1! 1 в. до н. э. на развалинах гос-ва Древний Чосон возник ряд гос. объединений, три из к-рых — Силла, Пэкче и Когурё — стояли на высоком уровне развития. В этот период корейцы впервые познакомились с учением Конфуция. В 372 в королевстве Когурё было создано конфуцианское высшее учебное заведение, но распространение конфуцианства было оттеснено па задний план бурным вторжением махаянистского буддизма, к-рый в большей степени отвечал требованиям правящих кругов. В период 4—6 вв. буддизм становится офиц. идеологией, гос. религией гос-в Силла, Пэкче и Когурё. Начиная с 4 в. буддизм стал проникать из кор. гос-в в Японию.
Период объединенного Силланского гос-ва (647 — 918) ознаменовался значит, расцветом буддизма. Крупнейшими представителями буддистской мысли в этот период являлись Вон Хё (617—686) и Ый Сан (625 — 702). В конце 8 в. в результате обострения классовых противоречий корейский буддизм раскололся на ряд сект, представлявших классовые интересы различных социальных группировок кор. общества. Раскол в буддизме совпал с распространением всякого рода мистич. учений. Наивысшего расцвета буддизм достиг в первое двухсотлетие периода Коре (918—1392), когда буддистские монастыри, получившие землю от новой династии, стали представлять крупнейшую поли-тич. и идеологич. силу. Наиболее известными представителями буддистской мысли в этот период являлись Ый Чхон (1095—1142) и По Чо (1157—1210), к-рые стояли на позициях буддистского субъективного идеализма.
Параллельно буддизму в период Коре проходило распространение учения Конфуция. Конфуцианцы — Соль Чхон (7 в.), Чхви Чхи Вон (858—951), Чвп Чхун (984—1068) и Ким Бусик (1075—1151) придерживались того мнения, что буддизм является «основой нравственного воспитания», а конфуцианство «основой государственного правления».
Начиная с 12 в. буддистские монастыри и крупные феодалы приступили к захвату крест, земель, усилили ростовщический гнет. Этот процесс вызвал массовые крест, восстания и открытую конфуцианскую оппозицию. В это время появились многочисл. еретич. учения, представлявшие собой эклектич. смесь конфуцианских, даосских и буддистских положений с примесью мистич. элементов и отражавшие
нар. протест против феод, гнета и засилъя буддийских монастырей.
В конце 13 в. в обстановке падения авторитета буддизма в Корею проникло учение кит. философа Чжу Си. Активными проповедниками нового учения, нашедшего социальную базу в среде мелких и средних землевладельцев и опальной бюрократии, были Ан Хян (1242—1306),У Тхак (1253—1333), Квон Бу (1262— 1346), Ли Че Хён (1287—1367), нанесшие идеологич. господству буддизма в Корее первый чувствит. удар. Начиная с 14 в. последователи Чжу Си разделились на две группировки. Представители первой—Ли Сэк (1328—96), Чон Мон Чжу (1337—92) и др. выступили против экономич. и этич. положений буддизма, предлагая заменить буддизм нсоконфуцианским учением. Представители другой — Квон Гын (1352—1409) и Чон До Чон (1337—98), тоже выступая с критикой политич. и теоретич. основ буддизма, предлагали более свободную трактовку неоконфуцианских положений. Именно в этой группировке дворян-реформистов созрели идеи ограничения крупной земельной собственности и нек-рых «уступок» нищенствовавшему крестьянству. Наиболее радик. взглядами отличался мыслитель и обществ, деятель Чон До Чон, критически подошедший к изучению идейного наследия Чжу Си, Чжоу Дунь-и, Чжан Цзая и выдвинувший ряд материалистич. и диалектич. догадок о развитии объективного мира.
С приходом к власти династии Ли (1392—1910) был окончательно разгромлен буддизм, лишенный основы своей власти и влияния —земельной собственности. Гос. идеологией на долгое время становится неоконфуцианство. Со временем в неоконфуцианство обострилась борьба материалистич. и идоалистич. концепций, возникли различные по своему характеру идейные течения и филос. школы, к-рые в основном не выходили за рамки неоконфуцианского учения.
В 15—16 вв. в кор. неоконфуцианстве сформировалось новое направление, родоначальниками к-рого были Ким Чон Чин (1431—92) и его ученик Чо Гван Чо (1482—1519), выступавшие против пустых схоластам, дискуссий чжусианцев п отстаивавшие идею сильного гос-ва, осн. на строгих законах. Это направление пользовалось влиянием при дворе лишь на первом этапе становления новой династии. В i6—17 вв. сложилась самая крупная чжусианская идеалистич. филос. школа Кореи, известная под названием сон-нихак или лихак (школа «ли» или школа естественного порядка). Правое крыло и основатели школы были представлены известными неоконфуцианскими учеными ортодоксального толка, такими, как Ли Хван (1501—70), Ким Рин Ху (1511—60), Ли Он Чок (1491—1553) и Ки Дэ Сын (1527—72). Несколько обособленно от них по времени и убеждениям стоят известные кор. мыслители — материалисты Ким Си Сып (1435—93) и Со Кён Док (1489—1546). Материалистич. и диалектич. концепции последнего оказали сильное влияние на развитие материалистич. традиции в Корее. Компромиссную позицию между этими двумя противоположными группировками занимал философ Ли И (1536—84).
Большое влияние на ход идеологич. борьбы в Корее оказала Имдинская отечественная война (1592—98). Определ. влияние приобретает оппозиционная правительству школа последователей учения кит. философа Ван Ян-мина, т. н. янменхакпха. Эта школа на всем протяжении своего существования оставалась непримиримым противником господствовавшего в Корее неоконфуцианства. Наиболее известным представителем этой школы является Чон Че Ду (1649—-1736). В 18 в. из среды этой школы вышел известный ученый-материалист Им Сон Чу (1711—88), стоявший на позициях т. н. чугирон (монистич. направление
64 КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
в неоконфуцианстве, отстаивавшее первичность материального начала ки); все его творчество явилось продолжением материалистич. линии Со Кён Дока, он выступал против субъективного идеализма сторонников учения Ван Ян-мина, а также объективного идеализма Чжу Си и его последователей из школы «ли». В 1-й пол. 19 в. теория чугирон получила дальнейшее развитие в учении мыслителя-материалиста Чхве Хан Ги (1803—73).
Самой оригинальной школой кор. философии явилась школа сирхак (реальных знаний), возникшая в 17 в., основоположником к-рой является Лю Хён Вон (1622—78). После Лю Хён Бона школу сирхак представляли Ли Ик (1682—1764), Пак Че Га (1750 — 1805), Пак Чи Вон (1737—1805) и последователь материалистич. учения Со Кён Дока Чон Як Ен (1762— 1838) и др. Фплос. и социологич. идеи школы явились крупнейшим вкладом в развитие материалистич. традиций в кор. обществ, мысли. Патриотизм мыслителей школы сирхак оказал решающее влияние на последующее развитие филос. и обществ.-политич. мысли в стране. Последователи этой школы пытались отделить религ. домыслы от естественнонауч. знаний, проникших в Корею из Зап. Европы и Америки: выступая против христианства, к-рое начало распространяться в Корее с 18 в., они ратовали в то же время за распространение передовой техники и прогрессивных науч. представлений. Однако, несмотря на то, что эти ученые во многом опередили свое время, они все же не смогли полностью избавиться от опре-дел. ограниченности в своем мировоззрении.
В нач. 19 в. вместе с завершением деятельности прогрессивных мыслителей школы сирхак начался период реакции. Социальной основой нового течения, т. н. вичон пёксарон (теория сохранения истины и искоренения ереси), являлись ориентировавшиеся на Китай реакц. круги феод, бюрократии. Под истиной понималось ортодокс, неоконфуцианство, к-рое в глазах кор. последователей всегда ассоциировалось с учением Чжу Си, как ересь же воспринимались любые идеи, противоречащие неоконфуцианству, т. е. католичество, идеи школы последователей Ван Ян-мина, идеи и религ. концепции секты тонхак, идеи представителей школы сирхак. Во главе этого похода идеологич. реакции стояли неоконфуцианцы Ки Чон Чин и Ли Чин Сан.
Интересы крестьян во 2-й пол. 19 в. были в определ. мере представлены идеями религ. секты тонхак (восточное учение), основанной Чхве Че У (1824—65). Возникшее в 1859 как реакция на распространение католичества в Корее учение Чхве Че У сочетало в себе пантеистич. элементы с элементами материализма. Социальные же требования, выдвигавшиеся сектой, сводились к требованию всеобщего равенства людей и создания идеального гос-вана земле. С открытием в 1876 Кореи для иностр. гос-в вместе с вторжением зарубежного капитализма в страну начали более интенсивно проникать социальные и политич. теории Запада. Идеи социально-экономич. преобразований Кореи, к-рые вынашивались передовыми слоями, представленными разночинной кор. интеллигенцией, были выражением стремления передовых кругов Кореи поставить страну на капиталистич. путь развития. Идеологом движения за реформы выступил Ким Ок Кюн(1851—95).
После поражения крест, войны 1893—94, к-рая была открытым антифеод, и антияпон. выступлением, в идеологич. жизни страны произошли крупнейшие сдвиги. Конец 19 в. и начало 20 в. — это период развития бурж.-просветительской мысли культурно-пат-риотич. характера. Самыми видными представителями просветительского движения являлись Пак Ын Сик (1850—1926), Син Чхэ Хо (1879—1936) и Чу Си
Ген (1876—1914); их творчество было отражением роста капиталистич. отношений и роста нац.-освободит, движения кор. народа. Творчеству этих крупнейших представителей кор. просветительского движения присущи идеи патриотизма и антифеод, направленность. Однако оно отражало противоречия, вызванные самим характером движения, выросшего, с одной стороны, на базе материалистич. идей, к-рые были достоянием культурного наследия кор. народа, а с другой — на базе англ. позитивизма и социалыю-экономич. взглядов франц. просветителей. Определ. отпечаток на мировоззрение кор. просветителей наложило то, что западноевропейская бурж. философия и социология вторгались в Корею не непосредственно, а через Китай и Японию, где они подвергались определ. трансформации, и уже после этого сочетались с традиц. философ, представлениями. Это особенно ярко проявилось в идеях конфуцианского богоискательства Пак Ын Сика.
Аннексия Кореи Японией (1910) положила конец легальному развитию прогрессивной кор. нац. мысли. Колониальная политика удушения нац. самосознания и поддержки самых реакц. филос. доктрин и открытого суеверия привела к оживлению различных религ. сект, проповедовавших уход в мистику и непротивление злу. Просветительское движение было организационно разгромлено и превратилось в умеренное бурж.-националистич. движение, руководство к-рого находилось в эмиграции. Благодаря поощрению со стороны колониальных властей в Корее становится модным позитивизм. Конфуцианство и буддизм тщательно оберегались колониальными властями как идеологич. средство подчинения нар. масс.
После Первомартовского антияпон. движения (1919) молодой кор. пролетариат стал вести активную классовую борьбу; в 20-х гг. начал через своих передовых представителей знакомиться с марксистско-ленинской теорией; выдающаяся роль в усвоении марксизма-ленинизма, в применении его на практике в условиях кор. действительности принадлежала корейским коммунистам. Распространение марксизма-ленинизма в стране протекало в острой борьбе с реакц. бурж.-националистич. теориями, содержание к-рых сводилось к проповеди «особой» роли Японии в Азии. Лидеры бурж. национализма внутри страны окончательно скатились в лагерь национал-реформизма, стали на путь соглашательства с колонизаторами. Идеологи бурж. национализма, находившиеся в эмиграции (США, Китай, Гавайские о-ва), сеяли в кор. народе иллюзорную веру в идеалы «цивилизации Запада» и, идейно разоружая его, срывали революц.-освободит. борьбу. После освобождения страны Советской Армией (1945) и образования КНДР (1948) были созданы необходимые условия для изучения истории кор. обществ, мысли. В секторе философии Ин-та истории Академии наук КНДР ведется работа по вопросам теории марксистско-ленинской филос. мысли Кореи, создана первая работа по истории кор. филос. мысли, переводятся и издаются произведения классиков марксизма-ленинизма. Печатными органами филос. и обществ, мысли являются журналы: «Чхорхак ёнгу» («Филос. исследования»), «Екса квахак» («Историч. наука»), «Чосон квахаквон тхонъбо» («Вестн. АН КНДР»), «Кын-ночжа» («Трудящийся»).
Совершенно иная ситуация сложилась в Юж. Корее, где после 1945 были продолжены традиции реакц. бурж. философии и получили распространение прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.
Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.—Л., 1947, с. 190—203; Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, пер. с кор., М., 1953; Передовые ученые Кореи XVII—XIX вв., Пхеньян, 1956; Кор. Народно-Демократич.
КОРИДАЛЕС - КОРНЁЛИУС 65
Республика, Пхеньян, 1958, с. 283—88, 295—306; Тягай Г. Д., Нар. движение в Корее во второй половине XIX в., М., 1958, С/20, 48—60; Ш а б ш и н а Ф. И., Нар. восстание 1919 г. в Корее, 2 изд., М., 1958, с. 57—72, 80; е е ж е, Очер ки новейшей истории Кореи, М., 1958; Южная Корея, М., 1959, с. 184—205; Ким Ир Сен, Избр. статьи и речи. [Переводы], М., 1962; Такахаси Тору, Ритё дзютакуси-ни окэру сюриха-сюгиха-но хаттацу (Развитие школ о примате «ки» и о примате «ли» в истории конфуциан ства периода династии Ли), Токио, 1929; Ким Б у с и к, Самгук саги (Истор. записки трех гос-в), т. 1—2, Пхеньян, 1958—59; Rock hi 11 W. W., China's intercourse with Korea from the XV century to 1895, L., 1905; Hul- b e г t H. В., The passing of Korea, L., 1906; T г о 1 1 о - ре М. N., Introduction to the study of buddhism in Korea, «Transactions of the Korea branch of the Royal Asiatic Soc», 1917, [v.] 8, p. 1—41; Starr F., Korean Buddhism, his tory—condition—art, Boston, 1918; Clark С h. A., Religi ons of old Korea, N. Y., [1932]; Nelson M. F., Korea and the old orders in Eastern Asia, Baton Rouge, 1945; The cul ture of Korea, ed. by Changsoon Kim,[Honolulu, 1945]; T e w- ksbury D. G. [ed]. Source materials on Korean politics and ideologies, ser. v. 2, [Tokyo], 1950; Osgood C, The Koreans and their culture, N. Y., 1951; Weems N., The Korean reform and independence movement. 1881 — 1898, Ann Arbor, [1954];Y a n g Key P. andHenderson G., An outline of the history of Korean Confucianism, [Wash., 1956]; Le civilta dell'oriente, v. 3, Roma, 1958; R e i s.c h a- u e r E. O. and F a i r b a n k J. K., East Asia; the great tradition, [Boston], 1960, А. Ушков. Москва.
КОРИДАЛЕС(KoprfiiUus, Korydalleus), Теофил (p. ок. 1560—ум. ок. 1646) —■ представитель греч. Ренессанса, церк. деятель, предшественник новогреч. просвещения.
Филос. и мед. образование получил в Падуе и Риме. Затем в течение мн. лет управлял Патриаршей академией, ставшей центром высшего образования в Греции. Первым из греч. мыслителей выступил против схоластики и обратился к подлинным текстам Аристотеля. Им были написаны «Риторика», «Логика», «Физика» и др. соч., подробно комментирующие соч. Аристотеля и обрабатывающие нек-рые его идеи в мате-риалистич. направлении. За свои филос. взгляды К. был осужден церковью и лишен сана.
К. сосредоточил внимание на систематич. изучении философии, включающей исследование природы. Он считал, что природа управляется своими законами, каждое явление детерминировано производящими, а не конечными причинами. Бог не вмешивается в действия природы. Опираясь на идеи Аристотеля, К. отвергал христ. взгляд на создание мира из ничего, считая материю вечной. В то же время К. частично модифицировал учение Аристотеля, отвергая конечные причины и утверждая, что материя —• активна прежде, чем принимает форму или лишается ее. К. подчеркивал значение опыта в процессе познания. Он признавал автономию разума, основанного на наблюдении, однако не отвергал и откровения.
И с т о ч н.: NeoeXATjvixTj 9^чОа09'а, 1- 1, Athens, 1953. Лит.: Demos R., The Neo-Hellenic Enlightenment (1750—1821), «J. History Ideas», 1958, v. 19, № 4.
В. Тимошенко. Москва.
КОРКУНОВ,Николай Михайлович [14(26) апр. 1853—27 нояб. (10 дек.) 1904] —рус. теоретик права и социолог бурж.-либерального направления. Окончил Петерб. ун-т (1874), в к-ром с 1878 читал лекции; профессор Юрьевского (Тартуского) и (с 1894) Петерб. ун-тов.
Общефилос. воззрения К. — позитивизм, ценность к-рого, по К., заключается в его методологии, не приемлющей спекулятивных (типа гегелевских) построений и опирающейся только на факты, наблюдения. Основа и цель жизни — в индивидуальном, к-рое проявляется прежде всего в интересе личности. Охранять и разграничивать интересы каждого призвано право (здесь К. близок к теории нем. юриста Р. Ие-ринга). Последнее возникло как бессознат. продукт совместной жизни людей, когда у них появились нек-рые общепризн. идеи, играющие роль правовых норм. Развитие права состоит в систематич. расширении круга интересов и правовом их разграничении.
К. считал теорию естественного права метафизической. Гос-во, по К., есть обществ, союз, представляющий собой «...признанное и принудительное властвование над свободными людьми» («Русское гос. право», т. 1, СПБ, 1892, с. 4). В отношении различных обществ, элементов гос-во выступает объединяющей силой; в основе его лежит нравств. начало. Власть — это «... государственная сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства»(«История философии права», СПБ, 1915, с. 491). Отвергая исто-рико-материалистич. объяснение права, К. неизбежно приходил к явно антинаучным выводам: он считал, что право (включая и гос. власть) есть взаимная психич. связь людей. Эта сторона теории К. была развита представителями реакц. психологич. школы права, в частности Петражицким. Идеалистич: основы общесоциологич. концепции К. полностью опровергнуты марксистской философией.
Соч.: Лекции по общей теории права, СПБ, 1886; Обществ, значение права, СПБ, 1892; Указ и закон, СПБ, 1894.
Лит.: Ивановский В. В., Гос-во как юридич. отношение. По поводу книги Н. М. Коршунова..., Паз., 1893; Грабарь В. Э., Материалы к истории лит-ры междунар. права в России (1647—1917), М., 1958, с. 352—54, 373—75. А. Поляков. Москва.
КОРН(Когп), Алехандро (1860—1936) — аргент. философ-идеалист. Врач-психиатр и проф. философии ун-та в Буэнос-Айресе (1906—30). Основатель «Кантианского общества» (1929).
На формирование взглядов К. оказали значит, влияние неокантианство и Д ильтей. К. исходил из идеалистич. принципа, будто нет ничего вне сознания, к-рое понималось им как сознание вообще («объективный мир действительно находится вне „Я", но не вне сознания»), и что объективный мир не представляет собой реальности, а является лишь проблемой. Гл. источник познания, по мнению К., —■ интуиция. Согласно К., наука изучает мир с т. зр. количества и меры, тогда как философия имеет дело с ценностями (см. Аксиология). К. выступал с критикой позитивизма, имевшего большое влияние в Аргентине, но позитивизм он толкует ложно, включая в него естественнонаучный материализм и марксизм. Центр, филос. проблема — это проблема свободы как этич. цели развития человечества. Политич. взгляды К. были прогрессивными. Он с сочувствием относился к идеям социализма и Великой Окт. социалистич. революции. Несмотря на то, что К. не воспринял марксизм, он приближался к пониманию его огромного социального значения.
Соч.: Obras completes, [v. 1—3], La Plata, 1938—40; Esquema gnoseolugico, B. Aires, 1924; EI concepto de ciencia, B. Aires, 1926; Filosufos у sistemas, B. Aires, [1937]; Influ-encias filosuficas en la evolucidn nacional, La Plata—В. Aires, 1940; La libertad creadora, B. Aires, [1944]; Apuntes filosofi-cos, [2 ed.], B. Aires, [1948].
Лит.: А. Когп, [Сб. ст.: Romero F., VassaloA., Aznar L.], B. Aires, [1940]. А. Бургете. Москва.'
КОРНЁЛИУС(Cornelius), Ганс (27 сент. 1863 — 23 авг. 1947)— нем. философ, представитель махизма, стремившийся дополнить его имманентной философией и прагматизмом Джемса. Проф. философии в Мюнхене (с1903),во Франкфурте-на-Майне(с1910).Основой философии и всей опытной науки К. считал психологию, поскольку, с его т. зр., «последним фундаментом» познания являются наши переживания («Психология как опытная наука»—«Psychologie als Erfahrungswis-senschaft», 1897). Объявляя себя сторонником Маха и Авенариуса («принцип экономии мышления» последнего является исходным пунктом рассуждений К.), он называет свои воззрения последовательным, или гносеологическим, эмпиризмом (см. «Введение в философию», М., 1905, с. 32 и др.). Объекты для К.—лишь возможные содержания сознания, внешний мир — обозначение совокупности чувств, восприятий. Ленин
66 КОРНИЛОВ - КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
относил К. к «прямым философским реакционерам и проповедникам фидеизма» (Соч., т. 14, с. 207).
Соч.: Vblkerbund und Dauerfriede, Munch., 1919; Ele-mentargesetze der bildenden Kunst, 3 AufJ., Lpz.— В., 1921; Vom Wert des Lebens, Hannover, 1923; Grundlagen der Er-kenntnistheorie. Transcendentale Systematik, 2 Aufl., Munch., 1926; Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Erlan-
gen, 1926; Das Philosophisehe System__ Eigene Gesamtdar-
stellung, в кн.: Deutsche systcmatische Philosophic nach ihren Gestaltern, hrsg. von H. Schwarz, Bd 2, В., 1934.
Л. Мысливченко. Москва. КОРНИЛОВ,Константин Николаевич (9 марта 1879—10 июля 1957) — сов. психолог. На 1-м и 2-м всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924) выступил против идеалистич. школы Челпано-ва, возглавив методологич. перестройку психологии на основе диалектич. материализма. Ведя борьбу против субъективизма Челпанова, рефлексологии Бехтерева и амер. бихевиоризма, К. в своей реактологии допускал эклектич. сочетание марксистских принципов (напр., понимание психики как функции мозга, признание активного характера психики и др.) с нек-рыми механистич. и энергетич. идеями (напр., «теория двух факторов» — биологич. и социального, в определении человеч. психики и др.). Критика на психологич. дискуссии начала 30-х гг. привела К. к отказу от реактологич. ошибок. В дальнейшем К. участвовал в разработке проблем педагогич. психологии и психологии личности.
Соч.: Совр. психология и марксизм, 2 изд., Л., 1925; Учение о реакциях человека с психологич. точки зрения («Реактология»), 3 изд., М.—Л., 1927; Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектич. материализма, 4 изд., М.— Л., 1929; Психология, 2 изд., М., 1941 (совм. с Б. М. Тепловым и Л. М. Шварцем); Психология, 3 изд., М., 1948 (совм. с др.).
Лит.: К. Н. Корнилов (Некролог), «Вопр. психологии», 1957, № 4; Т с п л о в Б. М., Борьба К. Н. К. в 1923—25 гг. за перестройку психологии на основе марксизма, в сб.: Вопр. психологии личности, М., 1960.
А. Петровский. Москва. КОРНФОРТ(Cornforth), Морис (р. 1909) — англ. философ-марксист. Филос. образование получил в Лондонском ун-те, затем специализировался по логике в Тринити-колледже Оксфордского ун-та. С 1931 — член компартии. В 1934—45 — районный секретарь компартии по Вост. Англии. Руководитель издательства компартии «Лоренс энд Вишарт» в Лондоне, член редколлегии теоретич. органа компартии «Marxism to-day». Выступает с критикой совр. бурж. философии, пропагандирует диалектич. и историч. материализм, разрабатывает вопрос о положении науки в капита-листич. обществе. В кн. «Наука против идеализма. В защиту философии против позитивизма и прагматизма» («Science versus idealism. In defence of philosophy against positivism and pragmatism», 1955; рус. пер. 1957) и др. критически рассматривает совр. позитивизм и прагматизм. Опираясь на критику эмпириокритицизма В. И. Лениным, К. показывает, что совр. позитивизм наиболее ярко выражает осн. тенденции совр. бурж. философии, в частности отказ от понимания мира и места человека в нем при помощи философии. Пропагандируя марксизм в лекциях, организуемых КПВ для англ. трудящихся, и в своих печатных работах («Диалектич. материализм. Введение» — «Dialectical materialism. An introductory course», v. 1—3, 1952— 54, рус. пер. 1956, и др.), К. подвергает критике также и др. формы бурж. и правосоциалистич. идеологии.
С о ч.: Science for peace and socialism, L., 1949 (совм. с J. Bernal); Philosophy for socialists, L., 1959.
Ю. Михаленко. Москва.
КОРНЮ(Cornu), Огюст (р. 9 авг. 1888) — франц. философ-марксист, деятель франц. рабочего движения: с 1913 — член социалистич. партии Франции, с 1923— коммунист. Профессор (с 1948) Берлинского ун-та им. Гумбольдта (ГДР).
Осн. работы К. посвящены проблемам формирования и истории марксизма. На большом фактич. материале
К. прослеживает эволюцию взглядов Маркса и Энгельса в направлении диалектич. материализма и науч. коммунизма, раскрывает органич. связь филос, эко-номич. и социалистич. взглядов основоположников марксизма в процессе их формирования. Гл. заслугу марксизма в области философии К. видит в создании целостного материалистич. взгляда на мир, в понимании активного характера человеч. мышления в познании мира и человеч. деятельности — в его преобразовании. Направленные против бурж. фальсификации ранних произведений Маркса и Энгельса работы К.— серьезный вклад в изучение истории марксизма. Они получили положит, оценку в трудах сов. философов и марксистов др. стран.
Соч.: Karl Marx. L'homme et i'oeuvre. De I'hegelia-nisme au materialisme historique (1818—1945), P., 1934: Moses Hess et la gauche hegelienne. P., 1934; Karl Marx et la revolution de 1848, P., 1948; Karl Marx und die Entwick-lung des modernen Denkens, В., 1950; Essai de critique mar-xiste, P., [1951]; Karl Marx. Die okonomisch-philosophi-schen Manuskripte, В., 1955; The origins of marxian thought, Springfield (111.), [1957]; в рус. пер.— Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1—2, М., 1959 — 61.
Лит.: Селезнев К. Л., О. Корню. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, [Рец.], «Вопр. истории», 1956, M4;Kj з-н е ц о в В., Истоки марксистской мысли, в бюлл.: Новые книги за рубежом по обществ, наукам, 1959, М6;Ойзер-ман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962; Лапин Н. И., Борьба вокруг идейного наследия молодого Маркса, М., 1962; К а н д е л ь Е. П., Некоторые проблемы истории формирования марксистской философии в свете новейших исследований, в кн.: Из истории марксизма и международного рабочего движения, М., 1963.
В. Кузнецов. Москва. КОРСАКОВ,Сергеи Сергеевич (22 янв. 1854—1 мая 1900) — рус. психиатр, автор соч. «Курс психиатрии» (1893, 3 изд. 1913), «К психологии микроцефалов» (в сб.: Вопросы философии и психологин, кн. 21, 22, 1894) и др. Окончил Моск. ун-т (1875). Проф. Моск. ун-та (с 1892). Организатор Науч. об-ва невропатологов и психиатров (1891), один из основателей «Журнала невропатологии и психиатрии» (1901). Все природные явления К. считал проявлениями материи, изменяющейся под влиянием многообразных модификаций мировой силы (энергии), к-рая сама по себе не имеет психич. характера, ибо психика является свойством лишь живой природы. Вместе с тем в трактовке сознания К. допускал нек-рые идеалистич. моменты, оставаясь в целом на механистич. позиции. Сознание, по К., —особое, сопровождающее смену психич. состояний чувство; оно детерминировано функционированием нервной системы, внешней стимуляцией, произвольным вниманием (волей) и «высшей направляющей функцией разума» (Избр. произв., 1954, с. 241), в к-рой К. видел основание единства логич. структуры мышления и всех высших проявлений психич. деятельности людей различных эпох и стран. К. резко полемизировал с совр. ему идеалистами, напр. с Гротом по вопросу о свободе воли (см. «По вопросу о свободе воли», М., 1889). К. рассматривал психич. акты как «очень сложный рефлекс» (указ. соч., с. 31) и искал их объяснение в функционировании нервной системы, гл. обр. больших полушарий головного мозга. К. стремился найти физиологич. обоснование сущности психозов. Именем К. назван (1897) психоз, описанный им в 1887 («Об алкогольном параличе», 1887> дисс).
Лит.: Рот В. К., С. С. Корсаков. Блогр. очерк, «Ж. невропатологии и психиатрии», 1901, № 1 (имеется библ.); Бернштейн А. Н., Психологич. и филос. воззрения С. С. К., в сб.: Вопросы философии и психологии, кн. 60, М., 1901 [см. там же и др. статьи]; ЭдельштейнА. О., С. С. Корсаков, М., 1948 (имеется библиография); Б а н щ и-к о в В. М., Значение С. С. К. в развитии отечеств, психиатрии, «Ж. невропатологии и психиатрии», 1950, Л"» 5; Попов Е. А., С. С. К.— основоположник отечеств, психиатрии, М., 1954; Мирельзон Л. А., И. М. Сеченов и С. С. Корсаков, Тр. Одесского ун-та, т. 147, 1957, с. 111—13.
М. Роговин. Москва. КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО(непря мое доказательство) — доказательство,
КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — КОСЕНТИНИ 67
и к-ром заключение об истинности доказываемого суждения (тезиса доказательства) извлекается непосредственно из опровержения нек-рого др. суждения (или суждений), находящегося в определ. отношении к тезису. Обычно рассматривают разделительные и апагогические К. д.