Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 10 страница



Соч.: De l'enthousiasme a la conscience enchainee. La
question scolaire en 1848 et la loi Falloux, P., 1948; Proudhon
et la demagogie bonapartiste, P., 1958; Le parti communiste—
instrument decisif de la classe ouvrifere dans sa lutte pour le
pain, pour la paix, pour le socialisme, P., 1958; Pour l'union
dans la bataille la'ique, P., 1959; Que est ce que le communis-
me?, P., 1960; в рус. пер.—Нар. фронт во Франции, М., 1937
<совм. с М. Торезом). _ В. Кузнецов. Москва.

КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА(от лат. cooperatio — сотрудничество) — науч. тео­рия об условиях и путях перехода крестьянства к социализму и коммунизму. Необходимость исполь­зования кооперации при переходе к коммунизму пред­видели Маркс и Энгельс, считавшие целесообразным передачу крупных капиталистам, земледельч. хо­зяйств в коллективное пользование сельским рабо­чим, а также постепенное и добровольное коопери­рование мелких крестьянских хозяйств (см. Соч., 2изд.,т. 18, с. 611—12; т. 19, с. 407; т. 22, с. 519—25; т. 27, 1935, с. 523—24). Эта идея получила обоснова­ние и развитие у Ленина в плане перехода от мелкото­варного единоличного крестьянского к крупному кол­лективному произ-ву. Ленин показал, что в условиях бурж. общества кооперация не отличается от кол­лективного капиталистич. предприятия, что обще­ственно-экономич. содержание кооперации в земле­делии и трестов в промышленности тождественно (см. Соч., т. 4, с. 105; т. 6, с. 305). В условиях дикта­туры пролетариата коренным образом изменяется классовая природа кооперации, «...количество пере­ходит в качество. Кооператив, как маленький остро­вок в капиталистическом обществе, есть лавочка. Кооператив, если он охватывает все общество, в кото­ром социализирована земля и национализированы фабрики и заводы, есть социализм» (там же, т. 27, с. 189). Идея кооперативной организации всего об­щества служила основанием практич. требования создания «потребительско-производительных коммун», объединяющих все население страны по террито­риальному принципу и являющихся общей формой


организации социалистич. произ-ва и распределения. Единая система кооперативов должна была создать условия для перехода к прямому продуктообмену «без капиталистов», с перераспределением всех из­лишков продукции, производимой кооперативами через гос-во (см. Соч., т. 27, с. 128, 131; т. 29, с. 98).

В условиях военного коммунизма Сов. гос-во долж­но было осуществить объединение всего населения в производственно-потребит. общества. Это была попытка способом «... самым сокращенным, быстрым, непосредственным, перейти к социалистическим осно­вам производства и распределения» (Соч., т. 33, с. 69). Однако она не привела к успеху. «Потребовал­ся ряд переходных ступеней..., чтобы...— работой долгого ряда лет подготовить — переход к коммуниз­му» (там же, с. 36). В этот период задачу социали­стич. преобразования земледелия Ленин рассматри­вал как составную часть всеобщего кооперирования страны. Условия и принципы перехода крестьян к крупному коллективному земледелию разрабаты­вались Лениным с осени 1918, в связи с развертыва­нием социалистич. этапа аграрной революции. Ленин подчеркивал недопустимость экспроприации кре­стьянства. «Здесь нужна работа длительного воспита­ния. Крестьянину... мы должны дать конкретные примеры в доказательство того, что „коммуния" лучше всего» (Соч., т. 29, с. 187, см. также т. 28, с. 152, 318; т. 31, с. 138, 473).

Проблема переходных путей и форм была разра­ботана после перехода к новой экономич. политике (нэп). Ленин пришел к выводу о необходимости использования кооперации, рассматриваемой как разновидность госкапитализма, обеспечивающей «учет, контроль, надзор» со стороны пролет, гос-ва за развитием мелкобурж. стихии. Вместе с тем ко­операция облегчает объединение населения и пере­ход от мелкого хозяйства к крупному, что представ­ляет собой «...гигантский плюс с точки зрения дальнейшего перехода от государственного капи­тализма к социализму» (Соч., т. 32, с. 327).

Законченную разработку осн. идеи кооперативного плана получили в статье Ленина «О кооперации» (янв. 1923), где сделан вывод о том, что кооперативные предприятия «... не отличаются от предприятий со­циалистических, если они основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т. е. рабочему классу» (там же, т. 33, с. 433). Поэтому в условиях диктатуры пролетариата простой рост кооперации тождествен росту социализма.

Ленин ставил задачу «кооперирования России» для построения социализма. Главное значение коопера­ции в том, что она открывала возможность «...пере­хода к новым порядкам путем возможно более п р о-с т ы м, легким и доступным для крестьянина» (тамже, с. 428; см. также с. 431). Исходным звеном перехода крестьянства к социализ­му становилось кооперирование функций товаро­обмена мелкого х-ва. Первичные, торгово-кредитные формы кооперации не требовали от крестьянина от­каза от частного торгового интереса. В то же время они вносили в хоз. деятельность крестьянина первые элементы коллективизма. Кооперирование товаро­оборота составляет лишь начальную ступень (см. там же, с. 36). Только производств, кооперирование устраняет источники существования и воспроизвод­ства капитализма, утверждает социалистич. произ­водств, отношения в деревне.

Одним из первых условий социалистич. развития кооперации является руководство со стороны про­лет, гос-ва (см. В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 131—32). Разрешается эта задача путем освобождения коопе­рации от бурж. руководства, демократизации орга-низац. принципов, вовлечения в кооперацию широ-


60 КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА - КОПЕРНИК


ких слоев крестьянства, создания для нее ряда экономия, привилегий. Важнейшим условием осу­ществления кооперативного плана является культур­ная революция, к-рая сможет «...сделать наше насе­ление настолько „цивилизованным", чтобы оно поня­ло все выгоды от поголовного участия в кооперации и наладило это участие» (там же, т. 33, с. 430; см. также с. 435). Переход крестьянства на путь социа­лизма требовал создания в сел. х-ве новой материаль-но-технич. базы, «... что в корне и с громадной бы­стротой переделало бы мелкого земледельца» (там же, т. 32, с. 194).

Практика подтвердила правильность ленинского кооперативного плана. В условиях нэпа, с восста­новлением товарооборота стали быстро расти пер­вичные формы кооперации (кредитные и сбыто-снаб-женческие). В первые годы реконструктивного пе­риода начался интенсивный рост производств, то­вариществ (машинных, мелиоративных, семеновод­ческих и т. п.), в к-рых сохранялись еще единолич­ные х-ва, но уже появились элементы обществ, соб­ственности на средства произ-ва и коллективного х-ва. Высшей формой кооперирования является кол­лективное х-во, в к-ром обобществлены осн. средства произ-ва и осн. трудовые процессы совершаются совместно.

Сплошная коллективизация сел. х-ва в СССР явилась революц. преобразованием, в результате к-рого в де­ревне утвердился социалистич. строй. Она представ­ляла собой непосредств. переход крестьянства к круп­ному коллективному х-ву. Коммунистич. партия раз­работала принципы с.-х. артели как осн. формы кол­лективного х-ва, определила пути создания новой материально-технич. базы земледелия.

В ходе сплошной коллективизации были допущены значит, ошибки как в связи с отсутствием практич. опыта, так и в связи с влиянием складывавшегося куль­та Сталина. Особенно серьезные ошибки и перегибы были допущены в самом начале (зимой 1930): нару­шался ленинский принцип добровольности; разъяс­нит, и организац. работа во мн. случаях подменя­лась грубым администрированием; меры «раскулачи­вания» нередко применялись к середнякам; предпри­нимались попытки насильств. обобществления всего скота. Причиной этих ошибок было в первую очередь чрезмерное форсирование темпов коллективизации. Перегибы вызвали недовольство крестьянских масс, привели к частичному разрушению производит, сил (массовый убой скота и т. д.), поставили колхозное строительство на грань дискредитации, тяжело отра­зились на дальнейшем развитии сел. х-ва. Начался отлив колхозного движения. ЦК Коммунистич. пар­тии должен был в марте 1930 принять решит, меры по исправлению ошибок и перегибов. На протяжении весны и лета 1930 обстановка в деревне нормализова­лась. Рост с.-х. произ-ва после коллективизации за­держивался ошибками, допущенными в руководстве колхозами, прежде всего нарушением ленинского принципа материальной заинтересованности.

Социалистич. природа колхозного строя позволила преодолеть нарушения принципов ленинского коопе­ративного плана. Начиная с 1953 КПСС осуществила ряд важнейших мероприятий по восстановлению ле­нинских принципов, по дальнейшему совершенствова­нию колхозного строя. Развивая идеи ленинского коо­перативного плана, КПСС в новой Программе (1961) показала необходимость сохранения с.-х. артели на весь период коммунистич. строительства, обосно­вала положение о коллективном х-ве, как «школе ком­мунизма» для крестьянства. «Колхоз как обществен­ная форма хозяйства... обеспечивает управление производством самими колхозными массами, развер­тывание их творческой инициативы, воспитание кол-


хозников в духе коммунизма» (Программа КПСС, 1961, с. 77). Всеобщее значение ленинского коопера­тивного плана подтверждено опытом строительства социализма в странах народной демократии.

Лит.: Ленин В. И., Задачи пролетариата в нашей
революции (Проект платформы пролетарской партии), Соч.,
4 изд., т. 24; его же, Очередные задачи Советской власти,
там же, т. 27; его же, Речь к делегатам Комитетов бедноты
Моск. области 8 ноября 1918 г., там же, т. 28; е г о ж е,
Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его
ж е, Речь на I Всероссийском съезде земельных отделов, ко­
митетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г., там же; его
ж е, Доклад о работе в деревне 23 марта [VIII съезд РКП (б),
18—23 марта 1919 г.], там же; его же, Резолюция об от­
ношении к среднему крестьянину [VIII съезд РКП(б), 18—23
марта 1919 г.], там же; его же, Экономика и политика в
эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 30; е г о же,
Речь на I Всероссийском совещании по партийной работе в
деревне 18 ноября 1919 г., там же; его же, Речь на I съезде
земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей
4 декабря 1919 г., там же; его же, Первоначальный наб­
росок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; е г о же,
Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта
[X съезд РКП(б), 8—16 марта 1921 г.], там же, т. 32; е г о
ж е, О продовольственном налоге, там же; его же, Тезисы
доклада о тактике РКП на III конгрессе Коммунистическо­
го Интернационала, там же; его ж е, К четырехлетней го­
довщине Октябрьской революции, там же, т. 33;. е го же,
О нашей революции, там же; Программа КПСС (Принята
XXII съездом КПСС), М., 1961; Куйбышев В. В.,
Ленин и кооперация, [М.], 1925; Трапезников С. П.,
История, опыт КПСС в социалистич. преобразовании
с. х-ва, М., 1959; Селунская В. М., Борьба КПСС за
социалистич. преобразование с. х-ва, М., 1961; История
КПСС, М., 1962. В. Данилов. Москва.

КбОРТ,Альфред Юрьевич [16(29) мая 1901 — 28 сент. 1956] — сов. философ, акад. АН Эст. ССР (с 1946). Защитил в 1934 докторскую дисс. «Исследова­ние о логике понятия типа» («Boitrage zur Logik des Typusbegriffs», опубл. в «Acta et Commentationes Universitatis Tartuensis. B. Humaniora», 1936, [v. J 38, № 4, 1938, [v.] 39, № 1). Проф. Тартуского ун-та (с 1935). Работы К. «Введение в философию» («Sis-sejuhatus filosoofiasse», 1938) и «Вопросы совр. фило­софии» («Kaasaegset filosoofiat», l, 1938) носили идеа-листич. характер. Изучение марксизма привело К. в конце 30—нач. 40-х гг. на позиции диалектич. мате­риализма (см. статью К. о труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»—V. I. Lenini teos «Materialism ja empiriokrititsism», в журн. «Noukogude Korgem Kool», 1941, № 2). В 1944—51 К. — ректор Тарту­ского ун-та. В последние годы жизни — проф. Тал­линского педагогич. ин-та.

С о ч.: Hegeli dialektika, «Akadeemia», 1937, № 6, 7; Kasuaaisusprintsiip ja moodne loodustcadus, «Looming», 1938, № 2; Fenomenoloogiline filosoolia, там же, № 6; Prag­matism — ameeriklaste maailmavaade, «Akadeemia», 1939, № 3, 4; Kultuur je neuroos, там же, 1940, Ni 2; uliest pedago-ogilisest poeemist, «Viisnurk», 1940. № 2.

КОПЕРНИК(Kopernik, Copernicus), Николай (19 февр. 1473—24 мая 1543) — польский астроном и мыслитель. В 1491—94 учился в Краковском ун-те. В 1495 —1504 — в итал. ун-тах (Болонья. Падуя, Феррара). С 1504—05 жил в Вармийской обл. на севере Польши (гг. Лидз-барк, Фромборк). Много лет руководил административны­ми и фин. делами области и активно участвовал в защите ее от нашествия Тевтонско­го ордена (1519—21), непо­средственно руководя оборо­ной г. Олынтына. Со време­ни пребывания в Италии К. занимался проблемами строе­ния Вселенной,отправляясь от трудов ученых древности, особенно пифагорейцев и Ари­старха Самосского. От критики и отрицания пстлшюг-ти канонизированной церковью геоцентрич. системы мира К. постепенно пришел к утверждению новой


КОПЕРНИК — КОПЛЕНИГ 61


системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр, положение, а Земля является одной из планет, обра­щающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Свои взгляды К. впервые изложил (без матема­тического обоснования) ок. 1515 в рукописном сочи­нении «Малый комментарий» («Commentariolus»). В капитальном труде «Обращение небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestium», 1543) К. раз­вил и математически обосновал гелиоцентрическую систему мира, хотя прямыми доказательствами дви­жения и вращения Земли он еще не располагал. В сво­ей системе К. сохранил представление о движении планет по эпициклам и деферентам, введенным Птоле­меем, указал на огромность расстояния Земли до звезд, по сравнению с к-рым расстояние от Земли до Солнца исчезающе мало. Труд К., вышедший в 1543 в Нюрнберге, был без его ведома сопровожден преди­словием лютеранского богослова Осиандера, пытав­шегося представить учение К. только как гипотезу, облегчающую астрономич. вычисления, тогда как сам К., утверждавший в своем собственном преди­словии свободу науч. исследования, рассматривал свою систему мира как описание реального строения Вселенной, в к-рой Земля — рядовое небесное тело. Подложность предисловия Осиандера была установ­лена ок. 1605 Кеплером.

Учение К. явилось основой развития новой астро­номии и оказало глубокое влияние на последующий прогресс физики и механики (труды Галилея, Кепле­ра, Декарта, Ньютона). Филос. значение учения К. заключается прежде всего в том, что К. отверг исклю­чит, положение Земли во Вселенной, а тем самым нанес удар по самым основам церк.-библейского и все­го религ. мировоззрения. В свете учения К. устра­нялась противоположность земного и небесного, за­коны природы —и прежде всего законы движения тел — оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными для человеч. познания. Учение К. опровергало взгляды Аристотеля, Птоле­мея и их последователей, принимавших видимые явле­ния в природе за действительные, и утверждало необ­ходимость критич. проверки данных чувств, опыта, четкого различения кажущегося и реального. Тем самым учение К. явилось мощным стимулом для раз­вития теории познания. Открытие К. указало путь освобождения естеств. наук от богословского образа мышления. В противоположность христ. учению, к-рое унижало достоинство человека, провозглашало ничтожность и бессилие человеч. разума, К. обосно­вал могущество человеч. разума, познающего законо­мерность строения Вселенной. В учении К. раскры­валась неизмеримо более грандиозная картина миро­здания, чем в геоцентрич. системе мира. На основе его открытия Дж. Бруно развил учение о бесконечной Вселенной и о множественности обитаемых миров. В свете умозрений Бруно и последующих открытий Галилея стал очевидным революц. характер учения К., первоначально скрытый математич. языком книги и предисловием Осиандера. В 1616 труд К. был вклю­чен Ватиканом в список запрещенных книг (запрет был снят только в 1822). Энгельс охарактеризовал по­явление труда К. как «революционный акт, кото­рым исследование природы заявило о своей независи­мости...», и как «. ..вызов церковному авторитету в во­просах природы» («Диалектика природы», 1955, с. 5).

Своими трудами К. содействовал развитию мате­матики (тригонометрия, особенно сферическая). К. был также выдающимся врачом. В экономич. трак­тате о монете (1519—26) К. обосновал закон вытесне­ния полноценной монеты неполноценной, ошибочно названный в позднейшей лит-ре законом Грешема. Им были переведены с греч. на лат. яз. соч. Фео-филакта Симокатты «Нравственные, сельские и лю-


бовные письма» («Epistolae morales, rurales et ama-
toriae», 1509, нов. изд. 1953). а. Новицкий. ПНР.

Учение К. в первую очередь получило признание в странах, где феод, строй ранее, чем в других, сме­нился капиталистическим (Голландия, Англия). В России первые переводы книг, излагавших строе­ние Вселенной по К. (Блау, Атлас Новый, Я. Геве-лий, Селенография), были сделаны в нач. 2-й пол. 17 в., но остались неизданными. Распространение учения К. в России в самом конце 17 в. и в 1-е деся­тилетие 18 в. связано с деятельностью Петра I и прогрессивных деятелей эпохи (Я. В. Брюс, Феофан Прокопович и др.), а потом с деятельностью основан­ной в 1724 Академии наук и ее выдающихся ученых (Д. Бернулли, Делиль, Эйлер и др.). Исключит, роль в пропаганде учения К. в России сыграл Ломоносов. Сопротивление церк. кругов распространению уче­ния К., сдерживаемое при Петре I, вновь усилилось при его ближайших преемниках, особенно в царство­вание Елизаветы. Однако с 60-х гг. 18 в. учение К. получает в России полное признание, ставится в основу преподавания астрономии в высшей и сред­ней школе. Учение К. оказало действенное влияние на развитие в России передовой филос. и естественно-науч. мысли и способствовало, в частности, широко­му распространению передовых космологич. идей,, сложившихся в 18 в. на основе расширения и уг­лубления учения К. (космология Канта, система ми­ра Ламберта).

С о ч.: Gesamtausgabe, Bd 1 — 2, Munch., 1944—49; в рус. пер. — Об обращениях небесных сфер, в кн.: Н. Коперник. [Сб. ст. к 400-летию со дня смерти], М.—Л., 1947; Осн. трак­таты К. в сб.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 35—66.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Б л а ж к о С. Н., Коперник, М.—Л., 1926; Б а е в К.Л., Коперник, М., 1935; Ревзин Г., Н. Коперник, [М.1, 1949; Н. Коперник. Сб. ст. и материалов, М., 1955; П е -рель Ю. Г., Развитие представлений о Вселенной, М., 1958; Веселовский И. Н., Генезис «De revolutioni­bus» К., в сб.: Историко-астроном. исследования, вып. 6, М., 1960; Birkenmajer L. A., M. Kopernik, Кг., 1900; е г о ж е, Stromata Copernicana, Kr., 1924; DuiiemP., Le systeme du monde. Histoire des doctrines cosmologiqucs de Platon a C, t. 1 — 10, P., 1954^1959; BaranowskiH., Bibliografia Kopernikowska, 1509—1955, Warsz., 1958; До­полнение с 1955 по 1958 г. дано в кн.: Three Copernican trea­tises, ed. Rosen E., 2 ed., N. Y., 1959. Ю. Перелъ. Москва.

КОПЛЕНИГ(Koplenig), Иоганн (р. 15 мая 1891)— деятель австр.имеждунар. рабочего движения, пред. Коммунистич. партии Австрии (КПА) (с 11345). Род. в Санкт-Лоренцене (Каринтия) в семье батрака. По про­фессии сапожник. В 1909 вступил в с.-д. партию, ра­ботал в проф. организациях и среди молодежи. В марте 1915 был мобилизован в ар­мию и отправлен на фронт, с осени 1915 — в плену в Рос­сии. С 1918—коммунист, ве­дет политич. работу среди австр. военнопленных. В 1920 возвратился в Австрию. С 1922 — секретарь комму­нистич. организации земли (провинции) Штирии и член ЦК КПА. С 1924 — ген. секретарь ЦК КПА. Во гла­ве ЦК Коплениг проделал большую работу по пре­вращению КПА в боевую массовую партию австр. рабочего класса, активно боролся против фракционеров, оппор-тунистич. и сектантских элемен­тов. К. призывал рабочий класс Австрии к установле­нию единства и развертыванию борьбы против грозя­щей стране фашистской опасности. В 1928 был избран членом Исполкома Коминтерна (ИККИ), в 1935 — членом Президиума ИККИ. За революц. деятель-


62 КОПНИН — КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ


ность подвергался преследованиям и неоднократному тюремному заключению. В 1934 по решению ЦК КПА выехал из Австрии, но продолжал руководить неле­гальной деятельностью партии. В период оккупации Австрии гитлеровской Германией (1938—45) К. вел большую работу по организации борьбы за незави­симость страны. В статьях и выступлениях К. этого периода разоблачались лживые «теории» о том, будто Австрия является «вторым германским государством», показывалось, что австр. народ, как об этом свидетель­ствует его историч., экономия, и культурное разви­тие, представляет самостоят, нацию. В апреле 1945 К. вернулся на родину. В 1945 был вице-канцлером во врем, пр-ве Австрии. Избирался депутатом парламен­та (1945, 1949, 1953 и 1956).

Выступая с отчетными докладами ЦК на послевоен. съездах КПА, К. подчеркивает, что гл. задачей компартии является борьба за мир и проведение Авст­рией последоват. политики нейтралитета, за единство рабочего класса, демократию и повышение жизн. уровня трудящихся, против возрождения фашистской идеологии и происков зап.-герм, империалистов. К. неустанно выступает за чистоту марксистско-ленин­ской линии партии, отмечая необходимость решит, борьбы против всяких проявлений ревизионизма, догматизма и сектантства. Критикуя правых лидеров Социалистич. партии Австрии, заявляющих, будто марксизм «устарел», К. отмечал: «... Наш долг состоит в том, чтобы четко и ясно заявить австрий­скому рабочему классу: отказ от марксизма означает отказ от социализма, потому что без учения марксиз­ма, проверенного уже всем ходом истории, нет пути к социализму, не может быть победы социализма» («XVII съезд и конференция 1958 года Коммунистич. партии Австрии», М., 1958, с. 174).

При активном участии К. был разработан програм­мный документ «Путь Австрии к социализму», при­нятый парт, конференцией в феврале 1958 (утверж­ден XVIII съездом КПА в апреле 1961). В документе на основе марксистско-ленинских принципов анали­зируются возможности и особенности перехода Австрии к социализму.

К. возглавлял делегации КПА на Совещаниях пред­ставителей коммунистич. и рабочих партий в Москве (1957, 1960). Выступает за сплочение мирового ком­мунистич. движения иа принципах марксизма-лени­низма и пролет, интернационализма. К.— автор мп. статей и брошюр по вопросам австр. и междунар. рабочего движения.

С о ч.: Reden und Aufsatze. 1924 — 1950, W., 1951; в рус. пер.—Избр. произв., М., 1963, биографич. очерк Э. Цук-кер-Шиллинга.

Лит.: Der Weg des Arbeiterfiihrers J. Koplenig, W., 1951.

Д. Мочалин. Москва.

КОПНИН,Павел Васильевич (р. 27 янв. 1922) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1957), профессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил филос. фак-т Моск. ун-та (1944), филос. аспирантуру Моск. гор. пед. ин-та (1947). В 1947—55 — зав. кафедрой фило­софии Томского ун-та, в 1955—58 — работал в АН СССР (с 1958—на Украине). Директор Ин-та фи­лософии АН УССР (с 1962). Член редколлегии журн. «Вопр. философии» (с 1963) и «Филос. энциклопедии» (с 1961), один из авторов учебника «Основы марксист­ской философии». Науч. исследования ведет в области диалектич. материализма, особенно по проблемам гносеологии и диалектич. логики, методологии отд. областей естествознания, в частности медицины, а так­же истории логики.

Соч.: О существе и структуре суждения, Уч. зап. Том­ского ун-та, 12, 1949; О логич. воззрениях Н. А. Василь­ева, Тр. Томского ун-та. Серия истор.-филологич., т. 112, 1950; Основные вопросы теории диагноза (в соавторстве с И. Н. Осиповым), М., 1951; 2 изд., Томск, 1962; Экспери­мент и его роль в познании, «Вопр. философии», 1955, 4; О некоторых вопросах теории умозаключения, в сб.: Вопросы


логики, М., 1955; Формы мышления и их взаимосвязь, «Вопр. философии», 1956, 3; Категории материалистич. диалекти­ки, М., 1956, гл. 9; Природа суждения и формы выраже­ния его в языке, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Диалек­тика форм мышления в философии Гегеля,«Вопр.философии», 1957, 4; Диалектика и противоречия в мышлении, там же, 1958, 7; Thought and action, в кн.: Proceedings of the thirty-second Indian philosophical Congress, Kashmir, 1957; Диалектика и логика, «Философска Мисъл», 1959, 5; Категории как выражение элементов диалектики, в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1960; Марксистская философия как метод научного познания, «Вопр. философии», 1960, 5; Понятие мышления и кибернетика, «Вопр. филосо­фии», 1961, 2; Диалектика как логика, К., 1961; Гипотеза и познание действительности, К., 1962; Изменение предмета и содержания логики в процессе ее историч. развития, в сб.: Проблемы методологии и: логики наук (Уч. зап. Томского ун-та, 41), Томск, 1962; Probleme der Erkenntnistheorie und der dialektischen Logik, «Wiss. Z. Humboldt-Univ.». Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, 1962, Jg. II, H. 3; Диалектич. логика и науч. исследование, «Вопр. фило­софии», 1962, 10; Рассудок и разум и их фун­кции в познании, там же, 1963, 4; О некоторых особенностях ленинского метода критики идеалистич. филос. концепций, в сб.: Против совр. бурж. философии, М., 1963; Идея как форма мышления, К., 1963.

КОПУЛЯТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ(от лат. сори-latio — соединение, связь) — см. Конъюнктивное су­ждение.

КОРАН(араб, кор'ан, от кара'а — читать) — про­изведение араб, классич. лит-ры, гл. священная книга мусульман, к-рые признают ее божеств, откро­вением, переданным через пророка Мухаммеда в 7 в. н. э. В дошедшем до нас виде К. разделен на 114 сур (глав), расположенных в порядке помещения сур по длине. Каждая сура имеет заглавие: напр., «Корова», «Иосиф», «Железо», «Солнце». К. стал составляться после смерти Мухаммеда, а первый офи­циальный текст, по преданию, был отредактирован при халифе Османе (644—656). Другие варианты К., бывшие в обращении в средние века, до нас не дошли. Официальный османовский текст К. подвергался изменениям (сокращениям и дополнениям) вплоть до нач. 8 в.; гласные знаки были введены в него не ранее конца 7 в. Наиболее древние арабские рукописи К. относятся к 8 в. н. э.

Содержание К. очень разнообразно, и имеющиеся в нем материалы можно разделить на след. группы: 1) шаманские заклинания, 2) эсхатология, 3) дрсвне-араб. фольклор, 4) иудейская и христианская сектант­ская догматика и мифология, 5) правовые нормы. Все эти материалы размещены в К. бессистемно. На­писанный в период становления классового общества у арабов, К. особое внимание уделяет охране част­ной собственности; поэтому в К. имеются точные пред­писания о наследовании имущества, об опеке и т. д. Имущественное и социальное неравенство (в част­ности, рабство) К. считает порядком, установленным аллахом.

Идеи К. о происхождении и строении' Вселенной (особенно в мекканских эсхатологич. сурах) связаны с донауч. наивными представлениями. Согласно К., плоская Земля, твердый небесный свод, звезды-све­тильники, зажигаемые ангелами, появились и суще­ствуют благодаря непрерывной творч. деятельности аллаха. Происхождение человека и животных объяс­няется на основе соответствующих библейских мифов.

Лит.: Коран, М., 1963; Бартольд В. В., Ислам, П., 1918; К л и м о в и ч Л. И., Содержание корана, 2 изд., М., 1930; Noldeke Т., Geschichte des Qorans, Tl 1—3, 2 Aufl., Lpz., 1909—38; J e f f e г у A., Materials for the history of the text of the Qur'an, Leiden, 1937.

E. Беляев. Москва.

КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕН­НАЯ МЫСЛЬ.Изучение истории кор. философии началось со 2-й пол. 19 в. Лит-ра этого периода, пред­ставленная гл. обр. произведениями отд. миссионеров или изданиями католич. миссий в Корее, дает фраг­ментарное п тенденциозное изложение фактов. Работы бурж. япон. и европ. корееведов Такахаси Тору, М. Н. Троллопа, Ф. Старра содержат большой факто-


КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 63


логич. материал,, но имеют объективистский характер. Произведения совр. южнокор. историков носят реакц. характер, проблематика в них освещается в осн. с позиций неотомизма. Действит. характер развития истории кор. философии выясняется в работах марк­систских исследователей.

История филос. и обществ, мысли Кореи уходит своими корнями в далекое прошлое страны, когда Корея была местом трансформации крупных религ.-этич. учений Востока — буддизма, конфуцианства и даосизма — на их пути из Китая в Японию. На про­тяжении многих веков история философской мыс­ли Кореи испытала сильное влияние идеологии Китая.

В связи с обострением классовой борьбы, разви­тием произ-ва, ростом науч. знаний и культурным влиянием Китая возникли первые наивно-материа-листич. представления, к-рые объясняли мир мате­риальными факторами и естеств. причинами, поляр­ными силами добра (ым) и зла (ян) — света и тьмы; все бесконечно разнообразные явления мира объяс­нялись взаимодействием этих противостоящих сил, а сам мир воспринимался как разнообразные комби­нации из пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля). Подобные наивно-материалистич. пред­ставления получали развитие в борьбе с религ.-мистич. идеями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.