Соч.: De l'enthousiasme a la conscience enchainee. La question scolaire en 1848 et la loi Falloux, P., 1948; Proudhon et la demagogie bonapartiste, P., 1958; Le parti communiste— instrument decisif de la classe ouvrifere dans sa lutte pour le pain, pour la paix, pour le socialisme, P., 1958; Pour l'union dans la bataille la'ique, P., 1959; Que est ce que le communis- me?, P., 1960; в рус. пер.—Нар. фронт во Франции, М., 1937 <совм. с М. Торезом). _ В. Кузнецов. Москва.
КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА(от лат. cooperatio — сотрудничество) — науч. теория об условиях и путях перехода крестьянства к социализму и коммунизму. Необходимость использования кооперации при переходе к коммунизму предвидели Маркс и Энгельс, считавшие целесообразным передачу крупных капиталистам, земледельч. хозяйств в коллективное пользование сельским рабочим, а также постепенное и добровольное кооперирование мелких крестьянских хозяйств (см. Соч., 2изд.,т. 18, с. 611—12; т. 19, с. 407; т. 22, с. 519—25; т. 27, 1935, с. 523—24). Эта идея получила обоснование и развитие у Ленина в плане перехода от мелкотоварного единоличного крестьянского к крупному коллективному произ-ву. Ленин показал, что в условиях бурж. общества кооперация не отличается от коллективного капиталистич. предприятия, что общественно-экономич. содержание кооперации в земледелии и трестов в промышленности тождественно (см. Соч., т. 4, с. 105; т. 6, с. 305). В условиях диктатуры пролетариата коренным образом изменяется классовая природа кооперации, «...количество переходит в качество. Кооператив, как маленький островок в капиталистическом обществе, есть лавочка. Кооператив, если он охватывает все общество, в котором социализирована земля и национализированы фабрики и заводы, есть социализм» (там же, т. 27, с. 189). Идея кооперативной организации всего общества служила основанием практич. требования создания «потребительско-производительных коммун», объединяющих все население страны по территориальному принципу и являющихся общей формой
организации социалистич. произ-ва и распределения. Единая система кооперативов должна была создать условия для перехода к прямому продуктообмену «без капиталистов», с перераспределением всех излишков продукции, производимой кооперативами через гос-во (см. Соч., т. 27, с. 128, 131; т. 29, с. 98).
В условиях военного коммунизма Сов. гос-во должно было осуществить объединение всего населения в производственно-потребит. общества. Это была попытка способом «... самым сокращенным, быстрым, непосредственным, перейти к социалистическим основам производства и распределения» (Соч., т. 33, с. 69). Однако она не привела к успеху. «Потребовался ряд переходных ступеней..., чтобы...— работой долгого ряда лет подготовить — переход к коммунизму» (там же, с. 36). В этот период задачу социалистич. преобразования земледелия Ленин рассматривал как составную часть всеобщего кооперирования страны. Условия и принципы перехода крестьян к крупному коллективному земледелию разрабатывались Лениным с осени 1918, в связи с развертыванием социалистич. этапа аграрной революции. Ленин подчеркивал недопустимость экспроприации крестьянства. «Здесь нужна работа длительного воспитания. Крестьянину... мы должны дать конкретные примеры в доказательство того, что „коммуния" лучше всего» (Соч., т. 29, с. 187, см. также т. 28, с. 152, 318; т. 31, с. 138, 473).
Проблема переходных путей и форм была разработана после перехода к новой экономич. политике (нэп). Ленин пришел к выводу о необходимости использования кооперации, рассматриваемой как разновидность госкапитализма, обеспечивающей «учет, контроль, надзор» со стороны пролет, гос-ва за развитием мелкобурж. стихии. Вместе с тем кооперация облегчает объединение населения и переход от мелкого хозяйства к крупному, что представляет собой «...гигантский плюс с точки зрения дальнейшего перехода от государственного капитализма к социализму» (Соч., т. 32, с. 327).
Законченную разработку осн. идеи кооперативного плана получили в статье Ленина «О кооперации» (янв. 1923), где сделан вывод о том, что кооперативные предприятия «... не отличаются от предприятий социалистических, если они основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т. е. рабочему классу» (там же, т. 33, с. 433). Поэтому в условиях диктатуры пролетариата простой рост кооперации тождествен росту социализма.
Ленин ставил задачу «кооперирования России» для построения социализма. Главное значение кооперации в том, что она открывала возможность «...перехода к новым порядкам путем возможно более п р о-с т ы м, легким и доступным для крестьянина» (тамже, с. 428; см. также с. 431). Исходным звеном перехода крестьянства к социализму становилось кооперирование функций товарообмена мелкого х-ва. Первичные, торгово-кредитные формы кооперации не требовали от крестьянина отказа от частного торгового интереса. В то же время они вносили в хоз. деятельность крестьянина первые элементы коллективизма. Кооперирование товарооборота составляет лишь начальную ступень (см. там же, с. 36). Только производств, кооперирование устраняет источники существования и воспроизводства капитализма, утверждает социалистич. производств, отношения в деревне.
Одним из первых условий социалистич. развития кооперации является руководство со стороны пролет, гос-ва (см. В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 131—32). Разрешается эта задача путем освобождения кооперации от бурж. руководства, демократизации орга-низац. принципов, вовлечения в кооперацию широ-
60 КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА - КОПЕРНИК
ких слоев крестьянства, создания для нее ряда экономия, привилегий. Важнейшим условием осуществления кооперативного плана является культурная революция, к-рая сможет «...сделать наше население настолько „цивилизованным", чтобы оно поняло все выгоды от поголовного участия в кооперации и наладило это участие» (там же, т. 33, с. 430; см. также с. 435). Переход крестьянства на путь социализма требовал создания в сел. х-ве новой материаль-но-технич. базы, «... что в корне и с громадной быстротой переделало бы мелкого земледельца» (там же, т. 32, с. 194).
Практика подтвердила правильность ленинского кооперативного плана. В условиях нэпа, с восстановлением товарооборота стали быстро расти первичные формы кооперации (кредитные и сбыто-снаб-женческие). В первые годы реконструктивного периода начался интенсивный рост производств, товариществ (машинных, мелиоративных, семеноводческих и т. п.), в к-рых сохранялись еще единоличные х-ва, но уже появились элементы обществ, собственности на средства произ-ва и коллективного х-ва. Высшей формой кооперирования является коллективное х-во, в к-ром обобществлены осн. средства произ-ва и осн. трудовые процессы совершаются совместно.
Сплошная коллективизация сел. х-ва в СССР явилась революц. преобразованием, в результате к-рого в деревне утвердился социалистич. строй. Она представляла собой непосредств. переход крестьянства к крупному коллективному х-ву. Коммунистич. партия разработала принципы с.-х. артели как осн. формы коллективного х-ва, определила пути создания новой материально-технич. базы земледелия.
В ходе сплошной коллективизации были допущены значит, ошибки как в связи с отсутствием практич. опыта, так и в связи с влиянием складывавшегося культа Сталина. Особенно серьезные ошибки и перегибы были допущены в самом начале (зимой 1930): нарушался ленинский принцип добровольности; разъяснит, и организац. работа во мн. случаях подменялась грубым администрированием; меры «раскулачивания» нередко применялись к середнякам; предпринимались попытки насильств. обобществления всего скота. Причиной этих ошибок было в первую очередь чрезмерное форсирование темпов коллективизации. Перегибы вызвали недовольство крестьянских масс, привели к частичному разрушению производит, сил (массовый убой скота и т. д.), поставили колхозное строительство на грань дискредитации, тяжело отразились на дальнейшем развитии сел. х-ва. Начался отлив колхозного движения. ЦК Коммунистич. партии должен был в марте 1930 принять решит, меры по исправлению ошибок и перегибов. На протяжении весны и лета 1930 обстановка в деревне нормализовалась. Рост с.-х. произ-ва после коллективизации задерживался ошибками, допущенными в руководстве колхозами, прежде всего нарушением ленинского принципа материальной заинтересованности.
Социалистич. природа колхозного строя позволила преодолеть нарушения принципов ленинского кооперативного плана. Начиная с 1953 КПСС осуществила ряд важнейших мероприятий по восстановлению ленинских принципов, по дальнейшему совершенствованию колхозного строя. Развивая идеи ленинского кооперативного плана, КПСС в новой Программе (1961) показала необходимость сохранения с.-х. артели на весь период коммунистич. строительства, обосновала положение о коллективном х-ве, как «школе коммунизма» для крестьянства. «Колхоз как общественная форма хозяйства... обеспечивает управление производством самими колхозными массами, развертывание их творческой инициативы, воспитание кол-
хозников в духе коммунизма» (Программа КПСС, 1961, с. 77). Всеобщее значение ленинского кооперативного плана подтверждено опытом строительства социализма в странах народной демократии.
Лит.: Ленин В. И., Задачи пролетариата в нашей революции (Проект платформы пролетарской партии), Соч., 4 изд., т. 24; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Речь к делегатам Комитетов бедноты Моск. области 8 ноября 1918 г., там же, т. 28; е г о ж е, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его ж е, Речь на I Всероссийском съезде земельных отделов, ко митетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г., там же; его ж е, Доклад о работе в деревне 23 марта [VIII съезд РКП (б), 18—23 марта 1919 г.], там же; его же, Резолюция об от ношении к среднему крестьянину [VIII съезд РКП(б), 18—23 марта 1919 г.], там же; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 30; е г о же, Речь на I Всероссийском совещании по партийной работе в деревне 18 ноября 1919 г., там же; его же, Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 декабря 1919 г., там же; его же, Первоначальный наб росок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; е г о же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта [X съезд РКП(б), 8—16 марта 1921 г.], там же, т. 32; е г о ж е, О продовольственном налоге, там же; его же, Тезисы доклада о тактике РКП на III конгрессе Коммунистическо го Интернационала, там же; его ж е, К четырехлетней го довщине Октябрьской революции, там же, т. 33;. е го же, О нашей революции, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Куйбышев В. В., Ленин и кооперация, [М.], 1925; Трапезников С. П., История, опыт КПСС в социалистич. преобразовании с. х-ва, М., 1959; Селунская В. М., Борьба КПСС за социалистич. преобразование с. х-ва, М., 1961; История КПСС, М., 1962. В. Данилов. Москва.
КбОРТ,Альфред Юрьевич [16(29) мая 1901 — 28 сент. 1956] — сов. философ, акад. АН Эст. ССР (с 1946). Защитил в 1934 докторскую дисс. «Исследование о логике понятия типа» («Boitrage zur Logik des Typusbegriffs», опубл. в «Acta et Commentationes Universitatis Tartuensis. B. Humaniora», 1936, [v. J 38, № 4, 1938, [v.] 39, № 1). Проф. Тартуского ун-та (с 1935). Работы К. «Введение в философию» («Sis-sejuhatus filosoofiasse», 1938) и «Вопросы совр. философии» («Kaasaegset filosoofiat», l, 1938) носили идеа-листич. характер. Изучение марксизма привело К. в конце 30—нач. 40-х гг. на позиции диалектич. материализма (см. статью К. о труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»—V. I. Lenini teos «Materialism ja empiriokrititsism», в журн. «Noukogude Korgem Kool», 1941, № 2). В 1944—51 К. — ректор Тартуского ун-та. В последние годы жизни — проф. Таллинского педагогич. ин-та.
С о ч.: Hegeli dialektika, «Akadeemia», 1937, № 6, 7; Kasuaaisusprintsiip ja moodne loodustcadus, «Looming», 1938, № 2; Fenomenoloogiline filosoolia, там же, № 6; Pragmatism — ameeriklaste maailmavaade, «Akadeemia», 1939, № 3, 4; Kultuur je neuroos, там же, 1940, Ni 2; uliest pedago-ogilisest poeemist, «Viisnurk», 1940. № 2.
КОПЕРНИК(Kopernik, Copernicus), Николай (19 февр. 1473—24 мая 1543) — польский астроном и мыслитель. В 1491—94 учился в Краковском ун-те. В 1495 —1504 — в итал. ун-тах (Болонья. Падуя, Феррара). С 1504—05 жил в Вармийской обл. на севере Польши (гг. Лидз-барк, Фромборк). Много лет руководил административными и фин. делами области и активно участвовал в защите ее от нашествия Тевтонского ордена (1519—21), непосредственно руководя обороной г. Олынтына. Со времени пребывания в Италии К. занимался проблемами строения Вселенной,отправляясь от трудов ученых древности, особенно пифагорейцев и Аристарха Самосского. От критики и отрицания пстлшюг-ти канонизированной церковью геоцентрич. системы мира К. постепенно пришел к утверждению новой
КОПЕРНИК — КОПЛЕНИГ 61
системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр, положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Свои взгляды К. впервые изложил (без математического обоснования) ок. 1515 в рукописном сочинении «Малый комментарий» («Commentariolus»). В капитальном труде «Обращение небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestium», 1543) К. развил и математически обосновал гелиоцентрическую систему мира, хотя прямыми доказательствами движения и вращения Земли он еще не располагал. В своей системе К. сохранил представление о движении планет по эпициклам и деферентам, введенным Птолемеем, указал на огромность расстояния Земли до звезд, по сравнению с к-рым расстояние от Земли до Солнца исчезающе мало. Труд К., вышедший в 1543 в Нюрнберге, был без его ведома сопровожден предисловием лютеранского богослова Осиандера, пытавшегося представить учение К. только как гипотезу, облегчающую астрономич. вычисления, тогда как сам К., утверждавший в своем собственном предисловии свободу науч. исследования, рассматривал свою систему мира как описание реального строения Вселенной, в к-рой Земля — рядовое небесное тело. Подложность предисловия Осиандера была установлена ок. 1605 Кеплером.
Учение К. явилось основой развития новой астрономии и оказало глубокое влияние на последующий прогресс физики и механики (труды Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона). Филос. значение учения К. заключается прежде всего в том, что К. отверг исключит, положение Земли во Вселенной, а тем самым нанес удар по самым основам церк.-библейского и всего религ. мировоззрения. В свете учения К. устранялась противоположность земного и небесного, законы природы —и прежде всего законы движения тел — оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными для человеч. познания. Учение К. опровергало взгляды Аристотеля, Птолемея и их последователей, принимавших видимые явления в природе за действительные, и утверждало необходимость критич. проверки данных чувств, опыта, четкого различения кажущегося и реального. Тем самым учение К. явилось мощным стимулом для развития теории познания. Открытие К. указало путь освобождения естеств. наук от богословского образа мышления. В противоположность христ. учению, к-рое унижало достоинство человека, провозглашало ничтожность и бессилие человеч. разума, К. обосновал могущество человеч. разума, познающего закономерность строения Вселенной. В учении К. раскрывалась неизмеримо более грандиозная картина мироздания, чем в геоцентрич. системе мира. На основе его открытия Дж. Бруно развил учение о бесконечной Вселенной и о множественности обитаемых миров. В свете умозрений Бруно и последующих открытий Галилея стал очевидным революц. характер учения К., первоначально скрытый математич. языком книги и предисловием Осиандера. В 1616 труд К. был включен Ватиканом в список запрещенных книг (запрет был снят только в 1822). Энгельс охарактеризовал появление труда К. как «революционный акт, которым исследование природы заявило о своей независимости...», и как «. ..вызов церковному авторитету в вопросах природы» («Диалектика природы», 1955, с. 5).
Своими трудами К. содействовал развитию математики (тригонометрия, особенно сферическая). К. был также выдающимся врачом. В экономич. трактате о монете (1519—26) К. обосновал закон вытеснения полноценной монеты неполноценной, ошибочно названный в позднейшей лит-ре законом Грешема. Им были переведены с греч. на лат. яз. соч. Фео-филакта Симокатты «Нравственные, сельские и лю-
бовные письма» («Epistolae morales, rurales et ama- toriae», 1509, нов. изд. 1953). а. Новицкий. ПНР.
Учение К. в первую очередь получило признание в странах, где феод, строй ранее, чем в других, сменился капиталистическим (Голландия, Англия). В России первые переводы книг, излагавших строение Вселенной по К. (Блау, Атлас Новый, Я. Геве-лий, Селенография), были сделаны в нач. 2-й пол. 17 в., но остались неизданными. Распространение учения К. в России в самом конце 17 в. и в 1-е десятилетие 18 в. связано с деятельностью Петра I и прогрессивных деятелей эпохи (Я. В. Брюс, Феофан Прокопович и др.), а потом с деятельностью основанной в 1724 Академии наук и ее выдающихся ученых (Д. Бернулли, Делиль, Эйлер и др.). Исключит, роль в пропаганде учения К. в России сыграл Ломоносов. Сопротивление церк. кругов распространению учения К., сдерживаемое при Петре I, вновь усилилось при его ближайших преемниках, особенно в царствование Елизаветы. Однако с 60-х гг. 18 в. учение К. получает в России полное признание, ставится в основу преподавания астрономии в высшей и средней школе. Учение К. оказало действенное влияние на развитие в России передовой филос. и естественно-науч. мысли и способствовало, в частности, широкому распространению передовых космологич. идей,, сложившихся в 18 в. на основе расширения и углубления учения К. (космология Канта, система мира Ламберта).
С о ч.: Gesamtausgabe, Bd 1 — 2, Munch., 1944—49; в рус. пер. — Об обращениях небесных сфер, в кн.: Н. Коперник. [Сб. ст. к 400-летию со дня смерти], М.—Л., 1947; Осн. трактаты К. в сб.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 35—66.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Б л а ж к о С. Н., Коперник, М.—Л., 1926; Б а е в К.Л., Коперник, М., 1935; Ревзин Г., Н. Коперник, [М.1, 1949; Н. Коперник. Сб. ст. и материалов, М., 1955; П е -рель Ю. Г., Развитие представлений о Вселенной, М., 1958; Веселовский И. Н., Генезис «De revolutionibus» К., в сб.: Историко-астроном. исследования, вып. 6, М., 1960; Birkenmajer L. A., M. Kopernik, Кг., 1900; е г о ж е, Stromata Copernicana, Kr., 1924; DuiiemP., Le systeme du monde. Histoire des doctrines cosmologiqucs de Platon a C, t. 1 — 10, P., 1954^1959; BaranowskiH., Bibliografia Kopernikowska, 1509—1955, Warsz., 1958; Дополнение с 1955 по 1958 г. дано в кн.: Three Copernican treatises, ed. Rosen E., 2 ed., N. Y., 1959. Ю. Перелъ. Москва.
КОПЛЕНИГ(Koplenig), Иоганн (р. 15 мая 1891)— деятель австр.имеждунар. рабочего движения, пред. Коммунистич. партии Австрии (КПА) (с 11345). Род. в Санкт-Лоренцене (Каринтия) в семье батрака. По профессии сапожник. В 1909 вступил в с.-д. партию, работал в проф. организациях и среди молодежи. В марте 1915 был мобилизован в армию и отправлен на фронт, с осени 1915 — в плену в России. С 1918—коммунист, ведет политич. работу среди австр. военнопленных. В 1920 возвратился в Австрию. С 1922 — секретарь коммунистич. организации земли (провинции) Штирии и член ЦК КПА. С 1924 — ген. секретарь ЦК КПА. Во главе ЦК Коплениг проделал большую работу по превращению КПА в боевую массовую партию австр. рабочего класса, активно боролся против фракционеров, оппор-тунистич. и сектантских элементов. К. призывал рабочий класс Австрии к установлению единства и развертыванию борьбы против грозящей стране фашистской опасности. В 1928 был избран членом Исполкома Коминтерна (ИККИ), в 1935 — членом Президиума ИККИ. За революц. деятель-
62 КОПНИН — КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
ность подвергался преследованиям и неоднократному тюремному заключению. В 1934 по решению ЦК КПА выехал из Австрии, но продолжал руководить нелегальной деятельностью партии. В период оккупации Австрии гитлеровской Германией (1938—45) К. вел большую работу по организации борьбы за независимость страны. В статьях и выступлениях К. этого периода разоблачались лживые «теории» о том, будто Австрия является «вторым германским государством», показывалось, что австр. народ, как об этом свидетельствует его историч., экономия, и культурное развитие, представляет самостоят, нацию. В апреле 1945 К. вернулся на родину. В 1945 был вице-канцлером во врем, пр-ве Австрии. Избирался депутатом парламента (1945, 1949, 1953 и 1956).
Выступая с отчетными докладами ЦК на послевоен. съездах КПА, К. подчеркивает, что гл. задачей компартии является борьба за мир и проведение Австрией последоват. политики нейтралитета, за единство рабочего класса, демократию и повышение жизн. уровня трудящихся, против возрождения фашистской идеологии и происков зап.-герм, империалистов. К. неустанно выступает за чистоту марксистско-ленинской линии партии, отмечая необходимость решит, борьбы против всяких проявлений ревизионизма, догматизма и сектантства. Критикуя правых лидеров Социалистич. партии Австрии, заявляющих, будто марксизм «устарел», К. отмечал: «... Наш долг состоит в том, чтобы четко и ясно заявить австрийскому рабочему классу: отказ от марксизма означает отказ от социализма, потому что без учения марксизма, проверенного уже всем ходом истории, нет пути к социализму, не может быть победы социализма» («XVII съезд и конференция 1958 года Коммунистич. партии Австрии», М., 1958, с. 174).
При активном участии К. был разработан программный документ «Путь Австрии к социализму», принятый парт, конференцией в феврале 1958 (утвержден XVIII съездом КПА в апреле 1961). В документе на основе марксистско-ленинских принципов анализируются возможности и особенности перехода Австрии к социализму.
К. возглавлял делегации КПА на Совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий в Москве (1957, 1960). Выступает за сплочение мирового коммунистич. движения иа принципах марксизма-ленинизма и пролет, интернационализма. К.— автор мп. статей и брошюр по вопросам австр. и междунар. рабочего движения.
С о ч.: Reden und Aufsatze. 1924 — 1950, W., 1951; в рус. пер.—Избр. произв., М., 1963, биографич. очерк Э. Цук-кер-Шиллинга.
Лит.: Der Weg des Arbeiterfiihrers J. Koplenig, W., 1951.
Д. Мочалин. Москва.
КОПНИН,Павел Васильевич (р. 27 янв. 1922) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1957), профессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил филос. фак-т Моск. ун-та (1944), филос. аспирантуру Моск. гор. пед. ин-та (1947). В 1947—55 — зав. кафедрой философии Томского ун-та, в 1955—58 — работал в АН СССР (с 1958—на Украине). Директор Ин-та философии АН УССР (с 1962). Член редколлегии журн. «Вопр. философии» (с 1963) и «Филос. энциклопедии» (с 1961), один из авторов учебника «Основы марксистской философии». Науч. исследования ведет в области диалектич. материализма, особенно по проблемам гносеологии и диалектич. логики, методологии отд. областей естествознания, в частности медицины, а также истории логики.
Соч.: О существе и структуре суждения, Уч. зап. Томского ун-та, N° 12, 1949; О логич. воззрениях Н. А. Васильева, Тр. Томского ун-та. Серия истор.-филологич., т. 112, 1950; Основные вопросы теории диагноза (в соавторстве с И. Н. Осиповым), М., 1951; 2 изд., Томск, 1962; Эксперимент и его роль в познании, «Вопр. философии», 1955, N° 4; О некоторых вопросах теории умозаключения, в сб.: Вопросы
логики, М., 1955; Формы мышления и их взаимосвязь, «Вопр. философии», 1956, N° 3; Категории материалистич. диалектики, М., 1956, гл. 9; Природа суждения и формы выражения его в языке, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Диалектика форм мышления в философии Гегеля,«Вопр.философии», 1957, N° 4; Диалектика и противоречия в мышлении, там же, 1958, N° 7; Thought and action, в кн.: Proceedings of the thirty-second Indian philosophical Congress, Kashmir, 1957; Диалектика и логика, «Философска Мисъл», 1959, N° 5; Категории как выражение элементов диалектики, в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1960; Марксистская философия как метод научного познания, «Вопр. философии», 1960, N° 5; Понятие мышления и кибернетика, «Вопр. философии», 1961, N° 2; Диалектика как логика, К., 1961; Гипотеза и познание действительности, К., 1962; Изменение предмета и содержания логики в процессе ее историч. развития, в сб.: Проблемы методологии и: логики наук (Уч. зап. Томского ун-та, N° 41), Томск, 1962; Probleme der Erkenntnistheorie und der dialektischen Logik, «Wiss. Z. Humboldt-Univ.». Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, 1962, Jg. II, H. 3; Диалектич. логика и науч. исследование, «Вопр. философии», 1962, N° 10; Рассудок и разум и их функции в познании, там же, 1963, N° 4; О некоторых особенностях ленинского метода критики идеалистич. филос. концепций, в сб.: Против совр. бурж. философии, М., 1963; Идея как форма мышления, К., 1963.
КОРАН(араб, кор'ан, от кара'а — читать) — произведение араб, классич. лит-ры, гл. священная книга мусульман, к-рые признают ее божеств, откровением, переданным через пророка Мухаммеда в 7 в. н. э. В дошедшем до нас виде К. разделен на 114 сур (глав), расположенных в порядке помещения сур по длине. Каждая сура имеет заглавие: напр., «Корова», «Иосиф», «Железо», «Солнце». К. стал составляться после смерти Мухаммеда, а первый официальный текст, по преданию, был отредактирован при халифе Османе (644—656). Другие варианты К., бывшие в обращении в средние века, до нас не дошли. Официальный османовский текст К. подвергался изменениям (сокращениям и дополнениям) вплоть до нач. 8 в.; гласные знаки были введены в него не ранее конца 7 в. Наиболее древние арабские рукописи К. относятся к 8 в. н. э.
Содержание К. очень разнообразно, и имеющиеся в нем материалы можно разделить на след. группы: 1) шаманские заклинания, 2) эсхатология, 3) дрсвне-араб. фольклор, 4) иудейская и христианская сектантская догматика и мифология, 5) правовые нормы. Все эти материалы размещены в К. бессистемно. Написанный в период становления классового общества у арабов, К. особое внимание уделяет охране частной собственности; поэтому в К. имеются точные предписания о наследовании имущества, об опеке и т. д. Имущественное и социальное неравенство (в частности, рабство) К. считает порядком, установленным аллахом.
Идеи К. о происхождении и строении' Вселенной (особенно в мекканских эсхатологич. сурах) связаны с донауч. наивными представлениями. Согласно К., плоская Земля, твердый небесный свод, звезды-светильники, зажигаемые ангелами, появились и существуют благодаря непрерывной творч. деятельности аллаха. Происхождение человека и животных объясняется на основе соответствующих библейских мифов.
Лит.: Коран, М., 1963; Бартольд В. В., Ислам, П., 1918; К л и м о в и ч Л. И., Содержание корана, 2 изд., М., 1930; Noldeke Т., Geschichte des Qorans, Tl 1—3, 2 Aufl., Lpz., 1909—38; J e f f e г у A., Materials for the history of the text of the Qur'an, Leiden, 1937.
„ E. Беляев. Москва.
КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ.Изучение истории кор. философии началось со 2-й пол. 19 в. Лит-ра этого периода, представленная гл. обр. произведениями отд. миссионеров или изданиями католич. миссий в Корее, дает фрагментарное п тенденциозное изложение фактов. Работы бурж. япон. и европ. корееведов Такахаси Тору, М. Н. Троллопа, Ф. Старра содержат большой факто-
КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 63
логич. материал,, но имеют объективистский характер. Произведения совр. южнокор. историков носят реакц. характер, проблематика в них освещается в осн. с позиций неотомизма. Действит. характер развития истории кор. философии выясняется в работах марксистских исследователей.
История филос. и обществ, мысли Кореи уходит своими корнями в далекое прошлое страны, когда Корея была местом трансформации крупных религ.-этич. учений Востока — буддизма, конфуцианства и даосизма — на их пути из Китая в Японию. На протяжении многих веков история философской мысли Кореи испытала сильное влияние идеологии Китая.
В связи с обострением классовой борьбы, развитием произ-ва, ростом науч. знаний и культурным влиянием Китая возникли первые наивно-материа-листич. представления, к-рые объясняли мир материальными факторами и естеств. причинами, полярными силами добра (ым) и зла (ян) — света и тьмы; все бесконечно разнообразные явления мира объяснялись взаимодействием этих противостоящих сил, а сам мир воспринимался как разнообразные комбинации из пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля). Подобные наивно-материалистич. представления получали развитие в борьбе с религ.-мистич. идеями.