ЛАВЁРНЬ(Lavergne), Бернар (р. 15 дек. 1884) — франц. бурж. социолог и экономист, почетный проф. ф-та права и экономич. наук Парижского ун-та. По ряду политич. вопросов Л. занимает прогрессивные позиции (борьба против вооружения Зап. Германии, империалнстич. планов объединения Европы).
Ученик Ш. Жида, Л. считает, что на смену зап. капитализму должен прийти «кооперативный строй», к-рый якобы обеспечит сочетание социалистич. распределения с либерализмом и режимом политич. свободы, приведет к диффузии прибыли, к «облагораживанию» наемного труда, к гармонии классов (см. «L'ordre cooperatif», P., 1926, p. 69).
В основу объяснения истории Л. кладет борьбу индивидуализма и авторитаризма; первый Л. рассматривает как выражение т. зр. потребителя, а второй —
т. зр. производителя; в определенных пределах оба они правомерны (идея «социального дуализма»). Вместе с тем Л. отдает решит, предпочтение индивидуализму, поскольку, по его мнению, в экономич. области примат должен принадлежать потребителю (см. «Individua-lisme contre autoritarisme», P., 1959, p. 120).
В политич. экономии Л. защищает психология, теорию стоимости и психологич. теорию кризисов.
С о ч.: Le regime cooperatif, P., 1908; La theorie des marches economiques, P., 1910; Les regies cooperatives, P., 1927; Le gouvernement des dgmocraties modernes, t. 1—2, P., 1933; La crise et ses remedes, P., 1938; Essor et decadence du capitalisme, P., 1938. В. Кузнецов. Москва.
ЛАВРОВ,Петр Лаврович [2(14) июня 1823—25 янв. (7 февр.) 1900] — рус. философ и социолог, мел-кобурж. социалист — теоретик революц. народничества. Род. в семье псковского помещика. Окончил петерб. артиллерийское училище (1842). В 1844-66 преподавал в воен. учебных заведениях. Начал печататься в 1852. В статьях «Геге-лизм» («Библ. для чтения»,
1858, № 5), «Практич. философия Гегеля» (там же, 1859, № 4, 5), «Механич. теория мира» («Отечеств, записки»,
1859, апр.), «Что такое антропология» («Рус. слово», 1860, окт.), «Моим критикам» (там же, 1861, июнь, авг.) и др. и кн. «Очерки вопросов практич. философии (Личность)» (1860, посвящена Герцену и Прудону) и «Три беседы о совр. значении философии» (1861), а также в статьях, написанных Л. для редактировавшегося им «Энциклопедия, словаря» (издание прекращено в 1863 за «вредное направление»), Л. определяет свою позицию в философии как «антропологич. точку зрения».
Суть антропологизма Л.— признание человеч. личности как единства материального и духовного, отвержение разного рода «метафизики». Резко критикуя мистич. формы идеализма, Л. называл религ. настроение патологическим. Полемика Л. с мистицизмом была, однако, непоследовательной, ибо велась с позиций позитивизма, а не материализма, к-рый, по Л., также представляет собой метафизику: материалисты, по Л., в поисках сущности бытия тщетно пытаются выйти за пределы мира явлений — единственного, данного человеч. личности. Теоретич. непоследовательность Л., нашедшая выражение в его агностицизме, сползании к субъективизму в гносеологич. вопросах, была подвергнута критике Чернышевским («Антропологич. принцип в философии»), а также Писаревым и Антоновичем.
Расходясь с кругом «Современника» по филос. вопросам, Л. вместе с тем активно участвовал в политич. деятельности демократов. Особенно радикальной его позиция становится в 1861: он поддерживает студенч. выступления, ставит свою подпись под протестом против ареста М. Михайлова, сближается с Чернышевским, участвует в подпольной «Земле и воле» (1862). После осуждения Чернышевского Л. ходатайствует о пересмотре его дела. Жандармы 3-го отделения в 1862 устанавливают за Л. негласное наблюдение. После выстрела Каракозова (1866) Л. арестовывают и предают суду, в 1867 отправляют в ссылку в Вологодскую губ. (Тотьма, Вологда, Кадников).
В ссылке Л. создает свой важнейший труд —«Исторические письма» (под псевд. Миртов, первоначально в журн. «Неделя», 1868—69; отд. изд. 1870). По-своему перерабатывая филос. и социологич. концепции Прудо-на, Конща, Спенсера и др. зап.-европ.. мыслителей, Л. рассматривает здесь такие по.нятия, как история,
ЛАВРОВ 135
прогресс, культура, цивилизация, идеал, государство, национальность и др. Подчеркивая принципиальное различие явлений общественных и природных, Л. отрицает естественно-историч. характер развития общества: в природе господствует закономерность, принцип повторяемости, историю же отличает развитие, прогресс; установление правильной перспективы историч. фактов, уяснение их смысла зависит от самого историка. Отсюда и идея Л. о так наз.субъективном методе в социологии, отрицающая объективный материальный критерий при определении законов обществ, развития. «Сознательно или бессознательно, человек прилагает ко всей истории человечества ту нравственную выработку, которой он сам достиг... Гпо... судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не .могут» («Историч. письма», в кн.: Избр. соч., т. 1, Г.'34, с. 190). «... Нравственный идеал историка есть единственный светоч, способный придать перспективу истории в ее целом и в ее частностях» (там же, с. 391). ( ((ответственно нравств. идеалу, признаваемому, по .!.. «лучшими мыслителями» нового времени, прогресс истории есть усиление сознат. элемента в жизни общества, или, говоря более пространно, «развитие личности в физическом, умственном и нравственном "1 ношении, воплощение в общественных формах г тины и справедливости...» (там же, с. 199). Реально прогрессивное развитие общества выступает, по Л., как процесс переработки культуры в цивилизацию. ультура»в трактовке Л.—это обществ, формы, лйшен-;е развития, склонные к застою. Только «мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре» (там же, с. 244), превращающий ео в «цивилизацию». Поскольку «мысль реальна лишь в личности» (там же, с. 245), постольку гл. движущей силой истории являются критически мыслящие личности, т. е. передовая интеллигенция. Формула Л. об истории как процессе перерабо.тки льтуры мыслью крайне идеалистична и лишена, по ..ыражению Плеханова, «самомалейшего атома конкретности» (см. Соч., т. 9, 1926, с. 8). Но в контексте <!1сторич. писем» она имела вполне определенный смысл: это был призыв к рус. интеллигенции на борьбу с существующими историч. формами: «Итак, если че-нек сознал в себе ясное понимание минувшего и дергическос стремление к правде, то он не может и не должен отрекаться от выработанного им убеждения, в виду исторических форм общества, потому что д з у м, польза, и р а в о на его стороне. Он лько должен взвесить свои силы для предстоящей борьбы... рассчитать свои действия и тогда решиться» (Избр. соч., т. 1, с. 252). «Чтобы сила не тратилась даром, надо се организовать. Критически мыслящие и энергически желающие личности должны желать не только борьбы, но и победы; для этого надо понимать не только цель, к которой стремишься, но и средства, которыми можно ее достигнуть» (там же, с. 254). Отсюда необходимость объединения личностей в партию, к-рая придаст борьбе «направление и единство» (см. там же, с. 261). В России конца 60 — нач. 70-х гг. ii в. «Историч. письма» Л., несмотря на нек-рую абстрактность их положений, были восприняты передовой разночинной молодежью как призыв на борьбу, явились мощным фактором движения «в народ».
В февр. 1870 Л. при посредстве Г. Лопатина осуществил побег из ссылки в Петербург; затем нелегально выехал в Париж. Здесь Л. сближается с революц. рабочими, участвует в деятельности Парижской Коммуны. Посланный Коммуной в Лондон, Л. в 1871 познакомился там и близко сошелся с Марксом и Энгельсом. Отныне Л. рассматривает рус. освободит, движение как один из отрядов международного социалистического движения.
Вершина революц.-теоретич. деятельности Л.— издание им журнала (1873—77, 5 сб., в последнем Л. не участвовал) и газеты (1875—76) «Вперед» (Цюрих, с 1874 — Лондон). На страницах «Вперед» Л. дал разработку особого типа рус. революц. народничества. Гл. отличие Л. от др. теоретиков народничества 70-х гг. заключается в настойчивом подчеркивании необходимости тщательной подготовки революции. С этой т. зр. Л. выступал против как бунтарского, анархистского (Бакунин), так и бланкистского, заговорщического (Ткачев) течений в народничестве. В противоположность Бакунину Л. указывал, что «торопить» историю посредством простого призыва к молодежи устраивать крест, бунты и восстания — опрометчиво; необходима основат.пропаганда социалистич. учения среди трудящихся и тщательная — теоретич. и нравственная — подготовка революционеров. Попытка вызвать революцию искусственно «... едва ли может быть оправдана в глазах того, кто знает, как тяжело ложатся всякие общественные потрясения именно на самое бедное большинство, которое приносит при этом значительные жертвы» (там же, т. 2, 1934, с. 34). Полемизируя со сторонниками заговорщич. тактики, Л. призывал оставить «...устарелое мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группою более развитого меньшинства, что социалисты-революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облагодетельствовав им неподготовленные массы. Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строи русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые» (там же, с. 31). Уделяя особое внимание проблеме средств революции, подчеркивая гуманность социализма, Л. писал: «Люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, должны бы всегда сознавать ограничение своего правила весьма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают самую цель» (там же, с. 26).
Л. внимательно следил за развитием зап.-европ. рабочего движения,за деятельностью Интернационала; с этой целью он публиковал в журн. «Вперед» спец. обзоры. В особенности опыт борьбы европ. пролетариата послужил материалом для работ Л. «18 марта 1871 г.» (1880, последующее изд. под назв. «Парижская Коммуна»; переведена на мн. яз.), «Государств, элемент в будущем обществе» (1876). Л. выступает здесь за уничтожение бурж. гос. машины, существование к-poii, по его мнению, никак не может быть примирено с интересами сил социализма. Если раньше, полемизируя с рус. бланкистами, Л. категорически высказывался против какого-либо принятия революц. диктатуры, то теперь он признает ее необходимость как диктатуры большинства, существующей притом только в рамках суровой необходимости. В противоположность Бакунину, Л. придерживается мысли о положит, роли гос-ва при строительстве социалистич. общества. Нельзя, пишет он, смешивать общество на другой день после совершения социалистич. революции (когда рядом с победителями будут побежденные, враждебные силы, когда социалистич. страну будут окружать гос-ва с бурж. строем, когда большинство победителей, провозгласивших начало рабочего социализма, будет бессознательно хранить в себе привычки и влечения, унаследованные от старого строя) с социалистич. обществом, развивающимся «... на своих собственных началах» (Соч., т. 4, 1935, с. 262). Сохранение гос-ва при социализме — мера вынужденная. «... Временное проявление государственного элемента
136ЛАВРОВ
для разрыва с закоренелыми привычками старого мира и для войны не может привести к злоупотреблениям при внимательном взаимном контроле наиболее влиятельных членов общества, а через незначительный период времени и это участие государственного элемента может быть доведено до минимума, если не совсем устранено» (там же, с. 346). Образец социали-стич. гос-ва Л.— как и Маркс — увидел в Парижской Коммуне 1871.
Разумеется, Л. не смог до конца правильно понять сущность марксизма как учения, принципиально отвергающего его субъективистские установки. Говоря об интернационализме социалистов, Л. беспринципно призывал марксистов и бакунистов к примирению. Понимая закономерный характер социализма, он не видел, что только пролетариат может выступить организатором социалистич. революции. Рассуждая о роли гос-ва, Л. исходил из того, что оно — не продукт классовой борьбы, а результат обществ, договора. Указывая на важнейшую роль экономич. фактора в обществе, Л. наряду с ним ставил фактор нравственный. Стремление Л. в 70-х гг. 19 в. создать единую теорию революц. процесса и для пролетарской Европы и для крест. России, соединить народничество с марксизмом не могло не означать беспрестанного эклектизма, отмечавшегося Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 15, с. 231) и Плехановым (Соч., т. 9, 1926, с. 6; т. 24, 1927, с. 86, 89).
В конце 70 — нач. 80-х гг. взгляды Л. подвергаются нск-рым изменениям: он приходит к идее непосредст-венно-политич. действия как осн. метода борьбы с самодержавием. После неудачной попытки сотрудничества с Плехановым на почве совм. издания «Социально-революц. библиотеки» Л. примыкает в 1882 К «Нар. воле». В 1883—86 вместе с Л. Тихомировым он редактирует «Вестник нар. воли».
Наиболее значит, произведение Л. этого времени — «Социалистич. революция и задачи нравственности» (1884), подытоживающее многолетнюю разработку Л. вопросов революц. этики. Л. исходит из того, что, пока существует борьба классов, «... до тех пор ни одна нравственная задача... не может быть даже поставлена правильно» («Социальная революция и задачи нравственности», П., 1921, с. 49). Цель социалиста — осуществление возможно полного торжества социализма возможно скорее и при возможно меньших страданиях для общества (см. там же, с. 51). Но в условиях классового антагонизма шансы ослабления борьбы за социалистич. строй очень незначительны. Путь насильств. революции, «кровавого столкновения» становится необходимым и почти неизбежным. «... Социалистический переворот немыслим без политического и, следовательно, без политической деятельности, его подготовляющей» (там же, с. 66). А поскольку в России социалистич. пропаганда встречает «... неодолимые препятствия в современном бюрократическом абсолютизме российской империи» (там же, с. 47), постольку необходимо создание тайной боевой организации, ставящей своей целью уничтожение этого самодержавия. Так Л. подводил теоретич. базу под тактику «Народной воли».
В последующие годы — с развитием рабочего движения и распространением пролет, идеологии в России — роль и авторитет Л. в революц. движении падают; сам он все менее правильно понимает сущность процессов, происходящих на родине и в Зап. Европе. Рус. рабочий класс Л. по-прежнему считает незначит, силой, он скептически оценивает деятельность рус. социал-демократов, отрицая т. обр. применимость марксизма к условиям России. Резкую критику идей Л. дает в работе «Наши разногласия» Г. В. Плеханов. Ряд ошибочных положений Л., изложенных в его письме, опубл. в № 4 «Летучих листков» петербургской
группы народовольцев в 1895, подвергнут критике в работе В. И. Ленина «Задачи русских социал-демократов». Эти ошибки Ленин считал непростительными для такого «ветерана революционной т е о р и и», каким был Л. (см. Соч., т. 2, с. 319).
Особое внимание Л. уделял разработке вопросов истории обществ, мысли и обществ, движений. Так, в эмигрантских «Материалах для истории рус. социально-революц. движения» (1893—96) им была опубликована работа «Народники-пропагандисты 1873 — 1878 года». Л. работал также над большим трудом по социологии и истории мысли, начатым еще в 60-х гг. В 1875 вышла работа Л. «Опыт истории мысли», составленная из цикла ранее опубликованных статей. Затем отд. выпусками Л. напечатал «Опыт истории мысли Нового времени» (Женева, 1888—94). Наконец, в 90-х гг. он вновь возвратился к этой работе: в 1898 выходит книга Л. «Задачи понимания истории» (под псевд. С. С. Арнольди), как бы открывающая серию работ по истории мысли. Уже после смерти Л. была опубликована след. книга этой серии «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903, под псевд. А. Доленга).
Значение Л. в истории рус. мысли и революц. движения крайне противоречиво. В философии он представляет собой как бы промежуточное звено от материализма Чернышевского и др. «шестидесятников» к неокантианству и субъективизму Михайловского. В социологии Л. в полемике против историч. фатализма дал разработку вопроса о субъективном факторе в истории, значение к-рого он, однако, очень переоценил, выступив родоначальником т. н. субъективной школы. При разработке этич. проблем Л. сильно мешали его антропологич. установки. В области политической безусловно положит, явлением была критика Л. революц. авантюризма. Вместе с др. народовольцами Л. верно указал на необходимость вести политич. борьбу с самодержавием, хотя зачастую и отождествлял ее с понятием политич. заговора. Интерес Л. к рабочему движению, подчеркивание им интернационалистского характера революц. борьбы н значения марксизма в обосновании науч. социализма — все это объективно служило делу подготовки кадров для будущих с.-д. кружков. Однако, с др. стороны, ряд последователей Л., руководствуясь его идеен о постепенной— гл. обр. интеллектуальной и моральной— подготовке революции, отошел от революц. деятельности к «культурничеству» (от этих «лавристов» отрекался и сам Л.).
Науч. изучение деятельности и лит.-теоретич. наследия Л. началось по существу лишь после Окт. революции 1917. Были изданы «Мат-лы для биографии л.» (в. 1, П., 1921), переиздан ряд его сочинений, начато издание многотомного Собр. произведений Л. Б работах II. Книжника-Ветрова и ряда др. авторов была сделана попытка определить действит. историч. место Л., проследить тенденции его идейного творчества. В годы культа личности Сталина было прекращено издание соч. Л. и книг о нем, стало энциклопедическим определение Л. как вождя «правого», т. е. оппортунистич. крыла рус. освободит, движения 19 в. Вплоть до сер. 50-х гг. наследие Л. не разрабатывалось, его архив не изучался. После XX съезда КПСС возобновилось изучение Л. При этом в ходе дискуссии о народничестве вновь возник вопрос о месте Л. в рус. революц. движении.
С о ч.: Собр. соч., сер. 1, 3—6, П., 1917—20 (не закончено); Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (введение И. Книжника-Ветрова; изд. не закончено, имеется библиография).
Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 нзд.,[М.], 1951; Шелгунов Н., Историч. сила критич. личности, «Дело»,1870, Л» 11; К о л у б о и-с к и й Я. Н., Материалы для истории философии в России. П. Л. Лавров, «Вопр. филос. и психологии», 1898, кн. 44, сент.— окт.; Рубенович И. А.. П. Л. Л., как философ, «Вестник рус. революции», 1901, № 1; Аксель-р о д П. Б., Рабочий класс и революц. движение в России, пер. с нем., СПБ, 1907, с. 108—24; Раппопорт X., Социальная философия П. Л., пер. с франц., СПБ, 1906; К а р е е в Н. И., Теория личности П. Л. Л., СПБ, 1907; Русанов Н. С, П. Л. Лавров, «Былое», 1907,
ЛАГАРД — ЛАЗАРСФЕЛЬД 137
. 2/14, февр.; В и т я з е в П., П. Л. Л. и Н. К. Михай-! некий, П., 1917; «Вперед!» Сб. ст., посвященных памя-II! П. Л. Л., П., 1920; П. Л. Л. Статьи, воспоминания, материалы, П., 1922; Горев Б., Л. и утопии, социализм, «Под знаменем марксизма», 1923, N» 6—7; Ф р и ч е В., Л. и •чистое» искусство, там же; Сапожников П., П. Л. как идеолог народничества, в сб.: Зап. Коммунистич. ун-та ни. Свердлова, т. 1, 1923; Книжник И., Место П. Л. Л. в истории социализма, «Звезда», 1925, Л« 1(7); его же, П. Л. Лавров, 2 изд., М., 1930; Л а д о х а Г., Исторнч. и 1'ициологнч. воззрения П. Л. Л., в сб.: Рус. история, лит-ра в классовом освещении, т. 1, М., 1927; М и л ь-штейн, А. А., Элементы науч. социализма в учении II. Л. Л., «Тр. Вятского пед. ин-та», 1927, т. 2, вып. 1; К и з ь м и н Б. П., От девятнадцатого февраля к первому марта, М., 1933, с. 107—58; его же, Рус. секция Пер-1 п> Интернационала, М., 1957; Левин III. M., Обществ. ■ . мнение в России в 60—70-е годы XIX века, М., 1958; 'арки на Н. Л., Социологич. взгляды П. Л., в сб.: .;■■ ин-та философии АН БССР, вып. I, Минск, 1958; мятин В., Экономия, взгляды П. Л. Л., «Экономич. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1961, Уг 3; Булатов Г. П., Обществ.-экономич. взгляды П. Л. Л. и П. Н. Ткачева, в кн.: Сб. трудов Ставропольского пед. пн-та, вып. 21, 1963; Кириченко Т. М., К вопросу об пГицеств.-политич. взглядах П. Л. Л. в 70—80-х гг. XIX в., <Т». Моск. истор.-архивного ин-та», 1963, т. 18; Революц. народничество 70-х гг. XIX в. Сб., т. 1, М., 1964; М е i j e r J. M., Lavrov and Russian literature, в кн.: Analecta slavica; a Slavica miscellany, Amst., 1955, p. 135—43; К а г р o-v i с h M. M., P. L. Lavrov and Russian socialism, «California Slavic Studies», 1963, v. 2, p. 21—38.
Г. Арефьева, А. Володин. Москва.
ЛАГАРД(Lagarde), Пауль Антон де (2 ноября 1827—22 док. 1891) — нем. бурж. философ, теолог, филолог-арабист. Проф. восточных языков в Гёттин-генском ун-те. В своей «Программе консервативной партии Пруссии» Л. утверждает, что защита и сохранение status quo являются недостаточными средствами для борьбы с революц. обществ, силами; -необходим поворот вспять, восстановление status quo ante. Идеализируя средневековье, Л. отрицает крупную промышленность, фабричную систему; он противопоставляет им труд ремесленника, феод, корпорации, цеха и т. д. Л. восхваляет монархию и вместе с тем отстаивает теократический политич. идеал, ибо светская гос. власть не в состоянии управлять человеч. чувствами и мыслями. Это может делать лишь церковь, к-рая поэтому должна рассматриваться как высшая руководящая сила в обществе.
Теократич. концепция Л. неразрывно связана с его идеалистич.-теологич. мировоззрением, к-рое носит ярковыраженный иррационалистич. характер. По Л., все в природе и обществе иррационально, выходит за пределы человеч. возможностей понимания и действия. В отличие от Шопенгауэра и Ницше, Л.— религ. иррационалист, противопоставляющий иррациональности природы и особенно иррациональности человеч. жизни высший, сверхприродный божеств, разум. Иррациональность человеч. жизни •ввязывается Л. со смертностью человека и первородным грехом; но существует и вечное, нетленное — путь к богу, составляющий генеральную линию в блужданиях человечества на всем протяжении всемирной истории. В отличие от ортодоксально католич. философов, к-рые пытаются обосновать «гармонию» веры и знания, Л. противопоставляет религию наукам о природе, якобы неспособным постигнуть истинную, божеств, сущность действительности. В изучении человека Л. отвергает объективные научные методы исследования, подменяя их идеалистич., теологич. спекуляциями. Осн. понятие учения Л. о человеке — понятие «этоса», некоей врожденной, богом вложенной духовной сущности человека. В своих спекуляциях об этосе Л. использует христианский миф о грехопадении Адама и Евы, связывая, с ним проблему заблуждения в познании, т. е. пытаясь отыскать некий фатальный, предопределенный источник всех человеч. заблуждений. Л. подчеркивал, что его интересует не истина, а содействие «возрождению» нем. нации, якобы развращенной и ослабленной развитием культуры.
Воинствующий реакционер, националист, Л. утверждал, что Германия образует «сердце человечества». Л. осуждал Реформацию, видя в ней ослабление религиозности, попытки компромисса с просвещением, культурой. Он выступал также против гуманизма, считая его одним из проявлений испорченности человека, вызванной якобы развитием культуры, цивилизации. Крайне реакц. воззрения Л., не привлекавшие внимания во 2-й пол. 19 в., в эпоху империализма и особенно в период гитлеровской диктатуры стали широко пропагандироваться идеологами герм, фашизма и пангерманизма, к-рые рассматривали Л. (наряду с Ницше ) как одного из наиболее выдающихся своих предшественников.
С о ч.: Schriften fiir das deutsche Volk, Bd 1—2, Miinch., 1924.
Лит.: Б ы х о в с к и й Б., Фельдфебели в Вольтерах (Фашизм и философия), [М.], 1943; В г е i t 1 i n g R., P. de L. und der grossdeutsche Gedanke, W., 1927; К г о g F., L. und der deutsche Staat, Munch., 1930; S с h m i d L., Paul de Lagardes Kritik an Kirche, Theologie und Christen- tum, Stuttg., 1935. Т. Ойзерман. Москва.
ЛАДЫГИНА-КОТС,Надежда Николаевна [6(18) мая 1889—3 сент. 1963] —сов. психолог, старший науч. сотрудник Института философии АН СССР (1945—63), д-р биологич. наук; засл. деятель науки (с 1961). С 1911 работала в Гос. Дарвиновском музее, ведя науч. исследования по сравнит, и эволюц. психологии. Л.-К.— крупнейший специалист в области сравнит, психологии, особенно в изучении психики н поведения обезьян. Работы Л.-К. имеют фундаментальное значение для разработки проблемы антропогенеза.
С о ч.: Исследование познават. способностей шимпанзе, ч. 1—2, М.— П., 1923; О познават. способностях шимпанзе, в кн.: Б р э м А., Человекообр. обезьяны, пер. с нем., М.—Л., 1924; Приспособит, моторные навыки макака в условиях эксперимента, [М., 1928]; Дитя шимпанзе и дитя человека..., М., 1935; Различение количества у шимпанзе, в сб.: Психология, т. 3, Тб., 1945; Особенности элементарного мышления животных, «Вопр. психологии», 1955, Л'» 3; Развитие форм отражения в процессе эволюции организмов, «Вопр. философии», 1956, № 4; Les caracteres specifiques de l'in-telligence des anthropoides (du chimpanze), M., 1957; Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; The handling of objects by primates (apes and monkeys) in the light of antropogenesis, в кн.: XVth International Congress of Zoology (London, 16—23 luly 1958), Proceedings, L., 1959; Работы сов. ученых в области сравнительной психологии, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Дарвинизм и проблема происхождения сознания, в кн.: Дарвинизм живет и развивается, М., 1960; Emploi d'un instrument par un chimpanze dans une situation experimentale, «L'annee psychologique», 1961, .No 1; Значение трудов Ч. Дарвина для сравнительной психологии. (К 80-летию со дня смерти), «Вопр. психологии», 1962, Л'в 4.
ЛАЗ,Иоанн (Иоанн Грузин М и т р и-д а т) — теолог и философ 5 в., единомышленник и друг П. Ивера. Жил в Грузии, Константинополе; скончался в Сирии, ок. 464—65. Был последователем неоплатоников Плотина и Прокла (есть данные о сотрудничестве Л. с Проклом). По предположению белы, проф. Э. Хонигмана (Е. Honigmann, Pierre l'lberien et les ecrits du Pseudo-Denys l'Areopagite, 1952), Л. был соавтором Ареопагитик.
Лит.: Нуцубидзе III. И., Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тб.. 1942. Ш. Хидашели. Тбилиси.
ЛАЗАРСФЕЛЬД(Lazarsfold), Пауль Феликс (р. 13 февр. 1901) — амер. бурж. социолог, представитель социологич. неопозитивизма и один из ведущих представителей «математич. социологии». Получил образование в Вене, где работал до переезда в США (1933). Проф. (с 1940) и руководитель (с 1950) отделения социологии в Колумбийском ун-те, возглавляет отдел социологич. исследований.
Основой теоретич. воззрений Л. является позитивистская т. зр. относительно «нефилософской» социологии; единств, путем развития социологии Л. считает заимствование ею методологии точных наук. Л. применяет к социологии неопозитивистское требование
138 ЛАЗУРСКИЙ- ЛАКЕБРИНК
«универсальной науки» и считает единств, критерием научности социологич. знания математич. правильность исследовательских методов и операций. В понимании социологич. теории Л. целиком стоит на позиции прагматизма и инструментализма. Ее значение он сводит к конвенционалистски понимаемой методологии, т. е. рассматривает как совокупность произвольных, созданных «искусством исследователя» приемов, позволяющих «упорядочить» характеристики действительности в соответствии с задачей исследования. В конечном счете эта теория оказывается рядом формальных правил построения типологий и создания статистич. и математич. моделей.
Л. разработал нек-рые математич. методы анализа социальных и социально-психологич. явлений, напр., метод анализа «скрытой структуры» — личных отношений индивидов в той или иной группе,— скрывающейся за их собств. представлениями об этой структуре (см. The language of social research, [1955], совм. с М. Rosenberg); A conceptual introduction to latent structure analysis, в кн.: Mathematical thinking in the social sciences, ed. by P. E. Lazars-feld, 1954). Ему принадлежит обоснование «панельного интервьюирования» — процедуры повторяющегося через определ. промежутки времени опроса группы люден.
Л. известен как один из руководителей ряда крупных эмпирич. исследований, проводимых по заказам ир-ва и корпораций, а также работами о средствах массовой связи, о процессах избират. компаний в США. В этих работах поставлены узкоэмпирич. описат. задачи, однако нередко в них приводятся ценные в науч. отношении выводы. Напр., в кн.: «The voting. A study of opinion formation in a presidential campaign» (1954, соавтор) показывается распределение голосов в небольшом г. Элмира (ок. Нью-Йорка) во время президентских выборов 1948 в связи с социально-экономич. положением избирателей, их политич. симпатиями, религ. убеждениями, национальностью, расой, полом и т. д., хотя и не вскрываются причины и закономерности формирования обществ, мнения, не дан анализ социальных сил и системы политич. власти. На 4-м Междунар. социологич. конгрессе (1959) Л., признавая ограниченность и поверхностность проблематики большинства социологич. исследований, проводимых в США, призывал к постановке более широких и социально значимых вопросов, в к-рые он, однако, не включил проблемы коренных, социально-экономич. отношений капиталистич. общества.