Л., так же как и Гуссерль, настаивает на существовании независимой от субъекта истины (а также «смысла» и «значения»), понимая ее как некое трансцендентное логич. бытие, имеющее свое местопребывание в сознании и постигаемое исключительно интуитивным путем. Интуиция рассматривается как предшествующий мышлению (и науке) акт познания бытия, проникающий сквозь сферу переживаний в то, что якобы определяет их структуру и интенциональ-ностъ (направленность). Учение об идеальном бытии Л. связывает с теорией ценности, к-рую, взяв у неокантианцев, он истолковывает в духе феноменологии Гуссерля. Л. признает существование, с одной стороны, личных, субъективных ценностей (к к-рым он относит все «практические» ценности), а с др. стороны,— транссубъективных ценностей, существующих в сфере идеального бытия и постигаемых интуитивно. Именно эти транссубъективные ценности и придают человеч. жизни, переживаниям цен-
150 ЛАСКИ — ЛАССАЛЬ
ностный характер. К таким транссубъективным ценностям Л. относит прежде всего религию, а затем также и эстетическое. В конечном счете все существующее в сфере идеального бытия, поскольку оно имеет интенциональный характер, оказывается сводимым к понятию ценности. Поэтому Л. определяет философию как учение о ценностях.
Претензия Л. на строгое обоснование принципов науки, на создание науч. мировоззрения опровергается его крайне упрощенным и в конечном счете ан-тинауч. пониманием естествознания и практич. деятельности, к-рые рассматриваются как наиболее удаленные от идеального бытия.
С о ч.: Die Logik der Philosophic und die Kategorien- lehre..., Tubingen, 1911; Die Lehre vom Urteil, Tubingen, 1912; Gesammelte Schriften, Bd 1—3, Tubingen, 1923—24. Лит.: Pick G., Die TJbergegensatzlichkeit der Werte. Gedanken iiber das religiose Moment in E. L. logischen Schrif ten vom Standpunkt des transzendentalen ldealismus, Tubin gen, 1921; H e r r i g e 1 E., E. L. Wertsystem, «Logos», 1923—24, Bd 12. Т. Ойзерман. Москва.
ЛАСКИ (Laski), Гарольд, Джозеф (30 июня 1893 — 24 марта 1950) — англ. социолог, политич. деятель, лидер и идеолог Лейбористской партии. В своих работах Л. проповедовал разновидность реформистской теории врастания капитализма в социализм — т. н. демократический социализм («Свобода в совр. гос-ве»—«Liberty in the modern state», 1930, new ed., 1948; «Парламентарное управление в Англии» — «Parliamentary government in England», 1938, 4 ed., 1950). Л. считал, что главную роль в развитии общества играет индивидуальное сознание, и потому освобождение трудящихся должно быть осуществлено не путем революции, а в результате нравств. совершенствования («Вера, разум и цивилизация» — «Faith, reason and civilization», 1944). Л. открыто провозгласил связь своих идей с религией: источник идеи демократич. социализма он видел в христианстве. Абсолютизируя мировые связи капиталистич. хозяйств, системы на империалистич. стадии, Л. пытался доказать необходимость создания мирового гос-ва, считал нац. суверенитет «угрозой цивилизации», оправдывал колониализм («Основания суверенитета»—«The foundations of sovereignty», 1921, 2ed., 1931).
Соч.: A grammar of politics, New Haven — L., 1925; Communism, L., 1927; Democracy in crisis, 3 ed., L., 1934; The state in theory and practice, L., 1935; The rise of European liberalism, L., 1936; Reflections on the revolution of our time, N. Y., 1944; The American democracy, L., 1949; Political thought in England. Locke to Bentham, L., 1950.
П. Зыпов. Москва.
ЛАССАЛЬ (Lassalle), Фердинанд (И апр. 1825 — 31 авг. 1864) — деятель нем. рабочего движения, родоначальник одной из форм оппортунизма в меж-дунар. рабочем движении — лассальянства; мелко-бурж. социалист и философ. Род. в богатой купеч. семье. Изучал философию, особенно Гегеля и Фихте. В революции 1848—49 участвовал как бурж. демократ. В 60-х гг. возглавлял движение нем. рабочих за создание самостоят, политич. партии; сыграл значит, роль в образовании Всеобщего германского рабочего союза. «В Германии великая историческая заслуга Лассаля состояла в том, ито он превратил рабочих! класс из хвоста либеральной буржуазии в самостоятельную политическую партию» (Ленин В. И., Соч., т. 4, с. 157).
В философии Л. был идеалистом. С позиций гегельянства он извращал отдельные заимствованные у
Маркса материалистич. положения. В своем осн. филос. произведении «Философия Гераклита Темного из Эфеса» («Die Philosophie Herakleitos des Dunklen von Ephesos», Bd 1—2, 1858), получившем отрицат. оценку Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 221—24) и Ленина (см. Соч., т. 38, с. 337—52), Л., следуя Гегелю, превращал Гераклита в идеалиста, полностью игнорируя материалистич. сущность его учения. Оставаясь гегельянцем, Л. пытался «подправить» Гегеля элементами философии Фихте.
Историч. развитие Л. рассматривал как постепенное развитие идеи свободы. Гос-во, в к-ром Л. видел олицетворение общего духа в противоположность эго-истич. индивидуальному духу, он считал надклассовой, нравств. категорией, имеющей своим назначением «развитие рода человеческого — в направлении к свободе» («Программа работников», Соч., т. 1, СПБ, 1908, с. 31). Противоречивым, но по существу идеалистическим был взгляд Л. на право. В лекциях о «Сущности конституции» он определял право как юридич. воплощение силы, проявляющееся в правовых нормах. Но в «Системе приобретенных прав» (1861) — наиболее оригинальном произведении —Л. указывал, что право есть выражение нар. духа, нар. самосознания. Выдвигая как первостепенную идею всеобщего избират. права, Л. выступал за отказ от классовой борьбы и революции. Все крестьянство он считал реакц. массой («Франц фон Зикинген»— «Franz von Sickingen», 1859). Организация самостоят, политич. рабочей партии имела целью, по Л., мирную агитацию за всеобщее избират. право. Выдвинутый Л. «железный закон заработной платы» был заимствован у Рикардо и Мальтуса и должен был теоретически обосновать отказ от борьбы за повышение заработной платы рабочих. Программа Л. содержала требование свободной ассоциации рабочих, организованной с помощью гос. кредитов при условии наличия в стране всеобщего избират. права. Л. стремился к изоляции герм, рабочего класса от общеев-роп. пролетарского движения. Он выступал за объединение Германии «сверху», с помощью династич. войн юнкерской Пруссии, и вел по этому поводу переговоры с Бисмарком. Результатом заигрываний Л. с Бисмарком было то, что он помог Бисмарку покончить с бурж. оппозицией и не допустить революции. «... Лассаль,— писал Ленин,— шатался в сторону национально-либеральной рабочей политики» (Соч., т. 21, с. 121, прим.).
Маркс и Энгельс, критикуя Л. за идеализм и оппортунизм, отмечали, что Л. в форме «королевское прусского правительственного социализма» (см. Ф.Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 233) вносил в рабочее движение бурж. идеологию.
Соч.: Gesammelte Reden und Schriften, Bd 1 — 12, В., 1919—20; Aus dem literarischen Nachlafi von K. Marx, F. En-gels und P. Lassale, Bd 1—4, Stuttg., 1902; Nachgelassene Briefe und Schriften, Bd 1—6, Stuttg.— В., 1921—25; в рус. пер.— Соч., т. 1—7, СПБ, 1908; Соч., т. 1—3, М., 1925; Логика Гегеля и логика Розенкранца, «Под знаменем марксизма», 1925, № 4.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф.. Избр. произв., т. 2, М., 1955; его же, Заявление, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, [М.—Л.], 1936, с. 79—82; его же, там же, с. 88—89; Энгельс Ф., там же, с. 218, 279—82, 314; его ж е, К жилищному вопросу, в кн.: Избр. произв., ■т. 1,М., 1955,с. 576; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, М.—Л., 1930, с. 153, 199, 201—202, 206—207, 232 — 234, 248, 484 (Переписка); их же, там же, т. 25, [М.— Л.], 1934, с. 423, 438—41, 481, 536—39 (Письма); их же, там же, т. 26, [М.—Л.], 1935, с. 10, 384-88; их же, там же, т. 27, [М. —Л.], 1935, с. 54; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 337—52; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 429, 436—38; его же, Август Бебель, там же, т. 19, с. 265; его же, Протест российских социал-демократов, там же, т. 4, с. 157; ПлехановГ. [В.1, Ф. Лассаль. Егожизньидеятельность, Женева, 1887; Бебель А.
ЛАССОН —ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 151
и Бернштейн Э., Ф. Лассаль, М., 1917; Берн-штейн А., Осн. взгляды Ф. Лассаля, «Под знаменем марксизма», 1924, Ms 10 — 11; Д е б о р и и А., О статье Л., там же, 1925, №4; Разумовский И., Философско-правовое наследие Л., там же; Виноградская П., Ф. Лассаль, М.— Л., 1926; М е р и н г Ф., История гер-
t майской социал-демократии, пер. с нем., т. 2—3, М., 1921 —
' 1922; его же, Карл Маркс, М., 1957 (см. указат. имен); -Я о s e n b a u m Е., F. Ь. Studien iiber historischen und
! ivstcmatischen Zusammenhang seiner Lehre, Jena, 1911;
" Trautwein K., Uber F. L. und sein Verhaltnis zur Fichteschen Philosophie, Jena, 1913; Steinbuchel Т., P. Lassale. Der Mensch, der Politiker, der Philosoph, «Hoch- land», 1923, 20 Jg., [№]2; Vorlander K., Marx, Engels und L. als Philosophen, 3 Aufl., В., 1926; Osehilewski W. G., Grosse Sozialisten in Berlin. Born, Marx, Engels, L.,. B. 1956; Beccari A., L. e la fondazione della .socialdemocrazia, Mil., 1959; Friederici H. Т., Zur Einschatzung L. und des Lassalleanismus in der blirger- lichen und rechtssozialdemokratischen Geschichtsschreibung, «Beitr. zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung», 1960, № 2. А. Панфилова. Москва.
ЛАССОН(Lasson), Георг (13 июля 1862 — 2 дек. 1932) — нем. теолог, философ, неогегельянец. Протестантский пастор в Берлине; издатель (с 1907) лейпц. издания соч. Гегеля, а также гегелевского архива. Известность Л. связана гл. обр. с тем, что им впервые были опубликованы нек-рые ранние произведения Гегеля, иррационалистич. истолкование к-рых явилось одним из исходных пунктов неогегельянства. В 1923 Л. опубликовал гегелевское «Сочинения по вопросам политики и философии права» (W. F. Hegel, Schriften zur Politik und Bechtsphi-losop'hie, в кн.: W. F. Hegel, Samtliche Werke, Bd 7, 1923), «Иенскую логику, метафизику и натурфилософию» («Jenenser Logik, Metaphysik und Naturphi-losophie», там же, Bd 18a, 1923), в 1931 «Иенскую реальную философию» («Jenenser Realphilosophie», Tl 2, там же, Bd 20), а в 1932 первую часть этой же работы («Jenenser Realphilosophie», Tl 1, там же, Bd 19). В предисловиях и комментариях к Гегелю Л. истолковывал его учение как философию, адекватную вероучению протестантизма. Вопрос о соотношении философии и религии, знания и веры превращается Л. в центр, проблему гегелевской философии. С этой т. зр. Л. по существу истолковывает -«Науку логики» в духе теологии, отрицает наличие в системе Гегеля идеалистически пантеистич. тенденции и противоречия между методом и системой, пренебрегает положением Гегеля о том, что философия является более высокой ступенью развития абсолютного духа, чем религия, и всячески преувеличивает свойственные Гегелю религ. идеи. В конечном счете диалектика Гегеля оказывается в изложении Л. методом иррационалистич. проникновения в трансцендентную реальность, несмотря на то, что Л. постоянно подчеркивал ее «научный» характер, ее отличие от интуитивистекой концепции познания.
Л. является также автором ряда теологич. соч. «К теории христианского догмата» («Zur Theorie des christlichen Dogmas», 1897), «Основные вопросы вероучения» («Grundfragen der Glaubenslehre», 1913) и др.
Соч.: Beitrage zur Hegelforschung. H. 1—2, В., 1909; Was heisst Hegelianismus?, В., 1916; Hegel als Geschichts-philosoph, Lpz., 1920.
Лит.: Zum 70. Geburtstag G. L., «Kantatudien», 1932, Bd 37, H. 3/4. Т. Ойзермап. Москва.
ЛАССУЭЛЛ(Lasswell), Гаролд Дуайт (р. 13 февр. 1902) — амер. бурж. юрист и социолог, сторонник реакц. теории элиты. Проф. права (с 1946) и поли-тич. наук (с 1952) Иельского ун-та. Согласно Л., лишь немногие члены об-ва обладают важнейшими человеч. «ценностями»; они образуют слой избранных — элиту («A study of power», 1950). Элита, по Л., должна изучать состояние и поведение масс для выбора наиболее целесообразных методов (применение насилия, пропаганда) сохранения своей власти. Противник марксистской теории классовой борьбы, Л. утверждает «бессмысленность» революций и пытает-
ся доказать возможность их предотвращения. Выступил с обоснованием т. н. «астрополитики», призывая использовать космич. полеты для порабощения обитателей других планет («Men in space», в журн. «Annals of the New York Academy of Sciences», 1958, v. 72, art. 4).
Соч.: Psychopathology and politics, Chi., 1930; World politics and personal insecurity, N. Y.— L., 1935; Democracy through public opinion, Menasha (Wis.), 1941; Power and personality, L., 1948; National securitv and individual free dom, N. Y., 1950; World revolution of our time, Stanf., 1951; The policy sciences, recent developments in scope and method, Stanf., 1951 (еовм. D. Lerner); The compara tive study of elites, Stanf., 1952. Г. Ашин. Москва.
ЛАСТАРРЙЯ(Lastarria), Хосе Викторино (22 марта 1817 — 14 июня 1888) — чилийский философ и социолог-позитивист, прогрессивный политич. деятель, выступавший за бурж. развитие Чили, против клерикальной реакции. После революц. событий 1851 Л. вынужден был на нек-рое время покинуть Чили. В 1874 вышло его осн. соч. «Лекции позитивной политики» («Lecciones de politica positive»), написанное под сильным влиянием идей Конта и излагающее осн. принципы социологич. науки в их конкретном применении к условиям Чили.
Соч.: Obras completas, t. 1—12, Santiago de Chile, 1906 — 13.
ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ.Истоки филос. мысли латышей уходят в устное нар. творчество; наивный материализм и стихийная диалектика проявляются в истолковании народом явлений природы; идея труда пронизывает принципы нар. морали, представления о красоте. В фольклоре нашли выражения и классовые противоречия, ненависть латышского народа к нем. захватчикам, в течение ряда веков угнетавших народы Прибалтики.
Присоединение Прибалтики к России (завершено в 18 в.) спасло латышей от угрозы поглощения их нем. милитаристским гос-вом и дало им возможность развивать нац. культуру в условиях благотворного влияния демократич. культуры рус. народа. В конце 18 в. в Латвии появились идейные последователи Вольтера, Монтескье, Руссо и Радищева. Наиболее значительным из них был Меркель, оказавший большое влияние на обществ, мысль и лит-ру латыш, парода. В 50—60-х гг. 19 в. среди латыш, интеллигенции получили распространение произведения Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Нек-рые передовые деятели 60-х гг. были тесно связаны с рус. революционерами. К ним в первую очередь относится Баллод — материалист, атеист, активный деятель революц. движения. В конце 50 — нач. 60-х гг. 19 в. возникло бурж. национально-либеральное младола-тышское «движение», направленное против феод, привилегий нем. баронов. Несмотря на то, что, по мнению «младолатышей», только реформы и просвещение избавят народ от тяжелого гнета, движение это было прогрессивным. «Младолатыши» выступали за развитие латыш, культуры, за просвещение народа. Представители «младолатышей» Алунан и Виезбардис пропагандировали материалистич. взгляды на природу, боролись против религии, доказывали, что мир познаваем и т. д. В последней четверти 19 в. по мере роста рабочего движения латыш, буржуазия теряет связи с народом и становится ва узкоклассовые позиции. В это время наиболее крупным латышским бурж. философом был Я. Осис — ученик и последователь Тейхмюллера. Передовую философию Латвии этого времени представляли писатели-демократы, выдвинувшиеся из народа (напр., поэт Вейденбаум).
В нач. 90-х гг. в Латвии образовалось т. н. «Новое течение» («Яуна страва»), объединившее прогрессивную интеллигенцию. Идейным центром «Нового течения» стала легальная газ. «Dienas La pa» («Еже-
152 ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ — ЛАУ
дневный листок», 188С—97), к-рая публиковала статьи о диалоктич. и историч. материализме, перепечатывала и излагала отд. работы Маркса и Энгельса. Газета пропагандировала реализм в лит-ре и иск-ве, материализм в естеств. науках, критиковала идеа-листич. и реакц. воззрения бурж. писателей, боролась с поповщиной. Райнис, Стучка, Розинь, Янсон-Браун, составлявшие ядро «Нового течения», распространяли идеи марксистской философии и науч. социализма среди трудящихся. В 90-х гг. в Латвии возникли первые нелегальные марксистские кружки рабочих и учащихся.
Большое значение для развития революц. орг-ций и распространения марксизма в Латвии имел приезд в Ригу Ленина (весна 1900). В 1904 была создана марксистская латышская с.-д. рабочая партия (ЛСДРП), ставшая вместе с рижской орг-цией РСДРП руководителем и организатором рабочего класса и трудящихся Латвии. Органом партии стала газ. «Cina» («Zihna», 1904), издающаяся до сих пор. Как отмечал Ленин, во время революции 1905—07 латыш, пролетариат и его партия занимали «... одно из первых, наиболее важных мест в борьбе против самодержавия и всех сил старого строя» (Соч., т. 16, с. 235). В период революции был издан на латыш, языке ряд произведений Маркса, Энгельса, Ленина и др. марксистов. После поражения революции сторонники философии марксизма в Латвии, отбивая наступление реакции, боролись за чистоту марксистской теории. Статьи газ. «Cina» в 1908—09 разоблачили пропаганду мистицизма и бурж. индивидуализма как средство, имевшее целью отвести массы от революц. пути. В этот период большую роль сыграли работы Райниса, Стучки и Янсона-Брауна. Живой отклик нашла в Латвии книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Своими выступлениями на II (1907) и IV (1914) съездах социал-демократов Латышского края, статьей «Юбилейному номеру „Zihna"», 1910 (см. там же, с. 235—38) Ленин содействовал сплочению марксистских сил в Латвии, повышению интереса к теории в рядах латыш, социал-демократии. В годы 1-й мировой войны Стучка, Розинь и др. латыш, марксисты пропагандировали идеи интернационализма, боролись с шовинизмом. В период подготовки и проведения Октябрьской революции внимание латыш, марксистов было направлено на пропаганду и осуществление ленинского плана перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую (работы Стучки, Розиня, Дауге, Р. Пельше и др.). Несмотря на то, что Сов. власть в Латвии была подавлена силами междунар. империализма, идеи марксизма-ленинизма остались жить в сознании трудящихся масс. Пришедшая к власти латыш, буржуазия развернула широкое наступление на идеологич. фронте; она распространяла идеи шовинизма и религ. идеологию. Находившаяся на нелегальном положении компартия Латвии сплачивала демократич. силы в единый нар. фронт, организовывала получение и изучение марксистской лит-ры, давала решит, отпор бурж. идеологии.
После вступления Латвии в СССР (1940) стала широко изучаться и пропагандироваться марксистско-ленинская философия.
Во время оккупации Латвии фашистскими захватчиками снова возродилась пропаганда реакц. философии.
В послевоен. период, когда латыш, народ развернул под руководством компартии работу по восстановлению нар. х-ва, по построению социализма, в Латвии стала вестись активная работа по преодолению и искоренению реакц.-идеалистич. пережитков в философии, науке, лит-ре, иск-ве, по атеистич. воспитанию трудящихся. Был создан сектор фило-
софии в Академии наук и кафедра философии при Лат. гос. ун-те.
В Латвии началось систематич. изучение истории развития обществ.-филос. и естеств.-науч. мысли, а также нек-рых проблем диалектич. и историч. материализма. Ведутся конкретные социологич. исследования. Изданы на латыш, яз. собр. соч. В.И.Ленина, осн. работы Маркса и Энгельса. Опубликованы произведения Ю. Алунана «Избранное» (J. Alunans, Izlase, 1956); Э. Вейденбайма «Собр. соч.» на латыш, яз. (W. Veidenbaums, Kopoti raksti, sej. 1—2, 1961), «Избранное» на рус. яз. (1953); Г. Меркеля «Латыши...» (G. Merkelis, Latviesi, sevisKJ Vidzeme..., 1953); Я. Райниса «Полн. собр. соч.» (J.Rainis, Kopoti raksti, sej. 1—14, 1947—51), и на рус. яз.— Собр. соч., т. 1—3, 1954; издано «Литературное наследство» Райниса («Literarais mantojums», т. 1—2, 1957—1961), создан ряд исследований о творчестве выдающихся латыш, мыслителей: П. И. Валескалн, Революционный демократ П. Д. Баллод, 1957, на рус. яз., и дополн. изд. на латыш, яз. (P. Valeskalns, Revolucionarais demokrats Peteris Balodis, 1961); П. Дауге, Жизнь и деятельность П. Стучки (P. Dauge, P. Stuckas dzive un darbs, 1958); К. Краулин, Жизнь и деятельность Я. Райниса (К. Krauliijs, J. Rairja dzive un darbiba, 1953); К. Краулин, Андрей Упит (К. Kraulns, And-rejs Uplts, 1963); «Латыш, революц. деятели», Сб., 1958; В. Самсон, Обществ.-филос. взгляды Яна Райниса, в журн. «Коммунист Сов. Латвии», 1955, № 9; Э. Сокол, Райнис (Е. Sokols, Rainis, 1962); М. Н. Соч-нев, Каспар Биезбардис, жизнь и мировоззрение (М. Socnevs, Kaspars Biezbardis, dzive un pasaules uzskats, 1963); В. Штейнберг и А. Вилсон, Жизнь Я. Янсона-Брауна (V. Steinbergs un A. Vil-sons, J. Jansona-Brauna dzive, 1957); В. Штейнберг, Ф. Розинь — пионер марксистской философии в Латвии (V. Steinbergs, F. Roziijs — marksistiskas filo-zofijas celmlauzis Latvija, 1960).
Лит.: НаанГ. и Самсон В., Передовая обществ, и филос. мысль у народов Прибалтики в XIX веке, «Боль шевик Сов. Латвии», 1948, № 9; История Латвийской ССР, т. 1—3, Рига, 1952—58; Очерки по истории филос. и об ществ.-иолитич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 826—56; История философии, т. 2, 4, М., 1957—59 (т. 1, с. 424—26, т. 4, с. 268—77); О характере младолатышского движения и о дискуссии по этому вопросу, «Коммунист Сов. Латвии», 1960, № 1. П. Валескалн. Рига.
ЛАУ (Lau), Теодор Людвиг (1670—1740)—нем. философ-материалист. В области религии и в социально-политич. вопросах Л. защищал воззрения нем. гуманистов 16 в. (Рейхлина, Эразма Роттердамского, Гут-тена и др.), выступал за уничтожение церк. цензуры и создание светской науки, с позиций деизма отвергал сверхъестеств. откровение и догматы ортодокс, богословия. Не соглашаясь, однако, и с учением атеизма (в атеизме его упрекал Томазий за отрицание личного бога, дьявола и ведьм), Л. обосновывал необходимость «естественной религии», покоящейся на признании безличного божества.
В философии Л. был последователем Спинозы и Толанда. Согласно Л., бог существует и проявляется только в своих творениях, т. е. в вещах и явлениях природы. Материя и движение неуничтожимы, ибо уничтожить их значит уничтожить бога. Следуя во многом за материалистич. и механистич. физикой Декарта, Л. объявлял человека и животных своеобразными машинами, созданными из грубой материи — тела и тонкой материи — души, к-рые после смерти распадаются на атомы, но потом соединяются при образовании различных иных организмов. В теории познания Л. выдвигал осн. тезис сенсуализма, согласно к-рому в разуме и воле нет ничего такого, чего бы раньше не было в чувствах.
В своих филос. работах Л. обосновывал наступление грядущего золотого века человечества и вы-
ЛАФАРГ 153
двигал утопич. идеал общества без пороков и грехов, в к-ром человек был бы свободен и руководствовался бы велениями разума. Произведения Л. были конфискованы и сожжены при жизни автора, а сам он был вынужден публично отречься от своих филос. взглядов.
С о ч.: Meditationes philosophicae de Deo, mundo, homi-ne, Fr./M., 1717; Meditationes, theses, dubia philosophico theologica, Freystadii, 1719.
Лит.: Геттнер Г., История всеобщей лит-ры XVIII века, т. 3, кн. 1, М., 1872, с. 45; История философии, т. 3, [М.З, 1943, с. 21—2; Г р о п п Р. О., Прогрессивное фи лос. наследие Германии последней трети XVII— конца XVIII вв., «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1961, М 1; Гулнга А. В., Из истории немецкого ма териализма (последняя треть XVIII в.), М., 1962; Z е 1- 1 ег Е., Geschichte der deutschen Philosophie, 2 Aufl., Munch.— Oldenbourg, 1875; Pfleiderer O., Geschichte der Religionsphilosophie..., 3 Aufl., В., 1893; В a e n s с h O., J. H. Lamberts Philosophie und seine Stellung zu Kant, Tubingen, 1902. Б. Раббот. Москва.
ЛАФАРГ(Lafargue), Поль (15 янв. 1842—25 ноября 1911)— деятель франц. и междунар. рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик Марксаи Энгельса. Как отмечал Ленин, Л. был одним из самых талантливых распространителей идей марксизма.
Род. в г. Сантьяго на о-ве Куба в семье франц. виноторговца. В 1851 семья вернулась во Францию. Получив среднее образование, Л. поступил в Медицинскую академию в Париже. В междунар. рабочее движение Л. вступил, находясь под влиянием теорий Прудона и Конто.. В феврале 1865 Л.ездил в Лондон, чтобы сообщить Марксу о положении во франц. секции 1-го Интернационала. Это была первая встреча Л.с Марксом. За выступления против режима Второй империи Л. вместе с группой студентов был в конце 1865 исключен из академии. В начале 1866 он переехал в Лондон и вскоре вошел в состав Ген. совета 1-го Интернационала. Под идейным воздействием Маркса и в результате изучения опыта междунар. борьбы пролетариата Л. постепенно освобождается от прудонистских и позитивистских взглядов. В 1868 в Англии Л. закончил мед. образование. Вернувшись в том же году во Францию, вступил в решит, борьбу с прудонизмом и бланкизмом. Во время франко-прусской войны и Парижской Коммуны Л. разоблачал предательство пр-ва «национальной обороны», выступал за революц. ведение войны; он руководил борьбой пролетариев Бордо в защиту Коммуны. После ее поражения Л. эмигрировал в Испанию, где, борясь с бакунистами, решительно отстаивал программные, тактич. и организац. принципы Интернационала. В 1873 Энгельс и Л. по поручению Гаагского конгресса выступили с брошюрой против бакунизма («Альянс социалистич. демократии и Междунар. товарищество рабочих»). В 70-х гг., находясь в Лондоне, Л. деятельно участвовал в развитии франц. социалистич. движения и в организации рабочей партии. В 1880 при содействии Маркса и Энгельса Л. и Ж. Гед выработали программу этой партии. В том же году Л. стал сотрудником газ. «Egalite», на страницах к-рой опубликовал ст. «Классовая борьба», «Рабочая партия и капиталистич. гос-во», «Эволюция — революция» и т. д. Этими статьями Л. положил начало систематич. пропаганде революц. марксизма во Франции. После амнистии 1880 Л. вернулся во Францию и возглавил вместе с Годом Рабочую партию. Выступая против прудонизма, поссибилизма
и др. оппортунистич. течений, Л. ориентировал франц. пролетариат на революц. захват власти для установления социализма, выступал за самостоят, политич. линию пролетариата, боролся за централизм как принцип организации боеспособной пролетарской партии.
Еще в 70-х гг. Л. установил связи с деятелями рус. революц. движения и выступал со статьями в прогрессивных органах печати России. Л. приветствовал группу «Освобождение труда». Позднее, в период борьбы между большевиками и меньшевиками, Л. не скрывал своих симпатий к большевикам в решении ряда принципиальных вопросов.
В 80-е гг. Л. вел большую политич. и организац. работу. В сочинениях, направленных против критиков Маркса из лагеря бурж. экономистов, и в памфлетах «Право на лень» (1880), «Проданный аппетит» (1884), «Пий IX в раю» (1891) и др. Л. подверг острой критике всю систему капиталистич. рабства, в т. ч. религию как защитницу капиталистич. эксплуатации. В 1891, вопреки противодействию реакц. сил, Л. первым из революц. марксистов был избран депутатом парламента; он блестяще использовал свои парламентские полномочия для пропаганды марксизма. В 90-е и 900-е гг., когда оппортунизм с возрастающей силой захлестывал партии 2-го Интернационала, Л. был в числе тех, кто боролся против ревизии основ науч. коммунизма.
Л. вел решит, борьбу против всех формидеали-стич. философии, отвергая всякие попытки «примирения» материализма с идеализмом. Л. решительно осудил намерение Бернштейна «синтезировать» марксизм с кантианством. Признавая материалистич. момент в философии Канта, Л. сосредоточил огонь критики на идеализме и агностицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва «вещи в себе» от ее отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности и явления. Опровергая кантовский априоризм, Л. подчеркивал зависимость всех форм познания от материального мира. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», отметив полемику Л. с кантианцами, указал на правильность позиций «ученика» Энгельса—Л. (см. Соч., т. 14, с. 189,191). В 1910 в работе «Проблема познания», продолжая критику агностицизма, Л. указал на его гносеологическую основу — разрыв чувств. и логич. сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от практики.