Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 5 страница




Аналогичную эволюцию проделал и Айдукевич, к-рый в своих ранних работах («Картина мира и аппа­ратура понятий»— К. Ajdukiewicz, Das Weltbild nnd die Begriffsapparatur, в журн. «Erkenntnis», 1934, Bd 4, и «Мировые перспективы науки»—«Die wis-senschaftliche Weltperspektive», в сб. докл.: Einheit der Wissenschaft, [19351) развивал т. зр. т. н. «ради­кального К.», согласно к-рой изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причем в этом выборе мы свободны. Однако в даль­нейшем, особенно в условиях демократич. Польши, Айдукевич отказался от этой т. зр. и стал говорить только о свободе выбора терминологии и о требовании твердого соглашения ученых о точном значении тех или иных науч. терминов («терминологич. К.») (см. особенно в работе «Вопросы и направления фило­софии»— «Zagadnienia i kierunki filozofii», 1949). В науке, утверждал теперь Айдукевич, «нет поло­жений, которые имели бы характер конвенций. Кон­венционален смысл, придаваемый в науке терминам (понятиям), которые в обиходном языке имели неопре­деленное значение. Конвенционален способ, посред­ством которого наука уточняет эти понятия» («Коп-wencjonalne pierwiastki w nauce», в журн.: «Wiedza i Zycie», Warsz., 1947, № 4, S. 312).

В наст, время несостоятельность К. обнару­жилась в полной мере и К. в чистом виде не встре­чается (хотя в методологич. анализе науч. знания за рубежом имеются отд. его проявления).

Не следует думать, что употребление в науке таких выражений, как «допустим, что... и согласимся», «до­говоримся о том, что...» и т.д., неизбежно влечет за собой уступку К. Такие выражения просто указы­вают на то, что, напр., из ряда эквивалентных систем аксиом выбирается к.-л. одна. К. заключается не в признании возможности подобной эквивалентности и существования соглашений в науке, а в игно­рировании пределов, в к-рых эти соглашения имеют силу, в непонимании того, что эти пределы обуслов­лены самой действительностью и что в основе сущест­вования эквивалентных друг другу теоретич. систем (исчислений, формализов. языков и т. п.) лежит объективно существующее многообразие явлений внеш­него мира.

В совр. филос. лит-ре термин «К.» иногда понимают более широко, обозначая им любую филос. теорию, утверждающую произвольность мышления, незави­симость его от внешнего мира (см., напр., ст. К. в кн.: Н. Аббаньяно, Словарь по философии — N. Abbag-nano, Dizionario di filosofia, [1961]; И. Фолькельт, Очевидность и истина — J. Volkelt, Gewissbeit und Wahrheit, 1918; а также А. Шафф, Некоторые проб­лемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., 1953, и др.); в этом смысле К. оказывается и философия Ницше, и прагматизм, и т. н. лингви-стич. философия и др. течения бурж. филос. мысли. Однако такое употребление термина «К.» мало удачно, т. к. объединяет весьма разнородные филос. направления.

Лит.: Пуанкаре А., Последние мысли, пер. [с
франц.], [П.], 1923; Франк Ф., Философия науки. Связь
между наукой и философией,,пер. с англ., М., 1960; Н а р-
с к и й И. С, Критика К. как методологич. основы совр.
позитивизма, «Вест. МГУ». Серия 8. Экономика, философия,
1961, [№] 1; N a g е 1 Е., Nature and convention, «J. Phi-
los.», 1929, v. 26, № 7; Black M., Conventionalism in
geometry, «Philos. Sci.», 1942, v. 9, № 4; Winch P.,
Nature and convention, в кн.: Proceedings of the Aristotelian
society, v. 60, L., 1960, p. 231—52; Gould J. A., The
origin of Poincare's conventionalism, «Rev. Intern. Philos.»,
1961, Xs 55. И. Добронравов. Москва.

КОНВЕРСИЯ(лат. conversio, букв.— превраще­ние, изменение) — 1) То же, что обращение. 2) Пре­образование условного суждения, состоящее в заме­не его основания на его следствие, а следствия — на основание; образует из суждения вида «Если А,



КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ — КОНДИЛЬЯК


 


то Б» суждение вида «Если В, то Л», называемое конверсным суждением, или К. данного суждения. При истинности исходного суждения конверсное суж­дение может быть как истинным, так и ложным. В математике К. известна как способ формулировки обратной теоремы по данной прямой теореме. Об отно­шении суждения, конверсного данному, к инверсному и контрапозитивному суждению см. Инверсия, Кон-трапозиции закон.

Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методоло­гию дедуктивных наук, пер. с англ., М.— Л., 1948, гл. 2; Градштейн И. С, Прямая и обратная теоремы, 3 изд., М., 1959; Ч ё р ч А., Введение в математич. логику, [т. ]1, пер. с англ., [М.], 1960, с. 161; Ziehen T п., Lehrbuch der L'ogik..., Bonn, 1920, S. 718—20.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ(от лат. congregatio — объединение) — одна из распространенных в Англии и США протестантских религий, радикальная разно­видность кальвинизма. К. утверждает высший автори­тет в делах веры местной, автономной, самоуправля­ющейся религ. общины (конгрегации). Последняя понимается как совокупность христиан, каждый из к-рых «... повинуется своей совести, направляемой духом бога...» (цит. по кн.: М а у е г F. E., The reli­gions beodies of America, S.-Louis, 1956, p. 245).

К. сложился в Англии во 2-й пол. 16 в. как бурж.-демократич. движение, оппозиционное королевскому абсолютизму и гос. англиканской церкви, радикаль­ная разновидность пуританизма. В период англ. рево­люции конгрегационалисты создали революц. пар­тию индепендентов, установившую республику, выро­дившуюся в диктатуру Кромвеля. В Америке (с 1620) они отличались фанатизмом, преследовали квакеров, баптистов, проводили «охоту на ведьм» в «Новой Англии». Те, кто не был полноправным членом общи­ны, не имел и политич. прав. Вместе с тем многие сторонники К. разделяли прогрессивные для того времени идеи, видя в договоре основу светских и ре­лиг. учреждений, поддерживая идею естеств. прав, требование религ. свободы и отделения церкви от гос-ва. Фатализму ортодоксального кальвинизма К. противопоставил учение о свободе воли. Для К. характерна динамичность религ. воззрений: откро­вение не закончено, направляемая «святым духом» община понимает свое религ. кредо как относит, отражение религ. «истины» и приспосабливает его к духу времени. Число приверженцев К. превышает 2 млн. чел. Совр. К. ведет реакц. пропаганду, уча­ствует в миссионерской деятельности.

Лит.: D а 1 е R. W., History of English Congregationalism, L., 1907; S e 1 h i e W. В., Congregationalism, L., [1927]; Atkins G. G. and Fagley F. L., History of American Congregationalism, Boston—Chi., [1942]. А. Чапышев. Москва.

КОНДИЛЬЯК,Кондийак (Condillac), Этьенн

Б о н н о д е (30 сент. 1715 —3 авг. 1780),— франц.

философ-просветитель, разрабатывавший сенсуализм.

Член Французской академии. Брат Мабли.

Начало его лит. деятель­ности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с кружком Дид­ро, а впоследствии и сотруд­ничество в «Энциклопедии»). В работе «О выгодах свобод­ной торговли» («Le commerce et le gouvernement, consideres relativoment l'un a l'autre», 1776, рус. пер., ч. 1—2, 1817) К. подверг критике физио­кратов. Как историк К. явил­ся автором «Всеобщей исто­рии человека...» («Histoire generale des hommes et des empires», ок. 1770—73). Филос. взгляды К. сложились под непосредств.

влиянием Локка, истолкование философии к-рого


К. дал в работе «Опыт исследования происхождения человеческих знаний...» («Essai sur l'origme des con-naissances humaines...», 1746). В ней К., по словам Маркса, утверждал, что «... не только душа, но и чув­ства, не только искусство создавать идеи, но и искус­ство чувственного восприятия являются делом опы­та и привычки. От воспитания и внешних обстоятельств зависит поэтому всё развитие человека» (МарксК.и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144).

«Трактат о системах...» («Traite des systemes...», 1749, рус. пер. 1938, под ред. Е. Ситковского) был следующим шагом в развитии сенсуалистич. взгля­дов К. В нем он подверг критике теорию врожден­ных идей Декарта (см. указ. соч., М., 1938, с. 39), окка­зионализм Мальбранша (см. там же, с. 67—68), учение Лейбница о монадах и, отражая прогрессивные устремления естествознания своего времени, выдвинул требование о создании философии, опирающейся не на ложные гипотезы, а на фундамент науч. знаний.

В противоположность субъективному идеализму Беркли, К. утверждал, что природа как источник наших ощущений существует вне человека. В отличие от Юма, К. подчеркивал, что человек может достичь всех знаний, к-рые отвечают его природе и способ­ностям. Но, справедливо критикуя Декарта, Маль­бранша, Лейбница за их идеализм, К. опровергал в то же время спинозовское определение природы как субстанции на том основании, что за много­образием качеств предметов «... мы не в состоянии открыть того, что служит основой их» (там же, с. 99). По К., существуют «...идеи чувственные и идеи абстрактные» (там же, с. 43). Последние только суммируют то, что уже есть в первых, и мо­гут лишь вносить порядок в наши знания, не рас­ширяя их.

Гл. филос. произведение К. «Трактат об ощуще­ниях» («Traite des sensations», v. 1—2, 1754, рус. пер. 1935, под редакцией Е. Ситковского) посвящено выяснению того, «... каким образом все наши зна­ния и все наши способности происходят из... ощу­щений...» (указ. соч., М., 1935, с. 42).

Возражая Локку, К. утверждал, что не существует деятельности воли и разума, независимой от чувств. В исследовании поставленной задачи К. придавал решающее значение наблюдению и анализу. Вообра­зив статую, последовательно наделяемую ощущения­ми, философ показывал, что вместе с этими ощуще­ниями, статуя наделяется всеми психич. и интел­лектуальными функциями. К. прослеживал, как в связи со стремлением к удовлетворению потреб­ностей в человеке возникают привычки осязать, обонять, видеть и т. п., а также размышлять, желать, любить и ненавидеть. Лишь мельком К. затронул вопрос о потребностях, возникающих из совместной жизни людей в обществе, и их влиянии на познание. На основе ощущения возникают внимание, память, идеи; сравнение приводит к суждению (к-рое заме­чает в сравниваемых идеях сходство и несходстве) и, следовательно, к размышлению. Из желания или нежелания приобрести те или иные ощущения «... рож­даются страсти, любовь, ненависть, надежда, страх, воля» (там же, с. 52). При переходе от одной потреб­ности к другой образуется воображение.

К. не сделал последовательно материалистич. выво­дов из своего сенсуализма, колебался между материа­лизмом и идеализмом, но своим сенсуализмом и борь­бой против идеалистич. метафизики 17 в. оказал непо­средств. влияние на развитие франц. материализма. Последний освободил сенсуализм К. от идеалистич. и агностич. тенденций. В своей «Логике...» («La lo-gique ...», изд. посмертно в 1781, рус. пер. Т. Осипов-ского под назв. «Логика, или Умственная наука,


КОНДИЦИОНАЛИЗМ 41


руководствующая к достижению истины», 1805; под тем же рус. назв. «Логика...» вышел в 1792 сделан­ный А. Тройским пер. др. соч. К. по логике —«L'art de raisonner») К. отделял практич. знания от теорети­ческих. Первые бессознательны, инстинктивны и воз­никают до появления языка; вторые невозможны без языка. Теоретич. знания и есть анализ, классифика­ция идей при помощи слов. Слова — это знаки идей, и без знаков, т. е. слов, невозможно теоретич. мыш­ление. К. признавал возможность и др. знаков — цифр, букв, обозначений и т. п. Логика, как общая грамматика всех этих знаков, включает, т. о., и мате­матику. Эти вопросы К. рассматривал также в напе­чатанной посмертно работе «Язык исчислений» («La langue des calculs», 1798). Общие принципы логики, как и все абстрактные принципы, не имеют, по К., познавательного характера. И если они используются во всех случаях, то потому, что они «... не столько знания, сколько сокращенный метод изложения ряда частных знаний ...» («Трактат о системах...», с. 8). К. отрицал возможность выработки общих принципов, охватывающих все явления природы, общества н души. Существуют лишь принципы данного ряда фактов, к-рые и есть извлечение того общего, что есть в них. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце 18— нач. 19 вв. В 1-й пол. 19 в. реакц. противники идей франц. Просвещения и материализма боролись про­тив сенсуализма К. (Мен де Баран, Руайе-Коллар, Кузен и др.). Бурж. история философии 2-й пол. 19 в., искажая взгляды К., объявляла его родона­чальником франц. позитивизма (Винделъбанд и др.).

Соч.: Oeuvres completes, v. 1—23, P., 1798 (с предисл. Arnoux et Mousnier); nouv. ed., v. 1—16, P., 1821—23 (спредисл. A.- F. Thery); Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; Recherches sur 1'origine des idees que nous avons de la beaute..., v. 1—2, Amst., 1749; Gours d'etudes..., [Уроки принцу Пармскому], v. 1 — 13, Parma, 1769—73. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 169—70; Ленин В. И., Материализм и эмпирио­критицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 24; Л у п п о л И, к., Э. Б. де К., в кн.: Д е б о р и н А., Книга для чтения по истории философии, т. 2, М., 1925; История философии, т. 2, М.,1941,с. 437—43; История философии, т. 1, М., 1957,с. 535— 538; Герцен А. И., Собр. соч., т. 3, М., 1954, с. 293, 300, 305; Cousin V., Philosophie sensualiste au dix-huit-ieme siecle, 3 ed., P., 1856; S a 11 у k о w W., Die Philosophie Condillacs, Bern, 1901; Baguenault de Pu-chesse G., Condillac. Sa vie. Sa philosophie.Son influence, P., 1910; D i d i e r J., Condillac, P., 1911; Schini M., Die Anfange des franzosischen Positivismus, Tl 1 — Die Erkenntnisslehre, Stras., 1914; E w a 1 d O., Die franzosi-sche Aufklarungsphilosophie, Munch., 1924; Lenoir R., Condillac, P., 1924; L e R о у G., La psychologie de Condillac, P., 1937; Tomeucci L., II problema dell'esperienza dal Locke al Condillac, Messina, 1937; Meyer P., E. B. de Condillac, Z., 1944; В i z z a r r i R., Condillac, Brescia, [1945]; Dal P r a M., Condillac, Mil., 1947.

Г. Зельманова. Ленинград.

КОНДИЦИОНАЛИЗМ(от лат. condicio — усло­вие) — филос. течение в естествознании (прежде всего в медицине), отрицающее объективность причгшно-следств. связей; сформировался в исследованиях нем. физиолога, проф. Иенского и Гёттингенского уа-тов Макса Ферворна и нем. патологоанатома Ханземана. Они рассматривали принцип К. как методологич. основу не только медицины, но и всего новейшего естествознания.

Созданию К. предшествовало открытие патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, к-рое было осмыс­лено большинством медиков с позиций метафизич., механич. детерминизма, оформившегося в данном слу-яае в виде т. н. монокаузализма. С т. зр. монокауза-лизма, проникновение в организм человека патоген­ного микроба — единств, причина возникновения ледуга. Затем был открыт факт бациллоносительства и появились первые исследования иммунитета. Эти открытия обнаружили факт зависимости заболевания от случайности сочетаний различных условий, что побудило медиков-метафизиков сделать вывод: если


само это сочетание условий совершенно случайно, то ни о какой общей, повторяющейся, закономерно и с необходимостью действующей причине речи быть не может. Понятие «причина», т. о., превращается, с их т. зр., в условное обозначение стихийно следую­щих друг за другом событий и, по мнению Ферворна, должно быть изгнано из науки. Прямолинейность и односторонность монокаузализма вытесняется край­ним и столь же односторонним релятивизмом. Про­филактика лишается к.-л. научной основы. При этом К. объективно приводит его сторонников к отрицанию нозологии, качеств, особенностей различных болезней человека, что в конечном счете сказывается и на отно­шениях кондиционалистов к познанию сущности бо­лезни. Последователи Ферворна считают, что патолог способен лишь «констатировать факты», чисто логи­чески связывая их в своем сознании. Т. о., общая позитивистская тенденция совр. бурж. методологии естествознания проявилась и в медицине.

Диалектика детерминизма в патологии раскрывает­ся в сложном переплетении (вплоть до тождества) таких противоположностей, как внешнее и внутрен­нее, случайное и необходимое, специфическое и неспе­цифическое. Напр., внешнее для организма действие того же микроба одновременно является и внутрен­ним, самим организмом детерминированным процес­сом. Как внешнее, микроб может действовать лишь в том случае, когда его действие становится элемен­том внутр. системы жизнедеятельности микроорга­низма. Метафизич. же противопоставление внешнего внутреннему приводит нек-рых патологов к выводу: причина болезни — в законах жизнедеятельности са­мого организма («чистая необходимость», «внутреннее само по себе»). И тогда для исследователя то, что вызывает болезнь в организме индивидуума,—• не при­чина, а случайный повод, значение к-рого весьма ус­ловно. «Специфика» этого «чисто внешнего», случай­ного условия только «подталкивает» действие общих, неспецифич. адаптационных реакций организма.

Организм может жить и бороться за жизнь лишь за счет внешнего а против внешнего, постоянно пре­вращая его воздействия во внутр. процессы, осуще­ствляющиеся по законам жизнедеятельности самого организма. Но внешнее, самим организмом объек­тивно отождествляясь с внутренним, остается и самим собой, вызывая в организме такие процессы, к-рые так или иначе зависят от специфики внешнего. С др. стороны, сама т. н. «неспецифическая» реакция орга­низма в каждом индивидуальном случае также суще­ствует в определ. особенной форме (кстати сказать, зависящей и от специфики патогенного агента). Ни одно из условий, без к-рых патогенное свойство возбудителя не проявится, ни их совокупность не вызовут заболевания без наличия самого возбуди­теля. Но общая закономерность и необходимость патогенного действия возбудителя-причины в каж­дом единичном случае проявляется в форме случай­ности потому, что необходимые для проявления пато­генных качеств возбудителя условия собираются, накапливаются независимо от самих особенностей и свойств возбудителя, иными словами — случайно по отношению к внутр. закономерности жизнедеятель­ности микроба и макроорганизма. Причем именно специфич. особенности заболевания как следствия зависят не только от качества причины-возбудителя, но и от всего комплекса условий: локализации про­цесса, общего состояния организма, его предраспо­ложенности (сенсибилизированности) и мн. др. В этой связи каждое из условий по отношению к определ. особенности болезни выступает уже как причина.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 532 — 536; Гегель, Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937—1939 ; ФерворнМ., Естествознание и миросозерцание. Пробле-'


42 КОНДОРСЕ


ма жизни. Две лекции, пер. с нем., М., 1909 ; е г о ж е, Ме­
ханика душевной жизни, М., [1909]; его же, Общая фи­
зиология. Основы учения о жизни, пер. с нем., вып. 1—3,
М., 1910—12; Г е н е с С. Г., О каузализме и К. в медицине,
«Врачебное дело», 1930, № 5; К а р л и к Л. Н., Патологич.
физиология, М.—Л., 1936; А д о А. Д., [и др.], Патологич.
физиология, М., 1957; Богомолец А. А., Избр. тру­
ды, т. 3, К., 1958; С е л ь е Г., Очерки об адапта­
ционном синдроме, пер. с англ., М., 1960; Давыдов­
ский И. В., Проблема причинности в медицине (этиоло­
гия), М., 1962; ПигаревскийВ. Е., Нек-рые критич.
замечания к кондициональному направлению в патологии,
в сб.: Вопросы диалектич. материализма в теоретич. меди­
цине, Л., 1962; Царегородцев Г. И., К. в свете
ленинской критики махизма, в сб.: Филос. вопросы медици­
ны, М., 1962; Hansemann D., Uber das konditionale
Denken in der Medizin und seine Bedeutung fur die Praxis,
В., 1912; V e r w о г n M., Kausale und konditionale Welt­
anschauung, Jena, 1912. Ф. Михайлов. Москва.

КОНДОРСЕ(Condorcet), Мари Жан Антуан Никола де (17 сент. 1743 — 7 апреля 1794) — франц. мате­матик, социолог и политич. деятель. Под влия­нием Д'Аламбера, Клеро и геометра Фонтена встал на путь науч. деятель­ности. После издания «Опы­тов анализа» («Essais d'ana-lyse», 1768) был избран в чле­ны Академии. С 1773 занимал пост ее секретаря. Сотрудни­чал в «Энциклопедии...». На­писал более 50 биографий членов Академии, в т. ч. Воль­тера и Тюрго («Eloges des academiciens... morts depuis 1666jusqu'en 1699», 1773), с к-рыми поддерживал личные связи. В 1791 К. избран в Законодательное собрание. В Конвенте К. противопоста­вил якобинцам свой жирондистский проект консти­туции. Правительство Робеспьера обвинило его в за­говоре и вынесло решение о его аресте. Скрываясь, К. писал свой знаменитый «Эскиз историч. картины прогресса человеч. разума» («Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain», 1795; рус. пер., 1909, вступ. ст. М. Ковалевского; 2 изд., 1936). Весной 1794 К. был арестован и в тюрьме, желая избегнуть публичной казни, принял яд.

Сторонник деизма и сенсуализма, К. исходил из того, что «человек рождается со способностью по­лучать ощущения... под воздействием внешних ве­щей... Эта способность, соединенная со способностью образовывать и сочетать идеи, порождает между людьми отношения интереса и долга...» (указ. соч., М., 1936, с. 3, 4). В противовес «скептикам» К. утверж­дал, что при помощи ощущений и идей люди способны познавать окружающий мир; К. признавал наличие вечных и неизменных законов природы и общества. В своей философии истории (изложенной гл. обр. в «Эскизе...») К., находясь под влиянием Руссо (см. там же, с. 164—66), Тюрго и Рейналя, развивал тео­рию прогресса человечества на идеалистич. базе. В основе истории лежит, по мнению К., безграничное совершенствование знаний и способностей людей, хотя К. указывал также и на значение хозяйств, и политич. факторов для объяснения различных этапов совершенствования человеч. разума и периодов раз­вития общества. Невежество, предрассудки, деспо­тизм являются осн. врагами человечества. Религия, возникновение к-рой, по утверждению К., было обу­словлено хитростями шарлатанов и попов, с одной стороны, легковерием и суеверием масс — с другой, играет вредную роль в истории.

Форма организации человеч. рода на первой стадии цивилизации — семья, к-рая, размножаясь, превра­щается в племя; осн. источник существования — охота и рыболовство. Нет частной собственности. Пер-


вой характерной чертой, отличавшей это общество от животного стада, являлись «... искусства, посвя­щенные удовлетворению самых незатейливых потреб­ностей человека» (там же, с. 18). Общество не распо­лагало досугом, необходимым для развития наук. Поэтому образуется класс людей, к-рый хранит на­капливавшиеся знания, приемы искусства изготовле­ния оружия и утвари, обряды, а затем и религ. цере­монии; так, по мнению К., возникло духовенство (см. там же, с. 22). С переходом к скотоводству и земледелию образуется имуществ. неравенство, соб­ственность становится наследственной. Появляются обмен, торговля и деньги. Ввиду того, что труд может создавать ценностей больше, чем стоит пища, необ­ходимая для восстановления сил работника, создалась возможность «...превращать военнопленных в рабов, вместо того чтобы их убивать» (там же, с. 25). Возни­кает промышленность, совершенствуется земледелие. Все это ведет к развитию знаний и к совершенство­ванию разума, т. е. наук и философии. Но одновре­менно «... совершенствуется искусство вводить в заб­луждение людей, чтобы их легче эксплуатировать...» (там же, с. 27). В противоположность Руссо, вслед за Рейналем, К. утверждал, что переход от перво­бытного общества к цивилизации являлся не вырож­дением человеч. рода, но «... неизбежным переломом в его постепенном движении к полному совершенству» (там же, с. 31). Дальнейший прогресс общества, по К., принес с собой разделение труда и возникновение новых классов, в т. ч. «... класса рабочих всевозмож­ных профессий и класса купцов» (там же, с. 35). Т. о., политич. строй общества усложнялся. Когда терпение народов истощалось, возникали революции, в резуль­тате к-рых появлялись новые формы государственного устройства—республики. Революции способствовали прогрессу.

Возникновение феодализма и деспотизма К. объяс­нял завоеванием. Люди должны покончить с феода­лизмом и проложить дорогу полной реализации «естественных прав», вытекающих из природы человека и его разума.

В своих идеалах К. не выходил за рамки частной собственности и считал, что имуществ. неравенство необходимо и даже полезно для общества. К. требовал уничтожения неравенства между нациями (см. там же, с. 221), был противником работорговли и расовой ненависти, осуждал войны как «гибельный бич» и «величайшее преступление», пропагандировал сбли­жение культур и междунар. солидарность народов, был сторонником уравнения прав женщин и мужчин. В демократии, по его словам, «...целью всех обще­ственных организаций должно быть улучшение со­циальных, моральных, интеллектуальных и физи­ческих возможностей самого многочисленного и самого нуждающегося класса» (цит. по речи М. Тореза на XVI съезде КПФ, см. «Humanite», 1961, 15 mai, p. 8).

Идеи К. сыграли прогрессивную роль и оказали значит, влияние, в частности на Сен-Симона и франц. историков эпохи Реставрации.

Как экономист, К. находился под влиянием фи­зиократов, особенно Тюрго. Занимался математикой (кроме «Опытов анализа», напечатал «Опыт интеграль­ного исчисления» — «Du calcul integral», 1765). Соч.: Oeuvres, t. 1 — 12, P., 1847—49.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идео­логия, Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 530—31; Маркс К., Пе­редовица в № 179 «Kolnische Zeitung», там же, т. 1, с. 112; Энгельс Ф., Праздник народов в Лондоне, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 5, М.— Л., 1929; Плеханов Г. В., Очерки по истории материа­лизма, в его кн.: ИзбР. филос. произв., т. 2, М., 1956; Исто­рия философии, т. 2, [М.], 1941, с. 315—21; История филосо­фии, т. 1, М., 1957, с. 591—93; Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода франц. бурж. революции 1789—1794, М.— Л., 1946; Волгин В. П., Развитие обществ, мысли во Фран-


КОНЕЧНОЕ 43


ции в XVIII веке, М., 1958; Robinet I. F. е., С, sa vie, son oeuvre. 1743—1794, P., [1893]; С a h e n L., С et la revolution francaise, P., 1904; A 1 e n g г у F., С. guide de la Revolution francaise, P., 1904; S с h i n z M., Die An-fange des franzbsischen Positivismus, Tl. 1, Die Erkenntniss-lehre, Stras., 1914; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Frazer J. G., C. on the progress of the human mind, Oxf., 1933; Shapiro J. S., C. and the rise of liberalism in France, N. Y., [1934]; Granger G. G., La mathema-tique sociale du marquis de C, P., 1956; Cento А., С. е l'idea di progresso, Firenze, [1956] (им. библ.).

Г. Зелъманова. Ленинград.

КОНЕЧНОЕ[буквально —имеющее конец (соответ­ственно—начало)]—всякий определенный, ограничен­ный преходящий предмет, процесс. Представление о К. содержит характеристику вещей со стороны их ка­честв, и количеств, определенности. Эта характери­стика связана с определением реальности как диск­ретной. В силу того, что между любыми вещами можно найти что-то общее, граница вещи всегда есть огра­ниченность ее в отношении одних характеристик и не является таковой в отношении других. Напр., капитализм есть преходящая, конечная стадия раз­вития общества. Но его граница не есть граница раз­вития производит, сил. Наоборот, производит, силы, развитые капитализмом, переходят границу меры капитализма, чем и обусловлена его конечность.

Поскольку качество, как объективная определен­ность вещи, никогда не сводится к количеству, сама задача выражения качества через количество неиз­бежно предстает как нечто бесконечное.

Качество есть конечность внутри бесконечного многообразия мира. В категории количества беско­нечное выступает непосредственно в своем отношении к К. Количество есть бесконечность внутри К. G др. стороны, качество любого определ. предмета может быть выражено через свойства, в к-рых выражены его отношения с др. предметами. Но при этом ока­зывается, что различных отношений и, следовательно, свойств у этого предмета бесконечно много, и качество предстает как бесконечность в смысле бесконечного многообразия, неисчерпаемости самого предмета. Т. о., качество есть бесконечность внутри количе­ственно К. В данном аспекте количество выступает как К., как ограничение качеств, бесконечного пред­мета. Поэтому, с т. зр. чисто количеств, подхода, любое качественно определ. явление (т. е. К.) выглядит как лишенное каких бы то ни было внутр. границ и пределов, как чистая (и потому бесконечная) воз­можность их установления, как непрерывный конти­нуум (и следовательно, бесконечное). К. определяется вообще как исчезающий момент, как преходящее состояние материи, находящейся в бесконечном изме­нении. Изменение же вообще связано с постоянным снятием границ, пределов, различий между вещами, а следовательно, и снятием дискретности. В этом про­цессе каждое К. выходит за свои пределы, во-первых, тем, что соотносится, взаимодействует с бытием, лежащим вне его, а во-вторых, тем, что со временем превращается в другое К. В этом постоянном выхож-дении вне себя заключается всеобщая, бесконечная природа любого К., или К. вообще — его универсаль­ное отрицат. определение. Если мыслить К. как нечто только определенное, т. е. без движения (снимающего эту определенность), внутренне в ней же самой зало­женного, без имманентного противоречия, то невоз­можно понять процесс развития, понять, почему это К. превращается в другое К., почему оно —именно К., а не бесконечное. С т. зр. диалектич. логики, внешние границы существования вещи — ее начало и конец во времени и в пространстве — всегда пола­гаются внутр. границей, т. е. качественно-опреде­ленной мерой, имманентным противоречием этой меры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.