Также фиксируются Лениным письма, в к-рых идет речь о проблемах политич. экономии (см., в частности, характеристику «Капитала» как «первого опыта применения диалектического метода к политической экономии», там же, с. 395), о нек-рых историч. событиях. Большое место в «Конспекте...»
занимают вопросы рабочего движения, стратегии и тактики революц. сил в революции 1848—49, проблема отношения пролетариата и его партии к либеральной буржуазии. Ленин выделяет те места «Переписки», где говорится о крестьянстве как решающей силе бурж. революции, о возможности союза среднего крестьянства с коммунистами, рассматривается нац. вопрос. Он прослеживает борьбу Маркса и Энгельса против прудонизма, «истинного» социализма, взглядов Луи Блана и др. форм ненауч. социализма.
«Конспект...» был использован Лениным при работе над произв. «О праве наций на самоопределение», «Карл Маркс», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Детская болезнь ,,левизны" в коммунизме» и др. «Переписка» в известной мере определила круг вопросов, исследуемых Лениным в «Философских тетрадях».
Лит.: Мамай Н. П., В. И. Ленин о письмах К. Марк са и Ф. Энгельса, как ценной сокровищнице марксизма, в сб. ст.: Ленинские идеи живут и побеждают, М., 1961, с. 289—345. . „ Н. Ноликов. Москва.
КОНСТАН ДЕ РЕВЕК(Constant de Rebecque), Бенжамен (25 окт. 1767—8 дек. 1830) — франц. бурж. политич. деятель, идеолог антидемократич. направления бурж. либерализма, явившийся, по выражению Маркса, одним из «истинных истолкователей... трезво-практического буржуазного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). В 1819 был избран в палату депутатов, где в течение десяти лет возглавлял либеральную оппозицию,после июльской революции 1830—пред. Гос. совета. Выступая против Руссо и его последователей, К. по существу отвергал принцип нар. суверенитета, считал вечными и незыблемыми основы кагшталистич. общества (свободу предпринимательской деятельности, конкуренции и др.) (см. «Commentaire sur Pouvrage de Filangieri», P., 1822, p. 51—52).
Примыкая к возникшему в конце 18 — нач. 19 вв. широкому движению противников революц. идеологии и франц. материализма (Руайе-Коллар, Мен де Биран, Кузен и др.), К. развивал идеологию бурж. либерализма. В работах «О религии, рассматриваемой в ее происхождении, формах и развитии» («De la religion considered dans sa source, ses formes et ses de-veloppements», v. 1—5,1824—31), «Римскийполитеизм, рассматриваемый в его отношении к греческой философии и христианству» («Du polytheisme romain con-sidere dans ses rapports avec la philosophie grecque et la religion chretienne», t. 1—2, P., 1833, посмертно) К. на основе историко-филос. анализа религии пытался опровергнуть материализм и атеизм. Выступая против Гольбаха и Гельвеция, К. утверждал, что человеку свойственно религ. чувство, что истинная, т. е., по его мнению, идеалистич. философия, «ни в чем не противоположна религии» («Du polytheisme romain...», t. 2, p. 1), как и истинная мораль.
В литературе К. был одним из зачинателей либерального романтизма. Его роман «Адольф» («Adolphe», 1816, nouv. ed., 1930, рус. пер., 1818, нов. изд. 1959) высоко оценен Пушкиным за правдивое изображение эгоистического молодого человека буржуазного общества.
Соч.: Oeuvres, [р.,1957]; De l'esprit de conquete et de 1 'usurpation dans Ieur rapports avec la civilisation europe-enne, 4 ed., P., 1814; Questions sur la legislation actuelle de la presse en France..., P., 1817; Memoires sur les Cent-Jours, nouv. ed., pt 1—2, P., 1829; Cours de politique constitutionel-le, 2 ed., t. 1—2, P., 1872.
Лит.: Ковалевский М. М., Молодость Б. К., «Вестн. Европы», 1895, № 4, 5; Г р а д о в с к и й А. Д., Политич. теории XIX столетия. II — Парламентаризм во Франции. Б. К., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1899; Лабу-л э Э. Р. Ф., Политич. идеи Б. К., М., 1905; L a u r i s G. d e, В. С. et les idees liberales, Plon, 1904; G 1 а с h a n t V., В. С sous l'oeil du guet, P., 1906; R и d I e г G., La jeunesse de В. С 1767—1794, P., 1909; E t t i n g e r J., В. С Der Roman seines Lebens, В., 1909; Fabre-Luce A., B. Constant, P., [1939]; D и В о s С h., Grandeur ct misere de
48 КОНСТАНТА
В. С, Р., 1946; К е г с h о v e A. de, В. С. ou le libertin sentimental, P., [1950]. Г. Зельманова. Ленинград.
КОНСТАНТА,постоянная (от лат. constans, род. п. constantis—постоянный, неизмененный),— такой из объектов в нек-рой теории, значение к-рого в рамках этой теории (или, иногда, более узкого рассмотрения) считается всегда одним и тем же. К. противопоставляются таким объектам, значения к-рых изменяются (сами по себе или в зависимости от изменения значений др. объектов). Наличие К. при выражении мн. законов природы и общества отражает относит, неизменность тех или иных сторон реальной действительности, проявляющуюся в наличии закономерностей.
Важной разновидностью К. является К., относящиеся к числу физич. величин,— таких, как длина, время, сила, масса (напр., масса покоя электрона), или более сложных величин, численно выразимых через отношения между этими К. или их степенями,— таких, как объем, скорость, работа и т. п. (напр., ускорение силы тяжести у поверхности Земли). Те из К. этого рода, к-рые считаются в совр. физике (в рамках соответствующих ее теорий) имеющими значение для всей наблюдаемой части Вселенной, наз. мировыми (или универсальными) К.; примерами таких К. являются скорость света в пустоте, квантовая постоянная Планка (т. е. величина т. н. кванта действия), гравитационная постоянная и др. На большое значение мировых К. наука обратила внимание в 20—30-х гг. 20 в. При этом нек-рые зарубежные ученые (англ. физик и астроном А. Эддинг-тон, нем. физик Гейзенберг, австр. физик А. Марх и др.) пытались дать им идеалистич. истолкование. Так, Эддингтон видел в системе мировых К. одно из проявлений самостоят, существования идеальных матема-тич. форм, выражающих гармонию природы и ее законов. На самом же деле универсальные К. отражают не мнимое самостоят, бытие (вне вещей и познания) указанных форм, а (выражаемые обычно математически) фундаментальные закономерности объективной действительности, в частности закономерности, связанные со строением материи. Глубокий диалектич. смысл мировых К. раскрывается в том, что нек-рые из них (квантовая постоянная Планка, скорость света в пустоте) являются своего рода масштабами, разграничивающими различные классы процессов, протекающих принципиально по-разному; вместе с тем такие К. указывают и на наличие определ. связи между явлениями этих классов. Так, связь между законами классич. и релятивистской механики (см. Относительности теория) может быть установлена из рассмотрения такого предельного перехода уравнений движения релятивистской механики в уравнения движения классич. механики, к-рый связан с идеализацией, состоящей в отказе от представления о скорости света в пустоте как о конечной К. и в понимании скорости света как бесконечно большой; при др. идеализации, состоящей в рассмотрении кванта действия как бесконечно малой величины, уравнения движения квантовой теории переходят в уравнения движения классич. механики и т. п.
Кроме этих важнейших К., определяемых сугубо физически и фигурирующих в формулировках многих осн. законов природы, широко используются там же и такие, определяемые чисто математически, К., как числа 0;1;к (отношение длины окружности к диаметру); е (основание натуральных логарифмов); постоянная Эйлера и др. Не менее часто используются и К., к-рые являются результатами известных мате-матич. операций над указанными К. Но чем труднее выразить часто употребляемую К. через более просто определяемые К. (или такие самые простые К., какО и 1) и известные операции, тем более самостоятельным
является ее участие в формулировках тех законов и соотношений, в к-рых она встречается, тем чаще для нее вводят спец. обозначение, вычисляют или измеряют ее возможно точнее. Иные из величин встречаются эпизодически и являются К. лишь в рамках рассмотрения нек-рой задачи, причем они могут даже зависеть от выбора условий (значений параметров) задачи, становясь К. лишь при фиксировании этих условий. Такие К. часто обозначают буквами С или К (не связывая эти обозначения раз навсегда с одной и той же К.) или просто пишут, что такая-то величина = const.
А. Кузнецов, И. Ляхов. Москва. В тех случаях, когда в математике или логике роль рассматриваемых объектов играют функции, К. называются такие из них, значение к-рых не зависит от значений аргументов этих функций. Напр., К. является разность х—х как функция от х, т. к. при всех (числовых) значениях переменной х значением функции х—х является одно и то же число 0. Примером функции алгебры логики, являющейся К., является А\/1А (рассматриваемая как функция от«перем-енно-го высказывания» А), т. к. она при всех возможных значениях своего аргумента А имеет (в рамках обычной, классич. алгебры логики) одно и то же значение 1 (к-рым характеризуется условно отождествляемое с ним логич. значение «истина»). Примером более сложной К. из алгебры логики является функция 1 (АВ—*ВА). В нек-рых случаях функция, значение к-рой постоянно, отождествляется с самим этим значением. При этом значение функции выступает уже как К. (точнее, как функция, являющаяся К.). Аргументами этой функции могут считаться любые выбранные буквенные переменные (напр., А, В, х, у и т. п.), т. к. все равно она от них не зависит. В др. случаях такого отождествления функции, являющейся К., с ее значением не производят, т. е. различают такие две К., у одной из к-рых среди ее аргументов есть переменная, к-рой нет у другой. Это позволяет, напр., определять функцию как ее таблицу, а также упрощает схематич. определение нек-рых операций над функциями.
Наряду с такими К., значения к-рых являются числами (быть может и именованными) или характеризуются числами, встречаются и иные К. Напр., в множеств теории важной К. является натуральный ряд N, т. е. множество всех целых неотрицат. чисел. Значением функции, являющейся К., тоже может быть объект любой природы. Напр., рассматривая функции от такой переменной А, значениями к-рой являются подмножества натурального ряда, можно определить такую из этих функций, значением к-рой при всех значениях переменной А будет множество всех простых чисел.
Кроме физич. величин и функций в роли таких объектов, нек-рые из к-рых оказываются К., часто (особенно в логике и семантике) рассматривают знаки и их комбинации: слова, предложения, термины, формулы и т. п., а в качестве значения тех из них, о значениях к-рых особо не говорится, их смысловые значения (если таковые имеются). При этом выявляются новые К. Так, в арифметич. выражении (терме) 2+3—2 К. оказываются не только числа 2 и 3 и результаты операций над ними, но также и знаки + и —, значениями к-рых являются операции сложения и вычитания. Эти знаки, являясь К. в рамках теоретич. рассмотрения обычных школьных арифметики и алгебры, перестают быть К., когда мы выходим в более широкую область совр. алгебры или логики, где знак + имеет в одних случаях значение операции обычного сложения чисел, в др. случаях (напр., в алгебре логики) — сложения по модулю 2 или булева сложения, в иных же случаях — иной операции. Однако при более узких рассмотрениях (напр., при построении конкретной алгебраич. или логич. системы) значения знаков операций фиксируются и эти знаки, в отличие от знаков переменных, становятся К.
Выделение логич. К. играет особую роль в применении к объектам из естеств. языка. В роли логич. К. в рус. языке выступают, напр., такие союзы, как «и», «или» и др., такие кванторные слова, как «все», «всякий», «существует», «некоторый» и др., такие глаголы-связки, как «есть», «суть», «является» и др., а также такие более сложные словосочетания, как «если..., то», «если и только если», «существует единственный», «тот, который», «такой, что», «экви-
КОНСТАНТИНОВ -- КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА 49
валентно тому, что» и др. Средством выделений ло- гич. К. в естеств. языке является усмотрение одина ковости их роли в огромном числе случаев умозаклю чений или иных рассуждений, позволяющее объеди нить эти случаи в ту или иную единую схему (лс)гич. правило), в к-рой объекты, отличные от выделенных К., заменены соответствующими переменными. Чем меньшим числом схем удается охватить все рас сматриваемые случаи рассуждений, чем проще сами эти схемы и чем больше мы гарантированы от воз можности ошибочных рассуждений по ним, тем более оправданным является выбор фигурирующих в этих схемах ЛОГИЧ. К. А. Кузнецов. Москва.
Лит.: Эддингтон А., Пространство, время и тяготение, пер. с англ., О., 1923; Джине Д., Вселенная вокруг нас, пер. с англ., Л.— М., 1932; Б о р н М., Таинственное число 137, в сб.: Успехи физ. наук, т. 16-, вьДп. 6, 1936; Гейзенберг В., Филос. проблемы атомной физики, М., 1953; его же, Открытие Планка и ос?. филос. вопросы учения об атомах, «Вопр. философии», 1958, Л 11; е г о же, Физика и философия, М., 1963; Сб. ст. п0 матем. логике и ее приложения к нек-рым вопросам кибернетики, в кн.: Тр. матем. ин-та, т. 51, М., 1958; Кузнецов И. В., В чем прав и в чем ошибается Вернер Гейзенберг, ч^тф.фьжукуфжж),, V№&, Кч IV, Y <i»s,v.4Y,ii?,. ^..Дикции о вычислимых функциях, М., 1960; К э й Д ж. и Л э-би Т., Таблицы физ. и хим. постоянных, пер. с англ., 2 изд., М., 1962; К у р о ш А. Г., Лекции по общей алгебре, М., 1962; Свидерский В. И., О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании, М., 1962, г'Л. 3; Е d d i n g t о n A. St., New pathways in science, C£mb., 1935, его же, Relativity theory ot protons and electrons, L., 1936; его же, The philosophy of physical science, N. Y.— Camb., 1939; Louis de Broglie, phygicien et penseur, P., [1953]; March A., Die physikalische Erkennt-nis und ihre Grenzen, 2 Aufl., Braunschweig, 1960.
КОНСТАНТИНОВ,Федор Васильевич [р. 8(21) февр. 1901 ] — сов. философ, доктор философских паук (с 1953), профессор (с 1934), академик _ (с 1964), директор Ин-та философии АН СССР (с 1962). Член КПСС с 1918. Окончил ИКП (1932); в последующие годы ведет нреподават., н.-и. и парт, работу. В 1945—51 работал в Ин-те философии АН СССР. Был гл. редактором журн. «Вопросы философии» (1952-^54), ректором Академии обществ, наук (1954—55), зав. Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС (1955—58), гл. редактором журн. ЦК КПСС «Коммунист» (1958 — 1962). Гл. редактор «Философской энциклопедии» (т. 1—3 —, 1960—64 —). Один из авторов и руководитель авторского коллектива кн. «Историч. материализм» (2 изд., 1954), «Основы марксистской философии» (2 изд., 1962). Один из авторов кн. «В. И. Ленин. Биография» (2 изд., 1963).
К. разрабатывает теоретич. проблемы общественного развития, проблемы историч. материализма: предмет историч. материализма, общие и спецйфич. законы обществ.-экономич. формаций, диалектика развития производит, сил и производств, отношений, базис и надстройка, роль личности и нар. масс в истории, личность и общество, роль передовых идей в развитии общества, неравномерность изменений в области сознания в период перехода от капитализма к коммунизму, движущие силы развития социалистического общества, коммунистич. идеологии кал фактор строительства коммунизма, философия и политика, социология и политика, критика бУРж-социологии и др.
Соч.: За большевизацию работы на филос. фронте (соавтор), в сб.: За поворот на филос. фронте, М.—Л., 1931; Ленинское учение о социалистич. формах труда и политотделы, «Под знаменем марксизма», 1933, №6; Социалистич. общество и историч. материализм, там же, 1936, N° 121 Ленин и Гегель, «Книга и пролетарская революция», 1937, №10; Сила революц. теории (К пятнадцатилетию статьи Ленина «О нашей революции»), там же, 1938, № 1; Бессмертное произведение ленинизма (К 30-летию книги В. И. Л0нина (■Материализм и эмпириокритицизм»), там же, № 8—9; Значение личных способностей и труда при социализме, [М.], 1938; «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса, «Историч. журнал», 1940, ЛГ° 9; Роль идей в обществ, развитии, [М.], 1940; Что такое марксистско-ленинская философия, [М.1, 1941; Ма-териалистич. и идеалистич. понимание истории, М., 1946;
Историч. материализм, как наука, М., 1949; О движущих силах развития социалистич. общества, М., 1951; Формы обществ, сознания, М., 1951; Осн. черты социалистич. идеологии, «Вопр. философии», 1952, № 2; Предисловие к кн.: Г а р о д и р., Грамматика свободы, М., 1952; Роль передовых идей в развитии общества, М., 1953; Роль социалистич. идеологии в развитии социалистич. общества, «Коммунист», 1953, № 13; Совр. бурж. социология и историография о роли нар. масс и личности в истории (соавтор), гл. 5, в кн.: Роль народных масс и личности в истории, М., 1957; Против совр. ревизионизма, в сб.: Против совр. ревизионизма, [Л.],1958; Политич. теории и политич. практика (К итогам IV Междунар. конгресса Ассоциации политич. наук), «Коммунист», 1958, № 16; Новый период в строительстве коммунизма, там же, 1959, № 1; Сов. интеллигенция, там же, 1959, •N» 15; Ленин и современность, там же, 1960, № 5; Диалектика и современность, там же, 1960, JVs 10 (соавтор); Великий мыслитель и учитель всемирного рабочего класса (К 140-летию со дня рождения Ф. Энгельса), там же, Л15 17; К изучению основ марксистско-ленинской философии, «Вопр. философии», 1960, № 2 (соавтор); «Основы марксистской философии». К выходу второго издания, «Политич. самообразование», 1962, JV5 4; The individual and society, в сб.: Philosophy, science and man. The Soviet delegation reports for the XIII world Congress of philosophy, Moscow, 1963; В поисках социологич. теории, «Коммунист», 1963, № 2 (соавтор); Философия нашей эпохи, там же, 1964, № 6; Социология и политика, в сб.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964; Марксизм и наше время, там же; Науч. метод — исходный принцип познания объективного мира, в сб.: Ме-тодологич. проблемы науки, М., 1964.
КОНСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА— см. Дилемма.
КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА(от лат. constructs — построение) — часть математич. логики, соответствующая т. н. конструктивному направлению, характерная особенность к-рого состоит в требовании KfjjwTpyjtTiiBHOCjjijjipcTpoHeMOCTH) тех объектов, су-, ществование к-рых утверждается в предложениях математики и логики. Имеются оттенки этого направления, отличающиеся друг от друга, прежде всего, различным подходом к пониманию понятия существования в применении к абстрактным объектам логики и математики. К. л. есть логика тех приемов рассуждения, к-рые претендуют на конструктивность (в указ. смысле). В зависимости от особенностей того или иного течения внутри конструктивного направления К. л. можно либо отождествлять с интуиционистской логикой (см. также Логика высказываний. Предикатов исчисление), либо считать, что она есть нек-рое расширение этой последней. Так, можно считать, что с позиций конструктивного направления, возглавляемого Марковым и Н. А. Шаниным, К. л. получается из интуиционистской присоединением так называемого принципа конструктивного подбора (см. Конструктивное направление). В разработку различных аспектов конструктивного направления и К. л., помимо упомянутых выше ученых, внесли вклад французский математик Ж. Эрбран, сов. математик М. Шейнфинкель, Клини, Колмогоров, Гёделъ, Чёрч, Тьюринг, Кёрри, Лоренцен, немецкий математик К. Шютте и др.
Лит.: В е й л ь Г., О философии математики, пер. с нем., М.—Л., 1934; М а р к о в А. А., О непрерывности конструктивных функций, «Успехи матем. наук», 1954,т.9, МЗ, с. 226— 230; е г о ж е, Об одном принципе конструктивной математич. логики, в кн.: Тр. третьего Всесоюзн. матем. съезда, т. 2, М., 1956, с. 146—47; Клини С. К., Введение в метаматематику, М., 1957; Проблемы конструктивного направления в математике, [т.] 1—2, М.— Л., 1958—62; Чёрч А., Введение в математическую логику, [т.] 1, М., 1960; Гудстейн Р. Л., Математическая логика, М., 1961; Г е й т и н г А., Обзор исследований по основаниям математики, пер. с нем., М.— Л., 1936; его же, Интуиционизм, М., 1964; В г о u w e r L. E. J., Over de grondslagen der wiskunde, Amst.—Lpz., 1907, [Thesis ]; его же, De onbet-rouwbaarheid der logische principes, «Tydschrift voor wijs-begeerte», 1908, 2, c. 152—58; его же, Intuitionism and formalism, «Bull. Amer. Math. Soc», 1913, v. 20, № 2; e г о ж е, Mathematik, Wissenschaft und Sprache, «Monatsh. Math, und Physik», 1929, Bd 36; G 1 i v e n k о V., Sur quelques points de la logique de Brouwer, «Bull, de la classe des sci. Acad. Royale de Belgique», 1929, ser. 5, t. 15, № 3, p. 183—88; Heyting A., Die formalen Regeln der intuitionistischen Logik, «Sitzungsber. der Preussischen Akad. Wiss. Physika-lisch-math. Klasse», 1930, [№1 2, 10—12; Johansson I., Der Minimalkalkiil, ein reduzierter intuitionistischer Forma-lismus, «Compositio Math.», 1937, v. 4, p. 119—36; Man-
50 КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
п о и г у G., Mathesis en mystiek, Amst., 1925; его же, Les fondementspsycholinguistiques des mathematiques,Nchat., 1947; Fitch F. В., Intuitionistic modal logic with quantifiers, «Portugaliae Math.», 1948, v. 7; H а о Wang, Eighty years of foundational studies, «Dialectica», 1958, v. 12, № 3—4.
КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ(в математике и логике) — состоит в том, что исследование ограничивается конструктивными, объектами и проводится в рамках абстракции потенциальной осуществимости без привлечения абстракции актуальной бесконечности; при этом отвергаются т. н. чистые теоремы существования; существование объекта с данными свойствами лишь тогда считается доказанным, когда указывается способ потенциально осуществимого построения объекта с этими свойствами. В конструктивных математич. теориях ограничиваются рассмотрением конструктивных объектов нек-рого стандартного типа, что избавляет от необходимости формулировать общее определение конструктивного объекта (понятие конструктивного объекта не определяется, а лишь поясняется). Стандартизации подлежат как элементарные конструктивные объекты, так и способы сочленения элементарных конструктивных ' объектов.
Один из простейших типов конструктивных объектов образуют слова в определ. фиксированном алфавите. Слово в данном алфавите есть ряд букв этого алфавита. Напр., (1): жат.а-^г^с^щш есть слово в греч. алфавите. Здесь элементарными конструктивными объектами являются буквы данного алфавита, а способ их сочленения — это написание рядом друг с другом. Натуральные числа можно рассматривать как слова в алфавите, единств, буквой к-рого является |. В частности, единица рассматривается как слово |, два — как слово ||, три — как слово . При рассмотрении слов появляется понятие одинаковости. Напр., слово (1) мы считаем одинаковым со словом (2) нат-.сф-^тцх^а. Естеств. образом здесь применяется абстракция отождествления: мы отождествляем одинаковые слова (1) и (2), отвлекаемся от имеющихся различий между ними, говорим, что это одно и то же слово.
При рассмотрении слов в данном алфавите возникает потребность в абстракции и др. типа — в абстракции потенциальной осуществимости. Она состоит в отвлечении от прак-тич. границ наших возможностей в пространстве, времени и материале при построении слов. Напр., мы отвлекаемся от практич. невозможности написать на данной доске данным мелом сколь угодно длинные слова и начинаем рассуждать так, как если бы это было возможно. Мы утверждаем, в частности, что к любому слову в данном алфавите можно приписать справа любое другое слово в этом алфавите. Рассматривая натуральные числа как слова в одно-буквенном алфавите, мы утверждаем, что любые два натуральных числа можно сложить. Это, однако, вовсе не означает, что мы начинаем рассматривать «натуральный ряд» как нек-рый бесконечный «объект». Такое рассмотрение было бы связано с абстракцией актуальной бесконечности, выходящей за рамки К. н. и характерной для т. н. классич. математики и логики. Здесь мы имеем водораздел, отделяющий К. н. от классического.
Характерное различие между этими двумя направлениями свя ано с предложениями о существовании. Конструктивисты и «классики» по-разному понимают самый термин «существование» в связи с объектами математики и логики. В «классической» математике и логике доказываются многочисленные «чистые теоремы существования», состоящие в утверждениях о существовании объектов с такими-то свойствами, при
полном игнорировании способов построения таких объектов. К. н. отвергает такого рода предложения. Так, конструктивное понимание параметрич. предложений о существовании, т. е. предложений о существовании, содержащих параметры, могущие принимать различные значения, состоит в их трактовке как предложений о возможности построения алгорифмов, перерабатывающих любое допустимое значение параметров в объект, существование которого утверждается. Например, конструктивный смысл теоремы Эвклида: «для всякого натурального числа х существует простое число у, большее х» (где х играет роль параметра) усматривается в том, что имеется алгорифм, к-рый дает возможность, исходя из произвольного натурального числа х, получить простое число у, большее х — алгорифм, «перерабатывающий» любое натуральное число х в простое число у, большее х.
Конструктивному пониманию существования объекта соответствует конструктивное понимание дизъюнкций — предложений вида «Р или Q». Такое предложение тогда считается установленным, когда хотя бы одно из предложений Р, Q установлено как верное. Это понимание дизъюнкции не дает основании считать верным закон исключенного третьего: «Р или не верно, что Р». Т. о., К. н. требует своей конструктивной логики, в нек-рых важных пунктах отличной от классической.
Оформление и развитие К. н. имело место на основе осуществленного в 30-х гг. 20 в. уточнения понятия алгорифма (см. Алгоритм), освободившего это понятие от расплывчатости и субъективизма. Это было сделано в работах неск. авторов, шедших разными путями: Чёрча, Клини, Тьюринга, Поста. Теории, построенные этими авторами,— теория рекурсивных функций Клини, исчисления Х-конверсии Чёрча, теория машин Тьюринга, теория финитных комбинаторных процессов Поста — оказались эквивалентными друг другу и привели по существу к одному и тому же уточнению понятия алгорифма. Новые уточнения этого понятия, также эквивалентные прежним, были построены рядом др. авторов. В наст, время продолжают публиковаться все новые и новые теории алгорифмов, эквивалентные прежним теориям. Для целей К. н. оказалась удобной теория «нормальных» алгорифмов.
Нормальные алгорифмы строятся по следующему плану. Фиксируется нек-рый алфавите. Из его букв и нек-рых вспомогат. знаков строится стандартного вида «схема» будущего алгорифма. Алгорифм формулируется затем как нек-рое стандартного вида предписание, определяемое схемой. Оно определяет процесс последоват. преобразования слова в алфавите А. В качестве исходного слова при этом может быть взято любое слово Р в алфавите А. Процесс, порождаемый данным алгорифмом, состоит из последоват. дискретных шагов, на каждом из к-рых получается нек-рое слово в алфавите А. Алгорифм определяет также окончание процесса, к-рое может и никогда не наступать. Если окончание наступает, то мы говорим, что данный алгорифм применим к слову Р, и называем слово Q, получаемое на последнем шаге, результатом применения алгорифма к слову Р. Мы говорим тогда, что данный алгорифм перерабатывает слово Р в слово Q и выражаем это равенством Щ (Р) = Q, где Я — знак рассматриваемого алгорифма. Нормальный алгорифм определяется своим алфавитом и своей схемой. Схема нормального алгорифма может быть закодирована словом в двубуквенном алфавите. Это слово называется записью данного алгорифма.
КОНСТРУКТИВНОЕНАПРАВЛЕНИЕ - КОНТ 51
Теория нормальных алгорифмов строится в рамках абстракции потенциальной осуществимости. Слова в рассматриваемом алфавите А, схемы нормальных алгорифмов в Л — все это потенциально осуществимые конструктивные объекты. Сам процесс применения нормального алгорифма к данному слову рассматривается как потенциально осуществимый процесс. Для того чтобы удостовериться в применимости алгорифма 81 к слову Р, не обязательно, чтобы процесс применения 81к Р был выполнен перед нашими глазами от начала до конца. Как же можно удостовериться в этом? Сов. конструктивисты А. А. Марков и Н. А. Шанин считают здесь возможным применять рассуждение «от противного», т. е. утверждать, что алгорифм Я применим к слову Р, если предположение о неограниченной продолжаемости процесса применения 21 к Р опровергнуто приведением к нелепости. Они мотивируют это тем, что никакого выхода за рамки К. н. при этом не происходит: абстракция актуальной бесконечности не привлекается, существование продолжает совпадать с потенциальной осуществимостью построения. Если на основании доказанной невозможности неогранич. продолжаемости детерминированного процесса утверждается, что этот процесс закончится, то при этом дается совершенно определенный способ построения: продолжать процесс до его завершения. То обстоятельство, что при этом число шагов может не быть «заранее» ограниченным, ничего здесь но существу не меняет. К тому же требование, чтобы это число было заранее ограниченным, едва ли может быть точно и объективно формулировано.