(см. там же, т. 2, с. 440), но и ставит практич. задачу: «Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисцип-линированномтруде» и своими делами добивался, чтобы все смотрели «на труд не так, как на него смотрели прежде» («Задачи союзов молодежи», см. там же, т. 31, с. 274, 273).
В работе «Государство и революция» (1917) Лениным вскрыта глубокая связь между превращением труда в первую потребность каждого и полным отмиранием гос-ва: «Государство сможет отмереть полностью тогда, ...когда люди... добровольно будут трудиться п о способностям» (Соч., т. 25, с. 440). Разъясняя эту мысль в «Докладе о субботниках на Московской конференции РКП(б)» (1919), Ленин говорил, что К. т. означает, что «...люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения», что это «...не нормированный никакой властью, никаким государством, труд отдельных лиц на общественную пользу в широком масштабе» (Соч., т. 3.0, с. 260—62). Исчезновение необходимости требовать от каждого, чтобы он участвовал в труде, и специально стимулировать его трудовую деятельность извне, упрочение внутр. потребности в труде «...предполагает и не теперешнюю производительность труда и не тепер еш н е г о обывателя...» (Соч., т. 25, с. 441).
Но пока труд не стал первой потребностью каждого, пока в условиях социализма имеют огромное значение не совпадающие с содержанием деятельности побудит, мотивы морального характера (такие, как почетность труда, социалистич. соревнование), пока важную роль играет коллективная и личная материальная заинтересованность, гос-во должно строжайшим образом контролировать соблюдение всеми гражданами обязанности трудиться, правильность вознаграждения за труд, и осн. принципом остается: «Кто не работает, тот не ест». Этот принцип окажется излишним тогда, когда станет для всех само собой разумеющимся, что нет смысла жить не трудясь, когда будет преодолена косная сила традиций и привычек обывателя (см. Соч., т. 30, с. 164).
Путь к этому лежит через коммунистич. дисциплину труда, источник к-рой заключен в усвоении каждым членом общества обязанности трудиться в форме своего личного долга, в том, что каждый рассматривает все обществ, нужды как свои собственные и добровольно заботится о них, не считая это «чужой» функцией. «Мы будем работать,— писал Ленин,— чтобы ... вытравить привычку считать труд только повинностью и правомерным только оплаченный по известной норме труд..., чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд» (Соч., т. 31, с. 103). Элементы организации труда, основанной на этой «...свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся...»(Соч., т. 29, с. 387), Ленин открыл в родившихся из революц. энтузиазма «коммунистических субботниках» («Великий почин», 1919, и др.). Особенно высоко ценил Ленин то, что участники субботников, показывая пример бесплатного труда «...из сознания необходимости работать на общую пользу» (Соч., т. 30, с. 180), повысили производительность труда. «... Где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда...», труд на пользу «...не их „ближним", а „дальним", т.е. всему обществу в целом...», там, писал Ленин, начинается коммунизм, ибо «коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих» (Соч., т. 29, с. 394).
Первые ростки К. т. Ленин призывал «...тщательно изучать, ...внимательнейшим образом относиться к
32 КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД
ним, всячески помогать их росту и „ухаживать" за этими слабыми ростками» (там же, с. 392). Вместе с тем Ленин всегда настойчиво предостерегал и протестовал против слишком легкого употребления понятия «коммунистическое»: «... столь почетное название надо завоевать долгим и упорным трудом, завоевать доказанным практическим успехом в строительстве действительно коммунистическом» (там же, с. 398). «...Слово „коммунистический" требует к себе очень осторожного отношения», ибо только в субботниках, «...только в этом, чрезвычайно малом, явлении стало проявляться кое-что коммунистическое*, а в первоначальных формах социализма «...коммунистического еще... ничего нет» [«Доклад о субботниках на Московской конференции РКП(б)», см. Соч., т. 30, с. 261]. Поэтому, подчеркивал Ленин, когда речь идет о труде при социализме, правильнее было бы говорить не о коммунистическом, а о социалистическом труде..., так как К. т. «...в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труп, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и но сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма» («От разрушения векового уклада к творчеству нового», см. там же, с. 482).
Социализми борьба за торжество коммунистического труда.История строительства социализма показывает, как внутри социалистич. производств, отношений вместе сих становлением — благодаря ликвидации бурж. способа произ-ва и на основе социалистич. собственности на средства пропз-ва — формируются такие черты социалистич. труда, которые подготовляют переход к собственно К. т. К этим чертам принадлежат и такие, к-рые, получив максимальное развитие и исчерпав свою прогрессивную роль, изживут себя. Таковы, напр., современные формы материальной заинтересованности в труде, играющие важнейшую роль на стадии социализма. Но, наряду с отношением к труду как к источнику получаемых за труд средств потребления, почетному делу, приносящему моральное вознаграждение, и как к определяющему место человека в обществе, уже сами социалистич. производств, отношения порождают и др. стимулы к труду. Это, прежде всего, отношение к труду как к участию в осуществлении историч. цели социалистич. общества — в построении коммунизма, как к вытекающему отсюда сознательному служению обществу и деятельности на благо других. Действие этого фактора воплощает и организует коммунистич. партия (см. Коммунистическое воспитание). Задача состоит в том, чтобы цель общества стала непосредственно всеобщим интересом. Далее, по мере прогресса производит, сил социализма, совершенствования его экономич. отношений и организац. форм хоз. жизни, по мере роста занятости трудящихся теми видами труда, к-рые отличает сравнительно большая содержательность, зарождается и крепнет потребность в труде как творчестве — технич., научном, художеств, и даже социальном. Наконец, возникают элементы таких форм труда, когда выполнение основных производственных или служебных обязанностей, с одной стороны, и выполнение определ. функций на обществ, началах начинают не просто дополнять друг друга, но взаимопроникать, срастаться между собой. Эти три фактора в их единстве и придают социалистич. труду черты К. т. в широком смысле, к-рые представляют собой не какие-то готовые «куски» собственно К. т., а элементы, к-рые его
подготавливают. В распространении этих элементов К. т. особую роль играло и играет социалистическое соревнование, содержание к-рого соответствует характеру стимулов труда его участников. Оно в свою очередь становится фактором, усиливающим действие тех стимулов, нак-рых оно основано. Для социалистич. соревнования Ленин сформулировал три принципа: гласность, т. е. полная и широкая информация о ходе всех дел; сравнимость результатов и правильный учет всех условий; распространение передового опыта, обмен им, помощь победителей соревнования отстающим (см. Соч., т. 27, с. 182).
Первые «ростки» К. т. — коммунистич. субботники — были проявлением самоотверженности и героич. порыва рабочих во имя коммунизма. Субботники родились в борьбе со свирепствовавшим во время гражданской войны и интервенции голодом и разрухой; они — детище периода «военного коммунизма» (первый субботник был 12 апр. 1919 в депо Москва-Сортировочная Моск.-Казанской ж. д.). Их великое значение состоит в том, что они показали пример труда без вознаграждения, труда во имя обществ, (классовой) цели. Этот «великий почин» высоко ценил Ленин. Субботники не охватывали всей сферы произ-ва. В восстановит, период созданию условий для роста элементов К. т. в повседневном труде способствовала организация на предприятиях производств, совещаний (1923), призванных приобщить рабочих к участию в управлении хозяйством. Расширению почвы для ростков К. т. способствовало ударничество (1925—28, годы 1-й пятилетки), характеризовавшееся развитием рабочего рационализаторства. После создания основ социализма сложились новые формы социалистич. соревнования, связанные с новой техникой (стахановское движение 1935, движение многостаночников и др.).
После XX съезда КПСС (1956), поднявшего трудовую активность масс, социалистич. соревнование получило новый размах в форме движения новаторов произ-ва. С 1958, в условиях более высокого уровня развития производит, сил, экономики, науки, культуры и идеологии идущего к коммунизму социалистич. общества, развернулось новое, массовое движение за К. т., в к-ром развиваются элементы К. т. в широком смысле. Начало соревнования за звание бригад К. т. положил коллектив депо Москва-Сортировочная Моск.-Казанской ж. д. В качестве условий соревнования были приняты «три заповеди»: 1) работать все более высокопроизводительно... 2) постоянно учиться... 3) воспитывать в себе черты человека нового общества... Оценивая это движение, ЦК КПСС отметил, что «..в нем органически сочетаются борьба за достижение... наивысшей производительности труда и воспитание нового человека — хозяина своей страны, который постоянно смотрит вперед, дерзает, думает, творит» («Всесоюзное совещание передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда», 1960, с. 8). Не только высокие производств, показатели, но наряду с ними повышение культуры самого человека труда также становится мерилом успеха в соревновании. Укрепляются элементы потребности в труде как творчестве, ибо зарождается понимание того, что труд —не только затрата сил, но также приобретение, обогащение человека.
Труд во имя коммунизма выступает как труд на благо общества, на благо других, как помощь им, труд во имя обществ, долга. Так, напр., получило распространение движение за переход передовиков на отстающие участки произ-ва с целью поднять их до уровня передовых (инициатором его была В. Гаганова).
Элементы К. т. существуют не самостоятельно, а внутри социалистич. производств, отношений и подчинены им. Отличие социалистической материальной заинтересованности от «выгоды» в том и
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД 33
состоит, что она образует органическое единство двух форм — личной и коллективной материальной заинтересованности.
Единство личной и коллективной материальной заинтересованности, а также то, что труд определяет место человека в обществе, является основой возрастающей роли моральных стимулов к труду (признание и уважение коллектива, почет, поощрит, меры обществ, организаций, Коммунистич. партии и социа-лпстич. государства). При этом развитие стимулов, вырастающих лишь из обогащенного социального содержания труда вместе с реальной ответственностью человека в труде, не может быть сведено к идеологич. задаче формирования морального сознания.
«Автоматизация и комплексная механизация служат материальной основой для постепенного перерастания социалистического труда в труд коммунистический» (Программа КПСС, с. 67).
Элементы К. т. в социалистич. труде выступают как ускоряющие ход технич. прогресса.
Развитие элементов К. т. невозможно без усиления борьбы против унаследованных от эксплуататорского общества пережитков паразитизма, бюрократизма, по-требительски-собственнич., утилитарного отношения ко всей культуре.
Участники совр. движения за К. т. нередко берут на себя выполнение нек-рых функций учета, контроля и надзора. В Программе КПСС распространение коммунистич. форм труда связывается с участием коллективов предприятий в управлении ими (см. там же, с. 75).
Усвоение необходимости труда предполагает превращение дисциплины в самодисциплину, контроля в самоконтроль, организованности в самоорганизованность. При этом самоорганизованность — результат реального освоения и включения функции контроля в содержание деятельности, результат того, что каждый реально берет на себя всю полноту ответственности за все аспекты и последствия своей деятельности в обществе. Каждый должен подняться до уровня обществ, деятеля не в порядке дополнения к осн. труду, а в самом повседневном труде.
К. т. есть полное претворение в действительность высшего гуманистич. принципа: «Все во имя человека...» (там же, с. 6), ибо этот принцип совпадает с принципом: труд, его человеч. смысл — первая потребность, цель. Человек, к-рый в своей активной деятельности осуществляет свои интересы и интересы общества в целом и к-рый может с полным правом сказать: я — это мой труд, сам может быть только целью.
Развитие деятельных способностей человека требует решения проблемы свободного времени. В совр. движении за К. т. можно найти смелые попытки содержательного и даже творч. использования свободного времени наряду с новаторскими устремлениями в производит, труде. Пока труд таков, что остается средством жизни, задача состоит в сокращении рабочего времени на основе роста производительности труда. Однако увеличение свободного времени исторически Оправдано лишь тогда, когда оно означает увеличение не времени безделья, а времени разностороннего развития личности. Оно само — обществ, достояние величайшей ценности и потому бессодержательные занятия — это его расхищение. «Досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству» (там же, с. 121). В конечном счете труд в рабочее время и труд в свободное время, превратившись в К. т., сольются в единую самодеятельность.
В совр. движении за К. т. самым важным является не тот или иной частный успех его участников, а их готовность смело идти дальше, учиться решать более
глубокие задачи, поэтому девиз этого движения— «Учиться работать и жить по-коммунистически». По-ступат. движение социалистич. общества к коммунизму будет выдвигать, в частности, также и перед движением за К. т. все более трудные задачи, действительно глубокие проблемы и предъявлять гораздо более высокие требования к его участникам. Тем, кто завоевал почетное звание победителей в этом соревновании вчера, предстоит сделать гораздо больше, чтобы заслужить это звание завтра.
Движение за К. т.— новейшая из форм социалистич. соревнования. Развиваясь вширь, оно быстро приобрело подлинно массовый характер. Число его участников составляет 23 млн. чел. (1963).
Так как движение за К. т. по своему содержанию является закономерным результатом развития социалистич. общества, то и в др. странах мировой социалистич. системы складываются формы соревнования трудящихся, в к-рых обнаруживаются те же самые существ, черты. Так, с 1958 движение бригад социалистич. труда развернулось в ЧССР: его лозунг — «По-социалистически работать, по-социалистически жить!»; став массовым, оно захватило также и с. х-во. Аналогичные движения развиваются в ГДР (под лозунгом «Будем учиться работать и жить по-социалистически!»), в Болгарии (с 1959 — движение бригад образцового социалистич. труда), в Польше, Венгрии и др. странах социалистич. системы.
Совр. бурж. идеологи с их классовых позиций видят в науч. марксистской концепции К. т. и в практич. усилиях с целью ее осуществления в странах социализма лишь «утопию» или «эсхатологич. веру». Они либо объявляют человека навсегда обреченным на то, чтобы его труд противостоял ему в качестве чуждой враждебной силы (напр., большинство экзистенциалистов), либо пытаются с помощью паллиативов «смягчить» участь наемного рабочего, не выходя за пределы капитализма и даже не помышляя об устранении его язв (напр., индустриальная социология, концепция «человеческих отношений» и т. п.). Часто в качестве таких мер «смягчения» выдвигаются методы психологич. и идеологич. обработки, оглупления, об-мещанивания и культивирования бутафорских развлечений с целью внушить людям, низведенным до уровня «винтика», со стандартными запросами, чувство полной удовлетворенности существующим. Таков и новейший вариант старой буржуазной «идеи» об «изменении сознания». Один из самых распространенных пороков бурж. идеологии в трактовке проблемы отношения к труду состоит в сведении ее к чисто технич. проблеме: вместо анализа исторически возникших и преходящих социальных отношений, выразившихся в отчуждении труда, эти особые социальные условия фетишистски выдаются за свойства или самой техники (технократич. концепции и т. п.) или индивида как такового. Поэтому эти идеологи неспособны понять исто-рич. перспективы тех процессов, к-рые совершаются в странах социализма под руководством коммунистич. партий, под знаменем марксизма-ленинизма.
Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; его же, Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; е г о же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; е г о ж е, Заработная плата, там же; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Маркс К. иЭнгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же; его же, Коммунисты и Карл Гейнцен, там же, т. 4; е г о же, Принципы коммунизма, там же; Ленин В. И., Политический доклад ЦК 2 дек. [на VIII Всероссийской конференции РКП(б) 2—4 дек. 1919 г.], Соч., 4 изд., т. 30; его же, Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 дек. 1919 г., там же; его же, Доклад о субботниках на Московской общегор. конференции РКП(б) 20 дек. 1919 г., там же; его же, От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому суб-
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ботнику-маевке, там же, т. 31; его же, Речь на митинге, посвященном закладке памятника Освобожденному труду, 1 мая 1920 г., там же; его же, Задачи союза молодежи, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; XXII съезд КПСС 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М., 1962;Героич. трудом воздвигнем величеств, здание коммунизма! Обращение Пленума ЦК КПСС, в кн.: Пленум ЦК КПСС 24—29 июня 1959 г. Стеногр. отчет, М., 1959; У истоков коммунистич. труда, [Сб.] под ред. Г. Д. Костомарова, М., 1959; Кайдалов Д. П.> Коммунизм, труд и человек, М., 1960; Вознесенский Л. и Волков Ф., Замечательное движение современности, «Коммунист», 1960, № 8; М о р о з о в М., Родионов П., На главном направлении в борьбе за К. т., там же, 1961, У> 11; Гергаберг С. Р., Движение коллективов и ударников К. т., М., 1961; Глезерман Г. Е., Коммунизм и труд, М., 1961; И о й р ы ш А. И., Труд и коммунизм, М., 1961; Н о в о с е л о в Н. С, О превращении труда в первую жизненную потребность, М., 1961; С т р у м и л и н С. Г., Проблемы социализма и коммунизма в СССР, М., 1961; Леонтьев Л., Коммунизм и труд, [М.], 1962; О коммунистич. отношении к труду. [Сб. документов и материалов], М., 1962; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Б а т и щ е в Г., Человек — труд — свобода (рец.), «Новый мир», 1963, № 12; Разделение труда ^всестороннее развитие личности. [Материалы обсуждения], «Вопр. философии», 1962, № 10; 1963, Ни 3, 4, 9, 11, 12; 1964, ,Ni> 1,6; Батищев Г. С, Отношение к труду как первейшей потребности жизни — важнейшая черта человека коммунистич. общества. «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1963, № 1; Гвардия строителей коммунизма. [Материалы респ. совещания передовиков движения за К. т.], Йошкар-Ола, 1963; Волков Г., Эра роботов или эра человека, «Новый мир», 1963, № 9; Kurella A., Der Mensch als Schopfer seiner Selbst, В., 1958. См. также лит. при ст. Коммунистическое воспитание. Г. Батищев. Москва.
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ— планомерное, целеустремленное и систематич. формирование всесторонне и гармонично развитой личности; важнейшая составная часть теории научного коммунизма. Для построения коммунистич. общества необходимо не только создание соответствующей материально-технич. базы и на ее основе коммунистич. обществ, отношений, но и всестороннее развитие личности, формирование коммунистич. сознания людей, полного преодоления пережитков старого общества в области сознания, психологии, нравов, обычаев, творч. формирование способностей, дарований, талантов.
Предшественники научного коммунизма — утописты-социалисты — высказали ряд идей, вошедших в марксистское учение о К. в. Они выдвинули идею широкого общенародного воспитания. По их мнению, каждый обществ, институт, каждое обществ, мероприятие, все общество в целом должны представлять собой школу воспитания. «Так как формирование характера,— говорил Оуэн,— происходит изо дня в день, со дня рождения и еще до него, а затем в течение всей жизни, то каждый поселок во всех своих частях станет школой, где путем комбинированных мероприятий у всех его членов будет создаваться совершенный характер» (Соч., т. 2, М.—Л., 1950, с. 193).
Утописты поставили и отчасти решили ряд вопросов о значении идеальных факторов в воспитании; о месте в воспитании морали, иск-ва. Они впервые выдвинули идею безрелигиозного воспитания. Правда, у нек-рых утопистов религия еще остается, но она сводится либо к почитанию «божественной природы» (см. Т. Мор, «Утопия», М., 1953, с. 210), либо к поклонению гармонии (см. Ш. Фурье, Избр. соч., т. 3, М., 1954, с. 414).
Считая, что воспитание должно быть свободным от всякого принуждения, как внутреннего, так и внешнего, утописты критически относились и к бурж. морали, рассматривали ее как средство, сковывающее самодеятельность народа. Согласно Фурье, мораль, основанная на принуждении, так же неистинна и вредна для воспитания, как и религия. Воспитание «эпохи цивилизации», поскольку оно основывается на морали, подавляет все чувства и страсти человека, тогда как воспитание «строя гармонии» ведет к «взлету страстей» и будет обходиться без мораль-
ного принуждения. В будущем коммунистич. обществе принципы нравственности будут соблюдаться по привычке. По мнению Фурье, «... добрые нравы будут царить только в силу единодушного соглашения без вмешательства морали и законов, а тем паче наказаний. Но у гармонийцев хороший тон будет вовлекать в производительный труд...» (там же, т. 4, М., 1954, с. 160—61).
Очень настороженно утописты относятся к иск-ву. Как источник развлечения и чистого эстетич. наслаждения иск-во отрицается. Оно принимается ими лишь как средство обучения производительному труду. Правда, Фурье придавал большое значение эстетич. воспитанию в будущем обществе, считая, что опера и театр будут развивать страсть к соревнованию. Он предполагал, что при строе гармонии каждая фаланга будет любительским театром.
Одна из важнейших заслуг утопистов состоит в том, что они не ограничились поисками моральных, этич. и эстетич. мотивов к трудовой деятельности, но и в самой трудовой деятельности увидели определяющий мотив поведения человека во всех сферах его деятельности. Т. о., они впервые выдвинули идею о самовоспитании народа, о воспитании, к-рое совершается в процессе творч. труда. Почти у всех утопич. социалистов высказывается идея о соединении образования с трудом.
Исходя из этих положений, утописты отстаивали идею о всестороннем развитии человека как гл. уело вии К. в. «... Прошли времена,— говорил Оуэн,— когда требовались характеры, лишенные целостно сти... Наступил период, когда успехи знания тре буют создания ... всесторонне развитых разумных мужчин и женщин» (Соч., т. 2, с. 218). Воспитание, основанное на труде, является основой формирова ния гармонически и всесторонне развитой личности. Труд как условие свободного воспитания индивидов обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность и целостность индивидов. При строе гармонии «...вос питание,— по мнению Фурье,— должно быть слож но-целостным: сложным, поскольку оно фор мирует одновременно тело и душу, целостным, т. е. охватывающим все части ... тела и души, вводящим совершенство со всех точек зрения...» («О воспита нии при строе гармонии», М., 1939, с. 21). Однако, утверждая, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, они, как указал Маркс в 3-м тезисе о Фейербахе, забывают о том, что обстоятельства сами изменяются людьми. По их мнению, путь к по строению совершенного общества лежит через воспи тание новых людей. Но чтобы воспитать новых людей, надо изменить условия их жизни, создать новую социальную Среду. в. Шестиков. Москва.
Науч. основы теории К. в. были разработаны Марксом, Энгельсом и Лениным. Классики марксизма-ленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-историч. характер, они связали воспитание людей с переустройством обществ, отношений, с активной ролью людей в этом переустройстве в качестве его творцов. Только в результате обществ.-историч., трудовой деятельности человек формирует себя во всех своих человеческих качествах, осваивает материальную и духовную культуру, развивает свои деятельные способности. «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 2).
Классики марксизма показали, что в процессе обществ.-историч. практики, в процессе изменения социальных отношений происходит самовоспитание человека, формирование его реальной обществ, сущно-
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 35
сти, а также его сознания, психики, нравств. и эсте-тич. чувств. Только в обществ.-революц. практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подчеркивали, что суть К. в. состоит не в изобретении на утопич. манер новой формы противопоставления массе стоящих над ней воспитателей, а в том, чтобы «... сбросить с себя всю старую мерзость ...» (там же, с. 70, ср. с. 33). В этом творч. самоочищении от старой мерзости — воспитат. цель коммунистич. революции, понятой как совпадение изменения обстоятельств людьми и изменения ими самих себя. В ходе такого революц. процесса его вершители поднимаются до роли подлинных субъектов истории. Поэтому подлинно К. в. не имеет ничего общего с элитарной т. зр. на массу как на простой объект воспитания.
Маркс и Энгельс доказали, что в классовом обществе нет и не может быть человека вообще, что человек есть продукт обществ, отношений. Поскольку условия материальной жизни различных социальных групп различны, это определяет принадлежность всех людей к определ. классам. Поэтому в классово антагонистич. обществе не может быть бесклассового воспитания.
Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей критике бурж. систему воспитания, раскрыли ее классовую сущность. Буржуазия дает трудящимся образование постольку, поскольку это в ее интересах. Система ее нравств. воспитания сводится, по словам Маркса, к вдалбливанию- бурж. принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию человека человеком. Все средства воспитания буржуазия направила на культивирование в людях самых худших качеств— бурж. индивидуализма, стяжательства, равнодушия к человеку. На службу своим узкоклассовым, корыстным интересам она поставила и науку, и иск-во, и лит-ру.
Маркс и Энгельс видели цель К. в. во всестороннем, гармонич. развитии всех духовных и физич. сил каждого члена общества. Эту цель они сформулировали не как доброе пожелание на будущее, они вывели ее из закономерностей социально-историч. развития и прежде всего из потребностей обществ, производства. При коммунизме, когда орудия и средства производства будут принадлежать всему обществу, не будет частной собственности и эксплуатации человека человеком, воспитание в равной степени станет доступным для всех. Все общество будет заинтересовано в том, чтобы каждый человек получал самое широкое и разностороннее науч. образование, овладевал сокровищами мировой культуры, развивал свои деятельные способности.
Процесс создания материальных предпосылок и потребностей в многосторонних людях в бурж. обществе протекает крайне противоречиво, антагонистично. Развитие крупной промышленности сопровождается постоянными переворотами в технике и технологии производства, в результате к-рых из сферы материального производства устраняются одни виды труда и возникают другие. Непрерывное и практически бесконечное развитие и совершенствование техники требует и соответств. развития и совершенствования человека, его производств, навыков и знаний. Крупная промышленность нуждается в людях с широким науч.-технич. кругозором, к-рые могут легко ориентироваться в сложных механизмах, быстро приспосабливаться к новым технич. усовершенствованиям. Одновременно с этим крупная промышленность, указывал Маркс, постоянно революционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает рабочих из одной отрасли производства в другую. Все это обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего, «... делает вопросом жизни и смерти признание пере-