С оч.: Radio and the printed page, N. Y., [1940]; The people's choice, 2 ed., N. Y., 1948 (совм. с В. Berelson, H. Gau-det); The people look at radio, Chapell Hill, [1946] (совм. с H. Field); Radio listening in America, N. Y., 1948 (совм. с P. Kendall); The logical and mathematical foundation ot latent structure analysis, в кн.: Stouffer S. A. [a.o.], Measurement and prediction, Princeton, 1950.
Лит.: Федосеев П., Францев Ю., Бурж. социология в тупике, «Коммунист», 1959, J\li 17, с. 89—100.
Н. Новиков. Москва.
ЛАЗУРСКИЙ,Александр Федорович [31 марта (12 апр.) 1874—27 февр. (12 марта) 1917] — рус. психолог. Сотрудник Бехтерева, проф. Психоневрологии, ин-та. Разработанная Л. методика «естественного эксперимента» (1911) впервые сближала психо-логич. исследование с непосредств. жизненной ситуацией и оказала влияние на совр. педагогич. психологию. В ст. «Влияние естествознания на развитие психологии» (журн. «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», 1900, № 8) Л. возражал против выведения психологии из умозрит. философии и подчеркивал связь психологии с естеств. науками. Работал над проблемами характерологии и классификации личностей. Выдвинутая Л. идея отношений, в к-рых проявляется характер, противопоставлялась традиц. пониманию личности как со-
вокупности психич. функций. Вместе с тем взгляды Л. на личность и характер страдали механицизмом. Филос. взгляды Л. были идеалистическими: на них сказалось влияние представлений бурж. социологии о биосоциальной сущности человека.
Соч.: О центральных продолжениях двигательных черепных нервов, «Неврологии, вестник», 1895. т. 3, вып. 3; Школьные характеристики, 2 изд., СПБ, 1913; К учению о психической активности, М., 1916; Очерк науки о характерах, Зизд., П., 1917; Естественный эксперимент и его школьное применение. [Сб. ст.] под ред. А. Ф. Л., П., 1918; Классификация личностей, 3 изд., П., 1924; Психология общая и экспериментальная, [3 изд.], Л., 1925.
Лит.: Л а з у р с к и й В. Ф., Профессор А. Ф. Лазур- ский, О., [б. г.]; Нечаев А. П., Памяти А. Ф. Л., «Психология и дети», 1917, Л"» 3—4; Бехтерев В. М., А. Ф. Лазурский, «Вестник психол., криминальной антро- пол. и педологии», 1919, т. 14, вып. 1; К р о г и у с А. А.. Ступени познания, проложенные в характерологии А. Ф. Ла- зурским, там же; С а д ч и к о в а П. И., Психологич. наследие А. Ф. Л., К., 1955 (Автореф.); ее же, Психоло- Нчна спадщина О. Ф. Лазурського, в сб. ст.: Нариси a iCTopii в1тчизняно1 психологи кшця XIX i початку XX стол1ття, К., 1959. А. Петровский. Москва.
ЛАИН ЭНТРАЛЬГО(Lain Entralgo), Педро (р. 1908) — исп. историк и философ. Один из представителей части бурж. интеллигенции, оппозиционной к режиму Франко. Идеалистически трактуя историю культуры в книгах «Поколения в истории» («Las gene-raciones en la historia», 1944), «Испания как проблема» («Espana como problema», t. 1—2, 1956) и др., Л. Э. в то же время пытается раскрыть нац. своеобразие развития Испании. В работах «Поколение 1898 года» («La generacion del 98», 1945, 3 ed., 1956), «Менендес-и-Пелайо» («Menendez у Pelayo: historia de sus prob-lemas actuales», 1944) и др. выступает против трактовки обществ, мысли в духе ортодокс, католицизма. Сторонник умеренного направления в совр. католицизме, Л. Э. выступает против марксизма («Ожидание и надежда» — «La espera у la esperanza», 1957). Л. Э.— автор ряда работ по истории медицины, в к-рых стремится примирить науку с религией, объяснить эволюцию представлений о болезни с позиций теологии.
Соч.: Medicina e historia, Md., 1941; Estudios de historia de la medicina у la antropologia medica, Md., 1943; Historia de la medicina. Medicina moderna у contemporSnea, Md., 1954; Mysterium doloris, Md., 1955.
3. Плавскин. Ленинград. ЛАКЕБРИНК(Lakebrink), Бернхард (р. 24 февр. 1904) — зап. -герм, философ-неотомист. В осн. работе «Гегелевская диалектич. онтология и томистская аналектика» («Hegels dialektische Ontologie und die Thomistische Analektik», 1955) Л. пытается дать методологич. обоснование схоластич. онтологии, разработать в противоположность диалектике схоластич. метод — томистскую аналектику (термин введен им). Диалектич. противоречию как взаимопроникновению противоположностей Л. противопоставляет аналектич. тезис гармонии, сходства различий, к-рое следует понимать как нечто промежуточное между тождеством и борьбой противоположностей. Сходство при этом считается первичным, субстанциальным принципом всех свойств и отношений бытия. Сходство, по Л., является «материнской первоосновой своих частей» (указ. соч., S. 323). Своим содержанием аналектич. тезис о примате сходства над различием служит обоснованию одного из осн. положений схоластич. картины мира — утверждению неподвижной иерархич. структуры бытия. Существо такого обоснования составляет антидиалектич. решение проблемы источника движения, перенесение этого источника вовне и в конечном счете обожествление. Аналектика Л. несовместима с наукой, к-рая подтверждает диалсктийо-материалистич. понимание единства и борьбы противоположностей.
Соч.: Das Wesen der theoretischen Notwendigkeit unter besonderer 'Beriicksichtigung der kantischen und ihrer mo-dernen Interpretation (Natorp, Heidegger), в кн.: Philo-sophisches Jahrbuch der Gorres-Gesellschaft, Bd 46, Bonn, 1933; Zum Eckehart-Problem, в кн.: Studien zum Myt-
ЛАКОМБ — ЛАКТАНЦИИ 139
hus des 20. Jahrhunderts, [Tl] 3, Koln, 1935; Neue Bildung. Die TJberwindung des modernen Nominalismus, Bonn, 1946; Der lateinische Gedanke und die deutsche Subjek-tivitat, Koln, 1946; Der Existentialismus, «Die Kirche in der Welt», Jg 2, 1949, Lfg. 1; Der Einlluss Schellings auf das ontologische Denken der Gegenwart, там же, Jg 7, 1954, Lfg. 3.
Лит.: Деборин А. М., Философия и политика, М., 1961, с. 630; Греков Л. И., Диалектич. противоречие и неотомистская аналектика, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1962, Л» 5; Ley H., Die materialistische Dialektik gegen die idealistische Metaphysik, «Wissenschaft- liche Zeitschrift der technischen Hochschule Dresden», Jg 7, 1957 — 58, H. 1. Л. Греков. Москва.
ЛАКОМБ(Lacombe), Оливье (р. 2 июля 1904) — франц. философ-неотомист; проф. Лилльского ун-та (с 1947), президент Католич. центра франц. интеллигенции. Филос. воззрения Л. формировались под влиянием неотомистских концепций Маритена и Жилъсона. Л. ставит вопрос о необходимости создания нового католичества. Современность, отмечает Л.,— это эпоха нового (после Возрождения и Просвещения) наступления на католичество; исход борьбы зависит от того, сможет ли католичество освободиться от своей традиц. формы и, сохраняя христ. основу, органически включить в себя мудрость всех народов (в том числе и народов Азии и Африки), сделавшись, т. о., вселенским учением, стоящим выше отдельных форм. Л. высоко оценивает идеалистич. системы индийской философии, сближая их с христ. спиритуализмом.
На филос. взгляды Л. оказала влияние также философия жизни. Хотя Л. критикует иррационализм (в частности, бергсоновский) за противопоставление жизни и разума как двух принципиально несоизмеримых начал, он отличает свое учение, с уважением и пониманием относящееся к различным формам религиозного опыта, от классического рационализма, враждебного вере. Рассматривая жизнь как в сущности иррациональный процесс, Л. заявляет, что «нет никакого разрыва между разумом и жизнью, и разум, вместе с порождаемой им духовной любовью, сам является суверенной формой жизни» («Ghemins de l'lnde et philosophie chretienne», P., 1956, p. 20).
С о ч.: L'absolu selon le Vedanta, P., 1937; перевод и ком ментарии в кн.: Ramanuja A., La doctrine morale et metaphysique..., [P.], 1938; Existence de l'homme, Bruges, [1951]. В. Кузнецов. Москва.
ЛАКОМБ(Lacombe), Поль (1833—17 июля 1919) — франц. бурж. историк и социолог. Ген. инспектор библиотек и архивов Франции, член Парижского соцнологнч. об-ва. Представитель позитивистско-психологич. направления в социологии, последователь Тарда. Историч. факты, согласно Л., делятся на единичные (события) и повторяющиеся (установления— обществ, учреждения, а также доктрины, верования, идеи, к-рыо имеют распространение среди группы людей). События могут переходить в установления, когда данное единичное действие многократно повторяется многими людьми. Л. пытался установить нек-рые закономерности в эволюции общества. Психологизм у Л. эклектически сочетается с рядом положений «экономического материализма». Основу истории составляют сознат. действия индивидов, психология — ключ к пониманию истории. Л. признавал существование «человеческой природы» как извечно данной совокупности потребностей и свойств человеческой личности. Исходя из такого понимания «человеч. природы», Л. надеялся дать науч. объяснение историч. процесса. Первостепенное значение имеют, по Л., экономич. потребности человека (см. «Социологич. основы истории», СПБ, 1895, с. 57). Наряду с признанием большой роли экономич. фактора,.Л. важнейшее значение придавал психологич. «потребности заручиться уважением людей» (там же, с. 89) и даже рассматривал историю как процесс борьбы между экономич. интересами и этой потребностью.
Большую роль в истории Л. отводил «выдающимся личностям», к-рые своими «изобретениями» создают нечто совершенно новое; роль масс сводится к подражанию этим «изобретениям» и их сохранению. Свободная деятельность «выдающихся личностей», по Л., вносит элемент случайности в историю (см. там же, с. 205—22).
Л. считал, что движение общества по восходящей линии может временно сменяться периодами застоя и регресса. Придерживаясь реакц. взглядов, Л. важнейшей причиной регресса считал революц. выступления нар. масс. Отмечая наличие экономич. и социального неравенства в обществе, Л. предупреждал о предстоящих революц. выступлениях трудящихся. Считая, что революция приведет к гибели цивилизации, Л. призывал к проведению умеренных реформ и к развитию «социальной солидарности». Социализм Л. отвергал, утверждая, что он будто бы ведет к ликвидации экономич. ответственности и к установлению царства «худших». При объяснении тяжелого положения нар. масс Л. широко прибегал к мальтузианству. Критика концепции истории Л. была дана Г. В. Плехановым в работе «Нечто об истории» (см. Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 225—35).
С о ч.: Les armes et les armures, P., 1868; Petite histoire d'Angleterre, v. 1—2, P., 1876; La famille dans la societe romaine, P., 1889; Dc l'histoire considered comme science, [v. 1—2], P., 1894—98; La guerre et l'homme, P., 1900; La psychologie des individus et des societes chez Taine..., P., 1906; Taine historien et sociologue, P., 1909; в рус. пер.: Краткая история франц. народа, Ростов-на-Дону, [1904]; Присвоение земли, П., 1915.
Лит.: Кареев Н. И., Новый труд по теории исто рии, в кн.: Историч. обозрение, т. 8, 1895; В err H., P. Lacombe. L'homme et 1'oeuvre, «Rev. Synthese Histori- que», 1920, v. 30. В. Кузнецов. Москва.
ЛАКТАНЦИИ(Lactantius), Луций Целий Фир- миан (ок. 250 —ум. после 325) — церк. писатель, пре подаватель красноречия в Никомедии. До принятия христианства склонялся к стоицизму. В своем гл. соч. «Божественные установления» («Institutiones divinae») Л., в отличие от своих предшественников, стремился, по его собств. словам (см. указ. соч., V, 4, 3), не только «ответить обвинителям», но и «уста новить» (institutu) систематич. основы христианского учения (отсюда — заглавие). В нолемич. частях «Бо жественных установлений» и в соч. «О творении бо- жием» («De opificio Dei») и «О гневе божием» («De ira Dei») Л. пытался истолковать античные мифы в духе эвгемеризма (см. Эвгемер), опровергнуть «языческую» философию, выявляя противоречия между школами. В его обширной полемике с эпикурейцами («О творе нии божием») сказалось влияние стоицизма. Оно заметно также в учении о душе: несмотря на дуа- листич. противопоставления тела и души, Л. мыслил последнюю как некое тончайшее вещество. В поле- мич. работах Л. бог выступал антропоморфным. Соч. Л. содержат ряд свидетельств, текстов и фрагментов, важных в качестве источников по истории древней философии. В отношении стиля Л. следовал лучшим образцам и получил прозвище «христианского Цице рона». Естеств.-науч. представления Л. характерны для того упадка, к-рый переживала наука в послед ние века Рим. империи и в раннем средневековье. Со ч.: Corpus scriptorum ecelesiasticorum latinorum..., v. 19, 27, W., 1890 — 1897; Schrilten, в кн.: Bibliothek der Kirchenvater, Bd 36, 1919; в рус. пер.— Творения Л., пи сателя в начале четвертого века, прозванного' христиан ским Цицероном, пер. Е. Корнеева, ч. 1—2, СПБ, 1848. Лит.: Садов А. И., Древне-христиан. церк. пи сатель Л., СПБ, 1895; М а г Ь а с h F., Die Psychologie des Firmianus Lactantius. Ein Beitrag zur Geschichte der Psychologie, Halle an der Saale-, 1889; P i с h о n P., La- ctance, etude sur le mouvement philosophique et religieux sous le regime de Constantin, P., 1901; S i e g e r t J., Die Theologie des Apologeten Lactantius in ihrem Verhaltnis zur Stoa,"' Bonn, 1921 (Diss.); Roller K., Kaisergeschi- chte in Lactanz «de mortibus persecutorum», Giessen, 1927 (Diss.). _ _ |д. Зубов |. M0CKBa.
140 ЛАЛАНД — ЛАМАИЗМ
ЛАЛАНД(Lalande), Андре (р. 19 июля 1867) — франц. философ, субъективный идеалист. С 1904— нроф. философии в Сорбонне, с 1922 — член Академии моральных и нолитич. наук. Вместе с Ксавье Леоном Л. был инициатором создания Франц. филос. общества (Societe francaise do philosophic, 1901) и созыва первого междунар. филос. конгресса (Париж, 1900). Автор работ по филос. проблемам эволюционизма, философии науки, этике и эстетике. Под редакцией Л. в 1902—23 в «Bulletin de la Societe francaise de la philosophie» был впервые опубликован «Технич. и критич. филос. словарь» («Vocabulaire technique et critique de la philosophie»). Эта наиболее значительная франц. энциклопедия, работа по филос. терминологии вышла отдельно в 1926 и выдержала уже 7 изданий.
Филос. взгляды Л. эклектичны: в них заметно сочетание позитивистских элементов с метафизически-спиритуалистическими, влияние «философии тождества» Мейерсона и таких философов, как Изуле-Лубатьер и Бутру. Выступая с критикой эволюционизма Спенсера, Л. утверждает, что если на поверхности вещей наблюдается эволюция, ведущая к возрастающей дифференциации, то глубинная тенденция действительности состоит в диссолюции или инволюции, в стремлении от гетерогенного к гомогенному, к единообразию и смерти, что рассматривается в качестве универсального закона развития [«Ведущая идея диссолюции, противостоящая идее эволюции в методе физических и моральных наук» — «L'idee directrice de la dissolution opposee a celle de Involution, dans la methode des sciences physique et morales», 1898 (These); 2 изд. под назв. «Эволюционистские иллюзии» — «Les illusions evolutionistes», 1930]. С наибольшей силой тенденция к инволюции обнаруживается в разуме, основная особенность к-рого — подведение под нек-рое единство хаотич. иррациональности природы. Осн. типы инволюции, по Л.: механич., физиологич., психологич. и социологический. Критерий объективности знания Л. усматривает в коллективном сознании, смыкаясь здесь с социологич. школой Э. Дюрк-гейма. Противопоставляя логику, этику и эстетику фактич. знанию, Л. рассматривает их как осн. нормативные дисциплины, построение к-рых состоит в нахождении очевидных норм и установлении связей между ними.
Л. написал ряд логич. исследований по истории теоретич. описания, экспериментального метода и процессов индуктивного умозаключения.
С о ч.: La psychologie des jugements de valeur, Le Caire, 1929; Les theories de l'induction et de ^experimentation, P., 1929; Lectures sur la philosophie des sciences, 11 ed., P., 1932; La raison et les normes, P., 1948; рус. пер.— Этюды по философии наук, 2 изд., СПБ, 1897.
Лит.: В е n r u Ь i 1., Philosophische Stromungen der Gegenwart in Frankreich, Lpz., 1928; Davy G., La philosophie de A. L., «Rev. de Deux Mondes», 1957, Ks 20, p. 612—28; S с h u 1 P. M., L'oeuvre de M. A. L., «Revue Phi-los. de la France et de Petranger», 1958, t. 148, Л» 1, p. 1—6. В. Лекторский, В. Садовский. Москва.
ЛАЛб(Lalo), Шарль (1877 — 1 апр. 1953) — франц. эстетик, позитивист, председатель Франц. общества эстетики (Societe francaise d'esthetiquc). С позиций позитивистской «формальной эстетики» Л. выступал против иррационализма (Бергсон, Кроче) и субъективизма в эстетике, в частности против т. н. теории вчувствования («Эстетич. чувства» — «Les sentiments esthetiques», 1910). В ранних своих работах под влиянием Гельмгольца стремился построить муз. эстетику на экспериментальной основе. В последующем разрабатывал и более общие вопросы эстетики: о связи искусства с обществ, жизнью («Искусство и социальная жизнь» — «L'art et la vie sociale», 1921; «Выражение жизни в искусстве»—«L'expression de la vie dans l'art», 1933), с моралью («Искусство и мораль»—«L'art et la morale», 1922), с половым инстинк -
том («Прекрасное и половой инстинкт»—«La beaute et 1'instinct sexuel», 1922). В соч. «Введение в эстетику» («Introduction a Г esthetique», 1912, рус. пер. 1915) Л. вслед за Гюйо развивал положение о том, что иск-во есть игра, однако считал, что оно имеет социальный характер, т. к. восстанавливает «полноту гармонии жизни». Согласно Л., иск-во является не отражением жизни, а лишь эстетич. реакцией на различные ее явления. В 30-х гг. Л. снова возвращается к теории музыки и к проблемам структуры художеств. произведений, приближаясь к распространенному на Западе «структурализму».
С о ч.". L'esthetique experimental contemporaine, P., 1908; Esquisse d'une esthetique musicale scientifique. P., 1908; 2 ed., Elements d'une esthetique musicale scientifique, P., [1939]; La faillite de la beaute, P., 1923 (совм. с А.-М. Lalo); Notions d'esthetiques, P., 1925. И. Мйца. Москва.
ЛАМАИЗМ — тибето-монгольская форма махаяны, или сев. направления буддизма, к-рый стал распространяться в Тибете с 7 в. Распространение буддизма в Тибете началось в царствование первого тибетского царя Сронцзангамбо (620—50), покровительственно относившегося к буддистским жрецам, т. к. он видел в их проповеди непротивления и смирения одно из средств держать народ в подчинении. В этот период началось строительство буддистских монастырей и храмов. Из Тибета буддизм проник в Монголию (16—17 вв.), а затем и в Россию (17—18 вв.), став религией большинства бурят.
Распространение буддизма происходило в борьбе с местными культами и религиями, подавляя к-рые буддизм в то же время заимствовал у них нек-рые элементы. Так, напр., тибетские буддисты стали почитать божества древнетибетской религии Бон (Нанг-лха— домашний бог, Тхаб-лха—бог очага и т. д.). Такие заимствования привели к тому, что тибетский буддизм приобрел ряд специфич. особенностей.
В 13 в. политич. власть в Тибете получил глава буддистской секты кадампа Пакба-лама. В борьбу с этой сектой за власть вступила усилившаяся впоследствии секта гэлугпа, основанная тибетским мыслителем и реформатором буддизма Цзонкабой (1357 — 1419). Победителем из этой борьбы вышла секта гэлугпа, распространившая свою власть не только на весь Тибет, но и на Монголию. С этого времени тибетские и монг. буддисты стали уделять осн. внимание ритуальной, обрядовой стороне буддизма — учению о достижении спасения.
Центральным пунктом ламаистского учения о достижении спасения является культ ламы (тибет., букв. — высший). Высшие ламы — хубнлганы были объявлены существами, достигшими спасения (буддами) или приблизившимися к спасению (бодисат-вами). По учению Л., каждый верующий должен иметь наставника в лице ламы, к-рый помогает человеку достичь спасения своими советами и настан-лениями. Наставлениям и советам ламы надлежит беспрекословно подчиняться.
Широкому распространению Л. способствовало не только покровительственное отношение правящей верхушки, но и то, что ламаистская церковь до чрезвычайности упростила обряды и ритуал для широких масс верующих и включила в буддийский пантеон местных богов, объявив их буддами и бодисатвами. Тем не менее, несмотря на простоту, а иногда даже и примитивность нар. обрядов, монастырская, эзо-терич. сторона ламаистских ритуалов содержит массу весьма сложных мистич. и магич. элементов — тантризм, иогизм (см. Йога).
Верхушка ламаистской церкви представляла собой наиболее влиятельную часть феод, класса, монастыри превратились в крупнейшие феод, владения и оплот реакции, в препятствие на пути к культурному и экономич. прогрессу. Великая Октябрьская социа-
ЛАМАРК 141
листич. революция в основном упичтожила влияние ламаизма среди бурятского населения нашей страны, а успехи МНР в культурном и хоз. строительстве привели к тому, что авторитет ламаистской церкви и Монголии был в корне подорван, а большая часть рядового ламства стала приобщаться к общественно полезному труду.
Лит./ Попов И., Ламаизм в Тибете, его история, учение и учреждения, Каз., 1898; П у б а е в Р. Е., Сем и-i ч в Б. В., Происхождение и сущность буддизма-ламаизма, Улан-Удэ, 1960; Востри ков А. И., Тибетская шторич. лит., М., 1962; Богословский В. А., ичерк истории тибет. народа, М., 1962; Коерреп С. F., J)le Religion des Buddha und ilire Entstehung, Bd 2, Die Lamaische Hierarchie und Kirche, В., 1859. См. также библ. при ст.: Будда, Буддизм, Махаяна.
ЛАМАРК (Lamarck), Жан Батист (1 авг. 1744— 18 дек. 1829) — франц. натуралист и мыслитель. Учился в Высшей мед. школе (1772—76). При содействии Бюффона Л. в 1778 выпустил трехтомный труд «Флора Франции...» («Flore francaise...»). Адъюнкт ботаники Париж. АН (с 1779), чл. АН (с 1783), хранитель гербария Королев, ботанич. сада (с 1784); принимал участие в написании 2 т. «Методической энциклопедии» («Encyclopedie methodique»). Революцию 1789 Л. привет-гтвовал с энтузиазмом. С 1793 в продолжение 25 лет Л. читал курс зоологии беспозвоночных в Музее ес-теств. истории. Впервые Л. выступил как трансформист при чтении курса в 1800. Л. работал также в области геологии, метеорологии, физики, химии. Отрицая популярную в его время «теорию катастроф» Ж. Кювье и его школы, Л. был предшественником Ч. Лайеля в проведении идеи развития в истории Земли. В области зоологии Л. явился настоящим реформатором. В 1809 он сформулировал свои взгляды на эволюцию органич. мира в книге «Философия зоологии» («Philosophie zoologique...»). В 1815 Л. систематизировал в сводном труде «Естественная история беспозвоночных животных» («His-toire naturelle des animaux sans vertebre») все, что было известно науке того времени о низших животных. 1-i'i том (1815) открывается «Введением», в к-ром Л. еще раз сформулировал, углубил и развил свою теорию эволюции и дал ее новый, значительно усовершен-(твованный вариант. В 1820 вышел его филос. трактат «Аналитическая система положительных знаний человека» («Systeme analytique des connaissances positives de l'homme»). Л. умер в бедности. Могила ого неизвестна.
Заслуги Л. в области систематики растений и животных были высоко оценены еще при жизни. Транс-формистские взгляды Л. не встретили сочувствия у современников. Подобно многим мыслителям и ученым конца 18 в., Л. — типичный деист; однако в изучении и объяснении законов природы Л. являлся материалистом. Он отвергал телеологизм в природе, ему также чужд к.-л. панпсихизм. Центральная в ламаркизме концепция эволюции в орга-пич. природе, как развития от простого к сложному, основывается на факте градации организмов « порядке возрастающей сложности. Л. видел в «градации» организмов результат их постепенного совершенствования под влиянием внутр. и внешних факторов (трансформизм). У Л. уже имеется использованный потом Дарвином довод в пользу признания эволюции — невозможность определить вид организмов как нечто неизменное и строго отгра-
ниченное от др. видов. Виды бывают связаны друг с другом постепенными переходами, и между видом и разновидностью в сущности нет резких отличий. Прогрессивное усложнение организации Л. не объяснял, называя его просто «стремлением организма к прогрессу» и характеризуя как точнее не определяемую способность, присущую жизни. Др. уязвимое место теории Л.— нечеткое представление о том, каким образом влияние мест обитания изменяет уже существующие органы и вызывает образование новых. Лишь для растений и низших животных, лишенных нервной системы, Л. принимал непосредств. физико-химич. воздействие «... изменения условий питания, поглощения и испарения...» (Избр. произв., т. 1, М., 1955, с. 334). У животных же с нервной системой воздействие внешних условий вызывает образование новых органов, гл. обр. не непосредственно, а через изменение привычек. Животные с нервной системой обладают также «внутренним чувством» (sentiment interne), под влиянием к-рого к образующемуся или уже существующему органу притекают «нервные» и «питательные флюиды», напр. в случае образования рогов у самцов оленей. Распространенное представление о ламаркизме как об учении, согласно к-рому эволюция совершается в силу передающихся по наследству изменений организма под непосредств. влиянием внешних условий, крайне односторонне. Еще более исторически неточно называть ламаркизмом самое убеждение в наследовании приобретенных признаков, т. к. это убеждение, вошедшее в 4-й закон Ламарка, целиком заимствовано им от предшественников и отчасти современников — Дидро, Э. Дарвина, Бюффона и др. Л. принимал его как вполне очевидное и даже не трудился доказывать. Истинным же стержнем теории Л. является признание необъяснимого для него «стремления организмов к совершенствованию». Л. высказал мысль о выживании наиболее приспособленных, хотя и не придавал ей всеобщего значения. Прогрессивный и материалистич. характер носит также учение Л. о происхождении человека от человекообразных обезьян и об эволюции психики животных и человека. Л. высказал интересные мысли о возникновении и эволюции инстинктов, а также о проторении нервных путей в результате многократно повторяющихся действий. Он категорически отвергал теорию врожденных идей. Значение Л. и его место в истории биологии определяются тем, что он представил первое систематич. изложение трансформизма, хотя и не дал развернутого объяснения движущих сил эволюции, в особенности же причин органич. целесообразности, что сделал через полвека Дарвин.
Первыми учеными, оценившими значение идей Л., были Гексли, Ч. Лайель, Геккелъ, а позднее и Дарвин, в России — Рулье, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Мечников. Выдвижение Л. разнородных принципов объяснения биологич. эволюции (непосредств. влияние факторов среды наряду с внутр. «стремлением к совершенствованию») и даже нек-рая противоречивость высказываний Л. привела к тому, что последователи его, получившие название «неоламаркистов», вскоре разделились на отд. весьма разнородные школы, объединяемые лишь недооценкой или отрицанием творческой роли естеств. отбора и безусловным признанием наследств, характера приобретенных признаков. Каждая из школ «неоламаркистов» выдвигала на первый план к.-н. один из сформулированных Л. принципов. Ближе всего к подлинному учению Л. стоит школа ортоламаркистов, или автогенетиков, к-рые, не отрицая непосредств. влияния физико-химич. факторов на эволюцию, считают гл. двигателем ее внутренние, имманентные организму силы (батмогенез американца Копа, аристогенез
142ЛАМБЕРТ — ЛАМЕТРИ
Г. Осборна). Из зарубежных ученых к автогенетикам принадлежали Кёлликер, Негели, в новейшее время Осборн и Бёкер. Из сов. ученых к ним принадлежали палеонтолог Д. Соболев и особенно акад. Л. С. Берг. В противоположность автогенетикам, механоламар-кисты принимают лишь развитие под влиянием внешних физико-химич. факторов. Большинство из них не отрицает и творч. роли естеств. отбора. Полной противоположностью механоламаркистам являются психоламаркисты, к-рые, стоя на почве панпсихизма и витализма, объясняют органич. прогресс и целесообразность сознат. деятельностью протоплазмы как животных, так и растений. За границей к психоламаркистам принадлежали А. Вагнер и особенно Паули. По сути дела, их взгляды имеют мало общего с подлинным учением Л.
Соч.: Избр. произв., т. 1—2, М., 1955—59 (им. библ.). Лит.: Половцев В. В., Л. и его учение, «Изв. СПБ биол. лаб.», 1896, т. 1, вып. 3, 4; К а р п о в В. П., Ламарк. Биографии, очерк, в кн.: Ланарк Ж. Б., Философия зоологии, т. 1, М.— Л., 1935; Комаров В. Л., Л. и его науч. значение, там же; Поляков И. М., Л. и ламаркизм, там же, т. 2, М.— Л., 1937; Т и м и р п-з е в К. А., Ламарк, Соч., т. 6, М., 1939; Поляков И.М., Эволюц. учение Л., его филос. и общебиологич. предпосылки, в кн.: Ламарк Ж. В., Избр. произв., т. 2, М., 1959; Геллерштейн С. Г., Л. как психофизиолог, там же; Пузанов И. И., Ж. Б. Ламарк, М., 1959; Packard A., L. the founder of evolution, N. Y., 1901; Landrieu M., L. le fondateur du transformisme. P., 1909; Perrier E., Lamarck, P., 1929.