КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ— затруднения (противоречия), возникающие при распространении законов физики на Вселенную в целом. Клас- | сич. К. п. являются фотометрический (или парадокс Шезо—Ольберса) и гравитационный (иначе парадокс Зелигера, или Неймана—Зелигера).
Кажется естественным предположить, что повсюду в бесконечном пространстве Вселенной всегда имеются излучающие звезды и что их средняя пространств, плотность (число звезд на дапный объем пространства) в целом отлична от нуля. Однако при этом вся поверхность неба должна была бы быть ослепительно яркой, подобно, напр., поверхности Солнца; на деле поверхностная яркость ночного неба в миллионы раз ниже. Предположения о поглощении света межзвездной средой и др. не устраняют фотометрич. парадокса и могут его даже усиливать.
При аналогичных условиях возникает и гравитационный парадокс. Если повсюду в бесконечной Вселенной имеются тяготеющие массы и средняя плотность распределения их при переходе ко все большим областям пространства не стремится к нулю достаточно быстро, то ньютонов потенциал тяготения от этих масс не имеет определ. конечного значения; абс. ускорения движения тел, вычисленные на основе ньютоновой теории, могут получаться неопределенными или неограниченно большими и т. п.
Из существования этих парадоксов нередко делались выводы о необходимости отказа от применения ко Вселенной известных нам законов физики или даже о необходимости отказа от самой идеи бесконечности Вселенной. Однако оба парадокса могут быть преодолены даже в рамках классич. физики, если только учесть специфику бесконечного. Для конечной области пространства средняя плотность вещества, равная нулю, означает пустоту, отсутствие вещества. Для бесконечной области возможно такое распределение, когда средняя плотность в нек-рой, как угодно большой, но конечной области сколь угод-
- КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТ 71
но велика (но конечна), и в то же время для всего бесконечного пространства она равна нулю. Идея подобной схемы распределения была высказана еще в 18 в. Ламбертом и математически разработана Шар-лье в 1908—22.
К числу классич. К. п. можно отнести также термо-динамич. парадокс — вывод о неизбежности тепловой смерти Вселенной (см. также Энтропия).
Эти парадоксы, возникающие в рамках дорелятиви-стских представлений, не имеют места в релятивистской космологии. Гравитационный парадокс с математич. т. зр., по-видимому, обязан своим происхождением характеру уравнений поля ньютоновой теории тяготения (их линейности и эллиптичности). С физич. т. зр. это означает неучет теорией Ньютона нек-рых существ, черт поля тяготения, раскрываемых теорией Эйнштейна (в частности, конечной скорости распространения взаимодействия). Фотометрич. парадокс в принципе преодолевается уже в силу того, что Вселенная, ст. зр. теории относительности, не может быть статической — все ее составные части достаточно больших размеров должны испытывать деформацию (см. Красное смещение). О преодолении термодинамич. парадокса см. Тепловая смерть Вселенной.
К. п. прежде всего являются важным частным случаем физич. парадоксов, но им, несомненно, присуща также природа логич. парадоксов, поскольку они возникают в результате использования посылок, суждений и выводов, границы применимости к-рых на со-ответств. этапе развития науки еще не выяснены. Свойства движущейся материи бесконечно многообразны, но на каждом данном этапе развития науки мы исходим только из тех свойств и явлений, к-рые уже известны. Незнание нек-рых существ, свойств изв. явлений (напр., конечной скорости распространения взаимодействия в явлениях тяготения) или тех явлений, к-рые обнаруживаются лишь при переходе к большим масштабам (напр., явления «разбеганпя» галактик), как видно на. примере гравитац. и фотометрич. парадоксов, и создает предпосылки для возникновения парадоксов. В конечном счете основу возникновения К. п. следует искать в специфике самого объекта космологии — Вселенной. Она бесконечна в пространстве—времени, и поэтому при распространении любых законов или условий на Вселенную в целом приходится считаться с противоречиями бесконечности, в частности с возможностью нарушения аксиомы «целое больше [своей правильной] части» (см. также Бесконечность, Вселенная, Космология, Парадокс).
Значение К. п. для космологии — прежде всего эвристическое. К. п. сильно суживают круг возможных решений космологич. проблемы. В сущности уже из того простого факта, что ночью темно, следует, что Вселенная не может быть устроена как угодно: из всех мыслимых схем строения Вселенной в счет могут идти только те, к-рые свободны от фотометрического и др. К. п. В ходе развития космологии преодолеваются одни парадоксы и возникают другие; преодоление каждого из них означает шаг вперед в познании общих закономерностей строения Вселенной.
Лит.: ФесенковВ. Г., Совр. представления о Все ленной, М.—Л., 1949, гл. 4; П а р е н а г о П. П., Курс звездной астрономии, 3 изд., М., 1954, §§36, 56; 3 е л ь- м а н о в А. Л., Нерелятивист, гравитац. парадокс и общая теория относительности, «Физико-матем. науки» (Научн. докл. высшей школы), 1958, [№] 2; его же, Фотометрич. парадокс, ВСЭ, 2 изд., т. 45; его же, Гравитац. парадокс, Физич. энциклопедич. словарь, т. 1; Н а а н Г. И., О совр. состоянии космологич. науки, § 2, в сб.: Вопросы космо гонии, т. 6, М., 1958; К и п п е р А. Я., О гравитац. пара доксе, там же, т. 8, М., 1962. См. также лит. при ст. Кос мология. Г. Наап. Таллин.
КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТ (космологический принцип) — принимаемое без
72 КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТ— КОСМОЛОГИЯ
доказательства положение об однородности Вселенной, об отсутствии в ней выделенных по своим физич. свойствам точек или областей. К. п. утверждает, что осн. свойства любой достаточно большой части Вселенной тождественны свойствам любой другой ее части, имеющей размеры того же порядка, если только не принимать во внимание местных отклонений случайного характера. Одинаковы, в частности, пространств, плотность вещества и постоянная красного смещения. Термин введен в 1935 Э. А. Милном, но еще в 1923 Г. Вейль выдвигал идею, близкую к идее К. п. В 1948 Бондни Т. Голд ввели понятие совершенного (широкого, полного) К. п. В отличие от «узкого» К. п., утверждающего, что свойства данной части Вселенной одинаковы со свойствами любой другой части в каждый данный момент времени, «широкий» К. п. утверждает, что эти свойства одинаковы и в любой момент времени. Иными словами, эти свойства со временем не изменяются. Предполагается, в частности, что, несмотря на расширение любой такой области, средняя плотность вещества в ней остается неизменной (теория «стационарной Вселенной»). Из этого предположения и следует осн. вывод данной теории — о постоянном возникновении вещества из ничего (или из особого «творящего поля»—в др. варианте теории). Т. о., в этой теории К. п. играет роль осн. исходной посылки. В космологии «кинематической относительности» Милна К. п. также придается значение важнейшего закона природы. В развитии релятивистской космологии (основанной на общей теории относительности) К. п. не играет такой большой роли, тем не менее и здесь без такого рода предположения однородные изотропные модели нельзя было бы истолковывать, как это обычно делалось, как модели Вселенной в целом.
Непосредственно данными наблюдений К. п. не может быть ни подтвержден, ни опровергнут. Но он не независим от наблюдения, опыта, не является априорным положением. К. п. возник как одностороннее обобщение наблюдат. данных 20—30-х гг. 20 в., согласно к-рым галактики во всей охваченной наблюдениями области космоса распределены в среднем равномерно. Однако в 40—50-х гг. этот вывод сменился прямо противоположным: галактики распределены крайне неравномерно. Тогда стали предполагать, что равномерно распределены центры скоплений галактик, т. е. что К. п. выполняется для больших областей Вселенной, чем предполагалось ранее. Если и это не подтвердится, то всегда можно предположить, что для проявления действия К. п. просто требуется еще большая область.
Возведение в принцип положения об однородности Вселенной фактически означает преувеличение, абсолютизацию одной стороны дела. Вся история расширения наших знаний о Вселенной заставляет думать, что Вселенная столь же однородна, как и неоднородна, что она является диалектич. единством этих взаимоисключающих противоположностей. Возведение в абсолют любой из этих сторон ведет к упрощению и искажению действительности. Простейшие космологич. модели, исходящие только из однородности Вселенной, являются именно такими очень упрощенными схемами. Отказ от К. п. в релятивистской космологии — теория неоднородной анизотропной Вселенной — является преодолением этой односторонности.
Лит.: Н а а н Г. И., Общие вопросы космологии, в сб.: Внегалактич. астрономия и космология. Тр. шестого совещания по вопросам космогонии 5—7 июня 1957 г., М., 1959; ЗельмановА. Л., К релятивист, теории анизотропной неоднородной Вселенной, там же; его же, К постановке космологич. проблемы, в сб.: Тр. второго съезда Всесоюзн. астрономо-геодезич. об-ва 25—31 января 1955 г., М., 1960; Weyl H., Zur allgemeinen Relativi-tatstheorie, «Phys. Z.», 1923, Jg 24. № 11, S- 230—32;
M i 1 n e E. A., Relativity, gravitation and world - struc ture, Oxf., 1935; BondiE., G о 1 d Т., The steady-state theory of the expanding universe, «Monthly Notices. Roy. Astron. Soc», 1948, v. 108, p. 252—70; В о n d i H., Cosmo logy, 2 ed., Camb., 1960. Г. Наан. Таллин.
КОСМОЛОГИЯ(от греч. xojtxo? — мир,
Вселенная, а также строй, порядок, в противоположность хаосу, и Хо-^ос, — слово, учение) — учение о Вселенной как целом и о всей охваченной астроно-мич. наблюдениями области Вселенной как части этого целого.
К. развивалась как раздел астрономии. Нередко ее рассматривают также как раздел физики или философии. Фактически совр. К. является пограничной наукой на стыке астрономии, физики и философии. Наиболее общие положения К. имеют непосредственно филос. характер, поэтому К. являлась и является ареной борьбы мировоззрений.
Первые наивные космологич. представления зародились в глубокой древности в результате попыток человека осознать свое место в мироздании. Для этих воззрений характерны антропоморфизм и антропоцентризм. Процесс становления К. происходил в порядке взаимосвязанного развития, с одной стороны, абстрактного мышления, с другой — средств и методов наблюдения. Мн. общие вопросы К. были поставлены филос. мыслью задолго до того, как стало возможным подходить к решению этих вопросов средствами астрономии и физики. Таковы, напр., вопрос о том, является ли Вселенная единым целым или множеством отд. миров, вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, поставленные др.-греч. философами. Идея Вселенной как единого, вечного' и закономерного процесса имеется уже у Гераклита (см. А 5, 10; В 30, 65, 76,- 90, Diels9). Первая попытка представить строение Вселенной в целом на основе наблюдат. данных — геоцентрич. система мира (см. Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира). Важнейшие космологич. идеи этой системы: неподвижность и центральное положение Земли во Вселенной, пространств, ограниченность последней, коренное различие физич. природы «земного» и «небесного». Эти космологич. идеи были преодолены только голиоцентрич. системой мира. Уже Дж. Бруно сделал из нее вывод о безграничности Вселенной; этот вывод получил физич. обоснование в теории тяготения Ньютона: статическая ограниченная Вселенная несовместима с законом всемирного тяготения. Что касается представления о противоположности «земного» и «небесного», то оно было подорвано уже самим выводом о том, что Земля — лишь одна из планет, т. е. часть «небесного»; телескопич. открытия Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона и спектральный анализ показали полное единство физич. законов и химич. состава «земного» и «небесного».
По мере развития средств и методов астрономии расширялась охваченная наблюдениями часть Вселенной, и космич. роль Земли представлялась все более и более скромной. Системы Птолемея и Коперника (в первонач. виде) были по существу К. солнечной системы. Только постепенно выяснилось, какую исчезающе малую долю объема «звездной вселенной» — Галактики охватывает солнечная система: Солнце — лишь одна из примерно 100 млрд. звезд этой системы. Выяснение протяженности Галактики заняло ок. 150 лет. Хотя еще Райт, Ламберт и Кант в 50—60-х гг. 18 в. высказывали догадку не только о том, что все видимые звезды образуют огранич. дискообразную систему, но и о том, что существует множество таких систем, даже в нач. 20 в. среди астрономов были широко распространены представления, будто наша Галактика и есть вся материальная Вселенная (неограниченность самого пространства приэтом обычно не подвергалась сомнению). Когда же
КОСМОЛОГИЯ 73
было окончательно доказано, что существует огромное количество звездных систем, в общем сходных с нашей, вновь появилась тенденция лишь отодвинуть границы Вселенной, без отказа от самого понятия границы. Теперь за Вселенную принималась уже система галактик — Метагалактика.
Науч. К. в своем развитии прошла два крупных этапа — ньютонианский и релятивистский. Предпосылками возникновения науч. К. был отказ от геоцентризма, создание классич. механики и открытие закона всемирного тяготения. Со времен Ньютона космоло-гич. проблема могла ставиться уже не умозрительно, а как физич. задача. Первоначально, в связи с господством механистич. мировоззрения, она сводилась к задаче о поведении бесконечной системы масс, управляемой силами всемирного тяготения. Конкретным образом системы масс, к-рой оперировала ньютонова К., была звездная система. Начало нового, совр. этапа в развитии К. связано, с одной стороны, с созданием общей теории относительности и первых релятивистских моделей мира (1917—22), с др. стороны, с установлением звездной природы и внегалактич. положения спиральных «туманностей» (1917—24). Сопоставление теоретич. и наблюдат. выводов стало возможно после открытия Хабблом в 1929 закона красного смещения, а конкретным образом космологич. системы масс стала система галактик. Начался этот новый этап с попыток преодоления на основе новой теории тяготения тех космологич. затруднений, к-рые были унаследованы от классич. (дорелятивистской) физики (см. Космологические парадоксы). Казалось, что бесконечная Вселенная с равномерным (в среднем) распределением тяготеющих и излучающих масс (звезд) при отличной от нуля пространств, плотности масс существовать не может. Выход формально можно было искать в одном из трех направлений: либо отказаться от предположения о равномерном (хаотич.) распределении космич. масс, либо от предположения о бесконечном объеме пространства Вселенной, либо, наконец, предположить, что ньютонов закон тяготения выполняется лишь приближенно. Возможность решения проблемы в первом из этих направлений рассмотрел в 1908—22 Шарлье (в общем виде идея была выдвинута еще в 18 в. Ламбертом). Это т. н. перархич. схема строения Вселенной, исходящая из представления о строгой закономерности строения и пространств, распределения космич. систем: определ. число звезд образует систему (галактику) первого порядка, определ. число к-рых, в свою очередь, образует систему (галактику) второго порядка, и т. д. до бесконечности. Вселенная есть система бесконечно высокого порядка сложности. Если величины, характеризующие каждую из систем (линейные размеры, массы, плотности), связаны опред. соотношениями, то такая бесконечная система свободна от космологич. парадоксов. При стремлении размеров системы к бесконечности ее плотность стремится к нулю. Однако такая схема казалась слишком искусственной. Поиски решения во втором направлении в рамках ньютоновой физики также представлялись мало обнадеживающими. Со времен Римана было известно, что безграничное пространство может быть как конечным, так и бесконечным. Однако первая из этих возможнос-стей представлялась лишь математич. абстракцией. Идея Маха и др. о возможности пространственно конечной Вселенной не получила поэтому признания. Третью возможность рассмотрел в 1895 Нейман; он показал, что гравитац. парадокс устраняется, если предположить, что на больших расстояниях сила тяготения убывает быстрее, чем по закону обратных квадратов (или, что эквивалентно, что на больших расстояниях наряду с силами притяжения действуют еще неизвестные силы отталкивания, ослабляющие
гравитац. эффекты). Однако не существовало никаких данных для обоснования таких предположений. В 1917 Эйнштейн сделал попытку применить к решению космологич. проблемы созданную им релятивистскую теорию тяготения — общую теорию относительности. Оказалось, что если исходить из предположения о статичности Вселенной, то в рамках новой теории тяготения возникают затруднения, аналогичные тем, к-рые имеют место в классич. (ньютоновой) теории. Поэтому Эйнштейн видоизменил ур-ния тяготения общей теории относительности путем введения в них т. н. космологич. члена. Это видоизменение означало предположение о существовании неизвестных сил отталкивания, сказывающихся на больших расстояниях. Решение ур-ний тяготения с космологич. членом в предположении о статистически однородном и изотропном распределении вещества дает замкнутое (конечное) пространство. Др. статич. (псевдостатич.) модель была построена де Ситтером. В 1922—24 А. А. Фридман показал, что для такого видоизменения ур-ний тяготения нет достаточных оснований: «космологический член» может соответствовать не только отталкиванию, но и притяжению и, что наиболее существенно, обычные ур-ния Эйнштейна также имеют космологич. решения, свободные от указанных затруднений. Но пространство таких моделей не является статическим, кривизна пространства со временем изменяется, пространство деформируется. После открытия Хаббла оказалось, однако, что это не недостаток, а преимущество новых моделей: Метагалактика не является статич. системой, и модели Фридмана могут рассматриваться как теоретич. объяснение эффекта «разбегания» галактик. Однако простейшие релятивистские модели, если рассматривать их как модели Вселенной в целом, приводят к принципиальным затруднениям, к-рые были использованы фидеизмом и идеализмом для «обоснования» идеи сотворения мира из ничего или первозданного хаоса, притом в очень недалеком, по астро-номич. масштабам, прошлом — 2—10 млрд. лет. С т. зр. самой К. и астрономии, предположение, лежащее в основе изотропных однородных моделей, и распространенное представление, что галактика или скопление галактик является высшим, наиболее сложным структурным образованием, за к-рым следует уже непосредственно Вселенная, сильно задержало изучение строения Метагалактики. Вплоть до 40-х гг. преобладал взгляд о беспорядочном распределении галактик, а обнаружившиеся неоднородности рассматривались как неоднородности местного характера (см. Космологический постулат). Для преодоления затруднений, связанных с простейшими моделями, были сделаны попытки отказаться от основного упрощающего предположения о равномерном распределении вещества и построить более сложные — неоднородные анизотропные модели. Это задача исключит, математич. сложности. Однако уже полученные результаты показывают, что на этом пути можно, по-видимому, преодолеть все осн. затруднения совр. К. без какой-то кардинально новой физич. теории. Однако при переходе к существенно большим масштабам (системе метагалактик) совр. теоретич. база К. может оказаться недостаточной, как ньютонова физика оказалась недостаточной для объяснения явлений метагалактич. масштабов. Известны также попытки найти решение космологич. проблемы вне рамок общей теории относительности. К их числу относится К. «кинематической относительности» англ. астрофизика Милна, созданная в 30-х гг. Схема Милна крайне искусственна и распространения не получила. Др. космологич. теории, напр. Иордана, также не имеют особого влияния. Значительно большей популярностью пользуется среди ученых
74 КОСМОЛОГИЯ — КОСМОПОЛИТИЗМ
Запада модель «стационарной Вселенной» Бонди, Голда и Хойла (1948). В наст, время она обычно рассматривается как альтернативная к релятивистским моделям «динамической Вселенной». Идея этой модели такова. Вселенная существовала и будет существовать вечно без к.-л. этапов катастрофальной эволюции. Она всегда расширялась, расширяется и будет расширяться, однако плотность вещества при этом остается неизменной за счет постоянного возникновения вещества. В первонач. варианте теории вещество возникает из ничего; в варианте, развитом Хойлом, источником вещества является физич. «творящее» поле не известной пока природы, причем тензор этого поля вводится в уравнения поля общей теории относительности. Здесь теория может рассматриваться как особый случай релятивистской космоло-гич. теории.
К. занимается также «термодинамикой Вселенной» (см. Энтропия, Тепловая смерть Вселенной). Пограничной проблемой К., космогонии, астрофизики и ядерной физики является проблема нуклеогенеза, т. е. происхождения химич. элементов. В связи с открытием античастиц в К. стала обсуждаться проблема «антимиров» — гипотетич. космич. объектов, построенных из антивещества (античастиц). Это, однако, только небольшая часть более общей проблемы симметрии Вселенной. К проблемам К. можно отнести также проблему распространенности органич. жизни во Вселенной (в наст, время это пограничная проблема К., космогонии, астрофизики и биохимии). Совр. т. зр. состоит в том, что жизнь во Вселенной хотя и не всеобщее, но далеко не исключит, явление.
Ряд существующих космологич. концепций складывался под влиянием позитивизма. Это сказалось прежде всего в стремлении развивать К. независимо от философии, далее, в неосноват. претензии получить сразу и окончательно исчерпывающее решение вопроса о строении Вселенной в целом. Отсюда стремление рассматривать космологич. модели не как очередные ступеньки бесконечного процесса познания бесконечной Вселенной, а как окончат, результат, не как схематич. модели Метагалактики, а как адекватную модель всей Вселенной. Это сказалось, наконец, в игнорировании диалектич. противоречивости Вселенной. Объект К. — Вселенная — одновременно является предельно всеобщим (ибо не существует ничего, что не входило бы во Вселенную) и в то же время предельно единичным (ибо, помимо нее, вообще ничего не существует). Поэтому, напр., в общем виде вопрос о том, какие черты Вселенной являются единичными, какие особенными и какие всеобщими, без дальнейшего уточнения лишен смысла: наиболее общие свойства Вселенной — это и ее индивидуальные свойства, не присущие какому бы то ни было другому объекту. Но поскольку мы всегда наблюдаем не непосредственно к.-л. «свойства Вселенной в целом» (напр., ее протяженность или кривизну ее пространственно-временного континуума), а лишь свойства определ. космич. системы как ее части, то вопрос о разделении индивидуальных, особых и общих свойств приобретает в познании Вселенной решающее значение. Так, если Вселенная однородна, как утверждает космологич. постулат, то в зависимости от отбора данных можно получить, напр., вывод о ее конечности в пространстве или времени, о том, что возраст Вселенной в целом меньше возраста ее составных частей и т. п. Если же она неоднородна (в широком смысле), т. е. можно допустить, напр., что в каких-то др. метагалактиках действует иной закон тяготения, то это означало бы, что мы наблюдаем лишь единичные и особенные свойства космич. систем, не отражающие общих черт строения Вселенной; тогда доля познанного во Вселенной не
превышает ее познанной доли и даже при сколь угодно быстром прогрессе познания мы всегда будем знать лишь бесконечно малую часть Вселенной и никогда не сможем ничего сказать о Вселенной в целом. Др. словами, мы должны были бы сделать вывод, что Вселенная как объект непознаваема, и предмета К. не существует. Диалектика состоит здесь в том, что бесконечная (в пространстве— времени и по неисчерпаемости свойств) всеохватывающая Вселенная является единством и взаимопроникновением взаимоисключающих противоположностей: однородности и неоднородности, прерывного и непрерывного, единого и многообразного, конечного и бесконечного, симметричного и несимметричного, обратимого и необратимого. Познавая конечное, мы всегда познаем и какие-то черты бесконечного, по части можем делать нек-рые выводы о целом, но не можем просто переносить свойства одного на другое. Проблемы совр. К. должны решаться общими усилиями астрономии, физики и философии. Сов. наука имеет в этом отношении определ. успехи. До недавнего времени К. уделялось у нас несравненно меньше внимания, чем др. разделам астрономии, что объясняется, во-первых, тем, что до недавнего времени в СССР отсутствовали сверхмощные инструменты, необходимые для работ в области внсгалактич. астрономии. Во-вторых, в условиях догматизма, порожденного культом личности Сталина, теоретич. основа совр. К.— теория относительности — подвергалась со стороны ряда философов и отд. физиков нигилистич. критике, а релятивистская К. рассматривалась ими как всецело идеалистическая. Сейчас, когда оба эти препятствия преодолены, Сов. Союз, занимающий ведущее положение в освоении космоса, имеет также все предпосылки для того, чтобы сделать крупный шаг вперед в теоретич. осмысливании его общих закономерностей.
См. также статьи Бесконечность, Пространство и время, Вселенная, Тяготение всемирное.
Лит.: Шкловский И. С, Фотометрич. парадокс для радиоизлучения метагалактики, «Астрономич. жур нал», 1953, т. 30, вып. 5, с. 495 — 508; Внегалактич. астроно мия и К. Тр. шестого совещания по вопросам космогонии 5 — 7 июня 1957 г., М., 1959; ЗельмановА. Л., К., БСЭ, 2 изд., т. 23; его ж е, К., в сб.: Астрономия в СССР за тридцать лет (1917 —1947), М.—Л., 1948 (имеется библ.); его же, К постановке космологич. проблемы, в кн.: Тр. второго съезда Всесоюзного астрономо-геодезич. об-ва 25—31 янв. 1955 г., М., 1960; Н а а н Г. И., О совр. состо янии космологич. науки, в кн.: Вопр. космогонии, т. 6, М.. 1958; его же, О бесконечности Вселенной, «Вопр. философии», 1961, №6; М а к - В и т т и Г. К., Общая теория относительности и К., М., 1961; Л а н д а у Л. Д. и ЛифшицЕ. М., Теория поля, 4 изд., М., 1962; А м- барцумннВ. А., Проблемы внегалактич. исследований, в сб.: Вопр. космогонии, т. 8, М., 1962, с. 3—26; Robert- s о n H. P., Relativistic cosmology. «Rev. of Modern Phy sics», 1933, v. 5, Kt 1; T о 1 m a n R. C, Relativity, ther modynamics and cosmology, Oxf., 1934; Heckmann O. H. L., SchUcking Ё., Newtonsche und Einsteinsche Kosmologie, Handbuch der Physik, hrsg. von S. Fliigge, Bd 53, В.— Gott.— Hdlb., 1959; В о n d i H., Cosmology, 2 ed., Camb., 1960. Г. Наан. Таллин.
КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. у.ощос, — мир, вселенная и noXizeia — гражданство) — идеология т. н. «мирового гражданства», реакц. бурж. идеология, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма, отрицающая нац. . суверенитет.
Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-исто-рич. условиями. По свидетельству Диогена Лаэртского, слово «космополит» (греч. хоз[аопоА.(тг,?) было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI, 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона. (Plutarchi Мог. 329А-В). Нек-рые считают, что уже Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина. Это основано на высказывании Эниктета: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин
КОСМОПОЛИТИЗМ ' 75
или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I, 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. Нем. исследователь Мевальдт утверждал, что идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия, а позже частично у Теофраста (см. «Das Weltbiirger-tum in der Antike», см. в журн.: «Die Antike», В.— Lpz., 1926, Bd 2, H. 3, S. 178).
Кризис антич. полиса и создание гос-ва Александра Македонского явились причиной возникновения кос-мополитич. воззрений различного социально-классового содержания. Мировая империя Александра служила в известной мере образцом для космополитич. построений. Экспансионистские интересы рабовладельцев явились одним из источников космополитич. концепций, обосновывавших расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий).
К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое — «золотой век». Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополитич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по всемирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич. форме в этой концепции снимались классовые различия и границы между народами и содержались идеи единства мира. Объективно они оправдывали равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).
В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над светской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод, раздробленности стран (Данте, Т. Кампанелла). Выдвинув лозунг «Моим отечеством является весь мир», идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. «De monarchia», в кн.: Opere mino-ri, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противником мирового гос-ва ср.-век. феод, типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств.