Форма К. п. используется часто для того, чтобы подчеркнуть связь по смыслу между антецедентом и консеквентом условного предложения (см. Импликация). При этом антецедент К. п. вовсе не обязан быть утверждением, противоречащим факту, а может выражать предположение, напр. (3) «Если бы вор влез через окно, то он оставил бы на подоконнике отпечатки своих пальцев». Предложение (3) можно представить в форме обычного (не контрфактического) условного предложения: «Если вор влезает через окно, то он оставляет на подоконнике отпечатки своих пальцев». Однако контрфактич. форма указывает, что истинность данного предложения определяется не истинностью или ложностью его компонент, а связью по смыслу между ними. Иногда такие К. п. употребляются для отрицания антецедента по правилу modus tollens, если известно, что само предложение истинно, а его консеквент ложен. Так, если К. п. (3) истинно, а отпечатки пальцев на подоконнике не обнаружены, то можно заключить, что вор через окно не влез.
К. п. связаны с изучением т. н. диспозициональ-ных свойств предметов, т. е. свойств реагировать определенным образом при наличии определенных условий (см. Диспозиционалъный предикат). Напр., предложение «Этот предмет изгибаем» с диспозицио-нальным свойством «изгибаемый» может быть представлено в форме К. п. так: «Если бы этот предмет находился под соответствующим давлением, то он изогнулся бы». С анализом К. п. связаны также проблема индуктивного вывода, проблема подтверждения и др. вопросы логики.
Лит.: Reiehenbach H., Elements of symbolic logic, N. Y., 1951, ch. 8;Goodmen N., Fact, fiction and forecast, L., 1954. В. Донченко. Москва.
КОНФЛИКТ(от лат. coiifrictus — столкновение) — 1) В широком смысле — предельный случай обострения противоречия. 2) В более узком, специфич. смысле употребляется в иск-ве; К. драматический — форма отражения противоречий в иск-ве, проявляющаяся в столкновении и борьбе противоположных идей, стремлений, поступков людей. Форма К. во многом зависит от особенностей того или иного вида или жанра иск-ва. Наиболее благоприятной формой для развития художеств. К. является в драматич. иск-ве трагедия, а в лит-ре — роман. В роалистич. иск-ве К. отличается глубиной и значительностью идейного и социального содержания, совершенной художеств, формой. См. Антагонизм, Антагонистические противоречия, Единство и борьба противоположностей, Противоречие, Трагическое.
КОНФУЦИАНСТВО— одно из наиболее распространенных направлений общественной мысли в Китае, оказавшее значительное влияние на развитие кит. философии. Берет свое начало от Конфуция (6 в. до н. э.). К.— больше этико-политич., чем филос. система. Складываясь в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом), К. с самого начала было направлено на то, чтобы оградить существующий обществ, строй от всяких потрясении и изменений. По мнению конфуцианцев, порядок в обществе может быть сохранен только при строгом соблюдении традиций древней культуры и неукоснительном следовании культу предков. Отсюда большое внимание, к-рое К. уделяло ритуалу и обрядам, и строгое определение порядка обществ. и семейных отношений.
Главная конфуцианская добродетель — жэнъ (гуманность). Это закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и обществ, положению. Для постижения жэнь необходимо совершенствовать себя, при помощи самоусовершенствования человек избавляется от отри-цат. качеств: зложелательности, алчности, стремления поставить себя выше других, хвастовства и т. д.
Не менее важное место в К. занимает этикет (ли), т. е. нормы обществ, поведения, нравы, обычаи, ритуал. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению жэнь. Соблюдать «ли» — это точно знать свое место в обществе и действовать только согласно занимаемому обществ, положению.
Теоретич. обоснованием конфуцианской этики служило учение об исправлении имен (чжэнмин). Его смысл заключался в том, что имя должно соответствовать сущности вещи. В обществ, отношениях это значило, что титул должен строго соответствовать обществ, положению. В трактате «Лунь юй» записаны такие слова Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын— сыном». Управлять — это исправлять имена, т. е. ставить всех на свое место.
К. допускало существование традиционного кит. божества шанди (верховный владыка) или тянь (небо), к-рое вознаграждает добро и наказывает зло, определяет и направляет деятельность правителя.
Наиболее известные представители древнего К.— это Цзэн-цзы (5 в. до н. э.), Цзы Сы (5 в. до п. э.), Мэн-цзы (4—3 вв. до н. э.) и Сюнь-цзы (3 в. до н. э.). Школа Цзэн-цзы создала трактат «О почтении к старшим» («Сяо цзин»). Известную конфуцианскую книгу «Великое учение» («Да сюэ») Чжу Си приписывает школе Цзэн-цзы, а Цзя Куй — школе Цзы Сы. «Великое учение» представляет собой попытку систематизировать учение Конфуция, основное место
56 КОНФУЦИАНСТВО — КОНФУЦИЙ
в этом трактате занимает вопрос управления. Идеальное управление возможно только на основе самоусовершенствования личности. Школа Цзы Сы создала трактат «Центр истины и ее бытие» («Чжун юн»), в к-ром развивается конфуцианская метафизика. «Чжун юн» писался в разное время и в нем отражена эволюция К. от 5 до 3 в. до н. э. В качестве основы жизни трактат устанавливает внутреннюю гармонию человека с небом (чжун). В этом трактате проводится мысль о врожденных знаниях, присущих лишь благородным людям. Школой Мэн-цзы создан трактат «Мэн-цзы», в к-ром развивается учение об управлении. Образцовое управление достигается самоусовершенствованием, и если народ приемлет государя, то последний управляет в полном соответствии с волей неба. Противоположность Мэн-цзы представлял Сюнь-цзы, рассматривавший небо не как божество, а как элемент природы. Между школами Мэн-цзы и Сюнь-цзы долгое время происходила непримиримая борьба, носившая по своему идейному содержанию характер борьбы материализма с идеализмом. Главная политич. доктрина К.— подчинение низших высшим — наиболее полное отражение нашла в конфуцианском трактате «Летопись» («Чунь-цю»). Общее представление о К. дает трактат «Беседы и суждения» («Лунь юй»), представляющий собой запись бесед Конфуция с учениками, суждений Конфуция и преданий, имеющих к нему отношение .
Во 2 в. до н. э. раздробленный Китай был объединен под властью династии Хань. Централизованное управление стало стремиться к созданию единой официальной идеологии, к-рая заменила бы собой многочисленные идейные течения и направления. Наиболее подходящим для этой роли было К. Император У-ди (2 в. до н. э.) по предложению видного в то время философа Дун Чжун-шу взял курс на вытеснение «Ста школ», т.е. всех течений и направлений обществ, мысли, кроме К. Конфуцианские принципы были возведены в канон, К. было объявлено официальной идеологией, а сам Конфуций был превращен в основоположника религии. Дун Чжун-шу стал развивать тео-логич. теорию, согласно к-рой Конфуций возводился в сан святого, а император становился сверхчеловеком, к-рого само небо послало на землю править людьми. Теология Дун Чжун'шу занимала господствующее положение весь период правления династии Хань (2 в. до н. э.—2 в. н. э.).
Противники офиц. К. образовали школу древних текстов, т. к. выступили с утверждением, что все поздние трактаты являются подделкой под Конфуция и извращают смысл его учения. Направление сторонников офиц. К. получило название школы современных текстов. В результате борьбы этих школ с К. были сорваны религ. и священные покровы. Несмотря на то, что К. продолжало оставаться официальной идеологией, вера в божественность императорской власти пошатнулась. Поэтому господствующие классы стали приветствовать буддизм, проникший в Китай из Индии, и даосизм. Религиозная мистика этих направлений помогала укрепить веру в неизменное превосходство высших классов. Широкое распространение буддизма и даосизма вызывало растущее сопротивление. В 9 в. н. э. против этих религиозно-мистических направлений выступил известный китайский философ Хань Юй.
С 10 в. н. э. в К. на первый план выдвигается новое течение (сунское неоконфуцианство), представленное двумя направлениями —• лисюэ (учение о ли, осн. принципе, законе —неоконфуцианский объективный идеализм) и синьсюэ (учение о духе — неоконфуцианский субъективный идеализм). Первое
во.главе с Чэн Хао (1032—1086), Чан И (1033—1107) и Чжу Си (1130—1200), второе во главе с Лу Цзю-юанем и Ban Ян-мином (Ван Шоу-жэнем). Школы лисюэ и синьсюэ по вопросу об отношении между принципом (ли) и материей (ци) проповедовали идеи
0 «примате принципа перед материей», утверждая, что «вне духа нет вещей», откровенно провозглашали рабскую мораль, считая, что «подданные преступны и достойны наказания, а властитель, посланный не бом, есть воплощение мудрости».
Признанным главой сунского неоконфуцианства являлся Чжу Си, его филос. система стала офиц. гос. идеологией. В течение многих столетий на гос. экзаменах для кандидатов на чиновничьи должности являлось обязательным знание конфуцианского «Чет-верокнижия» («Сы шу») со сводным комментарием Чжу Си.
К. на протяжении тысячелетий служило укреплению феод, режима. Оно настолько глубоко вошло в сознание кит. народа, что стало серьезной преградой на пути к прогрессу. К. служило своеобразным идеологич. оружием кит. реакции против марксизма-ленинизма, получившего распространение в Китае после движения «4 мая». После победы революции 1949 влияние К. на обществешго-политич. жизнь страны ослабло.
Лит.: Васильев В. П., Религии Востока: К., буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Георгиевский С, Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Г р у б е В., Духовная культура Китая, СПБ, 1912; Петров А. А., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.— Л., 1940; Радуль-Зату-ловский Я. Б., К. и его распространение в Японии, М.—Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1, §3; т. 2, М., 1957, гл. 9, §2; т. 4, М., 1959, гл. 7; Я н Ю н-г о, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 19 57, с. 91 — 172; Ф а н ь В э н ь-л а н ь, Древняя история Китая. М., 1958, с. 164—86; Александров Г. Ф., История социологии, учений. Древний Восток, М., 1959, с. 219—328; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго еысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 131—90; Шпсань цзин чжу шу (13 классич. книг К. с комментариями), т. 1—40, Пекин, 1957; Chen Huan-chang, The economic principles of Confucius and his school, v. 1—2, N. Y., 1911; G i-
1 e s H. A., Confucianism and its rivals, N. Y., 1915; H s ii L. S., The political philosophy of Confucianism, N. Y., 1932, Cheng Tien-Hsi, China moulded by Confucius, L.,1947; L.evenson J.R., Confucian China and its modern fate, L., 1952; Chang Carsun, The development of neo-confucian thought, N. Y., 1957; ChanWing-tsit, An outline and an annotated bibliography of Chinese philosophy, New Ha ven, 1959.
КОНФУЦИЙ(К у н - ц з ы, Кун Ц ю, Кун Ф у - ц з ы, второе имя — Ч ж у н - н и) (551 —479 до н. э.) — кит. мыслитель, политич. деятель и педагог эпохи Чуньцю, создатель оригинального эти-ко-политич. учения. Он оказал большое влияние на развитие общественно-политич. и филос. мысли в Китае. К. родился в царстве Лу (на территории совр. провинции Шаньдун) в знатной, но обедневшей семье. Согласно традиционной версии о жизни К.,. ему приписывается авторство «Летописи» («Чуньцю»), десяти комментариев, или т. н. «десяти крыльев», входящих в состав «Книги перемен» («И цзин»), обработка «Книги песен» («Ши цзин») и ряда других произведений древнейшей лит-ры. Большинство таких утверждений не выдерживает критич. проверки. Основным источником наших знаний о К. является книга «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Большинство исследователей признают «Лунь юй» наиболее аутентичным текстом для изучения взглядов. К. Однако несомненно, что «Лунь юй» не свободен от более поздних интерполяций. Текст «Лунь юя» представляет запись изречений и бесед К. со своими ближайшими учениками и последователями.
По натурфилос. вопросам К. воспринял и развил представления предшествующей эпохи о небе и небесном велении как сознательно действующей высшей силе, определяющей действия и поступки людей, их обществ, положение. «Для жизни и смерти су-
КОНФУЦИЙ— КОНЦЕПТУАЛИЗМ 57
ществует судьба, богатство и знатность зависят от неба». Моральные нормы также идут от неба. Вместе с тем К. считал, что небо является частью природы, естеств. явлением, к-рое вступает в определенные отношения с др. компонентами многообразного мира.
Центральным понятием учения К. является жэнъ (гуманность) — не только источник, из которого вытекают этико-политич. положения учения К., но и конечная цель нравственного самоусовершенствования. Жэнь выступает как закон, как совокупность этич. и социальных взаимоотношений людей. На вопрос о назначении жэнь К. ответил: «Чего не желаешь себе, того не делай людям» («Лунь юй», 12,2). Не менее важное место в учении К. занимает понятие «ли» (нормы общежития, социальный регламент), являющееся конкретным воплощением высшего этич. закона жэнь, методом его осуществления. Сфера действия ггого социального регламента весьма широка: она обнимает всю обществ, жизнь от семьи до гос-ва. Нормы социального регламента действуют различно в зависимости от различий в условиях их применения и от различий социального положения людей. По сути дела, этот социальный регламент основан на нормах, созданных господством аристократии. В высказываниях К. отражена классовая аристократич. направленность его учения. Он решительно противопоставлял «благородных» простолюдинам, к-рые «повсюду со своими детьми за спиной работают, а богатым людям незачем заниматься земледелием» («Лунь юй», гл. Цзи лу).
Более подчиненная роль в учении К. отводится понятиям «и»—чувство долга, справедливость; «синь» — верность,искренность, и нек-рым другим. Они служат гл. обр. для раскрытия этич. достоинств «благородного мужа». Большое значение К. придавал воспитанию и обучению, сводя их к овладению и постижению этико-политич. норм и требований. Процесс овладения такого рода нормами К. неразрывно связывал со своими представлениями о знании (чжи) и учении (сюэ). К. говорил о четырех категориях людей. К первой относятся те, кто обладает знаниями от рождения, ко второй — кто приобретает знания в учении, к третьей — кто учится, испытывая трудности, и к последней, низшей, категории относится народ, к-рый испытывает трудности и не учится. По мнению К., первую категорию характеризует постоянное стремление к справедливости, а остальных — к выгоде. Высокие моральные качества «благородных» предопределяют их власть над простым народом, удел к-рого — тяжелый физич. труд. «Добродетели благородного мужа — ветер, добродетели простолюдина — трава. Ветер непременно пригибает траву» («Лунь юй», 12,18). «Благородные» — это «совершенномудрые», знания к-рым даруются небом, поэтому они являются воплощением истинного пути мира. У К. почти отсутствует гно-сеологич. подход к проблеме знания. Чаще всего он ограничивается высказываниями следующего содержания: «что знаешь, считай знанием, а что не знаешь, считай незнанием». В программе воспитания и обучения К! важное место занимают музыка и помня, при помощи к-рых достигается совершенство красоты и добра, слияние индивидуума с обществом. Вез поэзии и музыки невозможно усвоение социального регламента.
Гос. власть, учил К., должна пользоваться доверием народа, ибо без этого она не способна к существованию. По его мнению, правители должны наставлять народ личным примером, т. к. порядок и приемы гос. управления, к к-рым прибегают верхи, очень легко влияют на нар. низы. Главное в политич. программе К.— строгое и четкое определение обязанностей каждого члена общества. Каждый должен знать свое место в обществе, государь должен быть государем, подданный—подданным, «...какое же будет тогда государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?». Мн. принципы К. широко использовались господствующими классами для обоснования своей власти. В процессе развития учение К. становится основой офиц. феод, идеологии, глубокое влияние к-рой прослеживается на протяжении мн. столетий истории Китая (см. Конфуцианство).
Соч.: Сы Шу ген, т. е. Четыре книги с толкованиями. Книга первая, пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, 1780; Джун-Юн, т. е. Закон непреложный (из преданий философа Кун-Дзы), пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, [1784]; Летопись Чунь-Цю, СПБ, 1876; Изречения..., в кн.: Попов П. С, Изречения К., учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910.
Лит.: 3 о м м е р Н., Об основаниях новой кит. филосо фии, «Уч. зап. Казан, ун-та за 1851», 1852, М 2; К о р я г и н К. М., Конфуций. Его жизнь и филос. деятельность, 2 изд., СПБ, 1897; Г р у б е В., Духовная культура Китая, СПБ, 1912; П е т р о в А. А., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.—Л., 1940; Радул ь-3 а т у л о в с к и й Я. Б., Конфуци анство и его распространение в Японии, М.—Л., 1947; Исто рия философии, т. 1, М., 1957, гл.1; Ян Ю н - г о, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957; Александ ров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, гл. 4; Gabelentz G. vender, С. und seine Lehre, Lpz., 1888; Dvorak R., Chinas Religionen, T. 1, Confucius und seine Lehre, Miinster, 1895; S t ii b e R., Confucius, Tubingen, 1913; Wilhelm R., Kung-Tse, Le- ben und Werk, Stuttg., 1925; Brown В., The story of Confucius, his life and sayings, Phil., 1927; Raizuka S h i g e k i, Konfucius, L., 1956; Shiti С h u n, С and his times, «China Reconstructs», 1957, sept.; Ян Б о -ц з ю н ь, Лунь юй и чжу (Лунь юй с переводом на совр. кит. яз. с комментариями), Шанхай, 1958; Скачков П. Е., Биб лиография Китая, М., 1960. Ф Быков. Москва. КОНЦЕПТУАЛИЗМ(от лат. concept us — мысль, понятие) — одно из гл. направлений в решении проблемы общих понятий. В противоположность реализму, К. отрицает какую бы то ни было онто логия, реальность общего, его существование вне человеч* ума и считает, что общее находится только в уме познающего субъекта. Будучи, т. о., разновид ностью номинализма, К. утверждает (в отличие от того направления номинализма, для к-рого общее лишь словесное обозначение), что общее, как резуль тат абстрагирования сходных признаков вещей и их объединения в уме человека, есть мысленные пред меты, идеальные сущности, существующие в уме че ловека. В древности точка зрения К. была представ лена в гносеологии стоицизма. В ср. века К. снова по является как одно из решений проблемы универсалий с точки зрения номинализма. К К. приближался Абе ляр, утверждавший, что слово, не будучи самостоя тельной вещью, вместо с тем не является и пустым звуком, а обладает тем или иным значением, приме няемым к множеству вещей. Наиболее последователь ным из ср.-век. концептуалистов был Иоанн Солсбе- рийский (ок. 1115—1180), ученик Абеляра, один из гл. представителей Шартрской школы. По убеждению Иоанна в природе нет никаких реальных родов и ви дов, как доказывали схоластики-реалисты, ибо об щее — только присущих"! разуму способ, посредством к-рого он вскрывает сходство и подобие между веща ми. Концепция Иоанна — одно из ранних выраже ний эмпирич. реакции против схоластич. реализма. Отказываясь от фантастич. конструкций теологов- реалистов, Иоанн пытался направить философию на путь изучения предметов реального мира. В еще большей мере это относится к Оккаму. Однако, по скольку в эпоху средневековья отсутствовали социаль ные и науч. предпосылки для опытного исследования
58 КОНЦЕПЦИЯ — КОНЬО
природы, К. не стал тогда влиятельным и тем более определяющим направлением гносеологии. К. становится таковым только в новое время, у философов эмпирическо-сенсуалистич. направления. Один из гл. представителей К. в эту эпоху — Локк, теория абстракции к-рого неотделима от К. (см. в особенности «Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. фи-лос. произв., т. 1, М., 1960, с. 414). Вслед за Локком точка зрения К. формулировалась Кондилъяком, Гельвецием и др. мыслителями. Признавая относительную прогрессивность К., особенно в эпоху его борьбы против схоластическо-идеалистич. реализма, диалектич. материализм вместе с тем доказывает несостоятельность его, коренящуюся в неспособности усвоить диалектику общего и единичного. Такая неспособность проявляется прежде всего в том, что, подчеркивая сходство вещей, фиксируемое в общих понятиях, К. не понимает того, что это сходство обязательно выступает как их тождество в том или ином отношении. Тем самым К. не понимает того, что правильная науч. абстракция отражает общность, реально, объективно присущую самим вещам.
Лит.: Виндельбанд В., История философии, пер. с нем., СПБ, 1898, § 23; Б а к р а д з е К., Логика. Тб., 1951, с. 128—33; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 36 — 38, 45; W u 1 f M. de, Le probleme des universaux dans son evolution historigue du IXе au XIIIе siecle, «Arch. Gesch. Philos.», 1896, Bd 9, neue Folge, Bd 2; P r a n t 1 C, Geschi- chte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 162—205; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Metho- de, Bd 2, В., 1957, S. 441—52. В. Соколов. Москва.
КОНЦЕПЦИЯ(от лат. conceptio — понимание, система) — определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. точка зрения на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности человека.
КОНЪЮНКТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ(лат. con junctivus — соединительный, от conjungo — соединяю) (соединительное суждение) — сложное суждение, к-рое либо (а) образовано из двух (или большего числа) др. суждений (членов К. с.) с помощью союза «и» (или с помощью союзов «но», «а» и т. п., подобных союзу «и» с логич. т. зр.) или путем бессоюзной сочинит, связи, выражаемой при письме запятой или точкой с запятой (этот случай К. с. можно назвать конъюпкцией суждений), либо (б) может быть без изменения смысла преобразовано в форму (а); при этом от союза «и» (и вообще от средств, используемых для образования К.с.) требуется лишь, чтобы зависимость истинности К. с. от истинности его членов соответствовала определению логич. операции конъюнкции через истинностные значения высказываний (т. е. чтобы истинность К. с. в целом могла иметь место только при истинности всех его членов). Примеры К. с: (1) «Блеснула молния и загремел гром», (2) «Антилопы и олени •— травоядные животные», (3) «Иванов, Петров и Сидоров живут под Москвой, а учатся в МГУ». Суждение (1) — конъюнкция двух суждений: «Блеснула молния» и «Загремел гром»; суждение (2) без изменения смысла преобразуется в суждение: «„Антилопы — травоядные животные" и „Олени — травоядные животные"», к-рое есть конъюнкция двух суждений; при аналогичном представлении суждение (3) оказывается конъюнкцией 6 суждений. Используемый в естеств. языке для образования К. с. союз «и» (и др. аналогичные ему с логич. т. зр. средства) рядом свойств отличается от операции конъюнкции логики высказываний. Так, этот союз в нек-рых К. с. не обнаруживает свойства коммутативности [примером такого К. с. является суждение (1), перестановка членов к-рого искажает
смысл суждения]. Эта черта К. с. связана с тем, что в них союз «и» (и др. эквивалентные ему с логич. т. зр. союзы) служит обычно не только для выражения зависимости истинности К. с. от истинности его членов, но (вместе с частью содержания членов К. с.) выражает также связь по смыслу между ними (в частности, временную последовательность мыслимых в них явлений, причинную зависимость между последними, противопоставление их в к.-л. смысле и т. п.); особенно это заметно в случае таких союзов, как «а», «но», «хотя» (ср. «Взошло солнце и стало тепло», «Взошло солнце, но было холодно», «Хотя взошло солнце, было холодно»).
В традиц. логике К. с. рассматриваются обычно в рамках представления о субъектпо-предикатном строении суждений в смысле аристотелевой логики. К К. с. с этой т. зр. относят суждения вида (I) S есть Р1и Р2, и ..., и Рп(отрицат. форма: S не есть ни Р1, ни..., ни Рп); (II) 5, и S2, и ..., и Shсуть Р (отрицат. форма: ни St, ни..., ни Skне есть Р) и (III) Sxи 52, и..., и Skсуть (не суть ни) Рги Р2, и..., и Рп, где буквы S, Sr, ..., Shобозначают субъекты, а Р, Р1, ..., Pv — предикаты суждений. Иногда термин «К. с.» сохраняют лишь за суждениями вида (I), называя суждения (II) к о и у л я т и в н ы м и (от лат. copula — связка), а суждения (III) — к о н ъ ю и к-тивно-копулятивными.
Лит.: 3 и г в а р т X., Логика, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1908, с. 177—81; Милль Дж. С, Система логики..., пер. с англ., М., 1914, с. 71 — 72; Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 2;Таванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955, с. 110—13, 121—22; Д р о з д о в А. В., Вопросы классификации суждений, [Л.], 1956, с. 39—60.
Б. Бирюков, К. Морозов. Москва.
КОНЪЮНКЦИЯ(от лат. conjunctio —союз, связь) — операция логики, отражающая употребление союза «и» в содержат, логич. выводах; заключается в образовании из двух к.-л. высказываний (или форм высказываний) А ж В такого сложного высказывания (формы высказываний) (обозначаемого обычно А&В или А -В, что читается «А и В»), к-рое истинно лишь тогда, когда истинны оба высказывания А и В (К. часто наз. и то высказывание, к-рое получается в результате применения операции К.). К. не совпадает полностью с употреблением логич. союза «и» в естеств. языке, т. к. не предполагает связи по смыслу между выражениями, связываемыми знаком К. Операция К. обычно вводится в рамках того или иного исчисления. Подробнее см. Конъюнктивное суждение; см. также Коммутативность, Алгебра логики, Логика высказываний.
Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 2, § 7; Градштейн И. С, Прямая и обратная теоремы, 3 изд., М., 1959, с. 14—15; Ч ё р ч А., Введение в матем. логику, пер. с англ., [т.] 1, М., 1960, § 05 и с. 402.
КОНЬО(Cogniot), Жорж (р. 15 дек. 1901)—франц. философ-марксист. Род. в Монтиньи; был преподавателем в лицеях Эврё, Дижона, Сен-Кантена и Парижа, ген. секретарем Рабочего ун-та (1934) — высшей школы парт, кадров Франц. коммунистич. партии; неоднократно избирался депутатом Нац. собрания Франции; активный участник Движения Сопротивления; гл. редактор газ. «Humanite» (1944—49); кандидат в члены (с 1936) и член ЦК (с 1937) ФКП; член руководящего комитета журн. «La Pensee».
Подвергая критике тезис правых социалистов об «устарелости» марксизма, К. доказывает жизненность марксистского учения в совр. условиях («Актуальность „Капитала"» — «Actualite „du Capital"», 1948). В полемике с экзистенциализмом К. отстаивает положение о существовании объективных законов развития природы и общества. Выступая против попыток ограничить диалектику сферой мышления, К. пока-
КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА 59
зывает, что диалектика имеет универсальный характер («„Диалектика природы". Гениальный труд Ф. Энгельса» — «„La dialectique dc la nature". Une oeuvre geniale de F. Engels», 1953). К. резко полемизирует против всякого рода «критиков марксизма»: феноменолога Мерло-Понти (статья «Выводы» — «Conclusions», в кн.: «Злоключения антимарксизма. Несчастья Мерло-Понти» — «Mesaventures de l'anti-marxisme. Les malheurs de M. Merleau-Ponty», 1956), католич. теоретиков («Диалектика, извращенная преподобным отцом Шамбром» — «La dialectique de-figuree par le R. P. Chambre», в сб.: «Марксисты отвечают своим католич. критикам» — «Les marxistes repondent a leurs critiques catholiques», 1957, рус. пер.— 1958). К. подвергает критике бурж. национализм и космополитизм («Реальность нации» — «Realite de la nation», 1950). Доказывая превосходство социалистич. системы над капиталистической, К. разоблачает клеветнич. измышления бурж. идеологов о Сов. Союзе («Знакомство с Советским Союзом» — «Connaissance de l'Union Sovietique», 1956, рус. пер.— 1959). В борьбе с наступлением клерикальной реакции К. защищает светскую систему образования, раскрывая несовместимость религ. суеверий с науч. знанием («Религия и наука» — «La religion et la science», 1960). Историко-филос. работы К. посвящены исследованию маториалистич. линии в антич. философии («Лукреций, его труд и его философия» — «Lucrece, son oeuvre et sa philosophie», в кн.: Лукреций, О природе вещей — Lucrece Т. L. С, Dela nature des choses, 1954), борьбе с бурж.-идеалистич. фальсификацией истории франц. философии («Декарт и наше время» — «Descartes et notre temps», 1950, рус. пер. в сб.: «Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию», 1953).