д.) характеризует событие как добро или зло, истину или ложь, красоту или безобразие. Недостаток идиографич. знания, по Л.-Д., состоит в недооценке категорий «целого» и «эволюции», без к-рых нельзя построить процесс историч. действительности, а также отказ от использования нек-рых др. общих понятий. Л.-Д. полагал, что историк, сознательно различая номотетич. и идиографич. точки зрения, «... может соединять их в своей исторической работе» (там же, вып. 1, СПБ, 1910, с. 291). Спец. историч. работы Л.-Д. представляют определенную науч. ценность.
Подробная библиография трудов Л.-Д. имеется в «Рус. историч. журнале» № 6 за 1920, посвященном Л.-Д.
Лит.: Райнов Т., О филос. взглядах и пед. приемах А. С. Л.-Д., «Ж. М-ва народного просвещения», 1915, Нов. серия, ч. 61, март; Пресняков А. Е., А. С. Лаппо- Данилевский, П., 1922; Покровский М. Н., О кни ге акад. Л.-Д., «Под знаменем марксизма», 1923, № 4—5; Материалы для биографии А. С. Л.-Д., Л., 1929; Череп- н и н Л., А. С. Л.-Д.— бурш, историк и источниковед, «Вопр. истории», 1949, № 8 (имеется библиогр. трудов Л.-Д. и лит-ры о нем). А. Поляков. Москва.
ЛАПУЖ(Lapouge), Жорж Ваше де (12 дек. 1854— 20 февр. 1936) — франц. социолог, один из создателей расизма. Разделяя человечество на высшие расы (долихоцефалы — длинноголовые — арийская, или нордическая раса) и низшие (брахицефалы — короткоголовые), Л. утверждал, что «раса — основной фактор истории» («Les selections sociales», P., 1896, p. 68). Развитие цивилизации каждого народа, по Л., начинается, когда во главе его встают арийцы, составляющие господств, класс; с исчезновением арийских элементов цивилизация приходит в упадок. «... История различных народов сводится... к истории их евгенических элементов» (там же, р. 78). Применяя дарвинизм к обществу, Л. считал, что происходит военный, политич., религ., моральный, юридич. и экономич. «социальный отбор», к-рый ведет к постепенному уничтожению представителей высшей расы, поскольку они хуже приспособлены к среде — «закон быстрейшего уничтожения наиболее совершенных» (там же, р. 456). Теорию прогресса Л. считал иллюзией, т. к. в ходе цивилизации растрачивается необходимый для ее существования «евгенический капитал». Единств, выход Л. видел в евгенике, «систематическом отборе», сохраняющем высшую расу. Вместе с Гобино Л. оказал значит, влияние на формирование фашистской расовой теории.
С о ч.; L'aryen; son role social, P., 1899; Race et milieu social, P., 1909.
Лит.: Ковалевский М., Совр. социологи, СПБ, 1905, с. 322—39; A m m о п О., Histoire d'une idee. L'anthroposociologie, «Rev. Inernat. de Sociologie», 1898, v. 6, p. 145—81; H a n k i n s F. H., The racial basis of civilisation, N. Y.— L., 1926, ch. 5; Sorokin P., Contemporary sociological theories, N. Y.— L., 1928, p. 234—44; 250—51; Colombat J., La fin du monde civilise, les propheties de V. de Lapouge, P., 1946. В. Кузнецов. Москва.
ЛАПШИН,Иван Иванович (р. 1870) — рус. философ-идеалист и психолог, ученик А. Введенского, сторонник неокантианства. Преподавал логику в Александровском лицее, был проф, Петерб. ун-та. Д-р философии (с 1906). Белоэмигрант (с 1922). В отличие
от зап.-европ. неокантианцев (напр., Когена), Л. допускал возможность обсуждения вопроса о приложимости законов мышления к «вещам в себе». Он утверждал, что вне опыта (в кантовском его понимании) законы мысли никакой силы не имеют. Законы формальной логики зависят, по Л., от форм интуиции Противоречивость филос. взглядов Л.— своеобразное доказательство несостоятельности имманентной философии, к-рую он пытался защищать.
С о ч.: Филос. значение психологич. воззрений Дщэмса, в кн.: Д ж э м с У., Психология, пер. с англ. Лапшина, СПБ, 1896; Законы мышления и формы познания, СПБ, 1906; Проблема «чужого Я» в новейшей философии, СПБ, 1910; О вселенском чувстве, СПБ, 1911; Неокритицизм Шарля Ренувье, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 13, СПБ, 1914; Психология эмоцион. мышления Гейнриха Майера, там же, сб. 16; Гносеологич. исследования, вып. I — Логика отношений и силлогизм, П., 1917; Мистич. рационализм С. Л. Франка, «Мысль», 1922, № 3; Опровержение солипсизма, в сб.: Тр. рус. ученых за границей, вып. I, Отдел исто-рико-филологич., Прага, 1923; Философия изобретения и изобретение в философии, [т.] 1—2, 2 изд., Прага, 1924.
Лит.: ЛосскийН. [О.], И. Лапшин.. Законы мышления и формы познания (рец.), «Вопр. филос. и психологии», 1907, кн. 88, май — июнь; Jakovenko В., Dejiny ruske filosofie, Praha, 1938, с. 284—89. Л. Суворов. Москва.
ЛАРОШФУКО(La Rochefoucauld), Франсуа (15 дек. 1613—17 марта 1680) — франц. писатель и философ-моралист, один из руководителей Фронды.
Л.считал человека произведением природы, а личные интересы — двигателем его поступков. Характеризуя мораль феод, аристократии, он угадал общие черты морали, свойственные классовому обществу. Л. осуждал эту мораль, но считал, что она свойственна природе человека; отсюда его пессимизм. Свои взгляды он изложил в форме афоризмов в соч. «Максимы и моральные размышления» («Reflexions ou sentences et maximes morales», 1665; рус. пер. 1959, вступит, ст. Т. Хатисовой), выдержавшем семь изданий при жизни автора; каждое из них дополнялось новыми афоризмами. Л. оказал влияние на Гельвеция. Маркс в письме к Энгельсу цитировал понравившиеся ему афоризмы Л. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 261—62).
Соч.: Oeuvres completes, t. 1—2, P., 1883—84, P., 1935; в рус. пер.— Дух изящнейших мнений..., М., 1788; Нравоучит. мысли герцога де-ла Рошефуко, пер. Е. Т. [Е. Татищевой], М., 1798; Нравственные рассуждения герцога де-ла Рошефуко, пер. Д. Пименова, М., 1809; Мысли герцога де-ла Рошефуко, извлеченные из высшего познания мира и людей, пер. И. Барышникова, М., 1809; Мысли, изречения и поучения, СПБ, 1901; Избр. мысли Лабрюйера с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье, с предисл. Л. Н. Толстого, М., 1908.
Лит.: История франц. лит., т. 1, М.— Л., 1946, с. 449 — 454; Толстой Л. Н., Поли. собр. соч., т. 40, М., 1957, с. 217 — 18, 281; Bourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895; Grandsaignes d'Hauterive R., Le pes-simisme de La Rochefoucauld, P., 1914; Marchand J., Les manuscrits des Maximes, P., 1935; его же, Biblio-graphie generale raisonnee de La Rochefoucauld, P., 1948; H e s s G., Zur Entstehung der «Maximen» La Rochefoucaulds, в серии: Arbeitsgemeinsehaft fur Forschung des Landes Nordrhein — Westfalen, H- 67, Koln — Opladen, 1957.
Г. Зельманова. Ленинград.
ЛАРРА(Larra), Марьяно Хосе де (24 марта 1809 — 13 февр. 1837) — ней. писатель, публицист и критик, заложивший основы критич. реализма в Испании. Воспитанный на просветительской философии, Л. в своих журналах «El Duende Satirico del Dia» («Сатирический оборотень современности», 1828—29) и «Е1 Pobrecito Kablador» («Простодушный болтун»,1832—33) обличал феод.-католич. Испанию и горячо отстаивал идеи просвещения, разума и прогресса. Эти же идеи характерны для историч. романа «Паж короля Эн-рико Слабого» («El Doncel de don Enrique el Doliente», 1834) и драмы «Масиас» («Macias», 1835), написанной на тот же сюжет. Подвергая резкой критике и феода льно-клерик. реакцию (антика рлистские очерки 1833—34), и либерально-бурж. демагогию (очерки «Обстоятельства», «Преимущество полумер», «Слова»,
ЛАРРОЙО — ЛАСК 149
«Полиция» и др., опубл. в журн. «La Revista Espa-fiola»—«Исп. обозрение» и «El Observador»—«Наблюдатель» в 1833—35) с прогрессивных позиций рево-люц. демократии, Л. в 1835—36 пришел к идее революции и выдвинул требования нар. суверенитета и демократич. свобод (2-я ч. очерка «1830—1836 годы, или Испания от Фердинанда VII до Мендисабала», 1836). Поражение нар. движения 1834—36 привело .1. в конце жизни к разочарованию в революц. возможностях исп. народа. Л. обратился к идеям «христианского социализма» Ламенне, чью книгу «Слова верующего» (F. R. Lamennais, Paroles d'un croyant, 1834) Л. перевел на испанский яз. и снабдил предисловием (1836). Охваченный настроениями отчаяния II безысходного пессимизма, Л. покончил жизнь самоубийством.
Соч.: Obras completes, v. 1—4, Barcelona, [1921]; Articulos, v. 1—3, Md, 1923—40; в рус. пер.— Сатирич. очерки, М., 1956 (со от. К. Н. Державина и 3. И. Плавскина «Мариано Хосе де Ларра»).
Лит.: Petroccione Alfredo, Mariano Jose de Larra (Figaro), Venezia, 1946; Bellini G., La critica del costume negli articoli di Larra, Mil., [1957].
3. Плавскин. Ленинград.
ЛАРРОЙО(Larroyo), Франсиско (р. 1908) — мекс. философ; декан филос. фак-та Мекс. ун-та, один из основателей неокантианского движения в Мексике, автор ряда работ по педагогике. Филос. идеи Л. близки к идеям марбургской школы, к-рые он популяризировал в написанной совместно с М. А. Се-бальос (М. A. Ceballos) книге «Логика наук» («La logica de la ciencia», 1939).
В книге «Амер. философия» («La filosofia Americana. Su razon у su sinrazon de ser», 1958) Л. подверг критич. анализу точки зрения других лат.-амер. философов по вопросу об особенностях развития и характере философии в странах Лат. Америки, противопоставив им концепцию, основанную на неокантианском понимании аксиологич. категорий. Решительно отвергая философию, направленную на познание объективной реальности, как бесплодную «метафизику», Л. считает основной задачей философии анализ культурных «ценностей». Согласно Л., философия — это ретроспективный анализ категорий трансцендентального сознания человека, проявляющихся в его деятельности в сферах науки, искусства, религии, политики и др. Социо-логич. взгляды Л. развиваются в духе Ортега-и-Га-сета. В докладе «Проблема и проблемы нашей эпохи» («Problema у problemas de la critica de la epoca. Memorias del XIII Congreso Internacional de Filosofia, 1963, v. 1, p. 167—92) на Международном философском конгрессе в Мехико (председателем к-рого он являлся) Л. характеризует современность как часть новой «технической эры», в к-рую техника обнаруживает «демонические качества». В бурном развитии техники, в нарушении равновесия между взлетом научно-технической мысли и отставанием морально-политического сознания Л. видит источник кризиса нашей эпохи. Способ производства, определяющий форму использования научно-технических достижений, для Л. несуществен. Специфика технич. эры с ее универсальностью и единообразием, с ее господством идеологий — это появление «массового человека». Грядущую форму историч. существования Запада Л. находит в амер. образе жизни.
С о ч.: La filosofia de los valores, Mexico, 1936; El ro-manticismo filosdfico, [Мех.], 1941; Historia de la filosofia-on Norteamerica, Мех., 1946; El existenoialismo, sus fuentes у direcciones, Мех., 1951; Lecciones de lugica у etica, Мех., 1957; Los principios de la etica social, 9 ed., Мех., 1959.
P. Бургете. Москва.
ЛАРСОН(Larsson), Ханс (18 февр. 1862—16 февр. 1944)— швед, философ-идеалист. В 1901—27 — проф. ун-та в Лунде. Находясь под влиянием философии Канта, в частности его положений об априорных фор-
мах опыта, Л. в работе «Граница между ощущением и эмоцией» («Gransen mellan sensation och emotion», 1899) выступил против теории чувств Джемса — Лан-ге, согласно к-рой чувство (гнев, радость и т. д.) производно от физиологич. реакций, ощущений. По Л., ощущения всегда выступают вместе с чувствами, к-рые связаны с представлениями, зависимы от них и образуют границу между «я» и «не я». Примыкая к рационалистич. истолкованию интуиции и подвергнув критике иррационализм, в частности ницшеанство и бергсонианство, он не противопоставлял интуицию разуму. Л. утверждал, что она завершает действие обычных законов логики, но оперирует ими в более быстром темпе и «более тонким образом» («Интуиция...» — «Intuition...», 1892; 4 uppl., 1920). На этом понятии интуиции основана и его работа в области эстетики. Л. выдвинул идею т. н. совпадающей философии: если различные филос. концепции доводить до их крайних выводов, то они будут совпадать. Он объяснял это тем, что противоположные идеи содержат в себе не всю истину, а лишь ее часть, и чем больше их развивать и уточнять, тем больше они будут сближаться.
Лит.: Nyman A., H. L. en svensk tankareprofil, Stockh., 1945; A s p e 1 i n G., H. L. som tankare och skriftstallare, Stockh., 1946; В у d i n g E., Den svenska filosofins historia, Stockh., 1959, s. 105 — 13.
А. Мысливченко. Москва.
ЛАСК(Lask), Эмиль (25 сент. 1875 — 26 мая 1915) — нем. философ-идеалист; проф. Гейдельберг-ского ун-та. Сочетал неокантианство в духе Риккерта с феноменологией Гуссерля. Отбрасывая, как и все неокантианцы, «вещь в се-беъ, отказываясь также от трансцендентальной эстетики Канта, Л., с др. стороны, пытался сохранить понятие объективного, независимого от мышления идеального бытии, якобы образующего внутреннее лишь интуитивно постигаемое содержание сознания. Т. о., идеальное бытие, понимаемое Л. в духе платонизма, есть трансцендентная логич. структура сознания, якобы составляющая основу не только априорных логич. форм, но и веществ, мира, природы. Одним из гл. понятий философии Л. является понятие формы, истолковываемой в духе Аристотеля, т. е. как идеальная сущность. Однако, в отличие от Аристотеля, Л. рассматривает в качестве осн. форм идеального бытия категории, среди к-рых выделяются первичные формы, нечто вроде субстанции идеального бытия. Субъект, человек понимается как «переживающая реальность».