Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 32 страница



Лит.: Б е к к е р Г., Б о с к о в А., Совр. социологич.
теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М.,
1961., Н. Новиков. Москва.

ЛАНДГРЕБЕ(Landgrebe), Людвиг (р. 9 марта 1902) — нем. философ-идеалист, последователь фено­менологии Э. Гуссерля, его ассистент (1923—30), один из издателей Архива Гуссерля. Л. сближает фено­менологию Гуссерля с философией Хейдеггера. Актив­ный противник марксизма. По Л., осн. проблема всей европ. философии — проблема свободы чело­века. Свободу Л. понимает как такое состояние, при к-ром «человек не признает никакой другой зависи­мости, кроме зависимости, оправданной его мышле­нием» («Marxismusstudien», 1 Folge, Tubingen, 1954, S. 43). Понимание процесса познания как отношения субъекта к объекту, характерное, по мнению Л., для всей европ. философии нового времени, он назы­вает субъективизмом, а саму эту философию — «ме­тафизикой субъективности». С этой т. зр. Л. объяв­ляет марксизм таким выражением «метафизического субъективизма», когда объект рассматривается якобы лишь как пассивный, пластич. материал человеч. дея­тельности, труда.

В своей философии, осн. принципом к-рой является идеалистически понимаемое единство субъекта и объ­екта [причем бытие для Л. лишь «коррелат сознания» (см. «Philosophic der Gegenwart», В., 1957, S. 34)], Л. опирается на субъективный идеализм позднего Гуссерля и приближается к иррационализму, отвер­гающему науч. философию.

С о ч.: W. Diltheys Theorie der Geistwissenschaften, Hal­le, 1928; Nennfunktion und Wortbedeutung, Halle, 1934; Was bedeutet uns heute Philosophie?, Hamb., 1948, 2 Aufl., 1954; Phanomenologie und Metaphysik, Hamb., 1949; Hegel und Marx, в кн.: Marxismusstudien, 1 Folge, Tifbingen, 1954; Philosophie der Gegenwart, В., 1958; Das Problem der Dia-lektik, там же, 3 Folge, Tubingen, 1960. А. Огурцов. Москва. ЛАНЖЕВЁН(Langevin), Поль (23 янв. 1872 — 19 дек. 1946) — франц. физик-теоретик и эксперимен­татор, сторонник диалектич. материализма. Род. в Париже в семье рабочего. Ученик Пьера Кюри. В 1891 окончил Школу про­мышленной физики и химии, в к-рой впоследствии (с 1903) был преподавателем и дирек­тором (с 1925). В 1897 окон­чил Высшую нормальную школу. В 1902 в Сорбонне защитил докторскую диссер­тацию, а в 1909 был избран проф. Коллеж де Франс, где преподавал почти 40 лет. Учеником Л. был Жолио-Кюри; под руководством Л. была выполнена де Бройлем дисс. о волнах материи. Науч. интересы Л. группи­ровались в трех областях: исследование масс и по­ведения атмосферных ионов, теория пара- и диамаг­нитных явлений, разработка методов получения ультразвуковых колебаний с помощью пьезокварца. Был почетным членом АН СССР, членом Королев­ского об-ва в Лондоне, почетным д-ром многих ун-тов. Парижская АН избрала Л. своим членом только в 1934 из-за враждебного отношения официальной франц. науки к прогрессивной обществ.-политич. деятельности ученого и его передовым философским воззрениям.

В 1939 Л. основал близкий марксизму журнал «La Pensee» в целях пропаганды «идей современного рационализма». В конце 1941 Л. был арестован ге­стапо, заключен в тюрьму, а затем выслан из Парижа. Вернувшись в Париж после его освобождения от гит­леровцев, Л. в 1944 вступил в ряды компартии. Л.—


один из организаторов об-ва «Франция — СССР»,, в 1946 избран председателем этого общества.

Мировоззрение Л. имеет своими истоками рацио-налистич. и материалистич. традиции франц. филос. мысли. Взгляды Л. последовательно развивались в направлении к диалектич. материализму. Почти все работы Л. по методологич. вопросам науки прони­зывает диалектич. идея историзма, последоват. раз­вития человеч. знания. В цикле работ, посвященных теории относительности, Л. доказывает, что «поня­тия времени и пространства не являются априор­ными. Каждому этапу наших познаний, каждой ста­дии в развитии наших теорий о физическом мире соответствует определенное представление о прост­ранстве и времени. Механицизм породил прежнюю-концепцию, электромагнетизм требует новой, и у нас нет никаких оснований думать, что эта новая концеп­ция окончательна» (Избр. труды, М., 1960, с. 452).. В статьях по квантовой теории и проблеме причин­ности в микромире Л. протестовал против «интеллек­туального разврата» поборников индетерминизма ж «свободы воли» электронов, писал: «В действитель­ности речь идет вовсе не о кризисе детерминизма во­обще, но лишь о кризисе механицизма, который мы пытались приспособить для объяснения совершенно-новой области. Нам приходится констатировать недо­статочность для объяснения микромира тех концеп­ций, которые оправдывали себя в макроскопической области, для которой они были созданы, и где приме­нялись в продолжение многих поколений» (там же, с. 655). Он подчеркивал, что те, кто говорят о бан­кротстве причинности, «... напрасно ссылаются на новейшие достижения современной науки. Их идеи взяты совсем не оттуда; они извлечены из старой фило­софии, враждебной научному познанию... И когда философы-идеалисты ссылаются на физика-идеалиста» они лишь берут у него обратно те представления, которые когда-то ссудили ему сами» (там же, с. 657).. Развитие материалистич. воззрений Л. в области естествознания, его прогрессивная обществ, деятель­ность, близость к социальной и политич. борьбе масс закономерно привели Л. в конце жизни на позиции диалектич. материализма и науч. коммунизма.

Соч.: Физика за последние двадцать лет, Л., 1928; Избр. произв., М., 1949.

Лит.: Г е й в и ш Ю. Г., П. Л.— ученый, борец за мир1 и демократию, М., 1955; Ландсберг Г. С, Поль Лан-жевен, «Усп. физ. наук», 1947, т. 31, вып. 3.

И. Акчурин. Москва.-

ЛАНФРАНК(Lanfranc) (p. ок. 1005 — ум. 24 или 28 мая 1089) — реакц. ср.-век. теолог, архиепископ. Кентерберийский (с 1070); один из зачинателей орто­доксальной церк. схоластики, противопоставленной, оппозиционным рационалистич. тенденциям филос. мысли Ив. Род. в Павии (Италия). Основал в Нор­мандии (Франция) изв-естную школу бенедиктинского монастыря Бек, из к-рой вышел ряд ортодоксальных схоластов, в т.ч. и ученик Л.— Анселъм Кентербе­рийский. Л. известен активной борьбой с проявле­ниями раннего номинализма. Он обрушился на по­пытки рационалистич. и сенсуалистич. истолкований церк. догмата пресуществления Беренгаром Турски.ч, к-рого Л. преследовал на церк. соборах, и добился его осуждения.

Л. утверждал, в противовес Беренгару (см. «Трак­тат против Беренгара»—«De corpore et sanguine Domi­ni», Migne, PL, t. 150, 1854), что диалектика (т. е. логич. рассуждение) не может считаться судьей в воп­росах веры, но лишь вспомогательным средством для обоснования и разъяснения догматов религии.

Соч.: Opera quae supersunt omnia..., ed. J. A. Giles, v. 1—2, Oxf., 1844.

Лит.: Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953, с. 195, 253—54; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зал.-европ. средневек. философии, М., 1957, с. 32—33; М а с d о -


ЛАО-ЦЗЫ — ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ 147


       
   
 
 

па Id A. J., Lanfranc, a study of his life, work and writing, L., 1944; Southern R. W., Lantranc ot Bee and Berengar of Tours, в кн.: Studies in medieval history presen­ted to F. Powicke, Oxf., 1948, p. 27—48. С. Стаж. Саратов. ЛАО-ЦЗЫ(Ли Эр)— др.-кит. философ, жив­ший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6—5 вв. до н. э.) или несколько раньше. Ему при­писывается филос. трактат «Лао-цзы» (др. название — «Дао дэ цзин»), к-рый слу­жит источником изучения филос. воззрений Л.-ц. Ис­торики кит. философии вы­сказывают различные мнения относительно времени жиз­ни и взглядов Л.-ц. Оконча­тельно еще не решен вопрос о том, какое отношение име­ет трактат «Лао-цзы» к лич­ности самого философа. Ряд ученых считает, что трактат написан в 4—3 вв. до н. о. и является плодом труда последователей философа. В трактате обосновывается на­правление, получившее назв. даосизма. Согласно этому учению, первоосновой мира является дао. Уче­ние о дао переносится на природу и общество. В природе нет ничего постоянного и неизменного: все находится в движении, в процессе развития и изменения. Достигнув определ. степени развития, вещи переходят в свою противоположность: не­счастье есть основа счастья, а счастье есть то, в чем заключено несчастье. В обществе все несчастья происходят из-за нарушения естеств. закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны научиться находить удовлетворение в спокойствии, а не в действии. Отсюда проповедь фаталистич. тео­рии «недеяния», лежащей в основе жизни общества. Все должно быть предоставлено самому себе. Ожесто­ченная борьба между различными обществ, группами вызвана развитием цивилизации; по мнению Л.-ц., необходимо возвратиться к первобытному обществу, где пет классового угнетения, войн, а каждый чело­век находит удовлетворение в простой, естеств. жизни. В совр. науке существует две т. зр. по вопросу о том, является ли дао в учении Л.-ц. материальным или духовным началом. Нек-рые полагают, что дао у Л.-ц., с одной стороны, означает материальную первооснову, к-рую нельзя ни увидеть, ни услышать, ни ощупать, а с другой — всеобщий естеств. закон самих вещей, исключающий вмешательство сверхъ-естеств. сил. Согласно этой т. зр., филос. идеи Л.-ц. в своей основе являются материалистическими. Дру­гие полагают, что дао — это сверхъестеств. духовная первопричина вещей. Согласно этому толкованию, филос. идеи Л.-ц. идеалистичны в своей основе, хотя и содержат нек-рые материалистич. элементы.

Лит.: К о н и с с и Д. П., «Тао-те-кинг» Лао си, «Вопр. филос. и психологии», 1894, май; Р о и и д е, Философия Лао-цзы, «Научное обозрение», 1900, N« 5; его же, Мо­раль и политика по теории Лао-цзы, там же, 1902, № 2; Ян Хин-щу н, Древнекит. философ Лао-цзы и его уче­ние, М., 1950; История философии, т. 1, М., 1957, с. 64; Ф а н ь В э н ь-л а н ь, Древняя история Китая, пер. с кит., М.. 1958; Александров Г. Ф., История социоло­гам, учений. Древний Восток, М., 1959, с. 197—215; Ж э н ь Ц з и - ю й, Лао-цзы цзиньи (Перевод «Лао-цзы» на совр. язык), Пекин, 1956; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян туниси (История кит. идеологии), т. 1, Пекин, 1957.

ЛАПЛАС(Laplace), Пьер Симон (23 марта 1749 — 5 марта 1827) — франц. ученый, сыгравший своими открытиями в области теоретич. астрономии, мате­матики и физики выдающуюся роль в развитии ес­теств.-науч. взглядов на природу. Родился в местечке Бомон в семье нормандского крестьянина. Чл. Париж­ской АН (с 1785), председатель Палаты мер и весов (с 1790).


Осн. науч. наследие Л. представлено в «Трактате о небесной механике» («Traite do mecani.vje celeste», v. 1—5 [1798/99—1825]), где изложены его открытия, позволяющие доказать, что закон всемирного тяготе­ния Ньютона при учете взаимных возмущений пла­нет полностью объясняет их наблюдаемое движение. В приложении к кн. «Изложение системы мира» («Exposition du systeme du monde», v. 1—2, [1795/96]) Л. выступил со своей гипотезой о происхождшшм солнечной системы из «первичной» туманности, нахо­дившейся в медленном равномерном вращении и рас­пространявшейся за пределы возникшей из нее позд­нее солнечной системы. В отличие от небулярной гипотезы Канта, Л. рассматривал только солнечную систему, не касаясь более общего вопроса о проис­хождении звездных систем. Гипотеза Л., получив­шая в середине 19 в. математич. подтверждение, сох­раняла свое значение до начала 20 в. Однако материа­листич. основы ее построения определили непрехо­дящую роль гипотезы Л. в развитии космогонии и естественнонауч. картины мира (см. Космогония).

Большое значение для науки имели труды Л. по математич. теории вероятностей, созданной в значит. мере самим Л. В качестве введения к одному из изда­ний «Аналитической теории вероятностей» («Theorie analytique des probabilites», 1812) Л. предпослал «Опыт философии теории вероятностей» («Essai phi-losophique sur les probabilites», 1814), в к-ром раз­вил принцип механич. детерминизма.

Естеств.-науч. взгляды Л. нашли свое отражение в его филос. убеждениях, близких к воззрениям франц. материалистов. Известен его ответ Наполеону I: когда последний спросил Л., почему он в своей не­бесной механике не отвел соответствующего места бо­гу, ученый ответил, что при построении теории проис­хождения солнечной системы он не нуждался в гипо­тезе существования бога. Механистич. ограниченность его взглядов проявилась в попытке объяснить весь мир, в т. ч. физиологич., психич. и социальные явле­ния, с. т. зр. механич. детерминизма. Свое понимание детерминизма Л. рассматривал как методологич. прин­цип построения всякой науки. Образец окончат, формы науч. познания Л. видел в небесной механике. Лапласовский детерминизм стал нарицат. обозна­чением механистич. методологии классич. физики.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1—14, P., 1878 — 1912; в рус. пер.— Изложение системы мира, т. 1—2, СПБ, 1861; Опыт философии теории вероятностей, М., 1908.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 8; А н д р о н о в А. А., Лаплас, М., 1930; Ворон­цов-Вельяминов Б. А., Лаплас, М., 1937.

ЛАППО-ДАНИЛЁВСКИЙ,Александр Сергеевич [15 (27) янв. 1863 —7 февр. 1919] — рус. бурж. историк и социолог. Окончил историко-филологич. фак-т Петерб. ун-та (1886); с 1890 — проф. этого ун-та; академик (с 1899). С 1887 до конца жизни вел семинар и читал лекции в Петерб. ун-те по методоло­гии истории («Методология истории», вып. 1—2, 1910—13; вып. 1, 1923). Вначале примыкал к юридич. школе в историографии («Организация прямого обло­жения в Моск. гос-ве...», 1890), затем перешел на позиции неокантианства. В ст. «Осн. прин­ципы социологич. доктрины О. Конта» (в сб. «Проблемы идеализма», 1902) подверг критике исто-рико-социологич. идеи позитивизма контовского ти­па. Коренной недостаток концепции Конта Л.-Д. видел в отсутствии разработанной гносеологич. осно­вы теории историч. знания. Такую основу Л.-Д. нашел в по-своему толкуемой теории познания баден-ской школы. Цель историч. знания, по Л.-Д.,— в построении историч. действительности как «эволю­ционного целого», т. е. как совокупности явлений, покоящихся на психич. факторах. Сделать это с номотетической (т. е. «законополагающей», стремя-


148 ЛАПУЖ — ЛАРРА


щейся к установлению закономерностей) т. зр. нельзя, ибо она не может учесть специфики историч. факта, под к-рым Л.-Д. понимал «... воздействие сознания данной индивидуальности (включая в нее и коллек­тив.— Ред.) на среду, в особенности на обществен­ную среду» («Методология истории», вып. 2, СПБ, 1913, с. 322). Ближе к истине, по Л.-Д., идиографи-ческий метод, к-рый стремится воспроизвести свое­образие фактов истории. Установление историч. роли события достигается отнесением его к ценности, т. е. к значению данного переживания, обладающему импе­ративностью и абсолютностью. Отнесение к ценности (этической, эстетической и т. д.) характеризует со­бытие как добро или зло, истину или ложь, красоту или безобразие. Недостаток идиографич. знания, по Л.-Д., состоит в недооценке категорий «целого» и «эволюции», без к-рых нельзя построить процесс историч. действительности, а также отказ от исполь­зования нек-рых др. общих понятий. Л.-Д. полагал, что историк, сознательно различая номотетич. и идио­графич. точки зрения, «... может соединять их в своей исторической работе» (там же, вып. 1, СПБ, 1910, с. 291). Спец. историч. работы Л.-Д. представляют определенную науч. ценность.

Подробная библиография трудов Л.-Д. имеется в «Рус. историч. журнале» № 6 за 1920, посвящен­ном Л.-Д.

Лит.: Райнов Т., О филос. взглядах и пед. приемах
А. С. Л.-Д., «Ж. М-ва народного просвещения», 1915, Нов.
серия, ч. 61, март; Пресняков А. Е., А. С. Лаппо-
Данилевский, П., 1922; Покровский М. Н., О кни­
ге акад. Л.-Д., «Под знаменем марксизма», 1923, № 4—5;
Материалы для биографии А. С. Л.-Д., Л., 1929; Череп-
н и н Л., А. С. Л.-Д.— бурш, историк и источниковед,
«Вопр. истории», 1949, № 8 (имеется библиогр. трудов Л.-Д.
и лит-ры о нем). А. Поляков. Москва.

ЛАПУЖ(Lapouge), Жорж Ваше де (12 дек. 1854— 20 февр. 1936) — франц. социолог, один из созда­телей расизма. Разделяя человечество на высшие расы (долихоцефалы — длинноголовые — арийская, или нордическая раса) и низшие (брахицефалы — короткоголовые), Л. утверждал, что «раса — основ­ной фактор истории» («Les selections sociales», P., 1896, p. 68). Развитие цивилизации каждого народа, по Л., начинается, когда во главе его встают арийцы, составляющие господств, класс; с исчезновением арий­ских элементов цивилизация приходит в упадок. «... История различных народов сводится... к исто­рии их евгенических элементов» (там же, р. 78). Применяя дарвинизм к обществу, Л. считал, что происходит военный, политич., религ., моральный, юридич. и экономич. «социальный отбор», к-рый ведет к постепенному уничтожению представителей высшей расы, поскольку они хуже приспособлены к среде — «закон быстрейшего уничтожения наиболее совершенных» (там же, р. 456). Теорию прогресса Л. считал иллюзией, т. к. в ходе цивилизации растра­чивается необходимый для ее существования «евге­нический капитал». Единств, выход Л. видел в евге­нике, «систематическом отборе», сохраняющем выс­шую расу. Вместе с Гобино Л. оказал значит, влияние на формирование фашистской расовой теории.

С о ч.; L'aryen; son role social, P., 1899; Race et milieu social, P., 1909.

Лит.: Ковалевский М., Совр. социологи, СПБ, 1905, с. 322—39; A m m о п О., Histoire d'une idee. L'anthroposociologie, «Rev. Inernat. de Sociologie», 1898, v. 6, p. 145—81; H a n k i n s F. H., The racial basis of civili­sation, N. Y.— L., 1926, ch. 5; Sorokin P., Contempo­rary sociological theories, N. Y.— L., 1928, p. 234—44; 250—51; Colombat J., La fin du monde civilise, les propheties de V. de Lapouge, P., 1946. В. Кузнецов. Москва.

ЛАПШИН,Иван Иванович (р. 1870) — рус. фило­соф-идеалист и психолог, ученик А. Введенского, сто­ронник неокантианства. Преподавал логику в Алек­сандровском лицее, был проф, Петерб. ун-та. Д-р философии (с 1906). Белоэмигрант (с 1922). В отличие


от зап.-европ. неокантианцев (напр., Когена), Л. допу­скал возможность обсуждения вопроса о приложимо­сти законов мышления к «вещам в себе». Он утверж­дал, что вне опыта (в кантовском его понимании) законы мысли никакой силы не имеют. Законы фор­мальной логики зависят, по Л., от форм интуиции Противоречивость филос. взглядов Л.— своеобраз­ное доказательство несостоятельности имманент­ной философии, к-рую он пытался защищать.

С о ч.: Филос. значение психологич. воззрений Дщэмса, в кн.: Д ж э м с У., Психология, пер. с англ. Лапшина, СПБ, 1896; Законы мышления и формы познания, СПБ, 1906; Проблема «чужого Я» в новейшей философии, СПБ, 1910; О вселенском чувстве, СПБ, 1911; Неокритицизм Шар­ля Ренувье, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 13, СПБ, 1914; Психология эмоцион. мышления Гейнриха Майера, там же, сб. 16; Гносеологич. исследования, вып. I — Логика отношений и силлогизм, П., 1917; Мистич. рационализм С. Л. Франка, «Мысль», 1922, № 3; Опровержение солипсиз­ма, в сб.: Тр. рус. ученых за границей, вып. I, Отдел исто-рико-филологич., Прага, 1923; Философия изобретения и изобретение в философии, [т.] 1—2, 2 изд., Прага, 1924.

Лит.: ЛосскийН. [О.], И. Лапшин.. Законы мышле­ния и формы познания (рец.), «Вопр. филос. и психологии», 1907, кн. 88, май — июнь; Jakovenko В., Dejiny ruske filosofie, Praha, 1938, с. 284—89. Л. Суворов. Москва.

ЛАРОШФУКО(La Rochefoucauld), Франсуа (15 дек. 1613—17 марта 1680) — франц. писатель и философ-моралист, один из руководителей Фронды.

Л.считал человека произведением природы, а лич­ные интересы — двигателем его поступков. Характе­ризуя мораль феод, аристократии, он угадал общие черты морали, свойственные классовому обществу. Л. осуждал эту мораль, но считал, что она свойст­венна природе человека; отсюда его пессимизм. Свои взгляды он изложил в форме афоризмов в соч. «Мак­симы и моральные размышления» («Reflexions ou sentences et maximes morales», 1665; рус. пер. 1959, вступит, ст. Т. Хатисовой), выдержавшем семь изда­ний при жизни автора; каждое из них дополнялось новыми афоризмами. Л. оказал влияние на Гельве­ция. Маркс в письме к Энгельсу цитировал понра­вившиеся ему афоризмы Л. (см. К. Маркс и Ф. Эн­гельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 261—62).

Соч.: Oeuvres completes, t. 1—2, P., 1883—84, P., 1935; в рус. пер.— Дух изящнейших мнений..., М., 1788; Нравоучит. мысли герцога де-ла Рошефуко, пер. Е. Т. [Е. Татищевой], М., 1798; Нравственные рассуждения гер­цога де-ла Рошефуко, пер. Д. Пименова, М., 1809; Мысли герцога де-ла Рошефуко, извлеченные из высшего познания мира и людей, пер. И. Барышникова, М., 1809; Мысли, из­речения и поучения, СПБ, 1901; Избр. мысли Лабрюйера с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларош­фуко, Вовенарга и Монтескье, с предисл. Л. Н. Толсто­го, М., 1908.

Лит.: История франц. лит., т. 1, М.— Л., 1946, с. 449 — 454; Толстой Л. Н., Поли. собр. соч., т. 40, М., 1957, с. 217 — 18, 281; Bourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895; Grandsaignes d'Hauterive R., Le pes-simisme de La Rochefoucauld, P., 1914; Marchand J., Les manuscrits des Maximes, P., 1935; его же, Biblio-graphie generale raisonnee de La Rochefoucauld, P., 1948; H e s s G., Zur Entstehung der «Maximen» La Rochefoucaulds, в серии: Arbeitsgemeinsehaft fur Forschung des Landes Nordrhein — Westfalen, H- 67, Koln — Opladen, 1957.

Г. Зельманова. Ленинград.

ЛАРРА(Larra), Марьяно Хосе де (24 марта 1809 — 13 февр. 1837) — ней. писатель, публицист и критик, заложивший основы критич. реализма в Испании. Воспитанный на просветительской философии, Л. в своих журналах «El Duende Satirico del Dia» («Сати­рический оборотень современности», 1828—29) и «Е1 Pobrecito Kablador» («Простодушный болтун»,1832—33) обличал феод.-католич. Испанию и горячо отстаивал идеи просвещения, разума и прогресса. Эти же идеи характерны для историч. романа «Паж короля Эн-рико Слабого» («El Doncel de don Enrique el Doliente», 1834) и драмы «Масиас» («Macias», 1835), написанной на тот же сюжет. Подвергая резкой критике и фео­да льно-клерик. реакцию (антика рлистские очерки 1833—34), и либерально-бурж. демагогию (очерки «Обстоятельства», «Преимущество полумер», «Слова»,


ЛАРРОЙО — ЛАСК 149


«Полиция» и др., опубл. в журн. «La Revista Espa-fiola»—«Исп. обозрение» и «El Observador»—«Наблю­датель» в 1833—35) с прогрессивных позиций рево-люц. демократии, Л. в 1835—36 пришел к идее рево­люции и выдвинул требования нар. суверенитета и демократич. свобод (2-я ч. очерка «1830—1836 годы, или Испания от Фердинанда VII до Мендисабала», 1836). Поражение нар. движения 1834—36 привело .1. в конце жизни к разочарованию в революц. воз­можностях исп. народа. Л. обратился к идеям «хри­стианского социализма» Ламенне, чью книгу «Слова верующего» (F. R. Lamennais, Paroles d'un croyant, 1834) Л. перевел на испанский яз. и снабдил предис­ловием (1836). Охваченный настроениями отчаяния II безысходного пессимизма, Л. покончил жизнь са­моубийством.

Соч.: Obras completes, v. 1—4, Barcelona, [1921]; Articulos, v. 1—3, Md, 1923—40; в рус. пер.— Сатирич. очерки, М., 1956 (со от. К. Н. Державина и 3. И. Плавскина «Мариано Хосе де Ларра»).

Лит.: Petroccione Alfredo, Mariano Jose de Larra (Figaro), Venezia, 1946; Bellini G., La critica del costume negli articoli di Larra, Mil., [1957].

3. Плавскин. Ленинград.

ЛАРРОЙО(Larroyo), Франсиско (р. 1908) — мекс. философ; декан филос. фак-та Мекс. ун-та, один из основателей неокантианского движения в Мексике, автор ряда работ по педагогике. Филос. идеи Л. близки к идеям марбургской школы, к-рые он попу­ляризировал в написанной совместно с М. А. Се-бальос (М. A. Ceballos) книге «Логика наук» («La logica de la ciencia», 1939).

В книге «Амер. философия» («La filosofia Ameri­cana. Su razon у su sinrazon de ser», 1958) Л. подверг критич. анализу точки зрения других лат.-амер. философов по вопросу об особенностях развития и характере философии в странах Лат. Америки, противопоставив им концепцию, основанную на нео­кантианском понимании аксиологич. категорий. Ре­шительно отвергая философию, направленную на по­знание объективной реальности, как бесплодную «ме­тафизику», Л. считает основной задачей философии анализ культурных «ценностей». Согласно Л., философия — это ретроспективный анализ кате­горий трансцендентального сознания человека, проявляющихся в его деятельности в сферах науки, искусства, религии, политики и др. Социо-логич. взгляды Л. развиваются в духе Ортега-и-Га-сета. В докладе «Проблема и проблемы нашей эпохи» («Problema у problemas de la critica de la epoca. Memorias del XIII Congreso Internacional de Filosofia, 1963, v. 1, p. 167—92) на Международном фило­софском конгрессе в Мехико (председателем к-рого он являлся) Л. характеризует современность как часть новой «технической эры», в к-рую техника обна­руживает «демонические качества». В бурном раз­витии техники, в нарушении равновесия между взле­том научно-технической мысли и отставанием мораль­но-политического сознания Л. видит источник кри­зиса нашей эпохи. Способ производства, определя­ющий форму использования научно-технических до­стижений, для Л. несуществен. Специфика технич. эры с ее универсальностью и единообразием, с ее гос­подством идеологий — это появление «массового чело­века». Грядущую форму историч. существования За­пада Л. находит в амер. образе жизни.

С о ч.: La filosofia de los valores, Mexico, 1936; El ro-manticismo filosdfico, [Мех.], 1941; Historia de la filosofia-on Norteamerica, Мех., 1946; El existenoialismo, sus fuentes у direcciones, Мех., 1951; Lecciones de lugica у etica, Мех., 1957; Los principios de la etica social, 9 ed., Мех., 1959.

P. Бургете. Москва.

ЛАРСОН(Larsson), Ханс (18 февр. 1862—16 февр. 1944)— швед, философ-идеалист. В 1901—27 — проф. ун-та в Лунде. Находясь под влиянием философии Канта, в частности его положений об априорных фор-


мах опыта, Л. в работе «Граница между ощущением и эмоцией» («Gransen mellan sensation och emotion», 1899) выступил против теории чувств Джемса — Лан-ге, согласно к-рой чувство (гнев, радость и т. д.) производно от физиологич. реакций, ощущений. По Л., ощущения всегда выступают вместе с чувст­вами, к-рые связаны с представлениями, зависимы от них и образуют границу между «я» и «не я». При­мыкая к рационалистич. истолкованию интуиции и подвергнув критике иррационализм, в частности ниц­шеанство и бергсонианство, он не противопоставлял интуицию разуму. Л. утверждал, что она завершает действие обычных законов логики, но оперирует ими в более быстром темпе и «более тонким образом» («Интуиция...» — «Intuition...», 1892; 4 uppl., 1920). На этом понятии интуиции основана и его работа в области эстетики. Л. выдвинул идею т. н. совпа­дающей философии: если различные филос. концеп­ции доводить до их крайних выводов, то они будут совпадать. Он объяснял это тем, что противополож­ные идеи содержат в себе не всю истину, а лишь ее часть, и чем больше их развивать и уточнять, тем больше они будут сближаться.

Соч.: Kants transcendentala deduktion af kategorierna, Lund, 1893 (Diss.), 3 uppl., Stockh., 1925; Under varlds-krisen,Stockh., 1920; Poesiens logik, 4 uppl., Stockh., 1922; Filosofien och politiken, 2 uppl., Stockh., 1922; Platon och var tid, 3 uppl., Stockh., 1924; Filosofiska uppsatser, Stockh., 1924; Intuitions problemet, 2 uppl., Stockh., 1925; Spinosa, Stockh., 1931; Gemenskap, Stockh., 1932; Minimum., Stockh., 1935.

Лит.: Nyman A., H. L. en svensk tankareprofil, Stockh., 1945; A s p e 1 i n G., H. L. som tankare och skriftstallare, Stockh., 1946; В у d i n g E., Den svenska filosofins historia, Stockh., 1959, s. 105 — 13.

А. Мысливченко. Москва.

ЛАСК(Lask), Эмиль (25 сент. 1875 — 26 мая 1915) — нем. философ-идеалист; проф. Гейдельберг-ского ун-та. Сочетал неокантианство в духе Риккерта с феноменологией Гуссерля. Отбрасывая, как и все неокантианцы, «вещь в се-беъ, отказываясь также от трансцендентальной эстетики Канта, Л., с др. стороны, пытался сохранить понятие объективного, независи­мого от мышления идеального бытии, якобы образу­ющего внутреннее лишь интуитивно постигаемое со­держание сознания. Т. о., идеальное бытие, пони­маемое Л. в духе платонизма, есть трансцендентная логич. структура сознания, якобы составляющая основу не только априорных логич. форм, но и ве­ществ, мира, природы. Одним из гл. понятий фило­софии Л. является понятие формы, истолковываемой в духе Аристотеля, т. е. как идеальная сущность. Однако, в отличие от Аристотеля, Л. рассматривает в качестве осн. форм идеального бытия категории, среди к-рых выделяются первичные формы, нечто вроде субстанции идеального бытия. Субъект, чело­век понимается как «переживающая реальность».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.