Аналогичную эволюцию проделал и Айдукевич, к-рый в своих ранних работах («Картина мира и аппаратура понятий»— К. Ajdukiewicz, Das Weltbild nnd die Begriffsapparatur, в журн. «Erkenntnis», 1934, Bd 4, и «Мировые перспективы науки»—«Die wis-senschaftliche Weltperspektive», в сб. докл.: Einheit der Wissenschaft, [19351) развивал т. зр. т. н. «радикального К.», согласно к-рой изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причем в этом выборе мы свободны. Однако в дальнейшем, особенно в условиях демократич. Польши, Айдукевич отказался от этой т. зр. и стал говорить только о свободе выбора терминологии и о требовании твердого соглашения ученых о точном значении тех или иных науч. терминов («терминологич. К.») (см. особенно в работе «Вопросы и направления философии»— «Zagadnienia i kierunki filozofii», 1949). В науке, утверждал теперь Айдукевич, «нет положений, которые имели бы характер конвенций. Конвенционален смысл, придаваемый в науке терминам (понятиям), которые в обиходном языке имели неопределенное значение. Конвенционален способ, посредством которого наука уточняет эти понятия» («Коп-wencjonalne pierwiastki w nauce», в журн.: «Wiedza i Zycie», Warsz., 1947, № 4, S. 312).
В наст, время несостоятельность К. обнаружилась в полной мере и К. в чистом виде не встречается (хотя в методологич. анализе науч. знания за рубежом имеются отд. его проявления).
Не следует думать, что употребление в науке таких выражений, как «допустим, что... и согласимся», «договоримся о том, что...» и т.д., неизбежно влечет за собой уступку К. Такие выражения просто указывают на то, что, напр., из ряда эквивалентных систем аксиом выбирается к.-л. одна. К. заключается не в признании возможности подобной эквивалентности и существования соглашений в науке, а в игнорировании пределов, в к-рых эти соглашения имеют силу, в непонимании того, что эти пределы обусловлены самой действительностью и что в основе существования эквивалентных друг другу теоретич. систем (исчислений, формализов. языков и т. п.) лежит объективно существующее многообразие явлений внешнего мира.
В совр. филос. лит-ре термин «К.» иногда понимают более широко, обозначая им любую филос. теорию, утверждающую произвольность мышления, независимость его от внешнего мира (см., напр., ст. К. в кн.: Н. Аббаньяно, Словарь по философии — N. Abbag-nano, Dizionario di filosofia, [1961]; И. Фолькельт, Очевидность и истина — J. Volkelt, Gewissbeit und Wahrheit, 1918; а также А. Шафф, Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., 1953, и др.); в этом смысле К. оказывается и философия Ницше, и прагматизм, и т. н. лингви-стич. философия и др. течения бурж. филос. мысли. Однако такое употребление термина «К.» мало удачно, т. к. объединяет весьма разнородные филос. направления.
Лит.: Пуанкаре А., Последние мысли, пер. [с франц.], [П.], 1923; Франк Ф., Философия науки. Связь между наукой и философией,,пер. с англ., М., 1960; Н а р- с к и й И. С, Критика К. как методологич. основы совр. позитивизма, «Вест. МГУ». Серия 8. Экономика, философия, 1961, [№] 1; N a g е 1 Е., Nature and convention, «J. Phi- los.», 1929, v. 26, № 7; Black M., Conventionalism in geometry, «Philos. Sci.», 1942, v. 9, № 4; Winch P., Nature and convention, в кн.: Proceedings of the Aristotelian society, v. 60, L., 1960, p. 231—52; Gould J. A., The origin of Poincare's conventionalism, «Rev. Intern. Philos.», 1961, Xs 55. И. Добронравов. Москва.
КОНВЕРСИЯ(лат. conversio, букв.— превращение, изменение) — 1) То же, что обращение. 2) Преобразование условного суждения, состоящее в замене его основания на его следствие, а следствия — на основание; образует из суждения вида «Если А,
КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ — КОНДИЛЬЯК
то Б» суждение вида «Если В, то Л», называемое конверсным суждением, или К. данного суждения. При истинности исходного суждения конверсное суждение может быть как истинным, так и ложным. В математике К. известна как способ формулировки обратной теоремы по данной прямой теореме. Об отношении суждения, конверсного данному, к инверсному и контрапозитивному суждению см. Инверсия, Кон-трапозиции закон.
Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М.— Л., 1948, гл. 2; Градштейн И. С, Прямая и обратная теоремы, 3 изд., М., 1959; Ч ё р ч А., Введение в математич. логику, [т. ]1, пер. с англ., [М.], 1960, с. 161; Ziehen T п., Lehrbuch der L'ogik..., Bonn, 1920, S. 718—20.
КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ(от лат. congregatio — объединение) — одна из распространенных в Англии и США протестантских религий, радикальная разновидность кальвинизма. К. утверждает высший авторитет в делах веры местной, автономной, самоуправляющейся религ. общины (конгрегации). Последняя понимается как совокупность христиан, каждый из к-рых «... повинуется своей совести, направляемой духом бога...» (цит. по кн.: М а у е г F. E., The religions beodies of America, S.-Louis, 1956, p. 245).
К. сложился в Англии во 2-й пол. 16 в. как бурж.-демократич. движение, оппозиционное королевскому абсолютизму и гос. англиканской церкви, радикальная разновидность пуританизма. В период англ. революции конгрегационалисты создали революц. партию индепендентов, установившую республику, выродившуюся в диктатуру Кромвеля. В Америке (с 1620) они отличались фанатизмом, преследовали квакеров, баптистов, проводили «охоту на ведьм» в «Новой Англии». Те, кто не был полноправным членом общины, не имел и политич. прав. Вместе с тем многие сторонники К. разделяли прогрессивные для того времени идеи, видя в договоре основу светских и религ. учреждений, поддерживая идею естеств. прав, требование религ. свободы и отделения церкви от гос-ва. Фатализму ортодоксального кальвинизма К. противопоставил учение о свободе воли. Для К. характерна динамичность религ. воззрений: откровение не закончено, направляемая «святым духом» община понимает свое религ. кредо как относит, отражение религ. «истины» и приспосабливает его к духу времени. Число приверженцев К. превышает 2 млн. чел. Совр. К. ведет реакц. пропаганду, участвует в миссионерской деятельности.
Лит.: D а 1 е R. W., History of English Congregationalism, L., 1907; S e 1 h i e W. В., Congregationalism, L., [1927]; Atkins G. G. and Fagley F. L., History of American Congregationalism, Boston—Chi., [1942]. А. Чапышев. Москва.
КОНДИЛЬЯК,Кондийак (Condillac), Этьенн
Б о н н о д е (30 сент. 1715 —3 авг. 1780),— франц.
философ-просветитель, разрабатывавший сенсуализм.
Член Французской академии. Брат Мабли.
Начало его лит. деятельности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с кружком Дидро, а впоследствии и сотрудничество в «Энциклопедии»). В работе «О выгодах свободной торговли» («Le commerce et le gouvernement, consideres relativoment l'un a l'autre», 1776, рус. пер., ч. 1—2, 1817) К. подверг критике физиократов. Как историк К. явился автором «Всеобщей истории человека...» («Histoire generale des hommes et des empires», ок. 1770—73). Филос. взгляды К. сложились под непосредств.
влиянием Локка, истолкование философии к-рого
К. дал в работе «Опыт исследования происхождения человеческих знаний...» («Essai sur l'origme des con-naissances humaines...», 1746). В ней К., по словам Маркса, утверждал, что «... не только душа, но и чувства, не только искусство создавать идеи, но и искусство чувственного восприятия являются делом опыта и привычки. От воспитания и внешних обстоятельств зависит поэтому всё развитие человека» (МарксК.и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144).
«Трактат о системах...» («Traite des systemes...», 1749, рус. пер. 1938, под ред. Е. Ситковского) был следующим шагом в развитии сенсуалистич. взглядов К. В нем он подверг критике теорию врожденных идей Декарта (см. указ. соч., М., 1938, с. 39), окказионализм Мальбранша (см. там же, с. 67—68), учение Лейбница о монадах и, отражая прогрессивные устремления естествознания своего времени, выдвинул требование о создании философии, опирающейся не на ложные гипотезы, а на фундамент науч. знаний.
В противоположность субъективному идеализму Беркли, К. утверждал, что природа как источник наших ощущений существует вне человека. В отличие от Юма, К. подчеркивал, что человек может достичь всех знаний, к-рые отвечают его природе и способностям. Но, справедливо критикуя Декарта, Мальбранша, Лейбница за их идеализм, К. опровергал в то же время спинозовское определение природы как субстанции на том основании, что за многообразием качеств предметов «... мы не в состоянии открыть того, что служит основой их» (там же, с. 99). По К., существуют «...идеи чувственные и идеи абстрактные» (там же, с. 43). Последние только суммируют то, что уже есть в первых, и могут лишь вносить порядок в наши знания, не расширяя их.
Гл. филос. произведение К. «Трактат об ощущениях» («Traite des sensations», v. 1—2, 1754, рус. пер. 1935, под редакцией Е. Ситковского) посвящено выяснению того, «... каким образом все наши знания и все наши способности происходят из... ощущений...» (указ. соч., М., 1935, с. 42).
Возражая Локку, К. утверждал, что не существует деятельности воли и разума, независимой от чувств. В исследовании поставленной задачи К. придавал решающее значение наблюдению и анализу. Вообразив статую, последовательно наделяемую ощущениями, философ показывал, что вместе с этими ощущениями, статуя наделяется всеми психич. и интеллектуальными функциями. К. прослеживал, как в связи со стремлением к удовлетворению потребностей в человеке возникают привычки осязать, обонять, видеть и т. п., а также размышлять, желать, любить и ненавидеть. Лишь мельком К. затронул вопрос о потребностях, возникающих из совместной жизни людей в обществе, и их влиянии на познание. На основе ощущения возникают внимание, память, идеи; сравнение приводит к суждению (к-рое замечает в сравниваемых идеях сходство и несходстве) и, следовательно, к размышлению. Из желания или нежелания приобрести те или иные ощущения «... рождаются страсти, любовь, ненависть, надежда, страх, воля» (там же, с. 52). При переходе от одной потребности к другой образуется воображение.
К. не сделал последовательно материалистич. выводов из своего сенсуализма, колебался между материализмом и идеализмом, но своим сенсуализмом и борьбой против идеалистич. метафизики 17 в. оказал непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Последний освободил сенсуализм К. от идеалистич. и агностич. тенденций. В своей «Логике...» («La lo-gique ...», изд. посмертно в 1781, рус. пер. Т. Осипов-ского под назв. «Логика, или Умственная наука,
КОНДИЦИОНАЛИЗМ 41
руководствующая к достижению истины», 1805; под тем же рус. назв. «Логика...» вышел в 1792 сделанный А. Тройским пер. др. соч. К. по логике —«L'art de raisonner») К. отделял практич. знания от теоретических. Первые бессознательны, инстинктивны и возникают до появления языка; вторые невозможны без языка. Теоретич. знания и есть анализ, классификация идей при помощи слов. Слова — это знаки идей, и без знаков, т. е. слов, невозможно теоретич. мышление. К. признавал возможность и др. знаков — цифр, букв, обозначений и т. п. Логика, как общая грамматика всех этих знаков, включает, т. о., и математику. Эти вопросы К. рассматривал также в напечатанной посмертно работе «Язык исчислений» («La langue des calculs», 1798). Общие принципы логики, как и все абстрактные принципы, не имеют, по К., познавательного характера. И если они используются во всех случаях, то потому, что они «... не столько знания, сколько сокращенный метод изложения ряда частных знаний ...» («Трактат о системах...», с. 8). К. отрицал возможность выработки общих принципов, охватывающих все явления природы, общества н души. Существуют лишь принципы данного ряда фактов, к-рые и есть извлечение того общего, что есть в них. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце 18— нач. 19 вв. В 1-й пол. 19 в. реакц. противники идей франц. Просвещения и материализма боролись против сенсуализма К. (Мен де Баран, Руайе-Коллар, Кузен и др.). Бурж. история философии 2-й пол. 19 в., искажая взгляды К., объявляла его родоначальником франц. позитивизма (Винделъбанд и др.).
Соч.: Oeuvres completes, v. 1—23, P., 1798 (с предисл. Arnoux et Mousnier); nouv. ed., v. 1—16, P., 1821—23 (спредисл. A.- F. Thery); Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; Recherches sur 1'origine des idees que nous avons de la beaute..., v. 1—2, Amst., 1749; Gours d'etudes..., [Уроки принцу Пармскому], v. 1 — 13, Parma, 1769—73. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 169—70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 24; Л у п п о л И, к., Э. Б. де К., в кн.: Д е б о р и н А., Книга для чтения по истории философии, т. 2, М., 1925; История философии, т. 2, М.,1941,с. 437—43; История философии, т. 1, М., 1957,с. 535— 538; Герцен А. И., Собр. соч., т. 3, М., 1954, с. 293, 300, 305; Cousin V., Philosophie sensualiste au dix-huit-ieme siecle, 3 ed., P., 1856; S a 11 у k о w W., Die Philosophie Condillacs, Bern, 1901; Baguenault de Pu-chesse G., Condillac. Sa vie. Sa philosophie.Son influence, P., 1910; D i d i e r J., Condillac, P., 1911; Schini M., Die Anfange des franzosischen Positivismus, Tl 1 — Die Erkenntnisslehre, Stras., 1914; E w a 1 d O., Die franzosi-sche Aufklarungsphilosophie, Munch., 1924; Lenoir R., Condillac, P., 1924; L e R о у G., La psychologie de Condillac, P., 1937; Tomeucci L., II problema dell'esperienza dal Locke al Condillac, Messina, 1937; Meyer P., E. B. de Condillac, Z., 1944; В i z z a r r i R., Condillac, Brescia, [1945]; Dal P r a M., Condillac, Mil., 1947.
Г. Зельманова. Ленинград.
КОНДИЦИОНАЛИЗМ(от лат. condicio — условие) — филос. течение в естествознании (прежде всего в медицине), отрицающее объективность причгшно-следств. связей; сформировался в исследованиях нем. физиолога, проф. Иенского и Гёттингенского уа-тов Макса Ферворна и нем. патологоанатома Ханземана. Они рассматривали принцип К. как методологич. основу не только медицины, но и всего новейшего естествознания.
Созданию К. предшествовало открытие патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, к-рое было осмыслено большинством медиков с позиций метафизич., механич. детерминизма, оформившегося в данном слу-яае в виде т. н. монокаузализма. С т. зр. монокауза-лизма, проникновение в организм человека патогенного микроба — единств, причина возникновения ледуга. Затем был открыт факт бациллоносительства и появились первые исследования иммунитета. Эти открытия обнаружили факт зависимости заболевания от случайности сочетаний различных условий, что побудило медиков-метафизиков сделать вывод: если
само это сочетание условий совершенно случайно, то ни о какой общей, повторяющейся, закономерно и с необходимостью действующей причине речи быть не может. Понятие «причина», т. о., превращается, с их т. зр., в условное обозначение стихийно следующих друг за другом событий и, по мнению Ферворна, должно быть изгнано из науки. Прямолинейность и односторонность монокаузализма вытесняется крайним и столь же односторонним релятивизмом. Профилактика лишается к.-л. научной основы. При этом К. объективно приводит его сторонников к отрицанию нозологии, качеств, особенностей различных болезней человека, что в конечном счете сказывается и на отношениях кондиционалистов к познанию сущности болезни. Последователи Ферворна считают, что патолог способен лишь «констатировать факты», чисто логически связывая их в своем сознании. Т. о., общая позитивистская тенденция совр. бурж. методологии естествознания проявилась и в медицине.
Диалектика детерминизма в патологии раскрывается в сложном переплетении (вплоть до тождества) таких противоположностей, как внешнее и внутреннее, случайное и необходимое, специфическое и неспецифическое. Напр., внешнее для организма действие того же микроба одновременно является и внутренним, самим организмом детерминированным процессом. Как внешнее, микроб может действовать лишь в том случае, когда его действие становится элементом внутр. системы жизнедеятельности микроорганизма. Метафизич. же противопоставление внешнего внутреннему приводит нек-рых патологов к выводу: причина болезни — в законах жизнедеятельности самого организма («чистая необходимость», «внутреннее само по себе»). И тогда для исследователя то, что вызывает болезнь в организме индивидуума,—• не причина, а случайный повод, значение к-рого весьма условно. «Специфика» этого «чисто внешнего», случайного условия только «подталкивает» действие общих, неспецифич. адаптационных реакций организма.
Организм может жить и бороться за жизнь лишь за счет внешнего а против внешнего, постоянно превращая его воздействия во внутр. процессы, осуществляющиеся по законам жизнедеятельности самого организма. Но внешнее, самим организмом объективно отождествляясь с внутренним, остается и самим собой, вызывая в организме такие процессы, к-рые так или иначе зависят от специфики внешнего. С др. стороны, сама т. н. «неспецифическая» реакция организма в каждом индивидуальном случае также существует в определ. особенной форме (кстати сказать, зависящей и от специфики патогенного агента). Ни одно из условий, без к-рых патогенное свойство возбудителя не проявится, ни их совокупность не вызовут заболевания без наличия самого возбудителя. Но общая закономерность и необходимость патогенного действия возбудителя-причины в каждом единичном случае проявляется в форме случайности потому, что необходимые для проявления патогенных качеств возбудителя условия собираются, накапливаются независимо от самих особенностей и свойств возбудителя, иными словами — случайно по отношению к внутр. закономерности жизнедеятельности микроба и макроорганизма. Причем именно специфич. особенности заболевания как следствия зависят не только от качества причины-возбудителя, но и от всего комплекса условий: локализации процесса, общего состояния организма, его предрасположенности (сенсибилизированности) и мн. др. В этой связи каждое из условий по отношению к определ. особенности болезни выступает уже как причина.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 532 — 536; Гегель, Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937—1939 ; ФерворнМ., Естествознание и миросозерцание. Пробле-'
42 КОНДОРСЕ
ма жизни. Две лекции, пер. с нем., М., 1909 ; е г о ж е, Ме ханика душевной жизни, М., [1909]; его же, Общая фи зиология. Основы учения о жизни, пер. с нем., вып. 1—3, М., 1910—12; Г е н е с С. Г., О каузализме и К. в медицине, «Врачебное дело», 1930, № 5; К а р л и к Л. Н., Патологич. физиология, М.—Л., 1936; А д о А. Д., [и др.], Патологич. физиология, М., 1957; Богомолец А. А., Избр. тру ды, т. 3, К., 1958; С е л ь е Г., Очерки об адапта ционном синдроме, пер. с англ., М., 1960; Давыдов ский И. В., Проблема причинности в медицине (этиоло гия), М., 1962; ПигаревскийВ. Е., Нек-рые критич. замечания к кондициональному направлению в патологии, в сб.: Вопросы диалектич. материализма в теоретич. меди цине, Л., 1962; Царегородцев Г. И., К. в свете ленинской критики махизма, в сб.: Филос. вопросы медици ны, М., 1962; Hansemann D., Uber das konditionale Denken in der Medizin und seine Bedeutung fur die Praxis, В., 1912; V e r w о г n M., Kausale und konditionale Welt anschauung, Jena, 1912. Ф. Михайлов. Москва.
КОНДОРСЕ(Condorcet), Мари Жан Антуан Никола де (17 сент. 1743 — 7 апреля 1794) — франц. математик, социолог и политич. деятель. Под влиянием Д'Аламбера, Клеро и геометра Фонтена встал на путь науч. деятельности. После издания «Опытов анализа» («Essais d'ana-lyse», 1768) был избран в члены Академии. С 1773 занимал пост ее секретаря. Сотрудничал в «Энциклопедии...». Написал более 50 биографий членов Академии, в т. ч. Вольтера и Тюрго («Eloges des academiciens... morts depuis 1666jusqu'en 1699», 1773), с к-рыми поддерживал личные связи. В 1791 К. избран в Законодательное собрание. В Конвенте К. противопоставил якобинцам свой жирондистский проект конституции. Правительство Робеспьера обвинило его в заговоре и вынесло решение о его аресте. Скрываясь, К. писал свой знаменитый «Эскиз историч. картины прогресса человеч. разума» («Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain», 1795; рус. пер., 1909, вступ. ст. М. Ковалевского; 2 изд., 1936). Весной 1794 К. был арестован и в тюрьме, желая избегнуть публичной казни, принял яд.
Сторонник деизма и сенсуализма, К. исходил из того, что «человек рождается со способностью получать ощущения... под воздействием внешних вещей... Эта способность, соединенная со способностью образовывать и сочетать идеи, порождает между людьми отношения интереса и долга...» (указ. соч., М., 1936, с. 3, 4). В противовес «скептикам» К. утверждал, что при помощи ощущений и идей люди способны познавать окружающий мир; К. признавал наличие вечных и неизменных законов природы и общества. В своей философии истории (изложенной гл. обр. в «Эскизе...») К., находясь под влиянием Руссо (см. там же, с. 164—66), Тюрго и Рейналя, развивал теорию прогресса человечества на идеалистич. базе. В основе истории лежит, по мнению К., безграничное совершенствование знаний и способностей людей, хотя К. указывал также и на значение хозяйств, и политич. факторов для объяснения различных этапов совершенствования человеч. разума и периодов развития общества. Невежество, предрассудки, деспотизм являются осн. врагами человечества. Религия, возникновение к-рой, по утверждению К., было обусловлено хитростями шарлатанов и попов, с одной стороны, легковерием и суеверием масс — с другой, играет вредную роль в истории.
Форма организации человеч. рода на первой стадии цивилизации — семья, к-рая, размножаясь, превращается в племя; осн. источник существования — охота и рыболовство. Нет частной собственности. Пер-
вой характерной чертой, отличавшей это общество от животного стада, являлись «... искусства, посвященные удовлетворению самых незатейливых потребностей человека» (там же, с. 18). Общество не располагало досугом, необходимым для развития наук. Поэтому образуется класс людей, к-рый хранит накапливавшиеся знания, приемы искусства изготовления оружия и утвари, обряды, а затем и религ. церемонии; так, по мнению К., возникло духовенство (см. там же, с. 22). С переходом к скотоводству и земледелию образуется имуществ. неравенство, собственность становится наследственной. Появляются обмен, торговля и деньги. Ввиду того, что труд может создавать ценностей больше, чем стоит пища, необходимая для восстановления сил работника, создалась возможность «...превращать военнопленных в рабов, вместо того чтобы их убивать» (там же, с. 25). Возникает промышленность, совершенствуется земледелие. Все это ведет к развитию знаний и к совершенствованию разума, т. е. наук и философии. Но одновременно «... совершенствуется искусство вводить в заблуждение людей, чтобы их легче эксплуатировать...» (там же, с. 27). В противоположность Руссо, вслед за Рейналем, К. утверждал, что переход от первобытного общества к цивилизации являлся не вырождением человеч. рода, но «... неизбежным переломом в его постепенном движении к полному совершенству» (там же, с. 31). Дальнейший прогресс общества, по К., принес с собой разделение труда и возникновение новых классов, в т. ч. «... класса рабочих всевозможных профессий и класса купцов» (там же, с. 35). Т. о., политич. строй общества усложнялся. Когда терпение народов истощалось, возникали революции, в результате к-рых появлялись новые формы государственного устройства—республики. Революции способствовали прогрессу.
Возникновение феодализма и деспотизма К. объяснял завоеванием. Люди должны покончить с феодализмом и проложить дорогу полной реализации «естественных прав», вытекающих из природы человека и его разума.
В своих идеалах К. не выходил за рамки частной собственности и считал, что имуществ. неравенство необходимо и даже полезно для общества. К. требовал уничтожения неравенства между нациями (см. там же, с. 221), был противником работорговли и расовой ненависти, осуждал войны как «гибельный бич» и «величайшее преступление», пропагандировал сближение культур и междунар. солидарность народов, был сторонником уравнения прав женщин и мужчин. В демократии, по его словам, «...целью всех общественных организаций должно быть улучшение социальных, моральных, интеллектуальных и физических возможностей самого многочисленного и самого нуждающегося класса» (цит. по речи М. Тореза на XVI съезде КПФ, см. «Humanite», 1961, 15 mai, p. 8).
Идеи К. сыграли прогрессивную роль и оказали значит, влияние, в частности на Сен-Симона и франц. историков эпохи Реставрации.
Как экономист, К. находился под влиянием физиократов, особенно Тюрго. Занимался математикой (кроме «Опытов анализа», напечатал «Опыт интегрального исчисления» — «Du calcul integral», 1765). Соч.: Oeuvres, t. 1 — 12, P., 1847—49.
Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 530—31; Маркс К., Передовица в № 179 «Kolnische Zeitung», там же, т. 1, с. 112; Энгельс Ф., Праздник народов в Лондоне, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 5, М.— Л., 1929; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, в его кн.: ИзбР. филос. произв., т. 2, М., 1956; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 315—21; История философии, т. 1, М., 1957, с. 591—93; Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода франц. бурж. революции 1789—1794, М.— Л., 1946; Волгин В. П., Развитие обществ, мысли во Фран-
КОНЕЧНОЕ 43
ции в XVIII веке, М., 1958; Robinet I. F. е., С, sa vie, son oeuvre. 1743—1794, P., [1893]; С a h e n L., С et la revolution francaise, P., 1904; A 1 e n g г у F., С. guide de la Revolution francaise, P., 1904; S с h i n z M., Die An-fange des franzbsischen Positivismus, Tl. 1, Die Erkenntniss-lehre, Stras., 1914; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Frazer J. G., C. on the progress of the human mind, Oxf., 1933; Shapiro J. S., C. and the rise of liberalism in France, N. Y., [1934]; Granger G. G., La mathema-tique sociale du marquis de C, P., 1956; Cento А., С. е l'idea di progresso, Firenze, [1956] (им. библ.).
Г. Зелъманова. Ленинград.
КОНЕЧНОЕ[буквально —имеющее конец (соответственно—начало)]—всякий определенный, ограниченный преходящий предмет, процесс. Представление о К. содержит характеристику вещей со стороны их качеств, и количеств, определенности. Эта характеристика связана с определением реальности как дискретной. В силу того, что между любыми вещами можно найти что-то общее, граница вещи всегда есть ограниченность ее в отношении одних характеристик и не является таковой в отношении других. Напр., капитализм есть преходящая, конечная стадия развития общества. Но его граница не есть граница развития производит, сил. Наоборот, производит, силы, развитые капитализмом, переходят границу меры капитализма, чем и обусловлена его конечность.
Поскольку качество, как объективная определенность вещи, никогда не сводится к количеству, сама задача выражения качества через количество неизбежно предстает как нечто бесконечное.
Качество есть конечность внутри бесконечного многообразия мира. В категории количества бесконечное выступает непосредственно в своем отношении к К. Количество есть бесконечность внутри К. G др. стороны, качество любого определ. предмета может быть выражено через свойства, в к-рых выражены его отношения с др. предметами. Но при этом оказывается, что различных отношений и, следовательно, свойств у этого предмета бесконечно много, и качество предстает как бесконечность в смысле бесконечного многообразия, неисчерпаемости самого предмета. Т. о., качество есть бесконечность внутри количественно К. В данном аспекте количество выступает как К., как ограничение качеств, бесконечного предмета. Поэтому, с т. зр. чисто количеств, подхода, любое качественно определ. явление (т. е. К.) выглядит как лишенное каких бы то ни было внутр. границ и пределов, как чистая (и потому бесконечная) возможность их установления, как непрерывный континуум (и следовательно, бесконечное). К. определяется вообще как исчезающий момент, как преходящее состояние материи, находящейся в бесконечном изменении. Изменение же вообще связано с постоянным снятием границ, пределов, различий между вещами, а следовательно, и снятием дискретности. В этом процессе каждое К. выходит за свои пределы, во-первых, тем, что соотносится, взаимодействует с бытием, лежащим вне его, а во-вторых, тем, что со временем превращается в другое К. В этом постоянном выхож-дении вне себя заключается всеобщая, бесконечная природа любого К., или К. вообще — его универсальное отрицат. определение. Если мыслить К. как нечто только определенное, т. е. без движения (снимающего эту определенность), внутренне в ней же самой заложенного, без имманентного противоречия, то невозможно понять процесс развития, понять, почему это К. превращается в другое К., почему оно —именно К., а не бесконечное. С т. зр. диалектич. логики, внешние границы существования вещи — ее начало и конец во времени и в пространстве — всегда полагаются внутр. границей, т. е. качественно-определенной мерой, имманентным противоречием этой меры.