КРОНЕР(Kroner), Рихард (р. 8 марта 1884) — философ-идеалист, один из наиболее крупных представителей нем. неогегельянства, председатель «Гегелевского союза» (Hegelsbund), в наст, время — религ. философ. Проф. во Фрейбурге (1912—24), в Дрездене (с 1924), Киле, Франкфурте-на-Майне, Берлине (с 1929). В 1938 эмигрировал в Англию, а в 1940 переехал в США; в 1948—52 читал лекции по философии религии в Нью-йоркской теологич. семинарии, с 1953 — в Temple University в Филадельфии.
Филос. взгляды К. эволюционировали от неокантианства к неогегельянству и затем к разновидности философии откровения. Первый этап филос. развития К. протекал в русле баденской школы. Вслед за своим учителем Г. Риккертом К. сосредотачивает внимание на этич.-мировоззренч. стороне философии Канта в противоположность теоретико-познавательной (см. его «Kant's Weltanschauung», 1914, изд. на англ. яз.— 1956). Реакция на теоретико-познават. формализм марбургской школы и поиски конкретного, «живого» содержания философии, при неспособности выйти за пределы кантовски-фихтевского субъективизма приводят К. к сближению с иррационали-стич. историцизмом и биологизмом философии жизни (см. его «Проблему исторической биологии» — «Das Problem der historisehen Biologic», 1919). В результате своеобразного «синтеза» неокантианских и ир-рационалистич. элементов сформировались гносеология, воззрения К., приведшие его к неогегельянству. Историко-филос. обоснование своему переходу к неогегельянству К. дал в двухтомной работе «От Канта до Гегеля» («Von Kant bis Hegel», Bd 1—2, 1921—24). В этой работе Гегель был препарирован в духе кантовски-фихтевского субъективизма, и гегелевская диалектика выродилась в иррационализм. В подобном истолковании гегелевской философии состояло осн. содержание второго, неогегельянского этапа филос. эволюции К. Для этого же этапа характерно большее, чем в предшествующий период, внимание к проблемам философии культуры. В своих работах («Самоосуществление духа» — «Die Selbstver-wirklichung des Geistes», 1928; «Идея и действительность» — «Idee und Wirklichkeit des Staates», 1930, и «Обоснование политики с т. зр. философии культуры» — «Kulturphilosophische Grundlegung der Po-litik», 1931) К. стремится создать свой вариант философии культуры на основе модернизации гегелевской философии духа с помощью иррац. понятия «души», заимствованного из философии жизни. Для социально-политич. воззрении К. в этих работах
КРОНЬСКИЙ — КРОПОТКИН 99
характерна крайне реакц. тепденция, связанная с идеалистич. апологией империалистич. «тотального гос-ва». Конфликт К. с реальным — фашистским — воплощением того самого «тотального гос-ва», к-рое он воспевал в качестве философа культуры, вынудил его эмигрировать из Германии, Однако это привело лишь к дальнейшему усилению реакц. тенденций мировоззрения К. В этот последний период филос. развития К. религ.-мистич. тенденция, характеризовавшая воззрения К. на всем протяжении его эволюции, окончательно возобладала, и он всецело отдал предпочтение религ. вере перед разумом, откровению перед «умозрением» (см. его работы, опубл. на англ. яз.: «The primacy of faith», 1943; «Culture and faith», 1951; «Speculation and revelation in the history of philosophy», v. 1—3, 1956—61). Сводя «теоретич. счеты» с Гегелем в одной из своих последпих работ, К. противопоставляет ему религиозно ориентированных философов Паскаля и Кьер-кегора, к-рые, по К., «превзошли спекулятивную точку зрения гегелевской онтологии» («Hegel heute», «Hegel-Studien», Bd 1, 1961).
Соч.: Zweck und Gesetz in der Biologie, Tub., 1913; Hegel. Zum 100. Todestage, Tub., 1932; Kierkegaard or Hegel?, «Rev. Internat. Philos.», 1952, t. 6, fasc. 1, [№] 19; Kierkegaards Hegelverstandnis, «Kant-Studien», 1954—55, Л 46; в рус. пер.— К критике философского монизма, «Логос», 1913, N1! 3—4.
Лит.: Давыдов Ю., Борьба вокруг «Феноменологии духа» в совр. бурж. философии, «Вопр. философии», 1959, Л: _; е г о же, Критика иррац. основ гносеологии неогегельянства,в сб.: Совр.объективныйидеализм.М., 1963; Levy H., Die Hegel-Renaissanse in der deutschen Philosophie, Char-lottenburg, 1927; Marck S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, Bd 1—2, В., 1929—31; L б w i t h K., Von Hegel zu Nietzsche, Z., 1953; L u k a cs G., Die Zersto-rung der Vernunft, В., 1955.
_ H. Мотрошилова, Ю. Давыдов. Москва.
КРОНЬСКИЙ(Kronski), Тадеуш Юлиуш (1907— 1958) — польский философ. В начале науч. деятель ности (30-е гг.) находился под влиянием феноменоло гии Гуссерля, в 40-х гг. перешел на позиции марксиз ма. В 1951—58 преподавал философию в Варшав ском ун-те. Автор «Лекций по истории античной философии» («Wyklady z historii filozofii starozytnej. Grecja i Rzym», 1955). Осн. работы К., посвященные философии Канта, Фихте, Гегеля и влиянию клас- сич. нем. философии на польских мыслителей, собра ны в изданной посмертно кн. «Вокруг Гегеля» («Roz- wazania wokol Hegla», 1960, имеется библиография работ К. и лит-ра о нем). К. опубликовал также ряд статей об экзистенциализме и др. течениях совр. идеалистич. философии. \в.Галъминас.\ Москва.
КРОПОТКИН(псевдонимы: Бородин, Левашов), Петр Алексеевич [27 нояб. (9 дек.) 1842 — 8 февр. 1921] —рус. мелкобурж. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ. Род. в рус. княжеской семье. Окончил Пажеский корпус (1862). В 1867—68 занимался на математич. отделении физико-математич. фак-та Петерб. ун-та. В 1872 во время поездки за границу установил контакт с народниками-баку-нинцами. В ноябре 1873 составил записку: «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (см. в сб. «Революц. народничество 70-х гг. XIX в.», т. 1, М., 1964, с. 55— 118)— важнейший документ народничества 70-х годов. В 1874 был арестован; в 1876 бежал. Поселившись в Швейцарии, развернул пропаганду идей анархизма, основал (1879) газ. «Le Revolte». В 1881 был вынужден
покинуть Швейцарию, в 1883 был осужден франц. судом на 5-летнее тюремное заключение. В 1886 амнистирован и поселился в Лондоне, где написал неск. книг, в т. ч. кн. о франц. революции («Великая революция» — «La grande Revolution», 1893, рус. пер. 1917), получившую высокую оценку В. И. Ленина (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, 1963, с. 401); выступал с лекциями и докладами о т. н. «коммунистич. анархизме». В 1900 пытался организовать, в противоположность 2-му Интернационалу, «Междунар. революц. рабочий конгресс».
В отличие от Бакунина, акцентировавшего внимание на разрушит, стороне анархизма, К. пытался нарисовать картину будущего «коммунистического» общества как огромного множества самостоят, общин (коммун) производителей («La conquete du pain», 1892, рус. пер. 1902 под назв.— «Хлеб и воля», 1906 — «Завоевание хлеба»; «Коммунизм и анархия», 1900, рус. пер. 1902, и др.). Отрицая необходимость гос-ва в период построения бесклассового общества, К. и его сторонники призывали немедленно «. ..уничтожить государство и создать новые формы объединения, исходя из самых основных единиц каждого общества — из сельской общины, свободного союза рабочих и т. д. ...» («Гос-во, его роль в истории», Женева, 1904, с. 71).
Будучи позитивистом, К. противопоставлял марксистскому диалектич. методу «единственно научный индуктивный метод» и «механическое понимание явлений» (см. «Современная наука и анархия», М., 1920, с. 41—43). Отрицая специфич. закономерности обществ, развития, К. утверждал, что борьбе за существование как в жизни растений и животных, так и в человеч. обществе противостоит взаимная помощь (см. «Взаимная помощь, как фактор эволюции», СПБ, 1907, С; 300). Она является гл. фактором обществ, эволюции и этич. прогресса («Этика», 1922). Гос-во сковывает действие этого фактора. Уничтожение гос-ва будет означать переход к «коммунистическому анархизму».
Все осн. принципы нравственности К. выводил из поведения животных. «Природа, может... быть названа первым учителем этики,
нравственного начала для человека» («Этика», т. 1, с. 38), «понятия о „добродетели" и „пороке" — понятия зоологические...» (там же, с. 19). Понятие о зле имеет своим первонач. источником естеств. отбор, истребление слабых сильными, представление о добре человек выводит, наблюдая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть «зачатки нравственной совести» (там же, с. 14).
Во время революции 1905—07 К., находясь за границей, развил бурную публицистич. деятельность/ В России выходят его брошюры «Анархия, ее философия и идеал» («L'anarchie, sa philosophie, son ideal», 1896, рус. пер. 1900), «Революция в России» (1906), «Анархия и её место в социалистич. эволюции» («L'anarchie dans revolution socialiste», 1887, рус. пер. 1907) и др. В октябре 1906 К. выступил с докладом на съезде «коммунистов-анархистов» в Лондоне (см. сб. «Рус. революция и анархизм», 1907). Помимо России, анархистские идеи К. получают нек-рое распространение и в др. странах (Испании, странах Лат. Америки, Китае и др.). В период 1-й мировой войны К. занимал позиции шовинистич. оборончества. Ленин, большевики вели в эти годы активную борьбу против последователей К. в России как представителей мелкобурж. авантюристич. учения. Ленин клеймит К. как «мещанина от анархизма», как одного из «анархо-траншейников» (см. Соч., т. 21, с. 329; т. 25, с. 442). Летом 1917 К. возвратился в Россию, проповедуя «классовый мир» и
100 КРОССЕР - КРОЧЕ
войну «до победного конца». Участвовал в Гос. совещании в авг. 1917.
После победы Окт. революции 1917 К., оставаясь противником пролетарской диктатуры, признал меж-дунар. значение революции в России. В декабре 1918 он писал: «Надо быть справедливым: коммунисты — истинные социалисты. Они доказали на практике возможность социальной революции и освобождения рабочего класса от власти капитала» (пит. по кн.: Лебедев Н. К., П. А. Кропоткин, 1925, с. 73). В мае 1919 состоялась встреча К. с Лениным (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, с. 401—06). В 1920 К. выступил с призывом к рабочим Зап. Европы объединиться для борьбы против интервенции.
Как ученый-географ К. исследовал ряд районов Сев. Маньчжурии и Сибири, изучал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции («Исследования о ледниковом периоде», 1876). К. сотрудничал с Реклю в написании всемирной географии «Земля и Люди», перевел на русский язык «Основы биологии» Спенсера.
Соч.: Идеалы и действительность в рус. лит., СПБ, 1906; Соч., т. 1—7, СПБ, 1906—07; Поля, фабрики и мастерские, М., 1918; Труд ручной и умственный, JVL, 1919; Собр. соч., т. 1—2, М., 1919; Речи бунтовщика, СПБ—М., 1921; Дневник..., М.—П., 1923 (имеется библ.); Записки революционера, [М.—Л.], 1933; Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса, П.—М., 1922.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 84, 289, 330; его же, там же, т. 22, с. 118; его же, там же, т. 23,с.119;егоже, там же,т. 25,с.459;ПлехановГ.В., Анархизм и социализм, Собр. соч., т. 4; Л у з и н И- И., Анархизм и рабочий класс, М., 1906; Б е л о с е л ь с к и й 3., П. А. К., СПБ, 1906; Гроссман-Рощи н И. С-, Характеристика творчества П. А. К., П.—М., 1921; Ново ми р-скийЯ.,П.А.К. как теоретик анархизма, «Коммунистам. Интернационал», 1921, J4» 16; Памяти П. А. К. [Сб. ст.], П.—М., 1921 (дана библ.); П. К. Сб.ст., П.—М.,1922; К ни ж-ник [Ветров] И., Воспоминания о П. А. К., «красная Летопись», 1922, № 4; Л е б е д е в Н. К., П. А. К. как теоретик био-социологич. закона взаимопомощи, «Былое», 1922, кн. 17; Я р о с л а в с к и й Е. М., Анархизм в России, [М.], 1939; Обручев В. А., П. А. К., в кн.: Люди рус. науки, т. 1, М.—Л., 1948; Laurentius, К. Moral-lehre und deren Beziehungen zu Nietzsche, Dresden, 1896; Robinson V., Comrade K., N. Y., 1908; Landau er W., K's Ideen iiber die gegenseitigc Hilfe und ilire Bedeutung, Lpz., 1920; N e t t 1 a u M., Der Anarchismus von Proudhon zu К., В., 1927; See H., K., historien, в кн.: See H., Science et philosophie de Phistoire, P., 1928. Э. Баллер. Москва.
КРОССЕР(Crosser), Пол (р. 1902) — амер. философ и экономист, симпатизирующий философии марксизма. Проф. Аделфи университета в Нью-Йорке. Эконо-мич. образование получил в Берлинском, философское — в Колумбийском ун-тах. С материалистич. позиций выступает против идеалнетич. и иррашюна-листич. течений в совр. бурж. филос. и обществ, мысли. В кн. «Нигилизм Джона Дьюи» («The nihilism of John Dewey», [1955], рус. пер. 1958) показывает несостоятельность «инструментализма» Дьюи, ре-• лятивизм и нигилизм его философии и логики науки, бесплодность эстетич. концепции и обскурантизм педагогич. теории. В работе «Экономические фикции» («Economic fictions», [1957], рус. пер. 1962) К. критикует методологич. основы субъективистских школ в бурж. политэкономии от И. Тюнена до О. Шоанна, прослеживает связь соответствующих экономич. учений с различными системами идеалистич. философии. Критика иррационализма дана также в ст. «Заметки об иррационализме в совр. амер. мысли» («Вопр. философии», 1960, № 8), «Традиция антиинтеллектуализма в амер. философии» (там же, 1962, № 6).
Противник войны, К. был одним из немногих амер. философов, подписавших в период кризиса в Карибском море (1962) обращение амер. ученых к Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущеву.
С о ч.: Ideologies and American labor. N. Y., 1941: State capitalism in the economy of the United States, N. Y., [I960].
Лит.: Мельвиль Ю. К., Митрохин Л. Н., «Нигилизм Джона Дьюи», [рец.], «Вопр. философии». 1956, № 3. Ю. Мельвиль. Москва.
КРОЧЕ(Сгосе), Бенедетто (25 февр. 1866—20 нояб. 1952) — итал. философ-неогегельянец, историк, литературовед, критик, публицист, политич. деятель. Мировоззрение К. формировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спа-вента, Ф. Де Санктис). С 1903 ок. 50 лет издавал журнал «Critica», содержавший почти исключительно его собств. статьи, заметки, рецензии и пр. В 1902—20 — проф. в Неаполе. К.— один из основных идеологов и политич. лидеров итал. бурж. либерализма. Президент созданной им (1948) либеральной партии.
К. полемизировал с марксизмом, с к-рым он познакомился под влиянием своего учителя А. Лабриолы («Исторический материализм и марксистская экономика», 1901, рус. пер. 1902). Критика марксизма в работах К. сочеталась с заимствованием, хотя и в крайне искаженном и мистифицированном виде, ряда элементов марксистской филос. и социологич. проблематики. Значит, роль принадлежит К. в борьбе против позитивизма в Италии (см. Итальянская философия).
К. критиковал философию Гегеля справа, считая, что не только кантовский идеализм, но и идеализм Гегеля недостаточно последователен и не свободен от дуализма, поскольку они Допускали существование материального мира, хотя бы и в форме инобытия идеи (см. «Indagini zu Hegel...», Bari, 1952, p. 45). По К., такое допущение должно быть принципиально отвергнуто. Из «дуалистических заблуждений» Гегеля (и Канта) в отношении материального мира органически вытекает их методологич. дуализм: они допускали двойственность метода, полагая, что не только спекулятивный, по и естественно-научный метод в той или иной мере способствует отысканию истины. Между тем к истине может вести только один метод, определяемый ее внутр. природой,— спекулятивный. Поэтому К. целиком отрицает познават. ценность естеств. и математич. наук, к-рые имеют, по К., чисто утилитарное значение. В отличие от Гегеля, К. отрицает противоречие как осн. принцип диалектики. Таковым, по его мнению, является единство и различие понятий, а не единство и борьба противоположностей. «Диалектика есть не что иное, как сам принцип различия» («Storiografia e idealila morale», p. 137).
Дух, представляющий собой, согласно К., единств, реальность, выступает в двух осн. формах: теорети ческой (интуитивной и логической) и практической (экономической и этической). Формам духа, тождест венным категориям (прекрасное, истинное, полезное или жизненное и доброе), соответствует подразделе ние философии на эстетику, логику, философию эко номики и этику. Система К. изложена в 4-томной «Философии духа». С. Эфирое. Москва.
К. принимает за исходный материал познания, как духовной активности вообще, «бесформенную материю» ощущений (см. «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», ч. 1, М., 1920, с. 8). Собственно же познание начинается с представлений, к-рые суть результат обработки, или организации, хаотич. содержания ощущений сообразно законам «духа» — своеобразной «кристаллизации» этого содержания в виде непосредственно воспринимаемых образов вещей. Осн. способностью, с помощью к-рой осуществляется эта обработка, является, по К., воображение, фантазия, или, согласно его терминологии, интуиция. В этом понимании интуиции К. следует за Кантом и Фихте. Чтобы резче подчеркнуть творческую формообразующую роль интуиции в духовной деятельности, К. отождествляет ее со способностью «выражения», к-рое есть «...синтез разного пли множественного в едином» (там же, с. 24). Интуитивная
КРОЧЕ — КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ 101
(«выразительная») активность духа, как полагает К., «объективирует» данное содержание (т. е. ощущения, впечатления) в ходе его оформления в образ, т. е. «преодолевает» это содержание путем его своеобразного «разрыва» с самим собой и «освобождается» от него через «растворение» этого содержания в формах, имеющих происхождение в глубинах вечно деятельного духа. Однако эта «объективация», по сути дела, имеет исключительно «внутренний», «идеальный», более того — «субъективный» характер. Она не предполагает выхода за пределы индивидуальных переживаний личности. Интуитивная выразительность приобретает у К. не только чисто формальный, но и совершенно внечувств. характер: «...интуиция или представление отличается от того, что чувствуется или испытывается..., от психической материи, как форма» (там же, с. 14). К. отличает интуицию от чувства как «теоретическую» (познават.) способность от «практической»; и это побуждает его рассматривать интуицию в одном ряду с др. теоретич. способностью — логич. мышлением. Но в общих пределах теоретически-познават. сферы К. все же отличает интуицию от логич. способности на тех основаниях, что первая есть познание, «свободное от понятий», а вторая — познание в понятиях; что первая дает познание неповторимо индивидуального, а вторая — всеобщего и универсального; что с помощью первой постигается сама вещь в ее конкретности, а с помощью второй — абстрактные отношения вещей, скрывающиеся за их внешним обликом; словом, «интуиция дает нам мир, феномен; понятие дает нам ноумен, дух» (там же, с. 36; ср. также с. 68). Идеальной моделью интуиции (воображения) является, по К., «лирическая интуиция», находящая свое развернутое воплощение в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, общая теория искусства, понятая как «наука о выражении», и наоборот — последняя есть важнейшая часть системы «Философии духа».
Ю. Давыдов. Москва.
Хотя эстетика К. пользуется, пожалуй, наибольшей известностью за пределами Италии, центр, место в его учении занимает история, концепция. Отказавшись от системосозидательных тенденций первого периода своей деятельности, он отождествил философию с историографией и признал задачей философии решение конкретных проблем. К. называл свое учение «абсолютным историцизмом». На деле для К. характерен антиисторизм: он исключает из сферы истории не только все материальные элементы (материальные факты, веществ, свидетельства прошлого и пр.), но и основы подлинно науч. историч. анализа. Выступая против гегелевской и в особенности против марксистской «философии истории», он отрицает детерминизм, объективные закономерности в историч. развитии, возможность обобщений, предвидения и т. д. «История не полагает серию законов, но воспроизводит и представляет индивидуальные действия, каждое из которых закон для самого себя» («Ultimi saggi», Bari, 1935, p. 369). Однако вместе с тем К. допускает наличие логики в историч. развитии, с одной стороны, как логики, вносимой историком и существующей «в самом акте исторического мышления» («La storia come pensiere e come azione», Bari, 1939, p, 337), с другой — как непознаваемого «плана провидения». «Развитие мира имеет свои причины, которых мы не знаем и которые мы напрасно пытаемся вскрыть с помощью наших предвидений» («Storiogra-fia...», p. 63). Назвав свое учение «религией свободы», К., в отличие от традиц. бурж. теорий, отрицающих формальный характер бурж.-демократич. свобод, откровенно утверждает, что реальная свобода — понятие, лишенное смысла, что «свобода всегда является
„формальной"» («Indagini zu Hegel...», p. 109). Что касается демократии, то она отвергается им даже как формальный принцип. Историю, по К., делают великие люди; нар. массы, неспособные к самостоят, мысли и действию, в лучшем случае являются пассивным воспреемником их идей. «С точки зрения либерализма, который всегда был против теории равенства, свобода есть средство создания и возвышения аристократии, а не демократии» («Politics and morals», L., [1946], p. 83). В деятельности и воззрениях К. были моменты, имевшие прогрессивное значение для итал. действительности его времени (нек-рые его культурные начинания, критика позитивизма, клерикализма и фашизма, хотя во многом внешняя, двуликая, и т. д.). Однако в целом филос. и политич. деятельность К. была весьма консервативной по своему характеру. В воззрениях К. имелись нек-рые элементы, близкие фашистским теориям (апология силы, войны, политического макиавеллизма и пр.).
Влияние К. на итал. интеллигенцию, очень большое в первые десятилетня 20 в., стало падать в 40-х гг. Огромную роль в подрыве влияния концепций К. сыграла марксистская критика, особенно работы А. Грамши и совр. итал. марксистов. В наст, время философия К. почти полностью вытеснена из итал. бурж. идеологии др. филос. системами, однако косвенно влияние К. еще довольно значительно, поскольку ряд видных итал. политич. деятелей и деятелей культуры — в прошлом ученики К.
Соч.: Filosofia dello spirito, v. 1—4, nuova ed., Bari. 1948—58: lv.~Estetica come scienza dell'espressione e lingui-stica generale, 2 v.—Logica come scienza del concetto pwo, 3 v.— Filosotia della pratica, 4 v. — Tcoria e storia della sto-riografia; Etica e politica, Bari, 1931; La filosofia di Giam-battista Vico, 3 ed., Bari, 1933; Freedom. Its meaning, N. Y., 1940; History as the story of liberty, L., 1941; II car-rattere della filosofia moderna, Bari, 1941; Disconsi di varia filosofia, v. 1—2, Bari, 1945; Pensiero politico e politica attu-ale, Bari, 1946; Saggio sullo Hegel..., 4 ed., Bari, 1948; Nuovi saggi di estetica, 3 ed., Bari, 1948; Come il Marx fece passare il comunismo dell'utopia alia scienza, Bari, 1948; My philosophy and other essays, L., 1949; Filosofia e storiografia, Bari, 1949.
Лит.: Плеханов Г. В., О книге Кроче. Избр. фи лос. произв., т. 2, М., 1956; С е р е н и Э., Марксизм, наука, культура, пер. с итал., М., 1952; Чернышев Б. С, Б. К. и диалектика, «Вопр. философии», 1958, М 8; А 6 6 а- те М., Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества, пер. с итал., М., 1959; G r a m s с i A., II mate rial ismo storico e la filosofia di Benedetto Croce, [Torino], 1949; Carr H. W., The philosophy of Benedetto Croce, L., 1927; R u g g i e г о G., II ritorno alia ragione, Bari, 1946; С i a r d о M., Le quattro epoche deilo storicismo: Vico, Cant, Hegel, Croce, Bari, 1947; F a u с e i D., Storicismo e meta- fisica nel pensiero crociano, Firenze, 1950; La «Critica» e il tempo della cultura crociano, Bari, 1953; Benedetto Croce. A cura di F. Flora, Mil., 1953; Olgiatti F., Benedet- 1o Croce e lo storicismo, «Vita e Pensiero», 1952, № 3; Albergamo Fr., La critica della scienza oggi in Italia,- Roma, 1953; С i о п е Е., Benedetto Croce, Mil., 1953; его а; е, Bibliografia crociana, [Monza], 1956; Gar in E., Cronache di filosofia Iteliana (1900—1943), Bari, 1955; S p г i g g e C, Benedetto Croce l'uomo e il pen- satore, Mil.— Napoli, 1956. Э. Эфиров. Москва.
КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ (лат. circulus in demonstrando) — логич. ошибка, состоящая в том, что доказываемый тезис обосновывается с использованием в данном доказательстве самого же этого тезиса в качестве одного из его оснований; разновидность ошибки «недоказанного основания» (или «постулирования основания», лат. petitio principi). Типичным видом К. в д. является случай, когда в доказательстве тезиса А встречается такое положение (суждение, предложение) В, к-рое само ранее доказывалось с привлечением положения А. Другие случаи К. в д. могут отличаться большей тривиальностью (когда тезис доказывается непосредственно с помощью самого себя) или, наоборот, большей сложностью (когда, напр., тезис А доказывается с привлечением положений Вхи В2, положение Вхдоказы-
102 КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ — КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИЯ
вается с привлечением С1и С2, положение В2— с привлечением С2 и С3, положения Схи С2 — с привлечением D, а положения С3и D — с привлечением А). Понятие К. в д. является частным случаем общего понятия порочного круга (или ложного круга, лат. circulus vitiosus), др. частным случаем к-рого является понятие круга в определении (когда, напр., термин А определяется через термин В, а. В — через А).
При наличии К. в д., как и вообще в случае ошибки «недоказанного основания», настоящего доказательства не получается, т. к. совокупность посылок такого доказательства не может служить достаточным основанием доказанности тезиса. Однако в нек-рых случаях такое ошибочное доказательство может быть полезно тем, что оно легко превращается в доказательство иного тезиса, утверждающего, напр., эквивалентность двух различных по смыслу положений. Действительно, если из исходных положений нек-рой данной системы знания (ее постулатов, определений и т. п.) и нек-рого осмысленного в этой системе предложения В выводится предложение А, а из этого А и тех же исходных положений выводится В, то предложения А и В эквивалентны в данной системе. Именно такое значение имели в истории геометрии доказательства эвклидова 5-го постулата (о параллельных) Лрокла (5 в.), Насирэддина Туей (13 в.), Дж. Вал-лиса (17 в.) и др., хотя в них непосредственно и не было К. в д., а было лишь явное или неявное (выявленное после уточнения логич. оснований геометрии) использование нек-рого недоказанного, но, как казалось, очевидного основания В. После выяснения того, что и само это В тоже требует доказательства (причем осуществить последнее не легче, чем доказать 5-й постулат) и что естественнее В доказывать как обычно, с использованием 5-го постулата, их уже нельзя было принять в качестве доказательства этого постулата. Поскольку же В оказывалось таким положением, доказывать к-рое с привлечением 5-го постулата умели еще со времен Эвклида (3 в. до н. э.), то доказательство 5-го постулата, основанное на таком В, автоматически превращалось в доказательство эквивалентности положения В 5-му постулату.
Этот пример показывает, что нек-рые доказательства, содержащие конструкции, похожие на К. в д., могут и не быть ошибочными. Другим примером такого рода могут служить доказательства по методу математической индукции, когда доказываемый тезис А (х) используется в своем собственном доказательстве в качестве посылки того вспомогат. вывода, в к-ром из А(х) выводится А(х +1), т. е. когда доказательство проводится в соответствии с формулой:
(А (0) &4x(A(x)ZDA(x+\)))ZDA(x).
Лит.: Логика, под ред. Д. П. Горского и П. В. Таван-ца, М., 1956, гл. 15; Рашевский П. К., «Основания геометрии» Гильберта и их место в история, развитии вопроса, в кн.: Гильберт Д., Основания геометрии, пер. с нем., М,— Л., 1948; Каган В. Ф., Основания геометрии, т. 1, М.-Л., 1949, т. 2, М., 1956.
А. Кузнецов, А. Субботин. Москва.
КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ— см. Определение; Непредикативное определение. КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИЯ—
концепция обществ, развития, определяющим признаком к-рой является идея о постоянном и перио-дич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяемыми во времени обществ, образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Согласно К. и. т., принцип развития применяется лишь к локальным историч. процессам и не доводится до принципа всемирно-исто рич. развития. Формы выражения К. и. т. были многообразны. Это относится как к установ-
лению субъектов обществ, развития (гос-во, локальная культура), их общего числа, так и стадий историч. цикла.
Представление об историч. процессе как о вечном круговом движении было распространено в др.-вост. странах и в антич. обществе (Платон, Аристотель, Полибий). Предпосылками его возникновения служили частая смена политич. форм при относительно медленном социально-акономич. развитии в период рабовладельч. формации, а также состояние науки того времени. Облаченные в большинстве случаев в религ.-мистич. и умозрит. форму, К. и. т. древности содержали в себе зародыши ценных мыслей, получивших развитие и научное обоснование лишь в дальнейшем. К ним относится попытка рассмотрения обществ, изменений как необходимого процесса, не зависящего от воли отд. выдающихся лиц; догадка о единстве историч. процесса, в смысле повторения различными народами аналогич. ступеней развития.