Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 15 страница



Лит.: Ж у к о в Е. М., Предсмертное письмо К. Д. (Из истории социалистич. мысли в Японии), в сб.: Из исто­рии социально-политич. идей, М., 1955, с. 690—702; С а-писака И ц у р о, Совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958, с. 163—73; И в а н о в а Г. Д., К.— революцио­нер и литератор, М., 1959, библ. с. 128—29; История филосо­фии, т. 5, М., 1961, с. 834—39; Саигуса Хирото, Ннхон-но юибуцуронся (Япон. материалисты), Токио-Эйхо-ся, 1956, с. 234—60; О и Т а д а с и, Нихон киндай сисо-но ринри (Логика совр. япон. мысли), Токио, 1958, с. 84, 98, 112, 152, 155, 161—68, 171, 173, 248.

Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград.

КОТРЕЛЛ(Cottrell), Уильям Фредерик (р. 19 авг. 1903) — амер. бурж. социолог, проф. ун-та в Оксфорде (шт. Огайо). В осн. кн. «Энергия и общество» («Ener­gy and society», 1955) исследует «соотношение энер­гии, социальных изменений и экономического разви­тия». К. отмечает необходимость возрастания плано­вого начала в жизни общества по мере усиления его энергетич. вооруженности и пишет об ответственности обществ, и гос. деятелей в условиях применения атом­ной энергии (см. указ. соч., р. 256, 310—11). Несмотря на признание о том, что общество с высокоразвитыми энергетич. ресурсами не нуждается в частной соб­ственности (см. там же, р. 219—20), К. враждебно относится к коммунизму и волюнтаристски толкует законы обществ, развития, говорит о необходимости модифицировать капитализм. Вместе с тем анализ разрушит, силы ядерного оружия привел его к выводу о необходимости устранения войн и расширения взаи­мопонимания между странами с различным обществ, строем.

Соч.: The railroader, L., [1940]. Д. -Ермоленко.Москва.

КОУЛ(Cole), Джордж Дуглас Хоуард (25 сент. 1889—14 янв. 1959) — англ. социолог, теоретик лево­го лейборизма. Пред. исполкома (1939—46 и 1948—50) и президент (1952—58) Фабианского об-ва, проф. со­циальной и политич. теории Оксфорд, ун-та (1944—57). В своих работах (за 46 лет К. опубликовал более 50 книг) К. рассматривал вопросы классовой структуры совр. общества, историю рабочего движения, исто­рию и роль профсоюзов, экономич. и политич. пробле­мы Великобритании. В период 1-й мировой войны К. был одним из идеологов т. н. гильдейского социализма. В последние годы жизни К. выдвинул теорию о про-мышл. партнерстве, к-рая представляет собой новый вариант «гильдейского социализма» в условиях гос-монополистич. капитализма. Оставаясь в теории на позициях откровенного реформизма и выступая с кри­тикой марксизма, К. вместе с тем высказывал верные взгляды по ряду актуальных проблем внутр. и внеш­ней политики Англии.

С о ч.: The world of labour, 4 ed., L., 1919; A short his­tory of the British working class movement 1789 —1937,


[2] ed., v. b-3, L., [1938J; Fabian socialism, L., [1943];
A history of the Labour Party from 1914, L., [1948]; Socia­
list economics, L., 1950; A history of socialist thought, v. 1—3,
N. Y., 1953—56; Studies in class structure, [L., 1955]; The
case for industrial partnership, L.—N. Y., 1957; в рус. пер.—
Капитализм в совр. мире, М., 1958 (вступ. ст. В. А. Чеп-
ракова). М. Волков. Москва.

КОФФКА(Koffka), Курт (18 марта 1886—22 нояб. 1941) — нем. психолог,ученик Штумпфа. Работал в Ги-сене. В 1924 сблизился с амер. психологами и переехал в США, где занял кафедру Смиттовского колледжа (Нортхемптон, штат Массачусетс). Совместно с Верт-хеймером и Кёлером основал журн. «Psychologische Forschung», ставший осн. органом гештальтпсихоло-гии. К. исследовал широкий круг вопросов восприя­тия, психич. развития, памяти, мышления, выработ­ки навыков и т. д., к-рые интерпретировал в плане за­кономерностей целостной структуры. Так, напр., закономерности мышления К. рассматривал как пре­образование структуры наглядной ситуации, не учи­тывая специфики мышления как познават. процесса.

С о ч.: Zur Analyse der Vorstellung und ihrer Gesetze, Lpz., 1912; Perception: an introduction to the Gestalt-Theorie, «Psychol. Bull.», 1922, № 19, p. 531—85; Psychologie, в кн.: Lehrbuch der Philosophie, hrsg. von M. Dessoir, [Lpz.— В., 1925]; Mental development, в сб.: Psychologies of 1925, ed. by С Murchison, Worchester — L., 1926, p. 129—43; Die Wahrnehmung von Bewegung, в кн.: Handbuch der normalen und pathologischen Physiologic Bd 12, Halite 2, В., 1931, S. 1166—1214; Principles of Gestaltpsychology, N.-Y.—L., 1935; в рус. пер.— Основы психич. развития, М.—Л., 1934.

Лит.: Petermann В., Die Wertheimer — Koffka —
Kohlersche Gestalttheorie und das Gestaltproblem, Lpz.,
1929; Heidbreder E., Seven psychologies, N. Y.—L.,
1933; H a r t m a n n G. W., Gestalt psychology, N. Y.,
1935. M. Роговин. Москва.

КОЦЮБИНСКИЙ,Михаил Михайлович [5(17) сент. 1864—12(25) апр. 1913] — укр. писатель, рево-люц. демократ. Взгляды К. формировались под влия­нием революционно-демократич. идей Шевченко, Бе­линского, Добролюбова, Чернышевского. В 90-х гг. К. познакомился с марксизмом и принял нек-рые его положения. К. разоблачал капиталистич. порядки и доказывал, что нельзя реформами прекратить разоре­ние крестьянства и изменить тяжелое положение на­рода. Видя путь к освобождению в революц. сверже­нии самодержавия, он горячо приветствовал револю­цию 1905—07.

В философии К. был материалистом, боролся с ре-лиг, предрассудками и суевериями. В период реак­ции, наступившей после революции, К. вскрывал связь декадентства с религ.-идеалистич. мировоззре­нием, доказывал, что творчество декадентов служит интересам эксплуататорских классов («Фшянський. Лгрика», 1907; «Intermezzo», 1909, и др.). К. показы­вал реакционность теории «искусства для искусства» и требовал, чтобы искусство служило трудовому наро­ду. Рус. писатели Короленко и М. Горький высоко ценили К. и содействовали переводу его произведений на рус. язык.

Соч.: Твори, т. 1—3, К., 1955—56; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—3, М., 1951; см. также в кн.: Избр. обществ.-политич. и филос. произв. укр. революц. демократов XIX в., М., 1955.

Лит.: Очерки по истории философии и обществ.-поли­тич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 634—638; Горь­ки- й А. М., М. М. К., Собр. соч., в тридцати томах, т. 14, М., 1951; Партолин М., Сустлыюпол1тичт погляди М. М. К., X., 1953; е г о ж е, М. М. К. —выразитель дум и чаяний трудящихся, в сб.: Укр. революц. демократы, М., 1954; К о ц ю б и н с ь к а - Е ф i м е н к о 3. X., М. К. Життя i творчтть, К., 1955; См1лянський Л., М. Ко-цюбинський, К., 1955; Калениченко Н. Л., М. К. Життя i творч1сть, К., 1956; М i щ е н к о Д. О., Розвиток реал1зму в творчост1 М. К., К., 1957. Д. Остряпин. Киев.

КОЧАРЛИ,Фирудин Касум оглы (р. 24 дек. 1922) — сов. философ, руководитель Сектора фило­софии АН Азерб. ССР (с 1959), канд. филос. наук (с 1954). Член КПСС с 1945. Окончил филос. отделение историч. ф-та Азерб. ун-та им. С. М. Кирова (1950). Преподает философию с 1950. Работает преимуще-


80 КОЭН - КРАСНОЕ СМЕЩЕНИЕ


ственно над проблемами развития сов. общества и историей обществ, и филос. мысли Азербайджана конца 19 — нач. 20 вв.

С о ч.: Совет Чэмиййэтинин пэрэкэтверичи гуввэлар, в кн.: Совет чэмиййэтинин инкишафынын бэ'зи мэсэлэлэри. (Мэгалэлэр), Бакы, 1957; Сосиализмин ]уксэлиб комму­низму кечмэсинин ганунау^гунлуглары, Бакы, 1959; Сосиа-лизм чэми]]Этиндэаилэ, Бакы, 1959; В. И. Ленин сосиалист мэдэшщатин тэшэккулу вэ инкишафынын ганунау^чунлуг-лары паггында, в сб.: Ленинизм иде^аларынын тэнтэнэси, Мэгалэлэр, Бакы, 1960; ССРИ — дэ сосиализмин там вэ гэт и гэлэбэси ленинизмин 6ejyK тэнтэнэсидир, там же; К воп­росу формирования Азерб. социалистич. культуры, Тр. сектора философии АН Азерб. ССР, т. 3 (7), Бгшы, 1960. КОЭН(Cohen), Моррис Рафаэль (25 июля 1880 — 28 янв. 1947) — амер. философ, представитель т. н. неореализма, в политике — приверженец бурж. либе­рализма. С 1906 — д-р философии, с 1938— проф. Чикагского ун-та. В гл. работе «Разум и природа» («Reason and nature», 1931, 2 ed., 1953) К. уделял много внимания проблеме соотношения естеств. и обществ, наук, называл свои взгляды «реалистиче­ским рационализмом», отвергал априоризм, но, вме­сте с тем, переоценивал рациональное познание в ущерб чувственному. Подверг критике, с одной сто­роны, индуктивизм, с другой — понимание законов логики как законов связи понятий. Логику К. пони­мает как науку, тождественную с математикой, счи­тая совр. символич. логику более гибким инструмен­том, чем традиц. логика, способным оперировать с частичными истинами, вероятностями, неопределен­ностями и т. д. (см. «A preface to logic», 1944, p. 5— 10). В целом для филос. концепции К. характерна ра-ционалистич. и натуралистич. окраска. К. выступал против иррационалистич. тенденций совр. идеалистич. философии. Большое внимание он уделял связи филосо­фии с правовыми науками (см. «Reason and law», 1950), истории философии (см. «The meaning of human history», 1947), истории науки (там же с. 245—59, а также в гл. «Bacon and the inductive method», в кн.: «Studies in philosophy and science», 1949).

С о ч.: Law and the social order, N. Y., [1933]; An intro­duction to logic and scientific method, L., 1934 (совм. с с Е. Nagel); The faith of a liberal, N. Y., [1946]; A source book in Greek science, N. Y.—Toronto — L., 1948 (совм. с I. E. Drabkin); A dreamer's journey, Boston, 1949; Studies in philosophy and science, N. Y., [1949]; Readings in juris­prudence and legal philosophy, N. Y., 1951 (совм. с F. S. Co­hen); в рус. пер.—Амер. мысль, М., 1958.

КРАВКОВ,Сергей Васильевич (19 мая 1893 — 16 марта 1951) — сов. психолог, специалист по психо­физиологии органов чувств. Чл.-корр. АН СССР (1946) и АМН СССР (1946), засл. деят. науки. С 1931 до 1951 с перерывами заведовал Лабораторией психофизиологии ощущений Ин-та психологии. С 1936 руководил лабораторией физиологич. оптики НИИ глазных болезней, к-рая носит теперь его имя. С 1945 руководил созданной им лабораторией физио­логич. оптики при Ин-те философии АН СССР. Вел педагогич. работу. При активном участии К. была создана комиссия по физиологич. оптике при АН СССР. Он был инициатором создания, а потом редак­тором непериодич. издания трудов этой комиссии: «Проблемы физиологич. оптики». Монография К. «Глаз и его работа» (1932, 4 изд., 1950) представляет своего рода энциклопедию по физиологии зрения и физиологич. оптике. Оригинальной линией науч. исследований К. было изучение взаимодействия органов чувств, связи органов зрения с организмом в целом, в т. ч. регулирования зрит, функций центр, нервной системой.

Соч.: Очерк психологии, [М., 1925]; Очерк общей психофизиологии органов чувств, М.—Л., 1946; Взаимо­действие органов чувств, М.—Л., 1948; Цветовое зрение, М., 1951.

Лит.: С. В. Кравков. [Некролог], «Вопр. философии», 1951, № 3, с. 221 — 22.

КРАЛЬ(Krai), Йосеф (р. 31 окт. 1882) — чешский философ-позитивист, проф. философии и социологии


ун-та им. Коменского в Братиславе, а потом (с 1932) Карлова ун-та в Праге. Отвергая иррационализм и априоризм как формы филос. и социология, иссле­дования, К. считал необходимым основывать филосо­фию и социологию на базе опыта. Он определял социо­логию как науку о строении и развитии общества, а культуру, как систему достижений человеч. деятель­ности. Проблеме предмета социологии и ее взаимоотно­шения с др. науками посвящены работы К.: «Отно­шение социологии к психологии и педагогике» — «Vztahy sociologie k psychologii a pedagogice», 1922; «Социологические основы педагогики» — «Sociolo-gicke zaklady pedagogiky», 1926; «Социальные науки и их . классификация» — «Socialni vedy a jejich tf idem», 1931. К. является также автором монографии «Гер-бартовская социология» — «Herbartovska sociologie», 1921.

Гл. объект науч. занятий К.— история чехословац­кой философии и социологии («Ессениус — философ» — «Jessenius filozof», в жури.: «Ceska mysl», 1923; «Чешские гуманистич. логики» — «Ceske logiky hu-manisticke», в кн.: S. Gelenius Susicky, Logika, 1926). К.— автор ряда очерков о философии Тырша («Zivotni a narodni filosofie Tyrsova», BKH.:Tyrsuv sbornik, sv. 16, 1932), Ф. Дртины («Filosofie profesora Drtiny», в журн.: «Ceska mysl», 1922), Ф. Крейчи («Fr. Krejci», 1935), Т. Масарика («Masaryk filosof a sociolog», 1931; «Masaryk — filosof humanity a demok-racie», 1947), Линднера («Studie о G. A. Lindnerovi», 1930). Осн. труд К. — «Чехословацкая философия» («Ceskoslovenska filosofie», 1937).

Лит.: Р г о к о р D., Filosoficke a sociologicke' nSzory J. К., «Filosoficky Casopis», 1959, № 3. M. Свобода. ЧССР.

КРАСНОЕ СМЕЩЕНИЕ(метагалактическое) — понижение частот электромагнитного излучения га­лактик (света, радиоволн) по сравнению с частотой лабораторных (земных) источников электромагнит­ного излучения. В частности, линии видимой части спектра смещены к красному его концу, откуда и наз­вание «К. с». Осн. физич. особенность К. с.— незави­симость относит, изменения частоты от самой частоты.

К. с. естественно объясняется эффектом Доплера — Физо: при относит, движении источника и приемника частота излучения (длина волны) изменяется — при их взаимном удалении частота понижается (К. с), при сближении — повышается (фиолетовое смеще­ние). В спектрах галактик фиолетовое смещение наб­людается лишь у нек-рых из них, ближайших к нам, и является следствием движения солнечной системы в Галактике и движения Галактики в Местной группе галактик. Спектры всех др. галактик показывают К. с, что свидетельствует об их удалении от нашей Галак­тики и друг от друга. Это явление часто неудачно наз. «расширением Вселенной» (см. Космология).

К. с. открыл амер. астроном Слайфер в 1912—14, когда природа источников излучения («туманностей») была еще неясна. В 1929 амер. астроном Хаббл открыл закон, носящий его имя: К. с, а значит и скорости удаления галактик, в среднем прямо пропорцио­нальны расстояниям до них. Теоретич. объясне­ние явления «разбегания» галактик дается реляти­вистской теорией тяготения как естеств. результат того, что система масс, включающая миллиарды галак­тик, не может быть статической. До открытия К. с. господствовало метафизич. представление о Вселен­ной как статич. системе. Даже после создания теории относительности были попытки сохранить статичность Вселенной путем видоизменения уравнений тяготе­ния. Открытие К. с. заставило отказаться от этого представления и показало наличие во Вселенной движений огромного масштаба, притом иного характе­ра, чем наблюдалось в Галактике и ее составных ча­стях. Мн. важные стороны К. с. недостаточно выясне-


КРАСОТА - КРАУС 81


ны. В частности, теория указывает, что зависимость между величиной К. с. и расстоянием сложнее, чем простая пропорциональность. Принципиальный инте­рес представляет также вопрос о масштабах явлений, отражением к-рых является К. с. Если бы простей­шим релятивистским космологич. моделям можно было придавать абс. значение, то деформацию пространства надо было бы считать универсальным явлением и можно было бы говорить о расширении всей Метага­лактики или даже всей Вселенной (т. е. всех ее частей достаточно больших размеров). На самом же деле эти модели являются лишь весьма схематическими, упро­щенными. В более сложных (анизотропных, неодно­родных) релятивистских моделях показывается воз­можность расширения одних областей системы (напр., Метагалактики) при одыоврем. сжатии др. областей, а также смены сжатия расширением и на­оборот. Поэтому хотя возможно, что расширение охва­тывает всю Метагалактику, но вовсе не исключено, что—только часть ее, протяженностью в неск. десят­ков млрд. световых лет. Говорить же об одноврем. расширении всей Вселенной вообще нет оснований. Поэтому совершенно несостоятельны и те идеалистич. и фидеистич. выводы, к-рые были распространены в 30—40-х гг. 20 в., но имеют изв. хождение и сей­час,— о конечном возрасте Вселенной, о ее возникно­вении в результате единоврем. взрывного акта «творе­ния» и т. д. Надо также оговорить, что хотя К. с. естественно объясняется эффектом Доплера — Физо и все попытки объяснить это явление иными причинами (напр., «старением» световых квантов) оказались неудовлетворительными, они предприни­маются и сейчас.

К. с. называют также явление совсем иного характе­ра — эффект Эйнштейна (гравитационное К. с), со­стоящее в понижении частоты излучения при его пере­мещении из области с большим значением гравитацион­ного потенциала в область его меньшего значения (см. Относительности теория).

Лит.: АгекянТ. А., Звездная вселенная, М., 1955,
гл. 5; Ш к л о в с к и й И. С, Радиоастрономия, 2 изд.,
М., 1955; Н а а н Г. И., О современном состоянии космо­
логич. науки, в сб.: Вопросы космогонии, т. 6, М., 1958;
МартыновД. Я., О надежности наблюдательных дан­
ных во внегалактич. астрономии, в сб.: Внегалактич. астро­
номия и космология. Тр. шестого совещания по вопросам
космогонии 5—7 июня 1957 г., М., 1959; Hubble Ed.,
A relation between distance and radial velocity among extra —
galactic nebulae, «Proc. Nat. Acad. Sci. USA», 1929, v. 15,
№ 3; HumasonM. L., MayallN.U. and S a n-
dage A. R., Redshifts and magnitudes of extragalactic
nebulae, «Astron. J.», 1956, v. 61, № 3; Radio sources outside
our Galaxy: a Symposium, «Publ. Astron. Soc. Pacif.», 1958,
v. 70, p. 13 3 — 59. Г. Наан. Таллин.

КРАСОТА — термин, употребляющийся для обоз­начения прекрасного.

КРАССЕР (Krasser), Фредерик (25 апр. 1818—9 февр. 1893) — румынский естествоиспытатель, атеист и социальный мыслитель. Род. в Себеше (Траисильва-ния). Филос. концепция К., его взгляды на природу формировались под воздействием учений Дарвина и Геккеля; в социально-политич. области К. нахо­дился под влиянием утопического социализма.

С о ч.: Olfnes Visier, Buc., 1954 (предисл. Н. Krasser'a).

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 325; Г е л ь-н е р К. (С и б и у), К вопросу об истории филос. мысли трансильванских саксов в XIX в., «Cercetari Filozofice», Buc, 1957., Jsli 4.

КРАТЙЛ (Кррт6Хо«, конец 5 в. до н. э.) —др.-греч. философ, ученик Гераклита, сделавший из его материалистич. учения о всеобщей текучести вещей крайние релятивистские выводы. К. слушал Платон (65,3, Diels9), вступивший, однако, впоследствии в по­лемику с К. Из теории всеобщей текучести вещей К. делал вывод об отсутствии у явлений к.-л. качеств, определенности, почему ни о чем текучем вообще ни­чего нельзя сказать или можно говорить что угодно. И если Гераклит учил о том, что нельзя дважды войти


в одну и ту же реку, то К. учил,что в нее нельзя вой­ти даже и один раз. Поэтому, вместо высказывания о вещах, он считал возможным только указывать на них. Эти сведения о К. имеются у Аристотеля (фр. 4), к-рый опровергал К. указанием на то, что во всяком становлении имеются еще и нестановящиеся моменты и что, следовательно, обо всем текучем вполне воз­можны нетекучие высказывания. В диалоге Платона «Кратил» К. приписаны доведенные до абсурда ге-раклитовские положения. Платон спорил с К., опи­раясь на свое учение об идеях, не отбрасывая, однако, гераклитовской текучести, но рассматривая со как один из необходимых моментов бытия и познания (ср. фр. 1). Судя по это муже диалогу Платона, К. пропове­довал прирожденность правильного названия каждой вещи (фр. 5), что он объединял со своим доведенным до полной иррациональности учением о текучести вещей. Ленин, комментируя книгу Лассаля о Гераклите, обращал внимание на то, что у К. диалектика Герак­лита превращалась в софистику, в субъективизм (см. Соч., т. 38, с. 343, 350). Абсурдная абсолютизация становления у К. не имеет ничего общего ни с диалек­тикой, ни с материализмом.

Фрагменты, рус. пер., в кн.: Маковель-с к и й А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, с. 188—89.

Лит.: История философии, т. 1,[М.], 1940 (по именному указателю); М о n d о 1 f о R., II problema di Cratilo е la interpretazione di Eraclito, «Riv. Critica Storia Filo-sofia», Roma — Milano, 1954, anno 9, fasc. 9, p. 221—31; A 1 1 a n D. J., The problem of С, xAmer. J. Philology», Bal­timore, 1954, v. 75, JV» 299, p. 271 — 87. А. Лосев. Москва.

КРАУЗЕ (Krause), Карл Христиан Фридрих (6 мая 1781—27 сент. 1832) —нем. философ-идеалист. Полу­чил филос. образование в ун-те в Иене (1797—1802), где слушал лекции Фихте и Шеллинга. С 1802 жил в Иене, с 1814 в Берлине и с 1824 в Гёттингене, где пре­подавал в ун-те (1824—31).

Используя идеи Фихте и Шеллинга, К. развил ми-стич. учение о бытии как боге, к-рое выдавал за пре­одоление «крайностей» материализма и идеализма, а также мистическое и космополитическое учение о праве.

На родине К. его учение не пользовалось извест­ностью. Благодаря Аренсу, ученику К., оно получило распространение в Бельгии и Голландии; в Испании крупнейшими пропагандистами учения К. были Сане дель Рио, к-рый перевел книгу К. «Прообраз человечества» («Das Urbild der Menschheit», 1811,3 Ausg., 1904) на исп. яз. («El ideal de la humidad, trad. J. Sanz del Rio, 1860) и Хинер де лос Риос [«Фи­лософия и социология» (F. Giner de los Rios, Filo-sofia у sociologia, 1904)].

Go ч.: Entwurf des Systems der Philosophic Jena, 1804; System der Sittenlehre, Bd 1, Lpz., 1810; Abriss des Systemes der Logik als philosophischer Wissenschaft, 2 Ausg., Gott., 1828; Vorlesungen iiber das System der Philosophie, Gott., 1828; Abriss des Systemes der Philosophie des Rechtes oder Naturrechtes, Gott., 1828; Vorlesungen iiber die Grundwahr-heiten der Wissenschaft, Gott., 1829; Handschriftlicher Nachlass, Abt. 1—4, Gott., 1834—74; Abriss der Aesthetik oder der Philosophie des Schonen und der schonen Kunst, Gott., 1837; Lebenlehre oder Philosophie der Geschichte zur Begriindung der Lebenkunstwissenschaft, 2 Aufl., Lpz., 1904.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 560 — 61;
Ma r tin В. R., К. Ch. F. Krause's Leben, Lehre und Be-
deutung, Munch., 1885; LeonhardiH. von, Karl
Christian Friedrich Krause ais philosophischer Denker gewiir-
digt, Lpz., 1905; S с h u r d a G., Aesthetik und Musiktheo-
rie des PUilosophen K. Gh. F. Krause, Minister in Westf.,
1932; S с h w a r z Т., Die Lehre vom Naturrecht bei
K. Ch. F. K., Bern, 1941; G б s s 1 M., Untersuchungen zum
Verhaltnis von Reclit und Sittlichkeit bei I. Kant und K.
Ch. F. K., Munch., 1961. M. Byp. ГДР.

КРАУС (Kraus), Оскар (24 июля 1872—1942) — австр. неореалист, проф. Пражского ун-та (1916 — 1938). Как и его учитель А. Марти, К. воспринял идеи, высказанные Ф. Брентано (1838—1917) после 1910, и выдвинул концепцию т. н. р е и з м а (от лат. res — вещь) — разновидности номиналистич. онтологии,


82 КРАФТ —КРЁБЕР


близкой к материализму. Согласно этой концепции, можно мыслить только о конкретных вещах (Dinge). Слова «сознание», «представление» и т. п.— это грам-матич. гипостазы, абстракции, не имеющие самостоя­тельного значения.

Если сам Брентано в понимании «вещей» остался в рамках неореализма, то К. внес в толкование реизма материалистич. момент. Так, Брентано писал о «ве­щах», как о том, что мыслимо, а К.—как о том, что единственно существует в реальном мире (см., напр., Einleitung, к кн.: «Psychologie vom empirischen Standpunkt», Bd 1, «Philosophische Bibliothek», hrsg. vonF. Meiner, Bd 192, Lpz., 1924, S. LVIII). Мате­риалистич. понимание реизма было развито далее Котарбиньским.

В учении о ценностях К. резко разграничил эмоцио­нальные и интеллектуальные оценки и отверг суще­ствование особого царства ценностей (о к-рых ранее говорил Брентано). Ценности, по К., суть установки предпочтения (Bevorzugungen), возникающие в пред­ставлениях, эмоциях и суждениях человека. Сами предпочтения, в свою очередь, подлежат оценке с т. зр. их отношения, во-первых, к вещам и, во-вторых, к принципам долга и права. Последние разрабатыва­лись К. в плане принятия механистич. концепции причинности и критики волюнтаризма.. К. стремился основать учение о праве на ценностной этике и высту­пал за детерминистич. понимание социальных явле­ний. Критикуя «Философию жизни», К. характеризо­вал ее как разрушающую логич. мышление. Его вы­ступления против теории относительности основыва­лись на обвинении ее в том, что она будто бы подме­няет объективную относительность пространства-вре­мени субъективной относительностью чувственных восприятий.

С о ч.: Das Bediirfnis, Lpz., 1894; Zur Theorie des Wertes, Halle, 1901; Die Lehre von Lob, Lohn, Tadel und Strafe bei Aristoteles, Halle, 1905; Die Grundlagen der Werttheorie, «Jahrb. Philos.», 1914, Bd 2; Der Krieg, die Friedensfrage und die Philosopher!, Prag, 1918; Franz BTentano, Munch., 1919; F. Brentanos Stellung zur Phanomenologie und Gegen-standstheorle, Lpz., 1924; [SelbstdarstellungJ, в сб.: Die Phi­losophic der Gegenwart in Selbstdarstellungen, [Bd 7], Lpz., 1929; Zur Kritik von Bertrand Russeils «Analyse des Geistes», «Arch. ges. Psychol.», 1930, Bd 7Ь, Н. 3/4; Wege und Abwege der Philosophic, Prag, 1934; Die Werttheorien, Briinn, 1937.

Лит-: S t e g m ii 1 1 e i W., Hauptstrbmungen der Gegen-wartsphilosophie. W.— Stuttg., 19Ь2, Кар. 1; Tatar-kiewici W., Historia filozofii, t. 3, Warsz., 1958. a., 207—17; К о t a r b J nskl Т., Uwagi na temat reizmu.' О postawie reis'.ycznej, Wybrjr pism, t. 2, Warsz., 1958.

И. Нарский. Москва. КРАФТ(Kraft), Юлиус (23 окт. 1898—29 дек. 1960) — нем.бурж. философ и правовед, последова­тель Л. Нельсона — главы т. н. неофризской кан­тианской школы (см. Фриз). Проф. социологии в ун-те г. Франкфурт-на Майне (1928—33 и 1957—60). В годы фашизма эмигрировал и преподавал в США и Англии. Основатель журнала «Ratio» («Разум», 1958). Подверг критике с позиций старого бурж. ра­ционализма феноменологич. философию, экзистенциа­лизм и прагматизм. В кн. «От Гуссерля к Хейдеггеру» («Von Husserl zn Heidegger. Kritik der phenomenoio-gischen Philosophie», 1932, 2 Aufl., 1957) критикует иррационализм и алогизм, показывая, что эволюция феноменологии от гуссерлиа некой философии как «стро­гой науки» к иррационализму Хейдеггера не случайна, а внутренне обусловлена признанием интуиции как осн. метода познания. Социологич. концепция К., сложившаяся под влиянием Келъзена, характерна выде­лением роли этич. ценностей и категорий. Справед­ливо указывая на упадок совр. бурж. филос. мысли, К., однако, враждебно относится к диалектич. и исто-рич. материализму.

Соч.: Die Methode der Rechtstheorie in der Schule von Kant und Fries, В., 1924; Die «Wiedergeburt» des Naturrechts, В., 1932; Philosophie aJs Wissenschaft und als Weltanschau-


ung, Gott., 1933; Die Tjnmoglichkeit der Geisteswissenschaft, Lpz., 1934, 2 Aufl., Fr./M., 1957; Erkenntnis und Glaube, Leiden, [1937]; The philosophy of existence: its structure and significance, «Philos. and Phenol. Res.», 1941, v. 1, № 3, p. 339—58; Rechtssociologie, в кн.: Handworterbuch der Sociologie, Stuttg., 1959, S. 466—79.

Лит.: Z s i g m о n d А., [ред.] J. Kraft: Von Husserl
zu Heidegger, «Magyar Filozofiai Szemle», 1959, № 3—4;
P о р р е г К. R., J. Kraft. 1898—1960, «Ratio», 1962, v. 4,
№ 1 (библ. работ К.). И. Добронравов. Москва.

КРЕАЦИОНИЗМ(в биологии) (от лат. сгеа-tio — сотворение) — биологич. концепция, трактую­щая многообразие форм органич. мира как акт бо­жеств, творения. К. отрицает эволюцию и изменение видов. В биологии креационистская традиция церков­ной догматики продолжается со средневековья и вплоть до 19 в., воплощаясь в антиэволюционистской идее неизменности видов, разделявшейся большинством естествоиспытателей того времени. Наукообразную форму К. получил у франц. анатома и палеонтолога Ж. Кювье. До последовательно креационистской кон­цепции множественности актов творения теория ка­тастроф была доведена его учениками и последовате­лями А. Д'Орбиньи и Ж. Агассисом. Хотя К. с конца 18 в. подвергался сильным атакам со стороны эволю­ционистских идей (уже К. Линней в конце жизни отказался от т. зр. неизменяемости видов), особенно Ламарка, однако только теория происхождения видов Дарвина подорвала его влияние. В течение 19 в. дар­винизм с боями вытесняет К. из биологии. Особенно ожесточенно борьба велась в Англии (А. Седжвик, Уолластон и др.), Франции (М. Флуранс, А. Мильн-Эдвардс, Ж. Катрфаж и др.) и США (швейцарский био­лог Агассис, живший в Америке). 20 в. — время окончат, и полного торжества эволюционного учения, в результате чего креационистские воззрения стано­вятся анахронизмом. Однако вплоть до наст, времени К. используется как знамя в непрекращающихся усилиях церкви подчинить своему влиянию науку; продолжаются попытки поставить под сомнение до­казательность эволюц. теории. Таковы утвержде­ния об «исчерпанности» теории происхождения ви­дов (В. Тролл), о «недействительности» естеств. отбора в создании значит, эволюционных преобразо­ваний, отрицание прогресса в эволюции (Дж. Дьюар) и т. д. «Стыдливой» формой К. является утверждение, что дарвинизм — только одна из возможных гипотез (Ф. Фозергилл). Эта т. зр. смыкается с др. направле­нием совр. К.— попытками «ассимилировать» эволюц. учение, подчинив его идее божеств, творения. Таковы разнообразные виталистические концепции: теория эмерджентной эволюции, «телефинализм» Леконта де Нюи, теория «первичной активности» Р. Рюйе, холизм и мн. др. К. пользуется признанием в неотомизме. Будучи лишен всякого научного содержания, К. в наст, время имеет только отрицат. значение идеологич. орудия борьбы религии против научной биологии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.