С помощью К. и с. народы Сов. Союза «...выявляют трудности, находят средства их преодоления, отбирают лучшие формы и методы коммунистического строительства» (Программа КПСС, 1961, с. 133). К. и с. является мощным рычагом в создании мате-риально-технич. базы коммунизма, в формировании коммунистич. обществ, отношений и воспитании нового человека.
Решит, осуждение культа личности имеет огромное значение для правильного понимания и использования К. и с. Культ личности направлен против важнейшего ленинского принципа максимального использования творч. инициативы масс, критики снизу, привлечения масс к осуществлению задач парт, и гос. руководства и контроля, порождает бахвальство и равнодушие к недостаткам, культивирует произвол, субъективизм и бюрократич. подход к решению важнейших вопросов развития партии и страны.
Решения XX, XXI, XXII съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС являются примером действенного использования К. и с. В этих решениях были выявлены крупные недостатки в развитии пром-сти, строительства, с. х-ва и намечены эффективные меры по восстановлению ленинских норм парт, жизни, парт, и гос. руководства, перестройке парт, работы и др. крупные шаги в коммунистич. строительстве. Устав КПСС, принятый XXII съездом КПСС, рассматривает К. ис. как одну из важнейших ленинских норм парт, жизни и обязывает коммунистов «развивать критику и самокритику ... давать решительный отпор всяким попыткам зажима критики» (1961, с. 6). Партия всемерно поддерживает развитие К. и е., особенно критики снизу, и заботится о создании условий для ее действенности, что является необходимым моментом ее развертывания.
Культ личности наложил свою печать и на науч. дискуссии по вопросам биологии, языкознания, философии, политич. экономии. Высказывания Сталина оказались вне науч. критики, а к ученым, не разделявшим мнения Сталина, нередко применялись методы администрирования и репрессий. Преодоление культа личности во всех его проявлениях раскрывает перед науч. мыслью возможности дальнейшего свободного развития, плодотворной борьбы мнений, глубокой науч. критики и разоблачения совр. бурж. идеологии. Коренное отличие К. и с. от критики, идущей из лагеря империалистич. идеологов, состоит в том,
КРИТИКА И САМОКРИТИКА - «КРИТИКА НАШИХКРИТИКОВ» 95
что К. и с. направлена не на расшатывание, а на укрепление, совершенствование и дальнейшее развитие социалистического общества. К. и с, будучи важнейшим средством преодоления всего старого, отжившего и поддержки нового, прогрессивного, выполняет в социалистическом обществе важную созидательную роль.
Сущность К. и с. глубоко диалектична, неразрывно связана с развитием через противоречия, с познанием специфич. противоречий развития социалистич. общества, его перерастания в коммунизм.
Формы проявления К. и с. многообразны и специфика этих форм определяется во многом сферой их действия. Так, развитие всех форм социалистич. соревнования предполагает критику делом, устранение рутины и распространение передового опыта, подтягивание отстающих до уровня передовых. Важную роль играют собрания трудящихся и постоянно действующие производств, совещания, вновь создаваемые на предприятиях производств, комитеты, печать и вся система обществ, орг-ций в пром-сти, с. х-ве, науч. учреждениях, работа плановых и руководящих хозяйств, органов. Мощным рычагом К. и с. в сфере материального произ-ва является материальная и моральная заинтересованность каждого человека в развитии социалистич. экономики, парт.-гос. контроль с участием широких масс.
В сфере политич. организации общества расширение социалистич. демократии и вовлечение всех трудящихся в управление обществ, делами, в контролирование обществ, порядка, соблюдения норм социалистич. общежития предполагают широкое развертывание К. и с. Специфич. формами в этой области являются всенародные обсуждения важнейших конституционных актов, политич. документов, реализация прав на отзыв депутатов, не оправдавших доверия народа, усиление активности и инициативы всех советских, партийных и обществ, орг-ций, система партийно-государственного контроля (см. Программа КПСС, с. 100—12).
В сфере идеологической К. и с. является движущим началом развития форм обществ, сознания. Новый опыт жизни и потребности развития науки, преодоление последствий культа личности Сталина, борьба против ревизионизма и догматизма требуют всемерного развертывания принципиальной К. и с. всего устаревшего в области идеологии и науки.
Творч. применение марксистско-ленинской теории позволяет своевременно раскрывать новое, поддерживать его, предвидеть перспективы его роста, вскрывать вредные последствия отрицат. явлений и не дать возможность недостаткам разрастись в серьезный тормоз общегосударственного масштаба, а противоречиям обостриться до социального конфликта. Максимальная острота теоретического раскрытия возникающих противоречий средствами К. и с. на основе глубокого изучения новой действительности, практики является предпосылкой их своевременного преодоления. Для этого необходимо держать под постоянным контролем общественности и подвергать решительной критике все, что мешает поступательному развитию общества к коммунизму.
По мере овладения всеми трудящимися науч. мировоззрением, по мере осуществления поставленной КПСС задачи воспитания нового человека будет возрастать роль не только критики, но и самокритики в сфере нравственной самооценки поступков человека, повышения чувства ответственности, критич. подхода к собственной деятельности. «В борьбе с пережитками прошлого, с проявлениями индивидуализма и эгоизма большая роль принадлежит общественности, воздействию общественного мнения, развитию критики и самокритики. Товарищеское осуждение
I антиобщественных поступков постепенно станет | главным средством искоренения проявлений буржуазных взглядов, нравов и обычаев» (Программа КПСС, с. 121). Неантагонистич. характер противоречий развития социалистич. общества определяет и характер К. и с. Это принципиальная, непримиримая к недостаткам, но товарищеская критика, что вытекает из ее цели, в реализации к-рой в равной мере заинтересованы все трудящиеся социалистич. общества в условиях социального единства сов. народа. К. и с. в коммунистич. обществе будет движущим стимулом развития его экономики и культуры.
Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; е г о же, Послесловие ко второму изд' 1-го т. «Капитала», там же; Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7; е г о ж е, О смешении по литики с педагогикой, там же, т. 8; е г о же, Тезисы об ос новных задачах Второго конгресса Коминтерна, там же, т. 31; его ж е, К четырехлетней годовщине Окт. революции,' там же, т. 33; КПСС в резолюциях и решениях съездов, кон ференций и пленумов ЦК, ч 1—4, 7 изд., [М], 1954 —1960' Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М.,"1961, Устав КПСС, М., 1961; XX съезд Коммунистической пар тии Советского Союза 14—25 февраля 1956 года. Стено графический отчет, т. 1—2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 янва ря — 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1959; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М-, 1962; XXII съезд КПСС и вопросы идеологич. работы, М., 1962; XXII съезд КПСС и задачи кафедр обществ наук высших учебных заведений. 30 янв.—2 февр. 1962 г., М., 1962 С, Дуделъ. Москва. .
«КРИТИКА НАШИХ КРИТИКОВ»- сборник произведений Плеханова (под псевд. Н. Бельтов), вышедший легально в России в 1906. Включал статьи «Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна», «Бернштейн и материализм», «Конрад Шмидт против К. Маркса и Ф. Энгельса», «Материализм или кантианизм», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», «Еще раз материализм», три работы против П. Струве под общим заглавием «Г-н П. Струве в роли критика Марксовой теории общественного развития» и др., а также неск. рецензий. Вошедшие в сборник произведения были напечатаны в 1891 —1902 гл. обр. в нем. с.-д. органе «Die Neue Zeit» и в журнале рус. социал-демократов «Заря». Эти работы появились в обстановке активного наступления на марксизм как его открытых врагов, так и ревизионистов во главе с Бернштейном.
Уделяя в статьях против ревизионизма осн. внимание защите филос. основ марксизма, Плеханов показывал абсурдность попыток извратить марксизм в духе вульгарного материализма, дискредитировать данную Марксом и Энгельсом критику кантианства и на этой основе заменить диалектич. материализм философией Канта. Защищая диалектику Маркса, Плеханов указывал на ее коренное отличие от диалектики Гегеля, критиковал как плоский эволюционизм, так и извращение марксизма в духе теории катастроф. В противовес ревизионистскому утверждению, будто диалектика Маркса абстрактна и наносит вред теории науч. социализма, Плеханов доказывал, что «искание конкретной истины составляет отличительный признак диалектического мышления» (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 379). Именно с отказом ревизионистов от диалектики связано их предательство дела социальной революции. «...Бернштейн,—. вместе со всеми филистерами всего земного шара,— готов городить против диалектики всякий вздор и взводить на нее самые нелепые обвинения всякий раз, когда ему кажется, что она может содействовать укреплению и развитию революционных стремлений в социалистической области»,— писал Плеханов (там же, с. 392). Показав, что теоретич. заключения Бернштейна объясняются его практич. стремлением
96 «КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ»
приспособить марксизм к интересам буржуазии, Плеханов требовал исключения Бернштейна из партии.
В ст. «О материалистич. понимании истории» и др. Плеханов изложил осн. положения историч. материализма, дал критику теории факторов, указав, что марксизм требует не простого установления взаимодействия различных факторов обществ, жизни, а выяснения основы историч. процесса. Особо рассмотрел Плеханов вопрос о взаимной связи форм обществ. сознания и их обратном воздействии на экономич. строй общества. В целом положительно оценивая марксистские филос. работы Лабриолы, Плеханов критиковал его идеи о влиянии расовых особенностей на развитие идеологии.
В статьях против Струве Плеханов подверг критике его метафизич. методологию, вскрыл безосновательность его утверждений о притуплении противоречий между буржуазией и пролетариатом и показал, что проповедь эволюционизма нужна ревизионистам для того, чтобы объявить социальную реформу единственно возможной формой обществ, развития. Плеханов разоблачил попытку Струве превратить социализм в нравственно-этич. идеал, оторванный от борьбы за диктатуру пролетариата. В ст. «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля» Плеханов разъяснил, что этич. социализм основывается на дуализме Канта. «С его помощью можно строить самые заманчивые идеалы, можно предпринимать самые смелые путешествия в „лучший мир", нисколько не помышляя о том, чтобы воплотить эти „идеал ы" в действительность» (там же, т. 1, 1956, с. 448). Еще Гегель смотрел на утверждение о недостижимости идеала как на оскорбление человеч. разума. «Заведомо несбыточный идеал для нас не идеал, а просто безнравственные пустяк и,—писал Плеханов. — Наш идеал, идеал революционной социал-демократии, это — действительность будущего» (там же, 1956, т. 2, с. 621).
Разоблачая ревизионизм с т. зр. диалектич. материализма, Плеханов в отд. вопросах допускал ошибки. Напр., он ошибочно приписывал Энгельсу согласие с утверждением, что мы только «... верим в атом» (см. там же, с. 351); утверждал, будто «первым отличительным свойством» пространства и времени является их «субъективность» (см. там же, с. 447); излишне сближал философию Маркса, к-рую он определял как род спинозизма, с материализмом прошлого. Гл. приемом критики Плехановым ревизионизма был метод обнаружения его логич. ошибок и противоречий, поэтому нек-рые его статьи носили несколько абстрактный характер.
В целом же произведения, вошедшие в сб. «К. н. к.», сыграли значит, роль в защите марксизма от его фальсификаторов. В письме от 27 июня 1899 Ленин высоко оценил работы Плеханова против Беришгейна и К. Шмидта (см. Соч., т. 34, с. 20). Появление их приветствовали Бебель и В. Либкнехт. Позже выступивший против Бернштейна Меринг солидаризировался с Плехановым. Оценивая значение плехановских выступлений против ревизионизма, Ленин писал: «... Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов» (Соч., т. 15, с. 19).
Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, гл. 2; Ф о-м и н а В. А., Филос. взгляды Г. В. Плеханова, М., 1955; Ч а г и н Б., Защита и обоснование Г. В. Плехановым диалектич. и историч. материализма в борьбе против ревизионизма, в кн.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; И о в ч у к М. Т., Г. В. Плеханов и его труды по истории философии, М., 1960.
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»(1781) — осн. соч. Канта, в к-ром изложены его общефилос, гл. обр. гносеологич., идеи.
«КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЁТКИ ПО НАЦИОНАЛЬ-НОх>1У ВОПРОСУ»— работа В. И. Ленина, посвященная разработке национального вопроса (см. Нация). Написана в октябре — декабре 1913. Впервые напечатана в 1913 в журн. «Просвещение» (№ 10, И, 12) за подписью «В. Ильин». Написанию статьи предшествовали рефераты Ленина по нац. вопросу, прочитанные летом 1913 в Цюрихе, Женеве, Лозанне и Берлине, и доклад на совещании ЦК РСДРП с парт, работниками осенью 1913. В этой статье, а также в работе «О праве наций на самоопределение» (1914), полемизируя с еврейскими и укр. оппортунистами, Ленин разъяснял требования большевистской программы по нац. вопросу, отношение коммунистов к вопросам о нац. культуре и общогос. языке, равноправии наций и «культурно-национальной автономии». Ленин показал, что при капитализме существуют две тенденции в нац. вопросе: «Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнетл, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т. д. Обе тенденции суть мировой закон капитализма» (Соч., т. 20, с. 11). Первая тенденция преобладает в начале развития капитализма, вторая — в период империализма. Исходя из этих объективных тенденций, марксисты борются за равноправие наций и языков, против всякого гнета, отстаивают самый решит, и по-следоват. демократизм во всех частях нац. вопроса. В то же время они проводят принцип интернационализма, направленный против реакц. бурж. национализма.
В каждой нац. культуре в бурж. обществе следует отличать господствующую культуру буржуазии от элементов демократич. и социалистич. культуры. Лозунг «национальной культуры» стирает это различие и вместе с тем затушевывает противоположность интересов пролетариата и буржуазии. Лозунг рабочего класса есть «...интернациональная культура демократизма и всемирного рабочего движения» (там же, с. 7). «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (там же, с. 10).
Ленин разоблачил бурж. характер требования «культурно-национальной автономии», доказав, что этот лозунг противоречит пролетарскому интернационализму. Поддерживая все, что помогает падению нац. перегородок, что усиливает связи между национальностями и ведет к их добровольному объединению, пролетариат вместо с тем должен бороться против бурж. национализма. Эта борьба составляет одну из важнейших задач марксистов всех стран.
Лит.: Л е н и н В. И., Тезисы но национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6. XII. 1913, там же; Ленинский сборник, т. XXX, [Л.], 1937, с. 7—58; Бадасаров А. С, Разработка В. И. Лениным нац. вопроса в годы нового революц. подъема, М., 1956; Издание и распространение произв. В. И. Ленина. Сб. ст. и материалов, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 202—05.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — КРКОШКА 97
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ— 1)Термин, применяемый бурж. философами для противопоставления своих теорий «наивному реализму», т. е. стихийному материализму. 2) Одна из школ совр. бурж. философии. Ведет происхождение от т. н. «критической философии» Канта; нем. идеалисты Вундт, Кюлъпе, Мессер и др. обозначали этим термином всякую философию, делающую различие между объектом и представлением субъекта об этом объекте. Во 2-й пол. 19 в. К. р. был распространен в Германии (А. Риль), Англии (А, Сет, А. Прингл-Пэттисон, Д. Хикс). Критич. реалистами именовали себя нек-рые п.) рус. махистов (Юшкевич). Как самостоят, школа возникает в США в 1916—20. Его основатели: Дрейк, Лавджой, ДЖо Б. Пратт, Роджерс, Дж. Сантаяна, Селлерс и Ч. О. Стронг, изложившие свои общие взгляды в сб. «Очерки критического реализма» («Essays in critical realism», 1920), В предисловии к нему авторы признали, что их согласие касается только «эпистемологической проблемы» (теории познания), и выражали уверенность, что можно сохранить единство в теории познания, придерживаясь различных взглядов в онтологии. Все же они приняли ряд общих онтологич. положений: а) признание реального существования объектов познания, независимых от познающего субъекта и находящихся в причинном отношении к нему; б) признание того, что чело-веч, познание как-то сообразуется с объектами; и) признание того, что в процессе познания человек может делать истинные заключения об объектах. Однако в вопросе о том, чем являются объекты познания, критич. реалисты не были едины: одни (Стронг, Дрейк и др.) рассматривали их как идеальные, другие (Селлерс) как материальные.
В теории познания критические реалисты противопоставили свои взгляды неореализму, утверждавшему, что в процессе познания объекты включаются в сознание, становясь его «содержаниями» («эпистемологический монизм»). К. р. утверждает, что человек познает объекты не непосредственно, а при помощи «данных» («data») или «сущностей» («essences»). Субъект непосредственно познает «данное», служащее посредником между субъектом и объектом. «Данное» связано с объектом, «соответствует» ему, но вместе с тем отлично от объекта. «Данное» — не отражение, не образ, а знак, символ, указывающий на присутствие объекта. Это сближает К. р. с агностицизмом кантианского толка или «иерогли-физмом» (см. «Иероглифов теория»). Достоверность познания объективной реальности нек-рые представители К. р. основывают на «животной вере». Критикуя неореалистов за отождествление объекта и «данного», т. е. психического, критич. реалисты впадают в др. крайность и метафизически разрывают объект и его образ, абсолютизируя момент их различия. В вопросах онтологии критич. реалисты обнаруживают значит, разногласия; гэссенциалистское крыло» (Сантаяна, Дрейк, Роджерс, Стронг) рассматривали «данные» как логич. «сущности», вечные и неизменные, приходя к объективному идеализму платоновского толка (учение Сантаяны о «царствах бытия») пли к субъективному идеализму, провозглашающему бытие физическим по форме и психическим по субстанции (D. Drake, What is a Mind?, «Mind», 1926, v. 35, № 138); др. группа (Селлерс, Пратт, Лавджой) считала «данные» психич. образованиями, возникающими в результате мозговой деятельности. Но и между ними не было единства: Пратт эволюционизировал в сторону персонализма; Лавджой — создал теорию «темпоралистического реализма», лежащую, по его словам, «между идеализмом и неореализмом». Селлерс в процессе своей филос. эволюции шел к материализму. В обращении к онтологии рушилось и
без того призрачное единство критич. реалистов. В 30-х гг. XX в. это течение как таковое прекращает свое существование, хотя его приверженцы продолжают, каждый в соответствии со спецификой своей философии, развивать его принципы.
Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.—Л., 1936, К о э н М. Р., Амер. мысль, пер. с англ., М., 1958; Б о д н а р Я., О совр. философии США, [пер. со словацк.], М., 1959; Ю л и н а Н. С, Концепция реальности в амер. «критич. реализме», «Филос. науки» (Научи, докл. высшей школы), 1958, [М>] 2; Б о го-молов А. С, Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., [М.],1962; Б и ч к о И., На философському раз-дор1щж1, К., 1962; Pratt J. В., Matter and spirit, N. Y., 1922; Santayana G., Scepticism and animal faith..., N. Y., [1929]: S e 1 1 а г s R. W., The philosophy of physical realism, N. Y., 1932; его же, Critical realism and modern materialism, в кн.: Philosophic thought in France and the United States, N. Y., 1950; L о v e j о у А. О., The revolt against dualism, 2 ed., La Salle (Illinois), 1960.
И. Бычко. Киев.
КРИШНАМУРТИ,Джидду (псевдоним — Алей-о н) (р. 1895) — инд. философ, писатель и поэт. Род. в Юж. Индии (г. Мадрас). Образование получил в Англии. В 20-х гг. ездил с лекциями по Европе и США. В последнее время живет в США.
Свое учение К. излагает преим. в виде кратких афористич. изречений и притч. Его воззрения примыкают к экзистенциализму и философии жизни. К. отрицает объективность общества, считая, что оно есть лишь «...внешняя проекция всех наших внутренних психологических состояний» («The first and the last freedom», N. Y., 1954, p. 26). Причину неустроенности и разлада в духовной, психич. и обществ, жизни человека К. видит в принадлежности людей к определ. группам, классам, гос-вам, к-рая якобы разъединяет и противопоставляет их друг другу.
К. критически относится ко всем священным писаниям, равно как и совр. рационалистич. теориям, считая, что они, заставляя человека действовать по своим старым образцам перед лицом каждый раз вновь возникающей ситуации, лишают тем самым человека его подлинной свободы. Зависимость от этих ложных символов и создает тот парадокс, когда человек, руководствуясь прошлым, действует во имя будущего, совершенно упуская настоящее, хотя только оно и составляет единств, эмиирич. реальность и истину бытия человека. Вся задача сводится, по К., к тому, чтобы человек обрел это свое истинное бытие, вырвавшись из-под рабской зависимости опутывающих его верований и постоянной жертвы настоящим ради прошлого и будущего. Эта цель, по мнению К., достигается только посредством любви. «...Только любовь может преобразовать нынешнее безумие мира, любовь, а не системы, правые или левые» (там же, р. 234). Основой философии К. является субъективный идеализм, разбавленный неокантианством, берг-сонианством и экзистенциализмом.
С о ч.: The kingdom of happiness, L., 1928; Causeries, Madras, 1947; Krishnamurti's talks. (Verbatim report), Madras, 1947; Education and the significance of life, N. Y., 1953; Commentaries on living. From the note books of Krishnamur-ti, N. Y., 1956; в рус. пер.— У ног учителя, СПБ, 1911; Воспитание как вид служения, СПБ, 1913.
Я. Аникеев. Москва.
КРКОШКА(Krkoska), Панкрац (26 янв. 1861 — 17 февр. 1888) — пропагандист идей марксизма в Чехии. Один из основателей и редактор (1885—88) журнала «Rovnost» («Равенство», Брно), в к-ром опубликовал статьи, излагавшие осн. вопросы учения Маркса: об историч. миссии пролетариата, о концентрации капитала, об отношении крестьянства к капитализму, о прибавочной стоимости (К. впервые пытался ввести нек-рые чешские термины для понятий марксистской экономич. науки), о философии и социализме и т. д. («Историч. задача пролетариата» — «Dejiny ukol proletariat!!», «Rov-
98 КРОМАН — КРОНЕР
nost», I, с. 3; «Машина и рабочий» — «Stroj a delnik», там же, с. 4; «Кто нас спасёт» — «Kdo nas spasi», «там же, с. 6; «Будущее в свете учения социализма»— Budoucnost die socialismu», там же, II, с. 3; «Философия социализма» — «Filosofie socialismu», там же, с. 6; «Национальность и социализм» — «Narodnost a socialismus», там же, с. 10; «Капитал в истории» — «Kapital v dejinach», там же, с. 12, и др.)- Первым из чехов К. подверг критике нек-рые неправильные взгляды Лассаля (см. «Rovnost», IV, с. 17). К. пытался организовать сбор средств для • осуществления перевода «Капитала» К. Маркса. Он опубликовал свой перевод раздела о первонач. накоплении («Rovnost», II, с. 14). К. пропагандировал среди моравских рабочих атеизм, популяризировал достижения совр. ему науки, в частности теорию Ч. Дарвина.
С о ч.: Vznik soustavy slunecni, 2 vyd,, Brno, 1891.
Лит.: So lie Z d., Delnicke hnuti v ceskych zemich koncem minuleho stoletl (1887 — 1897), [2 vyd., Praha], 1954.
И. Дубеки. ЧССР.
КРОМАН(Kroman), Кристиан Фредерик Вильгельм (29 марта 1846—26 июля 1925) — дат. бурж. философ, проф. Копенгагенского ун-та (1884—1922). Гносеология (см. «О познании природы» — «Vor Naturerkendelse», 1883) близка к неокантианской. К. строит теорию познания, исходя из анализа естеств. наук, прежде всего математики и физики. Он различает два рода наук: формальные (логика, математика, механика) и реальные (физика, химия и др.). Формальные науки, по К., имеют дело с априорными конструкциями и поэтому дают достоверные знания. Реальные же науки рассматривают наличные объекты (предметы опыта); они эмпиричны и поэтому имеют лишь вероятностный характер. Реальные науки, по К., предполагают веру в существование причинности, к-рую он трактовал идеалистически. В психологии К. выступал против психофизич. параллелизма, отстаивая учение о пси-хофизич. взаимодействии.
Осн. проявлениями этич. жизни человека являются, по К., чувство ответственности и вытекающее из него сознание вины.
Соч.: Den exakte videnskabs indlaeg i problemet om sjae-lens existens, Kbn., 1877; Kortfattet taenke-og sjaelelaere, Kbn., 1882; 5 udg., Kbn., 1915; Ethik, Kbn., 1904; Matematik-ken og erkendelseslaeren, Kbn., 1920.
Лит.: Nyman A., Rumsanalogierna inom logiken, Lund, 1926; Dansk biografisk leksikon, bd 13, 1938, s. 377— 382. А. Мысливченко. Москва.
ЕРОНЕБЕРГ,Иван Яковлевич (19 февр. 1788 — 19 окт. 1838) — рус. эстетик и переводчик; с 1819 — проф. кафедры классич. филологии, в 1826, 1829 и 1833—38 ректор Харьковского ун-та. К. один из первых перевел на рус. яз. ср.-век. поэтов и Шекспира; был сторонником шеллингианского романтизма, решал проблемы эстетики с позиций объективного идеализма, критикуя идею об иск-ве, как воспроизведении природы (см. «Амалтея...», ч. 1, X., 1825, с. 86, 88; «Минерва», ч. 1, X., 1835, с. 169—72, и др.). Соч.: [Исторический взгляд на эстетику; Материалы для истории эстетики; Отрывки и афоризмы и др.] в кн.: Брошюрка, кн. 1 —10, X., 1830—33; Подробную библ. см. в Рус.биогр. словаре, т. 9, СПБ, 1903. 3. Каменский. Москва.
КРОНЕКЕР(Kronecker), Леопольд (7 дек. 1823 — 29 дек. 1891) — нем. математик; С 1883 — проф. ун-та в Берлине. Интересовался вопросами искусства и философии. Филос. аспект взглядов К. выражен в его требовании ограничения понятия бесконечности [согласно К., бесконечные множества, напр. бесконечные ряды, в математике можно допустить лишь при условии, что в каждом отд. случае задан закон образования элементов множества (членов ряда) и выполнены известные предпосылки, позволяющие обращаться с этим множеством как с конечным выражением]. К. настаивал на полном отказе от понятия актуальн о-б е с-
конечного (см. Математическая бесконечность) и резко выступал против теории множеств Кантора. Требование К. признавать математич. объект законным лишь тогда, когда дан способ его вычисления или построения, было впоследствии (в уточненной форме) выдвинуто конструктивным направлением в математике и логике. В области оснований математики К. возглавил направление, целью к-рого была провозглашена «арифметизация» математики; согласно К., математич. теории имеют смысл лишь постольку, поскольку они могут быть сведены к арифметике [теори|1 (натуральных или целых) чисел]. Уверенность К. в возможности арифметизации всей математики и (с др. стороны) в несводимости арифметики к к.-л. более простой теории выражена в его известном афоризме: «Бог создал целые числа, все остальное —творение человека» (цит. по кн.: К л и н и С. К., Введение в метаматематику, М., 1957, с. 25).
Соч.: Werke, v. 1—5, Lpz.— В., 1895 — 1930.
Лит.: Н е г m i t е [С.], Note sur Mr. K., «Compt. rend. Acad. Sci.», 1892, t. 114, p. 19—21; FrobcniusG., Geda-clitnissrede auf L. К., В., 1893: Bell E. Т., Les grands ma-thematiciens, P., 1939, p. 497—515. А. Коноплянкин. Москва.