для досократовской философии (В 38—48; В 30—33). С др. стороны, К. уже дошел до той степени абстракции, чтобы мыслить материю как единое сущее, совмещающее в себе осн. противоречия материи как филос. принципа. Это бытие и повсюду разное (признается постепенная эволюция материи), и повсюду однородное и в этом смысле шаровидное (шаровидность допускается здесь, очевидно, как символ всеобщей однородности, или, как мы теперь сказали бы, одинаковой удаленности всего от центра). Все и огра-. ничено и безгранично. Все едино и множественно. Все телесно и бестелесно. Все божественно и материально. Все сущее и не-сущее. Все является сознанием, ощущением, мышлением; и все — материально. Среди многочисл. мотивов натурфилософского, критико-мифологич. и поэтич. содержания и в дошедших до нас фрагментах К. убежденно проводится мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего (см. особенно А 35—38), что, несомненно, оказало решающее влияние на всю элейскую школу.
Философия К. впоследствии толковалась и теологически (см. у Климента Александрийского, В 23; у Секста-Эмпирика, В 24; у Симпликия, В 25—26), и материалистически (см. у Аэция, В 27; у Секста-Эмпирика, В 33).
С о ч.: Die Fragmente der Vorsokratikcr. Griechisch und deutsch, von H. Diels, Bd 1, 9 Aufl., В., 1960; Маковель-c к и й А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, гл. 11 (пер. фрагментов из трудов К. и лит. о нем).
Лит.: М а н д е с М. И., Элеаты, О., 1911, с. 45 —100; История философии, т. 1, [M.J, 1940 (по указат. имен); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен, указат.); В е г-ger H., Untersuchungen iiber das kosmische System des Xenophanes, «Ber. der konig. Sachs. Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. CI.», Bd 46, 1894, S. 15—64; Mavrokordato N., Der Monotheismus des Xenophanes, Lpz., 1910 (Diss.); Frank el H., Xenopha-nesstudien, «Hermes», 1925, Bd 60, H. 2, S. 174 — 192.
А. Лосев. Москва.
КСЕНОФОНТАфинский (Eevoaxiv) (p. ок.
430 — ум. в 50-х гг. 4 в. до н. э.) — др.-греч. стратег, писатель, ученик Сократа, излагавший его учение. Из произведений К. к философии имеют отношение: «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Киропедия», «Пир», отчасти «Гиерон» и «Агеси-лай». Если считать, что приписываемые им Сократу взгляды принадлежат также и ему самому (что вовсе не так уж очевидно), то «Воспоминания» дают обильный материал по диалектике (определение общих понятий) и по этике, к-рая и у него и у Сократа возникает на месте прежней натурфилософии. Этика понимается у них как учение о добродетели, а добродетель — как знание о правилах поведения, так что знание и добродетель неразделимы (Memor. Ill 9,5). Добродетели ведут к благу, заключающемуся в пользе (там же, IV 6, 9) и в счастье жизни, в к-рое входят и физич. здоровье, и науки, и иск-ва, и дружба, и гражд. деятельность, и благочестие. Др. обширная область филос. интересов К. — это социальная жизнь, где у него весьма заметна постоянная склонность к аристократич. и даже монархич. образу мышления. В этом отношении он выступал как деятель кануна эллинизма и военно-монархич. идеологии, как представитель культа сильной личности (идеализация Кира Старшего и Младшего, спартанского царя Агесилая, сиракузского тирана Гиерона и др.), ввиду чего он был вынужден покинуть демократия.
КУАЙН — КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 107
Афипы и скитаться до тех пор, пока не получил приют под покровительством аристократии Спарты.
Соч.: [Works, v l—3],Camb (Mass.), 1947 — 50; в рус. пор.— Ёократич. соч., М.—Л., 1935.
Лит.: Б а б с т, Политич. идеалы Исократа и Ксенофон- тч, в сб.: История Греции со времени Пелопоннесской вой ны, пер. под ред. Н. Н. Шамонина и Д. М. Петрушевского, вып. 1, М., 1896; Г о м п е р ц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; С г о 1 s e t A., Xenophon. Son caractere et son talent, P., 1873; Sofro G., Коцо; und •tot in X's Anabasis, «Hermes», 1899, Bd 34, S. 568—89; K. a 1 i n k a E., Zu Xenophons Leben und Schriften, W., !>:).'); F r i e d e г i с i E., Das persische Idealheer der Cy- i"])adie, В., 1909 (Diss.); S с h a r r E., Xenophon's Staats- niid Gesellschaftsideal und seine Zeit, Halle, 1919 (Diss.); !. u с с i о n i J., Les idees politiques et sociales de Xeno- I'luin, P., 1946 (These). А. Лосев. Москва.
КУАЯН(Quine), Уиллард ван Орман (р. 25 июня 11)08)—амер. логик, математик и философ. Проф. Гарвардского ун-та (с 1948). Осн. работы К. в области юшки посвящены построению аксиоматич. системы, края включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Первая такая система изложена К. в его статье «Новые основания математич. логики» («New foundations for mathematical logic», 1936, опубл. в журн. «Amer. Math. Monthly», 1937, v. 44, № 2). Позднее в соч. «Математич. логика» («Mathematical logic», [1940], new ed., 1962) он расширяет эту систему, освобождаясь от ряда ограничений, к-рым должны удовлетворять объекты для того, чтобы быть членами классов. Чтобы избежать логич. парадоксов, К. использует т. н. метод стратифи-к а ц и и, по своей идее близкий к теории типов, но более простой. Доказательство непротиворечивости для систем К. не найдено, но показано, что система Mathematical logic непротиворечива, если непротиворечива более узкая система New foundations. Система Mathematical logic обладает тем достоинством, что она по меньшей мере так же ограждена от опасности скрытых противоречий, как и другие, более у:шие системы, включающие в себя логику классов. Ii. принадлежит оригинальная формулировка нату-:>пльного исчисления. В исследованиях по логической '■мантике К. утверждает, что понятия смысла ii синонимии лишены содержания; перевод с одного языка на другой, согласно К., вообще говоря, невозможен, так как язык включает в себя не только синтаксис и семантику, но и прагма-i и к у. Стало быть, в одном языке могут быть такие понятия (относящиеся к практич. жизни людей), к-рым нет соответствия в др. языке. В области модальной логики К. возражал против введения кванторов в системы модальной логики. В философии математики К. придерживается взглядовнолшкалкзжа. Он ставит вопрос о возможности выразить все естеств. науки па языке, в к-ром идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях н т. п. Тем не менее при исследовании оснований математики К. приходится начинать с допущения существования классов или атрибутов (свойств). К. допускает возможность использования абстрактных понятии лишь в тех случаях, когда они служат вспомогат. средством, т. е. когда окончат, результат не содержит этих абстракций.
Соч.: A system of logistic, Camb. (Mass.), 1934; Desig nation and existence, «J. Philos.», 1939, v. 36, j\s 26; Elemen tary logic, Bost., 1941; Notes on existence and necessity, «J. Philos.», 1943, v. 40; On universale, «J. Symbolic Logic», 1947, v. 12, J\ft 3; Two dogmas on empiricism, «Philos. Rev.» l'Jol, v. 60; From a logical point or view, Camb. (Mass.), 1953; Methods of logic, N. Y., [1957]; Word and object, ICamb. (Mass.), I960]. В. Донченко. Москва.
КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.Остров Куба был открыт Колумбом в 1492 и до 1898 оставался исп. колонией. В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в метрополии — Испании, насаждавшей на острове религ. идеологию. До 18 в. на Кубе безраз-
дельно властвовала схоластика, распространяемая и пропагандируемая различными религ. орденами, в руках к-рых было сосредоточено образование, служившее оружием духовного порабощения народа. Основанный в 1728 Гаванский ун-т контролировался орденом проповедников вплоть до 1842, когда была осуществлена реформа образования. Осн. филос. текстами были или аристотелевские труды, препарированные схоластами, или многочисл. комментарии к ним, приспосабливающие идеи Аристотеля к католич. доктрине. На Кубу не проникали передовые европ. филос. и общественно-политич. идеи. Лишь в конце 18 в. наметился нек-рый перелом, связанный с победой франц. бурж. революции, борьбой северо-амер. штатов за независимость и подъемом нац.-освободит, борьбы в др. исп. колониях в Лат. Америке. На Кубе усилились выступления против исп. господства. Прогрессивные материалистич. филос. и гуманистич. общественно-политич, идеи эпохи бурж. революции проникали на Кубу и подрывали влияние господствующей на Кубе религ. идеологии.
В 1769 епископ Хосе де Эчаварриа в уставе семинарии св. Карла и св. Амбросия писал, что необходимо уделить большее внимание исследованию и объяснению природных явлений (см. J. A. Caballero, Philo-sophia elective, в кн.: Obras, v. 1, La Habana, 1944, p. XLVI.XLVII). В 1791—98 в газ. «Papel Periodico» появился ряд статей, в к-рых остро критиковалась схоластика и ставился вопрос о необходимости заменить ее новыми филос. течениями, в частности философией Декарта.
В 1797 всеминариисв. Карла и св. Амбросия начал читать филос. курс Хосе Агустин Кабальеро (1771 — 1835) — первый кубинский философ, к-рый пытался преодолеть косность и ограниченность схоластич. догматики и вводил ряд идей и положений Декарта и англ. материалистов.
Дальнейшее распространение передовых филос. идей на Кубе связано с именем последователя Кабальеро, Феликса Варела-и-Моралеса (1787—1853). Идеи Варелы еще эклектичны и непоследовательны, идеа-листич. положения переплетаются у него с материалистическими. Следуя за Декартом, он боролся за новый метод филос. исследования, в к-ром на первое место выдвигалось опытное наблюдение природы, разум заменял веру. Реформа в преподавании философии, осуществленная Варелой, положила конец безраздельному господству схоластики на Кубе. Среди других передовых философов этого периода можно указать Хуана Бернардо ОТавана, одного из учителей Варелы, по свидетельству нек-рых исследователей, близкого к Локку и Кондильяку.
В 19 в. развитие философии на Кубе отражало, по существу, развитие двух осн. направлений в философии: материализма и идеализма. Идеалистич. философия продолжала с нек-рыми изменениями линию обанкротившейся схоластики; это — неосхоластика, преподавание к-рой продолжалось в учебных заведениях, контролируемых католич. церковью, и идеалистич. эклектицизм В. Кузена. Наиболее видными представителями этого направления были братья Мануэль и Хосе Сакариас Гонсалес дель Валье. Мануэль — д-р философии и права, в 1842 — декан филос. фак-та ун-та, написал ряд работ по психологии и логике и вместе с братом Хосе вел в ун-те курс толкования «аристотелевского текста». Т. о. была осуществлена попытка обновить и дополнить аристотелевско-томистскую концепцию рядом новых положений идеалистич. философии.
Другое течение, имевшее материалистически-сен-суалистскую направленность, продолжало и развивало положит, стороны философии X. А. Кабальеро и Варелы. Наиболее ярким представителем его был
108 КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Хосе де ла Лус-и-Кабальеро (1800—62). Развивая учение Бэкона и Л окна, он уделял большое внимание разработке метода и теории познания. Вместе с тем в мировоззрении Лус-и-Кабальеро были определ. противоречия, связанные с его религиозностью.
Важным событием в истории К. ф. была полемика в 1839—40-х гг. между Лус-и-Кабальеро и сторонниками философии Кузена, братьями Гонсалес дель Валье, породившая многочисл. филос. лит-ру. Полемика, отражавшая борьбу двух осн. линий развития философии на Кубе в этот период, привела к оживлению филос. деятельности.
Идеи Лус-и-Кабальеро развивал его друг и соратник Хосе Мануэль Местре (1832—85), преподававший в ун-те логику, метафизику и мораль. В 1861 Местре выступил в ун-те с речью (в 1862 издана отд. книгой: J. М. М е s t г е, De la filosofia en la Habana), в к-рой впервые исследовал историю К. ф., указав на преемственность передовых филос. традиций. Мыслители, к-рые развивали и распространяли прогрессивные в условиях Кубы филос. взгляды, были вместе с тем борцами за отмену рабства и за независимость страны (Кабальеро, Лус-и-Кабальеро, Варела). Особенно ярко проявилась эта свободолюбивая тенденция во 2-й пол. 19 в., когда нац.-освободит, борьба против исп. колониального господства приняла значит, размах. В 1868 вспыхнуло восстание, к-рое провозгласило Кубу республикой. Война с Испанией продолжалась 10 лет, и хотя восстание было подавлено, борьба кубинского народа за свою независимость в действительности не прекращалась, а в 1895 вспыхнула с новой силой. В 1898 была провозглашена независимость Кубы, однако империалисты США фактически закабалили страну. В этот период среди философов особенно выделяются Хосе Марты (1853—95) н Энрике Хосе Барона (1849—1933). Революц.-демократам, поэт и мыслитель Марти оставил глубокий след в культуре стран Лат. Америки. Многие исследователи филос. творчества Марти пытались доказать его близость к Эмерсону или к исп. краусизму. Не отрицая влияния, к-рое оказали эти мыслители на Марти в определ. период, необходимо отметить, что его творчество в целом характеризуется явной тягой к естеств.-науч. материализму Дарвина и Геккеля, особенно заметной в ряде его последних работ. Неоценим вклад Марти в развитие эстетич.идей. Центр, место в творчестве Марти занимают социальные вопросы. Он не только участвовал в революц. борьбе, но и был ее идейным руководителем. Марти» обосновал необходимость н неизбежность революц. освобождения Кубы, предостерегая против империалистич. политики США. Творчество Э. X. Варона также имело яркую социальную направленность. Во многих работах он критиковал исп. и амер. колонизаторов; в филос. сочинениях защищал и пропагандировал естеств.-науч. материалистич. концепцию.
В сер. 19 в. на Кубе получили нек-рую известность филос. идеи Канта, хотя тогда они не нашли сторонников. С критикой философии Канта выступил Варела, а позднее Лус-и-Кабальеро. В 70-х гг. 19 в. кубинец Хосе дель Перохо-и-Фигерас (1852—1908), слушавший в Германии лекции К. Фишера, стал на позиции неокантианства. Благодаря Перохо, к-рый перевел на исп. язык «Критику чистого разума» Канта (1883) и «Жизнь Канта» К. Фишера, эти работы получили нек-рое распространение в Лат. Америке. Хотя Перохо жил в основном в Испании, его работы, среди к-рых следует выделить «Кант и совр. философы» (J. del Perojo, Kant у los filosofos contempo-raneos, опубл. в журн. «Revista Europea», 1875, t. 4), оказали влияние на развитие философии на Кубе. В 20 в. на Кубе становятся популярными идеи прагматизма, экзистенциализма и неотомизма.
Однако кубинскими философами в этот период не написано почти ничего значительного. Нек-рый интерес представляют лишь работы, посвященные истории филос. идей на Кубе, среди к-рых можно отметить книгу Медардо Витьера«Философия на Кубе» (М. Vitier, La filosofia en Cuba, 1948). Положит, явлением было издание работ классиков кубинской филос. мысли.
Распространение и развитие марксистских идей на Кубе тесно связано с развитием рабочего движения в конце 19—нач. 20 вв. Идеи социализма пропагандировали газеты «El Obrero» и «El Pro-ductor», гл. редактором к-рой был Энрике Роит, популяризировавший марксизм (см. Блас Рока, Основы социализма на Кубе, М., 1961, с. 188). На страницах этих газет велась борьба за создание соцна-листич. партии, основанной на принципах марксизма. В 1900 под руководством Диего Висенте Техера была создана Народная партия — первая партия рабочего класса Кубы. Нек-рое время спустя был создан «Клуб социалистической пропаганды», руководимый Карлосом Балиньо (1848—1926); клуб издавал газету «La Voz Obrera», пропагандирующую работы Маркса и Энгельса. В 1904 была основана «Рабочая партия Кубы» (с 1905—«Рабочая социали-стич. партия»), под влиянием «Клуба социалистической пропаганды» и благодаря усилиям Балиньо включившая в свою программу ряд социалистич. требований. Октябрьская революция в России оказала значит, влияние на рост рабочего движения и распространение марксистских идей. В 1925 марксисты, входившие в «Рабочую социалистич. партию», порвали с оппортунистами и ревизионистами и создали Комму-нистич. партию Кубы (в 1944 преобразована в На-родно-социалистич. партию). Большую роль в ее создании сыграли выдающиеся деятели рабочего движения Кубы Карлос Балиньо и Хулио Антонио Мелья (1903—29).
Работы Балиньо свидетельствуют о его глубоком знании марксизма, к-рый он творчески применял к условиям кубинской действительности. Он подверг критике взгляды кубинских реформистов, считавших, что на Кубе должна быть «особая форма социализма», и показал, что подобные утверждения означают отказ от социалистич. идеалов. Его работа «Истины социализма» (С. Balifio, Precursores cubanos. Verdades del socialismo, 1941) пропагандировала осн. идеи науч. социализма.
Хулио Антонио Мелья был стойким революционером, пламенным пропагандистом идей марксизма: «Мелья,— писал Блас Рока,— убитый совсем молодым, это одна из вершин кубинского революционного движения, один из тех, кто выковывал антиимпериалистическую идеологию...» («Conclusiones de la dis-cusion del programa...», in «Fundamentos...», № 158, La Habana, 1959, nov., p. 26).
Создание Коммунистам, партии явилось значит, событием в политич. жизни страны. Печатные органы партии стали важным фактором идеологич. борьбы. Несмотря на тяжелые условия нелегального существования, партия сумела регулярно выпускать тео-ретич. орган «Fundamentos» и др. издания, в к-рых освещались осн. политич. и теоротич. проблемы революции и нац.-освободит, борьбы на Кубе. Выдающуюся роль в пропаганде идей марксизма-ленинизма на Кубе в 1-й пол. 20 в. сыграли руководители рабочего класса Блас Рока, Хуан Маринельо, Мартинес Вильепа, Хесус Менендес и др.
Несмотря на очень трудные условия борьбы, кубинские марксисты принимали активное участие в культурной жизни страны, отстаивая в литературе ииск-ве основы марксистского мировоззрения и принципы социалистич. реализма. Большую роль в идеологич.
КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — КУВАКИ ГЭНЪЁКУ109
борьбе сыграли работы ХуанаМаринельо, в к-рых с марксистских позиций исследуются проблемы развития культуры в Лат. Америке, традиции прогрессивной мысли в этих странах: работы о Хосе Марти (J. Marinello, Jose Marti, 1958), об аргентинском марксисте Анибале Понсе — «Восемь статей об Анибале Понсе» (,Т. Marinello, Ocho notas sobre Anibal Pon-ce, 1958). Маринельо отстаивает принципы социалистич. иск-ва, выступает за новую куль-ТУРУ> близкую народу. В этой связи он остро критикует абстракционизм и формализм, показывает их оторванность от подлинных интересов народа.
Широкое распространение идей марксизма явилось одним из важных факторов, определивших характер нац.-освободит, борьбы и быстрое перерастание народной антиимпериалистич. революции в социалистическую.
Переломным моментом в истории нац.-освободит, борьбы кубинского народа явилась победа революции и свержение диктатуры Батисты в 1959. Кубинская революция является самым значит, событием в истории нац.-освободит. борьбы народов Лат. Америки в 20 в. Своим примером она вдохновляет на борьбу угнетенные народы других латино-амер. стран.
Кубинская революция покончила с господством северо-амер. империализма, к-рый подчинил своим интересам всю экономику страны. Она доказала, что в совр. эпоху социалистич. революция может победить даже в самых неблагоприятных условиях и опровергла теорию, согласно к-рой на амер. континенте в непосредств. близости от североамер. империализма социалистич. революция обречена на провал.
Опыт революц. развития Кубы теоретически обобщен в 1-й и 2-й Гаванских декларациях (от 2 сент. 1960 и 4 февр. 1962), в выступлениях руководителей кубинской революции и прежде всего в работах вождя Кубинской революции Фиделя Кастро Рус. В них на основе науч. анализа историч. развития революц. борьбы на Кубе показывается, что только под руководством рабочего класса народ может довести борьбу против империализма до конца, успешно построить фундамент нового общества. Анализируя опыт революц. борьбы на Кубе, Кастро Рус говорит: «Кубинская революция доказывает, что империализм несет в себе зародыши собственного разрушения» («Noticias de hoy», 1961, 9 de junio, p. 5).
В процессе революц. борьбы на основе принципов марксизма произошло слияние осн. идейных течений— революционно-демократического и марксистского, и создана (1963) Единая партия социалистич. революции (ПУРС), являющаяся единств, партией кубинского народа. С целью усиления идеологич. работы среди масс, повышения теоретич. уровня членов партии, улучшения изучения марксистско-ленинской теории создана широкая сеть школ революц. просвещения. При Гаванском ун-те организована Школа политич. наук. Издается теоретич. журнал «Cuba Socialista» («Социалистич. Куба»). Кубинскими учеными-марксистами написан ряд работ, в к-рых дается глубокий науч. анализ актуальных проблем кубинской революции и истории нац.-освободит. борьбы (Антонио Нуньес Хиыенес, Эмилио Роиг де Леучсенринга, Хосе Антонио Портуон-до и др.). Важное значение в деле пропаганды и распространения марксистских фи лос. идей имеют работы сов. философов, переведенные на исп. язык.
Лит.: Народы Лат. Америки в борьбе против амер. империализма. Сб. ст., М., 1951; Ф о стер У. 3., Очерк политич. истории Америки, пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Зорина А. М., Нац.-освободит. движение на Кубе в 1895—1898 гг., «Уч. зап. по новой и новейшей истории», 1957, вып. 3; Терновой О. С, Выдающийся кубинский мыслитель Хосе Марти, «Вопр. философии», 1959, № 2; Ермолаев В. И., Возникновение первых рабочих организаций и марксистских кружков в странах Лат. Америки (1870 — 1900 гг.), «Вопр. истории», 1959, JMj 1; Лат.
Америка в прошлом и настоящем. Сб. статей по экономике, истории и культуре стран Лат. Америки, М., 1960; Б л а с Рока, Кубинский народ в борьбе за свободу и независимость, «Коммунист», 1960, Ni 7; е г о ж е, Куба — свободная территория Америки, пер. с исп., М., 1961; История философии, т. 2, 4, 5, М., 1957—61; ЧеГевара Э., Партизанская война, пер. с исп., М., 1961; Портуондо X. А. Историч. очерк кубинской лит., М., 1961; Нуньес Химе-н е с А., Империя янки — враг Лат. Америки, [пер. с исп.], М., 1962; его же, Республика Куба. Историч. очерк, [пер. с исп.], М., 1963; Л е у ч с е н р и н г Э. Р. де, Хосе Марти — антиимпериалист, пер. с исп., М., 1962; В а -рела А., Куба революционная, [пер. с исп., М.], 1962; Кастро Ф., Речи и выступления, пер. с исп., М., 1960; его же, Речи и выступления. 1961 —1963 гг., пер. с исп., М., 1963; Народы СССР и Кубы навеки вместе. Документы советско-кубинской дружбы, М., 1963; Sanguily M., Don Jose de la 1/uz у СаЪаПего, 2 ed., Habana, 1926; Men-da M. I., Marti, estudio critico-biognSfico, La Habana, 1941; Varona у Pera E. J., PrOlogo у selecciOn de J. A. Fernandez de Castro, Мех., 1943; его же, Рог la patria, en la Colonia у en la Repdblica, [Habana], 1949; Vida у pensamiento de Felix Varela, La Habana, 1944; V a r e-la у Morales F., MiscelSnea filosOfica, La Habana, 1944; его же, Cartas a Elpidio, v. 1—2, Obras, v. 6, 7. La Habana, 1944—45; Marti J., Obras completes, v. 1—2, La Habana, 1946: Luz у Caballero J. C. de la, La polemica filosOfica, t. 1, Obras, v. 3, La Habana, 1946; Sanguily у Garritte M., Defensa de Cuba, Habana, 1948; V i t i e r M., La filosofia en Cuba, Мех.—В. Aires, [1948]; его же, Enrique Jose Varona, su pensamiento representative, La Habana, 1949; R о a R., Historia de las doctrinas sociales, v. 1, [Habana], 1949; Marinello J., Meditacion americana, B. Aires, [1959]; Castro F., Pensamiento politico, econOmico у social de Fidel Castro, [3 ed.], La Habana, 1959; Manach J., Jose Marti, t. 1—2, La Habana, [s. а.]; его ж e, El pensamiento vivo de Maceo, La Habana, [1952]; Nunez Jimenez A., Patria о muerte, La Habana, 1961; A r i s m e n d i R., Problemas de una revoluciOn continental, Montevideo, 1962.
P. Буреете. Москва.
КУБЛАНОВ,Борис Григорьевич [р. 15(28) февр. 1905] — сов. философ, д-р филос. наук (с I960). Член КПСС с 1932. Окончил филос. отделение Харьковского ун-та им. М. Горького (1936). Ведет преподават. работу по философии с 1936. Зав. кафедрой философии Львовского ун-та (с 1963). Работает над проблемами теории познания и эстетики, гл. обр. над вопросами образного мышления, гносеологич. природы лит-ры и иск-ва.
Соч.: При тзнавальну i виховну роль реал1стичного мистецтва, «Жовтень», 1955, К° 6; Эстетич. чувство и иск-во, Львов, 1956; Про працю 1вана Франка «1з секрет1в поетич-но'1 творчости», в кн.: Пращ кафедр суешльных наук, Льв!в. ун-т. Вып. 2—Фшософ1я, 1957; Матер1я и евщолпеть, [Льв1в], 1958; Гносеологич. природа лит-ры и иск-ва, Львов, 1958; Деяк! питания гносеолопчноГ природи мови, в кн.: Правд кафедр суешлышх наук, JIbBiB. ун-т. Вып. 5 — Питания фшософн, 1959; Комушзм i естетичне виховапня. Льв1в, 1960; Комушзм i завданпя естетичного виховання людини, в сб.: Зрипп риси комушзму, Льв1в, 1960; Леншсь-ска теор]я вщображення i деяш проблеми л1тературн i мштецтва, в сб.: Велика сила лешнських адей, Льв1в, 1960 ; Законом1рний характер глибоко! кризи сучасно! буржуазно!, идеолог!], в сб.: Всеперемагаюча сила марксизму-лешшзму, Льв!в, 1961; Деят проблеми теори шзнання, «Вютник Льв1вського ун-ту», Cepin сусп. наук, 1962, № 1.
КУВАКИ ГЭНЪЁКУ(1874—1946) — япон. философ-идеалист, исследовал развитие логич. идей в др.-кит. философии, перевел на япон. язык «Пролегомены» Канта. В 1905—06 выступил против распространившегося в Японии прагматизма. В 1918 К. Г. примкнул к бурж.-демократич. об-ву «Рэймэйкай» («Общество зари»),
К. Г. отрицательно относился к реакц. феод, идеологии и воинствующему шовинизму. С позиций либерально-бурж. демократа критиковал реакционных нем. философов (Дриша и др.). Сочувственно отнесся к организации «Общества по изучению материализма» и принял участие в его первом заседании. С о ч.: Сюнси но ронри сэцу (Рассуждение о логике Сюнь-цзы), Токио, 189S; Тэцугаку гайрон (Очерки философии), Токио, 1900; Сина но кодай ронри сисо хаттацу-но гайсэцу (Очерк развития идей логики древнего периода Китая), Токио, 1900; Мудзюн но гэнри то тэцугаку (Основной принцип противоречия и философии), Токио, 1902; Тэцугаку коё (Очерки философии), Токио, 1913; Канто то гэндай но тэцугаку (Кант и современность), Токио, 1917; Тэцугаку оёби тэцугаку си кэнкю (Изучение философии и истории философии), Токио, 1936; Тэцугаку ёги (Сущность философии),
110 КУДИН—КУЗЕН
Токио, 1946; Тэцугаку си дзюнэн (Сорок лет философии), Токио, 1947.
Лит.: Совр. япон. мыслители. Сб. ст., ред.-составитель Сакисака Ицуро, пер. с япон., М., 1958; Ои Тадаси, Нихон киндай сисо но ронри (Логика совр. япон. идей), Токио, 1958; Фунаяма Синъити, Нихон-но каннэя-ронся (Японские идеалисты), Токио, 1956; его же, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдзи), Киото, 1959; его же, Тэцугаку гайрон (Очерки философии), Токио, 1959.
КУДИН,Вячеслав Александрович (р. 19 февр. 1925) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1951. Окончил лит. ф-т Владивостокского пед. ин-та (1949, заочно) и аспирантуру при Киевском ун-те (1954). Зав. кафедрой этики, астетики и логики Киевского ун-та (с 1960). Науч. исследования по проблемам социалистич. реализма, закономерностям художеств, познания действительности.
Соч.: Питания теорп сощал1стичного реал1зму, К., 1959; Сошалк'тичний реал1зм, К., 1961; Що таке мистецт-во, 2 вид., К., 1902; Естетика, К., 1962.
КУДРЯВЦЕВ(Кудрявцев-Платонов), Виктор Дмитриевич (3 окт. 1828 — 3 дек. 1891) — рус. философ-идеалист, православный теолог. Окончил Моск. духовную академию (1852), профессор этой академии (с 1857). Считая материю и дух проявлением бога как высшей творч. причины, К. называл свое учение системой трансцендентального монизма. Исходя из этих трех моментов — бога, материи, духа, К. делил философию на учение о безусловно сущем, или боге (естеств. богословие), учение об условно сущем, или мире физическом (космология), и учение о мире духовном (рацион, психология). По К., религия коренится в природе человека как осн. признак его социальности. Сочинения К.—пестрое смешение отд. положений идеалистич. учений Канта, Якоби, Гегеля и христ. теологов — имели большой успех среди духовенства, высоко оценивались нек-рыми славянофилами (в частности, 10. Самариным), одобрялись офиц. кругами.
Соч.: Соч., т. 1—3, Сергиев-Посад, 1892—94; Соч., т. 1, вып. 1—3, т. 2, вып. 1—3, 2 изд., Сергиев-Посад, 1898 — 1914; О единстве рода человеческого, в кн.: Прибавления к изданию творений святых отцов, ч. 11—13, М., 1852—54; Материалистич. атомизм, там же, ч. 26, М., 1880; Телео-логич. идея и материализм, «Православное обозрение», 1877, т. 1—3, янв., март, сент.
Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, «Вопр. философии и психоло гии», 1890, № 4 (Приложение); Введенский А. [Ив.], О характере, составе и значении философии В. Д. К. Платонова, Сергиев-Посад, 1893. И. Балакина. Москва.
КУЗЕН(Cousin), Виктор (28 ноября 1792 — 13 янв. 1867) — франц. философ-идеалист, эклектик, бурж. политич. деятель. Преподавал философию (1814—20) в Нормальной школе («L'ecole Normal»); позднее — ее директор. В 1817—18 и 1824 посетил Германию, лично познакомился с Гегелем и Шеллингом. С 1828 — проф. философии в Сорбонне. Сторонник конституц. монархии, К. состоял при Луи Филиппе членом Гос. совета; пэр Франции; с 1832 — член Франц. академии, а затем Академии моральных и политич. наук. Страх перед революционными выступлениями пролетариата развеял либерализм К. и привел его к реакции. В 1840 К.— министр просвещения.