Экономия, подъем колхозов создает возможность увеличения осн. производств, фондов и повышения уровня обобществления колхозного произ-ва, благодаря чему организация и оплата труда будут приближаться к формам гос. предприятий. Обществ, хозяйство колхозов со временем будет полностью удовлетворять потребности колхозников и на этой основе личное подсобное приусадебное хозяйство изживет себя экономически. Культурно-бытовые условия в деревне (будут приближаться к условиям городов. С ростом производит, сил колхозов будут развиваться межколхозные производств, связи и объединения, а также совместные гос.-колхозные предприятия — «...процесс обобществления хозяйства выйдет за рамки отдельных колхозов» (там же, с. 83). Все эти процессы будут придавать колхозно-кооперативной собственности общенародный характер. Происходящее одновременно развитие общенародной гос. собственности в общенародную коммунистич. собственность будет основой для стирания различий между рабочими и колхозниками. Рабочий класс, колхозное К. и интеллигенция постепенно сливаются в социально-однородное коммунистич. общество.
Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; е г о же, Капитал, т. 3, ч. 2, там же, т. 25, ч. 2; е г о же, Теории прибавочной стоимости (4 том «Капитала»), ч. 1—3, М., 1955—1961;. Э н г е л ь с Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Э fire лье Ф., Соч., 2 изд., т. 7; е г о же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8; е г о же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; е г о же, Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; е го же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т.З; его же, Рабочая партия и крестьянство, там же, т. 4; его же, Аграрный вопрос и «критики Маркса», там же, т 5; е г о же, Аграрная программа русской социал-демократии, там же, т. 6; е г о ж е, К деревенской бедноте, там же; его же, Пересмотр аграрной программы рабочей партии, там же, т, 10; е г о же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 года, там же, т. 13; его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 15; е г о же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; е г о ж е, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24—29 апреля (7—12 мая) 1917 г. Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая), там же, т. 24; е г о же, 1 Всероссийский съезд крестьянских депутатов 4—28 мая (17 мая — 10 июня) 1917 г. Речь по аграрному вопросу 22 мая (4 июня), там же; его же, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25—26 октября (7—8 ноября) 1917 г. Доклад о земле 26 октября (8 ноября), там же, т. 26; е г о же, Союз рабочих с трудящимися и эксплуатируемыми крестьянами, там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же; его же, Речь на 1 Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г., там же; его же, VIII съезд РКП (б) 18—23 марта 1919 г. Доклад о работе в деревне 23 марта, там же, т. 29; е г о ж е, Речь на 1 съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 декабря 1919 г., там же, т. 30;его ж е, Первоначальный набросок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; е г о ж е, О продовольственном налоге, там же, т. 32; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Москва, ноябрь 1960 г., М., 1960; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14—25 февраля 1956. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 января — 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1959;ХХНсъезд Коммунистической партии Советского Союза 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М., 1962.
К. до капитализма: М а у р е р Г. Л., Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и обществ, власти, пер с нем., М., 1880; Морган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Петрушевский Д. М., Восстание Уота Тайлера. Очерки из истории разложения феод, строя в Англии, 4 изд., М., 1937; Ковалевский М. М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Дружинин Н. М., Гос. крестьяне
и реформа П. Д. Киселева, т. 1, М.—Л., 1946, т. 2, М., 1958; Смирнов И. И., Восстание Болотникова. 1606 — 1607, Л., 1951; Греков В. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, М., 1952, кн. 2, М., 1954; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого К. как класса раннефеод. общества в Зап. Европе VI—VIII вв., М., 1956.
К. в развитых капиталистич. странах: Каутский К., Аграрный вопрос, пер. с нем., [X.], 1926; Рочестер А., Почему бедны фермеры. Аграрный кризис в США, пер. с англ., м., 1949; Обнищание и массовое разорение К. стран Зап. Европы, М., 1952; Ж ифрин Э. Л., С. х-во США после второй мировой войны, М., 1956; Петру-ш о в А. М., Аграрные отношения в странах Зап. Европы после второй мировой войны, М., 1959; Попов В. А., Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после второй мировой войны, М., 1959; Особенности аграрного строя России в период империализма, М., 1962; А я ф и-м о в А. М., Российская деревня в годы первой мировой войны, М., 1962; Дубровский С, Столыпинская земельная реформа, М., 1963.
К. в экономически слаборазвитых странах: Аграрный вопрос на Востоке. Сб. ст., М., 1933; Аграрные отношения в странах Востока, М., 1958; Положение с. х-ва и К. в колониях и других слаборазвитых странах, М., 1958; Аграрные реформы в странах Востока, М., 1961; Аграр-Но-крестьянский вопрос в суверенных слаборазвитых странах Азии. (Индия, Бирма, Индонезия), М., 1961; Аграрный вопрос и национально-освободит. движение. Материалы обмена мнениями марксистов-аграрников, состоявшегося в июле—сент. 1960 г. в Гаване и Бухаресте, М., 1963.
К. в социалистич. странах: Аграрные преобразования в народно-демократич. странах Азии, М., 1957; Соболев П. Н., Беднейшее К.— союзник пролетариата в Окт. революции, М., 1958; Новый этап в развитии колхозного строя, М., 1958; П е р ш и н П. М., Нариси аграрно! рево-люцп в Poci'i, К., 1959; Трапезников С, Историч. опыт КПСС в социалистич, преобразовании с. х-ва, М., 1959; Петрушов А., С. х-во европ. стран нар. демократии на социалистич. пути, М., 1959; Нуньес Хне-н е с А., Аграрная реформа на Кубе, пер. с.исп., М., 1960; Развитие колхозной собственности в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Воронович А. А., Ленинская аграрная программа и ее осуществление в СССР, М., 1961; Союз рабочего класса и К. на совр. этапе, М., 1962; История сов. К. и колхозного строительства в СССР. Материалы*науч. сессии, состоявшейся 18—21 апр. 1961 г. в Москве, М., 1963; Победа ленинского кооперативного плана в странах социализма, М., 1963.
Е. Луцкий. Москва.
КРЕЧЕТОВ, Федор Васильевич (р. в нач. 1740-х — год смерти неизв.) — рус. публицист, организатор просветительского «Всенародно-вольно ко благоденствованию составляемого общества» (приблизительно 1785—87). Составленная К. программа об-ва требовала реформы суда, отмены сословных привилегий дворянства и высшего духовенства, свободы слова и печати, равноправия женщин, всемерного распространения знаний в народе и пр. В 1786 К. начал издавать журн. «Не всио и не ничево» (вышел только один номер, остальные номера, сохранившиеся в рукописи, были запрещены цензурой). К. издал без цензурного разрешения каталог «Открытие нового издания; души и сердца пользующего...» (1787), излагавший содержание подготовленных К. книг. В 1793 против К. по доносу члена об-ва Малевинского (обвинявшего К. в том, что он «пророчествует к величайшему бунту такому, которого еще не бывало») было начато следств. дело. По приговору Екатерины II К. был заточен в Петропавловскую крепость, откуда был освобожден в марте 1801. Дальнейшая судьба К. неизвестна.
В следств. деле хранится ок. 50 ие увидевших света соч. К. («Разум», «Игра мыслей...» и др.), в к-рых он, подчас в религиозной и расплывчатой форме, выражал веру в возможность осуществления коренных гос. и обществ, преобразований мирными, просветит, средствами. Проповедь равенства и братства К. адресовал равно ко всем людям и классам, к монархич. власти и церкви, призывая их слиться в единый всемирный союз «ко благодействованию человечества». Признавая необходимым освобождение крестьян от помещичье-крегюстнич. кабалы, К. вместе с тем считал нужным предварительно подготовить их к свободе просвещением. По словам Плеха-
88 КРЕЧМЕР — КРЖИВЙЦКИИ
нова, взгляды К. представляли собой «...смесь передовых идей французской философии с более или менее оригинально истолкованным христианским учением» (Соч., т. 22, 1925, с. 235; см. также с. 233—41).
Лит.: Корольков М., Поручик Ф. К., «Былое», 190G, апрель, №4; Ч у л к о в Н., Ф. В. К.— забытый радикальный публицист XVIII в., в сб.: Лит. наследство, Ш°] 9 —10, М., 1933; Светлов Л., А. Н. Радищев и политик, процессы конца XVIII в., в сб.: Из истории рус. философии XVIII —XIX вв., [МЛ, 1952; С и в к о в К. В., ПапаригопулоС. В., О взглядах Ф. К., «Вопр. истории», 1956, Л» 3. Л. Светлов. Москва.
КРЁЧМЕР(Kretschmcr), Эрнст (8окт. 1888—8 февр. 1964) — нем. психиатр, создатель теории зависимости психич. склада личности от конституционального типа. Длит, время был проф. психиатрии в Марбурге, с 1946— проф. ин-та в Тюбингене (ФРГ). К. предложил счи тать основой психики, как здоровой, так и больной, конституциональный склад человека. Согласно К., психич. заболевание является не болезнью мозга или следствием конфликтных ситуаций жизни инди вида, а всецело обусловливается биологич. особен ностями строения его организма. К. предложил классификацию типов конституции [пикнический, лептосомный (астенический), атлетический и диспла- стический], каждому из к-рых соответствуют особен ности темперамента и характера. Соответственно, каждому типу темперамента свойственны здоровый, психопатический и психотический варианты психич. склада, между к-рыми разница лишь количественная и к-рые легко переходят друг в друга. Т. о., ошибоч ная теория К. стирает качеств, грань между здоровым и психически больным человеком и утверждает пред определенность психич. заболевания. Еще менее обос нованной является попытка использовать ее для об щей или социальной типологии. Тем не менее на зару бежную криминалистику и характерологию теория К. оказала значит, влияние. «
С о ч.: Die Veranlagung zu seelischen Storungen, В., 1924; Der sensitive Beziehungswahn, В., 1927; Psychothe-rapeutische Studien, Stuttg., 1949 (им. список журн. ст. Кречмера); Medizinische Psychologic 11 Aufl., Stuttg., 1956 (им. список трудов Кречмера); Geniale Mcnschen, В., 1929; 5 Aufl., В.— Gott.— Hdlb., 1958; в рус. пер.—Внушение, К., 1925; Медицинская психология, М., 1927; Об истерии, М.—Л., 1928; Строение тела и характер, 2 изд., М.—Л., 1930.
Лит.: "Westphal К., Zur Psychogenese und Psy-chotherapie pyknoleptischer Anfalle, «Z. ges. Neurol, und Psychiatr.», 1932, Bd 138, H. 5; S h e 1 d о n W. H., S t e-v e n s S. S., The varieties of temperament, 3 ed., N. Y., 1945; S h e 1 d о n W. H., Varieties of delinquent youth; an introduction to constitutional psychiatry, N. Y., 1949.
_ M. Роговин. Москва.
КРЖИВЙЦКИИ,Кшивицкий (Krzywic-ki), Людвик (псевдонимы — К. Р. Ж и в и ц к и й, Ф.Вольский, Й. В о е в у д с к и и; 21 авг. 1859 — 10 июня 1941) — польский обществ, деятель, социолог, экономист, этнограф и педагог. Первый представитель историч. материализма в Польше.Один из переводчиков и издатель первого польского перевода 1-го тома «Капитала» Маркса (вып. 1—3, 1884—90), переводчик трудов«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса (1885), «Нищета философии» Маркса (1886) и «18 брюмера Луи Бонапарта» (1889) К. Маркса. В молодости — участник социалистич. студенч. кружков в Варшаве (1878—83), деятель первой польской социалистич. партии марксистского направления «Пролетариат» (1884—88), редактор ее органа «Przedswit» (1885), участник с.-д. Союза польских рабочих(1889—92) и редактор первого легального
рабочего периодич. издания в Варшаве «Tygodnik Ро-wszechny» (1891). В дальнейшем занимался гл. обр. науч.-публицистич. и педагогия, деятельностью (лекции в нелегальном польском ун-те в Варшаве). К. и К'русиньский положили начало марксистской публицистике на страницах легальной варшавской прессы («PrzoglQd tygodniowy», «Prawda», «Glos»). В 1908—17 был близок к ППС-левице, постоянно сотрудничал в ее легальной прессе («Mysl Socjalistyczna», «Wiedza»), защищал теоретич. позиции марксизма и боролся против бернштейнианского ревизионизма. После Окт. революции 1917 и установления независимости Польши К. отдалился от революц. рабочего движения. Однако он до конца жизни оставался демократом. Был проф. Варшавского ун-та (1921—36) и др. вузов Варшавы, основателем и многолетним руководителем Н.-и. ин-та обществ, хозяйства (1921—39).
Гл. заслуга К. в области социологии, помимо популяризации историч. материализма, состоит в разработке вопроса о роли идей в обществ, развитии, об их обратном воздействии на экономику (теория странствования идей в пространстве и времени). В очерке «Идея и жизнь» («Idea a zycie», 1888) и в более поздних работах К. с марксистских позиций рассматривал проблемы форм обществ, сознания, в частности разрабатывал вопросы теории морали. К. критиковал господствовавшее в бурж. социологии конца 19 в. позитивистское социал-дарвинистское направление. Однако, критикуя позитивизм в социологии (в частности, Спенсера и его последователей), К. в ранний период деятельности был сторонником позитивизма в философии. В 1886 он написал спец. статью в защиту махистского принципа экономии мышления. На позиции диалектич. материализма он перешел гораздо позже: только в 1914 он объявил себя сторонником филос. материализма Маркса и Энгельса в ст. «Qui pro quo» (опубл. в «Widnokr^g», 1914, № 7, 8, 9).
В политич. экономии К. защищал (хотя и но всегда последовательно) марксистскую теорию капитали-стич. пути развития с. х-ва, критиковал сторонников стабильности мелкой с.-х. собственности («Демократические иллюзии» — «Ztudzenia demokratyczne», 1889; «Аграрный вопрос» — «Kwestja rolna», 1903, рус. пер.— под назв. «Капитализация земледельческой промышленности», в журн. «Мир Божий», 1898, № 2, 3, 5, 6, 8, 9, И; 1899, № 7, 8, 9, 12; 1900, № 1).
Как этнограф К. популяризировал труды Моргана и Энгельса. Ряд крупных работ К.— попытка материалистич. истолкования процесса развития первобытных обществ: «Обществ, развитие среди животных и в человеч. роде» («Rozwoj spoteczny wsrod zvvierzqt irodzajuludzkiego», 1905), «Обществ, -хозяйств, строй в период дикости и варварства» («Ustroje spo-leczno-gospodarcze w okresie dzikosci i barbarzynstwa», 1914), «Первобытное общество и статистич. данные о нем» («Primitive society and its vital statistics», 1934), «Начало социальных связей» («Pierwociny wigzi spolecznej», 1957, посмертное изд.).
С о ч.: Studia socjologiczne, [Warsz., 1951]; Idea a zycie, Warsz., 1957; Wspomnienia, t. 1—3, Warsz., 1957—59; Dziela, 1.1—5—,Warsz., 1957—61—;в рус. пер.: Антропология, СПБ, 1896; За Атлантич. океаном, «Мир Божий», 1896, .№ 1—5, 7, 8; Земледельч. кооперация в Зап. Европе, там же, 1900, М 1; Человек и общество, «Научное обозрение», 1898, JM5 9; Антропология, эскизы, «Жизнь», 1899, февраль, [т.] 5, 6; Из психологии обществ, жизни, там же, 1900, т. 8; Совр. положение и задачи этнография, социологии, там же, 1901, т. 1; Физич. антропология, СПБ, 1900; Психич. расы. Опыт психологии народов, СПБ, 1902; Генезис идей.— Распространение идей.— Прошедшее и настоящее, [2 изд., СПБ, 1905]; Аграрный вопрос, СПБ, 1906; До и после 1-го октября. (Развитие классовых противоречий в Германии), [К., 1906]; Жмудские пилькалнисы, в сб.: Изв. Археологич. комиссии, вып. 29, СПБ, 1909; Профессией, типы. Размещение в обществе способностей, «Совр. мир», 1909, № 4, 6, 11; Отд. личность и общество, там же, 1910,
КРИГЕ — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ 89
Л 7; Бродяги и домоседы, там же, 1912, № 6; Жестокие и кровожадные, там же, 1915, ЛГ« 2; Последние моменты неолитич. эпохи в Литве, в кн.: Сб. в честь 70-летия Д. Н. Апучина, М., 1913; Происхождение идей, [М.], 1923; Развитие нравственности, [МЛ, 1924; Развитие общественности в среде животных и человека, [М.], 1925; Хозяйств. и обществ, строй первобытных народов, М.—Л., 1925.
Лит.: ЭнгельсФ., [Письмо] Л. Крживицкому, 28 янв. 1884 г., в кн.: М а р к с К. и ЭнгельсФ., Соч., 1 изд., т. 27, [Л.], 1935, с. 347; Л е н и н В. И., Соч., 3 изд., т. 3, с. 252; История философии, т. 4, М., 1959, с. 305—10; L a n g с О., L. Krzywicki jako teoretyk mate- rializmu historycznego, в кн.: L. Krzywicki. Praca zbiorowa pogwiecona jego zyciu i tw6rczosci, Warsz., 1938 (дана под робная библ.); Holland H., W walce z pozytywizraem warszawskim. Z dziejuw narodzin ideologii marksistowskiej w Polsce, «MySI Filozoficzna», 1954, № 1; его же, «Wielka emigracja» L. К., там же, 1956, К 3; его ж е, Jeden z pionierdw marksizmu w Polsce. W 15 rocznice sTnierci L. K., «Trybuna Ludu», 1956, № 161; Kowalik Т., О L. Krzywickim. Studium spoleczno-ekonomiczne, Warsz., 1959; Szturm de SztremT., Instytut Gospodar- stvva Spolecznego. 19^0—24, Warsz., 1959; SclufiA., L. K. a materializm historyczny, «Kwartalnik Historii Nauki i Teclmiki», 1960, № 1. X. Холланд. ПНР.
КРИГЕ (Kriege), Герман (1820—50) — нем. публицист, сторонник истинного социализма. В 1845 эмигрировал в Америку, где основал «Ассоциацию социальной реформы», примкнувшую к бурж.-демократич. «Молодой Америке». С 1846 издавал газету «Volks-Tribun» («Народный трибун»). Средством ликвидации нищеты К. считал раздачу гос-вом пустующих земель крестьянам. К. не понял неизбежности развития капитализма и идеализировал патриарх, отношения. В «Циркуляре против Криге» Маркс и Энгельс (1846; см. Соч., 2 изд., т. 4) вскрыли мелкобурж. сущность и утопизм его социально-экономич. программы.
Лит.: Л е н и н В. И., Маркс об американском «черном переделе», Соч., 4 изд., т. 8; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., т. 1, М., 1959.
А. Панфилова. Москва.
КРИЖАНИЧ(Krizanic), Юрий (р. ок. 1618—83) — деятель зап.-слав, и рус. обществ, мысли. Род. в Хорватии,получил богословское образование, был католич. священником-миссионером. В 1659 отправился в Россию. В 1661 был сослан в Тобольск. После освобождения (1676) жил в Польше. Важнейшие соч. К.: сб. трактатов, известный под назв.. «Политика» (1663—66), «Об божием смотрению» (1666—67), «Толкование исто-рич. пророчеств» (1674). Большинство соч. К. не было известно его современникам и впервые опубл. в 19 в.
К. уделял большое внимание философии, считал, что науч. знание является необходимым условием успешной деятельности людей, но объявлял его достоянием высших сословий, а не простого народа. В разработанной им первой классификации наук в рус.-слав, терминологии К. отнес философию к разряду «мирского знания», включив в ее состав «логику, физику и этику». Мировоззрение К. сочетало в себе принципы ортодоксальной католич. догмы с элементами живой творч. мысли.
К. стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божеств, промысел определяет лишь коренные повороты в развитии общества, и допускал возможность свободного воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса. Всемирную историю К. изображал в виде непрерывного процесса, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета.
Гл. целью К. было политич. и культурное возрождение и сплочение всех слав, народов. Одним из средств для достижения этой цели К. считал заключение унии между православной и католич. церковью. Религ. планы К. неоднократно вступали в противоречие с его нац.-патриотич. замыслами.
По мнению К., осн. условием возрождения славянства должно было стать укрепление могущества рус. гос-ва. В «Политике» К. выдвигал программу политич. и экономич. преобразований в России. Программа К. отражала интересы прогрессивной части
господств, феод, класса — служилого дворянства, заинтересованного в укреплении абс. монархии. Тео-ретич. выражением соц.-политич. идеалов К. было учение о «всеобщем благе и всеобщей справедливости».
В сов. лиг-ре существует и другая т. зр., представленная в работах Л. Мордуховича, по мнению к-рого К. был сторонником теории естоств. права и развивал в своих соч. антифеод, копцепцию.
К. предпринял попытку создания «общеславянского языка», разработал его грамматику и использовал его в своих книгах.
Соч.: Рус. гос-во в половине XVII в. [Политика]. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, вып. 1 — [6], М., 1859—60 (Приложение к журн. «Рус. беседа»); О промысле (Об божием смотрению), М., 1860; Собр. соч., вып. 1—3, М., 1891—93; Из рукописного наследства Ю. К., «Историч. архив», 1958, М 1.
Лит.: Безсонов П. А......... Ю. Крижанич, «Право славное обозрение», 1870, №1,2,4,5,11,12; Белокуров С. А., Ю. К. в России, М., 1901; ВальденбергВ. Е., Гос. идеи К., СПБ, 1912; Плеханов Г. В., История рус. обществ, мысли, Соч., т. 20, М.—Л., 1925; Ш м у р л о Е. Ф., Римская курия на рус. православном Востоке, Прага, 1928; Д а ц ю к Б. Д., Ю. Крижанич, [М. ], 1946; П и ч е т а В. И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский сб., [МЛ, 1947; Г о л ь д б е р г А., Историч. наука о 10. К., в сб.: Уч. зап. ЛГУ, .№ 117 (Сб. студенческих работ, вып. 1), 19';2; II у ш к а р е в Л. Н., Об оценке деятель ности Ю. К.. «Вопр. истории», 1957, № 1; Курмачева М. Д., Щ с р с т о б и т о в а В. Г., Обсуждение вопроса о деятельности 10. К., там же. Л1» 2; М о р д у х о в и ч Л. М., Антифеодальная концепция Ю. К., в сб.: Краткие сообще ния Ин-та славяноведения АН СССР, № 26, 1958; Морду- хович Л. М., Филос. и социология, взгляды Ю. К., там же, Ni 36, 1963; Г о л ь д б е р г А. Л., Ю. К. о рус. обще стве XVII в., «История СССР», 1960, М6;его же, «Идея славянского единства», в соч. Ю. К., в сб.: Труды отд. древ- нерус. литературы Ин-та рус. литературы АН СССР, т. 19, 1963; J a g i с V., Zivot i rad Jurja Krizanica, Zagreb, 1917; К r 1 e z a M., О patru Dominikancu Jurju Krizanidu, в его кн.: Eseji, kn. 1, Zagreb, 1932 (Sabrana djela);B a d a 1 i с J. (ред.), Juraj Krizanic — pjesnik Ilirije, в кн.: Radovi Slavens- kog Instituta, 2, Zagreb, 1958 (Sveuciliste u Zagrebu. Filo- zofski Fakultet). А. Голъдберг. Ленинград.
КРИК(Krieck), Эрнст (р. 6 июля 1882) — нем. педагог и философ, один из идеологов германского фашизма. С 1933 по 1944 — проф. философии и педагогики в Гейдельбергском ун-те. Философия К. — одна из разновидностей иррационалистич. антропологии, фашистский вариант философии жизни. Единственной реальностью, к-рая подлежит филос. рассмотрению, является, по К., миф, истоки к-рого надо искать по ту сторону истории. Наука изображается К. как одна из форм мифа, один из возможных способов видения мира. Поэтому, согласно К., бессмысленно говорить о науч. истине, в противоположность, напр., истине религиозной; как две разновидности мифа они совершенно равноправны. Отсюда абсолютный релятивизм философии К., к-рую он наз. «расово-народно-политической антропологией». Эта антропология, согласно К., «должна занять место обветшавшей философии» («Volkisch-politische Anthropologie», Bd 1, Lpz., 1936, S. 43). В концепции К. находит свое выражение характерная для бурж. философии тенденция к биологизации социальных явлений. Человек рассматривается как биологич. существо, что непосредственно служит обоснованию фашистской идеологии, центр, понятиями к-рой являются «раса» и «кровь». Иррационалистич. трактовка человека и истории приводит к характерному для этого направления культу «судьбы», общему у К. со Шпенглером, Боймлером и Хейдеггером. Историч. развитие, по К., не имеет логики, оно определяется «судьбой»; фашизм объявляется, т. о., «судьбой» герм, нации.
С о ч.: Die deutsche Staatsidee, Jena, 1917; Nationalpoli- tische Erziehung, В., 1932; Volkisch-politische Anthropologie, Bd 1—3, Lpz., 1936; Mythologie des burgerlichen Zeitalters, Lpz., 1939; Volkscharakter und SendungsbewuBtsein, 2 Aufl., Lpz., 1943; Heil und Kraft. Em Buch germanischer Weltweis- heit, Lpz., 1943. П. Гайденко. Москва.
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ(от др.-греч. xpifijpiov — мерило, средство суждения) — способ, с помощью
90 КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
к-рого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения. Решение вопроса о К. и. по существу зависит от трактовки проблемы истины. Впервые термин «К. и.» был использован стоиками (Dox. Diels, 606). Стремясь совместить гераклитовское понимание истины как логоса — объективной космич. закономерности, и протагоровскую трактовку человека как меры всех вещей (см. Прота-гор), стоики оказались перед проблемой объективности знания. Поскольку они понимали человека по-протагоровски, поиски решения этой проблемы привели их к открытию такой познават. способности человека, к-рая, оставаясь субъективным качеством индивида, одновременно гарантировала бы объективность содержания знания. Обеими этими признаками они наделили т. н. каталептич. фантазию — представление, к-рое благодаря чистоте и силе выражения в нем объекта принуждает принять последний за истину, согласиться с ним. Отрицание возможности К. и. служило одним из аргументов в обосновании античного скептицизма (см. Секст-Эмпирик, Adv. Math., VII, 150 ел.).
Рационализм нового времени выдвинул в качестве К. и. понятие ясного и отчетливого познания. Эта концепция вытекала из понимания разума как «естеств. света» и была связана с общемеханистич. мировоззрением, для к-рого прообразом научн. метода была математика. У Декарта рационалистич. теория истины как абс. совпадения разума и бытия получила выражение в идее врожденности основ знания. Спиноза преодолел непоследовательность декартовского рационализма, определив протяжение и мышление как атрибуты единой субстанции — природы. Тем самым совпадение идеи с объектом стало необходимой «нормой» истины. Но отсюда вытекало, что истина есть критерий нормы самой себя и заблуждения. Лейбниц, исходя из своего различения «истин факта» и «истин разума», установил для первых в качестве К. и. логич. принцип непротиворечивости. Но это не снимало проблемы К. и. в отношении знания, соотносимого с действительностью. Этот вопрос оказался неразрешимым для сенсуалистов 17—18 вв. (см. Сенсуализм). Именно в проблеме К. и. обнаружилась их неспособность опровергнуть субъективно-идеалистич. построения Беркли и Юма. В этом споре во весь рост встала проблема содержательности знания: что является К. и. того познания, предметом к-рого является сама действительность. Кант убедительно показал, что в пределах теоретич. философии всеобщий материальный критерий согласования познания с реальным предметом невозможен, ибо он должен был бы отвлечься от всех конкретных различий отд. предметов и одновременно быть критерием этих различий. С этой т. зр., традиционное определение истины как соответствия знания предмету содержит жалкий логический круг, т. к. проблема как раз в том, что означает отношение познания к его предмету и как мы можем установить это отношение, если вне знания мы не имеем ничего, что могли бы противопоставить знанию, как соответствующее ему. Следовательно, возможен только всеобщий формальный критерий истинности, «именно соответствие познания общим и формальным законам рассудка и разума». Однако Кант понимает, что этот критерий является «...только отрицательным условием всякой истины. Дальше логика идти не может и не имеет того пробного камня, на котором она могла бы открыть ошибку, если эта ошибка заключается не в форме, а в содержании» («Критика чистого разума», 1902, с. 81). Выход из этого тупика нашел Гегель. Он обнаружил необходимость преодолеть рамки старой гносеологии — абсолютное противопоставление субъекта и объекта, путем раскрытия диалектики
их взаимного опосредствования. Гегель установил, что посредствующим звеном этого отношения является практика, однако истолковал ее как активность духа, как преобразование предмета по его понятию, т. е. как становление понятия «для себя» познанным. Ленин отмечал: «...Несомненно, практика стоиту Гегеля, как звено, в анализе процесса познания и именно как переход к объективной („абсолютной", по Гегелю) истине. Маркс, следовательно, непосредственно к Гегелю примыкает, вводя критерий практики в теорию познания...» (Соч., т. 38, с. 203).