Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 9 страница



Форма К. п. используется часто для того, чтобы подчеркнуть связь по смыслу между антецедентом и консеквентом условного предложения (см. Импли­кация). При этом антецедент К. п. вовсе не обязан быть утверждением, противоречащим факту, а может выражать предположение, напр. (3) «Если бы вор влез через окно, то он оставил бы на подоконнике отпечатки своих пальцев». Предложение (3) можно представить в форме обычного (не контрфактического) условного предложения: «Если вор влезает через ок­но, то он оставляет на подоконнике отпечатки своих пальцев». Однако контрфактич. форма указывает, что истинность данного предложения определяется не истинностью или ложностью его компонент, а связью по смыслу между ними. Иногда такие К. п. употребляются для отрицания антецедента по пра­вилу modus tollens, если известно, что само предло­жение истинно, а его консеквент ложен. Так, если К. п. (3) истинно, а отпечатки пальцев на подокон­нике не обнаружены, то можно заключить, что вор через окно не влез.

К. п. связаны с изучением т. н. диспозициональ-ных свойств предметов, т. е. свойств реагировать определенным образом при наличии определенных условий (см. Диспозиционалъный предикат). Напр., предложение «Этот предмет изгибаем» с диспозицио-нальным свойством «изгибаемый» может быть пред­ставлено в форме К. п. так: «Если бы этот предмет находился под соответствующим давлением, то он изогнулся бы». С анализом К. п. связаны также про­блема индуктивного вывода, проблема подтвержде­ния и др. вопросы логики.


Лит.: Reiehenbach H., Elements of symbolic
logic, N. Y., 1951, ch. 8;Goodmen N., Fact, fiction and
forecast, L., 1954. В. Донченко. Москва.

КОНФЛИКТ(от лат. coiifrictus — столкновение) — 1) В широком смысле — предельный случай обострения противоречия. 2) В более узком, специфич. смысле употребляется в иск-ве; К. драматический — форма отражения противоречий в иск-ве, проявляющаяся в столкновении и борьбе противоположных идей, стремлений, поступков людей. Форма К. во многом зависит от особенностей того или иного вида или жанра иск-ва. Наиболее благоприятной формой для развития художеств. К. является в драматич. иск-ве трагедия, а в лит-ре — роман. В роалистич. иск-ве К. отличается глубиной и значительностью идейного и социального содержания, совершенной художеств, формой. См. Антагонизм, Антагонистические про­тиворечия, Единство и борьба противоположностей, Противоречие, Трагическое.

КОНФУЦИАНСТВО— одно из наиболее распрост­раненных направлений общественной мысли в Китае, оказавшее значительное влияние на развитие кит. философии. Берет свое начало от Конфуция (6 в. до н. э.). К.— больше этико-политич., чем филос. система. Складываясь в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом), К. с самого начала было направлено на то, чтобы оградить существующий обществ, строй от вся­ких потрясении и изменений. По мнению конфуциан­цев, порядок в обществе может быть сохранен только при строгом соблюдении традиций древней культуры и неукоснительном следовании культу предков. Отсю­да большое внимание, к-рое К. уделяло ритуалу и обрядам, и строгое определение порядка обществ. и семейных отношений.

Главная конфуцианская добродетель — жэнъ (гу­манность). Это закон жизни людей в семье и обще­стве, определяющий их взаимоотношения и основы­вающийся на любви и уважении к старшим по воз­расту и обществ, положению. Для постижения жэнь необходимо совершенствовать себя, при помощи само­усовершенствования человек избавляется от отри-цат. качеств: зложелательности, алчности, стремле­ния поставить себя выше других, хвастовства и т. д.

Не менее важное место в К. занимает этикет (ли), т. е. нормы обществ, поведения, нравы, обычаи, ри­туал. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению жэнь. Соблюдать «ли» — это точно знать свое место в обществе и действовать только согласно занимаемо­му обществ, положению.

Теоретич. обоснованием конфуцианской этики слу­жило учение об исправлении имен (чжэнмин). Его смысл заключался в том, что имя должно соответство­вать сущности вещи. В обществ, отношениях это зна­чило, что титул должен строго соответствовать об­ществ, положению. В трактате «Лунь юй» записаны такие слова Конфуция: «Государь должен быть госу­дарем, подданный — подданным, отец — отцом, сын— сыном». Управлять — это исправлять имена, т. е. ставить всех на свое место.

К. допускало существование традиционного кит. божества шанди (верховный владыка) или тянь (не­бо), к-рое вознаграждает добро и наказывает зло, определяет и направляет деятельность правителя.

Наиболее известные представители древнего К.— это Цзэн-цзы (5 в. до н. э.), Цзы Сы (5 в. до п. э.), Мэн-цзы (4—3 вв. до н. э.) и Сюнь-цзы (3 в. до н. э.). Школа Цзэн-цзы создала трактат «О почтении к стар­шим» («Сяо цзин»). Известную конфуцианскую книгу «Великое учение» («Да сюэ») Чжу Си припи­сывает школе Цзэн-цзы, а Цзя Куй — школе Цзы Сы. «Великое учение» представляет собой попытку систематизировать учение Конфуция, основное место


56 КОНФУЦИАНСТВО — КОНФУЦИЙ


в этом трактате занимает вопрос управления. Иде­альное управление возможно только на основе само­усовершенствования личности. Школа Цзы Сы созда­ла трактат «Центр истины и ее бытие» («Чжун юн»), в к-ром развивается конфуцианская метафизика. «Чжун юн» писался в разное время и в нем отражена эволюция К. от 5 до 3 в. до н. э. В качестве основы жизни трактат устанавливает внутреннюю гармонию человека с небом (чжун). В этом трактате проводится мысль о врожденных знаниях, присущих лишь бла­городным людям. Школой Мэн-цзы создан трактат «Мэн-цзы», в к-ром развивается учение об управле­нии. Образцовое управление достигается самоусо­вершенствованием, и если народ приемлет госу­даря, то последний управляет в полном соответ­ствии с волей неба. Противоположность Мэн-цзы представлял Сюнь-цзы, рассматривавший небо не как божество, а как элемент природы. Между шко­лами Мэн-цзы и Сюнь-цзы долгое время происходила непримиримая борьба, носившая по своему идейному содержанию характер борьбы материализма с идеа­лизмом. Главная политич. доктрина К.— подчине­ние низших высшим — наиболее полное отражение нашла в конфуцианском трактате «Летопись» («Чунь-цю»). Общее представление о К. дает трактат «Бе­седы и суждения» («Лунь юй»), представляющий собой запись бесед Конфуция с учениками, сужде­ний Конфуция и преданий, имеющих к нему отно­шение .

Во 2 в. до н. э. раздробленный Китай был объеди­нен под властью династии Хань. Централизованное управление стало стремиться к созданию единой офи­циальной идеологии, к-рая заменила бы собой много­численные идейные течения и направления. Наиболее подходящим для этой роли было К. Император У-ди (2 в. до н. э.) по предложению видного в то время философа Дун Чжун-шу взял курс на вытеснение «Ста школ», т.е. всех течений и направлений обществ, мысли, кроме К. Конфуцианские принципы были воз­ведены в канон, К. было объявлено официальной идео­логией, а сам Конфуций был превращен в основопо­ложника религии. Дун Чжун-шу стал развивать тео-логич. теорию, согласно к-рой Конфуций возводился в сан святого, а император становился сверхчелове­ком, к-рого само небо послало на землю править людьми. Теология Дун Чжун'шу занимала господ­ствующее положение весь период правления дина­стии Хань (2 в. до н. э.—2 в. н. э.).

Противники офиц. К. образовали школу древних текстов, т. к. выступили с утверждением, что все поздние трактаты являются подделкой под Конфу­ция и извращают смысл его учения. Направление сторонников офиц. К. получило название школы современных текстов. В результате борьбы этих школ с К. были сорваны религ. и священные покро­вы. Несмотря на то, что К. продолжало оставаться официальной идеологией, вера в божественность императорской власти пошатнулась. Поэтому гос­подствующие классы стали приветствовать буддизм, проникший в Китай из Индии, и даосизм. Рели­гиозная мистика этих направлений помогала укре­пить веру в неизменное превосходство высших клас­сов. Широкое распространение буддизма и дао­сизма вызывало растущее сопротивление. В 9 в. н. э. против этих религиозно-мистических направ­лений выступил известный китайский философ Хань Юй.

С 10 в. н. э. в К. на первый план выдвигается но­вое течение (сунское неоконфуцианство), представ­ленное двумя направлениями —• лисюэ (учение о ли, осн. принципе, законе —неоконфуцианский объек­тивный идеализм) и синьсюэ (учение о духе — нео­конфуцианский субъективный идеализм). Первое


во.главе с Чэн Хао (1032—1086), Чан И (1033—1107) и Чжу Си (1130—1200), второе во главе с Лу Цзю-юанем и Ban Ян-мином (Ван Шоу-жэнем). Школы лисюэ и синьсюэ по вопросу об отношении между принципом (ли) и материей (ци) проповедовали идеи

0 «примате принципа перед материей», утверждая,
что «вне духа нет вещей», откровенно провозглашали
рабскую мораль, считая, что «подданные преступны
и достойны наказания, а властитель, посланный не­
бом, есть воплощение мудрости».

Признанным главой сунского неоконфуцианства являлся Чжу Си, его филос. система стала офиц. гос. идеологией. В течение многих столетий на гос. эк­заменах для кандидатов на чиновничьи должности являлось обязательным знание конфуцианского «Чет-верокнижия» («Сы шу») со сводным комментарием Чжу Си.

К. на протяжении тысячелетий служило укрепле­нию феод, режима. Оно настолько глубоко вошло в сознание кит. народа, что стало серьезной прегра­дой на пути к прогрессу. К. служило своеобразным идеологич. оружием кит. реакции против марксизма-ленинизма, получившего распространение в Китае после движения «4 мая». После победы революции 1949 влияние К. на обществешго-политич. жизнь страны ослабло.

Лит.: Васильев В. П., Религии Востока: К., буд­дизм и даосизм, СПБ, 1873; Георгиевский С, Прин­ципы жизни Китая, СПБ, 1888; Г р у б е В., Духовная куль­тура Китая, СПБ, 1912; Петров А. А., Очерк филосо­фии Китая, в сб.: Китай, М.— Л., 1940; Радуль-Зату-ловский Я. Б., К. и его распространение в Японии, М.—Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1, §3; т. 2, М., 1957, гл. 9, §2; т. 4, М., 1959, гл. 7; Я н Ю н-г о, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 19 57, с. 91 — 172; Ф а н ь В э н ь-л а н ь, Древняя история Китая. М., 1958, с. 164—86; Александров Г. Ф., История социологии, учений. Древний Восток, М., 1959, с. 219—328; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго еысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 131—90; Шпсань цзин чжу шу (13 классич. книг К. с комментариями), т. 1—40, Пе­кин, 1957; Chen Huan-chang, The economic principles of Confucius and his school, v. 1—2, N. Y., 1911; G i-

1 e s H. A., Confucianism and its rivals, N. Y., 1915; H s ii
L. S., The political philosophy of Confucianism, N. Y., 1932,
Cheng Tien-Hsi, China moulded by Confucius, L.,1947;
L.evenson J.R., Confucian China and its modern fate, L.,
1952; Chang Carsun, The development of neo-confucian
thought, N. Y., 1957; ChanWing-tsit, An outline and
an annotated bibliography of Chinese philosophy, New Ha­
ven, 1959.

КОНФУЦИЙ(К у н - ц з ы, Кун Ц ю, Кун Ф у - ц з ы, второе имя — Ч ж у н - н и) (551 —479 до н. э.) — кит. мыслитель, политич. деятель и пе­дагог эпохи Чуньцю, создатель оригинального эти-ко-политич. учения. Он оказал большое влияние на развитие общественно-политич. и филос. мысли в Китае. К. родился в царстве Лу (на территории совр. провинции Шаньдун) в знатной, но обедневшей семье. Согласно традиционной версии о жизни К.,. ему приписывается авторство «Летописи» («Чуньцю»), десяти комментариев, или т. н. «десяти крыльев», входящих в состав «Книги перемен» («И цзин»), об­работка «Книги песен» («Ши цзин») и ряда других произведений древнейшей лит-ры. Большинство таких утверждений не выдерживает критич. провер­ки. Основным источником наших знаний о К. являет­ся книга «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Боль­шинство исследователей признают «Лунь юй» наи­более аутентичным текстом для изучения взглядов. К. Однако несомненно, что «Лунь юй» не свободен от более поздних интерполяций. Текст «Лунь юя» представляет запись изречений и бесед К. со своими ближайшими учениками и последователями.

По натурфилос. вопросам К. воспринял и развил представления предшествующей эпохи о небе и небес­ном велении как сознательно действующей выс­шей силе, определяющей действия и поступки людей, их обществ, положение. «Для жизни и смерти су-


КОНФУЦИЙКОНЦЕПТУАЛИЗМ 57


 
 

ществует судьба, богатство и знатность зависят от неба». Моральные нормы также идут от неба. Вместе с тем К. счи­тал, что небо является ча­стью природы, естеств. явле­нием, к-рое вступает в опре­деленные отношения с др. компонентами многообразно­го мира.

Центральным понятием уче­ния К. является жэнъ (гу­манность) — не только источ­ник, из которого вытекают этико-политич. положения учения К., но и конечная цель нравственного самоусовершенствования. Жэнь выступает как закон, как совокупность этич. и социальных взаимоотношений людей. На вопрос о назначении жэнь К. ответил: «Чего не желаешь себе, того не делай людям» («Лунь юй», 12,2). Не менее важ­ное место в учении К. занимает понятие «ли» (нормы общежития, социальный регламент), являющееся конкретным воплощением высшего этич. закона жэнь, методом его осуществления. Сфера действия ггого социального регламента весьма широка: она обнимает всю обществ, жизнь от семьи до гос-ва. Нормы социального регламента действуют различно в зависимости от различий в условиях их применения и от различий социального положения людей. По сути дела, этот социальный регламент основан на нормах, созданных господством аристократии. В высказываниях К. отражена классовая аристократич. направленность его учения. Он решительно противо­поставлял «благородных» простолюдинам, к-рые «повсюду со своими детьми за спиной работают, а богатым людям незачем заниматься земледелием» («Лунь юй», гл. Цзи лу).

Более подчиненная роль в учении К. отводится по­нятиям «и»—чувство долга, справедливость; «синь» — верность,искренность, и нек-рым другим. Они слу­жат гл. обр. для раскрытия этич. достоинств «благородного мужа». Большое значение К. при­давал воспитанию и обучению, сводя их к овла­дению и постижению этико-политич. норм и требо­ваний. Процесс овладения такого рода нормами К. неразрывно связывал со своими представлениями о знании (чжи) и учении (сюэ). К. говорил о четы­рех категориях людей. К первой относятся те, кто обладает знаниями от рождения, ко второй — кто приобретает знания в учении, к третьей — кто учит­ся, испытывая трудности, и к последней, низшей, категории относится народ, к-рый испытывает трудно­сти и не учится. По мнению К., первую категорию характеризует постоянное стремление к справедли­вости, а остальных — к выгоде. Высокие моральные качества «благородных» предопределяют их власть над простым народом, удел к-рого — тяжелый физич. труд. «Добродетели благородного мужа — ветер, до­бродетели простолюдина — трава. Ветер непремен­но пригибает траву» («Лунь юй», 12,18). «Благород­ные» — это «совершенномудрые», знания к-рым да­руются небом, поэтому они являются воплощением истинного пути мира. У К. почти отсутствует гно-сеологич. подход к проблеме знания. Чаще всего он ограничивается высказываниями следующего содер­жания: «что знаешь, считай знанием, а что не зна­ешь, считай незнанием». В программе воспитания и обучения К! важное место занимают музыка и по­мня, при помощи к-рых достигается совершенство красоты и добра, слияние индивидуума с обществом. Вез поэзии и музыки невозможно усвоение социаль­ного регламента.


Гос. власть, учил К., должна пользоваться довери­ем народа, ибо без этого она не способна к сущест­вованию. По его мнению, правители должны настав­лять народ личным примером, т. к. порядок и приемы гос. управления, к к-рым прибегают верхи, очень легко влияют на нар. низы. Главное в политич. прог­рамме К.— строгое и четкое определение обязанно­стей каждого члена общества. Каждый должен знать свое место в обществе, государь должен быть госу­дарем, подданный—подданным, «...какое же будет тогда государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?». Мн. принципы К. широко использовались господствующими классами для обоснования своей власти. В процессе развития учение К. становится основой офиц. феод, идеологии, глубокое влияние к-рой прослеживается на протяже­нии мн. столетий истории Китая (см. Конфуцианство).

Соч.: Сы Шу ген, т. е. Четыре книги с толкованиями. Книга первая, пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, 1780; Джун-Юн, т. е. Закон непреложный (из преданий философа Кун-Дзы), пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, [1784]; Летопись Чунь-Цю, СПБ, 1876; Изречения..., в кн.: Попов П. С, Изре­чения К., учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910.

Лит.: 3 о м м е р Н., Об основаниях новой кит. филосо­
фии, «Уч. зап. Казан, ун-та за 1851», 1852, М 2; К о р я г и н
К. М., Конфуций. Его жизнь и филос. деятельность, 2 изд.,
СПБ, 1897; Г р у б е В., Духовная культура Китая, СПБ,
1912; П е т р о в А. А., Очерк философии Китая, в сб.: Китай,
М.—Л., 1940; Радул ь-3 а т у л о в с к и й Я. Б., Конфуци­
анство и его распространение в Японии, М.—Л., 1947; Исто­
рия философии, т. 1, М., 1957, гл.1; Ян Ю н - г о, История
древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957; Александ­
ров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток,
М., 1959, гл. 4; Gabelentz G. vender, С. und seine
Lehre, Lpz., 1888; Dvorak R., Chinas Religionen, T. 1,
Confucius und seine Lehre, Miinster, 1895; S t ii b e R.,
Confucius, Tubingen, 1913; Wilhelm R., Kung-Tse, Le-
ben und Werk, Stuttg., 1925; Brown В., The story of
Confucius, his life and sayings, Phil., 1927; Raizuka
S h i g e k i, Konfucius, L., 1956; Shiti С h u n, С and his
times, «China Reconstructs», 1957, sept.; Ян Б о -ц з ю н ь,
Лунь юй и чжу (Лунь юй с переводом на совр. кит. яз. с
комментариями), Шанхай, 1958; Скачков П. Е., Биб­
лиография Китая, М., 1960. Ф Быков. Москва.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ(от лат. concept us — мысль,
понятие) — одно из гл. направлений в решении
проблемы общих понятий. В противоположность
реализму, К. отрицает какую бы то ни было онто­
логия, реальность общего, его существование вне
человеч* ума и считает, что общее находится только
в уме познающего субъекта. Будучи, т. о., разновид­
ностью номинализма, К. утверждает (в отличие от
того направления номинализма, для к-рого общее
лишь словесное обозначение), что общее, как резуль­
тат абстрагирования сходных признаков вещей и
их объединения в уме человека, есть мысленные пред­
меты, идеальные сущности, существующие в уме че­
ловека. В древности точка зрения К. была представ­
лена в гносеологии стоицизма. В ср. века К. снова по­
является как одно из решений проблемы универсалий
с точки зрения номинализма. К К. приближался Абе­
ляр,
утверждавший, что слово, не будучи самостоя­
тельной вещью, вместо с тем не является и пустым
звуком, а обладает тем или иным значением, приме­
няемым к множеству вещей. Наиболее последователь­
ным из ср.-век. концептуалистов был Иоанн Солсбе-
рийский (ок. 1115—1180), ученик Абеляра, один из гл.
представителей Шартрской школы. По убеждению
Иоанна в природе нет никаких реальных родов и ви­
дов, как доказывали схоластики-реалисты, ибо об­
щее — только присущих"! разуму способ, посредством
к-рого он вскрывает сходство и подобие между веща­
ми. Концепция Иоанна — одно из ранних выраже­
ний эмпирич. реакции против схоластич. реализма.
Отказываясь от фантастич. конструкций теологов-
реалистов, Иоанн пытался направить философию на
путь изучения предметов реального мира. В еще
большей мере это относится к Оккаму. Однако, по­
скольку в эпоху средневековья отсутствовали социаль­
ные и науч. предпосылки для опытного исследования


58 КОНЦЕПЦИЯ — КОНЬО


природы, К. не стал тогда влиятельным и тем более определяющим направлением гносеологии. К. ста­новится таковым только в новое время, у философов эмпирическо-сенсуалистич. направления. Один из гл. представителей К. в эту эпоху — Локк, теория абстракции к-рого неотделима от К. (см. в особенно­сти «Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. фи-лос. произв., т. 1, М., 1960, с. 414). Вслед за Локком точка зрения К. формулировалась Кондилъяком, Гельвецием и др. мыслителями. Признавая относи­тельную прогрессивность К., особенно в эпоху его борьбы против схоластическо-идеалистич. реализма, диалектич. материализм вместе с тем доказывает несостоятельность его, коренящуюся в неспособности усвоить диалектику общего и единичного. Такая не­способность проявляется прежде всего в том, что, подчеркивая сходство вещей, фиксируемое в общих понятиях, К. не понимает того, что это сходство обя­зательно выступает как их тождество в том или ином отношении. Тем самым К. не понимает того, что пра­вильная науч. абстракция отражает общность, реаль­но, объективно присущую самим вещам.

Лит.: Виндельбанд В., История философии,
пер. с нем., СПБ, 1898, § 23; Б а к р а д з е К., Логика. Тб.,
1951, с. 128—33; Трахтенберг О. В., Очерки по
истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 36 —
38, 45; W u 1 f M. de, Le probleme des universaux dans son
evolution historigue du IXе au XIIIе siecle, «Arch. Gesch.
Philos.», 1896, Bd 9, neue Folge, Bd 2; P r a n t 1 C, Geschi-
chte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 162—205;
Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Metho-
de, Bd 2, В., 1957, S. 441—52. В. Соколов. Москва.

КОНЦЕПЦИЯ(от лат. conceptio — понимание, си­стема) — определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. точка зрения на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего за­мысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности человека.

КОНЪЮНКТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ(лат. con junctivus — соединительный, от conjungo — соеди­няю) (соединительное суждение) — сложное суждение, к-рое либо (а) образовано из двух (или большего числа) др. суждений (членов К. с.) с помощью союза «и» (или с помощью союзов «но», «а» и т. п., подобных союзу «и» с логич. т. зр.) или путем бессоюзной сочинит, связи, выражае­мой при письме запятой или точкой с запятой (этот случай К. с. можно назвать конъюпкцией суждений), либо (б) может быть без изменения смысла преобразовано в форму (а); при этом от сою­за «и» (и вообще от средств, используемых для обра­зования К.с.) требуется лишь, чтобы зависимость истинности К. с. от истинности его членов соответ­ствовала определению логич. операции конъюнкции через истинностные значения высказываний (т. е. чтобы истинность К. с. в целом могла иметь место только при истинности всех его членов). Примеры К. с: (1) «Блеснула молния и загремел гром», (2) «Антилопы и олени •— травоядные животные», (3) «Иванов, Петров и Сидоров живут под Москвой, а учатся в МГУ». Суждение (1) — конъюнкция двух суждений: «Блеснула молния» и «Загремел гром»; суждение (2) без изменения смысла преобразуется в суждение: «„Антилопы — травоядные животные" и „Олени — травоядные животные"», к-рое есть конъ­юнкция двух суждений; при аналогичном представ­лении суждение (3) оказывается конъюнкцией 6 суждений. Используемый в естеств. языке для обра­зования К. с. союз «и» (и др. аналогичные ему с ло­гич. т. зр. средства) рядом свойств отличается от операции конъюнкции логики высказываний. Так, этот союз в нек-рых К. с. не обнаруживает свойства коммутативности [примером такого К. с. является суждение (1), перестановка членов к-рого искажает


смысл суждения]. Эта черта К. с. связана с тем, что в них союз «и» (и др. эквивалентные ему с логич. т. зр. союзы) служит обычно не только для выраже­ния зависимости истинности К. с. от истинности его членов, но (вместе с частью содержания членов К. с.) выражает также связь по смыслу между ними (в част­ности, временную последовательность мыслимых в них явлений, причинную зависимость между послед­ними, противопоставление их в к.-л. смысле и т. п.); особенно это заметно в случае таких союзов, как «а», «но», «хотя» (ср. «Взошло солнце и стало тепло», «Взошло солнце, но было холодно», «Хотя взошло солнце, было холодно»).

В традиц. логике К. с. рассматриваются обычно в рамках представления о субъектпо-предикатном строении суждений в смысле аристотелевой логики. К К. с. с этой т. зр. относят суждения вида (I) S есть Р1 и Р2, и ..., и Рп (отрицат. форма: S не есть ни Р1, ни..., ни Рп); (II) 5, и S2, и ..., и Sh суть Р (отри­цат. форма: ни St, ни..., ни Sk не есть Р) и (III) Sx и 52, и..., и Sk суть (не суть ни) Рг и Р2, и..., и Рп, где буквы S, Sr, ..., Sh обозначают субъекты, а Р, Р1, ..., Pvпредикаты суждений. Иногда термин «К. с.» сохраняют лишь за суждениями вида (I), называя суждения (II) к о и у л я т и в н ы м и (от лат. co­pula — связка), а суждения (III) — к о н ъ ю и к-тивно-копулятивными.

Лит.: 3 и г в а р т X., Логика, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1908, с. 177—81; Милль Дж. С, Система логики..., пер. с англ., М., 1914, с. 71 — 72; Т а р с к и й А., Введение в ло­гику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 2;Таванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955, с. 110—13, 121—22; Д р о з д о в А. В., Вопросы классификации суждений, [Л.], 1956, с. 39—60.

Б. Бирюков, К. Морозов. Москва.

КОНЪЮНКЦИЯ(от лат. conjunctio —союз, связь) — операция логики, отражающая употребле­ние союза «и» в содержат, логич. выводах; заключает­ся в образовании из двух к.-л. высказываний (или форм высказываний) А ж В такого сложного высказы­вания (формы высказываний) (обозначаемого обычно А&В или А -В, что читается «А и В»), к-рое истинно лишь тогда, когда истинны оба высказывания А и В (К. часто наз. и то высказывание, к-рое получает­ся в результате применения операции К.). К. не сов­падает полностью с употреблением логич. союза «и» в естеств. языке, т. к. не предполагает связи по смыслу между выражениями, связываемыми зна­ком К. Операция К. обычно вводится в рамках того или иного исчисления. Подробнее см. Конъюнктивное суждение; см. также Коммутативность, Алгебра логики, Логика высказываний.

Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методоло­гию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 2, § 7; Градштейн И. С, Прямая и обратная теоремы, 3 изд., М., 1959, с. 14—15; Ч ё р ч А., Введение в матем. логику, пер. с англ., [т.] 1, М., 1960, § 05 и с. 402.

КОНЬО(Cogniot), Жорж (р. 15 дек. 1901)—франц. философ-марксист. Род. в Монтиньи; был препо­давателем в лицеях Эврё, Дижона, Сен-Кантена и Парижа, ген. секретарем Рабочего ун-та (1934) — высшей школы парт, кадров Франц. коммунистич. партии; неоднократно избирался депутатом Нац. собрания Франции; активный участник Движения Сопротивления; гл. редактор газ. «Humanite» (1944—49); кандидат в члены (с 1936) и член ЦК (с 1937) ФКП; член руководящего комитета журн. «La Pensee».

Подвергая критике тезис правых социалистов об «устарелости» марксизма, К. доказывает жизненность марксистского учения в совр. условиях («Актуаль­ность „Капитала"» — «Actualite „du Capital"», 1948). В полемике с экзистенциализмом К. отстаивает поло­жение о существовании объективных законов разви­тия природы и общества. Выступая против попыток ограничить диалектику сферой мышления, К. пока-


КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА 59


зывает, что диалектика имеет универсальный харак­тер («„Диалектика природы". Гениальный труд Ф. Эн­гельса» — «„La dialectique dc la nature". Une oeuvre geniale de F. Engels», 1953). К. резко полемизирует против всякого рода «критиков марксизма»: фено­менолога Мерло-Понти (статья «Выводы» — «Con­clusions», в кн.: «Злоключения антимарксизма. Не­счастья Мерло-Понти» — «Mesaventures de l'anti-marxisme. Les malheurs de M. Merleau-Ponty», 1956), католич. теоретиков («Диалектика, извращенная пре­подобным отцом Шамбром» — «La dialectique de-figuree par le R. P. Chambre», в сб.: «Марксисты отве­чают своим католич. критикам» — «Les marxistes repondent a leurs critiques catholiques», 1957, рус. пер.— 1958). К. подвергает критике бурж. нацио­нализм и космополитизм («Реальность нации» — «Realite de la nation», 1950). Доказывая превосход­ство социалистич. системы над капиталистической, К. разоблачает клеветнич. измышления бурж. идео­логов о Сов. Союзе («Знакомство с Советским Сою­зом» — «Connaissance de l'Union Sovietique», 1956, рус. пер.— 1959). В борьбе с наступлением клери­кальной реакции К. защищает светскую систему образования, раскрывая несовместимость религ. суеверий с науч. знанием («Религия и наука» — «La religion et la science», 1960). Историко-филос. работы К. посвящены исследованию маториалистич. линии в антич. философии («Лукреций, его труд и его фило­софия» — «Lucrece, son oeuvre et sa philosophie», в кн.: Лукреций, О природе вещей — Lucrece Т. L. С, Dela nature des choses, 1954), борьбе с бурж.-идеалистич. фальсификацией истории франц. филосо­фии («Декарт и наше время» — «Descartes et notre temps», 1950, рус. пер. в сб.: «Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию», 1953).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.