Т. о., имеется глубокое различие между метафизикой как методом и диалектикой в понимании взаимоотношения между К. и бесконечным. Ст. зр. метафизики,
это взаимоотношение сводится к тому, что бесконечное составлено из бесконечного числа конечных вещей, и, т. о., бесконечное не существует без К. Диалектика видит здесь лишь внешнюю сторону отношения между К. и бесконечным. Более важным для нее является понимание бесконечного как отрицат. определения К., как процесса. Этот процесс состоит в постоянном ограничении К. и одновременно выходе за границу, ибо ограничить вещь (т. е. понять ее как К. или вообще определить ее) означает выйти за пределы вещи. Т. о., сама природа К. предполагает возможность выхода за его границу. С этой т. зр., К. не существует без бесконечного. Следовательно, наличие в мире конечных вещей (напр., физич., космич. систем и т. д.) и процессов есть свидетельство бесконечности материальной Вселенной. Поэтому любые конечные характеристики, параметры, величины, входящие в теорию, не могут иметь абсолютного смысла. По этой же причине теории и модели релятивистской космологии в лучшем случае могли бы претендовать на изображение нек-рых характеристик конечной части бесконечной Вселенной. Конечность этих моделей связана с введением в теорию конечного числа конечных параметров, т. е. они предполагают К. как исходный пункт, а потому К. неизбежно выступает как результат формально-математич. оформления данной модели. В тех случаях, когда модель получается бесконечной, она все же оказывается таковой в смысле дурной бесконечности, т. е. мыслится как повторение тех или иных характеристик в пространстве или времени бесконечное число раз. Но такая «бесконечность» есть качеств, ограничение и, следовательно, с т. зр. диалектики, К. В то же время бесконечность не может быть положена наряду с К., а в качестве процесса определяется как движение К. Поэтому принципом теоретич. познания К. является не только и не столько простое описание тех внешних границ, к-рые отделяют одно К. от другого, а раскрытие тех внутр. противоречий меры, силой к-рых данное К. возникает, а затем исчезает в ходе нек-рого общего процесса (напр., в ходе развития системы более высокого порядка).
По той же причине односторонне-математич. понимание К., выражающее его только как величину или пропорцию, лишенную каких бы то ни было противоречий, приводит к неразрешимым парадоксам, в к-рых обнажаются вовсе не случайные ошибки или недоработанность понятий, а принципиальная невозможность выразить конечным образом познание конкретного объекта посредством формально-математич. количеств, отношений. Ибо определенность предмета (в т. ч. количественная) как К. постоянно снимается движением внутр. противоречий, поэтому попытки свести познание К . к его выражению в конечном же числе уравнений и избавиться от бесконечности путем чисто формальных операций (в логике путем уточнения понятий, квантификации предикатов и пр., а, напр., в квантовой механике путем введения операции перенормировки и т. п.) принципиально не могут дать желаемого результата. Ибо такие попытки фактически выражают стремление избавиться от диалектики К. как формы и полюса бесконечного.
В математике термины «ограниченный», «определенный», «конечный» употребляются в смысле, отличном от их смысла в диалектике. В последней любое определение (а следовательно, ограничение) приводит к К., в то время как в математике ограниченное не всегда означает К. Напр., числовая последовательность 1/2, V4, Vei-'-i 1/гП1"-' будучи ограниченной (т. е. обладая пределом — 0), в то же время считается бесконечной. С т. зр. диалектики, это случай, когда вещь (в данном случае числовая последовательность) в одном отношении выступает как конечная (имеет
44 КОНИССКИЙ — КОНКРЕТНОЕ
предел величины своих членов), а в другом — как бесконечная (в отношении числа этих членов). Такого же рода бесконечность свойственна любой теории. Всегда явно или неявно в ней существуют параметры, ограничение к-рых связано с учетом др. параметров явления, не вошедших в теорию. Поэтому всякая теория в определенных отношениях экстраполирует себя на бесконечность. Эта экстраполяция обычно снимается следующей, более конкретной теорией, вводящей новые конечные параметры. Напр., не учитывая предельную скорость физич. взаимодействия «с», классич. механика распространяла фактически свои законы на бесконечные относит, скорости. Теория относительности сняла эту экстраполяцию. Невозможность учета в совр. квантовой физике конечного размера микрочастицы приводит к бесконечным значениям ее энергии и т. д. Введя конечный параметр «/г», квантовая механика сняла неявное предположение классич. механики о возможности бесконечного дробления энергии физич. процессов.
В процессе постоянного снятия границ никогда не заканчивающегося отрицания любого К. остается, сохраняется бесконечное как инвариант, т. е. закон изменения, закон связи явления с явлением: «форма всеобщности в природе — это закон... Но форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 548—549).
Лит.: Маркс К., Математические рукописи, «Под знаменем марксизма», 1933, N° 1; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 185—87, 189; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 98—99, 100; Аристотель, Физика, пер. [с греч.], М., 1936; Гегель, Соч., т. 5, М., 1937; А л е к с а н д р о в П. С. и К о л м о г о р о в А. Н., Введение в общую теорию множеств и функций, М.— Л., 1948, гл. 2, 6; С в и д е р с к и й В. И., Философское значение пространственно-временных представлений в физике, Л.,1956; Мелюхин С. Т., Проблема конечного и бесконечного, М., 1958; Зельманов А. Л., [Выступление на дискуссии], в сб.: Философские проблемы современного естествознания, М., 1959.
А. Арсенъев. Москва, Я. Ляткер. Новосибирск.
КОНИССКИЙ,Георгий (Григорий Осипович, 20 ноября 1717 — 13 февр. 1795) — писатель-драматург, философ и православный богослов, боровшийся против униатства и католицизма. Род. в Нежине в дворянской семье. Учился в Киевской духовной академии, затем преподавал в ней (с 1751 — ректор). С 1755 — белорус, архиепископ (жил в Могилеве).
Филос. взгляды К. изложены гл. обр. в рукописном соч. «Философия...» («Philosophia iuxta numerum qua-tuor facultatum quadripartita, со Logicam, Methaphi-sicam, Phisicam, et Ethicam...», 1749; хранится в Ленинграде в Гос. публичной б-ке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). К. считал, что все отрасли знания должны «служить теологии» и «получать от нее законы». Вместе с тем К. утверждал, что в основе природы лежат три начала: материя, форма и лишение формы, т. е. способность тел к развитию. Политич. идеал К. — централизов. феод, гос-во во главе с «добрым» монархом. К. критиковал «'...тиранство владетелей, министров их, усугубляющих бремена подчиненных, даже и необходимые, ненасытных воровством своим мошенничество судей, вместо правды одно лихоимство гонящих, мучительства владельцев, кожи с крестьян обдирающих и плоти снедающих и самыя кости ..., богатых избытки, причины лишения убогих ...» («Слова и речи», Могилев на Днепре, 1892, с. 275—76). Социальная тема была остро поставлена в драме К. «Воскресение мертвых» (опубл. в сб.: «Летописи рус. лит.», т. 3, 1861, с. 39—58; см. также в кн.: О. I. Бшецький, Хрестомаия давнып укр. niT., 1952, с. 344-64).
С о ч.: Собр. соч., ч. 1—2, СПБ, 1835; Записки преосвященного Г. К. о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Рим. церковью, «Чтения в об-ве истории и древностей Российских при Москов. ун-те», 1847, март, JNIS8; Письмо господина Вольтера к учителям церкви и богословам, «Домашняя беседа», 1867, вып. 46, с. 1102—106; вып. 47, 1122 — 126; вып. 48, с. 1154 — 156.
Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй четверти XVIII в., М., 1957, с. 549; История укр. лит., т. 1, К., 1954, с. 105—06. В. Протасевич. Минск.
КОНКРЕТНОЕ(от лат. concretus, букв.—сросшийся) — реальный объект во всем богатстве его содержания, отражение действительности в восприятии, представлении и мышлении. В мышлении К. отражается в виде системы теоретич. определений. «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 727).
К. в иск-ве представлено в виде чувственно-наглядных форм, но взятых не в их непосредственности, а как выражение общественно закрепленного опыта. Иск-во обладает достоинством чувственной К., непосредственности. Но эта непосредственность в иск-ве выступает как форма выражения общего, как способ выражения обобщенного содержания. Искажение конкретности форм в искусстве, напр. в абстракционизме, ведет к нарушению художественного образа и тем самым к разрушению подлинного искусства.
В филос. языке термин «К.» утвердился в ср.-век. схоластике. Употреблялся по большей части как синоним единичного тела, вещи, непосредственно воспринимаемой органами чувств. Характерное для религ.-схоластич. мировоззрения презрение ко всему чувственному, плотскому, мирскому, т. е. к К., естественно дополнялось почтением к умопостигаемому, имматериальному, сверхчувственному—к абстрактному.
В значении синонима единичного, чувственно-воспринимаемого тела термин «К.» был унаследован и философией нового времени, а позднее нек-рыми формами эмпиризма. К. в этом смысле понималось в зависимости от гносеологич. позиций как объективно (Гассенди, Ф. Бэкон, Гоббс, франц. материалисты 18 в.), так и субъективно-идеалистически (Юм, Беркли). Толкуемое субъективно-идеалистически, К. превращается в синоним индивидуально неповторимого «состояния сознания», «переживания». Позднее в этом смысле К. толкуется Дж. С. Миллем, Махом и неопозитивистами. У Дж. С. Милля, напр., это толкование К. лежит в основании его деления понятий на абстрактные и конкретные и связано с идеалистич. психологизмом в толковании К. как формы чувств.восприятия (в отличие от «абстрактного» как формы мышления), характерным для позитивизма 19—20 вв.
На почве механистич. формы материализма понимание К. в философии 17—18 вв. было также больше или меньше окрашено в субъективистские тона. Аб-страктно-геометрич. представление об объективной реальности (Декарт, Гоббс, Локк и др.) с неизбежностью приводило к тому, что К., т. е. образ вещей в созерцании, начинало казаться лишь субъективной иллюзией, порождаемой органами чувств, субъективно окрашенной копией с бесцветного абстрактво-гео-метрич. оригинала. С этим связано и представление, согласно к-рому «воспарение» от К. к абстрактным отвлечениям есть естеств. путь к истине, к познанию вещи такой, какова она есть сама по себе. На почве односторонне механистич., абстрактно-математич. взгляда на объективную реальность такое понимание К. как формы лишь непосредственно-чувственного
КОНКРЕТНОЕ - КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ 45
познания оставалось непреодолимым. Отд. исключения, как, напр., гениальные идеи Спинозы о К. понятии и его отличиях от простых рассудочных абстракций, тонули в общем потоке метафизич. мышления 17-18 вв.
Понятие К. было решительно переосмыслено в нем. классич. философии конца 18 — нач. 19 вв. Кант, пытаясь соединить принципы эмпиризма и рационализма на идеалистич. основе, должен был отказаться от жесткого деления понятий на «конкретные» и «абстрактные», связанного с односторонне-эмпирич., номиналистич. толкованием понятия.
«...Выражения абстрактный и конкретный относятся не столько к понятиям самим по себе — ибо всякое понятие есть абстрактное понятие — сколько лишь к их у п о т р е б л е н и ю» (Кант И., Логика, П., 1915, с. 92), т. е. выражают степень определенности понятий в контексте рассуждения или теории. Чем больше определений присоединяется к понятию, тем оно конкретнее, и наоборот. Термин «К.» срастается у Канта с учением о синте-
делений в рассудке и разуме. Такое словоупотребление послужило отправной точкой и для гегелевской терминологии. Под К. вообще Гегель стал понимать любое «единство во многообразии», как эмпирически данное, так и теоретически сконструированное единство определений понятия, идеи, т. е. превратил термин «К.» в важнейшую логич. категорию. На этой основе Гегель подробно разработал учение о диалек-тич. единстве К. и абстрактного в процессе «мыслящего познания» и сделал К. важнейшим признаком истины, истинного понятия, теории. С этим связана гегелевская идея о том. что абстрактная истина — это бессмыслица, что истина всегда конкретна. В полной мере К. осуществляется, по Гегелю, только в процессе диалектич. саморазвития идеи в форме духа, в чистом логич. процессе «саморазличения» понятия и, в конце концов, в логике; отд. науки, за исключением философии, не достигают познания К., выражая лишь его абстрактные моменты. Гегелевское понимание К. в итоге оказывается неразрывно связанным с исходными объективно-идеалистич. принципами его системы.
Подвергнув материалистич. переработке диалектич. достижения Гегеля в области логики, Маркс и Энгельс переосмыслили гегелевское понимание К. Соглашаясь с Гегелем в том отношении, что К. в мышлении есть всегда результат процесса теоретич. синтеза многообразных абстрактных определений, классики марксизма-ленинизма развили это положение на материалистич. основе, установив, что К. в мышлении есть историч. и теоретич. результат процесса отражения объективной конкретности. Примером такого К. может служить товарно-капиталистич. формация, теоретически воспроизведенная в «Капитале» Маркса методом восхождения от абстрактного к конкретному. Понятия, отражающие всеобщие формы и закономерности развития такого К., суть конкретные понятия. Поэтому «общий закон изменения формы движения гораздо конкретнее, чем каждый отдельный „конкретный" пример этого» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 537).
К. понятие отражает определ. сторону исследуемого целого со стороны ее специфич. роли и функции в составе этого целого, в ее связи и взаимодействии с др. сторонами, в развитии заключенных в ней противоречий. Противоположность между К. и абстрактным относительна. Товар, как наиболее абстрактная и всеобщая форма капиталистам, произ-ва, есть в то же время простейшая экономич. конкретность, т. е. форма, заключающая в себе внутр. отношения, противоречие между стоимостью и потребит, стоимостью,
развитие к-рого превращает товарное обращение в товарно-денежное, и далее — в капиталистич. обращение, как момент и фазу произ-ва прибавочной стоимости. Т. о., конкретные теоретич. определения товара суть в то же время наиболее абстрактные определения капиталистич. продукта.
Отражение действительности в мышлении истинно лишь в том случае, если оно конкретно. «...„Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна", как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов» (Ленин В. П., Соч., т. 32, с. 72—73). К. познание не может быть отождествлено с познанием единичного. Любой единичный факт может быть правильно понят только тогда, когда он рассматривается не.в изоляции от др. фактов, а в связи с ними, т. е. не абстрактно, а конкретно. В этом смысле чувств, познание само по себе «абстрактно», поскольку объект отражается в нем как единичный, вне закономерной связи, в к-рой он выступает лишь как составная часть. Поэтому конкретность мышления измеряется не непо-средств. его согласием с чувственно-данным образом
к-рое осуществляется и проверяется практикой, преобразующей и изменяющей вещи.
Любое понятие или суждение, вырванное из контекста теории, утрачивает и свою конкретность, превращается в пустую абстрактную фразу, хотя бы оно и иллюстрировалось наглядными примерами. Точно так же и теория, порвавшая связи с жизнью, с практикой, перестает быть конкретной, т. е. истиной. К. в этом аспекте есть синоним истинного, в полной мере категория К. раскрывается лишь в составе и контексте материалистич. диалектики как логики и теории познания, взятой в целом.
Нарушение диалектич. принципа К. ведет к догматизму, оперирующему абстрактными формулами, оторванными от жизни, безотносительно к конкретным условиям места и времени. В политич. жизни догматизм ведет к сектантству, к отказу от творческих принципов марксизма-ленинизма, к субъективизму. Лит.: Маркс К., Введение (Из экономических рукописей 1857—1858 годов), в кн.: МаркеК.и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; е г о же, Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии», там же, т. 19; его же, Капитал, т. 1—3, М., 1955; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Еще раз о профсоюзах..., Соч., 4 изд., т. 32; его же, Философские тетради, там же, т. 38; Гегель, Лекции по истории философии, кн. 1—3, Соч., т. 9—11,М.— Л., 1932—35; его же, Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937; е г о ж е, «Кто мыслит абстрактно?», пер. с нем., «Вопр. философии», 1956, №6;Розенталь М. М., Принципы диалектической логики, М., 1960; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитал^» Маркса, М., 1960; его же, Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике, в кн.: Диалектика и логика. Формы мышления, М., 1962.
А. Гулыга, Э. Ильенков. Москва.
КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ— см. Истина. КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ
(см. этимологич. справки при статьях Абстракция и Конкретное) — виды понятий, описываемые в традиц. формальной логике. Конкретным наз. понятие, к-рое отражает отд. предмет или класс предметов (напр., «Московский кремль», «дом» и т. п.); абстрактным наз. понятие, в к-ром мыслится не предмет как целое, а отд. признак, отвлеченный от предмета или предметов и мыслимый вне связи с ними, как нек-рый самостоят, объект («храбрость», «храбрость Суворова» и т. п.). Как отметил еще Локк, понятия, фиксируемые прилагательными («белый», «красивый»), следует рассматривать не как абстрактные, а как конкретные, ибо в них имеются в виду, по существу, классы (белых, красивых и т. п.) предметов, а не отд. признаки («белизна», «красота») как таковые. Конкретные понятия образуются при помощи обобщающей абстракции и фиксируются словами и выражениями, допускаю-
КОНРАД — КОНСИДЕРАН
щимиобычно множественное число; абстрактные понятия образуются при помощи изолирующей абстракции и фиксируются словами и выражениями, обычно не имеющими множественного числа. Одну и ту же но содержанию мысль часто можно выразить как с помощью конкретного («NN— храбрый человек»), так и с помощью абстрактного понятия («храбрость — одно из свойств NNi>). См. Абстракция, Конкретное и библиографию при ЭТИХ Статьях. к. Морозов. Москва.
КОНРАД(Konrad), Курт (15 окт. 1908 — 25 сент. 1941) — чешский политич. деятель и философ-марксист. Исследовал причины эволюции бурж. идеологии к фашизму, к принципам неравенства и авторитарности; анализировал философию неогегельянства. В 1934 К. выступил с обоснованием осн. принципов социалистич. реализма, критиковал структурализм в языкознании и эстетику сюрреализма. Обратившись к проблемам социологии и истории, К. в соч. «Испанская революция» («Spanelske revoluce», 1936, 3 vyd., 1950) выдвинул идею о едином нар. фронте. Методо-логич. проблемам историографии К. посвятил свой труд о гуситской революции «Спор о смысле чешской истории» («Spor о smysl ceskych dejin»), В неоконч. книге «Свобода и оружие» («Svoboda a zbrane», 1949) дал сравнительный очерк бурж. революций. Был убит фашистами в Дрездене.
Соч.: Na prahu valky, Praha, 1951.
Лит.: Janousek J., K. Konrad, Praha, 1956.
С.Штрос. ЧССР.
КОНСЕКВЕНТ И АНТЕЦЕДЕНТ(от лат. con sequens — следствие, вывод и antecedens — предшествующее обстоятельство)— две части условного высказывания, связанные логич. союзом «если..., то»; антецедентом высказывания «если А, то В» называют его основание, или условие (А), а консеквен-том — его следствие, или заключение (В). В отличие от терминов «следствие» и «основание», термины «К. и А.» не содержат намека на связь по смыслу между частями условного высказывания, соединенными союзом «если..., то», что более соответствует тому подходу к формализации условных высказываний, к-рый выражен в понятии материальной импликации.
Термины «К. и А.» применяются также к частям формул логич. исчислений, являющихся формализованными аналогами условных высказываний содержат, мышления; антецедентом в этом случае называют ту часть формулы вида (SlZ34-P) (импликативная формула), к-рая стоит между левой скобкой и знаком импликации 3, т. е. Я, а консеквентом — часть, стоящую между знаком ГЭ и правой скобкой (55). К. и А., взятые в отдельности, также являются формулами и могут, в свою очередь, иметь К. и А. Так, в формуле логики высказываний: (pZD (<?3р)) антецедентом будет р, а консеквентом (дОр); консеквент, в свою очередь, есть импликативная формула с антецедентом q и консеквентом р. Отношение между К. и А. в формулах логики может быть различным в зависимости от смысла знака импликации. Так называемое правило зачеркивания (modus ponens) позволяет, присоединив к нек-рой импликативной формуле ее антецедент в качестве второй посылки, получить в качестве следствия ее консеквент (т. е. 813 S, 21 ь93, где 3 — знак импликации: материальной, строгой или к.-л. другой, а ь- — знак вывода). Поэтому К. и А. иногда наз. соответственно следствием и посылкой импликативной формулы; применяются также названия implicate и implicans и др.; вместо термина «консеквент» иногда употребляется термин «сукце-дент» (нем. Sukzedens). Термины «консеквент» и «антецедент» восходят к схоластич. логике. См. также Условное суждение.
Лит.: Гильберт Д. иАккерман В., Основы теоретич. логики, пер. с нем., М., 1947, с. 19—22, 233—54; Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию дедук-
тивных наук, пер. с англ., М., 1948. с. 53—64; Ч ё р ч А., Введение в математич. логику, [т.] 1, пер. с англ., М., 1960, § 10. Б. Бирюков, Д. Лахути. Москва.
КОНСИДЕРАН(Considerant), Виктор (12 окт. 1808—27 дек. 1893) — франц. политич. деятель, социалист-утопист, ученик Фурье. Окончив Политехнич. школу, стал пропагандистом фурьеризма. Редактировал журналы «Le Phalanstere» («Фаланстер»), 1832—34, «La Phalange» («Фаланга»), 1836—43. Возглавлял «Социетарную школу», осн. объединение франц. фурьеристов, организованное в 1837. С целью создания «социальной партии» для борьбы за осуществление своих идей К. в 1843 основал газету «La Democratic pacifique», к-рая просуществовала до декабря 1851.
В своих печатных и устных выступлениях К. выявлял осн. процессы развития капитализма (концентрация капитала, подавление мелкой промышленности крупной, усиление эксплуатации труда, обострение классовой борьбы и назревание пролет, революции), обосновывал необходимость и возможность и конкретизировал план перехода к строю свободной трудовой ассоциации, но, будучи мелкобурж. идеологом, проникнутым неверием в созидат. возможности пролетариата, он призывал к предотвращению пролет, революции путем мирных социальных реформ. Ход событий заставил К. отказаться от политич. индифферентизма и признать необходимость участия в политич. борьбе как средстве к достижению социальных целей. К. приветствовал Февр. революцию 1848. Избранный депутатом в Учредительное, а затем в Законодательное собрание, он примкнул к «Горе» и выступал с требованием провозглашения права на труд, поддерживал проекты Л. Блана и вносил собств. предложения об учреждении министерства прогресса, об организации опытной социетарной общины и др.
Кровавые июньские события показали беспочвенность надежд К., как и вообще мелкобурж. надежд, на мирное строительство «социальной республики» на основе «единения классов». Политика восторжествовавшей бурж. реакции, к-рую вскоре возглавил Луи Бонапарт, толкнула К. к активному участию в борьбе против нее. Но организованное 13 июля 1849 при не-посредств. его участии внепарламентское выступление мелкобурж. демократич. оппозиции против правительства контрреволюции потерпело провал, т. к. было лишено поддержки масс. Привлеченный к судебной ответственности, К. бежал в Бельгию. Заочно был приговорен к ссылке.
К. оказался неспособным извлечь правильные выводы из поражения мелкобурж. социализма в 1848—49. Оставаясь утопистом, он вскоре задумал организовать фаланстерианские колонии на свободных землях в Техасе (США). Созданная там по его инициативе колония «Le Reunion» («Воссоединение») прекратила свое существование во время гражд. войны.
В 1869 К. вернулся во Францию, но обществ.-политич. деятельность не возобновлял. В апреле 1871 он солидаризировался с Парижской Коммуной.
Перед своей смертью К. присоединил к архиву Фурье (последним из трех совладельцев к-рого он был) свои личные рукописи и письма, а также документы «Социетарной школы», в результате образовались Социетарные архивы, к-рые ныне хранятся в Нац. архивах Франции.
Соч.: Destinee sociale, t. 1—3, P., 1834—38; Necessity d'une derniere debacle politique en France, P., 1836; Bases de la politique positive. Manifeste de l'Ecole societaire fondee par Fourier, 2 ed., P., 1842; Principes du socialisme. Manifeste de la democratie au XIX siecle, P., 1847; Theorie du droit de propriete et du droit au travail, P., 1848; Le socialisme devant le vieux monde, ou le vivant devant les morts, P., 1848; Ma justification, [Brux., 1854]; Au Texas, P., 1854; Du Texas, P., 1857; Predictions sur la guerre, P., [1870]; Lapaixen 24 heures, dicteepar Parisa Versailles..., P., [1871]; Exposition abregee du systeme phalansterien de Fourier—
«КОНСПЕКТ „ПЕРЕПИСКИ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1844—1883 гг."» — КОНСТАН ДЕ РЕБЕК 47
nouv. ed., P.—W., 1921; рус. пер.—Систематизация и развитие учения Фурье у главного представителя его школы В. К., в кн.: Великие утописты. Сен-Симон, Фурье и их школы. Сост. В. Семенов, М.— Л., 1926, с. 329—55.
Лит.: Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., 2 Изд., т. 1, с. 117, 528; их же, Соч., 1 изд., г. 21, М.—Л., 1929, с. 60, 235; Каутский К., Коммунистич. манифест — пла гиат, [пер. с нем.], СПБ, 1906; Зильберфарб И. И., Банкротство эпигонов фурьеризма, в кн.: Из истории социально-политич. идей. Сб. ст. к семидесятилетию акад. В. П. Волгина, М., 1953, с. 548—69; Mirecourt E. d e, V. Considerant, [P.], 1858; Coignet (Mme) С, V. Considerant, sa vie, son oeuvre, P., 1895; Ramus P., Die Urheberschalt des Kommunistischen Manifests, В., 1906 (частичный рус. пер. в кн.: Черкезов В. Н., Пред течи Интернационала, П. — М., 1919); В о u r g i n H., V. Considerant. Son oeuvre, Lyon, 1909; С о 1 1 a r d P., V. Considerant. 1808 — 1893. Sa vie, ses idees, Dijon, 1910; Dommanget M., V. Considerant. Sa vie, son oeuvre, P., 1929; частичный рус. пер.— Социальная критика в сочи нениях В. К., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 4, М.— Л., 1929; G a r a u d у R., Les sources francaises du socialisme scientifique, P., [1948]; Armand F., Les fou- rieristes et les luttes revolutionnaires de 1848 a 1851, P., 1948. И. Зильберфарб. Москва.
«КОНСПЕКТ „ПЕРЕПИСКИ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1844—1883 гг."»— рукопись В. И. Ленина; составлена в октябре—декабре 1913, впервые опубликована в 1959. В «Переписке»,— писал Ленин в неза-конч. статье-рецензии «Переписка Маркса с Энгельсом» (1913),— «богатейшее теоретическое содержание марксизма развертывается в высшей степени наглядно... Е ели попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки,— тот центральный пункт,! к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет д нале к т и к а.| Применение материалистической диалектики к перс-работке всей политической экономии, с основания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Соч., т. 19, с. 502, 503).
Значит, место в «Конспекте ...» уделяется вопросам философии: Ленин отметил и законспектировал более 30 писем, в к-рых рассматриваются филос. вопросы; важнейшие из них он затем полностью выписал (из 17 таких выписок филос. сюжетам посвящено 12). Указывая на «фальшивое» применение диалектич. метода Лассалем, Ленин выписывает слова Маркса: «Подведение массы случаев под общий принцип не есть диалектика» («Конспект „Переписки..."», с. 280). Ленин отмечает указания Маркса и Энгельса на важность знания произведений Гегеля, ценность его диалектич. метода, а также и на неумение Гегеля увидеть реальную основу абстрактных понятий и вытекающую отсюда мистификацию диалектики (см., напр., там же, с. 33, 127). Конспектируя письмо Маркса от 11 янв. 1868, в к-ром указывается, что в Германии третируют диалектику Гегеля и что «на совести Фейербаха большой грех в этом отношении», Ленин пишет: «NB Фейербах и диалектика. Фейербах виноват в непонимании диалектики Гегеля» (там же, с. 55). Ленин отметил письма, в к-рых говорится о филос. взглядах Дицгена. «Главное,— пишет Ленин,— Дицген не штудировал Г е г е л я...» (там же, с. 82). Ленин обратил внимание на критику основоположниками марксизма филос. взглядов Д. Юма, Ф. А. Ланге, Дюринга, ограниченности материализма Гексли и т. п., выписал слова Маркса о Конте: «Конт, „по сравнению с Гегелем нечто жалкое"» (там же, с. 371, прим.).