Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 29 страница



Т. Сахарова. Москва.

ЛАВЁРНЬ(Lavergne), Бернар (р. 15 дек. 1884) — франц. бурж. социолог и экономист, почетный проф. ф-та права и экономич. наук Парижского ун-та. По ряду политич. вопросов Л. занимает прогрессивные позиции (борьба против вооружения Зап. Германии, империалнстич. планов объединения Европы).

Ученик Ш. Жида, Л. считает, что на смену зап. ка­питализму должен прийти «кооперативный строй», к-рый якобы обеспечит сочетание социалистич. рас­пределения с либерализмом и режимом политич. свободы, приведет к диффузии прибыли, к «облагора­живанию» наемного труда, к гармонии классов (см. «L'ordre cooperatif», P., 1926, p. 69).

В основу объяснения истории Л. кладет борьбу ин­дивидуализма и авторитаризма; первый Л. рассматри­вает как выражение т. зр. потребителя, а второй —


т. зр. производителя; в определенных пределах оба они правомерны (идея «социального дуализма»). Вместе с тем Л. отдает решит, предпочтение индивидуализму, поскольку, по его мнению, в экономич. области примат должен принадлежать потребителю (см. «Individua-lisme contre autoritarisme», P., 1959, p. 120).

В политич. экономии Л. защищает психология, тео­рию стоимости и психологич. теорию кризисов.

С о ч.: Le regime cooperatif, P., 1908; La theorie des
marches economiques, P., 1910; Les regies cooperatives,
P., 1927; Le gouvernement des dgmocraties modernes, t. 1—2,
P., 1933; La crise et ses remedes, P., 1938; Essor et decadence
du capitalisme, P., 1938. В. Кузнецов. Москва.

ЛАВРОВ,Петр Лаврович [2(14) июня 1823—25 янв. (7 февр.) 1900] — рус. философ и социолог, мел-кобурж. социалист — теоретик революц. народни­чества. Род. в семье псковского помещика. Окончил петерб. артиллерийское учи­лище (1842). В 1844-66 пре­подавал в воен. учебных за­ведениях. Начал печататься в 1852. В статьях «Геге-лизм» («Библ. для чтения»,

1858, № 5), «Практич. фило­софия Гегеля» (там же, 1859, № 4, 5), «Механич. теория мира» («Отечеств, записки»,

1859, апр.), «Что такое антро­пология» («Рус. слово», 1860, окт.), «Моим критикам» (там же, 1861, июнь, авг.) и др. и кн. «Очерки вопросов прак­тич. философии (Личность)» (1860, посвящена Герцену и Прудону) и «Три беседы о совр. значении философии» (1861), а также в стать­ях, написанных Л. для редактировавшегося им «Эн­циклопедия, словаря» (издание прекращено в 1863 за «вредное направление»), Л. определяет свою позицию в философии как «антропологич. точку зрения».

Суть антропологизма Л.— признание человеч. лич­ности как единства материального и духовного, от­вержение разного рода «метафизики». Резко критикуя мистич. формы идеализма, Л. называл религ. настрое­ние патологическим. Полемика Л. с мистицизмом была, однако, непоследовательной, ибо велась с позиций по­зитивизма, а не материализма, к-рый, по Л., также представляет собой метафизику: материалисты, по Л., в поисках сущности бытия тщетно пытаются выйти за пределы мира явлений — единственного, данного че­ловеч. личности. Теоретич. непоследовательность Л., нашедшая выражение в его агностицизме, сполза­нии к субъективизму в гносеологич. вопросах, была подвергнута критике Чернышевским («Антрополо­гич. принцип в философии»), а также Писаревым и Антоновичем.

Расходясь с кругом «Современника» по филос. воп­росам, Л. вместе с тем активно участвовал в политич. деятельности демократов. Особенно радикальной его позиция становится в 1861: он поддерживает студенч. выступления, ставит свою подпись под протестом про­тив ареста М. Михайлова, сближается с Чернышев­ским, участвует в подпольной «Земле и воле» (1862). После осуждения Чернышевского Л. ходатайствует о пересмотре его дела. Жандармы 3-го отделения в 1862 устанавливают за Л. негласное наблюдение. После выстрела Каракозова (1866) Л. арестовывают и предают суду, в 1867 отправляют в ссылку в Воло­годскую губ. (Тотьма, Вологда, Кадников).

В ссылке Л. создает свой важнейший труд —«Исто­рические письма» (под псевд. Миртов, первоначально в журн. «Неделя», 1868—69; отд. изд. 1870). По-своему перерабатывая филос. и социологич. концепции Прудо-на, Конща, Спенсера и др. зап.-европ.. мыслителей, Л. рассматривает здесь такие по.нятия, как история,


ЛАВРОВ 135


прогресс, культура, цивилизация, идеал, государ­ство, национальность и др. Подчеркивая принципиаль­ное различие явлений общественных и природных, Л. отрицает естественно-историч. характер развития об­щества: в природе господствует закономерность, прин­цип повторяемости, историю же отличает разви­тие, прогресс; установление правильной перспективы историч. фактов, уяснение их смысла зависит от са­мого историка. Отсюда и идея Л. о так наз.субъек­тивном методе в социологии, отрицающая объектив­ный материальный критерий при определении законов обществ, развития. «Сознательно или бессознательно, человек прилагает ко всей истории человечества ту нравственную выработку, которой он сам достиг... Гпо... судят об истории субъективно, по своему взгля­ду на нравственные идеалы, да иначе и судить не .могут» («Историч. письма», в кн.: Избр. соч., т. 1, Г.'34, с. 190). «... Нравственный идеал историка есть единственный светоч, способный придать перспективу истории в ее целом и в ее частностях» (там же, с. 391). ( ((ответственно нравств. идеалу, признаваемому, по .!.. «лучшими мыслителями» нового времени, прогресс истории есть усиление сознат. элемента в жизни общества, или, говоря более пространно, «развитие личности в физическом, умственном и нравственном "1 ношении, воплощение в общественных формах г тины и справедливости...» (там же, с. 199). Реально прогрессивное развитие общества выступает, по Л., как процесс переработки культуры в цивилизацию. ультура»в трактовке Л.—это обществ, формы, лйшен-;е развития, склонные к застою. Только «мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре» (там же, с. 244), превращающий ео в «цивилизацию». Поскольку «мысль реальна лишь в личности» (там же, с. 245), постольку гл. движущей силой истории являются критически мыслящие личности, т. е. передовая интеллигенция. Формула Л. об истории как процессе перерабо.тки льтуры мыслью крайне идеалистична и лишена, по ..ыражению Плеханова, «самомалейшего атома кон­кретности» (см. Соч., т. 9, 1926, с. 8). Но в контексте <!1сторич. писем» она имела вполне определенный смысл: это был призыв к рус. интеллигенции на борьбу с существующими историч. формами: «Итак, если че-нек сознал в себе ясное понимание минувшего и дергическос стремление к правде, то он не может и не должен отрекаться от выработанного им убеждения, в виду исторических форм общества, потому что д з у м, польза, и р а в о на его стороне. Он лько должен взвесить свои силы для предстоящей борьбы... рассчитать свои действия и тогда решиться» (Избр. соч., т. 1, с. 252). «Чтобы сила не тратилась даром, надо се организовать. Критически мыслящие и энергически желающие личности должны желать не только борьбы, но и победы; для этого надо понимать не только цель, к которой стремишься, но и средства, которыми можно ее достигнуть» (там же, с. 254). Отсюда необходимость объединения личностей в пар­тию, к-рая придаст борьбе «направление и единство» (см. там же, с. 261). В России конца 60 — нач. 70-х гг. ii в. «Историч. письма» Л., несмотря на нек-рую аб­страктность их положений, были восприняты передо­вой разночинной молодежью как призыв на борьбу, явились мощным фактором движения «в народ».

В февр. 1870 Л. при посредстве Г. Лопатина осу­ществил побег из ссылки в Петербург; затем нелегаль­но выехал в Париж. Здесь Л. сближается с революц. рабочими, участвует в деятельности Парижской Ком­муны. Посланный Коммуной в Лондон, Л. в 1871 поз­накомился там и близко сошелся с Марксом и Эн­гельсом. Отныне Л. рассматривает рус. освободит, движение как один из отрядов международного социалистического движения.


Вершина революц.-теоретич. деятельности Л.— из­дание им журнала (1873—77, 5 сб., в последнем Л. не участвовал) и газеты (1875—76) «Вперед» (Цюрих, с 1874 — Лондон). На страницах «Вперед» Л. дал раз­работку особого типа рус. революц. народничества. Гл. отличие Л. от др. теоретиков народничества 70-х гг. заключается в настойчивом подчеркивании необходимости тщательной подготовки революции. С этой т. зр. Л. выступал против как бунтарского, анархистского (Бакунин), так и бланкистского, заговорщического (Ткачев) течений в народничестве. В противоположность Бакунину Л. указывал, что «торопить» историю посредством просто­го призыва к молодежи устраивать крест, бунты и вос­стания — опрометчиво; необходима основат.пропаган­да социалистич. учения среди трудящихся и тщатель­ная — теоретич. и нравственная — подготовка рево­люционеров. Попытка вызвать революцию искус­ственно «... едва ли может быть оправдана в глазах того, кто знает, как тяжело ложатся всякие обществен­ные потрясения именно на самое бедное большинство, которое приносит при этом значительные жертвы» (там же, т. 2, 1934, с. 34). Полемизируя со сторонни­ками заговорщич. тактики, Л. призывал оставить «...устарелое мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою груп­пою более развитого меньшинства, что социалисты-революционеры, свергнув удачным порывом цент­ральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облаго­детельствовав им неподготовленные массы. Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строи русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и по­нятые» (там же, с. 31). Уделяя особое внимание проб­леме средств революции, подчеркивая гуманность социализма, Л. писал: «Люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, должны бы всегда сознавать ограничение своего правила весь­ма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают самую цель» (там же, с. 26).

Л. внимательно следил за развитием зап.-европ. рабочего движения,за деятельностью Интернационала; с этой целью он публиковал в журн. «Вперед» спец. обзоры. В особенности опыт борьбы европ. пролетари­ата послужил материалом для работ Л. «18 марта 1871 г.» (1880, последующее изд. под назв. «Париж­ская Коммуна»; переведена на мн. яз.), «Государств, элемент в будущем обществе» (1876). Л. выступает здесь за уничтожение бурж. гос. машины, существо­вание к-poii, по его мнению, никак не может быть при­мирено с интересами сил социализма. Если раньше, полемизируя с рус. бланкистами, Л. категорически высказывался против какого-либо принятия революц. диктатуры, то теперь он признает ее необходимость как диктатуры большинства, существующей притом только в рамках суровой необходимости. В противо­положность Бакунину, Л. придерживается мысли о положит, роли гос-ва при строительстве социалистич. общества. Нельзя, пишет он, смешивать общество на другой день после совершения социалистич. революции (когда рядом с победителями будут побежденные, враждебные силы, когда социалистич. страну будут окружать гос-ва с бурж. строем, когда большинство победителей, провозгласивших начало рабочего со­циализма, будет бессознательно хранить в себе при­вычки и влечения, унаследованные от старого строя) с социалистич. обществом, развивающимся «... на своих собственных началах» (Соч., т. 4, 1935, с. 262). Сохра­нение гос-ва при социализме — мера вынужденная. «... Временное проявление государственного элемента


136ЛАВРОВ


для разрыва с закоренелыми привычками старого мира и для войны не может привести к злоупотребле­ниям при внимательном взаимном контроле наиболее влиятельных членов общества, а через незначитель­ный период времени и это участие государственного элемента может быть доведено до минимума, если не совсем устранено» (там же, с. 346). Образец социали-стич. гос-ва Л.— как и Маркс — увидел в Париж­ской Коммуне 1871.

Разумеется, Л. не смог до конца правильно понять сущность марксизма как учения, принципиально от­вергающего его субъективистские установки. Говоря об интернационализме социалистов, Л. беспринцип­но призывал марксистов и бакунистов к примирению. Понимая закономерный характер социализма, он не видел, что только пролетариат может выступить ор­ганизатором социалистич. революции. Рассуждая о роли гос-ва, Л. исходил из того, что оно — не про­дукт классовой борьбы, а результат обществ, договора. Указывая на важнейшую роль экономич. фактора в обществе, Л. наряду с ним ставил фактор нравствен­ный. Стремление Л. в 70-х гг. 19 в. создать единую теорию революц. процесса и для пролетарской Евро­пы и для крест. России, соединить народничество с марксизмом не могло не означать беспрестанного эклектизма, отмечавшегося Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 15, с. 231) и Плехановым (Соч., т. 9, 1926, с. 6; т. 24, 1927, с. 86, 89).

В конце 70 — нач. 80-х гг. взгляды Л. подвергаются нск-рым изменениям: он приходит к идее непосредст-венно-политич. действия как осн. метода борьбы с са­модержавием. После неудачной попытки сотрудничест­ва с Плехановым на почве совм. издания «Социально-революц. библиотеки» Л. примыкает в 1882 К «Нар. воле». В 1883—86 вместе с Л. Тихомировым он редак­тирует «Вестник нар. воли».

Наиболее значит, произведение Л. этого времени — «Социалистич. революция и задачи нравственности» (1884), подытоживающее многолетнюю разработку Л. вопросов революц. этики. Л. исходит из того, что, пока существует борьба классов, «... до тех пор ни одна нравственная задача... не может быть даже поставлена правильно» («Социальная революция и задачи нравственности», П., 1921, с. 49). Цель со­циалиста — осуществление возможно полного тор­жества социализма возможно скорее и при возможно меньших страданиях для общества (см. там же, с. 51). Но в условиях классового антагонизма шансы ослаб­ления борьбы за социалистич. строй очень незначитель­ны. Путь насильств. революции, «кровавого столкно­вения» становится необходимым и почти неизбежным. «... Социалистический переворот немыслим без поли­тического и, следовательно, без политической деятель­ности, его подготовляющей» (там же, с. 66). А посколь­ку в России социалистич. пропаганда встречает «... не­одолимые препятствия в современном бюрократиче­ском абсолютизме российской империи» (там же, с. 47), постольку необходимо создание тайной боевой орга­низации, ставящей своей целью уничтожение этого самодержавия. Так Л. подводил теоретич. базу под тактику «Народной воли».

В последующие годы — с развитием рабочего дви­жения и распространением пролет, идеологии в Рос­сии — роль и авторитет Л. в революц. движении па­дают; сам он все менее правильно понимает сущность процессов, происходящих на родине и в Зап. Европе. Рус. рабочий класс Л. по-прежнему считает незначит, силой, он скептически оценивает деятельность рус. социал-демократов, отрицая т. обр. применимость марксизма к условиям России. Резкую критику идей Л. дает в работе «Наши разногласия» Г. В. Плеханов. Ряд ошибочных положений Л., изложенных в его письме, опубл. в № 4 «Летучих листков» петербургской


группы народовольцев в 1895, подвергнут критике в работе В. И. Ленина «Задачи русских социал-демокра­тов». Эти ошибки Ленин считал непростительными для такого «ветерана революционной т е о р и и», каким был Л. (см. Соч., т. 2, с. 319).

Особое внимание Л. уделял разработке вопросов истории обществ, мысли и обществ, движений. Так, в эмигрантских «Материалах для истории рус. соци­ально-революц. движения» (1893—96) им была опубли­кована работа «Народники-пропагандисты 1873 — 1878 года». Л. работал также над большим трудом по социологии и истории мысли, начатым еще в 60-х гг. В 1875 вышла работа Л. «Опыт истории мысли», составленная из цикла ранее опубликован­ных статей. Затем отд. выпусками Л. напечатал «Опыт истории мысли Нового времени» (Женева, 1888—94). Наконец, в 90-х гг. он вновь возвра­тился к этой работе: в 1898 выходит книга Л. «Зада­чи понимания истории» (под псевд. С. С. Арнольди), как бы открывающая серию работ по истории мысли. Уже после смерти Л. была опубликована след. книга этой серии «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903, под псевд. А. Доленга).

Значение Л. в истории рус. мысли и революц. дви­жения крайне противоречиво. В философии он пред­ставляет собой как бы промежуточное звено от мате­риализма Чернышевского и др. «шестидесятников» к неокантианству и субъективизму Михайловского. В социологии Л. в полемике против историч. фатализма дал разработку вопроса о субъективном факторе в истории, значение к-рого он, однако, очень переоце­нил, выступив родоначальником т. н. субъективной школы. При разработке этич. проблем Л. сильно ме­шали его антропологич. установки. В области поли­тической безусловно положит, явлением была критика Л. революц. авантюризма. Вместе с др. народоволь­цами Л. верно указал на необходимость вести политич. борьбу с самодержавием, хотя зачастую и отождеств­лял ее с понятием политич. заговора. Интерес Л. к рабочему движению, подчеркивание им интернацио­налистского характера революц. борьбы н значения марксизма в обосновании науч. социализма — все это объективно служило делу подготовки кадров для будущих с.-д. кружков. Однако, с др. стороны, ряд последователей Л., руководствуясь его идеен о по­степенной— гл. обр. интеллектуальной и моральной— подготовке революции, отошел от революц. деятель­ности к «культурничеству» (от этих «лавристов» от­рекался и сам Л.).

Науч. изучение деятельности и лит.-теоретич. насле­дия Л. началось по существу лишь после Окт. революции 1917. Были изданы «Мат-лы для биографии л.» (в. 1, П., 1921), переиздан ряд его сочинений, начато издание многотомного Собр. произведений Л. Б работах II. Книж­ника-Ветрова и ряда др. авторов была сделана попытка определить действит. историч. место Л., проследить тен­денции его идейного творчества. В годы культа личности Сталина было прекращено издание соч. Л. и книг о нем, стало энциклопедическим определение Л. как вождя «пра­вого», т. е. оппортунистич. крыла рус. освободит, движения 19 в. Вплоть до сер. 50-х гг. наследие Л. не разрабатыва­лось, его архив не изучался. После XX съезда КПСС возоб­новилось изучение Л. При этом в ходе дискуссии о народ­ничестве вновь возник вопрос о месте Л. в рус. революц. движении.

С о ч.: Собр. соч., сер. 1, 3—6, П., 1917—20 (не законче­но); Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (введение И. Книжника-Ветрова; изд. не законче­но, имеется библиография).

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. поли­тич. деятелями, 2 нзд.,[М.], 1951; Шелгунов Н., Исто­рич. сила критич. личности, «Дело»,1870, Л» 11; К о л у б о и-с к и й Я. Н., Материалы для истории философии в Рос­сии. П. Л. Лавров, «Вопр. филос. и психологии», 1898, кн. 44, сент.— окт.; Рубенович И. А.. П. Л. Л., как философ, «Вестник рус. революции», 1901, № 1; Аксель-р о д П. Б., Рабочий класс и революц. движение в России, пер. с нем., СПБ, 1907, с. 108—24; Раппопорт X., Социальная философия П. Л., пер. с франц., СПБ, 1906; К а р е е в Н. И., Теория личности П. Л. Л., СПБ, 1907; Русанов Н. С, П. Л. Лавров, «Былое», 1907,


ЛАГАРД — ЛАЗАРСФЕЛЬД 137


. 2/14, февр.; В и т я з е в П., П. Л. Л. и Н. К. Михай-! некий, П., 1917; «Вперед!» Сб. ст., посвященных памя-II! П. Л. Л., П., 1920; П. Л. Л. Статьи, воспоминания, мате­риалы, П., 1922; Горев Б., Л. и утопии, социализм, «Под знаменем марксизма», 1923, N» 6—7; Ф р и ч е В., Л. и •чистое» искусство, там же; Сапожников П., П. Л. как идеолог народничества, в сб.: Зап. Коммунистич. ун-та ни. Свердлова, т. 1, 1923; Книжник И., Место П. Л. Л. в истории социализма, «Звезда», 1925, Л« 1(7); его же, П. Л. Лавров, 2 изд., М., 1930; Л а д о х а Г., Исторнч. и 1'ициологнч. воззрения П. Л. Л., в сб.: Рус. история, лит-ра в классовом освещении, т. 1, М., 1927; М и л ь-штейн, А. А., Элементы науч. социализма в учении II. Л. Л., «Тр. Вятского пед. ин-та», 1927, т. 2, вып. 1; К и з ь м и н Б. П., От девятнадцатого февраля к первому марта, М., 1933, с. 107—58; его же, Рус. секция Пер-1 п> Интернационала, М., 1957; Левин III. M., Обществ. ■ . мнение в России в 60—70-е годы XIX века, М., 1958; 'арки на Н. Л., Социологич. взгляды П. Л., в сб.: .;■■ ин-та философии АН БССР, вып. I, Минск, 1958; мятин В., Экономия, взгляды П. Л. Л., «Экономич. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1961, Уг 3; Булатов Г. П., Обществ.-экономич. взгляды П. Л. Л. и П. Н. Ткачева, в кн.: Сб. трудов Ставропольского пед. пн-та, вып. 21, 1963; Кириченко Т. М., К вопросу об пГицеств.-политич. взглядах П. Л. Л. в 70—80-х гг. XIX в., <Т». Моск. истор.-архивного ин-та», 1963, т. 18; Революц. народничество 70-х гг. XIX в. Сб., т. 1, М., 1964; М е i j e r J. M., Lavrov and Russian literature, в кн.: Analecta slavica; a Slavica miscellany, Amst., 1955, p. 135—43; К а г р o-v i с h M. M., P. L. Lavrov and Russian socialism, «California Slavic Studies», 1963, v. 2, p. 21—38.

Г. Арефьева, А. Володин. Москва.

ЛАГАРД(Lagarde), Пауль Антон де (2 ноября 1827—22 док. 1891) — нем. бурж. философ, теолог, филолог-арабист. Проф. восточных языков в Гёттин-генском ун-те. В своей «Программе консервативной партии Пруссии» Л. утверждает, что защита и сохра­нение status quo являются недостаточными средства­ми для борьбы с революц. обществ, силами; -необходим поворот вспять, восстановление status quo ante. Идеа­лизируя средневековье, Л. отрицает крупную про­мышленность, фабричную систему; он противопостав­ляет им труд ремесленника, феод, корпорации, цеха и т. д. Л. восхваляет монархию и вместе с тем отстаи­вает теократический политич. идеал, ибо светская гос. власть не в состоянии управлять человеч. чув­ствами и мыслями. Это может делать лишь церковь, к-рая поэтому должна рассматриваться как высшая руководящая сила в обществе.

Теократич. концепция Л. неразрывно связана с его идеалистич.-теологич. мировоззрением, к-рое носит ярковыраженный иррационалистич. характер. По Л., все в природе и обществе иррационально, выходит за пределы человеч. возможностей понимания и действия. В отличие от Шопенгауэра и Ницше, Л.— религ. иррационалист, противопоставляющий иррациональности природы и особенно иррациональ­ности человеч. жизни высший, сверхприродный бо­жеств, разум. Иррациональность человеч. жизни •ввязывается Л. со смертностью человека и первород­ным грехом; но существует и вечное, нетленное — путь к богу, составляющий генеральную линию в блужданиях человечества на всем протяжении все­мирной истории. В отличие от ортодоксально католич. философов, к-рые пытаются обосновать «гармонию» веры и знания, Л. противопоставляет религию наукам о природе, якобы неспособным постигнуть истинную, божеств, сущность действительности. В изучении человека Л. отвергает объективные научные методы исследования, подменяя их идеалистич., теологич. спекуляциями. Осн. понятие учения Л. о человеке — понятие «этоса», некоей врожденной, богом вложенной духовной сущности человека. В своих спекуляциях об этосе Л. использует христианский миф о грехопа­дении Адама и Евы, связывая, с ним проблему заблуж­дения в познании, т. е. пытаясь отыскать некий фа­тальный, предопределенный источник всех человеч. заблуждений. Л. подчеркивал, что его интересует не истина, а содействие «возрождению» нем. нации, якобы развращенной и ослабленной развитием культуры.


Воинствующий реакционер, националист, Л. утверж­дал, что Германия образует «сердце человечества». Л. осуждал Реформацию, видя в ней ослабление ре­лигиозности, попытки компромисса с просвещением, культурой. Он выступал также против гуманизма, считая его одним из проявлений испорченности челове­ка, вызванной якобы развитием культуры, цивили­зации. Крайне реакц. воззрения Л., не привлекавшие внимания во 2-й пол. 19 в., в эпоху империализма и особенно в период гитлеровской диктатуры стали широко пропагандироваться идеологами герм, фа­шизма и пангерманизма, к-рые рассматривали Л. (наряду с Ницше ) как одного из наиболее выдающихся своих предшественников.

С о ч.: Schriften fiir das deutsche Volk, Bd 1—2, Miinch., 1924.

Лит.: Б ы х о в с к и й Б., Фельдфебели в Вольтерах
(Фашизм и философия), [М.], 1943; В г е i t 1 i n g R., P.
de L. und der grossdeutsche Gedanke, W., 1927; К г о g F.,
L. und der deutsche Staat, Munch., 1930; S с h m i d L.,
Paul de Lagardes Kritik an Kirche, Theologie und Christen-
tum, Stuttg., 1935. Т. Ойзерман. Москва.

ЛАДЫГИНА-КОТС,Надежда Николаевна [6(18) мая 1889—3 сент. 1963] —сов. психолог, старший науч. сотрудник Института философии АН СССР (1945—63), д-р биологич. наук; засл. деятель науки (с 1961). С 1911 работала в Гос. Дарвиновском музее, ведя науч. исследования по сравнит, и эволюц. пси­хологии. Л.-К.— крупнейший специалист в области сравнит, психологии, особенно в изучении психики н поведения обезьян. Работы Л.-К. имеют фунда­ментальное значение для разработки проблемы антропогенеза.

С о ч.: Исследование познават. способностей шимпанзе, ч. 1—2, М.— П., 1923; О познават. способностях шимпанзе, в кн.: Б р э м А., Человекообр. обезьяны, пер. с нем., М.—Л., 1924; Приспособит, моторные навыки макака в условиях эксперимента, [М., 1928]; Дитя шимпанзе и дитя человека..., М., 1935; Различение количества у шимпанзе, в сб.: Пси­хология, т. 3, Тб., 1945; Особенности элементарного мышле­ния животных, «Вопр. психологии», 1955, Л'» 3; Развитие форм отражения в процессе эволюции организмов, «Вопр. философии», 1956, № 4; Les caracteres specifiques de l'in-telligence des anthropoides (du chimpanze), M., 1957; Разви­тие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; The handling of objects by primates (apes and monkeys) in the light of antropogenesis, в кн.: XVth International Congress of Zoology (London, 16—23 luly 1958), Proceedings, L., 1959; Работы сов. ученых в обла­сти сравнительной психологии, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Дарвинизм и проблема происхожде­ния сознания, в кн.: Дарвинизм живет и развивается, М., 1960; Emploi d'un instrument par un chimpanze dans une situation experimentale, «L'annee psychologique», 1961, .No 1; Значение трудов Ч. Дарвина для сравнительной пси­хологии. (К 80-летию со дня смерти), «Вопр. психологии», 1962, Л'в 4.

ЛАЗ,Иоанн (Иоанн Грузин М и т р и-д а т) — теолог и философ 5 в., единомышленник и друг П. Ивера. Жил в Грузии, Константинополе; скон­чался в Сирии, ок. 464—65. Был последователем нео­платоников Плотина и Прокла (есть данные о сотруд­ничестве Л. с Проклом). По предположению белы, проф. Э. Хонигмана (Е. Honigmann, Pierre l'lberien et les ecrits du Pseudo-Denys l'Areopagite, 1952), Л. был соавтором Ареопагитик.

Лит.: Нуцубидзе III. И., Тайна Псевдо-Дионисия
Ареопагита, Тб.. 1942. Ш. Хидашели. Тбилиси.

ЛАЗАРСФЕЛЬД(Lazarsfold), Пауль Феликс (р. 13 февр. 1901) — амер. бурж. социолог, представитель социологич. неопозитивизма и один из ведущих пред­ставителей «математич. социологии». Получил об­разование в Вене, где работал до переезда в США (1933). Проф. (с 1940) и руководитель (с 1950) отде­ления социологии в Колумбийском ун-те, возглавляет отдел социологич. исследований.

Основой теоретич. воззрений Л. является позитиви­стская т. зр. относительно «нефилософской» социоло­гии; единств, путем развития социологии Л. считает заимствование ею методологии точных наук. Л. при­меняет к социологии неопозитивистское требование


138 ЛАЗУРСКИЙ- ЛАКЕБРИНК


«универсальной науки» и считает единств, критерием научности социологич. знания математич. правиль­ность исследовательских методов и операций. В по­нимании социологич. теории Л. целиком стоит на позиции прагматизма и инструментализма. Ее зна­чение он сводит к конвенционалистски понимаемой методологии, т. е. рассматривает как совокупность произвольных, созданных «искусством исследователя» приемов, позволяющих «упорядочить» характеристи­ки действительности в соответствии с задачей исследо­вания. В конечном счете эта теория оказывается ря­дом формальных правил построения типологий и соз­дания статистич. и математич. моделей.

Л. разработал нек-рые математич. методы анализа социальных и социально-психологич. явлений, напр., метод анализа «скрытой структуры» — личных отно­шений индивидов в той или иной группе,— скрываю­щейся за их собств. представлениями об этой структу­ре (см. The language of social research, [1955], совм. с М. Rosenberg); A conceptual introduction to latent structure analysis, в кн.: Mathematical thinking in the social sciences, ed. by P. E. Lazars-feld, 1954). Ему принадлежит обоснование «панель­ного интервьюирования» — процедуры повторяю­щегося через определ. промежутки времени опроса группы люден.

Л. известен как один из руководителей ряда круп­ных эмпирич. исследований, проводимых по заказам ир-ва и корпораций, а также работами о средствах массовой связи, о процессах избират. компаний в США. В этих работах поставлены узкоэмпирич. описат. задачи, однако нередко в них приводятся ценные в науч. отношении выводы. Напр., в кн.: «The voting. A study of opinion formation in a presidential campaign» (1954, соавтор) показывается распределение голосов в небольшом г. Элмира (ок. Нью-Йорка) во время прези­дентских выборов 1948 в связи с социально-экономич. положением избирателей, их политич. симпатиями, религ. убеждениями, национальностью, расой, полом и т. д., хотя и не вскрываются причины и закономер­ности формирования обществ, мнения, не дан анализ социальных сил и системы политич. власти. На 4-м Междунар. социологич. конгрессе (1959) Л., приз­навая ограниченность и поверхностность проблема­тики большинства социологич. исследований, прово­димых в США, призывал к постановке более широких и социально значимых вопросов, в к-рые он, однако, не включил проблемы коренных, социально-экономич. отношений капиталистич. общества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.