Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 3 страница




(см. там же, т. 2, с. 440), но и ставит практич. задачу: «Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи вос­питывал всех с молодых лет в сознательном и дисцип-линированномтруде» и своими делами добивался, чтобы все смотрели «на труд не так, как на него смотрели прежде» («Задачи союзов молодежи», см. там же, т. 31, с. 274, 273).

В работе «Государство и революция» (1917) Лениным вскрыта глубокая связь между превращением труда в первую потребность каждого и полным отмиранием гос-ва: «Государство сможет отмереть полностью тог­да, ...когда люди... добровольно будут трудиться п о способностям» (Соч., т. 25, с. 440). Разъясняя эту мысль в «Докладе о субботниках на Московской кон­ференции РКП(б)» (1919), Ленин говорил, что К. т. оз­начает, что «...люди привыкают к исполнению общест­венных обязанностей без особых аппаратов принужде­ния», что это «...не нормированный никакой властью, никаким государством, труд отдельных лиц на общест­венную пользу в широком масштабе» (Соч., т. 3.0, с. 260—62). Исчезновение необходимости требовать от каждого, чтобы он участвовал в труде, и специально стимулировать его трудовую деятельность извне, уп­рочение внутр. потребности в труде «...предполагает и не теперешнюю производительность труда и не тепер еш н е г о обывателя...» (Соч., т. 25, с. 441).

Но пока труд не стал первой потребностью каждо­го, пока в условиях социализма имеют огромное зна­чение не совпадающие с содержанием деятельности по­будит, мотивы морального характера (такие, как по­четность труда, социалистич. соревнование), пока важную роль играет коллективная и личная материаль­ная заинтересованность, гос-во должно строжайшим образом контролировать соблюдение всеми гражданами обязанности трудиться, правильность вознаграждения за труд, и осн. принципом остается: «Кто не работает, тот не ест». Этот принцип окажется излишним тогда, когда станет для всех само собой разумеющимся, что нет смысла жить не трудясь, когда будет преодолена косная сила традиций и привычек обывателя (см. Соч., т. 30, с. 164).

Путь к этому лежит через коммунистич. дисцип­лину труда, источник к-рой заключен в усвоении каждым членом общества обязанности трудиться в форме своего личного долга, в том, что каждый рас­сматривает все обществ, нужды как свои собственные и добровольно заботится о них, не считая это «чужой» функцией. «Мы будем работать,— писал Ленин,— чтобы ... вытравить привычку считать труд только повинностью и правомерным только оплаченный по известной норме труд..., чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и комму­нистический труд» (Соч., т. 31, с. 103). Элементы ор­ганизации труда, основанной на этой «...свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся...»(Соч., т. 29, с. 387), Ленин открыл в родившихся из революц. энтузиазма «коммунистических субботниках» («Вели­кий почин», 1919, и др.). Особенно высоко ценил Ленин то, что участники субботников, показывая пример бесплатного труда «...из сознания необходи­мости работать на общую пользу» (Соч., т. 30, с. 180), повысили производительность труда. «... Где появляет­ся самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда...», труд на пользу «...не их „ближним", а „дальним", т.е. всему обществу в це­лом...», там, писал Ленин, начинается коммунизм, ибо «коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознатель­ных, объединенных, использующих передовую тех­нику, рабочих» (Соч., т. 29, с. 394).

Первые ростки К. т. Ленин призывал «...тщательно изучать, ...внимательнейшим образом относиться к


32 КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД


ним, всячески помогать их росту и „ухаживать" за этими слабыми ростками» (там же, с. 392). Вместе с тем Ленин всегда настойчиво предостерегал и проте­стовал против слишком легкого употребления понятия «коммунистическое»: «... столь почетное название надо завоевать долгим и упорным трудом, завоевать доказанным практическим успехом в строительстве действительно коммунисти­ческом» (там же, с. 398). «...Слово „коммунистический" требует к себе очень осторожного отношения», ибо только в субботниках, «...только в этом, чрезвычайно малом, явлении стало проявляться кое-что коммуни­стическое*, а в первоначальных формах социализма «...коммунистического еще... ничего нет» [«Доклад о субботниках на Московской конференции РКП(б)», см. Соч., т. 30, с. 261]. Поэтому, подчеркивал Ленин, когда речь идет о труде при социализме, правильнее было бы говорить не о коммунистическом, а о социали­стическом труде..., так как К. т. «...в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия опре­деленной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труп, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке тру­диться на общую пользу и но сознательному (перешед­шему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового ор­ганизма» («От разрушения векового уклада к творче­ству нового», см. там же, с. 482).

Социализми борьба за торжество коммунистическо­го труда.История строительства социализма показы­вает, как внутри социалистич. производств, отноше­ний вместе сих становлением — благодаря ликвидации бурж. способа произ-ва и на основе социалистич. соб­ственности на средства пропз-ва — формируются та­кие черты социалистич. труда, которые подготовляют переход к собственно К. т. К этим чертам принадлежат и такие, к-рые, получив максимальное развитие и исчерпав свою прогрессивную роль, изживут себя. Таковы, напр., современные формы материальной заинтересованности в труде, играющие важнейшую роль на стадии социализма. Но, наряду с отношением к труду как к источнику получаемых за труд средств потребления, почетному делу, приносящему моральное вознаграждение, и как к определяющему место чело­века в обществе, уже сами социалистич. производств, отношения порождают и др. стимулы к труду. Это, прежде всего, отношение к труду как к участию в осуществлении историч. цели социалистич. общества — в построении коммунизма, как к вытекающему отсю­да сознательному служению обществу и деятельности на благо других. Действие этого фактора воплощает и организует коммунистич. партия (см. Коммуни­стическое воспитание). Задача состоит в том, чтобы цель общества стала непосредственно всеобщим инте­ресом. Далее, по мере прогресса производит, сил со­циализма, совершенствования его экономич. отноше­ний и организац. форм хоз. жизни, по мере роста занятости трудящихся теми видами труда, к-рые отли­чает сравнительно большая содержательность, зарож­дается и крепнет потребность в труде как творчестве — технич., научном, художеств, и даже социальном. Наконец, возникают элементы таких форм труда, ког­да выполнение основных производственных или слу­жебных обязанностей, с одной стороны, и выполнение определ. функций на обществ, началах начинают не просто дополнять друг друга, но взаимопроникать, срастаться между собой. Эти три фактора в их един­стве и придают социалистич. труду черты К. т. в ши­роком смысле, к-рые представляют собой не какие-то готовые «куски» собственно К. т., а элементы, к-рые его


подготавливают. В распространении этих элементов К. т. особую роль играло и играет социалистическое соревнование, содержание к-рого соответствует ха­рактеру стимулов труда его участников. Оно в свою очередь становится фактором, усиливающим действие тех стимулов, нак-рых оно основано. Для социалистич. соревнования Ленин сформулировал три принципа: гласность, т. е. полная и широкая информация о ходе всех дел; сравнимость результатов и правильный учет всех условий; распространение передового опыта, обмен им, помощь победителей соревнования отстаю­щим (см. Соч., т. 27, с. 182).

Первые «ростки» К. т. — коммунистич. субботники — были проявлением самоотверженности и героич. по­рыва рабочих во имя коммунизма. Субботники роди­лись в борьбе со свирепствовавшим во время граждан­ской войны и интервенции голодом и разрухой; они — детище периода «военного коммунизма» (первый суб­ботник был 12 апр. 1919 в депо Москва-Сортировочная Моск.-Казанской ж. д.). Их великое значение состоит в том, что они показали пример труда без вознаграж­дения, труда во имя обществ, (классовой) цели. Этот «великий почин» высоко ценил Ленин. Субботники не охватывали всей сферы произ-ва. В восстановит, пе­риод созданию условий для роста элементов К. т. в повседневном труде способствовала организация на предприятиях производств, совещаний (1923), при­званных приобщить рабочих к участию в управлении хозяйством. Расширению почвы для ростков К. т. способствовало ударничество (1925—28, годы 1-й пятилетки), характеризовавшееся развитием рабочего рационализаторства. После создания основ социализма сложились новые формы социалистич. соревнования, связанные с новой техникой (стахановское движение 1935, движение многостаночников и др.).

После XX съезда КПСС (1956), поднявшего трудо­вую активность масс, социалистич. соревнование по­лучило новый размах в форме движения новаторов произ-ва. С 1958, в условиях более высокого уровня развития производит, сил, экономики, науки, культу­ры и идеологии идущего к коммунизму социалистич. общества, развернулось новое, массовое движение за К. т., в к-ром развиваются элементы К. т. в широком смысле. Начало соревнования за звание бригад К. т. положил коллектив депо Москва-Сортировочная Моск.-Казанской ж. д. В качестве условий соревнования были приняты «три заповеди»: 1) работать все более высокопроизводительно... 2) постоянно учиться... 3) воспитывать в себе черты человека нового общества... Оценивая это движение, ЦК КПСС отметил, что «..в нем органически сочетаются борьба за достижение... наивысшей производительности труда и воспитание нового человека — хозяина своей страны, который постоянно смотрит вперед, дерзает, думает, творит» («Всесоюзное совещание передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда», 1960, с. 8). Не только высокие производств, показатели, но наряду с ними повышение культуры самого челове­ка труда также становится мерилом успеха в соревно­вании. Укрепляются элементы потребности в труде как творчестве, ибо зарождается понимание того, что труд —не только затрата сил, но также приобретение, обогащение человека.

Труд во имя коммунизма выступает как труд на бла­го общества, на благо других, как помощь им, труд во имя обществ, долга. Так, напр., получило распро­странение движение за переход передовиков на отстаю­щие участки произ-ва с целью поднять их до уровня передовых (инициатором его была В. Гаганова).

Элементы К. т. существуют не самостоятельно, а внутри социалистич. производств, отношений и подчинены им. Отличие социалистической ма­териальной заинтересованности от «выгоды» в том и


КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД 33


состоит, что она образует органическое единство двух форм — личной и коллективной материальной заинте­ресованности.

Единство личной и коллективной материальной за­интересованности, а также то, что труд определяет место человека в обществе, является основой возрас­тающей роли моральных стимулов к труду (призна­ние и уважение коллектива, почет, поощрит, меры обществ, организаций, Коммунистич. партии и социа-лпстич. государства). При этом развитие стимулов, вырастающих лишь из обогащенного социального содержания труда вместе с реальной ответственностью человека в труде, не может быть сведено к идеологич. задаче формирования морального сознания.

«Автоматизация и комплексная механизация слу­жат материальной основой для постепенного перера­стания социалистического труда в труд коммуни­стический» (Программа КПСС, с. 67).

Элементы К. т. в социалистич. труде выступают как ускоряющие ход технич. прогресса.

Развитие элементов К. т. невозможно без усиления борьбы против унаследованных от эксплуататорского общества пережитков паразитизма, бюрократизма, по-требительски-собственнич., утилитарного отношения ко всей культуре.

Участники совр. движения за К. т. нередко берут на себя выполнение нек-рых функций учета, контроля и надзора. В Программе КПСС распространение ком­мунистич. форм труда связывается с участием коллек­тивов предприятий в управлении ими (см. там же, с. 75).

Усвоение необходимости труда предполагает превра­щение дисциплины в самодисциплину, контроля в само­контроль, организованности в самоорганизованность. При этом самоорганизованность — результат реаль­ного освоения и включения функции контроля в содер­жание деятельности, результат того, что каждый реаль­но берет на себя всю полноту ответственности за все аспекты и последствия своей деятельности в обществе. Каждый должен подняться до уровня обществ, дея­теля не в порядке дополнения к осн. труду, а в самом повседневном труде.

К. т. есть полное претворение в действительность высшего гуманистич. принципа: «Все во имя человека...» (там же, с. 6), ибо этот принцип совпадает с принципом: труд, его человеч. смысл — первая по­требность, цель. Человек, к-рый в своей активной деятельности осуществляет свои интересы и интересы общества в целом и к-рый может с полным правом ска­зать: я — это мой труд, сам может быть только целью.

Развитие деятельных способностей человека требует решения проблемы свободного времени. В совр. дви­жении за К. т. можно найти смелые попытки содер­жательного и даже творч. использования свободного времени наряду с новаторскими устремлениями в про­изводит, труде. Пока труд таков, что остается сред­ством жизни, задача состоит в сокращении рабочего времени на основе роста производительности труда. Однако увеличение свободного времени исторически Оправдано лишь тогда, когда оно означает увеличе­ние не времени безделья, а времени разностороннего развития личности. Оно само — обществ, достояние величайшей ценности и потому бессодержательные занятия — это его расхищение. «Досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству» (там же, с. 121). В конечном счете труд в рабочее время и труд в свободное время, превратившись в К. т., сольются в единую самодеятельность.

В совр. движении за К. т. самым важным является не тот или иной частный успех его участников, а их готовность смело идти дальше, учиться решать более


глубокие задачи, поэтому девиз этого движения— «Учиться работать и жить по-коммунистически». По-ступат. движение социалистич. общества к коммунизму будет выдвигать, в частности, также и перед движением за К. т. все более трудные задачи, действительно глу­бокие проблемы и предъявлять гораздо более высокие требования к его участникам. Тем, кто завоевал почет­ное звание победителей в этом соревновании вчера, предстоит сделать гораздо больше, чтобы заслужить это звание завтра.

Движение за К. т.— новейшая из форм социалистич. соревнования. Развиваясь вширь, оно быстро приоб­рело подлинно массовый характер. Число его участ­ников составляет 23 млн. чел. (1963).

Так как движение за К. т. по своему содержанию яв­ляется закономерным результатом развития социали­стич. общества, то и в др. странах мировой социа­листич. системы складываются формы соревнования трудящихся, в к-рых обнаруживаются те же самые существ, черты. Так, с 1958 движение бригад социа­листич. труда развернулось в ЧССР: его лозунг — «По-социалистически работать, по-социалистически жить!»; став массовым, оно захватило также и с. х-во. Анало­гичные движения развиваются в ГДР (под лозунгом «Будем учиться работать и жить по-социалисти­чески!»), в Болгарии (с 1959 — движение бригад об­разцового социалистич. труда), в Польше, Венгрии и др. странах социалистич. системы.

Совр. бурж. идеологи с их классовых позиций видят в науч. марксистской концепции К. т. и в практич. усилиях с целью ее осуществления в странах социа­лизма лишь «утопию» или «эсхатологич. веру». Они либо объявляют человека навсегда обреченным на то, чтобы его труд противостоял ему в качестве чуждой враждебной силы (напр., большинство экзистенциа­листов), либо пытаются с помощью паллиативов «смяг­чить» участь наемного рабочего, не выходя за пределы капитализма и даже не помышляя об устранении его язв (напр., индустриальная социология, концеп­ция «человеческих отношений» и т. п.). Часто в ка­честве таких мер «смягчения» выдвигаются методы психологич. и идеологич. обработки, оглупления, об-мещанивания и культивирования бутафорских раз­влечений с целью внушить людям, низведенным до уровня «винтика», со стандартными запросами, чувство полной удовлетворенности существующим. Таков и новейший вариант старой буржуазной «идеи» об «из­менении сознания». Один из самых распространенных пороков бурж. идеологии в трактовке проблемы отно­шения к труду состоит в сведении ее к чисто технич. проблеме: вместо анализа исторически возникших и преходящих социальных отношений, выразившихся в отчуждении труда, эти особые социальные условия фетишистски выдаются за свойства или самой техники (технократич. концепции и т. п.) или индивида как та­кового. Поэтому эти идеологи неспособны понять исто-рич. перспективы тех процессов, к-рые совершаются в странах социализма под руководством коммунистич. партий, под знаменем марксизма-ленинизма.

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские руко­писи 1844 года, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; его же, Нищета фило­софии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; е г о же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; е г о ж е, Заработная плата, там же; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Маркс К. иЭнгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же; его же, Коммунисты и Карл Гейнцен, там же, т. 4; е г о же, Принципы ком­мунизма, там же; Ленин В. И., Политический доклад ЦК 2 дек. [на VIII Всероссийской конференции РКП(б) 2—4 дек. 1919 г.], Соч., 4 изд., т. 30; его же, Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 дек. 1919 г., там же; его же, Доклад о субботни­ках на Московской общегор. конференции РКП(б) 20 дек. 1919 г., там же; его же, От первого субботника на Москов­ско-Казанской железной дороге ко всероссийскому суб-



КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


 


ботнику-маевке, там же, т. 31; его же, Речь на митинге, посвященном закладке памятника Освобожденному труду, 1 мая 1920 г., там же; его же, Задачи союза молодежи, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; XXII съезд КПСС 17—31 октября 1961 года. Стено­графический отчет, т. 1—3, М., 1962;Героич. трудом воздвиг­нем величеств, здание коммунизма! Обращение Пленума ЦК КПСС, в кн.: Пленум ЦК КПСС 24—29 июня 1959 г. Стеногр. отчет, М., 1959; У истоков коммунистич. труда, [Сб.] под ред. Г. Д. Костомарова, М., 1959; Кайдалов Д. П.> Коммунизм, труд и человек, М., 1960; Вознесенский Л. и Волков Ф., Замечательное движение современности, «Коммунист», 1960, № 8; М о р о з о в М., Родионов П., На главном направлении в борьбе за К. т., там же, 1961, У> 11; Гергаберг С. Р., Движение коллективов и удар­ников К. т., М., 1961; Глезерман Г. Е., Коммунизм и труд, М., 1961; И о й р ы ш А. И., Труд и коммунизм, М., 1961; Н о в о с е л о в Н. С, О превращении труда в первую жизненную потребность, М., 1961; С т р у м и л и н С. Г., Проблемы социализма и коммунизма в СССР, М., 1961; Леонтьев Л., Коммунизм и труд, [М.], 1962; О ком­мунистич. отношении к труду. [Сб. документов и материа­лов], М., 1962; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Б а т и щ е в Г., Человек — труд — свобода (рец.), «Новый мир», 1963, № 12; Разделение труда ^всестороннее развитие личности. [Материалы обсуждения], «Вопр. фило­софии», 1962, № 10; 1963, Ни 3, 4, 9, 11, 12; 1964, ,Ni> 1,6; Батищев Г. С, Отношение к труду как первейшей пот­ребности жизни — важнейшая черта человека коммуни­стич. общества. «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1963, № 1; Гвардия строителей коммунизма. [Материалы респ. совещания передовиков движения за К. т.], Йошкар-Ола, 1963; Волков Г., Эра роботов или эра человека, «Новый мир», 1963, № 9; Kurella A., Der Mensch als Schopfer seiner Selbst, В., 1958. См. также лит. при ст. Коммунистическое воспитание. Г. Батищев. Москва.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ— пла­номерное, целеустремленное и систематич. формиро­вание всесторонне и гармонично развитой личности; важнейшая составная часть теории научного коммуниз­ма. Для построения коммунистич. общества необходи­мо не только создание соответствующей материально-технич. базы и на ее основе коммунистич. обществ, отношений, но и всестороннее развитие личности, фор­мирование коммунистич. сознания людей, полного преодоления пережитков старого общества в обла­сти сознания, психологии, нравов, обычаев, творч. формирование способностей, дарований, талантов.

Предшественники научного коммунизма — утопи­сты-социалисты — высказали ряд идей, вошедших в марксистское учение о К. в. Они выдвинули идею широкого общенародного воспитания. По их мнению, каждый обществ, институт, каждое обществ, меро­приятие, все общество в целом должны представлять собой школу воспитания. «Так как формирование характера,— говорил Оуэн,— происходит изо дня в день, со дня рождения и еще до него, а затем в течение всей жизни, то каждый поселок во всех своих частях станет школой, где путем комбиниро­ванных мероприятий у всех его членов будет создавать­ся совершенный характер» (Соч., т. 2, М.—Л., 1950, с. 193).

Утописты поставили и отчасти решили ряд вопросов о значении идеальных факторов в воспитании; о месте в воспитании морали, иск-ва. Они впервые выд­винули идею безрелигиозного воспитания. Правда, у нек-рых утопистов религия еще остается, но она сводится либо к почитанию «божественной природы» (см. Т. Мор, «Утопия», М., 1953, с. 210), либо к покло­нению гармонии (см. Ш. Фурье, Избр. соч., т. 3, М., 1954, с. 414).

Считая, что воспитание должно быть свободным от всякого принуждения, как внутреннего, так и внеш­него, утописты критически относились и к бурж. морали, рассматривали ее как средство, сковывающее самодеятельность народа. Согласно Фурье, мораль, основанная на принуждении, так же неистинна и вред­на для воспитания, как и религия. Воспитание «эпохи цивилизации», поскольку оно основывается на морали, подавляет все чувства и страсти человека, тогда как воспитание «строя гармонии» ведет к «взлету страстей» и будет обходиться без мораль-


ного принуждения. В будущем коммунистич. обще­стве принципы нравственности будут соблюдаться по привычке. По мнению Фурье, «... добрые нравы будут царить только в силу единодушного соглаше­ния без вмешательства морали и законов, а тем паче наказаний. Но у гармонийцев хороший тон будет вовлекать в производительный труд...» (там же, т. 4, М., 1954, с. 160—61).

Очень настороженно утописты относятся к иск-ву. Как источник развлечения и чистого эстетич. наслаж­дения иск-во отрицается. Оно принимается ими лишь как средство обучения производительному труду. Правда, Фурье придавал большое значение эстетич. воспитанию в будущем обществе, считая, что опера и театр будут развивать страсть к соревнованию. Он предполагал, что при строе гармонии каждая фаланга будет любительским театром.

Одна из важнейших заслуг утопистов состоит в том, что они не ограничились поисками моральных, этич. и эстетич. мотивов к трудовой деятельности, но и в самой трудовой деятельности увидели опре­деляющий мотив поведения человека во всех сферах его деятельности. Т. о., они впервые выдвинули идею о самовоспитании народа, о воспитании, к-рое совершается в процессе творч. труда. Почти у всех утопич. социалистов высказывается идея о соедине­нии образования с трудом.

Исходя из этих положений, утописты отстаивали
идею о всестороннем развитии человека как гл. уело
вии К. в. «... Прошли времена,— говорил Оуэн,—
когда требовались характеры, лишенные целостно­
сти... Наступил период, когда успехи знания тре­
буют создания ... всесторонне развитых разумных
мужчин и женщин» (Соч., т. 2, с. 218). Воспитание,
основанное на труде, является основой формирова­
ния гармонически и всесторонне развитой личности.
Труд как условие свободного воспитания индивидов
обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность
и целостность индивидов. При строе гармонии «...вос­
питание,— по мнению Фурье,— должно быть слож­
но-целостным: сложным, поскольку оно фор­
мирует одновременно тело и душу, целостным, т. е.
охватывающим все части ... тела и души, вводящим
совершенство со всех точек зрения...» («О воспита­
нии при строе гармонии», М., 1939, с. 21). Однако,
утверждая, что люди суть продукты обстоятельств
и воспитания, они, как указал Маркс в 3-м тезисе
о Фейербахе, забывают о том, что обстоятельства
сами изменяются людьми. По их мнению, путь к по­
строению совершенного общества лежит через воспи­
тание новых людей. Но чтобы воспитать новых людей,
надо изменить условия их жизни, создать новую
социальную Среду. в. Шестиков. Москва.

Науч. основы теории К. в. были разработаны Марксом, Энгельсом и Лениным. Классики марк­сизма-ленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-историч. характер, они связали воспитание людей с переустройством обществ, отношений, с активной ролью людей в этом переустройстве в качестве его творцов. Только в ре­зультате обществ.-историч., трудовой деятельности человек формирует себя во всех своих человеческих качествах, осваивает материальную и духовную куль­туру, развивает свои деятельные способности. «Сов­падение изменения обстоятельств и человеческой дея­тельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная прак­тика» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 2).

Классики марксизма показали, что в процессе обществ.-историч. практики, в процессе изменения социальных отношений происходит самовоспитание человека, формирование его реальной обществ, сущно-


КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 35


сти, а также его сознания, психики, нравств. и эсте-тич. чувств. Только в обществ.-революц. практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подчеркивали, что суть К. в. состоит не в изобретении на утопич. манер новой формы противопоставления массе стоящих над ней воспитателей, а в том, чтобы «... сбросить с себя всю старую мерзость ...» (там же, с. 70, ср. с. 33). В этом творч. самоочищении от ста­рой мерзости — воспитат. цель коммунистич. рево­люции, понятой как совпадение изменения обстоя­тельств людьми и изменения ими самих себя. В ходе такого революц. процесса его вершители поднимаются до роли подлинных субъектов истории. Поэтому подлинно К. в. не имеет ничего общего с элитарной т. зр. на массу как на простой объект воспитания.

Маркс и Энгельс доказали, что в классовом обще­стве нет и не может быть человека вообще, что чело­век есть продукт обществ, отношений. Поскольку условия материальной жизни различных социальных групп различны, это определяет принадлежность всех людей к определ. классам. Поэтому в классово антагонистич. обществе не может быть бесклассового воспитания.

Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей кри­тике бурж. систему воспитания, раскрыли ее клас­совую сущность. Буржуазия дает трудящимся обра­зование постольку, поскольку это в ее интересах. Система ее нравств. воспитания сводится, по словам Маркса, к вдалбливанию- бурж. принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию человека человеком. Все средства воспитания буржуа­зия направила на культивирование в людях самых худших качеств— бурж. индивидуализма, стяжатель­ства, равнодушия к человеку. На службу своим узко­классовым, корыстным интересам она поставила и науку, и иск-во, и лит-ру.

Маркс и Энгельс видели цель К. в. во всестороннем, гармонич. развитии всех духовных и физич. сил каждого члена общества. Эту цель они сформули­ровали не как доброе пожелание на будущее, они вывели ее из закономерностей социально-историч. развития и прежде всего из потребностей обществ, производства. При коммунизме, когда орудия и сред­ства производства будут принадлежать всему обще­ству, не будет частной собственности и эксплуатации человека человеком, воспитание в равной степени станет доступным для всех. Все общество будет заин­тересовано в том, чтобы каждый человек получал самое широкое и разностороннее науч. образование, овладевал сокровищами мировой культуры, развивал свои деятельные способности.

Процесс создания материальных предпосылок и по­требностей в многосторонних людях в бурж. обществе протекает крайне противоречиво, антагонистично. Развитие крупной промышленности сопровождается постоянными переворотами в технике и технологии производства, в результате к-рых из сферы мате­риального производства устраняются одни виды труда и возникают другие. Непрерывное и практически бесконечное развитие и совершенствование техники требует и соответств. развития и совершенствования человека, его производств, навыков и знаний. Круп­ная промышленность нуждается в людях с широким науч.-технич. кругозором, к-рые могут легко ориен­тироваться в сложных механизмах, быстро приспо­сабливаться к новым технич. усовершенствованиям. Одновременно с этим крупная промышленность, ука­зывал Маркс, постоянно революционизирует разде­ление труда внутри общества и непрерывно бросает рабочих из одной отрасли производства в другую. Все это обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего, «... делает вопросом жизни и смерти признание пере-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.