Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства получил дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. Его основой служили идеи освобождения индивида от феод, оков, связанные с развитием капитали-стич. произ-ва и «открытием» антич. культуры, прежде всего философии (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола —- в Италии; Вивес — в Испании, Рабле, Монтень — во Франции, Эразм Роттердамский и т. д.).
Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выступали как представители прогрессивных идей. Вместо нац. ограниченности и шовинизма перед их взором витал гуманистич. идеал человечества.
В Германии, в противоположность феод.-патрику-ляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивались у Лессинга, Гёте, Шиллера, Канта, Фихте в своеобразном единстве с патриотич. идеями и отражали стремление к нац. единству. Они считали, что идея мирового гражданства заложена в человеч. природе и осуществится на основе науки и морального усовершенствования; это свидетельствовало об их неспособности выйти за рамкибурж. мировоззрения (см., напр., Fichte, Der Patriotismus und sein Gegonteil, Lpz., 1918, S. 11). Характеризуя позицию Лессинга, Ф. Ме-ринг писал: «Мы не хотим вовсе защищать Лессинга от „позора" обвинений ревностных патриотов, в особенности таких, которые желали бы, чтобы он ради патриотизма забыл, что он гражданин мира. Можно ли представить себе без содрогания такую возможность — к счастью немыслимую, — чтобы Лессинги,
Шиллеры, Гёте были не „гражданами мира",а „патриотами", вроде Глейма и Рамлера? Но, во всяком случае, необходимо как в интересах исторической справедливости, так и в целях опровержения политической клеветы, установить факт, что представители нашей классической литературы, как передовые бойцы буржуазных классов, исходили всегда из национально-немецкой точки зрения, и только после того, как эти классы доказали свою неспособность сломить княжеский деспотизм, должны были в интересах самой буржуазии сделаться „мировыми гражданами" вместе с Лессингом или же „современниками всех времен", вместе с Шиллером, а не габсбургскими или гогенцол-лернскими, вальденскими или веттинскими квасными патриотами» («Легенда о Лессинге», М., 1924, с. 267).
С утверждением капитализма бурж. К. приобретает реакц. характер. Он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма угнетающих наций, авозникает на его почве. Бурж. националисты национальное считают достойным универсального применения.
Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В связи с процессом распада колониальной системы и ростом нац.-освободит, движения, идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию нац. гос-в и неотделимая от империалистич. форм, в к-рых она развивается, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднац. сообществ. Среди совр. сторонников космополитич. взглядов есть люди, искренне желающие мира между народами, однако выдвигаемые ими практич. предложения, вроде создания региональных наднац. орг-ций и мирового гос-ва, объективно выгодны империалистич. реакции.
К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии. Он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма и, в первую очередь, бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций), к-рая оказывает то или иное влияние и на все другие области бурж. идеологии. Космополитич. идеи находят выражение и в сфере экономич. теории (реакционно-утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики), и в области права (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета), и в области эстетики (апология формализма, абстрактного наднац. иск-ва).
В теоретич. отношении К. опирается на антинауч. концепцию абстрактного человека; на идеалистич. теории нации; на позитивистские теории сторонников т. н. технологич. детерминизма, идеалистически фальсифицирующих роль техники в обществ, развитии и делающих вывод о неизбежном расширении «политич. единиц» в связи с развитием средств транспорта и связи; на антинауч. аналогии обществ, развития с биологич. процессами. Отрицание нац. суверенитета находит себе опору т1 в реакц. воззрениях идеологов политики «с позиции силы». Обоснованием космополитич. идей занимаются и теоретики совр. реформизма, пытающиеся отождествить К. с пролет.
Т6 КОСМОС
интернационализмом. В действительности пролет, интернационализм противоположен бурж. К. В вопросе о слиянии наций космополитизм и пролет, ин^ тернационализм стоят на диаметрально противоположных позициях. К. призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции, требуя фактически закабаления народов мира империализмом. Марксисты 5ке рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного Хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций — это длительный процесс, наступающий в результате освобождения наций и расцвета национальных культур и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 135—36).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1961; и х ж е, Святое семейство..., Соч., 2 изд., т. 2; и х же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Соч., 4 изд., т. 20; е г о ж е, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его ж е, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 23; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14— 25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1 — 3, М., 1962; Фр а н ц е в Ю., Национализм — оружие импе-риалистич. реакции, «Большевик», 1948, № 15; М о д р-ж и н с к а я Е. Д., К. — империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958.
Осн. труды совр. идеологов К.; Н а г t w i g Т., Der kosmopolitische Gedanke, Wiesbaden, 1924; AdlerM. J., How to think about war and peace, N. Y., [1944]; J о h n-e о n F. E., (ed.), World order. Its intellectual and cultural foundations, N. Y., 1945; RevesE., The anatomy of peace, N. Y.—L., Г1946]; В urn ham J., The struggle for the world, N. Y., [1947]; HutchiusH.I., В о r-g e s e G. A., [a. o.], Preliminary dralt of a world constitution, Chi., 1948; В r i n t о n С C, From many one, Camb. [USA], 1948; L a s k i H. J., Socialism as internationalism, L., 1949; HawtreyR. G., Western European Union, L,—N. Y., [1949); Bonnefous Ё., L'idee europeenne et sa realisation, P., [1950]; Roberts 0. J., Schmidt J. F., S t r e i t C. K., The new federalist, N. Y., 1950; F i-s с h e r J., Master plan USA..., N. Y., [1951]; В a rr S., Citizens of the world, N. Y., 1952; F e 1 1 e r A. H., United Nations and world community, Boston, 11952]; Northrop F.S. C, The taming of the nations, N. Y., 1952; Cousins N., Who speaks for man?, N. Y., 1953; Coudenhove-Kalergi E.N. von, An idea conquers the world, L., [1953]; его же, Die Europaische Nation, Stuttg., [1953]; Bowie J., Minos or Minotaur? The dilemma of political power, L., [1956]; Friedmann W., An introduction to world politics, [3 ed.], L.—N. Y., 1956; Del Vecchio G., Das Naturrecht als Basis fur eine Theorie der Weltgesell-schaft, «Arch. Rechts — und Sozialphilos.», 1962, v. 48, H. 3; E t z i о n i A., The dialectics of supernational unification, «Amer. Political Sci. Rev.», 1962, v. 56, № 4; его ж е, The epigenesis of political communities at the international level, «Amer. J. Sociology», 1963, v. 88, Jan., № 4; К i t z i n g e r U., Die neue europaische Revolution, «Doku-mente», Koln., 1963, Jg. 19, H. 1, Febr.
E. Модржинспая. Й. Элез. Москва.
КОСМОС (греч. xdau.0? — «строй», «порядок», «украшение», «мировой порядок», «вселенная») — 1) в широком смысле слова К.— «мир», или «мироздание» (см. Вселенная) и 2) категория антич. философии, обладающая астрономич., эстетич., этич., социального) литич. и филос. значением.
В астрономич. отношении представление о мире отличалось у древних непосредственно целостным характером и потому, с одной стороны, оно не было лишено мифологич. элементов (см. о наполненности демонами и о «созданности» богом у Фалеса А 1, Diels9, о космич. пещере у Ферекида В 6, о божественной пронизанности у Пифагора и Эмпедокла 31 В 136, о вмещении в К. ума у Анаксагора А 64, промысла у Экфанта 4, раздора у Эмпедокла В 131), с другой стороны, понимание К. уже у ранних греч. философов освобождается от мифич. представлений, будучи то «слешенисм элементов» (Эмпедокл А 32), то «идеей ума» (Экфант 1), то системой чисел у пифагорейцев и Платона, то вместилищем гомеомерии у Анаксагора, то вихрем атомов у атомистов. Основываясь на непо-
СреДств. созерцании, античность имела тенденцию строить К. как нечто конечное во времени и пространстве, как некое огромное произведение иск-ва. Об единстве К. говорили Фа лес, Пифагор, Эмпедокл, Экфант, о наличии в нем пространств, границы — Мелисс (А 9); об его шаровидности — не только пифагорейцы, напр. Экфант (1), но даже и Левкипп и Демокрит (67 А 22), они же говорят и о «круглости» К. (А 24).
В течение всей античности просуществовал пифаго-рейско-платонич. К.: посредине мира — мировой очаг или Гестия, центр, огонь, кругом него вращались Земля, Луна, Солнце, пять известных тогда планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); далее следовала сфера неподвижных звезд; кроме Земли признавалось еще вращение вокруг центра т. н. Противоземия (общее резюме — у Филолая А 16). Кроме того, все мировое пространство мыслилось натянутым в виде струны так, что каждая из сфер издавала определенный тон, откуда и появлялись т. н. гармония сфер и представление о К. как о некоем гигантском музык. инструменте, к-рый является к тому же универсальным живым существом. Окончат, оформление этой концепции завершается в платоновском «Тимее» и в Древней Академии. Стоики добавили к этому учение о взаимной «симпатии» всех мельчайших частей космоса. Обращает на себя внимание также и вполне определ. учение о неоднородности различно-натянутого повсюду пространства. Поскольку такое представление существовало в течение всей античности, его можно считать наиболее для нее характерным. Но древность далеко не сводилась к одной только пифагорей-ско-платонич. астрономии.
У мн. философов (и, прежде всего, у Гераклита) было популярно учение о периодич. мировых пожарах. Здесь мир представлялся уже бесконечным во времени, а временными считались только те или другие его образования. К. является «нерожденным, не-гибпущим, вечным» у Ксенофана (А 37), «несозданным» у Гераклита (В 30), но отд. его образования гибнут у Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Архелая, Дпогона, Левкишга (59 А 65). У атомистов же мыслилось бесконечным и мировое пространство, а пластика переносилась у них не на мир в целом, но на отд. атомы, к-рые мыслились бесконечно разнообразными гео-метрич. телами. Впрочем, о бесконечных мирах говорили уже Анаксимандр (А 10.14.17), Анаксимен, Архелай, Ксенофан и мн. др.
Т. о., даже у пифагорейцев еще не было представления о центральном положении Земли, к-рое закрепилось лишь в позднейшей античной астрономии и было научно обработано в системе Птолемея, что, однако, не мешало появлению гелиоцентрич. систем (Аристарх Самосский III в. до н. э.,Селевк из Се лев-кии II в. до н. э.). В любых учениях о К. отсутствует идея личного творца, появившегося только в поздней античности под влиянием Библии. Античный К. всегда возникает из хаоса, из хаотич. смешения физич. элементов, о происхождении к-рых вопроса уяге не ставилось. Платонизм, правда, всегда имел ту или иную теорию этих элементов и даже вводил такие понятия, как первообраз и демиург, якобы создававший вселенную согласно этому первообразу. Но ни платонич. демиурги, ни аристотелевские перводви-гатели никогда не имели в античности личного характера; и платоники всегда мыслили их в виде безличного начала, т. е. в виде своего рода системы законов природы.
Т. о., в астрономич. отношении античный К. отличался непосредств. целостностью, пластикой, конечными размерами и вполне чувств, представлением как центр, точки (в виде Земли), так и периферии (в виде эфирного тела). Пифагорейско-платонич. и птолемеев-
КОСОЙ ВАССИАН — КОСТА-И-МАРТИНЕС 77
ское понимание К. оставалось и после крушения античного мира, вплоть до эпохи Возрождения.
В эстетич. значении термин употребляется у орфи-ков (В I — «К. песни»), Парменида (В 8,52— «К. речей»), Демокрита (В 21 — о стихах Гомера; В 195 — «одеяния и К.»), Горгия (В 11 — о вооружении). В применении к этич. области термин К. тоже употреблялся часто (Гераклит А 1, 12). Был К. в области воспитания (Демокрит В 180), женского поведения (там же В 274), воздержности в словах (Биант 10,3), поли-тич. устройства (Демокрит В 258; ср. Горгий В 6 и Протагор С 1). К., как украшающую функцию красоты (а не саму красоту), рассматривал Платон в своем «Гиппии большем». Здесь он говорил об украшении лавровыми венками, пестрой одеждой, коваными изделиями; слова у него украшают речь, речь украшает человека, добродетель украшает душу и т. д. и т. д. У Аристотеля этот термин находит самое широкое употребление в области быта и бытовых предметов, в области этич., политич., логич., поэтич., риторич. и, наконец, космич. (где он, между прочим, именуется самим богом, фрг. 21.1477 22).
Наконец, в своем филос. употреблении термин К. обозначает у греков предельное обобщение всего видимого и мыслимого и в этом смысле под влиянием Платона (R. Р. VI 507 В; Tim. 30 В—51 D, 52 A; Phaedr. 246 С) уже Филон Александрийский (De mundi opif. 4) прямо говорит об «умопостигаемом К.». В качестве тех-нич. термина этот «умопостигаемый К.» фигурирует везде у неоплатоников, как, напр., у Плотина (У 9,9. 13; IV 1 ел.). Здесь он является идеальным первообразом вещей, источником их смысла и жизни, вечно созерцающим себя самого, изливающим из себя формы на все существующее (последние два мотива являются аристотелизмами). Интересно, что даже здесь, на высотах филос. абстракции, для характеристики чистого мышления древние философы все еще пользуются своим старинным термином, искони связанным с эстетикой, пластикой и натурфилософией.
Лит.: Л о с е в А. Ф., Античный К. и совр. наука, М., 1927; ГейбергИ. Л., Естествознание и математика в классич. древности, пер. [с нем.], М.—Л., 1936; G u t- b е г 1 е t К., Der Kosmos, Paderborn, 1908; Reinhardt К., Kosmos und Sympathie, Munch., 1926; К r a n z W., Kosmos und Mensch in der Vorstellung des friihen Griechen- tums, «Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen», neue Folge, 1938, Bd 11, № 7; его же, Kosmos als philosophischer Begriff fruhgriechischer Zeit, «Philologus» (Z. d. klassischen Altert.), 1939, Bd 93; его же, Kosmos, «Archiv fur Begriffsgeschichte», 1957, Bd 2, Tl 2; RjffelH., Eukosmia. Ein Beitrag zur Wieder- herstellung des Areopagitikos des Damos, «Museum Helveti- cum», 4 Jg., 1947, lasc. 1; D i 1 1 e r H., Der vorphiloso- phische Gebrauch von Cosmos und Gosmein, в кн.: Festschrift Bruno Snell, Munch., 1956; S с h a d e w a 1 d t W., Das Welt-Modell der Griechen, «Neue Rundschau», 1957, Bd 68, H. 2. А. Лосев. Москва.
КОСбП ВАССИАН— см. Вассиан Косой.
КОСОЙ ФЕОДОСИИ— см. Феодосии Косой.
КОСТ(Coste), Адольф (1842—17 окт. 1901) — франц. бурж. социолог-позитивист; президент Парижского статистич. об-ва. Взгляды К. формировались под влиянием Конта, Спенсера, К. Бернара. К. поставил задачу превратить социологию в точную науку (социометрию — К. ввел этот термин в 1899). Обществ, явления К. делил на социальные и идеологические. К социальным фактам он относил 4 «порядка»: политику (правление), экономику (произ-во и распределение), теоретич. порядок, или верования; порядок солидарности (семья, касты, классы, партии, ассоциации). Идеологич. факты (искусство, философия, поэзия, нек-рые науч. теории) имеют источником действия выдающихся личностей. К. утверждал абс. самостоятельность социальных и идеологич. фактов. Общество в целом и каждый социальный порядок совершают прогрессивную эволюцию, к-рая подчиняется объективным законам, имеющим принудит.
характер; идеологич. факты не подчиняются законам эволюции. К. отмечал 8 социологич. законов, два из к-рых, по его мнению, имеют универсальное значение: ассимиляции (каждое человеч. объединение стремится ассимилировать менее сильное) и соответствия между социальным состоянием и народонаселением, к-рое он считал определяющим фактором обществ, жизни, в связи с чем подчеркивал значение демографии. В политике проявляется закон разделения властей; в экономике — закон разделения и организации труда; в теоретич. области — закон прогресса знания, обусловливающий переход от суеверий и религии к науч. знанию; в порядке солидарности действует закон уравнивания социальных условий жизни. В ходе эволюции старое не уничтожается, а подчиняется новому. Семья, частная собственность, религия, по К., хотя и эволюционируют, в сущности являются вечными. Т. о., теория прогресса К. носит бурж.-апологетич. характер.
В духе Ле Пле К. пропагандировал план социальных реформ, имевших целью уничтожить классовую борьбу и предотвратить гибель бурж. общества.
С о ч.: Dieu et l'ame, essai d'idealisme experimental, P., 1880, 2 ed., P., 1903; Hygiene sociale contre le pauperisme, P., 1882; Les questions sociales contemporaines, P., 1885; Les conditions sociales du bonheur et de la force, 3 ей., P., 1885; Nouvel expose d'economie politique et de physiologie sociale, P., 1889; Etude statistique sur les salaires des travail-leurs et le revenu de la France, P., 1890; La richesse et le bonheur, P., 1891; Les principes d'une sociologie objective, P., 1899; L'experience des peuples et les previsions qu'e'.le autorise, P., 1900.
Лит.: S о г о k i n P., Contemporary sociological theories, N. Y.—L., 1928, p. 359—70. В. Кузнецов. Москва.
KOCTA(Costa), Анхель Флоро (18 авг. 1838— 10 июня 1906) — уругвайский бурж. философ, есте-ственнонауч. материалист, прогрессивный обществ, деятель, подвергал резкой критике диктатуру Латорре. Испытал сильное влияние Геккеля и Дарвина. По ряду вопросов выступал с позиций вульгарного материализма. Так, мышление К. пытался объяснить, исходя только из физиологич. свойств мозга. К. утверждал, что осн. двигателем обществ, прогресса является столкновение экономич. интересов людей. Однако К. ограничивал действие экономич. факторов сферой распределения и потребления, не учитывая формы собственности.
С о ч.: La metafisica у la ciencia. Fantasia, Montevideo, 1879; Nirvana. Estudios sociales, politicos у econumicos..., Montevideo, 1881.
Лит.: История философии, [т.] 4, М., 1959, с. 444—45; А г d а о A., Espiritualismo у positivismo en el Uruguay, Мех.—В. Aires, [1950]. Р. Бургете. Москва.
KOCTA КРУС,Жуан (р. 1904) — браз. историк философии, см. Крус Коста.
КОСТА-И-МАРТЙНЕС(Costa у Martinez), Хоакин (14 сент. 1846—8 февр. 1911) — исп. историк, социолог, правовед, обществ, деятель, идеолог мелкой буржуазии. Разрабатывал программу бурж.-демократич. преобразований исп. общества. В работе «Олигархия и касикизм как современная форма правления Испании» («Oligarquia у caciquismo como la forma actual de gobierno en Espafia», 1901) К.-и-М. подверг критике феод.-монархич. строй Испании конца 19 в. Средством ликвидации социально-экономич. и культурной отсталости страны считал «европеизацию», т. е. бурж.-демократич. реформы и использование достижений развитых в капиталистич. отношении стран («Возрождение и европеизация Испании» .— «Reconstitucion у europcizacion de Espafia ...», 1900).
Под влиянием усиления классовой борьбы он пришел к выводу, что монархия должна быть уничтожена с помощью революции и заменена республикой; гегемоном этой революции, по К.-и-М., явится «средний класс». К.-и-М. возглавил организации мелких крестьян и ремесленников: «Национальную лигу производителей» (осн. в 1899) и «Национальный союз» (осн. в 1900). Однако эти организации не имели серь-
78 КОСТАНДЯН — КОТОКУ ДЭНДЗИРО
езного влияния. Пережив идейный кризис, К.-и-М. в конце своей жизни стал сто ройником теории об определяющей роли личности в истории.
Соч.: Obras completes, v. 1—21, Huesca, 1911—24.
Лит.: Gambfin Plana M., Biografia у biblio-grafia de D. J. Costa, Huesca, 1911.
P. Mapmunec. Москва. КОСТАНДЯН,Галуст (1840—15 авг. 1898) — арм. философ, физик, обществ, деятель. Мировоззрение К. претерпело значит, эволюцию— от мистицизма и идеализма до атеизма и материализма. Вершина творчества К. —кн. «О методе» (1878, нов. изд., 1960), в к-рой он разоблачал реакц. роль религии и называл детской сказкой ролиг. версию сотворения мира. Говоря о человеческом сознании, он называл его плодом внешнего мира и результатом последующего восприятия. За кн. «О методе» К. был отлучен арм. церковью. Книга была изъята из продажи и сожжена.
Лит.: Габриэлян Г., Г. Констандян, Науч. тр. Ереван, ун-та, т. 23, 1946; История философии, т. 4, М., 1959, с. 256—57; на арм. яз.: ГаспарянГ. Н., Филос. атеистич. взгляды Г. К., «Изв. АН Арм. ССР». Обществ, науки, 1955, № 9. Г. Гаспаряп. Ереван.
КОСТИЧ(КостиЬ), Лаза (1841—1910) — сербский писатель, лит. критик и философ. В 60-е гг. участвовал в демократич. Молодежном движении (Омладин-ски покрет), затем отошел от него, став клерикалом, противником филос. и эстетич. взглядов Св. Марковича. Отрицая монизм, К. считал, что ни материя, ни дух не являются основой мира. В основе мира, по его мнению, лежит закон отношений всего существующего, понимаемый им как принцип «скрещивания» противоположного. Процесс развития мира К. рассматривал как метаморфозу этого осн. закона. На вершине бытия развитие становится регрессивным. Теория познания, по К., представляет собой психологию эстетич. переживания.
Соч.: Основа лепоте у свету с особитим обзиром на ерпске народне песме, Нови Сад, 1880; Основно начело. Критички увод у општу философи]у, Нови Сад, 1884.
КОТАРБЙНЬСКИЙ(Kotarbinski), Тадеуш (р. 31 марта 1886) — польский логик и философ, проф. ун-та в Варшаве (с 1919), ректор ун-та в Лодзи (1945—49), зав. кафедрой логики Варшавского ун-та (1951—61), президент Польской АН (1957—62), иностранный член АН СССР (с 1958) и АН Болгарии.
В начале своей филос. деятельности К. представлял наиболее близкое к материализму крыло лъвовско-вар-шавской школы; утверждал, что психическое есть отражение объективно-реального (тезис т. н.радикального реализма), что не существует ничего, что принципиально не могло бы стать, в той или иной форме, предметом чувств, восприятия. По мере филос. эволюции К. его материалистич. взгляды становились все более определенными. К. выдвинул онтологич. учение (к-рое назвал р е и з м о м, от лат. res — вещь, или конкретизмом, от concretus — букв. — сросшийся; цельный), являющееся номиналистич. разновидностью материализма. Осн. идея конкретизма такова: единственной онтологич. категорией является категория вещи; при этом под вещью понимается любой пространств.-временной объект, т. е. нечто конкретное и телесное (отсюда др. название реизма: соматизм, от греч. Выо(ла — тело); общие свойства и отношения К. первоначально истолковывал как метафорически употребляемые термины. Семантический аспект этого учения, относящийся к выражению онтологич. категорий в языке, приводил к признанию в качестве подлинных предложений (т. е. выражений, относительно к-рых можно ставить вопрос об их смысле) лишь таких выражений языка, в к-рых (помимо логич. терминов и вспомогат. выражений) встречаются только имена вещей, но нет названий свойств и отношений (квазиимен); предложения, в к-рых встречаются квазиимена, суть сокращения для предложений, относя-
щихся к вещам. Этот характерный для конкретизма К. метафизич. разрыв между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями, с другой, постепенно преодолевался К. В последние годы (см. Wybor pism,. Warsz., 1958, t. 2, s. 180) К. признал объективность свойств и отношений, подчеркивая вместе с тем, что их существование носит вторичный, производный по сравнению с вещами характер. Такое истолкование конкретизма К. рассматривает как проведение точки зрения диалектич. материализма в вопросах логической семантики.
Филос. взгляды К. тесно связаны с его работами в области совр. формальной логики (так, его конкретней можно рассматривать как филос. истолкование исчисления имен Лесъневского); ему принадлежат работы по проблеме истинности, теории вывода, по проблемам логич. семантики, по истории логики (см., напр., «Лекции по истории логики» — «Wyklady z dziejow logiki», 1957) и применениям логики в конкретных науках (в деятельности юриста и педагога, см., напр.,. «Курс логики для юристов» — «Kurs logiki dla praw-nikow», 1951, 6 wyd., 1963). К. сыграл большую роль в постановке логич. образования и в развитии логич. науки в Польше.
В настоящее время К. разрабатывает т. н. праксе-ологию, к-рую он определяет как науку о законах результативности любой человеч. деятельности (см. «Развитие праксеологии» в журн. «Польское обозрение», Варшава, 1962, К« 12, с. 12; см. также JV» 13, с. 7—11). В праксеологии рассматриваются понятия действия, деятельности, действующего лица, объекта действия, орудия, средства, цели, продукта труда, результата действия и т. п. Хотя в праксеологии К. имеются спорные моменты, очевидно ее родство кругу идей кибернетики и проблематике научной организации труда.
В этике К. неизменно занимал прогрессивные демократич. позиции; он подверг резкой критике этику утилитаризма (см., напр., «Утилитаризм в этике Милля и Спенсера» — «Utylitaryzm w etyce Milla i Spence-ra», 1915). Свою систему этики К. назвал независимой, стремясь тем самым подчеркнуть ее светский, независимый от церкви характер. Осн. принцип ее — минимизация несчастий (если человек не в состоянии делать добро, он должен, по крайней мере, не делать зла). Преодолевая пассивный характер своей этики, К. в выступлениях 1956—60 включает в нее принцип борьбы трудящихся за освобождение от эксплуатации.
К. активно борется за освобождение школы и обществ, жизни от влияния католич. церкви. Общеде-мократич. гуманизм и антиклерикализм взглядов К. сыграли большую роль в борьбе с религ. моралью в Польше.
С о ч.: Szkice praktyczne, Warsz., 1913; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologji nauk, Lw., 1929, 2 wyd., Wr., 1961; Z zagadnien og61nej teorii walki, Warsz., 1938; Traktat о dobrej robocie, Lodz, 1955; [2 wyd.], Wr.— Warsz., 1958; Sprawno£6 i bla.d, Warsz., 1956, 3 wyd., Warsz., 1960; Wyb6r pism, t. 1—2, Warsz., 1957—58; Prakseologia czyli zasady sprawnego dzialania, «Argumenty», 1963, № 19; B!a.d praktyczny, «Studia Filosoficzne», 1963, № 2 (33); в рус. пер.— Развитие праксеологии, «Польское обозрение», 1962, № 12, 13; Избр. произв., М., 1963.
Лит.: В а с z k о В., О pogIa.dach filozoficznych i spo-leczno-politycznych Т. Kotarbinskiego, Warsz., 1951; Греневский Г., Кибернетика без математики, М., 1964, гл. 5.
КОТОКУ ДЭНДЗИРО(Сю суй) (23 сент. 1871 — 24 янв. 1911) —япон. обществ, деятель и философ-материалист, ученик и последователь Наказ Тёмин. Окончил Народный английский ин-т в Токио (1893). В 1898 вместе с Натаяла и др. принял участие в создании «Общества по изучению социализма». В 1903 увидел свет первый номер созданной им и Сакаи Тосихико «Народной газеты» («Хэймин симбун»).
КОТРЕЛЛ — КОЧАРЛИ 79
К. Д. в своем соч. «Империализм» («Тэйкокусюги-рон», 1901) выступил против милитаристской и шови-нистич. политики империалистич. стран. Изучив «Капитал» и ряд др. произведений классиков марксизма, К. Д. опубликовал работу «Сущность социализма» («Сякайсюги синдзуй», 1903), в к-рой выступил как популяризатор идей марксизма. К. Д. в содружестве с Сакаи перевел «Манифест Коммунистической партии» и, несмотря на полицейские притеснения, почти весь напечатал в «Народной газете». В своих работах К. Д. разоблачал лицемерие т.н. социалистов, стоявших на позициях христианского гуманизма, писал и печатал антиклерик. и атеистич. статьи. После поездки в Америку (1905) К. Д. в нек-рой части своих взглядов подпал под влияние анархо-синдикализма, но, вернувшись на родину (1906), продолжал участвовать в социалистич. движении. В 1906 на основании провокац. обвинения в участии в заговоре против императора он был арестован. В тюрьме К. Д. закончил свое соч. «Ниспровержение Христа» («Кири-суто массацурон»), где доказал мифичность существования Христа. 24янв. 1911, несмотря на протесты прогрессивной печати мира, был казнен.