Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 13 страница



КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ— затруд­нения (противоречия), возникающие при распростра­нении законов физики на Вселенную в целом. Клас- | сич. К. п. являются фотометрический (или парадокс Шезо—Ольберса) и гравитационный (иначе парадокс Зелигера, или Неймана—Зелигера).

Кажется естественным предположить, что повсюду в бесконечном пространстве Вселенной всегда имеются излучающие звезды и что их средняя пространств, плотность (число звезд на дапный объем пространства) в целом отлична от нуля. Однако при этом вся поверх­ность неба должна была бы быть ослепительно яркой, подобно, напр., поверхности Солнца; на деле поверх­ностная яркость ночного неба в миллионы раз ниже. Предположения о поглощении света межзвездной средой и др. не устраняют фотометрич. парадокса и могут его даже усиливать.

При аналогичных условиях возникает и гравита­ционный парадокс. Если повсюду в бесконечной Все­ленной имеются тяготеющие массы и средняя плот­ность распределения их при переходе ко все большим областям пространства не стремится к нулю достаточ­но быстро, то ньютонов потенциал тяготения от этих масс не имеет определ. конечного значения; абс. уско­рения движения тел, вычисленные на основе ньюто­новой теории, могут получаться неопределенными или неограниченно большими и т. п.

Из существования этих парадоксов нередко дела­лись выводы о необходимости отказа от применения ко Вселенной известных нам законов физики или даже о необходимости отказа от самой идеи бесконеч­ности Вселенной. Однако оба парадокса могут быть преодолены даже в рамках классич. физики, если только учесть специфику бесконечного. Для конеч­ной области пространства средняя плотность веще­ства, равная нулю, означает пустоту, отсутствие вещества. Для бесконечной области возможно такое распределение, когда средняя плотность в нек-рой, как угодно большой, но конечной области сколь угод-


- КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТ 71

но велика (но конечна), и в то же время для всего бесконечного пространства она равна нулю. Идея подобной схемы распределения была высказана еще в 18 в. Ламбертом и математически разработана Шар-лье в 1908—22.

К числу классич. К. п. можно отнести также термо-динамич. парадокс — вывод о неизбежности тепловой смерти Вселенной (см. также Энтропия).

Эти парадоксы, возникающие в рамках дорелятиви-стских представлений, не имеют места в релятивистской космологии. Гравитационный парадокс с математич. т. зр., по-видимому, обязан своим происхождением ха­рактеру уравнений поля ньютоновой теории тяготения (их линейности и эллиптичности). С физич. т. зр. это означает неучет теорией Ньютона нек-рых существ, черт поля тяготения, раскрываемых теорией Эйн­штейна (в частности, конечной скорости распростра­нения взаимодействия). Фотометрич. парадокс в прин­ципе преодолевается уже в силу того, что Вселенная, ст. зр. теории относительности, не может быть стати­ческой — все ее составные части достаточно больших размеров должны испытывать деформацию (см. Крас­ное смещение). О преодолении термодинамич. пара­докса см. Тепловая смерть Вселенной.

К. п. прежде всего являются важным частным слу­чаем физич. парадоксов, но им, несомненно, присуща также природа логич. парадоксов, поскольку они воз­никают в результате использования посылок, сужде­ний и выводов, границы применимости к-рых на со-ответств. этапе развития науки еще не выяснены. Свойства движущейся материи бесконечно много­образны, но на каждом данном этапе развития науки мы исходим только из тех свойств и явлений, к-рые уже известны. Незнание нек-рых существ, свойств изв. явлений (напр., конечной скорости распростра­нения взаимодействия в явлениях тяготения) или тех явлений, к-рые обнаруживаются лишь при переходе к большим масштабам (напр., явления «разбеганпя» галактик), как видно на. примере гравитац. и фото­метрич. парадоксов, и создает предпосылки для воз­никновения парадоксов. В конечном счете основу возникновения К. п. следует искать в специфике са­мого объекта космологии — Вселенной. Она беско­нечна в пространстве—времени, и поэтому при распро­странении любых законов или условий на Вселенную в целом приходится считаться с противоречиями бес­конечности, в частности с возможностью нарушения аксиомы «целое больше [своей правильной] части» (см. также Бесконечность, Вселенная, Космология, Парадокс).

Значение К. п. для космологии — прежде всего эвристическое. К. п. сильно суживают круг возмож­ных решений космологич. проблемы. В сущности уже из того простого факта, что ночью темно, следует, что Вселенная не может быть устроена как угодно: из всех мыслимых схем строения Вселенной в счет могут идти только те, к-рые свободны от фотометри­ческого и др. К. п. В ходе развития космологии прео­долеваются одни парадоксы и возникают другие; преодоление каждого из них означает шаг вперед в познании общих закономерностей строения Все­ленной.

Лит.: ФесенковВ. Г., Совр. представления о Все­
ленной, М.—Л., 1949, гл. 4; П а р е н а г о П. П., Курс
звездной астрономии, 3 изд., М., 1954, §§36, 56; 3 е л ь-
м а н о в А. Л., Нерелятивист, гравитац. парадокс и общая
теория относительности, «Физико-матем. науки» (Научн.
докл. высшей школы), 1958, [№] 2; его же, Фотометрич.
парадокс, ВСЭ, 2 изд., т. 45; его же, Гравитац. парадокс,
Физич. энциклопедич. словарь, т. 1; Н а а н Г. И., О совр.
состоянии космологич. науки, § 2, в сб.: Вопросы космо­
гонии, т. 6, М., 1958; К и п п е р А. Я., О гравитац. пара­
доксе, там же, т. 8, М., 1962. См. также лит. при ст. Кос­
мология. Г. Наап.
Таллин.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТ (космо­логический принцип) — принимаемое без


72 КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТКОСМОЛОГИЯ


доказательства положение об однородности Вселен­ной, об отсутствии в ней выделенных по своим физич. свойствам точек или областей. К. п. утверждает, что осн. свойства любой достаточно большой части Все­ленной тождественны свойствам любой другой ее ча­сти, имеющей размеры того же порядка, если только не принимать во внимание местных отклонений слу­чайного характера. Одинаковы, в частности, про­странств, плотность вещества и постоянная красного смещения. Термин введен в 1935 Э. А. Милном, но еще в 1923 Г. Вейль выдвигал идею, близкую к идее К. п. В 1948 Бондни Т. Голд ввели понятие совершен­ного (широкого, полного) К. п. В отличие от «узкого» К. п., утверждающего, что свойства данной части Вселенной одинаковы со свойствами любой другой части в каждый данный момент времени, «широкий» К. п. утверждает, что эти свойства одинаковы и в лю­бой момент времени. Иными словами, эти свойства со временем не изменяются. Предполагается, в част­ности, что, несмотря на расширение любой такой обла­сти, средняя плотность вещества в ней остается неиз­менной (теория «стационарной Вселенной»). Из этого предположения и следует осн. вывод данной теории — о постоянном возникновении вещества из ничего (или из особого «творящего поля»—в др. ва­рианте теории). Т. о., в этой теории К. п. играет роль осн. исходной посылки. В космологии «кинематиче­ской относительности» Милна К. п. также придается значение важнейшего закона природы. В развитии релятивистской космологии (основанной на общей теории относительности) К. п. не играет такой боль­шой роли, тем не менее и здесь без такого рода пред­положения однородные изотропные модели нельзя было бы истолковывать, как это обычно делалось, как модели Вселенной в целом.

Непосредственно данными наблюдений К. п. не может быть ни подтвержден, ни опровергнут. Но он не независим от наблюдения, опыта, не является априорным положением. К. п. возник как односто­роннее обобщение наблюдат. данных 20—30-х гг. 20 в., согласно к-рым галактики во всей охваченной наблюдениями области космоса распределены в сред­нем равномерно. Однако в 40—50-х гг. этот вывод сменился прямо противоположным: галактики рас­пределены крайне неравномерно. Тогда стали пред­полагать, что равномерно распределены центры скоп­лений галактик, т. е. что К. п. выполняется для боль­ших областей Вселенной, чем предполагалось ранее. Если и это не подтвердится, то всегда можно предпо­ложить, что для проявления действия К. п. просто требуется еще большая область.

Возведение в принцип положения об однородности Вселенной фактически означает преувеличение, аб­солютизацию одной стороны дела. Вся история рас­ширения наших знаний о Вселенной заставляет ду­мать, что Вселенная столь же однородна, как и не­однородна, что она является диалектич. единством этих взаимоисключающих противоположностей. Воз­ведение в абсолют любой из этих сторон ведет к упро­щению и искажению действительности. Простейшие космологич. модели, исходящие только из однород­ности Вселенной, являются именно такими очень упрощенными схемами. Отказ от К. п. в релятивист­ской космологии — теория неоднородной анизотроп­ной Вселенной — является преодолением этой одно­сторонности.

Лит.: Н а а н Г. И., Общие вопросы космологии, в сб.: Внегалактич. астрономия и космология. Тр. шестого сове­щания по вопросам космогонии 5—7 июня 1957 г., М., 1959; ЗельмановА. Л., К релятивист, теории анизо­тропной неоднородной Вселенной, там же; его же, К постановке космологич. проблемы, в сб.: Тр. второго съезда Всесоюзн. астрономо-геодезич. об-ва 25—31 января 1955 г., М., 1960; Weyl H., Zur allgemeinen Relativi-tatstheorie, «Phys. Z.», 1923, Jg 24. № 11, S- 230—32;


M i 1 n e E. A., Relativity, gravitation and world - struc­
ture, Oxf., 1935; BondiE., G о 1 d Т., The steady-state
theory of the expanding universe, «Monthly Notices. Roy.
Astron. Soc», 1948, v. 108, p. 252—70; В о n d i H., Cosmo­
logy, 2 ed., Camb., 1960. Г. Наан. Таллин.

КОСМОЛОГИЯ(от греч. xojtxo? — мир,

Вселенная, а также строй, порядок, в противополож­ность хаосу, и Хо-^ос, — слово, учение) — учение о Вселенной как целом и о всей охваченной астроно-мич. наблюдениями области Вселенной как части этого целого.

К. развивалась как раздел астрономии. Нередко ее рассматривают также как раздел физики или фило­софии. Фактически совр. К. является пограничной наукой на стыке астрономии, физики и философии. Наиболее общие положения К. имеют непосредствен­но филос. характер, поэтому К. являлась и является ареной борьбы мировоззрений.

Первые наивные космологич. представления заро­дились в глубокой древности в результате попыток человека осознать свое место в мироздании. Для этих воззрений характерны антропоморфизм и антропо­центризм. Процесс становления К. происходил в по­рядке взаимосвязанного развития, с одной стороны, абстрактного мышления, с другой — средств и мето­дов наблюдения. Мн. общие вопросы К. были постав­лены филос. мыслью задолго до того, как стало воз­можным подходить к решению этих вопросов сред­ствами астрономии и физики. Таковы, напр., вопрос о том, является ли Вселенная единым целым или множеством отд. миров, вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, поставленные др.-греч. философами. Идея Вселенной как единого, вечного' и закономерного процесса имеется уже у Гераклита (см. А 5, 10; В 30, 65, 76,- 90, Diels9). Первая попытка представить строение Вселенной в целом на основе наблюдат. данных — геоцентрич. система мира (см. Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира). Важнейшие космологич. идеи этой системы: непо­движность и центральное положение Земли во Все­ленной, пространств, ограниченность последней, ко­ренное различие физич. природы «земного» и «небес­ного». Эти космологич. идеи были преодолены только голиоцентрич. системой мира. Уже Дж. Бруно сде­лал из нее вывод о безграничности Вселенной; этот вывод получил физич. обоснование в теории тяготе­ния Ньютона: статическая ограниченная Вселен­ная несовместима с законом всемирного тяготения. Что касается представления о противоположности «земного» и «небесного», то оно было подорвано уже самим выводом о том, что Земля — лишь одна из пла­нет, т. е. часть «небесного»; телескопич. открытия Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона и спек­тральный анализ показали полное единство физич. законов и химич. состава «земного» и «небесного».

По мере развития средств и методов астрономии расширялась охваченная наблюдениями часть Все­ленной, и космич. роль Земли представлялась все более и более скромной. Системы Птолемея и Копер­ника (в первонач. виде) были по существу К. сол­нечной системы. Только постепенно выяснилось, какую исчезающе малую долю объема «звездной все­ленной» — Галактики охватывает солнечная система: Солнце — лишь одна из примерно 100 млрд. звезд этой системы. Выяснение протяженности Галактики заняло ок. 150 лет. Хотя еще Райт, Ламберт и Кант в 50—60-х гг. 18 в. высказывали догадку не только о том, что все видимые звезды образуют огранич. ди­скообразную систему, но и о том, что существует мно­жество таких систем, даже в нач. 20 в. среди астро­номов были широко распространены представления, будто наша Галактика и есть вся материальная Все­ленная (неограниченность самого пространства приэтом обычно не подвергалась сомнению). Когда же


КОСМОЛОГИЯ 73


было окончательно доказано, что существует огром­ное количество звездных систем, в общем сходных с нашей, вновь появилась тенденция лишь отодвинуть границы Вселенной, без отказа от самого понятия гра­ницы. Теперь за Вселенную принималась уже си­стема галактик — Метагалактика.

Науч. К. в своем развитии прошла два крупных эта­па — ньютонианский и релятивистский. Предпосыл­ками возникновения науч. К. был отказ от геоцент­ризма, создание классич. механики и открытие закона всемирного тяготения. Со времен Ньютона космоло-гич. проблема могла ставиться уже не умозрительно, а как физич. задача. Первоначально, в связи с гос­подством механистич. мировоззрения, она сводилась к задаче о поведении бесконечной системы масс, управ­ляемой силами всемирного тяготения. Конкретным образом системы масс, к-рой оперировала ньютонова К., была звездная система. Начало нового, совр. этапа в развитии К. связано, с одной стороны, с созда­нием общей теории относительности и первых реля­тивистских моделей мира (1917—22), с др. стороны, с установлением звездной природы и внегалактич. положения спиральных «туманностей» (1917—24). Сопоставление теоретич. и наблюдат. выводов стало возможно после открытия Хабблом в 1929 закона красного смещения, а конкретным образом космологич. системы масс стала система галактик. Начался этот новый этап с попыток преодоления на основе новой теории тяготения тех космологич. затруднений, к-рые были унаследованы от классич. (дорелятивистской) физики (см. Космологические парадоксы). Казалось, что бесконечная Вселенная с равномерным (в сред­нем) распределением тяготеющих и излучающих масс (звезд) при отличной от нуля пространств, плотности масс существовать не может. Выход формально мож­но было искать в одном из трех направлений: либо отказаться от предположения о равномерном (хаотич.) распределении космич. масс, либо от предположения о бесконечном объеме пространства Вселенной, либо, наконец, предположить, что ньютонов закон тяго­тения выполняется лишь приближенно. Возмож­ность решения проблемы в первом из этих направле­ний рассмотрел в 1908—22 Шарлье (в общем виде идея была выдвинута еще в 18 в. Ламбертом). Это т. н. перархич. схема строения Вселенной, исходящая из представления о строгой закономерности строения и пространств, распределения космич. систем: определ. число звезд образует систему (галактику) первого по­рядка, определ. число к-рых, в свою очередь, образует систему (галактику) второго порядка, и т. д. до бес­конечности. Вселенная есть система бесконечно вы­сокого порядка сложности. Если величины, характе­ризующие каждую из систем (линейные размеры, мас­сы, плотности), связаны опред. соотношениями, то такая бесконечная система свободна от космологич. парадоксов. При стремлении размеров системы к бес­конечности ее плотность стремится к нулю. Однако такая схема казалась слишком искусственной. Поиски решения во втором направлении в рамках ньютоно­вой физики также представлялись мало обнадежи­вающими. Со времен Римана было известно, что без­граничное пространство может быть как конечным, так и бесконечным. Однако первая из этих возможнос-стей представлялась лишь математич. абстракцией. Идея Маха и др. о возможности пространственно ко­нечной Вселенной не получила поэтому признания. Третью возможность рассмотрел в 1895 Нейман; он показал, что гравитац. парадокс устраняется, если предположить, что на больших расстояниях сила тяготения убывает быстрее, чем по закону обратных квадратов (или, что эквивалентно, что на больших расстояниях наряду с силами притяжения действуют еще неизвестные силы отталкивания, ослабляющие


гравитац. эффекты). Однако не существовало ника­ких данных для обоснования таких предположений. В 1917 Эйнштейн сделал попытку применить к реше­нию космологич. проблемы созданную им реляти­вистскую теорию тяготения — общую теорию отно­сительности. Оказалось, что если исходить из пред­положения о статичности Вселенной, то в рамках новой теории тяготения возникают затруднения, аналогичные тем, к-рые имеют место в классич. (ньютоновой) теории. Поэтому Эйнштейн видоизме­нил ур-ния тяготения общей теории относительно­сти путем введения в них т. н. космологич. члена. Это видоизменение означало предположение о суще­ствовании неизвестных сил отталкивания, сказываю­щихся на больших расстояниях. Решение ур-ний тяго­тения с космологич. членом в предположении о ста­тистически однородном и изотропном распределении вещества дает замкнутое (конечное) пространство. Др. статич. (псевдостатич.) модель была построена де Ситтером. В 1922—24 А. А. Фридман показал, что для такого видоизменения ур-ний тяготения нет до­статочных оснований: «космологический член» может соответствовать не только отталкиванию, но и при­тяжению и, что наиболее существенно, обычные ур-ния Эйнштейна также имеют космологич. решения, сво­бодные от указанных затруднений. Но пространство таких моделей не является статическим, кривизна пространства со временем изменяется, пространство деформируется. После открытия Хаббла оказалось, однако, что это не недостаток, а преимущество новых моделей: Метагалактика не является статич. систе­мой, и модели Фридмана могут рассматриваться как теоретич. объяснение эффекта «разбегания» галактик. Однако простейшие релятивистские модели, если рас­сматривать их как модели Вселенной в целом, приво­дят к принципиальным затруднениям, к-рые были использованы фидеизмом и идеализмом для «обосно­вания» идеи сотворения мира из ничего или перво­зданного хаоса, притом в очень недалеком, по астро-номич. масштабам, прошлом — 2—10 млрд. лет. С т. зр. самой К. и астрономии, предположение, лежа­щее в основе изотропных однородных моделей, и рас­пространенное представление, что галактика или скопление галактик является высшим, наиболее сложным структурным образованием, за к-рым сле­дует уже непосредственно Вселенная, сильно задер­жало изучение строения Метагалактики. Вплоть до 40-х гг. преобладал взгляд о беспорядочном распре­делении галактик, а обнаружившиеся неоднородно­сти рассматривались как неоднородности местного характера (см. Космологический постулат). Для пре­одоления затруднений, связанных с простейшими моделями, были сделаны попытки отказаться от ос­новного упрощающего предположения о равномер­ном распределении вещества и построить более слож­ные — неоднородные анизотропные модели. Это за­дача исключит, математич. сложности. Однако уже полученные результаты показывают, что на этом пути можно, по-видимому, преодолеть все осн. затруднения совр. К. без какой-то кардинально новой физич. тео­рии. Однако при переходе к существенно большим мас­штабам (системе метагалактик) совр. теоретич. база К. может оказаться недостаточной, как ньютонова физика оказалась недостаточной для объяснения явлений метагалактич. масштабов. Известны также попытки найти решение космологич. проблемы вне рамок общей теории относительности. К их числу от­носится К. «кинематической относительности» англ. астрофизика Милна, созданная в 30-х гг. Схема Милна крайне искусственна и распространения не получила. Др. космологич. теории, напр. Иордана, также не имеют особого влияния. Значительно большей популярностью пользуется среди ученых


74 КОСМОЛОГИЯ — КОСМОПОЛИТИЗМ


Запада модель «стационарной Вселенной» Бонди, Голда и Хойла (1948). В наст, время она обычно рас­сматривается как альтернативная к релятивистским моделям «динамической Вселенной». Идея этой мо­дели такова. Вселенная существовала и будет суще­ствовать вечно без к.-л. этапов катастрофальной эво­люции. Она всегда расширялась, расширяется и будет расширяться, однако плотность вещества при этом остается неизменной за счет постоянного возникнове­ния вещества. В первонач. варианте теории вещество возникает из ничего; в варианте, развитом Хойлом, источником вещества является физич. «творящее» поле не известной пока природы, причем тензор этого поля вводится в уравнения поля общей теории относительности. Здесь теория может рассматри­ваться как особый случай релятивистской космоло-гич. теории.

К. занимается также «термодинамикой Вселенной» (см. Энтропия, Тепловая смерть Вселенной). Погра­ничной проблемой К., космогонии, астрофизики и ядерной физики является проблема нуклеогенеза, т. е. происхождения химич. элементов. В связи с от­крытием античастиц в К. стала обсуждаться проблема «антимиров» — гипотетич. космич. объектов, постро­енных из антивещества (античастиц). Это, однако, только небольшая часть более общей проблемы сим­метрии Вселенной. К проблемам К. можно отнести также проблему распространенности органич. жиз­ни во Вселенной (в наст, время это пограничная проблема К., космогонии, астрофизики и биохимии). Совр. т. зр. состоит в том, что жизнь во Вселенной хотя и не всеобщее, но далеко не исключит, явление.

Ряд существующих космологич. концепций склады­вался под влиянием позитивизма. Это сказалось прежде всего в стремлении развивать К. независимо от философии, далее, в неосноват. претензии полу­чить сразу и окончательно исчерпывающее решение вопроса о строении Вселенной в целом. Отсюда стрем­ление рассматривать космологич. модели не как оче­редные ступеньки бесконечного процесса познания бесконечной Вселенной, а как окончат, результат, не как схематич. модели Метагалактики, а как адек­ватную модель всей Вселенной. Это сказалось, на­конец, в игнорировании диалектич. противоречи­вости Вселенной. Объект К. — Вселенная — одновре­менно является предельно всеобщим (ибо не существу­ет ничего, что не входило бы во Вселенную) и в то же время предельно единичным (ибо, помимо нее, вообще ничего не существует). Поэтому, напр., в общем виде вопрос о том, какие черты Вселенной являются единичными, какие особенными и какие всеобщими, без дальнейшего уточнения лишен смы­сла: наиболее общие свойства Вселенной — это и ее индивидуальные свойства, не присущие какому бы то ни было другому объекту. Но поскольку мы всег­да наблюдаем не непосредственно к.-л. «свойства Вселенной в целом» (напр., ее протяженность или кривизну ее пространственно-временного контину­ума), а лишь свойства определ. космич. системы как ее части, то вопрос о разделении индивидуальных, осо­бых и общих свойств приобретает в познании Вселен­ной решающее значение. Так, если Вселенная одно­родна, как утверждает космологич. постулат, то в за­висимости от отбора данных можно получить, напр., вывод о ее конечности в пространстве или времени, о том, что возраст Вселенной в целом меньше возра­ста ее составных частей и т. п. Если же она неодно­родна (в широком смысле), т. е. можно допустить, напр., что в каких-то др. метагалактиках действует иной закон тяготения, то это означало бы, что мы на­блюдаем лишь единичные и особенные свойства ко­смич. систем, не отражающие общих черт строения Вселенной; тогда доля познанного во Вселенной не


превышает ее познанной доли и даже при сколь угод­но быстром прогрессе познания мы всегда будем знать лишь бесконечно малую часть Вселенной и никогда не сможем ничего сказать о Вселенной в целом. Др. словами, мы должны были бы сделать вывод, что Вселенная как объект непознаваема, и предмета К. не существует. Диалектика состоит здесь в том, что беско­нечная (в пространстве— времени и по неисчерпаемости свойств) всеохватывающая Вселенная является един­ством и взаимопроникновением взаимоисключающих противоположностей: однородности и неоднородности, прерывного и непрерывного, единого и многообраз­ного, конечного и бесконечного, симметричного и несимметричного, обратимого и необратимого. Позна­вая конечное, мы всегда познаем и какие-то черты бесконечного, по части можем делать нек-рые выводы о целом, но не можем просто переносить свойства одного на другое. Проблемы совр. К. должны решать­ся общими усилиями астрономии, физики и филосо­фии. Сов. наука имеет в этом отношении определ. успехи. До недавнего времени К. уделялось у нас несравненно меньше внимания, чем др. разделам астрономии, что объясняется, во-первых, тем, что до недавнего времени в СССР отсутствовали сверхмощ­ные инструменты, необходимые для работ в области внсгалактич. астрономии. Во-вторых, в условиях до­гматизма, порожденного культом личности Сталина, теоретич. основа совр. К.— теория относительно­сти — подвергалась со стороны ряда философов и отд. физиков нигилистич. критике, а релятивистская К. рассматривалась ими как всецело идеалистическая. Сейчас, когда оба эти препятствия преодолены, Сов. Союз, занимающий ведущее положение в освоении космоса, имеет также все предпосылки для того, что­бы сделать крупный шаг вперед в теоретич. осмысли­вании его общих закономерностей.

См. также статьи Бесконечность, Пространство и время, Вселенная, Тяготение всемирное.

Лит.: Шкловский И. С, Фотометрич. парадокс
для радиоизлучения метагалактики, «Астрономич. жур­
нал», 1953, т. 30, вып. 5, с. 495 — 508; Внегалактич. астроно­
мия и К. Тр. шестого совещания по вопросам космогонии
5 — 7 июня 1957 г., М., 1959; ЗельмановА. Л., К.,
БСЭ, 2 изд., т. 23; его ж е, К., в сб.: Астрономия в СССР
за тридцать лет (1917 —1947), М.—Л., 1948 (имеется библ.);
его же, К постановке космологич. проблемы, в кн.:
Тр. второго съезда Всесоюзного астрономо-геодезич. об-ва
25—31 янв. 1955 г., М., 1960; Н а а н Г. И., О совр. состо­
янии космологич. науки, в кн.: Вопр. космогонии, т. 6,
М.. 1958; его же, О бесконечности Вселенной, «Вопр.
философии», 1961, №6; М а к - В и т т и Г. К., Общая
теория относительности и К., М., 1961; Л а н д а у Л. Д.
и ЛифшицЕ. М., Теория поля, 4 изд., М., 1962; А м-
барцумннВ. А., Проблемы внегалактич. исследований,
в сб.: Вопр. космогонии, т. 8, М., 1962, с. 3—26; Robert-
s о n H. P., Relativistic cosmology. «Rev. of Modern Phy­
sics», 1933, v. 5, Kt 1; T о 1 m a n R. C, Relativity, ther­
modynamics and cosmology, Oxf., 1934; Heckmann O.
H. L., SchUcking Ё., Newtonsche und Einsteinsche
Kosmologie, Handbuch der Physik, hrsg. von S. Fliigge,
Bd 53, В.— Gott.— Hdlb., 1959; В о n d i H., Cosmology,
2 ed., Camb., 1960. Г. Наан. Таллин.

КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. у.ощос, — мир, все­ленная и noXizeia — гражданство) — идеология т. н. «мирового гражданства», реакц. бурж. идеология, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. куль­туры, патриотизма, отрицающая нац. . суверенитет.

Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-исто-рич. условиями. По свидетельству Диогена Лаэртского, слово «космополит» (греч. хоз[аопоА.(тг,?) было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI, 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона. (Plutarchi Мог. 329А-В). Нек-рые считают, что уже Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина. Это основано на высказывании Эниктета: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине чело­век должен отвечать словами Сократа: я не афинянин


КОСМОПОЛИТИЗМ ' 75


или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I, 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицеро­на. Нем. исследователь Мевальдт утверждал, что идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия, а позже частично у Теофраста (см. «Das Weltbiirger-tum in der Antike», см. в журн.: «Die Antike», В.— Lpz., 1926, Bd 2, H. 3, S. 178).

Кризис антич. полиса и создание гос-ва Александра Македонского явились причиной возникновения кос-мополитич. воззрений различного социально-классо­вого содержания. Мировая империя Александра слу­жила в известной мере образцом для космополитич. построений. Экспансионистские интересы рабовла­дельцев явились одним из источников космополитич. концепций, обосновывавших расширение сферы экс­плуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий).

К. киников Антисфена и Диогена Синопского выра­жал отрицат. отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое — «золотой век». Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополи­тич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по все­мирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич. форме в этой концепции снимались классо­вые различия и границы между народами и содержа­лись идеи единства мира. Объективно они оправдыва­ли равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космопо­литич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над свет­ской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод, раз­дробленности стран (Данте, Т. Кампанелла). Выдви­нув лозунг «Моим отечеством является весь мир», идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. «De monarchia», в кн.: Opere mino-ri, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противни­ком мирового гос-ва ср.-век. феод, типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.