Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 17 страница




КРЕСТЬЯНСТВО — КРЕЧЕТОВ 87


Экономия, подъем колхозов создает возможность увеличения осн. производств, фондов и повышения уровня обобществления колхозного произ-ва, благо­даря чему организация и оплата труда будут прибли­жаться к формам гос. предприятий. Обществ, хозяй­ство колхозов со временем будет полностью удовлетво­рять потребности колхозников и на этой основе лич­ное подсобное приусадебное хозяйство изживет себя экономически. Культурно-бытовые условия в деревне (будут приближаться к условиям городов. С ростом производит, сил колхозов будут развиваться межкол­хозные производств, связи и объединения, а также совместные гос.-колхозные предприятия — «...про­цесс обобществления хозяйства выйдет за рамки отдельных колхозов» (там же, с. 83). Все эти процессы будут придавать колхозно-кооперативной собствен­ности общенародный характер. Происходящее одно­временно развитие общенародной гос. собственности в общенародную коммунистич. собственность будет основой для стирания различий между рабочими и колхозниками. Рабочий класс, колхозное К. и интел­лигенция постепенно сливаются в социально-одно­родное коммунистич. общество.

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; е г о же, Капитал, т. 3, ч. 2, там же, т. 25, ч. 2; е г о же, Теории прибавочной стоимости (4 том «Капитала»), ч. 1—3, М., 1955—1961;. Э н г е л ь с Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Э fi­re лье Ф., Соч., 2 изд., т. 7; е г о же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8; е г о же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; е г о же, Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демокра­тов?, Соч., 4 изд., т. 1; е го же, Экономическое содержа­ние народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т.З; его же, Рабочая партия и крестьянство, там же, т. 4; его же, Аграрный вопрос и «критики Маркса», там же, т 5; е г о же, Аграрная программа русской социал-демо­кратии, там же, т. 6; е г о ж е, К деревенской бедноте, там же; его же, Пересмотр аграрной программы рабо­чей партии, там же, т, 10; е г о же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 года, там же, т. 13; его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 15; е г о же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; е г о ж е, Седьмая (Апрельская) Всероссийская кон­ференция РСДРП(б) 24—29 апреля (7—12 мая) 1917 г. Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая), там же, т. 24; е г о же, 1 Всероссийский съезд крестьянских депу­татов 4—28 мая (17 мая — 10 июня) 1917 г. Речь по аграр­ному вопросу 22 мая (4 июня), там же; его же, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депу­татов 25—26 октября (7—8 ноября) 1917 г. Доклад о земле 26 октября (8 ноября), там же, т. 26; е г о же, Союз рабо­чих с трудящимися и эксплуатируемыми крестьянами, там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же; его же, Речь на 1 Все­российском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г., там же; его же, VIII съезд РКП (б) 18—23 марта 1919 г. Доклад о работе в деревне 23 марта, там же, т. 29; е г о ж е, Речь на 1 съезде земле­дельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 декабря 1919 г., там же, т. 30;его ж е, Первоначальный набросок те­зисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; е г о ж е, О про­довольственном налоге, там же, т. 32; его же, О коопера­ции, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Москва, ноябрь 1960 г., М., 1960; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14—25 февраля 1956. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Ком­мунистической партии Советского Союза 27 января — 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1959;ХХНсъезд Коммунистической партии Советского Союза 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М., 1962.

К. до капитализма: М а у р е р Г. Л., Введение в исто­рию общинного, подворного, сельского и городского уст­ройства и обществ, власти, пер с нем., М., 1880; Мор­ган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Петрушевский Д. М., Восстание Уота Тайлера. Очерки из истории разложения феод, строя в Ан­глии, 4 изд., М., 1937; Ковалевский М. М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Дружинин Н. М., Гос. крестьяне


и реформа П. Д. Киселева, т. 1, М.—Л., 1946, т. 2, М., 1958; Смирнов И. И., Восстание Болотникова. 1606 — 1607, Л., 1951; Греков В. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, М., 1952, кн. 2, М., 1954; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого К. как класса раннефеод. общества в Зап. Евро­пе VI—VIII вв., М., 1956.

К. в развитых капиталистич. странах: Каутский К., Аграрный вопрос, пер. с нем., [X.], 1926; Рочестер А., Почему бедны фермеры. Аграрный кризис в США, пер. с англ., м., 1949; Обнищание и массовое разорение К. стран Зап. Европы, М., 1952; Ж ифрин Э. Л., С. х-во США после второй мировой войны, М., 1956; Петру-ш о в А. М., Аграрные отношения в странах Зап. Европы после второй мировой войны, М., 1959; Попов В. А., Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после второй мировой войны, М., 1959; Особенности аграрного строя России в период империализма, М., 1962; А я ф и-м о в А. М., Российская деревня в годы первой мировой войны, М., 1962; Дубровский С, Столыпинская земельная реформа, М., 1963.

К. в экономически слаборазвитых странах: Аграрный воп­рос на Востоке. Сб. ст., М., 1933; Аграрные отношения в странах Востока, М., 1958; Положение с. х-ва и К. в колониях и других слаборазвитых странах, М., 1958; Аграрные реформы в странах Востока, М., 1961; Аграр-Но-крестьянский вопрос в суверенных слаборазвитых странах Азии. (Индия, Бирма, Индонезия), М., 1961; Аграрный вопрос и национально-освободит. движение. Материалы обмена мнениями марксистов-аграрников, со­стоявшегося в июле—сент. 1960 г. в Гаване и Бухаресте, М., 1963.

К. в социалистич. странах: Аграрные преобразования в народно-демократич. странах Азии, М., 1957; Собо­лев П. Н., Беднейшее К.— союзник пролетариата в Окт. революции, М., 1958; Новый этап в развитии колхозного строя, М., 1958; П е р ш и н П. М., Нариси аграрно! рево-люцп в Poci'i, К., 1959; Трапезников С, Историч. опыт КПСС в социалистич, преобразовании с. х-ва, М., 1959; Петрушов А., С. х-во европ. стран нар. демо­кратии на социалистич. пути, М., 1959; Нуньес Хне-н е с А., Аграрная реформа на Кубе, пер. с.исп., М., 1960; Развитие колхозной собственности в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Воронович А. А., Ленинская аграрная программа и ее осуществление в СССР, М., 1961; Союз рабочего класса и К. на совр. этапе, М., 1962; История сов. К. и колхозного строительства в СССР. Материалы*науч. сессии, состоявшейся 18—21 апр. 1961 г. в Москве, М., 1963; Победа ленинского кооператив­ного плана в странах социализма, М., 1963.

Е. Луцкий. Москва.

КРЕЧЕТОВ, Федор Васильевич (р. в нач. 1740-х — год смерти неизв.) — рус. публицист, организатор просветительского «Всенародно-вольно ко благоден­ствованию составляемого общества» (приблизительно 1785—87). Составленная К. программа об-ва требо­вала реформы суда, отмены сословных привилегий дворянства и высшего духовенства, свободы слова и печати, равноправия женщин, всемерного распрост­ранения знаний в народе и пр. В 1786 К. начал изда­вать журн. «Не всио и не ничево» (вышел только один номер, остальные номера, сохранившиеся в руко­писи, были запрещены цензурой). К. издал без цен­зурного разрешения каталог «Открытие нового изда­ния; души и сердца пользующего...» (1787), излагав­ший содержание подготовленных К. книг. В 1793 про­тив К. по доносу члена об-ва Малевинского (обвиняв­шего К. в том, что он «пророчествует к величайшему бунту такому, которого еще не бывало») было начато следств. дело. По приговору Екатерины II К. был заточен в Петропавловскую крепость, откуда был освобожден в марте 1801. Дальнейшая судьба К. неизвестна.

В следств. деле хранится ок. 50 ие увидевших света соч. К. («Разум», «Игра мыслей...» и др.), в к-рых он, подчас в религиозной и расплывчатой форме, выражал веру в возможность осуществления коренных гос. и обществ, преобразований мирными, просветит, средствами. Проповедь равенства и брат­ства К. адресовал равно ко всем людям и классам, к монархич. власти и церкви, призывая их слиться в единый всемирный союз «ко благодействованию человечества». Признавая необходимым освобожде­ние крестьян от помещичье-крегюстнич. кабалы, К. вместе с тем считал нужным предварительно подго­товить их к свободе просвещением. По словам Плеха-


88 КРЕЧМЕР — КРЖИВЙЦКИИ


нова, взгляды К. представляли собой «...смесь передо­вых идей французской философии с более или менее оригинально истолкованным христианским учением» (Соч., т. 22, 1925, с. 235; см. также с. 233—41).

Лит.: Корольков М., Поручик Ф. К., «Былое»,
190G, апрель, №4; Ч у л к о в Н., Ф. В. К.— забытый
радикальный публицист XVIII в., в сб.: Лит. наследство,
Ш°] 9 —10, М., 1933; Светлов Л., А. Н. Радищев
и политик, процессы конца XVIII в., в сб.: Из истории рус.
философии XVIII —XIX вв., [МЛ, 1952; С и в к о в К. В.,
ПапаригопулоС. В., О взглядах Ф. К., «Вопр.
истории», 1956, Л» 3. Л. Светлов. Москва.

КРЁЧМЕР(Kretschmcr), Эрнст (8окт. 1888—8 февр.
1964) — нем. психиатр, создатель теории зависимости
психич. склада личности от конституционального типа.
Длит, время был проф. психиатрии в Марбурге, с 1946—
проф. ин-та в Тюбингене (ФРГ). К. предложил счи­
тать основой психики, как здоровой, так и больной,
конституциональный склад человека. Согласно К.,
психич. заболевание является не болезнью мозга
или следствием конфликтных ситуаций жизни инди­
вида, а всецело обусловливается биологич. особен­
ностями строения его организма. К. предложил
классификацию типов конституции [пикнический,
лептосомный (астенический), атлетический и диспла-
стический], каждому из к-рых соответствуют особен­
ности темперамента и характера. Соответственно,
каждому типу темперамента свойственны здоровый,
психопатический и психотический варианты психич.
склада, между к-рыми разница лишь количественная
и к-рые легко переходят друг в друга. Т. о., ошибоч­
ная теория К. стирает качеств, грань между здоровым
и психически больным человеком и утверждает пред­
определенность психич. заболевания. Еще менее обос­
нованной является попытка использовать ее для об­
щей или социальной типологии. Тем не менее на зару­
бежную криминалистику и характерологию теория
К. оказала значит, влияние. «

С о ч.: Die Veranlagung zu seelischen Storungen, В., 1924; Der sensitive Beziehungswahn, В., 1927; Psychothe-rapeutische Studien, Stuttg., 1949 (им. список журн. ст. Кречмера); Medizinische Psychologic 11 Aufl., Stuttg., 1956 (им. список трудов Кречмера); Geniale Mcnschen, В., 1929; 5 Aufl., В.— Gott.— Hdlb., 1958; в рус. пер.—Внушение, К., 1925; Медицинская психология, М., 1927; Об истерии, М.—Л., 1928; Строение тела и характер, 2 изд., М.—Л., 1930.

Лит.: "Westphal К., Zur Psychogenese und Psy-chotherapie pyknoleptischer Anfalle, «Z. ges. Neurol, und Psychiatr.», 1932, Bd 138, H. 5; S h e 1 d о n W. H., S t e-v e n s S. S., The varieties of temperament, 3 ed., N. Y., 1945; S h e 1 d о n W. H., Varieties of delinquent youth; an introduction to constitutional psychiatry, N. Y., 1949.

_ M. Роговин. Москва.

КРЖИВЙЦКИИ,Кшивицкий (Krzywic-ki), Людвик (псевдонимы — К. Р. Ж и в и ц к и й, Ф.Вольский, Й. В о е в у д с к и и; 21 авг. 1859 — 10 июня 1941) — польский обществ, деятель, социолог, экономист, этно­граф и педагог. Первый пред­ставитель историч. материа­лизма в Польше.Один из пе­реводчиков и издатель перво­го польского перевода 1-го тома «Капитала» Маркса (вып. 1—3, 1884—90), переводчик трудов«Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства» Энгельса (1885), «Нищета философии» Маркса (1886) и «18 брюмера Луи Бонапарта» (1889) К. Марк­са. В молодости — участник социалистич. студенч. круж­ков в Варшаве (1878—83), деятель первой поль­ской социалистич. партии марксистского направле­ния «Пролетариат» (1884—88), редактор ее органа «Przedswit» (1885), участник с.-д. Союза польских рабочих(1889—92) и редактор первого легального


рабочего периодич. издания в Варшаве «Tygodnik Ро-wszechny» (1891). В дальнейшем занимался гл. обр. науч.-публицистич. и педагогия, деятельностью (лек­ции в нелегальном польском ун-те в Варшаве). К. и К'русиньский положили начало марксистской публици­стике на страницах легальной варшавской прессы («PrzoglQd tygodniowy», «Prawda», «Glos»). В 1908—17 был близок к ППС-левице, постоянно сотрудничал в ее легальной прессе («Mysl Socjalistyczna», «Wiedza»), защищал теоретич. позиции марксизма и боролся против бернштейнианского ревизионизма. После Окт. революции 1917 и установления независимости Поль­ши К. отдалился от революц. рабочего движения. Однако он до конца жизни оставался демократом. Был проф. Варшавского ун-та (1921—36) и др. ву­зов Варшавы, основателем и многолетним руководи­телем Н.-и. ин-та обществ, хозяйства (1921—39).

Гл. заслуга К. в области социологии, помимо попу­ляризации историч. материализма, состоит в разра­ботке вопроса о роли идей в обществ, развитии, об их обратном воздействии на экономику (теория странствования идей в пространстве и времени). В очерке «Идея и жизнь» («Idea a zycie», 1888) и в более поздних работах К. с марксистских позиций рассмат­ривал проблемы форм обществ, сознания, в частности разрабатывал вопросы теории морали. К. критиковал господствовавшее в бурж. социологии конца 19 в. позитивистское социал-дарвинистское направление. Однако, критикуя позитивизм в социологии (в част­ности, Спенсера и его последователей), К. в ранний период деятельности был сторонником позитивизма в философии. В 1886 он написал спец. статью в защиту махистского принципа экономии мышления. На по­зиции диалектич. материализма он перешел гораздо позже: только в 1914 он объявил себя сторонником филос. материализма Маркса и Энгельса в ст. «Qui pro quo» (опубл. в «Widnokr^g», 1914, № 7, 8, 9).

В политич. экономии К. защищал (хотя и но всегда последовательно) марксистскую теорию капитали-стич. пути развития с. х-ва, критиковал сторонников стабильности мелкой с.-х. собственности («Демокра­тические иллюзии» — «Ztudzenia demokratyczne», 1889; «Аграрный вопрос» — «Kwestja rolna», 1903, рус. пер.— под назв. «Капитализация земледельче­ской промышленности», в журн. «Мир Божий», 1898, № 2, 3, 5, 6, 8, 9, И; 1899, № 7, 8, 9, 12; 1900, № 1).

Как этнограф К. популяризировал труды Мор­гана и Энгельса. Ряд крупных работ К.— попытка материалистич. истолкования процесса развития пер­вобытных обществ: «Обществ, развитие среди живот­ных и в человеч. роде» («Rozwoj spoteczny wsrod zvvierzqt irodzajuludzkiego», 1905), «Обществ, -хозяйств, строй в период дикости и варварства» («Ustroje spo-leczno-gospodarcze w okresie dzikosci i barbarzynstwa», 1914), «Первобытное общество и статистич. данные о нем» («Primitive society and its vital statistics», 1934), «Начало социальных связей» («Pierwociny wigzi spolecznej», 1957, посмертное изд.).

С о ч.: Studia socjologiczne, [Warsz., 1951]; Idea a zycie, Warsz., 1957; Wspomnienia, t. 1—3, Warsz., 1957—59; Dziela, 1.1—5—,Warsz., 1957—61—;в рус. пер.: Антропология, СПБ, 1896; За Атлантич. океаном, «Мир Божий», 1896, .№ 1—5, 7, 8; Земледельч. кооперация в Зап. Европе, там же, 1900, М 1; Человек и общество, «Научное обозрение», 1898, JM5 9; Антропология, эскизы, «Жизнь», 1899, февраль, [т.] 5, 6; Из психологии обществ, жизни, там же, 1900, т. 8; Совр. положение и задачи этнография, социологии, там же, 1901, т. 1; Физич. антропология, СПБ, 1900; Пси­хич. расы. Опыт психологии народов, СПБ, 1902; Генезис идей.— Распространение идей.— Прошедшее и настоящее, [2 изд., СПБ, 1905]; Аграрный вопрос, СПБ, 1906; До и после 1-го октября. (Развитие классовых противоречий в Гер­мании), [К., 1906]; Жмудские пилькалнисы, в сб.: Изв. Археологич. комиссии, вып. 29, СПБ, 1909; Профессией, типы. Размещение в обществе способностей, «Совр. мир», 1909, № 4, 6, 11; Отд. личность и общество, там же, 1910,


КРИГЕ — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ 89


Л 7; Бродяги и домоседы, там же, 1912, № 6; Жестокие и кровожадные, там же, 1915, ЛГ« 2; Последние моменты неолитич. эпохи в Литве, в кн.: Сб. в честь 70-летия Д. Н. Апучина, М., 1913; Происхождение идей, [М.], 1923; Развитие нравственности, [МЛ, 1924; Развитие обществен­ности в среде животных и человека, [М.], 1925; Хозяйств. и обществ, строй первобытных народов, М.—Л., 1925.

Лит.: ЭнгельсФ., [Письмо] Л. Крживицкому,
28 янв. 1884 г., в кн.: М а р к с К. и ЭнгельсФ.,
Соч., 1 изд., т. 27, [Л.], 1935, с. 347; Л е н и н В. И., Соч.,
3 изд., т. 3, с. 252; История философии, т. 4, М., 1959,
с. 305—10; L a n g с О., L. Krzywicki jako teoretyk mate-
rializmu historycznego, в кн.: L. Krzywicki. Praca zbiorowa
pogwiecona jego zyciu i tw6rczosci, Warsz., 1938 (дана под­
робная библ.); Holland H., W walce z pozytywizraem
warszawskim. Z dziejuw narodzin ideologii marksistowskiej
w Polsce, «MySI Filozoficzna», 1954, № 1; его же,
«Wielka emigracja» L. К., там же, 1956, К 3; его ж е,
Jeden z pionierdw marksizmu w Polsce. W 15 rocznice sTnierci
L. K., «Trybuna Ludu», 1956, № 161; Kowalik Т.,
О L. Krzywickim. Studium spoleczno-ekonomiczne, Warsz.,
1959; Szturm de SztremT., Instytut Gospodar-
stvva Spolecznego. 19^0—24, Warsz., 1959; SclufiA.,
L. K. a materializm historyczny, «Kwartalnik Historii Nauki
i Teclmiki», 1960, № 1. X. Холланд. ПНР.

КРИГЕ (Kriege), Герман (1820—50) — нем. пуб­лицист, сторонник истинного социализма. В 1845 эмиг­рировал в Америку, где основал «Ассоциацию социаль­ной реформы», примкнувшую к бурж.-демократич. «Молодой Америке». С 1846 издавал газету «Volks-Tribun» («Народный трибун»). Средством ликвидации нищеты К. считал раздачу гос-вом пустующих земель крестьянам. К. не понял неизбежности развития капи­тализма и идеализировал патриарх, отношения. В «Циркуляре против Криге» Маркс и Энгельс (1846; см. Соч., 2 изд., т. 4) вскрыли мелкобурж. сущность и утопизм его социально-экономич. программы.

Лит.: Л е н и н В. И., Маркс об американском «чер­ном переделе», Соч., 4 изд., т. 8; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., т. 1, М., 1959.

А. Панфилова. Москва.

КРИЖАНИЧ(Krizanic), Юрий (р. ок. 1618—83) — деятель зап.-слав, и рус. обществ, мысли. Род. в Хор­ватии,получил богословское образование, был католич. священником-миссионером. В 1659 отправился в Рос­сию. В 1661 был сослан в Тобольск. После освобожде­ния (1676) жил в Польше. Важнейшие соч. К.: сб. трак­татов, известный под назв.. «Политика» (1663—66), «Об божием смотрению» (1666—67), «Толкование исто-рич. пророчеств» (1674). Большинство соч. К. не было известно его современникам и впервые опубл. в 19 в.

К. уделял большое внимание философии, считал, что науч. знание является необходимым условием успешной деятельности людей, но объявлял его достоянием высших сословий, а не простого народа. В разработанной им первой классификации наук в рус.-слав, терминологии К. отнес философию к раз­ряду «мирского знания», включив в ее состав «логику, физику и этику». Мировоззрение К. сочетало в себе принципы ортодоксальной католич. догмы с элемен­тами живой творч. мысли.

К. стоял на позициях провиденциализма, но пола­гал, что божеств, промысел определяет лишь корен­ные повороты в развитии общества, и допускал воз­можность свободного воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса. Всемирную историю К. изображал в виде непрерывного процесса, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета.

Гл. целью К. было политич. и культурное воз­рождение и сплочение всех слав, народов. Одним из средств для достижения этой цели К. считал заклю­чение унии между православной и католич. церковью. Религ. планы К. неоднократно вступали в противо­речие с его нац.-патриотич. замыслами.

По мнению К., осн. условием возрождения славян­ства должно было стать укрепление могущества рус. гос-ва. В «Политике» К. выдвигал программу поли­тич. и экономич. преобразований в России. Про­грамма К. отражала интересы прогрессивной части


господств, феод, класса — служилого дворянства, заинтересованного в укреплении абс. монархии. Тео-ретич. выражением соц.-политич. идеалов К. было учение о «всеобщем благе и всеобщей справедливости».

В сов. лиг-ре существует и другая т. зр., пред­ставленная в работах Л. Мордуховича, по мнению к-рого К. был сторонником теории естоств. права и развивал в своих соч. антифеод, копцепцию.

К. предпринял попытку создания «общеславянского языка», разработал его грамматику и использовал его в своих книгах.

Соч.: Рус. гос-во в половине XVII в. [Политика]. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, вып. 1 — [6], М., 1859—60 (Приложение к журн. «Рус. беседа»); О промы­сле (Об божием смотрению), М., 1860; Собр. соч., вып. 1—3, М., 1891—93; Из рукописного наследства Ю. К., «Историч. архив», 1958, М 1.

Лит.: Безсонов П. А......... Ю. Крижанич, «Право­
славное обозрение», 1870, №1,2,4,5,11,12; Белокуров
С. А., Ю. К. в России, М., 1901; ВальденбергВ. Е.,
Гос. идеи К., СПБ, 1912; Плеханов Г. В., История рус.
обществ, мысли, Соч., т. 20, М.—Л., 1925; Ш м у р л о Е. Ф.,
Римская курия на рус. православном Востоке, Прага, 1928;
Д а ц ю к Б. Д., Ю. Крижанич, [М. ], 1946; П и ч е т а В.
И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский
сб., [МЛ, 1947; Г о л ь д б е р г А., Историч. наука о
10. К., в сб.: Уч. зап. ЛГУ, .№ 117 (Сб. студенческих работ,
вып. 1), 19';2; II у ш к а р е в Л. Н., Об оценке деятель­
ности Ю. К.. «Вопр. истории», 1957, № 1; Курмачева
М. Д., Щ с р с т о б и т о в а В. Г., Обсуждение вопроса
о деятельности 10. К., там же. Л1» 2; М о р д у х о в и ч Л. М.,
Антифеодальная концепция Ю. К., в сб.: Краткие сообще­
ния Ин-та славяноведения АН СССР, № 26, 1958; Морду-
хович Л. М., Филос. и социология, взгляды Ю. К.,
там же, Ni 36, 1963; Г о л ь д б е р г А. Л., Ю. К. о рус. обще­
стве XVII в., «История СССР», 1960, М6;его же, «Идея
славянского единства», в соч. Ю. К., в сб.: Труды отд. древ-
нерус. литературы Ин-та рус. литературы АН СССР, т. 19,
1963; J a g i с V., Zivot i rad Jurja Krizanica, Zagreb, 1917;
К r 1 e z a M., О patru Dominikancu Jurju Krizanidu, в его
кн.: Eseji, kn. 1, Zagreb, 1932 (Sabrana djela);B a d a 1 i с J.
(ред.), Juraj Krizanic — pjesnik Ilirije, в кн.: Radovi Slavens-
kog Instituta, 2, Zagreb, 1958 (Sveuciliste u Zagrebu. Filo-
zofski Fakultet). А. Голъдберг. Ленинград.

КРИК(Krieck), Эрнст (р. 6 июля 1882) — нем. педагог и философ, один из идеологов германского фашизма. С 1933 по 1944 — проф. философии и педа­гогики в Гейдельбергском ун-те. Философия К. — одна из разновидностей иррационалистич. антрополо­гии, фашистский вариант философии жизни. Единст­венной реальностью, к-рая подлежит филос. рассмот­рению, является, по К., миф, истоки к-рого надо искать по ту сторону истории. Наука изображается К. как одна из форм мифа, один из возможных спо­собов видения мира. Поэтому, согласно К., бессмыс­ленно говорить о науч. истине, в противоположность, напр., истине религиозной; как две разновидности мифа они совершенно равноправны. Отсюда абсолют­ный релятивизм философии К., к-рую он наз. «расово-народно-политической антропологией». Эта антропо­логия, согласно К., «должна занять место обветшав­шей философии» («Volkisch-politische Anthropologie», Bd 1, Lpz., 1936, S. 43). В концепции К. находит свое выражение характерная для бурж. философии тен­денция к биологизации социальных явлений. Человек рассматривается как биологич. существо, что непо­средственно служит обоснованию фашистской идео­логии, центр, понятиями к-рой являются «раса» и «кровь». Иррационалистич. трактовка человека и истории приводит к характерному для этого направ­ления культу «судьбы», общему у К. со Шпенглером, Боймлером и Хейдеггером. Историч. развитие, по К., не имеет логики, оно определяется «судьбой»; фашизм объявляется, т. о., «судьбой» герм, нации.

С о ч.: Die deutsche Staatsidee, Jena, 1917; Nationalpoli-
tische Erziehung, В., 1932; Volkisch-politische Anthropologie,
Bd 1—3, Lpz., 1936; Mythologie des burgerlichen Zeitalters,
Lpz., 1939; Volkscharakter und SendungsbewuBtsein, 2 Aufl.,
Lpz., 1943; Heil und Kraft. Em Buch germanischer Weltweis-
heit, Lpz., 1943. П. Гайденко. Москва.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ(от др.-греч. xpifijpiov — мерило, средство суждения) — способ, с помощью


90 КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ


к-рого устанавливается истинность знания и отли­чается истина от заблуждения. Решение вопроса о К. и. по существу зависит от трактовки проблемы истины. Впервые термин «К. и.» был использован стоиками (Dox. Diels, 606). Стремясь совместить гераклитовское понимание истины как логоса — объек­тивной космич. закономерности, и протагоровскую трактовку человека как меры всех вещей (см. Прота-гор), стоики оказались перед проблемой объектив­ности знания. Поскольку они понимали человека по-протагоровски, поиски решения этой проблемы привели их к открытию такой познават. способности человека, к-рая, оставаясь субъективным качеством индивида, одновременно гарантировала бы объектив­ность содержания знания. Обеими этими признаками они наделили т. н. каталептич. фантазию — пред­ставление, к-рое благодаря чистоте и силе выражения в нем объекта принуждает принять последний за исти­ну, согласиться с ним. Отрицание возможности К. и. служило одним из аргументов в обосновании антич­ного скептицизма (см. Секст-Эмпирик, Adv. Math., VII, 150 ел.).

Рационализм нового времени выдвинул в качестве К. и. понятие ясного и отчетливого познания. Эта концепция вытекала из понимания разума как «естеств. света» и была связана с общемеханистич. миро­воззрением, для к-рого прообразом научн. метода была математика. У Декарта рационалистич. теория истины как абс. совпадения разума и бытия получила выражение в идее врожденности основ знания. Спи­ноза преодолел непоследовательность декартовского рационализма, определив протяжение и мышление как атрибуты единой субстанции — природы. Тем самым совпадение идеи с объектом стало необходимой «нормой» истины. Но отсюда вытекало, что истина есть критерий нормы самой себя и заблуждения. Лейбниц, исходя из своего различения «истин факта» и «истин разума», установил для первых в качестве К. и. логич. принцип непротиворечивости. Но это не снимало проблемы К. и. в отношении знания, соотносимого с действительностью. Этот вопрос ока­зался неразрешимым для сенсуалистов 17—18 вв. (см. Сенсуализм). Именно в проблеме К. и. обнару­жилась их неспособность опровергнуть субъективно-идеалистич. построения Беркли и Юма. В этом споре во весь рост встала проблема содержательности зна­ния: что является К. и. того познания, предметом к-рого является сама действительность. Кант убеди­тельно показал, что в пределах теоретич. философии всеобщий материальный критерий согласования по­знания с реальным предметом невозможен, ибо он дол­жен был бы отвлечься от всех конкретных различий отд. предметов и одновременно быть критерием этих различий. С этой т. зр., традиционное определение истины как соответствия знания предмету содержит жалкий логический круг, т. к. проблема как раз в том, что означает отношение познания к его пред­мету и как мы можем установить это отношение, если вне знания мы не имеем ничего, что могли бы противо­поставить знанию, как соответствующее ему. Следо­вательно, возможен только всеобщий формальный критерий истинности, «именно соответствие познания общим и формальным законам рассудка и разума». Однако Кант понимает, что этот критерий является «...только отрицательным условием всякой истины. Дальше логика идти не может и не имеет того проб­ного камня, на котором она могла бы открыть ошиб­ку, если эта ошибка заключается не в форме, а в содержании» («Критика чистого разума», 1902, с. 81). Выход из этого тупика нашел Гегель. Он обнаружил необходимость преодолеть рамки ста­рой гносеологии — абсолютное противопоставле­ние субъекта и объекта, путем раскрытия диалектики


их взаимного опосредствования. Гегель установил, что посредствующим звеном этого отношения являет­ся практика, однако истолковал ее как активность духа, как преобразование предмета по его понятию, т. е. как становление понятия «для себя» познанным. Ленин отмечал: «...Несомненно, практика стоиту Геге­ля, как звено, в анализе процесса познания и именно как переход к объективной („абсолютной", по Гегелю) истине. Маркс, следовательно, непосредственно к Гегелю примыкает, вводя критерий практики в тео­рию познания...» (Соч., т. 38, с. 203).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.