Лит.: Кювье Ж., Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара, пер. с франц., М.—Л., 1937; Д а-в и т а ш в и л и Л. III., История эволюц. палеонтологии от Дарвина до наших дней, М,— л., 1948; Платонов Г. В,, Дарвин, дарвинизм и философия, М., 1959; Ф ролов И.Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М.. 1961; Zimmerman W., Evolution. Die Geschichte ihrer Probleme und Erkenntnisse, Munch., 1953. M. Левит.Москва.
КРЁБЕР(Kroeber), Алфред Луис (11 июня 1876 — 5 окт. 1960) — амер. этнограф и социолог, представитель «исторической» школы в амер. этнографии. Эта школа возникла в конце 19 — нач. 20 вв. как реакция на теорию Л. Моргана и марксистскую концепцию прогресса и единства пути развития общества. Филос. основа взглядов К. — прагматизм. К. испытал влияние идеи баденской школы об отсутствии закономерности в историч. процессе и теории М. Вебера об идеальных типах («История и наука в антропологии»— «History and science in anthropology», журн. «Amer. Antrop.», 1935, v. 37, № 4). Многочисл. этнографич.
КРЕЙЦВАЛЬД - КРЕСТЬЯНСТВО 83
работы К. содержат большой фактич. материал, но крайне эмпиричны и написаны с позиций антиэволюционизма. В конце 30—нач. 40-х гг. К. испытал влияние холизма и трактовал историч. процесс как множество отд. изолированных культур, образующих отд. циклы развития. К. биологизировал культуру («Очертания роста культуры» — «Configurations of culture growth», 1944). В последние годы жизни К. отказался от антиэволюционизма и циклизма и выступил за признание идеи непрерывного развития («Эволюция, история и культура» — «Evolution, history and culture», в сб.: Evolution after Darwin, v. 2, 1960). Лит.: Б у т и н о в Н., [рец.],А. L. Kroeber. Configurations of culture growth. Bercley and Los Angeles, 1944, «Сов. этнография», 1948, № 2; его же, Совр. амер. «теоретич.» этнография, там же, 1949, J4» 1; А в е р к и е в а Ю. П., Совр. тенденции в развитии этнографии США, в сб.: Совр. амер. этнография, М., 1963; Steward J. H., A. L. Kroeber, «Amer. Anthropologist», 1961, v. 63, № 5; Gibson A. J., R о w e J. H., A bibliography of the publications of A. L. К., там же; D r i v e г Н. Е., The contribution of A. L. K. to culture area theory and practice, Bait., 1962. M. Роговин, Л. Файнберг. Москва.
КРЕЙЦВАЛЬД,Фридрих Рейнгольд (26 дек.1803— 25 авг. 1882) —основоположник эст. нац. литературы, просветитель-демократ. По специальности врач. Выступал как писатель и фольклорист, как борец за нар. просвещение и популяризатор естеств. наук. Основной труд К.— составление эст. нац. эпоса «Ка-левипоэг» (вып. 1—5, 1857—61, «народное» [сокр.] изд. 1862). Филос. взгляды К. нашли отражение в его переписке с Койдулой и Фельманом (Kreutzwaldi ja Koidula kirjavahetus, [т.] 1—2, 1910—11; Fr. R. Kreutzwaldi kirjavahetus, т. 2—5, 1953—62). Для филос. взглядов К. характерны черты материализма и стихийной диалектики, убеждение в познаваемости мира. К. остро критиковал ортодоксальное христианство, церковь и пасторов, в к-рых видел непримиримых врагов прогресса. Мировоззрению К. остались свойственны черты деизма.
Лит.: Очерки по истории философ, и обществ, мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 860—63. 9. Янсеп. Таллин.
КРЁЙЧИ(Kreici), Франтишек (21 авг. 1858 — 24 мая 1934) — чешский бурж. философ-позитивист. Проф. философии и психологии Карлова ун-та в Праге (с 1912). Сторонник психофизического параллелизма и т. н. феноменального дуализма (см. «Психология», «Psychologie», dl. 1—6, 1902—26). Представители идеа-листич. направлений чешской философии, особенно виталист Мареш, критиковали К. за допущение психологии «без души», за защиту детерминизма как принципа науки, за атеизм. К. активно участвовал в политич. жизни, совместно с 3. Неедлы выступал в защиту интересов рабочего класса.
Соч.: О filosofii pfitomnosti, Praha, 1904; Svoboda rule a mravnost, Praha, 1907; Filosofie poslednich let pfed vfilkou, 2 vyd., Praha, 1930; Positivni etika ..., Praha, 1922; Politika a mravnost, Praha, 1932.
Лит.: Sbornik ku pocte F. K., Praha, 1929; «Ceskoslo-venskS Psychologies 1958, r. 2, С 3.
КРЁМЕР(Kremer), Юзеф (22 февр. 1806—2 июня 1875) — польский философ-идеалист. Изучал право и философию в Кракове, Берлине, Гейдельберге и Париже. Обучаясь во Франции (1828), находился под влиянием сен-симонизма. По возвращении на родину принимал участие в восстании 1830—31. Позднее отказался от политич. деятельности. С 1850 — проф. философии в Ягеллонском ун-те, преподаватель эстетики и истории иск-ва в Краковской школе изящных искусств. Филос. взгляды К. сформировались под влиянием философии Гегеля, лекции к-рого он слушал в Берлине. В работах по эстетике «Письма из Кракова» («Listy z Krakowa», t. 1, 1843, t. 1—3, 1855—56), «Путешествия в Италию» («Podroz do Wloch», t. 1—5,1859—64) К. развивал проблемы гегелевской эстетики, модифицируя их в духе правоге-гельянцев. Выступал против реализма в иск-ве,
защищая теорию иск-ва для иск-ва. В соч.«Система-тич. изложение философии...» («Wyklad systematycz-ny filozofii...», 1849—1852) и др. развивал понятие личного бога. К концу жизни занялся изучением теософии.
Соч.: Dziela z dodaniem zyciorysu i rozbioru prac K., t. 1 — 12, Warsz., 1877 — 81.
Лит.: S t r u v e H., Zycie i prace J. K., jako wst?p do jego Dziel, Warsz., 1881; В r z о z о w s k i St., J. K. jako pisarz, filozof i estetyk, "Warsz., 1902; Zmigrodzka M., Edward Dembowski i polska krytyka romantyczna, Warsz.j. 1957.
KPECKAC (Crescas), Хасдай бен Авраам (ок. 1340— после 1410) — евр. философ и богослов. Жил в Испании. Его соч. «Свет Господень» («Or Adonai», опубл. 1555) ставило осн. целью опровергнуть онтологич. учение Аристотеля, а также — в противоположность взглядам Маймонида — утвердить идею о том, что и бог обладает атрибутами, в частности протяжением. Своей критикой аристотелевских аргументов в пользу невозможности бесконечно большого тела и протяжения и идеей о том, что в области учения о бесконечном многое является непредставимым и невообразимым, хотя разум и вынужден принять то, что превосходит силу воображения, К. оказал влияние на Спинозу (на его учение о бесконечной материальной субстанции и о различии между воображением и интеллектом).
Сторонник детерминизма, К. не только отрицал свободу воли у человека, но утверждал, что и деятельность бога подчинена объективной закономерности всеобщего порядка вещей.
Лит.: Joel M., Don Chasdai Creska's religionsphilo-sophische Lehren in ihrem geschichtlichen Einflusse darge-stellt, Breslau, 1866; его же, Zur Genesis der Lehre Spinoza's, Breslau, 1871; W о 1 f s о n H. A., Crescas' critique of Aristotle,,[L.].— Camb. [Mass.], 1929. В.Зубов. Москва.
КРЕСТЬЯНСТВО(от рус. «крестьянин», первоначально «христианин», с 15 в. вытеснившего другие термины — «смерд», «сирота» и пр., обозначавшие зависимых от князей и бояр мелких земледельцев) — совокупность в досоциалистич. общественно-экономич. формациях мелких производителей в земледелии (в более широком смысле — в с. х-ве вообще), ведущих хозяйство собств. средствами произ-ва и силами своей семьи, а при социализме объединяющихся для ведения коллективного, кооперативного крупного х-ва.
К. возникло на основе разложения первобытнообщинного строя, когда на смену общинной собственности приходит частная собственность на средства произ-ва. Родовая и патриархальная домашняя община, как хозяйств, единица, заменяется новой формой организации х-ва, влекущей к изменению форм семьи. С установлением частной собственности на средства произ-ва моногамная семья стала хозяйств, единицей общества, к-рой принадлежали жилище, домашнее х-во, скот (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 68, 77, 140). Начало экономич. обособления и развития частной собственности семей у древнейших земледельцев, как показали раскопки в р-не др. Персеполя в Юж. Иране, можно отнести к 6—5-му тыс. до н. э. Родовые связи ослабевают, и место родовой и патриархальной семейной общины занимает сельская (соседская) община. Письменные источники Египта периода Древнего царства в 3-м тыс. до н. э. сообщают, что даже простые люди продавали землю, т.е. уже тогда существовала частная собственность на землю. Но у др. народов частная собственность на пашни, луга и леса появилась много позже. Общинная собственность на землю в менее развитых странах сохранилась до наст, времени.
С. х-во на протяжении тысячелетий было основано на ручном труде и тягловой силе животных. В наиболее развитых странах с.-х. машины на конной тяге получили распространение лишь в 19 в., а механизация с. х-ва на основе механич. двигателей—в20 в.
84 КРЕСТЬЯНСТВО
Медленное развитие с.-х. техники в сочетании с природными особенностями с. х-ва создали относит, устойчивость мелкого х=-ва в с.-х. произ-ве, особенно в земледелии. К. как большая обществ, группа существовало врабовладельч., феод, икапиталистич. обществах. Даже в совр. эпоху перехода от капитализма к коммунизму оно составляет большинство человечества. На протяжении тысячелетий сложились нек-рые общие черты быта и психологии, физич. и духовного облика К. Напряженный труд создавал физич. крепость и выносливость, медленное экономич. развитие — устойчивость традиций в организации х-ва и семейных отношениях, в психологии и идеологии. Разобщенное ведение х-ва отд. семьями затрудняло обществ, и по-литич. организацию К., разработку и осуществление его общественпо-политич. программ и требований.
Общественно-экономич. природа К., его экономич. и политич. положение, а также идеология изменялись в зависимости от смены общественно-экономич. формаций и этапов их развития. Обществ, разделение труда — отделение земледелия от скотоводства, ремесла от с. х-ва — привело к развитию обмена,, создало основу для углубления имуществ. неравенства и выделению среди почти однородной массы крестьян-общинников более богатых семей. Обычно это были знатные семьи старейшин, военных руководителей, жрецов и т. п. С появлением прибавочного труда и прибавочного продукта знатные и богатые семьи, обладающие большим количеством средств произ-ва, начали присваивать прибавочный продукт, обращая в рабов пленных, а затем и обедневших соседей-общинников. В условиях рабовладельч. строя К. было неосновным, переходным классом. На первом этапе этого строя оно составляло большинство населения и занимало важное место в экономич. и политич. жизни общества, поставляя, как это было в Др. Риме, осн. военную силу для гос-ва. Образование латифундий, ставших источником дешевых с.-х. товаров, произведенных рабами, усиление эксплуатации К. рабовладельч. гос-вом, помогавшим рабовладельцам захватывать общинные земли и заставлявшим свободных крестьян платить большие налоги, бросать свою деревню и идти в войска, все более разоряли крестьян, превращали их в рабов, уменьшали удельный вес К. в экономич. и обществ, жизни. Ослабление военной мощи рабовладельч. гос-ва, а с другой стороны, движение крестьян против рабовладельцев вызывали появление различных программ для восстановления крест, х-ва. Напр., движение братьев Гракхов (133,123—122 до н. э.) в Др. Риме, проект указа императора Лю Ина (1 в. до н. э.) и реформы Ван Мана в Др. Китае (1 в.). Обострение классовых противоречий рабовладельч. общества привело к мощным восстаниям рабов, вместе с к-рыми действовали разоряющиеся крестьяне, напр. восстание Спартака [74 (или 73) — 71 до н. э.], «Желтых повязок» в Др. Китае (184—205). В Др. Риме кризис рабовладельч. х-ва привел к тому, что рабовладельцы начали в 1 в. делить свои земли на мелкие участки и раздавать их рабам, отпущенным на волю, или разорившимся крестьянам, обязанным нести повинности в пользу землевладельца. Новые земледельцы — колоны—закреплялись за земельными участками. Они были предшественниками ср.-век. крепостных крестьян.
У многих народов, напр. у герм, и слав, племен, рабство не вышло за пределы патриархального, домашнего рабства и они не пережили рабовладельч. формации. На основе разложения первобытнообщинного строя складывался феод, строй.
В феод, обществе К. стало осн. классом, эксплуатировавшимся классом феодалов. Господство феодалов определяется крупной феод, земельной собственностью и личной зависимостью крестьян от феодалов, к-рая могла выражаться в разных формах: от обязанности
платить умеренный оброк до полной зависимости крепостного. Крестьянин имел свое х-во, пользовался участкомземли, к-рая считалась принадлежащей феодалу или феод, гос-ву. В отличие от раба, он не считался полной собственностью феодала, но последний путем внеэкономич. принуждения заставлял его отдавать прибавочный продукт в виде феод., дока пита листич. ренты на землю. На первом этапе феод.-крепостнич. формации феод, рента взималась в форме отработочной ренты и ренты продуктами. С развитием товарно-денежных отношений она обычно принимает форму денежной ренты. При возрастании спроса на с.-х. продукты, возможности их выгодного сбыта феодалы-помещики увеличивают собств. запашку, урезая наделы крестьян и заставляя их работать в х-ве феодала. В нек-рых странах, в частности в странах Вост. Европы, это выражалось в такой барщине, к-рая отнимала у крестьян почти все рабочее время. Несмотря на стремление феодалов изъять у крестьян весь прибавочный продукт, все же нек-рая самостоятельность крестьянина в ведении своего х-ва создавала иногда возможность накопления и на этой основе — усиления имуществ. неравенства, к-рое в дальнейшем, гл. обр. в период кризиса и разложения феод, х-ва, вело к классовому расслоению К.
К. постоянно вело борьбу против феодалов, особенно в периоды усиления эксплуатации. В этой борьбе проявляется осн. внутр. противоречие феод, общества: К. и крест, х-во представляют гл. производит, силу, но крестьяне являются гл. объектом эксплуатации феодалов, к-рая на определ. ступени задерживает и делает невозможным развитие производит, сил крест, х-ва.
В идеологии К. это противоречие отражалось в идеях равенства, равных прав на землю и освобождения от повинностей. Поскольку интересы господствующего класса феодалов защищались религией, то антифеод, крест, идеология выступала в виде различных ересей, в идеях реформации (учение анабаптистов, Т. Мюнцера и др.). В истории известны восстания, в к-рых участвовали широкие массы крестьян (в сев. Италии под руководством фра Дольчино в 1304—07, Жакерия во Франции в 1358, в Англии под руководством Уота Тайлера в 1381; Крестьянская война в Германии в 1524—25; в Китае в 1620—40-е гг., в России под руководством И. Болотникова в 1606—07, С. Разина в 1670—71, Е. Пугачева в 1773—75). Но крестьяне не могли разработать последоват., законченной программы борьбы, а организацию своих сил строили по примеру господствующего класса: руководитель армии восставших кит. крестьян — Ли Цзы-чэн, овладев в 1644 столицей — Пекином, принял титул императора, Пугачев называл себя императором Петром III. Крест, восстания терпели поражения, а при победе, как это было в Китае в 1644, не могли ее закрепить. История крест, движения против' феодализма и крепостничества показывает, что оно j может быть успешным лишь когда созревают объективные условия для перехода от феодализма к капитализму. Несмотря на конечные поражения, крест, восстания наносили сильные удары феодализму и усиливали его кризис. В бурж. революциях в период перехода от феодализма к капитализму К. составляло главную силу.
В капиталистич. обществе К. обычно сохраняется, но оно перестает быть единым классом; происходит его классовая дифференциация, глубина и темпы к-рой непосредственно связаны с развитием капитализма. К. распадается на пролетариат и буржуазию. По определению Ленина, трудящиеся и эксплуатируемые массы в деревне представлены след. группами: 1) с.-х. пролетариатом, 2) полупролетариями, или парцельными крестьянами, 3) мелкими крестьянами, к-рые, покры-
КРЕСТЬЯНСТВО 85
вая потребности своей семьи и своего х-ва, не прибегают к найму чужой рабочей силы. Эти три группы составляют во всех капитапистич. странах большинство населения деревни. Далее в деревне есть: 4) средние крестьяне, к-рые владеют на праве собственности или аренды участками земли, к-рыо позволяют получить известный излишек, способный, по крайней мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и 5) крупные крестьяне — капиталистич. предприниматели в земледелии (см. Соч., т. 31, с. 130—34). В зависимости от степени развития капитализма и удельного веса пром-сти в нар. х-ве К. в разных капиталистич. странах может составлять различную долю населения — от незначит, меньшинства до подавляющего большинства. Разорению К. «... предшествует отчаянная борьба за свою экономическую самостоятельность» (Л е н и н В. И., Соч., т. 5, с. 171). Для сохранения своего х-ва крестьяне вынуждены прибегать к чрезмерному труду и ограничению потребностей, в результате чего при капитализме «мелкое земледелие держится... расхищением труда и жизненных сил земледельца, расхищением сил и качеств скота, расхищением производительных сил земли...» (там же, с. 161). При сохранении, а иногда даже увеличении числа крест, хозяйств происходит «рост числа крестьян, членов крестьянских семей, считающих уже земледелие своим только побочным занятием» (там же, с. 201), а основным становится работа по найму и др. «подсобные заработки». Крупные землевладельцы, ведущие на своей земле капиталистич. земледелие, выделяют часть земли для продажи ее или сдачи в аренду своим «рабочим с наделом», обеспечивая, т. о., сеоо х-во дешевыми рабочими.
Процесс классовой дифференциации, разорения и вытеснения К. из с. х-ва резко усиливается в эпоху империализма и особенно в период общего кризиса капитализма. Мелкий крестьянин не может даже при самом напряженном труде всех членов семьи возместить отсутствие новейшей техники, применение же ее в мелком х-ве недоступно из-за высокой цены технических усовершенствований и экономически не оправдывает расходов на них. Установление господства монополистич. капитализма во всех отраслях нар. х-ва и в торговле приводит к тому, что крестьяне вынуждены приобретать необходимые средства произ-ва и удобрение по все более высоким ценам, а продавать свою продукцию — продовольств. продукты и сырье — по низким ценам. На совр. этапе гос-монополистич. капитализма в правящих кругах США и странах «Общего рынка» (Европ. экономич. сообщества) разрабатываются планы резкого сокращения «нерентабельных» х-в («Зеленый план» в ФРГ, закон «О сельскохозяйственном курсе» во Франции), что угрожает полным разорением и вытеснением мелких и средних крест, х-в.
В других формах проявлялось господство капитализма в менее развитых капиталистич. странах, напр. вост. части Европы, в частности в России, и в колониальных или полуколониальных странах. Вплоть до эпохи империализма там преобладали в экономике феод.-крепостнич. отношения или сохранялись их сильные пережитки. К. испытывало гнет феод.-крепостнич. отношений, еще более тяжелый из-за проникновения и переплетения с ними капиталистич. отношений. Крестьяне страдали и от капитализма и от недостаточного развития капитализма. Проникновение финанс. капитала в отсталые страны разлагает натуральпое или полунатуральное крестьянское х-во, вносит в К. классовую дифференциацию. Финанс. капитал сочетает капиталистич. и феод.-крепостнич. методы эксплуатации. Не заинтересованный в пром. развитии слабых стран, финанс. капитал входит в союз с господствующим классом феодалов и буржуа-
зией (в колониальных и полуколониальных странах с компрадорской буржуазией), поддерживая экономич. базу своих союзников: феод, или полуфеод, землевладение, зависимое положение К. от феодалов и др. Все это задерживает развитие производит, сил отсталых стран и сохраняет надолго в них, особенно в с. х-ве, дока пита листич. производств, отношения, в т. ч. строй мелкого крест, х-ва.
В развитых капиталистич. странах, где крестьяне после бурж. революций, руководимых буржуазией, получили земли помещиков или земли, захваченные у местного населения, напр. в США, они поддерживали новый, капиталистич. строй. Франц. крестьяне помогали буржуазии подавить революц. выступления рабочего класса в 1848 и 1871. Разные классовые группы К. занимают различные политич. позиции. Крупные крестьяне — деревенская буржуазия, примыкает к буржуазии города и вливается в бурж. политич. партии. С.-х. рабочие и полупролетарии постепенно втягиваются в общепролет. движение. Наиболее сложный и длит, путь изменения идеологич. и политич. позиций, путь колебаний проходит мелкое и сроднее крестьянство. Экономич. положение ставит эти группы деревни и вообще мелкую буржуазию между пролетариатом и буржуазией. Как частные собственники они тяготеют к буржуазии, как труженики и эксплуатируемые — к пролетариату. Им трудно преодочоть иллюзии о возможности свободно развивать свое мелкое хозяйство. От подобных иллюзий долго не могут освободиться и сел. рабочие. Бурж. идеология, в частности бурж. и реформистская экономич. наука, многочисл. путями поддерживает эти воззрения и приверженность к бурж. правопорядку. Важную роль в поддержании этих иллюзий играет религия. В эпоху капитализма также возникают религ. учения, выступающие против частной собственности на землю: в России было распространено учение Л. Н. Толстого, к-рый рассматривал собственность на землю как «великий грех» и проповедовал, что осознание этого «греха» приведет землевладельцев к добровольному отказу от своей собственности, в Индии большую популярность имело учение Ганда.
Отражением передовых бурж.-демократич. революц. взглядов К. были идеи крест, социализма, разработанные в трудах Герцена, Чернышевского, проводившиеся революц. народничеством в России. Выдвигая крест, общину как основу для перехода К. к социализму, эти идеи представляли собой одно из течений мелкобурж. утопич. социализма. В условиях подъема революц. движения рабочего класса, одухотворенного учением научного социализма, идеи крест, социализма приобретают реакц. -утопич. характер.
Марксизм-ленинизм научно определил положение К. при капитализме и доказал необходимость его союза с рабочим классом в борьбе за свержение капитализма и переход к социализму. Интересы трудящегося К. находятся в антагонистич. противоречии с интересами монополистич. капитала. Коренные же интересы рабочего класса и К. совпадают. В период общего кризиса капитализма крестьяне убеждаются в том, что у них нет иной надежды на будущее, помимо союза с рабочим классом для борьбы против главного врага — капиталистич. монополий. Пролетариат выдвигает программу борьбы против всевластия монополий. «Он поддерживает требования крестьянства о проведении радикальных аграрных реформ и добивается осуществления лозунга „Землю тем, кто ее обрабатывает!"» (Программа КПСС, 1961, с. 38). В слаборазвитых и колониальных странах борьба против феод, пережитков неотделима от борьбы против империализма. Рабочий класс этих стран стремится создать единый нац. фронт революц. сил, основой к-рого является его союз с К.
86 КРЕСТЬЯНСТВО
В результате победы социалистич. революции или бурж.-демократия., перерастающей в социалистическую, происходит принудит, отчуждение без выкупа у крупных землевладельцев земли и инвентаря. Часть земли, гл. обр. та, на к-рой велось крупное капита-листич. х-во, переходит к гос-ву. На ней создаются крупные гос. с.-х. предприятия (в СССР — совхозы). Большая часть отчуждённой земли, а в нек-рых странах и часть инвентаря переходит к К. В странах, где в крест, х-ве принцип частной собственности на землю еще не укрепился, как это было в России, вся земля национализируется и превращается во всенар. дос-стояние, т. е. в гос. собственность. Крестьяне безвозмездно получают в пользование земли, конфискованные у помещиков. В других странах, где у крестьян сложились традиции частной собственности на землю, крестьяне получают отчужденную у землевладельцев землю в частную собственность. Освободившись от гнета крупных землевладельцев, К. получает возможность улучшить и развивать свое х-во. В эконо-мич. отношении большая часть крест, хозяйств в переходный период от капитализма к социализму представляют собой мелкие товарные хозяйства, в нек-рых странах часть крестьян ведет натуральное хозяйство. Сел. буржуазия — кулачество — продолжает вести капиталистич. х-во. Мелкое товарное произ-во после социалистич. революции остается базой, неизбежно рождающей капиталистич. элементы. Классовая дифференциация К. сохраняется ив переходный период, но она происходит иначе, чем при господстве капитализма. Удельный вес среднего К. возрастает, а бедноты и кулачества уменьшается. Гос-во в области землепользования, налогового обложения, снабжения инвентарем, удобрениями и семенами оказывает помощь беднейшему и среднему К., ограничивая развитие кулацкого хозяйства. Часть крестьян из группы бедноты передвигается в группу середняков, а насть переходит в состав рабочего класса.
После социалистич. революции трудящееся К. становится, наряду с рабочим классом, осн. классом общества, в к-ром гос. власть находится в руках рабочего класса и крестьянства. Трудящееся К. заинтересовано в союзе с рабочим классом. Этот союз служит гарантией от реставрации помещиков, способствует подъему материальной обеспеченности и культуры К., обеспечивает защиту общества, приступившего к строительству социализма, от враждебной политики империалистов. Экономич. базой союза рабочего класса и К. в переходный период является взаимозависимость и обмен товаров гос. социалистич. пром-сти и мелкого крест, х-ва. Вместе с тем пока К. остается классом мелких товаропроизводителей, между ним и рабочим классом существуют противоречия по нек-рым общественно-экономич. вопросам, напр. о политике цен на товары, высоте налогового обложения и др. Экономич. позиции кулачества и его влияние на К., особенно в первые годы после социалистич. революции, вызывают колебания отд. групп К., направленные против союза с рабочим классом и перехода к социализму. Они дают почву для деятельности контрреволюц. орг-ций и точений, объявляющих себя защитниками интересов К., напр. «Трудовая крестьянская партия» в СССР (1927—29), «Польская крестьянская партия» (1945—46) и др. При правильной политике коммунистич. партий подобные колебания успешно преодолеваются.
Производств, отношения мелкого товарного х-ва ограничивают развитие крест, х-ва, затрудняя использование машинной техники и достижений агрономич. науки. В то же время индустриализация обеспечивает материально-технич. условия для перехода от мелкого к крупному х-ву в земледелии и животноводстве. Это создает объективные предпосылки для со-
циалистич. кооперирования крест, х-в. На определ. этапе развития отд. стран, при сложившихся объективных и субъективных предпосылках под руководством коммунистич. партий, при помощи рабочего класса осуществляется социалистич. производств, кооперирование, к-рое в разных странах в связи с конкретно-историч. условиями завершается в различные сроки.
Впервые социалистич. кооперирование К. было осуществлено в СССР. «Переход советской деревни к крупному социалистическому хозяйству означал в е-ликую революцию в экономических отношениях, во всем укладе жизни крестьянства... На основе ленинского кооперативного плана извечный крестьянский вопрос нашел свое подлинное разрешение» (Программа КПСС, с. 14). К. превращается в класс кооперированного (в СССР — колхозного) К., класс работников социалистич. сел. х-ва. На основе социалистич. кооперирования кулачество как класс ликвидируется, при этом формы этого преобразования зависят от условий классовой борьбы. В СССР в условиях острой борьбы кулаки были экспроприированы. В других социалистич. странах деревенская буржуазия (кулаки) принимается в социалистич. производств, кооперативы или постепенно экономически вытесняется. Победа социализма уничтожает коренные различия между рабочим классом и К. Оба класса объединяются на базе социалистич. способа произ-ва. Союз рабочего класса и крестьянства укрепляется на новой, более высокой основе. Но все же классовые различия между рабочим классом и кооперированным К. сохраняются. Базой рабочего класса является общенародная, гос. форма социалистич. собственности на средства произ-ва, базой К. является колхозно-кооперативная форма социалистич. собственности. К. отличается от рабочего класса отношением к средствам произ-ва, уровнем обобществления произ-ва, формами организации и оплаты труда. В процессе развития социалистич. общества происходит постепенное стирание этих классовых различий. Социалистич. кооперирование создает условия для преодоления в сознании К. бурж. идеологии, в частности религ. взглядов, и утверждения марксистско-ленинской идеологии.
Программа КПСС выдвигает в качестве гл. экономич. задачи партии и сов. народа создание материально-технич. базы коммунизма. «Создание, наряду с могучей промышленностью, процветающего, всесторонне развитого и высокопродуктивного сельского хозяйства — обязательное условие построения коммунизма. Партия организует мощный подъем производительных сил сельского хозяйства, который позволит решить две основные, тесно связанные между собой задачи: а) достигнуть изобилия высококачественных продуктов питания для населения и сырья для промышленности; б) обеспечить постепенный переход советской деревни к коммунистическим общественным отношениям и ликвидировать в основном различия между городом и деревней» (1961, с. 75—76). С. х-во по технич. вооруженности и организации произ-ва будет приближаться к уровню пром-сти, с.-х. труд превратится в разновидность пром. труда. Движение деревни к коммунизму будет происходить при развитии обеих форм социалистич. с. х-ва —совхозов, как ведущих социалистич. предприятий в деревне, и колхозов, к-рые обеспечивают переход К. к коммунизму. «Колхоз как общественная форма хозяйства по характеру организации, демократическим основам, которые будут все больше развиваться, обеспечивает управление производством самими колхозными массами, развертывание их творческой инициативы, воспитание колхозников в духе коммунизма. Колхоз — это школа коммунизма для крестьянства» (там же, с. 77).