Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 33 страница



Л., так же как и Гуссерль, настаивает на сущест­вовании независимой от субъекта истины (а также «смысла» и «значения»), понимая ее как некое транс­цендентное логич. бытие, имеющее свое местопребы­вание в сознании и постигаемое исключительно ин­туитивным путем. Интуиция рассматривается как предшествующий мышлению (и науке) акт познания бытия, проникающий сквозь сферу переживаний в то, что якобы определяет их структуру и интенциональ-ностъ (направленность). Учение об идеальном бытии Л. связывает с теорией ценности, к-рую, взяв у нео­кантианцев, он истолковывает в духе феноменологии Гуссерля. Л. признает существование, с одной сто­роны, личных, субъективных ценностей (к к-рым он относит все «практические» ценности), а с др. стороны,— транссубъективных ценностей, сущест­вующих в сфере идеального бытия и постигаемых интуитивно. Именно эти транссубъективные ценно­сти и придают человеч. жизни, переживаниям цен-


150 ЛАСКИ — ЛАССАЛЬ


ностный характер. К таким транссубъективным цен­ностям Л. относит прежде всего религию, а затем также и эстетическое. В конечном счете все сущест­вующее в сфере идеального бытия, поскольку оно имеет интенциональный характер, оказывается сво­димым к понятию ценности. Поэтому Л. определяет философию как учение о ценностях.

Претензия Л. на строгое обоснование принципов науки, на создание науч. мировоззрения опровергает­ся его крайне упрощенным и в конечном счете ан-тинауч. пониманием естествознания и практич. дея­тельности, к-рые рассматриваются как наиболее уда­ленные от идеального бытия.

С о ч.: Die Logik der Philosophic und die Kategorien-
lehre..., Tubingen, 1911; Die Lehre vom Urteil, Tubingen,
1912; Gesammelte Schriften, Bd 1—3, Tubingen, 1923—24.
Лит.: Pick G., Die TJbergegensatzlichkeit der Werte.
Gedanken iiber das religiose Moment in E. L. logischen Schrif­
ten vom Standpunkt des transzendentalen ldealismus, Tubin­
gen, 1921; H e r r i g e 1 E., E. L. Wertsystem, «Logos»,
1923—24, Bd 12. Т. Ойзерман. Москва.

ЛАСКИ (Laski), Гарольд, Джозеф (30 июня 1893 — 24 марта 1950) — англ. социолог, политич. деятель, лидер и идеолог Лейбористской партии. В своих работах Л. проповедовал разновидность реформист­ской теории врастания капитализма в социализм — т. н. демократический социализм («Свобода в совр. гос-ве»—«Liberty in the modern state», 1930, new ed., 1948; «Парламентарное управление в Англии» — «Parliamentary government in England», 1938, 4 ed., 1950). Л. считал, что главную роль в развитии обще­ства играет индивидуальное сознание, и потому осво­бождение трудящихся должно быть осуществлено не путем революции, а в результате нравств. со­вершенствования («Вера, разум и цивилизация» — «Faith, reason and civilization», 1944). Л. открыто провозгласил связь своих идей с религией: источник идеи демократич. социализма он видел в христиан­стве. Абсолютизируя мировые связи капиталистич. хозяйств, системы на империалистич. стадии, Л. пытался доказать необходимость создания мирового гос-ва, считал нац. суверенитет «угрозой цивили­зации», оправдывал колониализм («Основания су­веренитета»—«The foundations of sovereignty», 1921, 2ed., 1931).

Соч.: A grammar of politics, New Haven — L., 1925; Communism, L., 1927; Democracy in crisis, 3 ed., L., 1934; The state in theory and practice, L., 1935; The rise of Euro­pean liberalism, L., 1936; Reflections on the revolution of our time, N. Y., 1944; The American democracy, L., 1949; Political thought in England. Locke to Bentham, L., 1950.

П. Зыпов. Москва.

ЛАССАЛЬ (Lassalle), Фердинанд (И апр. 1825 — 31 авг. 1864) — деятель нем. рабочего движения, родоначальник одной из форм оппортунизма в меж-дунар. рабочем движении — лассальянства; мелко-бурж. социалист и философ. Род. в богатой купеч. семье. Изучал философию, особенно Гегеля и Фихте. В револю­ции 1848—49 участвовал как бурж. демократ. В 60-х гг. возглавлял движение нем. рабочих за создание самосто­ят, политич. партии; сыграл значит, роль в образовании Всеобщего германского ра­бочего союза. «В Германии великая историческая заслу­га Лассаля состояла в том, ито он превратил рабочих! класс из хвоста либераль­ной буржуазии в самостоятельную политическую пар­тию» (Ленин В. И., Соч., т. 4, с. 157).

В философии Л. был идеалистом. С позиций гегель­янства он извращал отдельные заимствованные у


Маркса материалистич. положения. В своем осн. филос. произведении «Философия Гераклита Тем­ного из Эфеса» («Die Philosophie Herakleitos des Dunklen von Ephesos», Bd 1—2, 1858), получив­шем отрицат. оценку Маркса (см. К. Маркс и Ф. Эн­гельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 221—24) и Ленина (см. Соч., т. 38, с. 337—52), Л., следуя Гегелю, превра­щал Гераклита в идеалиста, полностью игнорируя материалистич. сущность его учения. Оставаясь ге­гельянцем, Л. пытался «подправить» Гегеля элемен­тами философии Фихте.

Историч. развитие Л. рассматривал как постепен­ное развитие идеи свободы. Гос-во, в к-ром Л. видел олицетворение общего духа в противоположность эго-истич. индивидуальному духу, он считал надклас­совой, нравств. категорией, имеющей своим назна­чением «развитие рода человеческого — в направле­нии к свободе» («Программа работников», Соч., т. 1, СПБ, 1908, с. 31). Противоречивым, но по существу идеалистическим был взгляд Л. на право. В лекциях о «Сущности конституции» он определял право как юридич. воплощение силы, проявляющееся в право­вых нормах. Но в «Системе приобретенных прав» (1861) — наиболее оригинальном произведении —Л. указывал, что право есть выражение нар. духа, нар. самосознания. Выдвигая как первостепенную идею всеобщего избират. права, Л. выступал за отказ от классовой борьбы и революции. Все крестьянство он считал реакц. массой («Франц фон Зикинген»— «Franz von Sickingen», 1859). Организация самостоят, политич. рабочей партии имела целью, по Л., мир­ную агитацию за всеобщее избират. право. Выдви­нутый Л. «железный закон заработной платы» был заимствован у Рикардо и Мальтуса и должен был теоретически обосновать отказ от борьбы за повыше­ние заработной платы рабочих. Программа Л. содер­жала требование свободной ассоциации рабочих, ор­ганизованной с помощью гос. кредитов при условии наличия в стране всеобщего избират. права. Л. стре­мился к изоляции герм, рабочего класса от общеев-роп. пролетарского движения. Он выступал за объ­единение Германии «сверху», с помощью династич. войн юнкерской Пруссии, и вел по этому поводу переговоры с Бисмарком. Результатом заигрываний Л. с Бисмарком было то, что он помог Бисмарку по­кончить с бурж. оппозицией и не допустить револю­ции. «... Лассаль,— писал Ленин,— шатался в сто­рону национально-либеральной рабочей политики» (Соч., т. 21, с. 121, прим.).

Маркс и Энгельс, критикуя Л. за идеализм и оп­портунизм, отмечали, что Л. в форме «королевское прусского правительственного социализма» (см. Ф.Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 233) вносил в рабочее движение бурж. идеологию.

Соч.: Gesammelte Reden und Schriften, Bd 1 — 12, В., 1919—20; Aus dem literarischen Nachlafi von K. Marx, F. En-gels und P. Lassale, Bd 1—4, Stuttg., 1902; Nachgelassene Briefe und Schriften, Bd 1—6, Stuttg.— В., 1921—25; в рус. пер.— Соч., т. 1—7, СПБ, 1908; Соч., т. 1—3, М., 1925; Логика Гегеля и логика Розенкранца, «Под знаменем марк­сизма», 1925, № 4.

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф.. Избр. произв., т. 2, М., 1955; его же, Заявление, в кн.: Маркс К. иЭн­гельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, [М.—Л.], 1936, с. 79—82; его же, там же, с. 88—89; Энгельс Ф., там же, с. 218, 279—82, 314; его ж е, К жилищному вопросу, в кн.: Избр. произв., ■т. 1,М., 1955,с. 576; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, М.—Л., 1930, с. 153, 199, 201—202, 206—207, 232 — 234, 248, 484 (Переписка); их же, там же, т. 25, [М.— Л.], 1934, с. 423, 438—41, 481, 536—39 (Письма); их же, там же, т. 26, [М.—Л.], 1935, с. 10, 384-88; их же, там же, т. 27, [М. —Л.], 1935, с. 54; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 337—52; его же, Государство и ре­волюция, там же, т. 25, с. 429, 436—38; его же, Август Бе­бель, там же, т. 19, с. 265; его же, Протест российских со­циал-демократов, там же, т. 4, с. 157; ПлехановГ. [В.1, Ф. Лассаль. Егожизньидеятельность, Женева, 1887; Бебель А.


ЛАССОН —ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 151


и Бернштейн Э., Ф. Лассаль, М., 1917; Берн-штейн А., Осн. взгляды Ф. Лассаля, «Под знаменем марксизма», 1924, Ms 10 — 11; Д е б о р и и А., О статье Л., там же, 1925, №4; Разумовский И., Философско-правовое наследие Л., там же; Виноградская П., Ф. Лассаль, М.— Л., 1926; М е р и н г Ф., История гер-

t майской социал-демократии, пер. с нем., т. 2—3, М., 1921 —

' 1922; его же, Карл Маркс, М., 1957 (см. указат. имен); -Я о s e n b a u m Е., F. Ь. Studien iiber historischen und

! ivstcmatischen Zusammenhang seiner Lehre, Jena, 1911;

" Trautwein K., Uber F. L. und sein Verhaltnis zur
Fichteschen Philosophie, Jena, 1913; Steinbuchel Т.,
P. Lassale. Der Mensch, der Politiker, der Philosoph, «Hoch-
land», 1923, 20 Jg., [№]2; Vorlander K., Marx, Engels
und L. als Philosophen, 3 Aufl., В., 1926; Osehilewski
W. G., Grosse Sozialisten in Berlin. Born, Marx, Engels,
L.,. B. 1956; Beccari A., L. e la fondazione della
.socialdemocrazia, Mil., 1959; Friederici H. Т.,
Zur Einschatzung L. und des Lassalleanismus in der blirger-
lichen und rechtssozialdemokratischen Geschichtsschreibung,
«Beitr. zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung»,
1960, № 2. А. Панфилова. Москва.

ЛАССОН(Lasson), Георг (13 июля 1862 — 2 дек. 1932) — нем. теолог, философ, неогегельянец. Про­тестантский пастор в Берлине; издатель (с 1907) лейпц. издания соч. Гегеля, а также гегелевского архива. Известность Л. связана гл. обр. с тем, что им впервые были опубликованы нек-рые ранние про­изведения Гегеля, иррационалистич. истолкование к-рых явилось одним из исходных пунктов неогегель­янства. В 1923 Л. опубликовал гегелевское «Сочи­нения по вопросам политики и философии права» (W. F. Hegel, Schriften zur Politik und Bechtsphi-losop'hie, в кн.: W. F. Hegel, Samtliche Werke, Bd 7, 1923), «Иенскую логику, метафизику и натурфило­софию» («Jenenser Logik, Metaphysik und Naturphi-losophie», там же, Bd 18a, 1923), в 1931 «Иенскую реальную философию» («Jenenser Realphilosophie», Tl 2, там же, Bd 20), а в 1932 первую часть этой же работы («Jenenser Realphilosophie», Tl 1, там же, Bd 19). В предисловиях и комментариях к Гегелю Л. истолковывал его учение как философию, адек­ватную вероучению протестантизма. Вопрос о соот­ношении философии и религии, знания и веры прев­ращается Л. в центр, проблему гегелевской фило­софии. С этой т. зр. Л. по существу истолковывает -«Науку логики» в духе теологии, отрицает наличие в системе Гегеля идеалистически пантеистич. тен­денции и противоречия между методом и системой, пренебрегает положением Гегеля о том, что фило­софия является более высокой ступенью развития абсолютного духа, чем религия, и всячески преуве­личивает свойственные Гегелю религ. идеи. В конеч­ном счете диалектика Гегеля оказывается в изложе­нии Л. методом иррационалистич. проникновения в трансцендентную реальность, несмотря на то, что Л. постоянно подчеркивал ее «научный» характер, ее отличие от интуитивистекой концепции познания.

Л. является также автором ряда теологич. соч. «К теории христианского догмата» («Zur Theorie des christlichen Dogmas», 1897), «Основные вопросы веро­учения» («Grundfragen der Glaubenslehre», 1913) и др.

Соч.: Beitrage zur Hegelforschung. H. 1—2, В., 1909; Was heisst Hegelianismus?, В., 1916; Hegel als Geschichts-philosoph, Lpz., 1920.

Лит.: Zum 70. Geburtstag G. L., «Kantatudien»,
1932, Bd 37, H. 3/4. Т. Ойзермап. Москва.

ЛАССУЭЛЛ(Lasswell), Гаролд Дуайт (р. 13 февр. 1902) — амер. бурж. юрист и социолог, сторонник реакц. теории элиты. Проф. права (с 1946) и поли-тич. наук (с 1952) Иельского ун-та. Согласно Л., лишь немногие члены об-ва обладают важнейшими человеч. «ценностями»; они образуют слой избран­ных — элиту («A study of power», 1950). Элита, по Л., должна изучать состояние и поведение масс для выбора наиболее целесообразных методов (приме­нение насилия, пропаганда) сохранения своей власти. Противник марксистской теории классовой борьбы, Л. утверждает «бессмысленность» революций и пытает-


ся доказать возможность их предотвращения. Вы­ступил с обоснованием т. н. «астрополитики», при­зывая использовать космич. полеты для порабощения обитателей других планет («Men in space», в журн. «Annals of the New York Academy of Sciences», 1958, v. 72, art. 4).

Соч.: Psychopathology and politics, Chi., 1930; World
politics and personal insecurity, N. Y.— L., 1935; Democracy
through public opinion, Menasha (Wis.), 1941; Power and
personality, L., 1948; National securitv and individual free­
dom, N. Y., 1950; World revolution of our time, Stanf.,
1951; The policy sciences, recent developments in scope and
method, Stanf., 1951 (еовм. D. Lerner); The compara­
tive study of elites, Stanf., 1952. Г. Ашин. Москва.

ЛАСТАРРЙЯ(Lastarria), Хосе Викторино (22 мар­та 1817 — 14 июня 1888) — чилийский философ и социолог-позитивист, прогрессивный политич. дея­тель, выступавший за бурж. развитие Чили, против клерикальной реакции. После революц. событий 1851 Л. вынужден был на нек-рое время покинуть Чили. В 1874 вышло его осн. соч. «Лекции позитивной поли­тики» («Lecciones de politica positive»), написанное под сильным влиянием идей Конта и излагающее осн. принципы социологич. науки в их конкретном при­менении к условиям Чили.

Соч.: Obras completas, t. 1—12, Santiago de Chile, 1906 — 13.

ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕН­НАЯ МЫСЛЬ.Истоки филос. мысли латышей уходят в устное нар. творчество; наивный материализм и сти­хийная диалектика проявляются в истолковании на­родом явлений природы; идея труда пронизывает принципы нар. морали, представления о красоте. В фольклоре нашли выражения и классовые противо­речия, ненависть латышского народа к нем. захват­чикам, в течение ряда веков угнетавших народы При­балтики.

Присоединение Прибалтики к России (завершено в 18 в.) спасло латышей от угрозы поглощения их нем. милитаристским гос-вом и дало им возмож­ность развивать нац. культуру в условиях благотвор­ного влияния демократич. культуры рус. народа. В конце 18 в. в Латвии появились идейные последова­тели Вольтера, Монтескье, Руссо и Радищева. Наи­более значительным из них был Меркель, оказавший большое влияние на обществ, мысль и лит-ру латыш, па­рода. В 50—60-х гг. 19 в. среди латыш, интеллигенции получили распространение произведения Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Нек-рые пе­редовые деятели 60-х гг. были тесно связаны с рус. революционерами. К ним в первую очередь относится Баллод — материалист, атеист, активный деятель ре­волюц. движения. В конце 50 — нач. 60-х гг. 19 в. возникло бурж. национально-либеральное младола-тышское «движение», направленное против феод, при­вилегий нем. баронов. Несмотря на то, что, по мнению «младолатышей», только реформы и просвещение изба­вят народ от тяжелого гнета, движение это было прогрессивным. «Младолатыши» выступали за раз­витие латыш, культуры, за просвещение народа. Представители «младолатышей» Алунан и Виезбардис пропагандировали материалистич. взгляды на при­роду, боролись против религии, доказывали, что мир познаваем и т. д. В последней четверти 19 в. по мере роста рабочего движения латыш, буржуазия теряет связи с народом и становится ва узкоклассовые пози­ции. В это время наиболее крупным латышским бурж. философом был Я. Осис — ученик и последователь Тейхмюллера. Передовую философию Латвии этого времени представляли писатели-демократы, выдви­нувшиеся из народа (напр., поэт Вейденбаум).

В нач. 90-х гг. в Латвии образовалось т. н. «Новое течение» («Яуна страва»), объединившее прогрессив­ную интеллигенцию. Идейным центром «Нового те­чения» стала легальная газ. «Dienas La pa» («Еже-


152 ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ — ЛАУ


дневный листок», 188С—97), к-рая публиковала статьи о диалоктич. и историч. материализме, перепечаты­вала и излагала отд. работы Маркса и Энгельса. Газета пропагандировала реализм в лит-ре и иск-ве, материализм в естеств. науках, критиковала идеа-листич. и реакц. воззрения бурж. писателей, боро­лась с поповщиной. Райнис, Стучка, Розинь, Янсон-Браун, составлявшие ядро «Нового течения», распро­страняли идеи марксистской философии и науч. со­циализма среди трудящихся. В 90-х гг. в Латвии возникли первые нелегальные марксистские кружки рабочих и учащихся.

Большое значение для развития революц. орг-ций и распространения марксизма в Латвии имел приезд в Ригу Ленина (весна 1900). В 1904 была создана марк­систская латышская с.-д. рабочая партия (ЛСДРП), ставшая вместе с рижской орг-цией РСДРП руководи­телем и организатором рабочего класса и трудящихся Латвии. Органом партии стала газ. «Cina» («Zihna», 1904), издающаяся до сих пор. Как отмечал Ленин, во время революции 1905—07 латыш, пролетариат и его партия занимали «... одно из первых, наиболее важных мест в борьбе против самодержавия и всех сил старого строя» (Соч., т. 16, с. 235). В период революции был издан на латыш, языке ряд произве­дений Маркса, Энгельса, Ленина и др. марксистов. После поражения революции сторонники фило­софии марксизма в Латвии, отбивая наступление реакции, боролись за чистоту марксистской теории. Статьи газ. «Cina» в 1908—09 разоблачили пропаган­ду мистицизма и бурж. индивидуализма как сред­ство, имевшее целью отвести массы от революц. пути. В этот период большую роль сыграли работы Рай­ниса, Стучки и Янсона-Брауна. Живой отклик нашла в Латвии книга Ленина «Материализм и эмпирио­критицизм». Своими выступлениями на II (1907) и IV (1914) съездах социал-демократов Латышского края, статьей «Юбилейному номеру „Zihna"», 1910 (см. там же, с. 235—38) Ленин содействовал спло­чению марксистских сил в Латвии, повышению инте­реса к теории в рядах латыш, социал-демократии. В годы 1-й мировой войны Стучка, Розинь и др. латыш, марксисты пропагандировали идеи интерна­ционализма, боролись с шовинизмом. В период под­готовки и проведения Октябрьской революции внима­ние латыш, марксистов было направлено на пропаган­ду и осуществление ленинского плана перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую (работы Стучки, Розиня, Дауге, Р. Пельше и др.). Несмотря на то, что Сов. власть в Латвии была подав­лена силами междунар. империализма, идеи марк­сизма-ленинизма остались жить в сознании трудя­щихся масс. Пришедшая к власти латыш, буржуазия развернула широкое наступление на идеологич. фрон­те; она распространяла идеи шовинизма и религ. идеологию. Находившаяся на нелегальном поло­жении компартия Латвии сплачивала демократич. силы в единый нар. фронт, организовывала получе­ние и изучение марксистской лит-ры, давала решит, отпор бурж. идеологии.

После вступления Латвии в СССР (1940) стала широко изучаться и пропагандироваться марксист­ско-ленинская философия.

Во время оккупации Латвии фашистскими захват­чиками снова возродилась пропаганда реакц. фило­софии.

В послевоен. период, когда латыш, народ развер­нул под руководством компартии работу по восста­новлению нар. х-ва, по построению социализма, в Латвии стала вестись активная работа по преодоле­нию и искоренению реакц.-идеалистич. пережитков в философии, науке, лит-ре, иск-ве, по атеистич. воспитанию трудящихся. Был создан сектор фило-


софии в Академии наук и кафедра философии при Лат. гос. ун-те.

В Латвии началось систематич. изучение истории развития обществ.-филос. и естеств.-науч. мысли, а также нек-рых проблем диалектич. и историч. материализма. Ведутся конкретные социологич. ис­следования. Изданы на латыш, яз. собр. соч. В.И.Ле­нина, осн. работы Маркса и Энгельса. Опубликованы произведения Ю. Алунана «Избранное» (J. Alunans, Izlase, 1956); Э. Вейденбайма «Собр. соч.» на латыш, яз. (W. Veidenbaums, Kopoti raksti, sej. 1—2, 1961), «Избранное» на рус. яз. (1953); Г. Меркеля «Латыши...» (G. Merkelis, Latviesi, sevisKJ Vidzeme..., 1953); Я. Райниса «Полн. собр. соч.» (J.Rainis, Kopoti raksti, sej. 1—14, 1947—51), и на рус. яз.— Собр. соч., т. 1—3, 1954; издано «Литературное наследство» Райниса («Literarais mantojums», т. 1—2, 1957—1961), создан ряд исследований о творчестве выдающихся латыш, мыслителей: П. И. Валескалн, Революционный де­мократ П. Д. Баллод, 1957, на рус. яз., и дополн. изд. на латыш, яз. (P. Valeskalns, Revolucionarais demokrats Peteris Balodis, 1961); П. Дауге, Жизнь и деятельность П. Стучки (P. Dauge, P. Stuckas dzive un darbs, 1958); К. Краулин, Жизнь и деятельность Я. Райниса (К. Krauliijs, J. Rairja dzive un darbiba, 1953); К. Краулин, Андрей Упит (К. Kraulns, And-rejs Uplts, 1963); «Латыш, революц. деятели», Сб., 1958; В. Самсон, Обществ.-филос. взгляды Яна Рай­ниса, в журн. «Коммунист Сов. Латвии», 1955, № 9; Э. Сокол, Райнис (Е. Sokols, Rainis, 1962); М. Н. Соч-нев, Каспар Биезбардис, жизнь и мировоз­зрение (М. Socnevs, Kaspars Biezbardis, dzive un pasaules uzskats, 1963); В. Штейнберг и А. Вилсон, Жизнь Я. Янсона-Брауна (V. Steinbergs un A. Vil-sons, J. Jansona-Brauna dzive, 1957); В. Штейнберг, Ф. Розинь — пионер марксистской философии в Лат­вии (V. Steinbergs, F. Roziijs — marksistiskas filo-zofijas celmlauzis Latvija, 1960).

Лит.: НаанГ. и Самсон В., Передовая обществ,
и филос. мысль у народов Прибалтики в XIX веке, «Боль­
шевик Сов. Латвии», 1948, № 9; История Латвийской ССР,
т. 1—3, Рига, 1952—58; Очерки по истории филос. и об­
ществ.-иолитич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956,
с. 826—56; История философии, т. 2, 4, М., 1957—59 (т. 1,
с. 424—26, т. 4, с. 268—77); О характере младолатышского
движения и о дискуссии по этому вопросу, «Коммунист
Сов. Латвии», 1960, № 1. П. Валескалн. Рига.

ЛАУ (Lau), Теодор Людвиг (1670—1740)—нем. фило­соф-материалист. В области религии и в социально-политич. вопросах Л. защищал воззрения нем. гума­нистов 16 в. (Рейхлина, Эразма Роттердамского, Гут-тена и др.), выступал за уничтожение церк. цензуры и создание светской науки, с позиций деизма отвергал сверхъестеств. откровение и догматы ортодокс, бого­словия. Не соглашаясь, однако, и с учением атеизма (в атеизме его упрекал Томазий за отрицание личного бога, дьявола и ведьм), Л. обосновывал необходи­мость «естественной религии», покоящейся на при­знании безличного божества.

В философии Л. был последователем Спинозы и Толанда. Согласно Л., бог существует и проявляется только в своих творениях, т. е. в вещах и явлениях природы. Материя и движение неуничтожимы, ибо уничтожить их значит уничтожить бога. Следуя во многом за материалистич. и механистич. физикой Декарта, Л. объявлял человека и животных своеоб­разными машинами, созданными из грубой материи — тела и тонкой материи — души, к-рые после смерти распадаются на атомы, но потом соединяются при образовании различных иных организмов. В теории познания Л. выдвигал осн. тезис сенсуализма, со­гласно к-рому в разуме и воле нет ничего такого, чего бы раньше не было в чувствах.

В своих филос. работах Л. обосновывал наступ­ление грядущего золотого века человечества и вы-


ЛАФАРГ 153


двигал утопич. идеал общества без пороков и грехов, в к-ром человек был бы свободен и руководствовался бы велениями разума. Произведения Л. были кон­фискованы и сожжены при жизни автора, а сам он был вынужден публично отречься от своих филос. взглядов.

С о ч.: Meditationes philosophicae de Deo, mundo, homi-ne, Fr./M., 1717; Meditationes, theses, dubia philosophico theologica, Freystadii, 1719.

Лит.: Геттнер Г., История всеобщей лит-ры XVIII
века, т. 3, кн. 1, М., 1872, с. 45; История философии, т. 3,
[М.З, 1943, с. 21—2; Г р о п п Р. О., Прогрессивное фи­
лос. наследие Германии последней трети XVII— конца
XVIII вв., «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы),
1961, М 1; Гулнга А. В., Из истории немецкого ма­
териализма (последняя треть XVIII в.), М., 1962; Z е 1-
1 ег Е., Geschichte der deutschen Philosophie, 2 Aufl.,
Munch.— Oldenbourg, 1875; Pfleiderer O., Geschichte
der Religionsphilosophie..., 3 Aufl., В., 1893; В a e n s с h O.,
J. H. Lamberts Philosophie und seine Stellung zu Kant,
Tubingen, 1902. Б. Раббот. Москва.

ЛАФАРГ(Lafargue), Поль (15 янв. 1842—25 нояб­ря 1911)— деятель франц. и междунар. рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик Марксаи Энгельса. Как отмечал Ленин, Л. был одним из самых та­лантливых распространите­лей идей марксизма.

Род. в г. Сантьяго на о-ве Куба в семье франц. вино­торговца. В 1851 семья вер­нулась во Францию. Полу­чив среднее образование, Л. поступил в Медицинскую академию в Париже. В меж­дунар. рабочее движение Л. вступил, находясь под влия­нием теорий Прудона и Кон­то.. В феврале 1865 Л.ездил в Лондон, чтобы сообщить Мар­ксу о положении во франц. секции 1-го Интернационала. Это была первая встреча Л.с Марксом. За выступления против режима Второй империи Л. вместе с группой студентов был в конце 1865 исключен из академии. В начале 1866 он пере­ехал в Лондон и вскоре вошел в состав Ген. совета 1-го Интернационала. Под идейным воздействием Маркса и в результате изучения опыта междунар. борьбы пролетариата Л. постепенно освобождается от прудо­нистских и позитивистских взглядов. В 1868 в Анг­лии Л. закончил мед. образование. Вернувшись в том же году во Францию, вступил в решит, борьбу с пру­донизмом и бланкизмом. Во время франко-прусской войны и Парижской Коммуны Л. разоблачал преда­тельство пр-ва «национальной обороны», выступал за революц. ведение войны; он руководил борьбой пролетариев Бордо в защиту Коммуны. После ее поражения Л. эмигрировал в Испанию, где, борясь с бакунистами, решительно отстаивал программные, тактич. и организац. принципы Интернационала. В 1873 Энгельс и Л. по поручению Гаагского кон­гресса выступили с брошюрой против бакунизма («Альянс социалистич. демократии и Междунар. то­варищество рабочих»). В 70-х гг., находясь в Лон­доне, Л. деятельно участвовал в развитии франц. социалистич. движения и в организации рабочей пар­тии. В 1880 при содействии Маркса и Энгельса Л. и Ж. Гед выработали программу этой партии. В том же году Л. стал сотрудником газ. «Egalite», на стра­ницах к-рой опубликовал ст. «Классовая борьба», «Рабочая партия и капиталистич. гос-во», «Эволю­ция — революция» и т. д. Этими статьями Л. поло­жил начало систематич. пропаганде революц. марк­сизма во Франции. После амнистии 1880 Л. вернулся во Францию и возглавил вместе с Годом Рабочую партию. Выступая против прудонизма, поссибилизма


и др. оппортунистич. течений, Л. ориентировал франц. пролетариат на революц. захват власти для установ­ления социализма, выступал за самостоят, политич. линию пролетариата, боролся за централизм как прин­цип организации боеспособной пролетарской партии.

Еще в 70-х гг. Л. установил связи с деятелями рус. революц. движения и выступал со статьями в про­грессивных органах печати России. Л. приветство­вал группу «Освобождение труда». Позднее, в период борьбы между большевиками и меньшевиками, Л. не скрывал своих симпатий к большевикам в решении ряда принципиальных вопросов.

В 80-е гг. Л. вел большую политич. и организац. работу. В сочинениях, направленных против крити­ков Маркса из лагеря бурж. экономистов, и в пам­флетах «Право на лень» (1880), «Проданный аппетит» (1884), «Пий IX в раю» (1891) и др. Л. подверг ост­рой критике всю систему капиталистич. рабства, в т. ч. религию как защитницу капиталистич. экс­плуатации. В 1891, вопреки противодействию реакц. сил, Л. первым из революц. марксистов был избран депутатом парламента; он блестяще использовал свои парламентские полномочия для пропаганды марксиз­ма. В 90-е и 900-е гг., когда оппортунизм с возраста­ющей силой захлестывал партии 2-го Интернацио­нала, Л. был в числе тех, кто боролся против реви­зии основ науч. коммунизма.

Л. вел решит, борьбу против всех формидеали-стич. философии, отвергая всякие попытки «прими­рения» материализма с идеализмом. Л. решительно осудил намерение Бернштейна «синтезировать» марк­сизм с кантианством. Признавая материалистич. мо­мент в философии Канта, Л. сосредоточил огонь кри­тики на идеализме и агностицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва «вещи в себе» от ее отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности и явления. Опровер­гая кантовский априоризм, Л. подчеркивал зави­симость всех форм познания от материального мира. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», отме­тив полемику Л. с кантианцами, указал на правиль­ность позиций «ученика» Энгельса—Л. (см. Соч., т. 14, с. 189,191). В 1910 в работе «Проблема позна­ния», продолжая критику агностицизма, Л. указал на его гносеологическую основу — разрыв чувств. и логич. сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от практики.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.